Научная статья на тему 'Подходы определения цены на высокотехнолигичную инновационную продукцию предприятий ОПК (оборонно- промышленного комплекса)'

Подходы определения цены на высокотехнолигичную инновационную продукцию предприятий ОПК (оборонно- промышленного комплекса) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы определения цены на высокотехнолигичную инновационную продукцию предприятий ОПК (оборонно- промышленного комплекса)»

Экономическая устойчивость коммерческой организации отражает ее производственноэкономический потенциал, степень сбалансированности элементов (функциональных и производственных подразделений), движения ресурсов по времени, объёмам и направлениям. Она определяет положение субъекта на рынке и, следовательно, конкурентные преимущества и возможности в конкурентной борьбе.

Таким образом, выживание коммерческих организаций, которым непосредственно не грозит ликвидация по причине банкротства, зависит от уровня и масштабов осуществляемой ими профилактической антикризисной работы, умения фиксировать внимание на так называемых «слабых сигналах» о грядущих, возможно кризисных изменениях и находить тот или иной выход из кризисной ситуации.

Мишунина Л.Н.

ПОДХОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА ВЫСОКОТЕХНОЛИГИЧНУЮ ИННОВАЦИОННУЮ ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИИ ОИК (оборонно- промышленного комплекса)

В настоящее время Россия переживает бум новаторства; в рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, внедрение чего-либо нового - затруднено.

Инновация - форма управляемою развития уже существующих систем; процесс, в ходе которого изобретение или открытие доводится до стадии практического применения и начинает давать экономический эффект, новое приложение научно-технических знаний, обеспечивающих рыночный успех.

Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию» как результаг практического освоения нового процесса, продукта или услуги. Новация (лат. novation -— изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей И 1 .п. [1]

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом. [1] Инноватика процесс целенаправленного творческого обращения с базами научных знаний, имеющий результатом предложение изменений инноваций. Под инновационной деятельностью понимают процесс, направленный на реализацию нововведений.

В настоящее время инновационная деятельность в России характеризуется значительным научно-техническим потенциалом и низкими результирующими показателями. По оценкам экспертов, доля России на мировом рынке наукоемкой продукции не превышает 1% (доля США -36%, Японии- 30%, Германии- 17%), а доля инновационно активных предприятий не выше 10-11% (в Германии - 66%, во Франции - 46%, в Греции - 27%) [8]. Переход экономики России на инновационный путь развития предполагает, прежде всего, радикальное увеличение доли высокотехнологичной, наукоемкой продукции в общем объеме промышленного производства и экспорта.

Развитию высокотехнологического комплекса России препятствует ряд серьезных проблем, таких как недостаток финансирования, слабое правовое регулирование, недостаточная обеспеченность кадрами, в том числе квалифицированным менеджментом, неразвитость инфраструктуры и низкий уровень коммерциализации результатов научных исследований. Однако не меньшего внимания заслуживает и другая проблема. Длительное время в России производство высокотехнологичной продукции осуществлялось преимущественно по государственным заказам, в результате чего большинство предприятий соответствующих отраслей в настоящее время не имеет должного опыта эффективного коммерческого ценообразования, а применение в этой сфере

традиционных методов не всегда является достаточно эффективным, так как не в полной мере учитывает специфику продукции, характер спроса и особенности рынка

Эти проблемы касаются предприятий ОПК региона, а именно: 4

• Низкий спрос на инновации со стороны бизнеса.

• Неразвитость финансовых институтов поддержки инноваций.

• Неразвитость инфраструктуры поддержки инновационной деятельности

• традиционно слабая научно-исследовательская база предприятий ОПК

< Дальневосточного региона для решения вопросов перехода на выпуск наиболее

совершенных видов гражданской продукции в соответствии с требованиями рынка, а также совершенствования продукции военного назначения;

• предприятия ОПК Приморского края и Дальнего Востока являются, преимущественно предприятиями завершающего (сборочного) цикла производства.

• недостаточно квалифицированная, в силу отсутствия опыта и специалистов, работа служб маркетинга по вопросам анализа спроса на рынке, сбыта, рекламы и реализации продукции, характерная для большинства предприятий ОПК Дальнего Востока;

• нарушение сложившихся хозяйственных связей с предприятиями Центра РФ,

^ находящимися в 7-9 тыс. км от Дальневосточного региона, вследствие чего

прекращение производства продукции, на которой специализировалось предприятие ОПК, что, в свою очередь потребовало поиска путей и способов перехода на полностью новую продукцию самими предприятиями.

Для разработки цены на высокотехнологичную продукцию на сегодняшний день следует учитывать характерные особенности рынка высоких технологий Эти особенности тем или иным образом оказывают влияние на ценообразование. Среди наиболее характерных черт рынка высокотехнологичной инновационной продукции, следует отметить следующие:

1. Преимущественно олигополистический тип конкуренции (реже монополия и монополистическая конкуренция),

2. Высокая динамичность, инновационность, быстрая обновляемость и моральное устаревание представленной продукции.

3. Высокий уровень риска.

4. Высокая капиталоемкость, при этом окупаемость затрат наступает значительно позднее, чем в других отраслях.

5. Высокая наукоемкость; большой удельный вес в затратах работ по исследованию нововведений;

6. Существенная роль государства как контрольно-регулирующего органа, а также как активного участника рынка.

7. Значимость неценовой конкуренции.

К числу особенностей высокотехнологичной продукции, оказывающих влияние на ценообразование, можно отнести и:

1. Уникальность, высокая степень дифференциации вплоть до продукции, не имеющей аналогов, что обуславливает определенную свободу в ценообразовании и создает необходимость ориентироваться не на затраты, а на спрос, т.е. использовать ценностный подход.

2. Крайне разнообразный характер, вместе с тем, преимущественно это продукция производственно-технического назначения, используемая как фактор производства и способная генерировать доход. Именно величина этого дохода во многом определяет цену такой продукции.

3. Длительный период пользования, в связи, с чем на уровень цены оказывает влияние величину эксплуатационных расходов.

4. Возможность определения полезности через четко определяемые количественные параметры, являющиеся предметом конкурентной борьбы.

Анализ традиционных методов ценообразования (затратного, рыночного и параметрического.), проведенный с целью выявления их основных преимуществ и недостатков, а также возможности применения в сфере высоких технологий, позволил сформулировать следующие выводы.

Затратные методы подходят для расчета базовой, исходной цены на принципиально новый продукт и могут служить отправной точкой в процедуре ценообразования. Они подходят при установлении цен на продукцию, изготавливаемую по разовым заказам, и на опытные образцы, но не позволяют учесть уникальность, высокую степень дифференциации, рыночный потенциал высокотехнологичной продукции.

Те или иные рыночные методы ценообразования могут применяться в зависимости от конкретной ситуации. Особенно актуален здесь ценностный подход с учетом специфики продукции. Методы с ориентацией на конкурентов также применимы ввиду преобладания на данном рынке черт олигополии, ограниченно подходят для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие аналогов.

Параметрические методы ценообразования применимы для высокотехнологичной продукции производственно-технического назначения, но их использование ограничено необходимостью выполнения ряда условий, в частности, наличием большого ассортимента однотипной продукции, различающейся одним или несколькими количественными параметрами, и проявлением существенной зависимости прироста экономической ценности товара от изменения таких параметров.

Среди большого количества работ и исследований, посвященных проблемам ценообразования, крайне мало встречается таких, где бы авторы предлагали специальные методы установления цен на высокотехнологичную продукцию.

На основе выявленных особенностей высокотехнологичной продукции, спроса на нее и специфики рынка, а также анализа традиционных методов ценообразования и предлагаемых специальных подходов можно сформулировать принципы, которым должен соответствовать наиболее адекватный метод установления цены на высокотехнологичную инновационную продукцию.

1. Принцип инвестиционности затрат. Производство высокотехнологичной продукции характеризуется относительно высоким и стабильным уровнем затрат на НИОКР. Частая обновляемость продукции и регулярное осуществление капитальных вложений определяют тот факт, что процесс разработки и внедрения на рынок каждого нового высокотехнологичного продукта, по сути, представляет собой инвестиционный проект. В этой связи в вопросах ценообразования становится актуальным использование различных методов оценки эффективности инвестиций и инвестиционного анализа.

2. Принцип приоритета ценностного подхода к ценообразованию, что предполагает необходимость учета уникальных свойств высокотехнологичного товара, его техникоэкономические характеристики, степень инновационности, высокое качество.

3. Принцип системности учета затрат. Необходимо учитывать, что высокотехнологичная продукция представляет собой преимущественно товары длительного пользования, эксплуатация которых требует осуществления дополнительных затрат. Эксплуатационные расходы определяют цену потребления и оказывают непосредственное влияние на величину экономического эффекта от использования продукции и, соответственно, должны быть учтены в ценообразовании. Другими словами, затраты потребителя необходимо рассматривать в системе «закупки-эксплуатация».

4. Принцип специфичности спроса. Так как при установлении цен на любую продукцию весьма существенное значение имеет оценка спроса, а на рынке высоких технологий его закономерности имеют ряд особенностей, то необходимо обращаться к специальным методам и моделям, описывающим характер спроса на этом рынке. В частности, актуально обращение к известным моделям рынка олигополии: модели теории игр, ломаной кривой спроса, тайного сговора, ценового лидерства.

5. Принцип комплексности. С учетом большого разнообразия продукции, представленной на рынке высоких технологий, а также выявленных преимуществ и недостатков известных методов ценообразования (как традиционных, так и специальных), возможность эффективного применения исключительно одного из них весьма ограничена. Однако комплексное использование различных подходов и/или методов позволяет сгладить недостатки, расширить границы применения и в целом повысить эффективность ценообразования.

6. Принцип уникальности. Высокая степень дифференциации высокотехнологичной

инновационной продукции, периодическое возникновение новых, не имеющих аналогов видов продукции, обуславливает определенную свободу в установлении цен и создает необходимость поиска и применения новых, нетрадиционных методов ценообразования. Поэтому, при разработки цены на высокотехнологичную продукцию, следует применять вышеназванные принципы и включать в ценообразование сочетание различных подходов к ценообразованию, что позволит компенсировать недостатки отдельных методов и повысить эффективность ценообразования. Этот метод должен базироваться на ценностном подходе, что крайне важно для рынка высоких технологий, характеризуемого высокой степенью инновационности, дифференциации и уникальности продукции. Метод должен рассматривается в контексте инвестиционного планирования и фактически является одним из его этапов, что особенно важно, т.к. ценообразование оказывает прямое влияние на окупаемость и эффективность проекта. Однако все эти подходы к ценообразованию базируется на ряде допущений:

• - продукция должна относится к категории товаров производственно-технического назначения, что позволяет рассчитать экономический эффект от ее использования;

• ~ целью ценообразования является максимизация интегрального экономического эффекта инвестиционного проекта по разработке и внедрению в производство данного продукта;

• ~ производитель продукции функционирует на рынке олигополии и может с относительно высокой степенью точности прогнозировать спрос на свою продукцию, т.е. выявлять кривую спроса.

Однако учитывая, что отмеченные допущения являются весьма характерными для рынка высоких технологий, их нельзя считать существенно ограничивающими, и метод с учетом некоторых доработок вполне применим для установления цены на высокотехнологичную продукцию инновационного характера в различных отраслях.

Таким образом, основываясь на вышеизложенным, можно сформулировать следующие выводы.

1. Проблема определения цены на высокотехнологичную продукцию является актуальной, что подтверждается, с одной стороны, отсутствием в научной литературе методов, учитывающих особенности этой продукции и ее рынков, а с другой - практической необходимостью применения комплексных подходов к ценообразованию.

2. Использование традиционных методов ценообразования не представляется целесообразным.

3. Предложенный подход определения цены на высокотехнологичную продукцию является комплексным, основанный на разработанных принципах, которые учитывают инвестиционный характер затрат, приоритет ценностного подхода в ценообразовании, учет затрат потребителя в системе «закупки - эксплуатация», специфичность спроса на высокотехнологичную продукцию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон О науке и государственной научно-технической политике от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ (с изменениями и дополнениями )

2. Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 гг.

1. Данные Краевого комитета государственной статистики 2006-2008 г.г. Экономические показатели Приморского края. Приморье в цифрах. Основные показатели развития отдельных отраслей экономики края. Производственный потенциал промышленности края.

2. Постановление правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 143 «О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета и условиях их конкурсного отбора.

3. Об условиях предоставления государственной поддержки реформируемым государственным унитарным предприятиям и иным коммерческим организациям / Постановление Правительства Российской Федерации № 701 от 13 июня 1997 г.

4. Справочное пособие для расчетов экономической эффективности внедрения новой техники. -М.: ЦНИИ информации, 1984. 280 с.

5. Липсиц И. В. Коммерческое ценообразование: Учебник. Сборник деловых ситуаций. Тесты. 2-е изд., доп. и испр. М.: Издательство БЕК, 2006. 576 с.

6. Мел мен С. Конверсия и разоружение. Демилитаризованное общество. - М: Мир, 2000. 365 с.

7. Методы расчета цены на новый товар / Л. Н. Родионова, Ю. Р. Руднева, СТ. Пашин // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 2. С. 34-45.

8. Мировой рынок высокотехнологичной продукции. Тенденции развития и особенности формирования конъюнктуры и цен / В. Г. Клинов. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. 199 с,

9. Нэгл Томас Т. Стратегия и тактика ценообраования. 3-е изд. СПб.: Питер, 2004. 572 с: ил. (Серия «Маркетинг для профессионалов»),

10. Управление ценовой политикой компании: учебник / В.В. Герасименко. М.: Эксмо, 2006. 688 с. (Полный курс МВА).

11. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5-е изд. / Под ред. В. Е. Есипова СПб.: Питер, 2008.480 \ с: ил. (Серия «Учебник для вузов»).

12. Чулок А. А. Показатели эффективности инноваций на макроуровне: основные тенденции и результаты расчета инновационного индекса. И Инновации. . 2006. №3. С. 38-45.

Беспалова Н. В.

Научный руководитель - Чиповская И. С.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - РАЗНОВИДНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Активные методы обучения — разновидность самостоятельной работы, один из способов обучения и приобретения профессиональных навыков в игровой развлекательной форме. Для студентов современных вузов его применение раскрывает новые возможности в освоении соответствующих компетенций.

Деятельность выпускника - это постоянное участие в созидательном процессе, в общественной жизни, в социально-экономических отношениях и т.д.

При этом он должен иметь навыки работы в команде, способности принятия решения в экстремальной ситуации, основанные на индивидуальном, нестандартном мышлении. В процессе обучения зачастую преподаватели высших и средне специальных образовательных учреждений останавливаются на даче студентам теоретического материала, забывая о практической стороне деятельности.

Это приводит к тому, что студент, получивший диплом об окончании учебного заведения, не отвечает требованиям современной действительности.

При окончании учебного заведения выпускники сталкиваются с рядом проблем: несоответствие требованиям, предъявляемым их работодателями, некачественное выполнение функций, неумение работать в команде, инертность и пассивность при необходимости принятия оперативного решения. Это далеко не полный перечень сложностей, возникающих с получением диплома.

Один из наиболее эффективных способов получения перечисленнных навыков - это активные методы обучения, своего рода модель той или иной ситуации, которые возникают при осуществлении выпускником своей трудовой деятельности. Активные методы обучения, являясь коллективными методами, отвлекают студентов от однообразных занятий в виде лекции и семинаров, помогают вызвать у них интерес к обучению и получению дальнейших профессиональных знаний и навыков.

Следует отметить, что специфика коллективных методов обучения состоит в соблюдении следующих принципов: наличие сменных пар учащихся; взаимообучение; взаимоконтроль;

взаимоуправление; систематический рубежный контроль по темам. В учебном коллективе все учат каждого, и каждый учит всех. В этой связи принято выделять две основных разновидности активных методов обучения: проблемное обучение и непосредственно активные методы.

При использовании активных методов обучения преподаватель старается вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс. Он показывает, как применять на практике полученные знания, как работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.