Научная статья на тему 'Подходы современных российских элитологов к изучению советской номенклатуры'

Подходы современных российских элитологов к изучению советской номенклатуры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
946
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ / РОССИЙСКАЯ ЭЛИТОЛОГИЯ / ПРАВЯЩИЙ КЛАСС / СОВЕТСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КЛАСС / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР / СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛИТЫ / POWER / STATE / THEORY OF POLITICAL ELITE / RUSSIAN SCIENCE ABOUT ELITE / RULING CLASS / SOVIET NOMENCLATURE / ANALYTICAL APPROACH / STANDARD APPROACH / POLITICAL INSTITUTE / INSTITUTIONAL APPROACH / STRUCTURALLY FUNCTIONAL APPROACH / SUBJECT-ACTIVITY APPROACH / SOCIAL PROCESSES / POLITICAL CLASS / POLITICAL ACTOR / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ELITE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Парамыгина Юлия Владимировна

Рассматриваются некоторые подходы к изучению политической элиты, в частности советской номенклатуры, современных российских исследователей. В рамках структурно-функционального и институционального подходов советский правящий класс представлен как корпоративная организация с определенными правилами функционирования, расчлененная на четыре основные группы в соответствии с иерархическим принципом. В современных философских и психологических работах указывается недостаточность данных подходов и необходимость их сочетания с субъектно-деятельностным подходом с целью индивидуализации понятия «элита». Предлагается рассматривать статус субъекта в политической системе наряду с политическими институтами. В работах современных элитологов в результате анализа значительного объема эмпирического материала предпринимаются попытки выявления социопсихологических характеристик номенклатурных работников, которые могут послужить обоснованием стратегий поведения политической элиты и как следствие этого принятие стратегически важных для общества решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches of Modern Russian Scientists to Study the Soviet Nomenclature

In the article some approaches to study political elite, in particular the Soviet nomenclature, used by modern Russian researchers are considered. Within the limits of structurally functional and institutional approaches the Soviet ruling class is presented as the corporative organization with the certain rules of functioning, divided on four basic groups according to hierarchical principle. In modern philosophic and psychological researches insufficiency of the given approaches and necessity to combine them with subjectactivity approach in order to define the term "elite" is described. It is offered to consider the status of object in political system side by side with political institutes. In modern researching works attempts to reveal socio-psychological characteristics of authorities are undertaken as a result of analysis of the significant volume of empirical material. These characteristics can serve as a substantiation of political elite behavior and hence as acceptances of strategically important decisions for a society.

Текст научной работы на тему «Подходы современных российских элитологов к изучению советской номенклатуры»

ББК 66.041.121

Ю.В. Парамыгина

Подходы современных российских элитологов к изучению советской номенклатуры

Ключевые слова: власть, государство, теория политических элит, российская элитология, правящий класс, советская номенклатура, политическая элита, аналитический подход, нормативный подход, политический институт, институциональный подход, структурно-функциональный подход, субъектно-деятельностный подход, социальные процессы, политический класс, политический актор, социопсихологические характеристики элиты.

Key words: power, state, theory of political elite, Russian science about elite, ruling class, Soviet nomenclature, political elite, analytical approach, standard approach, political institute, institutional approach, structurally functional approach, subject-activity approach, social processes, political class, political actor, socio-psycho-logical characteristics of elite.

Теория политических элит имеет длительную историю и продолжает развивается. Основы ее концепции были заложены в конце XIX - начале XX столетия в трудах итальянских социологов Вильфредо Парето и Гаэтано Моска, которые рассматривали элитарность общества как необходимость и норматив [1, с. 25-26]. Затем концепция получала свое дальнейшее развитие в Западной Европе.

В советское время элитологические исследования были запрещены, по идеологическим соображениям. Являясь атрибутом антагонистического общества, элита не могла существовать в обществе социалистическом. В советской социологии существовало направление «критической элитологии», а элитистские концепции считались предшественниками расистских, фашистских идеологий [2, с. 45; 3, с. 159].

Формирование российской элитологии приходится на постсоветский период, т.е. на последние 15-20 лет. Современные исследователи, анализируя развитие российского элитообразующего процесса, выделяют три основные фазы развития элиты: имперский, советский и современный. Нередко при рассмотрении современной элиты они возвращаются в период советской истории правящего класса, обращая основное внимание на номенклатурное происхождение представителей современной политической элиты.

Объектом статьи является советская номенклатура, а предметом - подходы к ее изучению, используемые российскими исследователями.

Г.К. Ашин, являясь одним из первых в стране исследователей элит, обозначил два различных подхода к политической элите : аналитический и нормативный. Первый не имеет ценностной окраски, здесь элита рассматривается как часть общества, занимающая ключевые позиции в структурах власти.

Нормативный подход исходит из ценностно и идеологически ориентированной констатации вечности существования элит как сообществ, обладающих превосходством над другими людьми [3, с. 160].

Российские исследователи находятся по большей части в русле аналитического и функционального подходов. В данном ключе современные политологические исследования довольно операциональны. Для них свойственна трактовка элиты как категории лиц, обладающих властью, вне зависимости от того, какие факторы обусловили их властное положение: происхождение, финансовое

состояние или личные заслуги [4, с. 96]. Современный исследователь политических элит социолог О.В. Крыштановская выделяет слои политического класса с точки зрения обладания ресурсами власти, высшим из которых и является элита.

В рамках институционального подхода элита представляет собой относительно замкнутую группу и рассматривается в виде корпоративной организации как политическая структура с определенными правилами функционирования. Если исходить из данного подхода, то геометрия советской политической элиты была подобна пирамиде. Здесь единая иерархия пронизывала государственную корпорацию сверху донизу, в которой политический класс был институ-ционализиван в форме номенклатуры [5, с. 8].

Советская номенклатурная элита имела четкие формы, обусловленные ее институциональным характером. Списки ключевых должностей составлялись в ЦК КПСС. Назначение на эти должности было невозможно без согласования с руководящими партийными органами [6, с. 51-52].

Весь социум управлялся из единого центра - Политбюро ЦК КПСС. В условиях политической системы мобилизационного типа элита представляла собой иерархичную организацию с жестко вертикальным подчинением верховной власти, строгой централизацией, формирование которой происходило по принципу «привилегии за службу», способом ротации которой являлась чистка [4, с. 261]. Политический класс представлял собой монолитное образование, расчлененное на четыре основные группы. Структура данного института была такова: собственно Политбюро ЦК КПСС; номенклатура политбюро ЦК КПСС, т.е. перечень должностей, назначение на которые происходило на заседаниях политбюро. В эту номенклатурную группу входили первые и иногда

Политология

вторые секретари республиканских ЦК компартий, первые секретари обкомов и горкомов крупнейших городов, союзные министры, высшие военные чины, послы всех социалистических стран и стран «большой семерки». Следующая ступень - номенклатура Секретариата ЦК КПСС, в которую входили вторые секретари обкомов и т.п. Четвертая ступень - учетноконтрольная номенклатура [6, с. 52].

Иерархический принцип номенклатуры заключался в том, что человек должен был последовательно подниматься со ступеньки на ступеньку. Иерархия не имела исключений, охватывала все сферы, все отрасли и территории страны. Особую роль имели качества управленческой элиты и способности высшего эшелона управления создать эффективно работающий слой региональных и отраслевых руководителей и оптимально разместить их на стратегически важных постах [4, с. 267-268].

Политолог Л. Шевцова называет эту структуру «пирамидальным конституционным каркасом» [7, с. 321]. В зависимости от степени концентрации власти, обособленности и закрытости верхний угол пирамиды правящего класса будет более или менее острым [5, с. 25]. Здесь политическая элита выступает верхушкой правящего класса, владеющего политическим капиталом и находящимся внутри государственной корпорации [5, с. 20]. Элита является верхней стратой политического класса, стоит на вершине государственной пирамиды, контролируя стратегические ресурсы власти, принимая решения общегосударственного уровня.

Элита не только правит обществом, но и управляет политическим классом, а также создает такие формы организации государства, при которых ее позиции являются эксклюзивными. Политический класс формирует элиту и в то же время является источником ее пополнения. Элита распоряжается государственной машиной, и в этом смысле является собственником государства.

Элита - полноценная социальная группа, которая имеет сложную внутреннюю структуру. Находясь на вершине пирамиды, она ограничивает связи с внешним миром, чтобы оградить себя от лавинообразных информационных потоков [5, с. 30].

Джеймс Мэйзел в своей книге «Миф правящего класса» пишет, что принадлежность к элите больше похожа на членство в эксклюзивном клубе (цит. по: [8, с. 30]). О самоизоляции советской номенклатуры писал М. Восленский: «Начиная с определенного уровня номенклатурные чины живут как бы вовсе не в СССР, а в некой спецстране. Рядовые советские граждане отгорожены от этой спецстраны так же тщательно, как и от любой другой заграницы. Номенклатурное семейство в СССР может пройти весь жизненный путь - от родильного дома до могилы: работать, развлекаться, учиться и лечиться, не соприкасаясь с советским народом, на службе которого якобы находится

номенклатура» [9, с. 317-318]. Элита объединена сговором и тайной круговой порукой. Элита - само-сохраняющийся, замкнутый сегмент общества. Хотя, несмотря на очевидно закрытый характер номенклатуры, процесс ее рекрутирования в 1930-е гг. носил открытый характер в связи с интенсивной ротацией состава элиты за счет внеэлитных слоев [4, с. 11].

О.В. Крыштановская в качестве основных характеристик элиты выделяет сплоченность как ключевую характеристику. О.В. Гаман-Голутвина в данном случае указывает на то, что уровень внутренней сплоченности элиты зависит от степени ее социальной и национальной однородности. Второй характеристикой элиты является групповое самосознание, которое возникает как результат консолидации на основе защиты своего привилегированного положения. В данном случае понятие «номенклатура» было ключевым для идентификации членов политического класса в СССР и означало наличие некой ментальной, а не только институциональной общности. Третьей характеристикой политической элиты являются множественные неформальные связи, личные отношения между членами группы, где каждый знает каждого [5, с. 35-37].

Основной функцией элиты как института является предотвращение дезинтеграции общества вследствие неконтролируемых действий социальных групп. Исследования А. Дуки показали, что институциональный фактор связан с возникновением возможностей для появления и закрепления новых институтов. Элита полагает пределы компетенции других институтов, т.е. является институционализирующим фактором. Структурный аспект институционализации властных групп определяет возможности элиты обеспечить себе легитимизацию, социальную поддержку [10, с. 66;

11, с. 182]. В соответствии с эти подходом советская номенклатура как институт представляла собой внутренне однородную группу людей с общим сознанием, согласованностью в действиях для сохранения своего привилегированного положения, определенным распределением ролей.

Несмотря на то, что институциональный подход дает возможность констатировать, что эффективность политической системы общества определяется не только развитостью политической структуры, но и правилами, по которым эти структуры осуществляют свою деятельность, он явно недостаточен. Его следует дополнить субъектным подходом, предполагающим рассмотрение статуса субъекта в политической системе общества наряду с политическими институтами, но не просто субъекта, а субъекта действующего [3, с. 165].

Субъектно-деятельностный подход как особая методология анализа общественных процессов получил свое развитие прежде всего в философских и психологических работах.

На необходимость сочетания институционального и субъектного подходов при анализе политических

структур общества указал В. Ядов. В работе «А все же умом Россию понять» он охарактеризовал изменения в теоретических подходах российской социологии: «К настоящему времени в общесоциальных теориях системно-структурные и структурно-функциональные образы начинают уступать социально-культурным и деятельностно-субъектным представлениям о динамике социальных изменений» [12, с. 11]. Отмечается, что невозможно представить себе функционирование политических структур общества без субъектов. «Индивиды наполняют собой, своей энергией, волей, интересами, мотивами, установками политические организации и институты. В конечном счете, развитие общества, история в целом, есть итог и процесс деятельности конкретных людей», - отмечают поли -тические психологи А. Деркач, Е. Шестопал, К. Абульханова-Славская [13, с. 47].

Психолог А.В. Брушлинский писал о том, что человек как субъект рассматривается как винтик государственно-производственной машины, элементом производительных сил в идеологии и практике тоталитаризма и до сих пор - во многих теориях. Их позитивное преодоление - одна из актуальных задач науки [14, с. 65].

Последовательным сторонником субъектного подхода при анализе политических процессов является также историк В. Тишков, разработавший методологию историко-ситуативного анализа, в основе которой - признание необходимости выделять индивидуальных акторов и их стратегии как важную составляющую историко-политического анализа, в соответствии с которым необходимо при рассмотрении ряда современных событий обращать внимание на стратегии людей, на процесс принятия решений на политической арене, на выбор проектных сценариев [3, с. 167].

Советская идеология и философия накладывала табу на понятие «субъект» даже там, где речь шла о деятельности. Познание, деятельность и психика рассматривались как самостоятельные абстракции, «бесчеловечные сущности». Сегодня концепция понятия «субъект» активно разрабатывается.

В продолжении развития субъектного подхода появляется ресурсно-стратегический подход, где субъектом, актором является тот, который обладает ресурсами социального действия, ставит цели и владеет стратегиями их достижения. В Росси данный подход развивается в работах В. Гельмана и его коллег, работающих в парадигме анализа политических режимов в отдельных российских регионах и использующих понятие «актор» для анализа политических процессов. Подход, который разделяет данный исследователь, является разновидностью ресурсно-стратегического с выделением особого значения фактора влияния, поэтому может быть обозначен как влиятельный. В его рамках В. Гельман строит типологию акторов с

учетом количества и степени влияния, которым они располагают.

Если рассматривать акторов с точки зрения степени влияния, то можно выделить доминирующего актора (ему соответствует моноцентрический режим) и отсутствие доминирующего актора, которому соответствует полицентричный режим. В рамках первой модели можно рассматривать советское государство. Здесь фактором, наложившим драматический отпечаток на ход реализации мобилизационной модели развития, стали особенности личности Сталина. Будь у руля государства личность иного склада, возможно, политический процесс был бы менее экстремистским. Очевидно, что реализация концепции форсированной модернизации требовала соответствующей системы власти и рекрутирования элиты, способной реализовать этот курс [3, с. 172; 4, с. 266-267].

В рамках данного подхода В. Мохов, основатель пермского центра элитологических исследований, на основе статистического анализа социальных характеристик, биографий и карьерных стратегий председателей горрайисполкомов и партийных руководителей местных партийных комитетов (около полутора тысяч личных дел номенклатурных работников) предпринял попытку выявления основных социопсихологических характеристик номенклатурных работников.

В аналогичном направлении были предприняты усилия Д. Сельцера, который собрал значительный объем эмпирического материала относительно развития региональной номенклатуры в советский период.

Данный подход противоположен объективистскому, с точки зрения которого общество понимается как социальная макроструктура, существующая объективно и независимо от индивидов, как результат предшествующей деятельности людей, отделенный по времени от них самих. Очевидно, что в рамках только одной парадигмы невозможно полно объяснить социальные процессы, поэтому объективистский и субъективистский подходы рассматриваются в качестве взаимодополняющих [15, с. 31-32].

Таким образом, советская политическая элита исследуется в рамках структурно-функционального и институционального подходов, где номенклатура есть монолитное сообщество лиц, имеющих определенную иерархию и принимающих в соответствии с ней стратегически важные решения для всего общества.

Современные исследователи настаивают на необходимости введения в анализ политической элиты субъектно-деятельностного подхода. Институциональный подход при этом не отрицается, а лишь расширяется за счет включения субъекта с его стратегиями, целями, ресурсами. В данном случае субъектный подход выявляет психологическое обоснование стратегий поведения элиты и отдельных ее представителей, а как следствие этого - принятие решений государственной важности.

Политология

Библиографический список

1. Ашин, К.Г. Основы политической элитологии / К.Г. Ашин. - М., 1999.

2. Ашин, Г. К истории российской элитологии / Г Ашин // Власть. - 2003. - №2.

3. Чирикова, А. О теориях элит / А. Чирикова // Общество и экономика. - 2008. - №3-4.

4. Гаман-Голутвина, О.В. Политические элиты России / О.В. Гаман-Голутвина. - М., 1998.

5. Крыштановская, О.В. Современные концепции политической элиты и российская практика / О.В. Крыштановская // Мир России. - 2004. - №4.

6. Крыштановская, О.В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту / О.В. Крыштановская // Общественные науки и современность. - 1995. - №1.

7. Шевцова, Л. Россия: логика политических перемен // Россия политическая. - М., 1998.

8. Крыштановская, О.В. Общество с безграничной ответственностью. Российская элита: от советской номен-

клатуры до Путина / О.В. Крыштановская // Новая газета. - 2005. - №5.

9. Восленский, М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза / М.С. Восленский. - М., 1991.

10. Дука, А. Перспективы социологического анализа властных элит / А. Дука // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000. - Т. III. - №1.

11. Гаман-Голутвина, О. Российские элиты как предмет научного анализа / О. Гаман-Голутвина // Общество и экономика. - 2008. - №3-4.

12. Ядов, В. Социологическое исследование, методология, программа, методы / В. Ядов. - Самара, 1995.

13. Политическая психология. - Екатеринбург, 2001.

14. Брушлинский, А. Субъект: мышление, учение, воображение / А. Брушлинский. - М., 1996.

15. Кирдина, С.Г Институциональные матрицы и развитие России / С.Г. Кирдина. - Новосибирск, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.