УДК 35
Шукюрова М.Г.1 Инуркаева А. А.2
ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ МОТИВАЦИИ К ТРУДУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Аннотация. В статье анализируются наиболее известные научные концепции мотивации к труду государственных служащих. Развивая идеи рассмотренных подходов, авторы делают вывод о необходимости учитывать новые тенденции, изменения, которые происходят в экономической, политической, культурной жизни общества и то, как меняются ценностные ориентации и мотивы чиновников. Недостаточная проработанность проблемы мотивирования служащих к эффективному и результативному труду, по мнению авторов, делает ее актуальной для будущих исследований.
Ключевые слова: потребности, мотивы, мотивация, удовлетворённость трудом, мотивация государственных служащих, концепция общественного служения.
Shukyurova M.
Inurkaeva A.
APPROACHES TO THE STUDY OF MOTIVATION TO WORK OF CIVIL SERVANTS
Abstract. The paper analyzes the most well-known scientific concepts of motivation to work of civil servants. Developing the ideas of the considered approaches, the authors conclude that it is necessary to take into account new trends, changes that occur in the economic, political, cultural life of society and how the value orientations and motives of officials change. According to the authors, the insufficient elaboration of the problem of motivating employees to work effectively and efficiently makes it relevant for future research.
Keywords: needs, motives, motivation, job satisfaction, motivation of civil servants, the concept of public service.
Интерес теоретиков и практиков управления к изучению психологии поведения человека на рабочем месте имеет давнюю историю. Попытки выявить закономерности, определяющие эффективность и производительность труда персонала, нашли свое отражение в трудах зарубежных и отечественных исследователей в начале прошлого столетия. Наиболее известными миру стали труды Ф.У Тейлора, Ф. Гилберта, Л. Гилберта, Г. Гантта, Г. Эмерсона, П.М. Якобсона,
В.Г. Подмаркова, В. А. Ядова, А.Г. Здравомыс-лова и др.
Практика управления доказала, что побудительные силы, заставляющие людей работать с полной отдачей в интересах организации, нужно искать в сфере психологии. Стало понятно, что ни одна сфера деятельности не может быть эффективной без должного организационного поведения персонала. Предметом научных исследований стали такие категории, как «потребности», «мотивы», «мотивация», «удов-
1 Шукюрова Маргарита Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Margarita Shukyurova, Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Department of Public and Municipal Administration and Law, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
2 Инуркаева Аминат Ахмадовна, магистрант, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, email: [email protected]
Aminat Inurkaeva, Graduate Student, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
летворённость трудом». Исследования этих аспектов имели чрезвычайную важность в решении задач, где человеческий ресурс является определяющим в достижении желаемого результата. К такой сфере, безусловно, относится государственная гражданская служба. Проблема мотивация государственных служащих стала объектом пристального внимания не только многочисленных научных публикаций, но и административной реформы в нашей стране и за рубежом. Вместе с тем мотивированные чиновники не стали массовым явлением.
Приведем примеры наиболее известных исследований мотивации труда государственных чиновников - научных концепций, идеи которых достаточно популярны и применяются в практике управления в настоящее время.
Предметом каждого из таких исследований стали психологические феномены - мотивация к труду, удовлетворенность трудом в такой сфере, как государственная служба. Говоря о мотивации необходимо четко идентифицировать это понятие. Так, если понятие «мотив» в психологии определяется как «состояние внутреннего возбуждения, которое служит реальным источником поведения человека и побуждает его к действиям» [1], то мотивация представлена как причина его активности, направленная на удовлетворение потребностей различного уровня.
Более сложным личностным образованием является включенность человека в совместную целенаправленную деятельность, как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоактуализации. Но на практике то, что мотивирует человека отдавать своей работе максимум сил, имеет гораздо больше оснований и причин. Они могут быть не столь очевидны, и даже не вполне осознаваемы. Внутренняя мотивации к труду представляет собой сложное когнитивно-личностное образование, которое тесно связано с такими важными параметрами личности, как самооценка и самоуважение, удовлетворенность результатами труда. Внешняя мотивация - это стимулы (заработная плата, карьера, публичное признание) действующие как факторы, способные усилить или ослабить внутреннюю мотивацию.
Доказано, что, чем больше для работника удовлетворение его мотивов связывается с его деятельностью, тем больше усилий он будет стремиться проявлять в труде, тем самым делая этот труд эффективнее и результативнее. Таким образом, можно сказать, что мотивация к труду и удовлетворенность трудом - два важнейших фактора эффективности сотрудников и результативности их деятельности.
Значение удовлетворенности трудом объясняется тем, что это положительное эмоциональное состояние, феномен, который не только служит фактором эффективности отдельно взятого сотрудника, но в долгосрочной перспективе влияет на состояние массового обыденного сознания, общественных настроений и отношений в обществе.
Удовлетворение, полученное от достижения поставленной цели, будет влиять на выбор модели поведения в достижении подобных целей в будущем. И если первоначально цель была достигнута как результат соблюдения законов, профессиональных компетенций, добросовестного исполнения своего служебного долга, есть больше вероятности, что это будет основой формирования социально значимых личностных установок и повышения мотивации к труду в дальнейшем. Так, Е.В. Корниенко и А.В. Клетенберг полагают, что «удовлетворенность трудом персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель повышения удовлетворенности трудом - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволит повысить общую результативность деятельности организации» [2].
Обращает на себя внимание тот факт, что почти до окончания прошлого столетия, многочисленные исследования мотивации и удовлетворенности трудом в основном обслуживали интересы бизнеса. Однако идеи бизнеса постепенно проникали в сферу государственного управления. Менеджериальная модель государственного управления (New Public Management, NPM), теоретические основы которой были заложены в работе Д. Осборна
и Т. Геблера, с конца 80-х годов динамично внедрялась в практику, развивая идеи нового государственного менеджмента. Эти идеи послужили модернизации административных систем более чем в семидесяти странах.
Суть идей NPM состоит в том, что государственное и муниципальное управление
- это такой же сегмент общественно-экономических отношений, как и другие. Он интегрирован во взаимодействие с другими
- бизнес-сферой и некоммерческими организациями. С этой позиции основной целью труда чиновников становится экономическая эффективность. Критика теории не заставила себя долго ждать. Главной претензией стало то, что, что при таком подходе мораль, этика, справедливость, гражданское участие в принятии решений оказываются для чиновников второстепенными, что явно вступает в противоречие с самой сущностью института государственной службы [3].
Изучение мотивации государственных гражданских служащих впервые было предпринято американскими учеными Д. Перри и Л. Уайзом в 1990 г. Ученые предметно исследовали мотивы к труду государственных служащих и привели аргументы, обосновывающие особенности мотивации чиновников. Разработанная Д. Перри и Л. Уайзом «концепция общественного служения» предложила альтернативное существующему до этого времени объяснение выбора поведения человека, наделенного властными полномочиями, по поводу общих благ. В отличие от теории рационального выбора, обращенной к сугубо экономическим интересам субъекта труда, в качестве побуждающей к активному действию, стала рассматриваться «мотивация служения обществу» [4].
Разработанная Д. Перри и Л. Уайзом теория «мотивации служения обществу» стала альтернативой теории рационального выбора [5]. Выполненное исследование выявило зависимость, при которой «мотивация к государственной службе» (public service motivation, PSM) приносит выгоды государственным организациям только тогда, когда она способствует росту соответствия личности
организации». Привлекательность государственной службы, как сферы профессиональной деятельности, высокий уровень мотивации и удовлетворенность трудом способствуют привлечению и закреплению профессиональных кадров.
Среди известных теорий мотивации к труду государственных служащих выделяется теория Э. Локка и Г. П. Лэтема. Модель, предложенная этими учеными, дает обоснование прямой зависимости значимости цели деятельности, самоотдачи в ее достижении и уровне самооценки госслужащего, как мотивов продуктивной деятельности. Эмпирическим путем было доказано, что государственные служащие более успешно и охотно выполняют работу, когда у них есть четко сформулированные цели, понятые и сложные задачи, которые, по их мнению, важны и достижимы.
Пожалуй, одной из популярных и цитируемых в научном мире теорий является теория самодетерминации, предложенная М. Ганье и Э.Л. Деси, По мнению И.Ю. Лабзовой, «это макротеория мотивации человека, касающаяся таких базовых вопросов, как развитие личности, универсальные психологические потребности, жизненные цели и устремления, энергия и жизненные силы, бессознательные процессы, отношение к мотивации в культуре и влияние социального окружения на мотивации, поведение и благополучие» [6].
Данная теория представляет собой сугубо психологический подход к исследованию внутренней и внешней мотивации, как факторов благополучия и развития человека. В качестве детерминант эффективности и удовлетворенности трудом данная концепция рассматривает такие базовые потребности, как: относительная автономность в работе, т. е. возможность самостоятельно контролировать свою деятельность и поступки; компетентность; связь с окружающими [7].
Не вызывает сомнение, что изучение моти-вационно-потребностной сферы имеет как теоретическую, так практическую значимость для государственного и муниципального уп-
равления. Исследования в области «мотивации к государственной службе» (public service motivation, далее - PSM) в настоящее время стали общепризнанными. Однако здесь мы согласимся с мнением И. Б. Шебуракова и О. Н. Шебураковой, что «при всей интенсивности внимания к этой теме можно отметить относительную однобокость и отрывочность предлагаемых решений» [8]. Речь идет о том, что авторы многочисленных исследований и концепций, которые были предложены до настоящего времени, сосредоточили свое внимание в основном на таких проблемах, как привлекательность госслужбы, удовлетворенность трудом на государственной службе и специфика мотивации к труду государственных служащих.
Специфика мотивов к труду на госслужбе, как правило, изучается в сравнении с коммерческими организациями. Многими учеными подчеркивается стремление госслужащих к выполнению миссии служения, что не свойственно работникам частного сектора. Однако это не находит массового подтверждения в практике. Привлекательность государственной службы как сферы, в которой может быть реализовано желание принимать участие в разработке и принятии управленческих решений на уровне органа власти, также не является гарантией эффективности деятельности чиновника.
Следует отметить, что при всей очевидности значения удовлетворенности трудом как состоянием комфорта и положительных эмоций, влияющих на состояние массового обыденного сознания, общественных настроений и отношений в обществе, задачи повышения эффективности и результативности труда государственных служащих следует решать в плоскости управления их мотивацией.
Трудовая мотивация служащего как желание работать интенсивно и профессионально имеет гораздо большее значение для стоящих перед органами государственной власти задач.
Из этого можно сделать вывод, что исследовать необходимо, прежде всего, факторы, от которых зависит желание чиновника работать
на государство и общество хорошо и много. На повестке исследований - поиск возможности воздействовать внешними стимулами на внутреннюю мотивацию работников, которая послужит механизмом мотивации к труду, обеспечивающему гарантированно высокие показатели деятельности.
Развивая идеи рассмотренных подходов, представляется важным учитывать изменения, которые происходят в экономической, политической, культурной жизни. Эти изменения оказывают влияние на мотивы труда современных чиновников. Мы полностью согласны с мнением Г. П. Зинченко о том, что «настраивая мотивационный механизм современной служебной деятельности чиновников, следует учитывать изменение ценностных ориентаций гражданских служащих, которые приобретают предпринимательский характер: нацеленность на карьерный служебный рост, конкурентность в работе, ответственность перед гражданами, профессионализм и новаторство» [9].
Обзор научных исследований в области мотивации к государственной службе показал, что они составляют активно развивающуюся предметную область в рамках сферы Public administration. Это служит в современном государственном управлении основанием для более рационального и эффективно мотивирования миллионов государственных служащих на служение обществу. Тем не менее, нерешенных вопросов, связанных с совершенствование методов мотивации профессиональной служебной деятельности государственных служащих, еще очень много. На сегодняшний день мотивация служения является едва ли не центральной проблемой, решение которой связано с повышением эффективности государственной гражданской службы. Следует отметить, что до настоящего времени в России число научных разработок, которые бы брали на вооружение исследовательский инструмент PSM, невелико. Отечественных разработок также недостаточно. Очевидно, что исследования в данном направлении по-прежнему актуальны и практически значимы.
БИБЛИОГРФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. URL: https://www.koob.ru/nemov_r (дата обращения: 10.02.2023).
2. Корниенко Е. В., Клетенберг А.В. Удовлетворенность трудом современных государственных служащих: анализ и способы регулирования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №19. С. 53-59.
3. Корчагин Р. Н., Панкратов И. Ю. Возможности реализации концепции нового государственного управления // Государственная служба. 2013. №5 (85).
4. Жигун Л.А., Рязанцева М. В. Теоретико-методологические основы мотивации государственных служащих за рубежом // Экономика. Налоги. Право. 2017. №5. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=30520148 (дата обращения: 10.02.2023).
5. Шарин В. И. Место общественного служения в структуре мотиваций российских государственных гражданских служащих // Human Progress. 2021. Том 7, Вып. 2. С. 19. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=46407647.
6. Лабзова И. Ю. Теория самоопределения и её применение в зарубежной образовательной практике // ЧиО. 2017. №3 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-samoopredeleniya-i-eyo-primenenie-v-zarubezhnoy-obrazovatelnoy-praktike.
7. Шелдон Кеннон Маршалл. Введение в теорию самодетерминации и новые подходы к мотивации роста // СПЖ. 2016. №62. С..7-17.
8. Шебураков И.Б., Шебуракова О. Н. Мотивация государственных гражданских служащих: необходимость системного подхода // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018. №3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/motivatsiya-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-neobhodimost-sistemnogo-podhoda.
9. Зинченко Г. П., Зинченко Я. Г. Мотивационные стратегии государственных служащих // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2015. №1. С. 9-15.
10. Калгин А. С. Источники и последствия наличия мотивации к государственной службе (Public Service Motivation): обзор исследовательской области // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. №2. C. 215-239.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Nemov R.S. Psychological dictionary. M.: VLADOS, 2007. URL: https://www.koob.ru/nemov_r (Accessed 10.02.2023).
2. Kornienko E.V., Kletenberg A.V. Satisfaction with the work of modern civil servants: analysis and methods of regulation // National interests: priorities and safety. 2011. No. 19. Pp. 53-59.
3. Korchagin R.N., Pankratov I.Yu. Possibilities of implementing the concept of new public administration // Public Service. 2013. No. 5 (85).
4. Zhigun L.A., Ryazantseva M.V. Theoretical and methodological foundations of the motivation of civil servants abroad // Economics. Taxes. Right. 2017. No. 5. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=30520148 (date of access: 02/10/2023).
5. Sharin V.I. The place of public service in the structure of motivations of Russian state civil servants // Human Progress. 2021. Volume 7, Issue. 2. P. 19. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=46407647.
6. Labzova I.Yu. Theory of self-determination and its application in foreign educational practice // ChiO. 2017. No. 3 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-samoopredeleniya-i-eyo-primenenie-v-zarubezhnoy-obrazovatelnoy-praktike.
7. Sheldon Kennon Marshall Introduction to the theory of self-determination and new approaches to growth motivation // Siberian Journal of Psychology. 2016. No. 62. P. 7-17.
8. Sheburakov I.B., Sheburakova O.N. Motivation of public civil servants: the need for a systematic
approach // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: State and municipal management. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-neobhodimost-sistemnogo-podhoda.
9. Zinchenko G.P., Zinchenko Ya.G. Motivational strategies of civil servants // State and municipal management. Scientific notes. 2015. No. 1. Pp. 9-15.
10. Kalgin A. S. Sources and consequences of having motivation for public service (Public Service Motivation): an overview of the research area // Issues of state and municipal management. 2020. No. 2. Pp. 215-239.