Научная статья на тему 'Подходы в дистанционном обучении русскому языку как иностранному'

Подходы в дистанционном обучении русскому языку как иностранному Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1423
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / СТУДЕНТ / STUDENT / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / QUALITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарева О.В., Белоглазова Л.Б.

В статье обсуждаются подходы к обучению студентов вузов русскому языку как иностранному. Обращается внимание на то, что эффективное проведение образовательного процесса в дистанционном обучении может быть реализовано только при комплексном учете всех компонентов системы обучения, один из которых подход к обучению. Излагаются концептуальные положения такого обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES IN DISTANCE LEARNING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

In article approaches to training of students of higher education institutions in Russian as foreign are discussed. The attention that effective carrying out educational process in distance learning can be realized only at the complex accounting of all components of system of training one of which approach to training is focused. Conceptual provisions of such training are stated.

Текст научной работы на тему «Подходы в дистанционном обучении русскому языку как иностранному»

РАЗВИТИЕ СЕТИ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОДХОДЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

О.В. Бондарева, Л.Б. Белоглазова

Кафедра русского языка № 1 Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/3, Москва, Россия, 117198

В статье обсуждаются подходы к обучению студентов вузов русскому языку как иностранному. Обращается внимание на то, что эффективное проведение образовательного процесса в дистанционном обучении может быть реализовано только при комплексном учете всех компонентов системы обучения, один из которых — подход к обучению. Излагаются концептуальные положения такого обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, русский язык как иностранный, студент, качество обучения.

Как известно, в соответствии с выбранным подходом к обучению формируются все остальные компоненты системы обучения. В рамках определенного подхода к обучению определяются цели, содержание, методы обучения, которые реализуют концепцию выбранного подхода, отбираются способы и приемы обучения, которые обеспечивают овладение языком. Характер связей между компонентами системы обучения также определяется подходом.

В настоящее время путь повышения эффективности образовательного процесса специалисты связывают с идеями гуманизации, демократизации, дифференциации и индивидуализации. В связи с этим познавательная деятельность учащихся, как правило, организуется в рамках личностно ориентированного («личностно-деятель-ностного» [3]) подхода, при котором учитываются индивидуальные возможности и способности студента, основной акцент делается на самостоятельную деятельность учащегося и в то же время на взаимное сотрудничество всех участников обучения между собой. Такое обучение имеет развивающий характер, направлено на развитие личности учащегося. В связи с этим становятся актуальными вопросы, связанные с психологическими проблемами интеллектуального и нравственного развития обучающихся и способами их решения в педагогической практике [1; 4], в том числе при изучении русского языка как иностранного.

Так как дистанционная форма обучения предполагает взаимодействие преподавателя со студентами на расстоянии, отсутствует ярко выраженное непосредственное

Бондарева О.В., Белоглазова Л.Б. Подходы в дистанционном обучении русскому языку...

участие и влияние личности преподавателя, такое как, например, в очной форме обучения. Отсюда большое значение приобретают значимые для дистанционного обучения психолого-педагогические проблемы развития самостоятельного мышления.

Еще одна причина значимости этих вопросов объясняется спецификой дистанционного обучения, ведь студент в процессе обучения по большей части имеет дело не с педагогом, субъектом педагогических воздействий, а с материалом учебника на мониторе, т.е. с объектом обучения. «Учебный материал для дистанционного обучения рассчитан, как известно, скорее не на личностное взаимодействие, а на передачу информации некоему "усредненному обучаемому" и адресуется ему как объекту информационного процесса» [2; 6. С. 10]. Отсюда, по мнению специалистов, возникают некоторые психологические трудности у учащихся, обусловленные спецификой «психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации» [7].

Дистанционное обучение русскому языку как иностранному, по нашему мнению, должно происходить на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и основываться на следующих концептуальных положениях.

В центре педагогического процесса должен быть конкретный обучаемый, его учебно-познавательная деятельность, осуществляемая в соответствии с индивидуальной программой обучения.

Обучение строится на базе педагогического общения с преподавателем и коммуникативного взаимодействия учащихся между собой, сотрудничества в процессе познавательной и творческой деятельности.

Учащийся приобретает знания самостоятельно и по возможности активно, используя новейшие педагогические технологии, повышающие мотивацию и раскрытие внутренних резервов каждого учащегося.

Функции контроля, осуществляемого преподавателем, преобразуются в связи со спецификой дистанционной формы обучения [8]. Система контроля носит систематический характер, строится на основе оперативной обратной связи, заложенной в тексте материала, или отсроченного контроля [5].

Обучение дистанционно должно предусматривать ту или иную форму дифференциации с использованием технологий разноуровнего обучения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 1965. — 227 с.

[2] Демкин В., Руденко Т., Серкова Н. Психолого-педагогические особенности дистанционного образования // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — С. 124—128.

[3] Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и пере-раб. — М.: Логос, 2004. — 384 с.

[4] Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003. — 536 с.

[5] Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в высшей школе. — 1998. — № 5. — С. 6-11; № 6. — С. 18-24.

[6] Мараховская Н.В., Пилипенко А.И. Проблемы дистанционного обучения. Аспект психолого-познавательных барьеров: монография. — Брянск: Издательство БГТУ, 2001. — 127 с.

Вестник РУДН, серия Информатизация образования, 2015, № 2

[7] Старов М.И., Вислобокова М.В. Психолого-педагогические проблемы общения при дистанционном обучении // Дистанционное образование. — 1999. — № 2. — С. 26—31.

[8] Шабанов А.Г. Практика авторизованного обучения в условиях дистанционного образования // Инновации в образовании. — 2001. — № 2. — С. 104—106.

LITERATURA

[1] BeljaevB.V. Ocherki po psihologii obuchenija inostrannym jazykam. — M.: Prosveshhenie, 1965. — 227 s.

[2] Demkin V., Rudenko T, Serkova N. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti distancionnogo obrazovanija // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2000. — № 3. — S. 124—128.

[3] Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija: uchebnik dlja vuzov. 2-e izd., dop., ispr. i pererab. — M.: Logos, 2004. — 384 s.

[4] Leont'ev A.A. Jazyk i rechevaja dejatel'nost' v obshhej i pedagogicheskoj psihologii: Izbrannye psihologicheskie trudy. — M.: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta, 2003. — 536 s.

[5] Polat E.S. Nekotorye konceptual'nye polozhenija organizacii distancionnogo obuchenija inostrannomu jazyku na baze komp'juternyh telekommunikacij // Inostrannye jazyki v vysshej shkole. — 1998. — № 5. — S. 6-11; № 6. — S. 18-24.

[6] Marahovskaja N.V., Pilipenko A.I. Problemy distancionnogo obuchenija. Aspekt psihologo-poznavatel'nyh bar'erov: monografija. — Brjansk: Izdatel'stvo BGTU, 2001. — 127 s.

[7] StarovM.I., VislobokovaM.V. Psihologo-pedagogicheskie problemy obshhenija pri distancionnom obuchenii // Distancionnoe obrazovanie. — 1999. — № 2. — S. 26-31.

[8] Shabanov A.G. Praktika avtorizovannogo obuchenija v uslovijah distancionnogo obrazovanija // Innovacii v obrazovanii. — 2001. — № 2. — S. 104-106.

APPROACHES IN DISTANCE LEARNING RUSSIAN AS A FOREIGN

LANGUAGE

O.V. Bondareva, L.B. Beloglazova

Chair of Russian № 1 Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maclay str, 10/3, Moscow, Russia, 117198

In article approaches to training of students of higher education institutions in Russian as foreign are discussed. The attention that effective carrying out educational process in distance learning can be realized only at the complex accounting of all components of system of training one of which — approach to training is focused. Conceptual provisions of such training are stated.

Key words: distance learning, Russian as a foreign language, student, quality of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.