известия вгпу
4. Николаева А.Б. Детский сад и начальная школа: психологический аспект преемственности // Вопр. психологии. 1989. № 1. С. 39-44.
5. Основы педагогического мастерства / под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1999.
6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2010.
7. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Междунар. пед. академия, 1995.
8. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя: учеб. пособие. М.: Прометей, 1997.
* * *
1. Mizherikov V.A., Ermolenko M.N. Vvedenie v pedagogicheskuju professiju. M.: Ped. ob-vo Rossii, 1999.
2. Mitina L.M. Psihologija professional'nogo raz-vitija uchitelja. M.: Flinta, 1998.
3. Nemov R.S. Psihologija: v 3 kn. M.: Vlados,
2009. Kn. 2.
4. Nikolaeva A.B. Detskij sad i nachal'naja shko-la: psihologicheskij aspekt preemstvennosti // Vopr. psihologii. 1989. № 1. S. 39-44.
5. Osnovy pedagogicheskogo masterstva / pod red. I.A. Zjazjuna. M.: Prosveshhenie, 1999.
6. Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tehnologii / pod red. S.A. Smirnova. M.: Akademija,
2010.
7. Simonov V.P. Diagnostika lichnosti i professional'nogo masterstva prepodavatelja. M.: Mezh-dunar. ped. akademija, 1995.
8. Slastenin V.A., Mishhenko A.I. Celostnyj pe-dagogicheskij process kak ob#ekt professional'noj deja-tel'nosti uchitelja: ucheb. posobie. M.: Prometej, 1997.
Theoretical grounds for professionally significant qualities of future teachers
Professionally significant personal qualities are of particular importance in teacher's work. The article deals with professionally significant qualities of future teachers on the basis of authors' approaches to their concepts. The humanistic orientation of pedagogic activity contributes to the formation of professional qualities of a future teacher.
Key words: pedagogic skills, abilities, importance of teacher's professional qualities, pedagogic activity, pedagogic creativity.
(Статья поступила в редакцию 22.02.2017)
Т.м. иванова
(волгоград)
Подходы к воспитанию будущей матери в России во второй половине XIX -
НАЧАЛЕ XX в.
Рассматриваются основные подходы (биологический и социальный) к воспитанию ценностного отношения девушки к материнству в России во второй половине XIX - начале XX в. Определены приоритеты в понимании семьи и материнства в изменяющемся обществе. Описаны компоненты, включающие в себя ценностное отношение к материнству. Выделены основные ценностные идеи о подготовке будущей матери в России. Перечислены исследователи, занимавшиеся этой проблемой.
Ключевые слова: биологический и социальный подходы, материнство, воспитание будущей матери, ценностное отношение.
В современном российском обществе падает социальный статус семьи в глазах молодежи, деформируется отношение к семье и материнству как ценности, продолжает сокращаться рождаемость, что является показателем не только неблагополучия в сфере репродуктивного и социального здоровья, но и наличия серьезных проблем в области подготовки подрастающих поколений к семейной жизни и материнству. Как показывают исследования, у молодежи отсутствуют такие фундаментальные мотивы жизнедеятельности, как продолжение рода, а материнство не приобрело статуса личностной ценности.
Изменения, происходящие в современном российском обществе в различных сферах, влияют и на моральные идеалы субъектов семейного воспитания, ценностные установки на роль матери. Гуманитаризация и модернизация системы образования требуют поиска новых смыслов и содержания в воспитании будущей матери, приобретает большое значение обращение к историческому опыту. В отечественной педагогической науке остаются малоисследованными проблемы формирования ценностного отношения девушек к материнству в России во второй половине XIX -начале XX в.
Известно, что будущее человечества зависит от его духовно-нравственных ценностей
О Иванова Т.М., 2017
и установок, которые прививаются ребенку с момента его рождения. Первостепенное право в этом процессе отводится матери, т.к. у нее с ребенком наиболее близкие духовные и нравственные связи. Материнство было одной из главных общечеловеческих ценностей и привлекало внимание ученых много веков.
Обращение к проблеме воспитания у девушки ценностного отношения к материнству, определяющего финальный результат развития и саморазвития во взаимодействии человека с миром (A.B. Кирьякова, Л.И. Столярчук, Е.И. Сухова, E.B. Шамарина), позволяет определить приоритеты в понимании семьи, материнства в изменяющемся обществе (Л.А. Грицай, B.A. Романов, В.И. Чумаков) посредством категории «ценность» (важность, значение).
воспитание будущей матери включает в себя готовность девушки стать матерью, ее отношение к воспитываемому ею ребенку, развитие чувства материнства, отношения матери и ребенка, ценностный выбор девушки между материнством и общественным служением в изменяющемся обществе. Проблеме воспитания ценностного отношения девушек к материнству в России во второй половине XIX - начале XX в. посвящены работы М.А. Беляевой, Г.В. Гнайковой, Е.А. Каменской, Е.И. Кон-ради, М.М. Манасеиной, А.С. Симонович, Е.И. Тихеевой, Л.К. Шлегер и др.
Анализ документов, публикаций, трудов философов и педагогов дал нам основание сделать вывод о том, что к середине XIX в. воспитание будущей матери рассматривалось с позиций биологического и социального подходов. Это послужило основанием для изучения отечественными педагогами указанного периода вопросов, связанных с воспитанием ценностного отношения девушки к материнству, в различных формах на всех этапах рассмотрения данной проблемы.
Материнство в России до середины XIX в. относили к проблемам физиологическим, медицинским и рассматривали как биологическое явление. в рамках биологического подхода оно понимается как высшее природное предназначение женщины, ее долг в продолжении рода и социализации ребенка. в основе воспитания будущей матери лежит идея дуализма (противопоставления сущности женщины и мужчины). Сторонники данного направления обосновывали материнство как проявление женщинами биологической функции и фокусировали внимание на выполнение ею роли матери и воспитательницы своих детей [4].
КИЕ НАУКИ -
Многие представители античной философии (Аристотель, Демокрит), философии Средневековья (П. Абеляр, А. Августин, Д. Домини-чи) придерживались этого подхода и высказывали мнение о том, что ребенка нужно приучать ко всему с момента его рождения [6].
Анализируя труды средневековых авторов, мы пришли к выводу о том, что, по их мнению, основная функция женщины - это подчиняться, а удел мужчины - господствовать. Именно поэтому женщину необходимо готовить к материнству, роли хозяйки и жены. Девушкам давали домашнее воспитание и образование под руководством матери. В Средние века подготовка к материнству осуществлялась в контексте Библии, в которой закреплена система моральных представлений о нормах поведения в обществе.
Биологический подход проявился и в традиционной русской культуре: широком почитании Богородицы, отождествляемой в обыденном сознании с образом матери как высшей духовной ценности; нравственно одобряемой установке женщины на материнство как на основной способ самореализации.
во все времена женщине поклонялись как божеству. На Руси считалось, что именно мать является главным проводником передачи человеческих ценностей, и в ее воспитание закладывались ценностные понятия. Как отмечает Л.А. Грицай, «русская религиозная философия переносила качества и свойства Пресвятой Богородицы на реальную женщину-мать, преклоняясь перед ее материнством - милосердным, жертвенным, любящим» [2, с. 197].
Социальный подход переносил внимание на подготовку девушки к материнству как социальной ценности, на ее право (а не обязанность) стать матерью. Женщина сама решает, заниматься ей только воспитанием детей или еще и общественной работой наравне с мужчиной. При социальном подходе приоритет отдавался государственному воспитанию детей (ясли, сады).
В XIX в. после отмены крепостного права имели место глобальные экономические и социальные реформы, которые способствовали подъему в экономике, промышленности, торговле, культуре, образовании и науке. В тот период, когда в России происходил экономический подъем, начала изменяться и система ценностей. Педагоги выдвинули принцип национального и общечеловеческого воспитания и образования, считая, что именно образованная мать должна воспитывать своих детей с момента их рождения.
ИЗВЕСТИЯ вгпу
Социальный подход, нашедший развитие в России рассматриваемого периода с появлением движения в защиту прав женщин, направлен на такое воспитание девушек, в основе которого лежит понимание материнства как социальной ценности. Сторонники данного подхода считали, что женщина обладает правом выбора посвятить свою жизнь воспитанию детей или служить на благо общества. Рождение ребенка рассматривалось в качестве права, а не обязанности женщины, постулировалось ее право наравне с мужчинами посвятить себя «общественному служению». Материнство и семья в контексте социального подхода считались препятствиями для личностного развития женщины. При рождении ребенка мать должна была отдавать его в ясли, чтобы посвятить себя общественной деятельности. Фокусировалось внимание на подготовке девушки как образованной матери, социально активной личности. Таким образом, участие женщины-матери в различных сферах социальной жизни, ее совершенствование в образовании были основными условиями становления и развития семьи [1].
к результатам феминистского движения относят создание различных женских обществ и активизацию женщин России в революционной деятельности. Соответственно, мнения российских педагогов рассматриваемого периода привели к расколу между представителями традиционного подхода, которые считали, что главная обязанность женщины - семья, муж, дети, и «прогрессистами», выступавшими за ее эмансипацию. Последние считали женщину равноправным участником жизни общества, постулируя материнство как право, а не обязанность. Такой позиции придерживались философы и педагоги различных эпох: античные философы (Платон, Квин-тилиан), мыслители Нового и Новейшего времени (Ф. Шлегель в Германии, М. Уолстон-крафт в Великобритании и др.), стоявшие у истоков обоснования идей о равноправии женщин, о возможности выражения ими чувств наравне с мужчинами [4]. В контексте социального подхода подготовка девушек к материнству не рассматривалась как приоритетная установка в их самореализации.
В основе социального подхода лежат идеи андрогинии, идеи о равноправии полов. Такое отношение меняет представление о материнстве только как о биологическом феномене и фокусирует внимание на праве женщины посвятить себя работе на благо обществу. Следовательно, русская культура, занявшая в XIX в.
лидирующие позиции практически во всех сферах, не могла не принять и эти установки в женском образовании [4].
Данные подходы к воспитанию ценностного отношения девушек к материнству расширяют наши представления о материнстве как не только биологическом, но и социальном явлении, предоставляя женщине выбор стать счастливой матерью и профессионально успешной личностью [7].
Таким образом, воспитание ценностного отношения к материнству в России второй половины XIX - начала XX в. - это не просто историко-педагогическое явление. Это феномен, который аккумулировал достижения как отечественной, так и зарубежной педагогики в области воспитания девушек и их подготовки к материнству и заложил культурно-исторические предпосылки современных ген-дерных исследований.
Список литературы
1. Вентцель К.Н. Культура и воспитание // Антология гуманной педагогики. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1999. С. 124-186.
2. Грицай Л.А. Образ Пресвятой Богородицы в русской иконописи как отражение идеала материнства // II Поленовские чтения: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. (г. Тамбов, март 2011 г.). Тамбов: Позитон, 2011. С. 191-197.
3. Иванова Т.М. Реализация аксиологических идей воспитания будущей матери в педагогической практике России во второй половине XIX - начале XX в. [Электронный ресурс] // Грани познания. 2015. № 8(42). URL: http://grani.vspu. ru/files/publics/1449487306.pdf (дата обращения: 13.01.2017).
4. Иванова Т.М. Воспитание ценностного отношения девушки к материнству в России во второй половине XIX - начале XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2016.
5. Платон. Пир. Тимей // Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. Ч. 2.
6. Столярчук Л.И., Иванова Т.М. Аксиологические основы воспитания будущей матери в России во второй половине XIX - начале XX в. // Мир науки, культуры, образования: междунар. науч. журн. Сер.: Педагогика. 2015. № 5(54). С. 61-63.
7. Шамарина Е.В. Культурный смысл материнства в западноевропейской и отечественной философской мысли: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Барнаул, 2008.
8. Шлегель Ф. Люцинда // Немецкая романтическая повесть / пер. Л. Сидоровой. М.; Л.: Academia, 1935. Т. 1.
9. Wollstonecaft M.A. Vindication of the Rights of Woman with Strictures on Moral and Political Subjects. London: Joseph Johnson, 1792.
педагогические науки
* * *
1. Ventcel' K.N. Kul'tura i vospitanie // An-tologija gumannoj pedagogiki. M.: Izd. dom Shalvy Amonashvili, 1999. S. 124-186.
2. Gricaj L.A. Obraz Presvjatoj Bogorodicy v russkoj ikonopisi kak otrazhenie ideala materinstva // II Polenovskie chtenija: materialy Mezhdunar. na-uch.-prakt. konf. (g. Tambov, mart 2011 g.). Tambov: Poziton, 2011. S. 191-197.
3. Ivanova T.M. Realizacija aksiologicheskih idej vospitanija budushhej materi v pedagogicheskoj praktike Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX v. [Jelektronnyj resurs] // Grani poznanija. 2015. N° 8(42). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1449487306.pdf (data obrashhenija: 13.01.2017).
4. Ivanova T.M. Vospitanie cennostnogo otno-shenija devushki k materinstvu v Rossii vo vtoroj po-lovine XIX - nachale XX v.: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2016.
5. Platon. Pir. Timej // Sobranie sochinenij: v 4 t. M.: Mysl', 1994. T. 3. Ch. 2.
6. Stoljarchuk L.I., Ivanova T.M. Aksiologiche-skie osnovy vospitanija budushhej materi v Rossii vtoroj polovine XIX - nachale XX v. // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija: mezhdunar. nauch. zhurn. Ser.: Pedagogika. 2015. № 5(54). S. 61-63.
7. Shamarina E.V. Kul'turnyj smysl materinstva v zapadnoevropejskoj i otechestvennoj filosofskoj mysli: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Barnaul, 2008.
8. Shlegel' F. Ljucinda // Nemeckaja romanti-cheskaja povest' / per. L. Sidorovoj. M.; L.: Academia, 1935. T. 1.
Approaches to educating of future mothers in Russia in the second half of XIX - early XX centuries
The article deals with the basic approaches to acquiring the value attitude to motherhood in Russia in the second half of XIX - early XX centuries. They are biological and social approaches. The priorities in family and motherhood in the conditions of the changing society are determined. The components including the value attitude to motherhood are described. The main value ideas about the preparation of a future mother in Russia are identified. The names of the researchers working on this issue are represented in the article.
Key words: biological and social approaches, motherhood, education of a future mother, value attitude.
(Статья поступила в редакцию 27.02.2017)
О Чехонин А.Д., 2017
А.Д. ЧЕХОНИН (Тюмень)
ориентиры отцовского воспитания в зеркале педагогического наследия а.с. макаренко
Освещен поиск ценностно-смысловых и практических ориентиров отцовства - проблемного сегмента современной семейной педагогики. Отражены актуальные данные о существующих фокусировках исследований феномена отцовства. Произведен объемный монографический анализ педагогического наследия А.С. Макаренко, на основе которого синтезирована оригинальная топология ориентиров отцовского воспитания.
Ключевые слова: семья, отцовство, отцовское воспитание, отцовская педагогика, ориентиры, Макаренко.
Семья - это базовый институт социализации подрастающих поколений, их успешной интеграции в общество. Актуальные трансформации социальной среды ориентируют современную семью на повышение социальной активности и ответственности в означенных задачах воспитания молодежи. однако исследования, проведенные в конце XX - начале XXI в. (B. Федоров, А.А. Чуприна, H.H. Смирнова, К. Яновский, А.А. Зыков и др.), позволяют говорить о неэффективной адаптации значительной части российских семей к вызовам времени и эпохи. Актуальные проблемы семейного воспитания в детальной психолого-педагогической фокусировке проявляются в том числе в функциональных воспитательных институтах материнства и отцовства. При этом на сегодняшний день наиболее «слабым» и зачастую игнорируемым в отношении государственной и социальной поддержки является отцовский сегмент семейной педагогики.
одновременно понимание социального феномена отцовства как воспитательной институции - это актуальный вопрос сегодняшнего дня в России, для которой характерен ментальный конструкт семьи, где роль воспитания фактически отдана материнской стороне, за исключением фрагментарных частных случаев. Фигура отца в России в воспитательном отношении сегодня относится к второстепенным, а его первичной задачей является