Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ, МОДЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И БИЗНЕС-СТРУКТУР НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПОДХОДЫ, МОДЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И БИЗНЕС-СТРУКТУР НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
676
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВЛАСТЬ И БИЗНЕС / РЕГИОН / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / INTERACTION MODELS / INTERACTION TOOLS / GOVERNMENT AND BUSINESS / REGION / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Момотова Оксана Николаевна, Воронцова Галина Владимировна, Борис Ольга Александровна, Власова Наталья Владимировна

Рассмотрены основные подходы к взаимодействию государства и бизнес-структур, а также основные модели и инструменты взаимодействия, выявлены тенденции и проблемы процесса взаимодействия органов власти и бизнеса на региональном уровне в условиях цифровизации российской экономики. Целью исследования является выявление характера, содержания и основных тенденций процесса взаимодействия государства и бизнес-структур на региональном уровне в условиях цифровизации российской экономики. Были использованы как теоретические методы (анализ, классификация, дедукция), так и эмпирические методы (изучение источников информации, наблюдение, сравнение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Момотова Оксана Николаевна, Воронцова Галина Владимировна, Борис Ольга Александровна, Власова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES, MODELS AND TOOLS FOR INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS STRUCTURES AT THE REGIONAL LEVEL IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The paper considers the main approaches to interaction between the state and business structures, considers the main models and tools of interaction, and identifies trends and problems in the process of interaction between government and business at the regional level in the conditions of digitalization of the Russian economy. The purpose of the research is to identify the nature, content and main trends in the process of interaction between the state and business structures at the regional level in the conditions of digitalization of the Russian economy. Both theoretical methods (analysis, classification, deduction) and empirical methods (study of information sources, observation, comparison) were used.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ, МОДЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И БИЗНЕС-СТРУКТУР НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

12.UNCTAD. World Investment Prospects Survey 2014-2016, [Электронный ресурс] // 2017. Режим доступа: https://unctad.org/en/Publjcationslibrary/ webdiaeia2015d4 .en.pdf

13.UNCÏAD. World Investment Report 2017. [Элект ройный ресурс] // 2017. Режим доступа: https:// uncrad.org/en/PublicatronsLibrary/wir2017_en.pdf.

14. белов В.В. Проектирование информационных систем / В.6. Ьелов, 8.И.Чистякова. - М. : Академия, 2013.-352 с.

15.Бороеков А.И., Рябой Ю.А., Марусева В,М. Новая парадигма цифрового проектирования и моделирования глобально конкурентоспособной продукции нового поколения // [Дифроеое производство: методы, экосистемы, технологии / МШУ С КОЛ КО ВО. - 2018. - С. 24-44.

lö.SsopoBKOB А.И, Цифровые двойники в высокотехнологичной промышленности. Краткий доклад / А.И. Бороекое, A.A. Гамзикова, К.В. Кукушкин, ¡O.A. Рябое. - СПб.: Политех-пресс,- 2019. -62 с.

17.Майданова С.А, Система сбалансированных показателей для цифровой трансформации компании- глобальной судоходной контейнерной линии / С.А. Майданова, И.В. Ильин // Яоги стета и управление цепями поставок. - №4(93). -С. 49-59,

18.Майданова CA. Стратегический подход к циф ровой трансформации глобальной судоходной контейнерной линии / CA. Майданова, И.В. Иль ин // Логистика и управление цепями поставок. -201 а. -№{88). -С. 14-28.

APPROACHES, MODELS ANDTOOLS FOR INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS STRUCTURES AT

THE REGIONAL LEVEL IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION *

Momotova Oksana Nfko/aema, PhD of Economics, Associate Professor

Vorontsova Gaffna V/adlmlroma, PhD of Economics, Associate Professor

Boris Olga Aleksandrovna, DSc of Economics, Associate Professor

Department of Management, Institute of Economics and Management, North-Caucasus Federal University, Stavropol Vlasova Natalia Vladimirovna, consultant, Department of regulation of heat energy tariffs and gas prices of the regional tariff Commission of the Stavropol territory, Stavropol

The paper considers the main approaches to interaction between the state and business structures, considers the main models and tools of interaction, and identifies trends and problems h> the process of interaction between government and business at the regional level in the conditions Of digitization of the Russian economy. The purpose of the research is to identify the nature, content and main trends in the process of interaction between the state and business structures at the regional level in the conditions of digitaiization of the Russian economy Both theoretical methods (analysis, classification, deduction) and empirical methods (study of information sources, observation, comparison) were used.

Keywords: interaction models; interaction tools; government and business; region; digitalization. D0I 10.24923/2222-243X.2020-36.14

УДК 338.2 ПОДХОДЫ, МОДЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ

ВАК РФ os.oo.os ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛА СТИ

И БИЗНЕС-СТРУКТУР НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХЦИФРОВИЗАЦИИ **

Рассмо грены основные подходы к взаимодействию государс: тва и бизнес-струк-тур, а также основные модели и инструменты взаимодействия, выявлены тенденции и проблемы процесса взаимодействия органов власти и бизнеса на региональном уровне в условиях цифровизации российской экономики, Целью исследования является выявление характера, содержания и основных ген денций процесса взаимодействия государства и бизнес-структур на региональном уровне в условиях цифровизации российской экономики. Были использованы как теоретические методы (анализ, классификация, дедукция), так и эмпирические методы (изучение источников информации, наблюдение, сравнение).

ФМомотова ОМ, 2020 0 Воронцова Г.В., 2020 О Борис O.A. и др., 2020

* The study was performed with financial support RFBR within the framework of the research project RF8R "Development of the concept of formation of effective models of interaction between authorities and business structures on regional level in the digital integration of the Republic of Belarus and the Russian Federation", project no. 20-510-00025.

** Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ "Разработка концепции формирования эффективных моделей взаимодействия органов влас ти и б из нес-структур из региональном уровне в рамках цифровой интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации" проект №'20-510 00025.

Ключевые слова: модели взаимодействия; инструменты взаимодействия;власть и бизнес; регион; цифровизация.

Одним из ключевых моментов в развитии российской экономики является взаимодействие органов власти и бизнес-структур, которое, несомненно, является одним из двигателей экономики, но при этом имеет ряд серьезных недостатков. Несмотря на то, что в нормативно-правовых актах закреплена независимость бизнеса от органов власти, на практике зачастую власть оказывает на бизнес давление, нацеленное на сбор ресурсов с него, что очевидно мешает становлению и развитию бизнес-структур.

Это отклонение объясняется тем, что модели взаимодействия, внедренные на законодательном уровне, практически не учитывают особенности действующей системы. Существует конфликт между старыми и новыми институтами, особенно заметный на региональном и муниципальном уровнях.

Серьезной проблемой исследования является объяснение локальных различий в практике взаимодействия государства и компаний ожидаемых результатов институционального проекта, спонтанное создание институтов для решения текущих проблем коммерческих структур, а также отсутствие контроля за созданием и поддержанием ограничительной основы для взаимодействия государства и бизнеса.

В нынешних реалиях нельзя отрицать, что цифровизация экономики является одним из главных двигателей модернизации и экономического развития страны. В Российской Федерации процесс циф-ровизации экономики получает колоссальную поддержку со стороны государства. Только на национальный проект "Цифровая экономика" за период с 2019 по 2024 годы предполагается потратить 1,63 трлн рублей, из которых почти 1,1 трлн рублей составляет бюджетное финансирование, а 535 млрд рублей планируется привлечь из внебюджетных источников [10].

Подобные проекты открывают широкие перспективы перед российским бизнесом, которому государство оказывает всяческую поддержку на законодательном, финансовом и организационном уровнях, В этой связи возрастает роль региональных властей, непосредственно взаимодействующих с представителями бизнеса. Все больше внимания уделяется проблемам эффективной организации процесса управления, что позволяет сделать более конкурентоспособными как системы управления, так и региональные компании.

На протяжении всей истории развития экономики существовало множество подходов к взаимодействию органов власти и различных предпринимательских структур. С течением времени подходы менялись координально - от модели, где государство полностью контролировало субъекты экономики, до модели, в которой бизнесу предоставлена полная свобода, и политики невмешательства государства. Мы рассмотрим основные подходы в таблице 1.

Изучив подходы к взаимодействию государства и бизнес-струк-тур, мы считаем, что в основу идеальной модели взаимодействия должны лечь следующие положения:

- государство создает инфраструктуру для экономической системы, обеспечивает условия для эффективного функционирования экономики;

- активно размещаются государственные и муниципальные заказы;

О

ш о си

-0 О-

ш ее к-=Е

о

5Г со

со г

КА

Ё

73

МОМОТОВА Оксана Николаевна, кандидат экономических наук, доцент

ВОРОНЦОВА Галина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент

БОРИС Ольга Александровна, доктор экономических наук, доцент, профессор

кафедра Менеджмента, Институт экономики и управления, Северо Кавказский федеральный университет, Ставрополь

ВЛАСОВА Наталья Владимировна, консультант отдела регулирований тарифов на тепловую энергию и цен на газ региональной тарифной комиссии Ставропольского края, Ставрополь

- государство разрабатывает и внедряет институты взаимодействия.

Таблица 1 - Основные подходы к взаимодействию государства и экономических субъектов

Подход, представители Основные положения

Меркантилизм (А, Монкрегъен) Государство активно вмешивается в деятельность экономических субъектов, последние ожидают от власти покровительства и зашить! их интересов.

Принцип невмешательства (Физиократы, Ф. КсмО) Государство практически не участвует в экономической жизни.

Свобода предпринимательства (Классическая школа политической экономии, А. Смит) Основной задачей государства является создание благоприятных условий для функционирования экономически* субъектов, разработка законов и институтов рынка. В остальном государственное вмешательство практически исключено.

Марксизм (К. Маркс, 8.И. Ленин) Государство - основной субъект экономической деятельности, Вся собственность принадлежит обществу, плановая экономика.

Таория рыночного равновесия (Л. Вапърас) Экономика - система взаимосвязанных рынков, регулируемая функциями спроса и предложения. Ограниченное государственное регулирование.

Кейненанетто (Дж, М. Кейнс) Болыиое значение придается вмешательству государства в предпринимательскую деятельность, оно становится субъектом экономического регулирования, осуществляет закупки.

Монетаризм (Фридман) Государство участвует в экономической жизни посредством регулирования темпов роста и величины денежной массы, достижения сбалансированности государственного бюджета, установления процентных ставок, налогового регулирования.

И петиту ционал изм Государство непрерывно регулирует нормы и правила функционирования субъектов экономической деятельности.

Посткейнсианство (П, Сраффа) Государство занимается разработкой долгосрочной стратегии регулирования экономики, проведением глубоких структурных реформ, внедрением систем национального планирования экономики.

Неоклассический синтез (Р, Хансен, Дж. Хикс) Используются различные методы государственного регулирования в зависимости от сложившейся экономической ситуации. Данная теория обобщает положения теории ценообразования и распределения доходов неоклассицизм! и кейнснанской теории роста национального дохода.

Ней-пибералиэм (Л. Мизес, Ф. Хайек) Государство не вмешивается в экономическую жизнь, саморегулируемый рынок - единственный эффективный регулятор.

В рамках рассмотренных подходов учеными во все времена строились модели взаимодействия государства и бизнеса. Самая укрупненная классификация моделей - разделение их на плюралистическую и корпоративисгс-кую.

Наиболее известными представителями плюралистической модели выступают Р. Даль и Й, Шумпетер, Согласно данной модели, нет четко выраженной иерархии во взаимоотношениях государства и предприятий. Государство является пассивным участником данных взаимоотношений, практически не выполняя даже функцию контроля. Роль государства заключается в распределении ресурсов между основными общественными силами [11].

Корпоративистская модель базируется на строгой иерархии в отношениях государства и бизнеса. Яркими представителями данной модели выступают Ф. Шмиттер, Дж. Лембрук, А. Лейпхарт, А. Косон. Согласно их теориям в рамках корпоративистской модели возможно наличие узкого круга дружественных корпо-

раций, имеющих уникальное право выражать интересы своих членов. Существование подобных союзов очень часто находит поддержку со стороны органов власти. Корпорации вместе с государственными органами участвуют в разработке и реализации государственной политики [5]. Основной задачей государства является исполнение социальных обязательств перед обществом, при этом выдвигаются требования к бизнесу. Видна отчетливая корреляция деятельности бизнес-структур с целями государственной политики. Корпоративная модель обычно сопровождается институциональным оформлением.

Остановимся подробнее на институтах взаимодействия органов власти и бизнес-структур.

О.С. Белокрылова выделяет следующие институты взаимодействия региональных органов власти и предпринимательских структур: государственно-частное партнерство, корпоративная социальная ответственность и лоббирование [12]. 8 таблице 2 рассмотрены различные подходы к определению институтов взаимодействия власти и бизнеса.

Как правило, исследователи при анализе институтов останавливаются лишь на одном из них. Но некоторые авторы имеют другую точку зрения. Например, А,Е, Фролова, исследуя экономические основы социальной ответственности бизнеса, указывает на близость проанализированных институтов и их сращивание в процессе практического взаимодействия власти и бизнеса [15]. C.B. Братюшенко и В.Ё. Сел и версгвова рассматривают социальную ответственность бизнеса как часть государственно-частного партнерства[2].Данную точку зрения мы не поддерживаем, так как каждое из представленных явлений можно рассматривать как набор формальных и неформальных отношений, которые формируются в процессе их реализации, то есть являются институтами.

Таблица 2 - Подходы к определению институтов взаимодействия власти и бизнеса

Автор Суть подхода

Государственно-частное партнерства (ГЧП)

Виписов М В. Автор понимает под ГЧП правовой механизм, позволяющий скоординировать интересы и создать равновесие в отношениях государства и бизнеса для реализации экономических проектов, обеспечивающих цели государственного управления [13].

Варна веки й В Г., Клименко A.B. Ко-рюпев В.А. Под ГЧП понимается формально установленный тип взаимодействия государст ва и бизнеса в отношении государственных и муниципальных объектов и услуг для реализации общественно-значимых проектов в различных сферах экономической деятельности [3].

Пектина Л.К, Батуев Э.Д. ГЧП понимается как одна из форм сотрудничества между государством и частным бизнесом, основанная на дублировании прав и обязанностей партнеров, при котором бизнес помогает государству выполнять свои обязагель-ства перед лздьми а государство в свою очередь предоставляет особые преференции, специфичные для него. Вклады и выгоды, вытекающие из такого сотрудничества, а также связанные с ними риски, распределяются между сторонами а установленных и задокументированных пропорциях [3].

Сайфуллин Р. И. ГЧП представляет собой партнерство мееду представителями государственного и частного сектора, в том числе академически« и образовательных учреждений, для решения вопросов, касающихся общественных интересов. Автор считает, что такое понимание ГЧП предъявляет высокие требования к уровню компетентности его участников. Партнером может быть только тот. кто обладает соответствующими финансовыми, организационными, управленческими, производственными и другими ресурсами для достижения целей партнерства. Благодаря этому синергетический эффект ГЧП достигается, еспи профессиональные навыки каждого партнера реализуются вместе и достигают лучших результатов, чем индивидуально [141

Лоббиоованив

Дембицкий С. Г Авгср указывает, что понятие «лоббизм» используется в самом широком и узком смысле. 8 широком смысле это означает реализацию права каждого гражданина на обращение к своему правительству, а также выражение и продвижение интересов групп населения во всех ветвях власти, которые формируют и осуществляют государственную политику. В более узком смысле лоббирование относится к комбинации методов и технологий для воздействия различных групп интересов на правительственные учреждения.

Уколов Ф.В Лоббирование является лишь одной из современных функций целевого воздействия на объекты управления {ресурсы, даже инновационные), которые позволяют гражданскому обществу координировать интересы общества, общества и государства.

Социальная ответственность бизнеса (корпоративная социальная ответственность)

Объединение корпораций «Business for Social Responsibility» Это коммерческий успех, основанный на этике и уважении к людям, сообществам, окружающей среде [1].

Всемирный совет по устойчивому развитии Это следование бизнесом концепции устойчивого экономического развития в работе с сотрудниками, их семьями, местными жителями, обществом в целом для улучшения качества их жизни [1в].

Кричевскяй H.A., Гончаров С.®. Это система добровольных отношений между работником, работодателем и обществом, направленная на повышение социальной стабильности в трудовом коллективе и окружающем обществе, развитие социальной и экологической деятельности на национальном и международном уровням [S¡.

О

cü о cu

-О Q-

ш

Оч И-=Е

О

со" со

со ■Z.

По нашему мнению, система взаимодействия государства и бизнеса должна быть гибкой, институты должны дополняться новыми принципами взаимодействия, а также необходимо создавать новые институты, отвечающие требованиям рынка.

В современной России сложилась корлора-тивистская модель взаимодействия власти и бизнеса, в рамках которой можно выделить несколько других моделей взаимодействия на региональном уровне. Данные модели нашли отражение в таблице 3.

Таблица 3 - Модели взаимодействия региональных органов власти и бизнес-структур

Автор Модель Критерии отнесения к определенной модели

н Ю Лапина [7]. Патронаж (административное отношение органов власти к бизнесу) Тип политического лцдёрегеа; Особенности организации бизнеса: Сплоченность бизнеса.

Партнерство {взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса)

Подавление {каждый борется эа свои интересы)

Приватизация власти {захват власти в регионе могущественной корпорацией)

Н.ЕЗ. Зубаревич [4] Модели привязаны к главе региона (губернатору} Степень заинтересованности крупных федеральных компаний, входящих в регион, Сплоченность местного бизнес-сообщества

Приручение

Консолидация ресурсов нескольких компаний для избрания нового губернатора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регион-корпорация.

ГЪддеожка губернатора с разделом сфер влияния

Е.Г Ясин [17] Выделяются .-при зоны взаимодействия между властью и Йиэнваж. К «белой» зоне можно отнести формальные отношения мезду властью и бизнесом: налоговое и нормативно-правовое регулирование, вопросы, связанны® с государственной регистрацией, лицензированием, контролем, проведением конкурсных процедур Степень формальности взаимоотношений.

«Черная» зона охватывает противозаконные отношения, прежде всего коррупцию.

К «серой» зоне относятся различные поборы и «откаты», а также торг бизнеса с властью по поводу условий его функционирования. Неформальные, дружеские отношения власти и бизнеса

Мы считаем, что современная модель эффективного взаимодействия региональных органов власти и бизнеса должна обеспечивать взаимную поддержку, то есть бизнес должен не только использовать ресурсы государства, но и становиться социальной опорой населения.

В России органы власти всячески пытаются вовлечь бизнесе процесс социально-экономического развития страны. Основные инструменты привлечения предпринимательских структур к созданию и реализации целевых программ отражены на рисунке 1,

о m н

0 о. (О

1

Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве компаний с властью

Совместная разработка стратегий развития территорий

Общественные и координационные советы при органах власти

Реализация социально-значимых инвестиционных проектов

Предоставление государственных гарантий

С

Региональные институты развития (корпорации развития территорий)

Выполнение государственных контрактов

Включение в государственные программы

Льготные кредиты

Субсидирование

Налоговые преференции и льготы

Отсрочка платежей

Особые экономические зоны

О Ш X

т s LO

Рисунок Инструменты привлечения бизнеса

к созданию и реализации целевых программ

O.A. Морозов предлагает рассмотреть следующие инструменты взаимодействия государства и бизнеса [9]:

- финансово-кредитное взаимодействие, включающее субсидии,налоговые льготы, особые условия по кредитам;

- проведение конкурсных процедур, государственных и муниципальных закупок;

- использование аутсорсинга в целях освобождения органов власти от решения непрофильных задач;

- государственно-частное партнерство;

- особые экономические зоны, созданные для развития производственного и инфраструктурного потенциала территории, привлечения инвестиций в производственный сектор и в которых действует особый режим торговли;

- технопарки как отдельная территория, объединяющая научные, промышленные, сервисные, транспортные и логистические предприятия, в результате чего государство создает правовые и экономические условия для своего успешного развития, а компания предоставляет финансовые и технологические ресурсы.

Отношения государства и бизнеса подразумевают, что каждая из сторон действует в рамках достижения своих целей, стараясь максимизировать свою выгоду.

В России, как и во всем мире, мы можем наблюдать тенденцию к усилению сотрудничества государства и бизнеса. На данный момент такие отношения находятся на пути становления. Пока на пути стоит множество препятствий, основными проблемами являются:

- коррупция;

- несовершенство законодательной базы;

- несовершенство организационных основ взаимодействия;

- несоблюдение баланса интересов. Цифровизация экономики может

способствовать решению многих проблем. Например, на сегодняшний день большинство государственных услуг можно получить в режиме "он-лайн", что способствует снижению коррупционного фактора и бюрократических проволочек. Создание единого информационного центра, содержащего актуальную для предпринимателей информацию, также может способствовать укреплению взаимоотношений государства и бизнес-структур. Фактически цифровизация выступает в качестве технического инструмента, который посредством инновационных агрегированных информационных решений способен оптимизировать процессы предоставления государственных услуг и реализовать концепцию "сервисного государства" вместо административных процедур управления. Данная концепция как раз предполагает возможность использования технологии электронного правительства. Примерами могут служить цифровые платформы, такие, например, как портал Стратегия РФ. В основе подобных платформ инфологическая модель, реализующая алгоритм, позволяющий получить требуемую информацию для оформления запроса на адресную государственную услугу. А также сопровождение запроса через инструмент "единая точка доступа".

Таким образом, в соответствии с поставленными задачами в исследовании нами были рассмотрены основные подходы к процессу взаимодействия государства и бизнес-структур. На основании изученной информации мы пришли к выводу, что для эффективного взаимодействия с бизнесом государство должно создать благоприятную инфраструктуру, активно размещать государственные и муниципальные заказы, а также заниматься разработкой и внедрением институтов взаимодействия. При этом система взаимоотношений должна быть гибкой, созданные институты должны отвечать постоянно меняющимся требованиям рынка.

Кроме того, была дана характеристика основных моделей и рассмотрены основные инструменты взаимодействия органов власти и бизнеса. 8 итоге мы пришли к выводу, что эффективная модель взаимодействия подразумевает, что сотрудничество должно быть вза-

имовыгодным, бизнес должен стать социальной опорой населения.

Тенденция к усилению сотрудничества государства и бизнеса является благоприятным фактором развития экономики как отдельных регионов, так и страны в целом. При решении существующих проблем целесообразно активно использовать аспекты цифровизации, что позволит вывести рассматриваемое взаимодействие, а значит и экономику России на новый уровень.

Литература:

1. Business for social responsibility: Overview of Corporate social responsibility, 2003.

2. Братющенко С.8. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и эффективной региональной и социальной политики / С.В. Бра тющенкр, В.ё. Селиверстов // Регион: Экономика и Социология. - 2007. - № 4. - С. 189-206,

3. Варнавский В.Г. Государствен но-частное партнерство: теория и практика / В,Г Варнавский, А,В. Клименко, В.А. Королев и др. М.: Изд.дом Гос.ун-та ~ Высшей школы экономики, 2010. - 287 с.

4. Зубаревич Н.В. Изменение роли и стратегий крупного бизнеса в регионах России / Н.В. Зуба-ревич // Региональные процессы в современной России: экономика, политака, власть: сборникста тей. - М., 2003. - С. 80-85.

5. Киселев В.И. Сравнительный анализ корпора тивистской и плюралистической моделей взаимодействия власти и бизнеса / В.И. Киселев // Наука вчера, сегодня, завтра : сборник статей по материалам V Международной научно-тгракти-ческой конференции. - 2013. - (Электронный ре cypcj.r Режим доступа http://sibacinfo/10665.

6. Кричевский И.А. Корпоративная социальная ответственность / Н.А. Кричевский, С.Ф. Гончаров, - М.: Дашков и Ко, 2006. - 195 с.

7. Лапина Н.Ю. Региональные элиты: процессы формирования и механизмы взаимодействия в

современном российском обществе: дис. ... д. Полит, н./Н.Ю. Лапина.-f&, 2004.- С 165-170.

8. Яохтина Л.К. Понятие и сущность государствен но-частного партнерства / Л.К. Лохтина, Э.Д. Вату ев. - Режим доступа: http:/e Ii bra ry.ru/down load/ 26630227.pdf,

9. Взаимодействие с органами государственной власти, или government relations / сост. O.A. Морозов; СПбГТУРП. - СПб., 2015, - 86 с.

10.Национальные проекты: целевые показатели и основные результата. На основе паспортов наци она льны* проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/ section /2641/.

И.Перова Т.А. Государственная власть и бизнес, формирование корпоративной модели взаимодействия / Т.А. Перова // Вестник Волгоградского университета, - 2008. - №2 (14). - С. 172-174.

12.Постсоветский институционализм - 2006; Власть и бизнес / под ред. P.M. Нуреева. - Ростов „ н/Д. : Наука-Пресс, 2006, - 512 с. "

13.Проваленова Н.В. Систематизации подходов к определению государствен но-частно го партнерства / Н.В. Проваленова, A.A. Николаева // Мир науки. - 2014. - № 4. - С. 14.

14.Сайфуллин Р.И. Концепция государственно-частного партнерства в современной экономической системе / Р.И. Сайфуллин // Вектор науки Г ТУ. - №4 (22). - 2012. - Режим доступа: http:// edu.tltsu.ru/sites/siCes_content/site1238/hrml/ media82108/75_saifullin.pdf.

15.Фролова Е.А. Экономические основы социальной ответственности бизнеса / Е.А. Фролова // Вестник ТГПУ. - 2011. - №12. - С. 66-71.

16.Чернов Е. Корпоративная социальная ответственность / Е. Чернов // Информационный бюллетень Det Norske Veritas, - №4(8). - С. 6-7. 17.Ясин Е.Г. Бремя государства и экономическая политика /Е.Г. Я с и я //Вопросы экономики. - 2002. Л.-С.7.

О

сц о

CXJ

M Q-Ш Оч Н-=Е

О

5Г со

со

5

77

CORRUPTION IN PUBLIC AUTHORITIES: PROBLEMS, CONSEQUENCES, COUNTERACTION MEASURES

Ozlna Afbina Mikhaitovna, DSc of Economics, Professor, Academician of the RAS, head of Department of Economic

Theory, Volga-Vyatka Academy of Public Service, Nizhny Novgorod

Karishina Irina Evgenyevna, PhD of Economics, Associate Professor, Professor of Social and Legal Disciplines, Volga Institute for Advanced Training of the Federal Tax Service of Russia, Nizhny Novgorod

Anti-corruption is one of the most important activities of state bodies. M this article, the authors consider in detail the causes, types and forms of corruption in public authorities, investigate the structure and consequences of corruption offenses. Attention is paid to the substantiation of directions and measures to combat corruption in government bodies.

Keywords: public authorities; corruption; consequences of corruption; anti-corruption measures. DOI 10.24923/2222-243X.2020-36.15

КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: удк 338 ПРОБЛЕМЫ ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВАК РФ 08.00.05

Противодействие коррупции является одним из важнейших направлений де- ф Озина A.M., 2020 ятельности государственных органов. В данной статье авторы подробно рас- © Каришина И.Е. 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.