Научная статья на тему 'Подходы к выделению части, формируемой участниками образовательных отношений, в структуре содержательного раздела Программы дошкольного образования'

Подходы к выделению части, формируемой участниками образовательных отношений, в структуре содержательного раздела Программы дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / ШАБЛОН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанникова А.В., Суденко И.А., Суденко А.Б.

Проектирование образовательной программы в рамках требований ФГОС дошкольного образования связана с проблемой определения объема и содержания структурных компонентов модели программы. В публикации предложены подходы к моделированию образовательной деятельности в рамках организации совместной деятельности участников образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к выделению части, формируемой участниками образовательных отношений, в структуре содержательного раздела Программы дошкольного образования»

Теория и методика дошкольного образования

221

Список литературы:

1. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. - СПб.: Речь, 2012.

2. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

3. Пришвин М.М. «Кладовая солнца».

4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

5. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение. -Ярославль: Академия развития, 2003.

ПОДХОДЫ К ВЫДЕЛЕНИЮ ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ,

В СТРУКТУРЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛА

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Казанникова А.В.*, Суденко И.А.*, Суденко А.Б.*

Начальная школа - детский сад № 624, г. Санкт-Петербург Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка № 263, г. Санкт-Петербург

Проектирование образовательной программы в рамках требований ФГОС дошкольного образования связана с проблемой определения объема и содержания структурных компонентов модели программы. В публикации предложены подходы к моделированию образовательной деятельности в рамках организации совместной деятельности участников образовательных отношений.

Ключевые слова: дошкольник, ФГОС дошкольного образования, образовательная деятельность, структурные компоненты образовательной программы, шаблон рабочей программы педагога.

Актуальность проблемы формирования рабочей документации содержательного раздела основной образовательной программы (далее - Программа) для нашего образовательного учреждения - ГБОУ начальная школа - детский сад (ГБОУ НШ-ДС) № 624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга связа-

* Заместитель директора по УВР ГБОУ НШ-ДС № 624, к.п.н.

* Заместитель директора по ВР ГБОУ НШ-ДС № 624.

* Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 263.

222

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

на с реализацией опытно-экспериментальной работы по теме «Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования (для групп старшего дошкольного возраста)» в рамках государственного заказа (распоряжение Комитета по образованию правительства СПб от 05.08.2014 № 3365-р и распоряжение администрации Адмиралтейского района СПб от 08.08.2013 № 1315).

Выделение нами [6, с. 52-53] алгоритма формирования документации, регламентирующей содержание Программы дошкольного образования в рамках требования ФГОС, предполагает разработку подходов к определению количественных показателей, характеризующих соотношение основной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования [2, п. 2,10] объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60 % от ее общего объема, а части, формируемой участниками образовательных отношений -не более 40 %.

В соответствии с Комментариями по отдельным вопросам введения ФГОС дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 [3, комментарии к п. 2.10] соотношение частей Программы носит рекомендательный характер и призвано примерно оценить пропорцию между обязательной частью Программы и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Связано это с тем, что, необязательный характер уровня дошкольного образования не позволяет устанавливать жесткое соотношение частей Программы дошкольной образовательной организации (далее - Организация).

Нормативная база ФГОС дошкольного образования [2-5] позволяет в первом приближении количественно оценить основную часть Программы. В соответствии с ФГОС дошкольного образования [2, п. 2.5] и Комментариями [3, комментарии к п. 2.5] Программа может реализовываться в течении всего времени пребывания детей в Организации (при круглосуточном пребывании - не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей). Наиболее традиционен для большинства дошкольных организаций 12-ти часовой режим пребывания ребенка в Организации. С учетом этой характеристики можно определить недельный объем реализации Программы (V): 12 часов х 5 дней = 60 часов. Выделение недельного объема Программы связано с необходимостью учета организованной образовательной деятельности, которая как правило, представлена в виде планирования образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе [5, с. 78].

Максимально возможные недельные (5 рабочих дней) количественные характеристики структурных компонентов основной части Программы представлены в табл. 1.

Теория и методика дошкольного образования

223

Таблица 1

Максимально возможные недельные количественные характеристики отдельных структурных компонентов основной части Программы при 12-часовом режиме пребывания ребенка в Организации

(вариант 1)

Структурный компонент основной части Программы В день В неделю' (5 дней) В процентном '* отношении к V Норматив

Прогулка 3-4 часа 20 часов 33 % [4,п. 11.5]

Дневной сон 2-2,5 часа 12,5 часов 21 % [4, п. 11.7]

Организованная образовательная деятельность 7 часов 12 % [5, с. 781**"

Прием пищи 1-1,5 часа 7,5 часов 13 %

ИТОГО 79 %

Примечание:

максимально рекомендуемый недельный количественный показатель; недельный объем реализуемой образовательной Программы, в нашем примере - 60 часов; 14 занятий в неделю по 30 минут (14 х 30) = 420 минут: 60 минут = 7 часов (для подготовительной группы);

'*** _ ^

в соответствии с предложенными видами базовой деятельности и их периодичностью в

примерной образовательной программе.

В табл. 1 представлены количественные показатели структурного компонента Программы при максимально заявленном в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [4, п. XI].

Если рассмотреть средний показатель дневной нормы структурного компонента, связанного с прогулкой, дневным сном ребенка и приемом пищи (табл. 2), то суммарное процентное соотношение структурных компонентов будет отличаться на 9 %.

Если перевести процентную разницу (9 %) между предложенными вариантами (табл. 1 и 2) временных характеристик отдельных структурных компонентов в часовой эквивалент, то он составит следующую величину: в неделю - 5,4 часа (60 часов х 0.09), а в день - 1,08 часа (5,4 часа: 5 дней). Эта «условная разница» в 1 академический час каждый день свидетельствует о необходимости очень четкого структурирования режимных моментов проживания ребенка в Организации и об увеличении ответственности педагогов за образовательную деятельность воспитанника в организованном воспитательно-образовательном процесс.

Математические расчеты, представленные нами, подтверждают тезис Комментария [3, комментарии к п. 2.10] о невозможности установить жесткое соотношение частей Программы Организации и о возможности Организации в рамках нормативной базы Стандарта [2-5] организовать распределение режимных моментов проживания ребенка в соответствии с возможностями педагогического коллектива Организации.

224

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Таблица 2

Средние возможные недельные количественные характеристики отдельных структурных компонентов основной части Программы при 12-часовом режиме пребывания ребенка в Организации

(вариант 2)

Структурный компонент основной части Программы т-1 * В день В неделю (5 дней) В процентном ** отношении к V Норматив

Прогулка 3,5 часа 17,50 часов 29 % [4, п. 11.5]

Дневной сон 2,25 часа 11,25 часов 19 % [4, п. 11.7]

Организованная образовательная деятельность 7,00 часов*** 12 % [5, с. 78]****

Прием пищи 1,25 часа 6,25 часов 10 %

ИТОГО 70 %

Примечание:

средний рекомендуемый недельный количественный показатель; недельный объем реализуемой образовательной Программы, в нашем примере - 60 часов; 14 занятий в неделю по 30 минут (14 х 30) = 420 минут: 60 минут = 7 часов (для подготовительной группы);

**** _ ^

в соответствии с предложенными видами базовой деятельности и их периодичностью в

примерной образовательной программе.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования [2, п. 2.5] и Комментариями [3, комментарии к п. 2.5] выбор режима работы дошкольной группы определяется Организацией самостоятельно с учетом объема решаемых задач и мнений участников образовательных отношений, что

обеспечивает соответствие организационных особенностей реализации Программы и ее содержание. Этот тезис, по нашему мнению очень важен, т.к. он позволяет, наряду с выделением временных характеристик обязательных (выделено нами) структурных компонентов Программы, определенных СанПиНами 2.4.1.3049-13 [4, п. XI], определить возможные подходы к выделению части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, а также выделить в ней отдельные структурные компоненты в логике требований Стандарта.

В таблице 3 представлено возможное вариативное распределение временных характеристик образовательной Программы для подготовительной группы детского сада с учетом требований нормативной базы введения ФГОС дошкольного образования [2-5].

Рассмотрим вариант распределения недельного объема образовательной нагрузки, представленный в таблице 3, и прокомментируем отдельные позиции в структуре Программы более подробно.

Структурные компоненты Программы: «прогулка», «дневной сон» и «прием пищи» (позиция в табл. 3 - № № 1, 2 и 4) для подготовительной группы укладываются в средние временные рамки, представленные в табл. 2. Дети предшкольного возраста достаточно взрослые, поэтому умеют самостоятельно и достаточно быстро принимать пищу, достаточная продолжительность дневного сна для этого возраста - 2 часа.

Теория и методика дошкольного образования

225

Структурный компонент Программы - самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена (табл. 3: позиция 6). СанПиНы 2.4.1.3049-13 [4, п. 11.8] отводят на этот вид деятельности не менее 3-4 часов в режиме дня, не уточняя при этом возраст дошкольника. Не ясно в данном пункте понятие «подготовка к образовательной деятельности», что по нашему мнению, может быть связано как с введением пропедевтических моментов в режим дня, так и с организационными моментами, настраивающими детей к непосредственной образовательной деятельности.

Таблица 3

Вариант распределения недельного объема Программы между ее структурными компонентами (V в процентном отношении) 12-часовой режим пребывания ребенка в Организации (для подготовительной группы)

№ п/п Структурный компонент Программы Основная часть Часть, формируемая участниками Норматив

В процентном отношении к V

i Прогулка 29 % [4, п. 11.5]

2 Дневной сон 19 % [4, п. 11.7]

3 Организованная образовательная деятельность 12 % 4 % - чтение ХЛ** (0,5 ч. х 5 дн. = 2,5 ч.) [5, с. 78-79]

2 % - парциальная программа (0,5 ч. х 2 дн. = 1,0 ч.) [2, п. 2.11.2]

3 % - формы организации работы в традициях Организации

4 Прием пищи 10 %

5 Утренняя гимнастика, комплексы закаливающих процедур 4 % (0,5 ч. х 5 дн. = 2,5 ч.) [5, с. 78-79]

6 Самостоятельная деятельность детей (игры, личная гигиена и т.п.) 17 % (2 ч. х 5 дн. = 10 ч.) [4, п. 11.7]

ИТОГО 87 % 13 %

ИТОГО 100 %

Примечание: вариант 2 (табл. 2);

V - недельный объем реализуемой образовательной Программы, в нашем примере -

60 часов;

ежедневное чтение художественной литературы и ситуативные беседы при проведении режимных моментов;

возможное введение 2-х занятий в неделю (2 х 0.5 ч = 1.0 ч), используя парциальные программы;

учет образовательных потребностей и интересов участников образовательных отношений в сложившихся традициях Организации;

согласно [4, п. 11.7] на самостоятельную деятельность детей, которая включает игры, личную гигиену и т.п. должно отводиться не менее 3-4 часов в день, при этом время, отводимое на игры может совпадать с часами «прогулки», где происходит и самостоятельное взаимодействие (деятельность) детей, свободные и организованные игры.

226

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, самостоятельная игровая деятельность детей отражает скорее их возможность реализовать спонтанную игру [5, с. 108], которая не является в данном случае средством для организации обучения, а отражает их способность самостоятельно занять свое свободное время. Навыки личной гигиены и умение перестраиваться с одного вида деятельности на другой не требуют у старших дошкольников большого количества времени при подготовке к образовательной деятельности.

Учитывая это, а также то, что самостоятельная игровая деятельность может быть предоставлена детям на прогулке, в режиме дня этот структурный компонент у старших дошкольников может занимать меньшее количество времени, а именно - до 2 часов в день.

Структурный компонент Программы - организованная образовательная деятельность (табл. 3: позиция 3). Организованная образовательная деятельность - это один из основных компонентов Программы дошкольного образования. Нами в [7, с. 272-273] рассмотрены возможные варианты распределения и объемы организованной образовательной деятельности как основание для формирования учебного плана организованной образовательной деятельности в Программе. В то же время в примерной образовательной программе [5, с. 78-79] выделено при планировании организованной образовательной деятельности для подготовительной группы 14 занятий по базовому виду деятельности. При этом, такой базовый вид деятельности как чтение художественной литературы, по мнению авторов [5, с. 79], необходимо включать в ежедневную образовательную деятельность в ходе режимных моментов. Аналогичная ситуация с проведением ситуативных бесед при проведении режимных моментов.

По нашему мнению, ежедневное чтение художественной литературы и ежедневные ситуативные беседы могут объединены в одной, специально разработанной, рабочей программе педагога, которая в данном случае будет выступать как структурный компонент части Программы, разрабатываемой участниками образовательных отношений (4 % от объема всей Программы). Это позволит не только более тщательно планировать этот вид образовательной деятельности с детьми, включив его в режим дня, но и прописать ожидаемый результат, нацеленный на результативность конкретного развития старшего дошкольника в рамках заданных в Стандарте целевых ориентиров развития.

Рассмотренные нами в [7, с. 272-273] возможные варианты распределения и объемы организованной образовательной деятельности, позволяют включить в учебный план от 1 до 4 занятий, в зависимости от их продолжительности (25 или 30 минут), в дополнении к планированию 14 занятий по базовым видам деятельности, предложенных в примерной образовательной программе [5, с. 78].

Теория и методика дошкольного образования

227

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФГОС дошкольного образования, формулируя требования к содержательному разделу Программы [2, п. 2.11.2], отмечает, что в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, Организация должна ориентироваться на:

- выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

- учитывать специфику национальных, социакультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учитывать сложившиеся традиции Организации.

Реализация этих требований Стандарта позволяет Организации выбрать одну и / или две, определенных педагогическим коллективом, исходя из его возможностей, парциальные программы и ввести, как минимум, еще 2 занятия в неделю (2 % от объема всей Программы) в расписание организованной образовательной деятельности, как часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Стандарт ориентирован на поддержку образовательной деятельности Организации как программы позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста, предполагающей организацию образовательной деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Выполнение этих требований может быть связано с реализацией культурно-досуговой, проектной деятельности, индивидуальной и иных видов деятельности педагога и воспитанника в сложившихся формах и с учетом традиций самой Организации. Эта образовательная деятельность может быть оформлена в различных вариантах с учетом временных затрат, позволяющих включить ее как часть, формируемая участниками образовательных отношений. В нашем примере (табл. 3) - это 3 % от объема всей Программы. Возможные варианты такой деятельности могут быть представлены в следующих видах:

- программа проектной деятельности, с обязательным выделением планирования проектной деятельности, которое бы учитывало количество часов образовательной деятельности, в рамках проекта;

- программа индивидуальной и / или коррекционной образовательной деятельности, учитывающая индивидуальные особенности ребенка (группы детей) и педагогические возможности коллектива Организации;

- планирование воспитательно-массовых мероприятий в рамках рабочей программы педагога по базовому виду деятельности.

Планирование воспитательно-массовых мероприятий в рамках рабочей программы педагога по базовому виду деятельности заслуживает, по нашему мнению, особого внимания разработчиков Программы при определении

228

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

подходов к выделению части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Планируя тематическое содержание программы по базовому виду деятельности, педагог представляет возможности представления результатов образовательной деятельности ребенка в виде проведения кульминационного события, например: конкурс, соревнование, праздник, викторина, экскурсия и т.п. Организация этих массовых мероприятий требует определенных временных затрат как со стороны педагога, так и со стороны ребенка и возможно его семьи. Поэтому целесообразно в организационный раздел рабочей программы педагога, наряду с учебно-тематическим планированием непосредственно организованной образовательной деятельности, включить дополнительно план воспитательно-массовых мероприятий, в котором будут определены временные характеристики усилий ребенка и его семьи на подготовку, участие и рефлексию по итогам участия в массовом мероприятии. Разработка такого плана будет целиком зависит от индивидуальных особенностей и сложившихся традиций педагогического коллектива Организации, что в конечном итоге характеризует разработку такого плана воспитательно-массовой работы как часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Планирование воспитательно-массовых мероприятий в рамках рабочих программ по базовому виду деятельности позволит сформировать и определить в количественном соотношении не только основную часть Программы и часть, формируемую участниками образовательных отношений, но и конкретизировать, в рамках ожидаемых результатов от образовательной деятельности по базовым видам деятельности, показатели целевых ориентиров развития ребенка в рамках требований ФГОС.

Структурный компонент Программы - утренняя гимнастика, комплексы закаливающих процедур (табл. 3: позиция 5). Данный компонент Программы является основополагающим при решении задач сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста [1, ст. 64, п. 1].

Программа сохранения и укрепления здоровья детей, разработанная педагогическим коллективом с учетом особенностей, традиций и возможностей Организации, может включать в себя следующие направления:

- конкретизация ежедневных закаливающих процедур;

- разнообразные комплексы утренней гимнастики;

- массовые мероприятия физкультурно-спортивного и спортивнооздоровительного характера;

- совместная работа с родителями, нацеленная на формирование семейной культуры здорового образа жизни и т.д.

Конкретизация планирования данного структурного компонента, позволяет оценить его процентное соотношение по отношению к общему объему Программы. В нашем примере (табл. 3) объем этого направления образова-

Теория и методика дошкольного образования

229

тельной деятельности составляет 4 % и предполагает ежедневное выделение как минимум 30 минут на проведение мероприятий, связанных с решением задач сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Подходы к определению процентного соотношения, основной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений определен нами в логике представленного алгоритма:

- определение временного недельного объема образовательной нагрузки ребенка, в зависимости от продолжительности пребывания ребенка в Организации;

- определение основных структурных компонентов Программы в соответствии с требованиями СанПиНы 2.4.1.3049-13 [4, п. XI] и выбранной примерной образовательной программой [firo.ru];

- определение объема организованной образовательной деятельности и выделение объема организованной образовательной деятельности сверх базовых видов деятельности в соответствии с предложенным в выбранной Организацией примерной образовательной программы, соотнесение объема организованной образовательной деятельности с общим объемом Программы;

- в случае превышения объема организованной образовательной деятельности сверх базовых видов деятельности из выбранной примерной образовательной программе, необходимо определить перечень парциальных и / или иных разработанных участниками образовательных отношений рабочих программ, необходимых для решения заявленного объема образовательных задач и соотнести объемы выбранных дополнительных программ с общим объемом Программы;

- определить выбор программы из списка разрешенных [firo.ru] и / или разработать собственную программу Организации по сохранению и укреплению здоровья детей для решения заявленного объема образовательных задач данного направления и соотнести ее объем с общим объемом Программы;

- определить временные параметры плана воспитательно-массовой работы Организации в соответствии с особенностями, традициями и возможностями педагогического коллектива и соотнести рассчитанные временные параметры с общим объемом Программы;

- составить сводную таблицу с выделение количественных характеристик основной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

230

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии по отдельным вопросам введения ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 352 с.

6. Казанникова А.В., Суденко И.А. Алгоритм формирования документации, регламентирующей содержание образовательной программы дошкольного образования в условиях ФГОС // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сб. ст. Межд. научно-практич. конф-и (20.11.2014 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 50-53.

7. Казанникова А.В., Суденко И.А. Моделирование структурных компонентов программы дошкольного образования в рамках требований ФГОС // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 17. - С. 267-276.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Сорокина Т.Н.*

Детский сад № 155, г. Иркутск

В статье поднимается актуальный вопрос о повышении качества дошкольного образования, дается интеграция термина «качество образования» и «качество дошкольного образования», рассматриваются разные подходы к пониманию данных терминов. На примере показано, что организационно-деятельностная игра является средством повышения качества дошкольного образования.

Ключевые слова качество образования, качество дошкольного образования, дошкольное образование, мыследеятельность, организационно-деятельностная игра, рефлексия.

В связи с новыми тенденциями развития образовательного пространства и изменениями условий жизни, качество образования является одним из

Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.