Библиографические ссылки
1. Казакова О. Б. Формирование эффективного механизма функционирования инновационной инфраструктуры в регионе // Аудит и финансовый анализ. М.: ДСМ-Пресс. 2007. № 6. С. 403-410.
2. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного раз-
вития : учеб. пособие / под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дага-ева. 3-е изд., перераб., доп. М.: Дело, 2007.
3. Золкин А. С. О концепции развития центров научно-технического творчества молодежи университетов // В мире научных открытий. Красноярск : ООО «Научноинновационный центр». 2010. №1,2. С. 192-197.
E. V. Sumina, T. A. Chalkin
ROLE OF YOUTH SCIENTIFIC AND TECHNICALWORK IN THE INNOVATIVE INFRASTRUCTURE CONSTRUCTION
In this paper we consider correlation between youth scientific and technical work (YSTW) and efficiency of innovative infrastructure functioning. We suggest a new approach to YSTW system modeling based on emphasis of 4 general stages of youth involvement, and for each of the stages the basic functions of respective youth policy mechanisms are defined. For the purpose of coordination of the YSTW system functioning in regional scale we also suggest a concept of methodological center for development and support of youth scientific and technical work and innovative activities projects and programs. The main goal, tasks and key activity trends ofsuch a center are described.
Keywords: scientific and technical work, innovative activity, commercialization of scientific results, innovative potential, youth policy, innovative infrastructure.
© СуминаЕ. В., Чалкин Т. А., 2010
УДК332.133.6
И. С. Ферова, С. Н. Гриб, С. А. Самусенко, М. Б. Двинский
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)*
Рассмотрена проблема формирования промышленной политики Красноярского края с учетом модернизации экономики и оптимизации структурного воспроизводства. Показано, что промышленность края имеет ряд факторов, ограничивающих ее опережающее развитие, проведен анализ промышленного производства и финансовых результатов по видам экономической деятельности. Предложены основные элементы концепции промышленной политики в контексте инновационной составляющей, а также оценено возможное развитие ведущих отраслей промышленности края с учетом реализации кластерного подхода и инновационной стратегии развития.
Ключевые слова: промышленная политика, инновационная стратегия, кластеры, концепция.
Стратегическое значение Красноярского края в решении общегосударственных задач связано с обеспечением топливно-энергетической безопасности страны, развитием транспортной связанности и целостности территории России, поддержанием конкурентоспособности РФ в части развития экспортного потенциала сырьевых отраслей. Приоритеты федерального центра по развитию экономики Красноярского края в большей степени связаны с освоением природных ресурсов. В настоящее время, доля продукции отраслей, ориентированных на выполнение федеральных приоритетов, доминирует в ВРП.
Большая часть начатых в крае крупных инвестиционных проектов направлено на создание инфраструктуры районов, связанных с развитием добывающих отраслей. В федеральных стратегических документах, отраслевых стратегиях и программах развития крупных корпораций на перспективу до 2030 г. все больше будет усиливаться позиционирование Красноярского края как ресурсного региона. В связи с этим, чрезвычайно актуальной является проблема формирования промышленной политики, которая позволит оптимизировать структуру воспроизводства промышленности края, увеличить долю отрас-
* Работа выполнена при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки науки и научно-технической деятельности (код проекта КФ-78).
лей глубокой переработки в ВРП, а также обеспечит инновационное развитие промышленности и, как следствие, повысит эффективность социально-экономического развития региона [1].
При разработке концепции промышленной политики Красноярского края возникает выбор альтернатив:
- создание условий для масштабного увеличения добычи и первичной переработки природных ресурсов;
- задание ограничений на масштабы наращивания добычи ресурсов; выбор и стимулирование приоритетных видов экономической деятельности, связанных с глубокой переработкой сырья и направленных на усиление конкурентных позиций России и Красноярского края на мировых рынках (например, лесопромышленный кластер).
Анализ производства по видам экономической деятельности показал, что на протяжении последних пяти лет основными источниками доходов промышленности Красноярского края являются металлургия, добыча полезных ископаемых и энергетика [2]. Доля прочих видов деятельности крайне мала и редко составляет более 5 %. Отрицательным здесь является тот факт, что перечисленные отрасли зависимы от общеэкономической конъюнктуры, в частности, от уровня мировых цен на продукцию. Был также проведен анализ факторов, влияющих на выручку промышленных предприятий края. В частности, стоимость отгруженной продукции в статистических данных всегда представляется в действующих ценах. Таким образом, объем отгруженной продукции определяется факторами изменения цен производителей на промышленную продукцию и роста физических объемов отгруженной продукции в сопоставимых цен. В промышленных отраслях Красноярского края присутствуют различные типы зависимостей выручки. Так, в добывающих отраслях, особенно в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, присутствует почти линейная зависимость (г = 0,98) доходов от физических объемов и отрицательная корреляция с ценами. Второй фактор, возможно, объясняется общим падением цен при увеличении объемов добываемых полезных ископаемых, а также тем, что снижение цен на энергоносители побуждает производителей компенсировать это за счет роста объемов добычи и продаж.
В производстве металлов и металлических изделий выявлена существенная зависимость объемов получаемой предприятиями выручки от уровня цен производителей, а также определенная обратная связь с физическими объемами. Отчасти это объясняется экспортной направленностью отрасли и, соответственно, зависимостью от уровня мировых цен на основную продукцию отрасли (сталь, алюминий). При общем падении цен увеличение объемов продаж не дает желаемого прироста выручки.
В энергетической отрасли оба фактора сбалансированы: зависимость выручки от объемов продаж линейна (г = 1), от цен - значительна (г = 0,85).
Таким образом, связанный анализ структуры, динамики и факторов, влияющих на продажи в промышленном секторе Красноярского края выявляет тревожный факт. Наибольшую долю в структуре отгруженной продукции занимает металлургическая отрасль, зависящая от ценовой конъюнктуры. Управление продажами (фи-
зическими объемами) здесь не дает должного эффекта. Следовательно, существенная часть поступлений от промышленного производства и связанные с этим доходы бюджета определяются внешними по отношению к производителю, мало контролируемыми им факторами. Значительная ценовая зависимость, а, следовательно, уязвимость отраслей при общеэкономических кризисных явлениях наблюдается также в деятельности по добыче неэнергетических полезных ископаемых, в обрабатывающей промышленности в целом, особенно - в пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, химической, а также в транспортном машиностроении.
Положительным является то, что в 2010 г. произошел структурный сдвиг в пользу деятельности по добыче топливно-энергетических ископаемых, выручка от продаж которых контролируется компаниями-производителями и зависит от физических объемов.
Далее был проведен анализ финансовых результатов по видам экономической деятельности.
Показатели рентабельности продаж основного продукта (отношение прибыли от продаж к себестоимости) и индекс соотношения показателей прибыли предприятия до налогообложения к прибыли от продаж приводятся в табл. 1.
Наиболее высокие и устойчивые значения рентабельности основного продукта характерны для отраслей по добыче топливно-энергетических и прочих полезных ископаемых (исключение составляет падение рентабельности в 2007 г. до 10 %), производство кокса и нефтепродуктов, производство неметаллических и минеральных продуктов. Наиболее рентабельный вид экономической деятельности - металлургия.
Соотношение прибыли до налогообложения и прибыли от продаж позволяет оценить качество прибыли, т. е. то, насколько основная деятельность предприятий, осуществляющих данный вид деятельности обеспечивает его финансовый результат. Значение данного индекса, превышающее 1, показывает, что организация получает прибыль и от продаж, и от прочих операций. Чем этот показатель выше, тем большую часть финансовых результатов компания формирует за счет прочих видов деятельности. Это указывает на случайный характер доходов или, при устойчивости тенденции, на то, что промышленная деятельность практически прекращена и предприятия могут, в частности, получать доходы от сдачи в наем пустующих промышленных площадей, т. е. о фактическом перепрофилировании деятельности. Описанная ситуация наблюдается в 2006 г. в машиностроении и в 2008 г. в химической промышленности.
Положительные значения, меньшие единицы свидетельствуют о прибыльности по основной деятельности и убыточности - по прочей. Чем ближе значение индекса к нулю, тем большая часть прибыли от обычной деятельности направляется на покрытие прочих расходов. Последнее может свидетельствовать как о неизбежности некоторых видов прочих расходов (например, на аренду, выплату процентов по заемным обязательствам), так и о нерациональной структуре управления привлеченным капиталом. Ситуация существенного использования прибыли от продаж на прочие нужды наблюдается, в частно-
сти, в текстильной промышленности, машиностроении, транспортном машиностроении. Отрицательное значение индекса свидетельствует о том, что прибыль от продаж не достаточна для покрытия убытков от прочей деятельности (пищевая, деревообрабатывающая, химическая промышленности). Нестабильность индексов характерная для нефтеперерабатывающей промышленности, металлургии, производства электрооборудования (значительная часть прибыли от продаж нивелируется убытками от прочих операций). Этот факт может объясняться как значительными инвестициями за счет заемных источников (существенные расходы на уплату процентов в структуре прочих расходов), так и распространенностью аффилированных структур, в которых происходит перераспределение прибыли в пользу компаний, расположенных за пределами Красноярского края.
Расчет показателя прибыльности (как отношение прибыли до налогообложения к выручке компаний) по отраслям промышленности за 2009 -1 квартал 2010 гг. представлен в табл. 2
Рентабельность по видам :
В 2010 г. прибыльность всех видов деятельности возрастает по сравнению с кризисным 2009 г., особенно это характерно для энергетической отрасли (рост в 6 раз) и добычи полезных ископаемых (рост в 3 раза).
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие внутренние системные проблемы и ограничения развития края:
- монопрофильность экономики: сырьевая экономика;
- зависимость от конъюнктуры мирового рынка на первичные ресурсы;
- неравномерность экономического развития в территориальном разрезе;
- дисбаланс между территориями экономического роста и территориями социально-комфортного расселения;
- средний уровень инновационной активности;
- территориальная несбалансированность инвестиционного роста;
территориальная дифференциация и низкий уровень развития инфраструктуры;
- сокращение демографического потенциала;
Таблица 1
ономической деятельности
Показатели по ВЭД Рентабельность продаж, % Индекс (Прибыль до налога /Прибыль от продаж)
2005 2006 2007 2008 2005 2006 2007 2008
Добыча полезных ископаемых, в том числе: 38,60 74,10 11,50 67,7 1,16 1,07 1,89 0,23
топливно-энергетических 10,90 30,50 32,10 40,9 -0,19 0,72 0,57 0,73
прочих 74,30 119,80 10,10 90,5 1,60 1,14 2,49 0,03
Обрабатывающие производства, в том числе: 67,50 106,90 106,70 62,5 0,77 0,84 0,95 -0,19
пищевая промышленность 1,80 1,90 2,10 4,90 -0,60 -0,93 -0,32 0,04
текстильная промышленность -17,0 -8,20 -32,50 10,2 0,90 0,05 0,13 0,01
кожевенная промышленность 18,30 27,70 18,90 14,80 0,86 0,91 0,96 1,17
деревообрабатывающая промышленность 4,80 3,70 12,70 3,50 0,29 0,64 0,47 -1,83
ЦБМ, издательская, полиграфическая -2,30 5,30 4,40 -9,20 1,57 0,20 0,06 1,05
нефтеперерабатывающая промышленность 57,00 76,90 46,80 46,3 0,29 -0,04 0,33 2,15
химическая промышленность 8,10 0,80 4,00 -1,50 -0,07 -4,11 -0,72 3,29
производство резины и пластмасс -7,10 -8,50 -0,80 -7,50 1,44 0,86 1,31 0,82
производство неметаллов и минералов 10,70 13,20 25,00 25,4 0,84 1,04 0,93 0,75
металлургия 99,30 161,90 157,10 91,0 0,83 0,92 1,05 -0,29
машиностроение 2,00 -0,20 3,20 8,00 -1,63 18,70 0,07 0,43
производство электрооборудования 10,60 8,70 10,10 7,90 0,81 0,42 0,65 1,85
транспортное машиностроение -0,90 8,90 7,40 6,50 2,02 0,45 0,27 0,21
прочее 5,50 1,50 2,60 5,30 0,19 0,18 0,02 -0,07
Энергетика 4,10 2,30 1,20 3,10 0,61 2,72 4,23 1,29
Таблица 2
Прибыльность по укрупненным отраслям за 2009 - 1 квартал 2010 гг.
Укрупненные отрасли Выручка, млн. руб. Прибыль до налога, млн. руб. Прибыльность
2009 1 квартал 2010 г. 2009 1 квартал 2010 г. 2009 1 квартал 2010 г.
Добыча полезных ископаемых 83 952,00 49 343,11 21 681,90 40 860,40 25,83 82,81
Обрабатывающая промышленность 404 772,00 101 526,15 11 6830,10 40 055,60 28,86 39,45
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 76 970,00 26 759,70 2 417,70 5 420,20 3,14 20,26
- неравномерность пространственного развития по уровню и качеству жизни населения;
- невысокий уровень развития и тенденции деградации социальной инфраструктуры и сферы социальных услуг в ряде районов.
В связи с этим, при разработке концепции промышленной политики в сложившихся условиях необходимо учитывать следующее [ 1 ]:
- промышленная политика должна носить не отраслевой, а региональный характер, т. е. высокая конкурентоспособность территории должна держаться на сильных позициях отдельных территориально-производственных кластерах. Поэтому для Красноярского края актуальным является формирование приоритетов развития в разрезе групп территорий с акцентом, как на национальные приоритеты, так и внутрикраевые;
- острой проблемой, решение которой должно быть приоритетным в перспективе, является высокая степень монополизации ключевых конкурентных секторов экономики. В настоящее время это создает условия, ограничивающие действия рыночных механизмов, развитие среднего бизнеса, а также недостаточно высокую мотивацию к внедрению инновации и модернизации. К сожалению, отчуждение части природной ренты в пользу монополистов не является в настоящее время мотивом для разработки и внедрения инновации и модернизации.
На наш взгляд основные элементы механизма промышленной политики заключаются в реализации следующих задач:
- кластерный подход в развитии промышленности региона;
- реализация крупных промышленных проектов;
- развитие частногосударственного партнерства.
При этом все элементы должны быть пронизаны инновационной стратегией [3].
Рассмотрим, с учетом вышеизложенного, особенности развития приоритетных отраслей стратегической специализации Красноярского края.
Лесной комплекс. Развитие лесного комплекса необходимо осуществлять на основе формирования лесопромышленного кластера: развитие предприятий по глубокой переработки древесины, лесного машиностроения, химии, лесоразведения и др.
Основные проблемы отрасли: неэффективность существующей системы управления лесными ресурсами; неэффективность систем лесозаготовки; низкий уровень переработки лесного сырья; экологические проблемы.
Кластер высокотехнологичных отраслей, наукииин-новации.
Необходимо понимать, что в ближайшие 10 лет развитие отрасли не принесет существенного эффекта и вклада в формирование ВРП Красноярского края, в данный период необходимо создать задел для создания прорывных направлений развития. Центрами кристализиции в данной обрасти будут ОАО «Информационно-спутниковые системы имени» имени академика М. Ф. Решетне-ва» (ГЛОНАСС, производство спутников гражданского назначения), ФГУП «Горно-химический комбинат» (ОЯТ технологии, солнечный кластер), Сибирский федеральный университет, НИИ СО РАН, СибГАУ
Добыча полезных ископаемых, геологоразведка.
Нефтегазовый комплекс. Основная цель развития нефтегазового комплекса на территории Красноярского края - обеспечение стратегической топливно-энергетической безопасности Российской Федерации, газификация территории Красноярского края, создание условий для развития газо-, нефтехимии.
В период до 2020 г. наиболее важными в отношении добычи полезных ископаемых, как ожидается, будут проблемы освоения и обеспечения надлежащей эффективности эксплуатации месторождений, а также вопросы кадрового обеспечения добывающих отраслей.
Ключевой проблемой в рамках освоения месторождений края является недостаточная степень развития транспортной и энергетической инфраструктуры, что создает значительные сложности освоения вновь открытых и перспективных месторождений.
Геологоразведка. Обладая огромными природными ресурсами Красноярский край характеризуется низким уровнем подтверждения разведанных запасов по широкому спектру сырья.
Инфраструктуро-образующие отрасли экономики.
Транспортно-логистическая инфраструктура. Развитие транспортной инфраструктуры Красноярского края должно осуществляться в целях снижения отрицательного влияния на конкурентоспособность региональных производителей удаленного географического местоположения от основных российских и мировых рынков сбыта; удовлетворения ожидаемого роста мобильности населения и транспортных потребностей грузовладельцев. Приоритетное значение для региона имеют проекты развития транспортной инфраструктуры, направленные:
- на ликвидацию существующих и потенциальных «узких мест» в опорной транспортной сети края;
- развитие и транспортное обеспечение новых промышленных зон экономического роста, прежде всего, в рамках инвестиционных проектов общегосударственного значения;
- обеспечение доступности для населения края воздушного сообщения с центральными и западными регионами России;
- сохранение сети местных аэропортов, прежде всего, в регионах, не имеющих альтернативных наземных видов транспорта.
Энергетическая инфраструктура. Основной целью развития электроэнергетики в период до 2020 г. является обеспечение уровня генерации энергии и плотности передающих сетей, достаточных для удовлетворения потребностей, предъявляемых со стороны отраслей экономики при обеспечении экономической доступности и экологической безопасности генерации и доставки электроэнергии. В связи с этим электроэнергетика должна учитывать три ключевых тренда развития экономики:
- общий рост экономики региона на уровне 3-6 % в год (в зависимости от сценария);
- изменение территориальной структуры потребления электроэнергии, в том числе обусловленное значительным расширением алюминиевой металлургии -крупным потребителем электроэнергии, а также развитием экспорта и межрегиональных перетоков электроэнергии;
- снижение электроэнергоемкости производства по большинству отраслей.
Связь и телекоммуникации. Первоочередной целью развития связи и телекоммуникаций является обеспечение достаточной пропускной способности каналов связи для удовлетворения существующих и перспективных потребностей отраслей экономики региона и населения, а также доступности и достаточности телекоммуникационных возможностей для решения задач в рамках социального развития региона. В рамках достижения основной цели необходимо, во-первых, увеличение зоны покрытия услугами связи; во-вторых, повышение доступности и качества предоставляемых услуг.
Вторым направлением является переход на современные телекоммуникационные технологии, в первую очередь, переход на цифровые технологии проводной связи и телевещания.
Развитие отраслей текущей специализации Красноярского края.
Металлургия. Цветная металлургия является традиционной отраслью специализации Красноярского края, формирует значимую часть ВРП и поступлений в бюджетную систему. Развитие отрасли в подавляющей степени определяется динамикой мировых рынков, что практически исключает возможность стратегического управления ее развитием.
Успешная реализация существующего потенциала развития металлургической области в Красноярском крае предполагает решение ряда важнейших проблем, стоящих перед отраслью: это вопросы снабжения сырьем, повышения эффективности производства продукции, а также различные аспекты защиты и расширения рынков сбыта металлургической продукции.
Химия и нефте(газо)химия. В первую очередь потребуется создание инфраструктуры для сбора и переработки попутных нефтяных газов в процессе разработки и эксплуатации нефтяных и газоконденсатных месторождений. Для стимулирования организации такой инфраструктуры необходимо предусмотреть возможность налоговых и таможенных льгот для нефтегазовых компаний, реализующих подобные проекты. Следует рассмотреть возможность введения законодательных ограничений на непроизводительную утилизацию попутных нефтяных газов.
Стратегию развития нефте(газо)химии необходимо формировать с учетом того, что в рассматриваемый период будет достаточно жесткая конкуренция за инвестиционные ресурсы со стороны Сибирских регионов.
Машиностроение. В настоящий момент машиностроительные предприятия Красноярского края находятся в достаточно тяжелом состоянии и достижение амбициозных целей по интенсивному развитию отрасли предполагает решение ряда проблем, наиболее значительными из которых являются устаревание технической и технологической базы машиностроительных предприятий, а также ограниченность спроса на продукцию отрасли.
Агропромышленный комплекс. Доля населения, проживающего в сельской местности Красноярского края, составляет 24 % (около 700 тыс. чел.), для которых сельское хозяйство обеспечивает значимую часть доходов, включая натуральную форму. В результате отрасль име-
ет высокое социальное значение. Для успешного развития сельского хозяйства в Красноярском крае необходимо решение проблем по следующим основным направлениям: несоответствие современным требованиям технологической базы сельского хозяйства, дефицит специалистов необходимой квалификации, сложность финансирования текущей деятельности сельскохозяйственных производителей, монополизация со стороны крупнейших региональных переработчиков сельскохозяйственной продукции, слабость логистической структуры.
Туристско-рекреационный комплекс. В рамках развития туристско-рекреационного комплекса Красноярского края ключевыми моментами являются недостаточная координация в части формирования туристско-рекреационных зон, недостаточность условий для развития компонентов туристско-рекреационных зон и усилий по их продвижению.
Локализация приоритетных направлений структурных трансформаций в территориально-отраслевых кластерах.
Территориальная политика и управление территориальным развитием должны стать важнейшей составной частью системы стратегического планирования в Красноярском крае. В стратегии долгосрочного развития региона до 2020 г. эти проблемы будут рассмотрены укрупнено в контексте и взаимосвязи с основными направлениями структурной, инвестиционной и социальной политики региона. Детальная проработка проблем и направлений территориального развития края должна быть рассмотрена в схеме территориального планирования Красноярского края. Возможна разработка генеральной схемы развития и размещения производительных сил Красноярского края, схем развития и размещения производительных сил отдельных территорий.
Целесообразно рассмотреть территориальную структуру экономики Красноярского каря как в широтном разрезе (при этом каждая из широтных зон будет иметь выраженную стратегическую специализацию), так и в разрезе укрупненных территориальных образований.
Красноярский Север. Образ будущего Красноярского Севера - это индустриальные комплексы нового поколения: металлургический и нефтегазовый, сохраненный природно-экономический потенциал традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, модернизированная энергетика и транспортно-коммуникационные системы, адекватные требованиям постиндустриального общества. Развитая транспортная инфраструктура на новом технологическом базисе, арктическая авиация, система поселений с высоким качеством и надежностью систем жизнеобеспечения, сочетающая базовые города и мобильные вахтовые поселки.
В качестве первоочередных задач в период реализации «Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Красноярского края до 2020 г.» должны рассматриваться формирование Норильско-Туруханского ТПК и Нижне-Енисейского ТЛУ (Игарка, Дудинка, Диксон).
В Северных районах видится целесообразным вахтовый способ освоения ресурсов региона, необходимость реализации программ переселения с Севера на Юг (красноярская агломерация, южные районы), закрытие непер-
спективных поселений через укрупнение существующих населенных пунктов.
Нижнее Приангарье. Новый промышленно-сырьевой район, максимально приближенный к чрезвычайно емкому рынку стран АТР. Основная цель развития Нижнего Приангарья - комплексное использование ресурсного потенциала региона на основе создания и развития комплексов энергоемких производств (энергетика, металлургия и др.) и создание высокотехнологического кластера по глубокой переработке древесины (производство строительных материалов, конструкций и сборных домов (деревянное домостроение), обрабатывающие производства на основе сырьевой базы ЛПК (древесина, бумага, целлюлоза, плиты МДФ), переработка отходов ЛПК, производство деревянных шпал (пропитанных), строительная индустрия, инжиниринг в области ЛПК, создание систем проживания в условиях севера, подготовка кадров для ЛПК). Основой развития Нижнего Приангарья является реализация инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», предусматривающего развитие энергетической и транспортной инфраструктуры в районе Нижнего Приангарья (за счет бюджетных средств), требуемой для обеспечения строительства объектов промышленности и электроэнергетики (за счет средств частных инвесторов).
Развитие лесопромышленного комплекса, энергетики и металлургии на территории региона будет способствовать созданию большого количества новых рабочих мест. Одновременно, развитие предприятий указанных комплексов и обслуживающих отраслей и существующая система расселения будут не совпадать, что в свою очередь может спровоцировать миграционные потоки внутри региона, имеющие как маятниковый или сезонный характер, так и постоянный. Данный процесс будет усиливаться развитием гидроэлектроэнергетики. В результате, необходимо пересмотреть существующую территориальную организацию населения с привязкой к новым направлениям экономического развития.
Центральные и южные районы края. Центральные районы Красноярского края: основа развития - формирование Красноярской агломерации.
Направления развития: высокотехнологичные отрасли экономики, экономика знаний, транспортно-логистический центр, сфера услуг, малый бизнес.
Важнейшим приоритетом развития городских поселений края является формирование крупнейшей агломерации вокруг административно-экономического центра
- города Красноярска. В долгосрочной перспективе именно Красноярская агломерация должна стать новым сибирским центром экономики знаний, а также важнейшим транспортно-логистическим узлом. В свою очередь, достижению указанной цели будет способствовать рост численности и концентрации населения.
Южные районы Красноярского края. Направления развития: сельское хозяйство, туристско-рекреационная зона; формирование благоприятной среды для жизнедеятельности, поддержание постоянной численности населения, повышение демографических показателей.
С точки зрения инновационной составляющей край обладает значительным инновационным потенциалом, но ключевой проблемой является отсутствие четкой струк-
туризации процессов внедрения инновации, значимой инфраструктуры. Край не является регионом лидером в инновационной сфере. Так, несмотря на то, что в структуре промышленности Красноярского края есть предприятия, относящиеся к высокотехнологичным, большое количество вузов, исследовательских институтов СО РАН, комплексный потенциал инновационности в сравнении с другими регионами (по исследованиям в рамках технологического форсайта на федеральном уровне) имеет невысокое значение комплексного индекса инновационности (попадает в 4-ую группу «средний инновационный потенциал»). Это в будущем может повлиять на возможность получения как государственных, так и частных инвестиций на развитие инновационных секторов.
Приоритетами в стратегии инновационного развития края может стать:
- масштабное включение при формировании кластера высокотехнологичных отраслей в федеральные программы и проекты, программы госкорпораций;
- создание научно-образовательного кластера в Красноярской агломерации, охватывающего все уровни и учреждения образования, ядром которого должны стать два вуза: СФУиСибГАУ;
- развитие сектора инновационного предпринимательства на основе формирования региональной технико-внедренческой зоны, развитие сети бизнес-инкубаторов, создание нескольких технопарков при участии крупных компаний.
Технологическая модернизация необходима подавляющему числу предприятий края. Фактически приоритеты модернизации в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов будут связаны с выбором ограниченного числа предприятий в отраслях стратегической специализации и созданием механизмов для привлечения федеральных и региональных ресурсов на модернизацию. При этом необходимо делать выбор по стратегии модернизации: либо модернизация будет направлена на улучшение технико-экономических показателей деятельности, либо кардинальная модернизация связана со сменой технологии, изменением номенклатуры и качеством выпускаемой продукции, глубиной переработки, передела [4].
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о приоритетах инновационного развития промышленности края, а также о возможностях использования кластерного подхода как инструмента реализации эффективной промышленной политики. Результаты исследования могут быть использованы органами управления Красноярского края при разработке Стратегии социально-экономического развития и формировании Концепции промышленной политики.
Библиографические ссылки
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008.№ 1662-р. М., 2008.
2. Краткосрочные социально-экономические показатели Красноярского края : сайт [Электронный ресурс]. иИХ: http://www.krasstat.gks.ru/public/Lists/ List3/ view.aspx? PageView=Shared.
3. Кузнецов Е. Механизмы запуска инновационного циональная инновационная система и государственная роста в России//Вопросы экономики. 2003. № 3. С. 4-26. инновационная политика РФ». М., 2009.
4. Базовый доклад министра А. Фурсенко к обзору ОЭСР национальной инновационной системы РФ «На-
I. S. Ferova, S. N. Grib, S. A. Samusenko, M. B. Dvinskiy
APPROACHES TO FORMATION OF INDUSTRIAL POLICY CONCEPT IN THE CONTEXT OF INNOVATION COMPONENT (ON THE EXAMPLE OF KRASNOYARSK REGION)
The article dwells upon a problem of Krasnoyarsk region industrial policy formation with regard to economy modernization and structural reproduction optimization. It is shown that regional industry has a number of factors limiting its accelerated development; industrial production and financial results were analyzed by types of economic activity. Basic elements of industrial policy concept were suggested in scope of innovations; perspective development of leading industrial branches of the region was estimated in compliance with innovation strategy of development and implementation of the cluster approach.
Keywords: industrial policy, innovation strategy, clusters, concept.
© Ферова И. С., Гриб С. Н., Самусенко С. А., Двинский М. Б., 2010
УДК330.341.1:62.001.7
Т. А. Чалкин, Г. Я. Белякова
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ*
Рассмотрена институциональная инфраструктура управления инновационной деятельностью как совокупность отдельных субъектов экономических взаимоотношений, объединенных общей целью снижения рисков инновационной деятельности и увеличения объема производства инновационной продукции. В рамках проведенного исследования на основе данных о существующих институтах поддержки инноваций в Российской Федерации и Красноярском крае построена трехуровневая структурная модель инновационной инфраструктуры, отражающая основные принципы и механизмы взаимодействия субъектов в ней.
Ключевые слова: инновационная деятельность, институциональная инфраструктура, управление инновациями, стадии инновационного процесса, механизмы поддержки инноваций, снижение рисков.
В последние годы вопрос инновационного переустройства экономики России стал ключевым как для государственных институтов, так и для многих коммерческих структур и общественных организаций. При этом активно ведется научно-исследовательская и практическая работа по механизмам создания институтов инновационной инфраструктуры, призванных осуществлять эффективное управление инновационной деятельностью.
Общий объем вложений в инновационную сферу из бюджетных источников в России достигает 1,3 % от ВВП, но те средства, которые приходят в инновационный сектор, не приносят должного эффекта. При этом доля инновационной продукции в экспорте выше, чем на внутреннем рынке, что указывает на невосприимчивость оте-
чественной экономики к инновациям. Таким образом, в инновационной сфере страны на сегодняшний день остается нерешенным целый пласт системных проблем, в первую очередь, проблема эффективности функционирования инновационной инфраструктуры [1].
Под инновационной деятельностью будем понимать деятельность, направленную на создание и внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, результаты которой используются для экономического роста и повышения конкурентоспособности. Как правило, инновационная деятельность осуществляется в рамках инновационных проектов различной направленности и масштаба. Под инновационным про-
*Работа выполнена при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.