Научная статья на тему 'Подходы к разработке универсально-ориентированной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре'

Подходы к разработке универсально-ориентированной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КВАЛИФИКАЦИЯ / УНИВЕРСАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвильдис Татьяна Юрьевна

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с проектированием и реализацией универсально-ориентированной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в логике проектно-квалитативного подхода, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Подготовка кадров высшей квалификации. Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гвильдис Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to developing of the universally-oriented educational programs for scientific and pedagogical staff at postgraduate school

The article deals with the complex issues related to the design and implementation of universally-oriented educational program for training of the teaching staff in the logic of the design and qualitative approach, in accordance with the requirements of the Federal Law "On Education in the Russian Federation", Federal State Educational Standard of Higher Education. Preparation of highly qualified personnel. Direction of preparation 44.06.01 Education and pedagogical sciences.

Текст научной работы на тему «Подходы к разработке универсально-ориентированной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Учитывая, что все три модели построения годичного тренировочного цикла курсантов групп спортивного совершенствования в образовательных организациях МВД России имеют принципиальные различия, их эффективность необходимо проверять на практике в условиях педагогического эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондарчук, А.П. Периодизация спортивной тренировки / А.П. Бондарчук. - Киев : Олимпийская литература, 2005. - 304 с.

2. Верхошанский, Ю.В. Новые подходы к организации тренировки спортсменов высокого класса / Ю.В. Верхошанский // ВНИИФКу - 60 лет : сборник научных трудов / Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1993. - С. 205-216.

3. Еганов, А.В. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных дзюдоистов : монография / А.В. Еганов ; Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск : [б.и.], 1998. - 146 с.

4. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - Киев : Олимпийская литература, 1999. - 320 с.

5. Платонов, В. Н. Периодизация спортивной тренировки: общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2013. - 623 с.

6. Шестаков, В.Б. Теория и практика дзюдо : учебник / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина. - М. : Советский спорт, 2011. - 448 с.

REFERENCES

1. Bondarchuk, A.P. (2011), Sport trainingperiodization, Olympic literature, Kiev.

2. Verkhoshansky, Yu.V. (1993), "New approaches to training of sportsmen of a high class", Collection of scientific papers "VNIIFRu - 60 let", Moscow, pp. 205-216.

3. Eganov, A.V. (1998), Managing the training process of qualified judokas, publishing house "UralGAFK", Chelyabinsk.

4. Matveev, L.P. (1999), Foundation of the general theory of sport and athletes training system, Olympic literature, Kiev.

5. Platonov, V.N. (2013), Periodization training: general theory and its practical application, Olympic literature, Kiev.

6. Shestakov, V.B. and Eregina, S.V. (2011), Theory and practice of judo, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: Galkinvladimir1979@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 30.12.2014.

УДК 378.048.2

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ УНИВЕРСАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

Татьяна Юрьевна Гвильдис, заведующий управлением подготовки научно-

педагогических кадров, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

(СПб АППО)

Аннотация

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с проектированием и реализацией универсально-ориентированной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в логике проектно-квалитативного подхода, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Подготовка кадров высшей квалификации. Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки.

Ключевые слова: аспирантура; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования; компетенции; квалификация; универсально-ориентированная образователь-

ная программа.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p66-70

APPROACHES TO DEVELOPING OF THE UNIVERSALLY-ORIENTED EDUCATIONAL PROGRAMS FOR SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF AT

POSTGRADUATE SCHOOL

Tatiana Yurievna Gvildis, the head of management postgraduate department, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education

Annotation

The article deals with the complex issues related to the design and implementation of universally-oriented educational program for training of the teaching staff in the logic of the design and qualitative approach, in accordance with the requirements of the Federal Law "On Education in the Russian Federation", Federal State Educational Standard of Higher Education. Preparation of highly qualified personnel. Direction of preparation 44.06.01 Education and pedagogical sciences.

Keywords: postgraduate studies, Federal state educational standards of higher education, competence, qualification, universally-oriented educational program.

Переход высшего образования на трехуровневую модель, принятие ФГОС для третьей ступени (подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре) выдвигают задачу проектирования содержания соответствующих образовательных программ, определения ключевых компетенций, как результата их освоения (общепрофессиональных, универсальных, профессиональных). Формирование компетенций, предусмотренных ФГОС ВО влечет за собой изменение не только в содержании образования, но и в способах освоения программ, в организации образовательного процесса в целом [1, 2].

В связи с этим значительная роль принадлежит этапу проектирования образовательной программы, который во многом определяет структуру качества содержания образовательного процесса. Сопряженным с «качеством образовательного процесса» выступает «качество выпускника вуза (аспирантуры)», определяемого «моделью качества выпускника вуза (аспирантуры)» как его «потенциальным качеством». Образуется важнейшая триада качества (качество образовательной программы, качество образовательного процесса, качество выпускника) [3].

Квалитативное проектирование универсально-ориентированной образовательной программы (УООП) можно представить в виде нескольких этапов:

1-й этап - изучение потребностей, запросов и ожиданий прямых и опосредованных, реальных и потенциальных потребителей, заказчиков и заинтересованных сторон;

2-й этап - оценка потенциалов, возможностей и ограничений обучающихся, преподавателей, базы обучения и практик, ресурсов партнерства;

3-й этап - проектирование содержания УООП;

4-й этап - проектирование средств, форм, методов, технологий реализации УООП;

5-й этап - проектирование результатов освоения УООП, средств и способов для их оценки;

6-й этап - проектирование условий реализации УООП;

7-й этап - проектирование механизма взаимодействия участников образовательного процесса; мониторинга успешности выпускников в послевузовский период;

8-й этап - проведение экспертизы, оценки качества спроектированной образовательной программы.

Отдельного внимания заслуживает 1-й этап, в ходе которого осуществляется изучение потребностей, запросов и ожиданий прямых и опосредованных, реальных и потенциальных потребителей, заказчиков и заинтересованных сторон, связанных с универсальной подготовкой выпускников программ подготовки научно-педагогических кадров.

Прямыми потребителями в ситуации с реализацией УООП выступают обучающиеся, зачисленные на обучение по соответствующим программам. Опосредованными потребителями образовательных услуг (иногда и заказчиками) в рамках реализации УООП, в первую очередь, выступают работодатели в лице руководителей образовательных организаций. К потенциальным потребителям, в первую очередь, можно отнести тех кандидатов на обучение, которые соответствуют формальным требованиям обучения в аспирантуре. Результаты исследования потребностей, ожиданий, предпочтений различных категорий потребителей, заказчиков и заинтересованных сторон должны найти отражение в ходе отбора содержания образования, форм и технологий обучения, формирования фонда тематики исследовательский работ, разработки программ практик, выбора варианта индивидуализации обучения и т.п.

Что касается этапа проектирования содержания УООП (в том числе содержания практик и научно-исследовательских работ), то характер и последовательность работ на данном этапе во многом определяется требованиями ФГОС по конкретному направлению подготовки. Для примера можно использовать ФГОС ВО. Подготовка кадров высшей квалификации. Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки.

ФГОС устанавливает области, объекты и виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры. Видами профессиональной деятельности определены научно-исследовательская деятельность в области образования и социальной сферы, а также преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования. Объем программы аспирантуры 180 зачетных единиц (з.е.) - 3 года по 60 з.е. при очной форме обучениях [4].

Для проектирования содержания УООП очень важны также нормы, устанавливаемые ФГОС применительно к отдельным частям и блокам программы аспирантуры. В частности, соотношение объема дисциплин (модулей) базовой и вариативной частей блока 1 должно составлять 9 и 21 з.е. соответственно. Блоки 2 (Практики) и 3 (Научно-исследовательская работа), относимые к вариативной части программы, имеют общий объем 141 з.е. Объем блока 4 (Государственная итоговая аттестация), отнесенный к базовой части, составляет 9 з.е. [4].

Проектирование содержания УООП аспирантуры может начинаться с определения состава дисциплин (модулей) базовой и вариативной частей блока 1. В данном случае может быть использована схема и фрагмент набора дисциплин (модулей), решающих в том числе задачу формирования универсальных компетенций у выпускников (табл. 1).

Таблица 1

Дисциплины (модули)блока 1 Дисциплины (модули) базовой части Дисциплины (модули), общие для базовой и вариативной части Дисциплины (модули) вариативной части

Направленность дисциплин (модулей) Научно-исследовательская деятельность в области образования и социальной сферы Подготовка к сдаче кандидатских экзаменов Подготовка к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования

При этом важно учитывать области, объекты и виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры (табл. 2). На данном этапе определяется не только состав универсально-ориентированных дисциплин (модулей), но и выполняется расчет зачетных единиц по каждой из таких дисциплин (модулей). Также должен быть осуществлен выбор одного из способов представления содержания универсально-ориентированного образования (линейный, концентрический, линейно-концентрический).

Таблица 2

Области профессиональной деятельности Объекты профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности

Исследование педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей Образовательные и социокультурные системы Научно-исследовательская деятельность в области образования и социальной сферы

Разработка и использование педагогических технологий для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы Процессы обучения, воспитания, развития, социализации Преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования

Педагогическая экспертиза и мониторинг

Проектирование блока 2 («Практики») универсально-ориентированной программы аспирантуры состоит:

1) в определении тематики, направленности таких практик.

2) в разработке содержания каждого из видов практик с указанием видов выполняемых работ, отрабатываемых вопросов, выполняемых заданий (в том числе в рамках экспериментальных исследований по НИР), с указанием способов фиксации их результатов, исполняемых документов. Весьма желательна для каждого обучающегося выдача индивидуального задания. Для этих целей может быть использована схема и фрагмент ее заполнения (табл. 3).

Таблица 3

Вид практики Содержание задания Перечень ожидаемых (фиксируемых) результатов Способ фиксации, отчетности

Педагогическая практика на должности специалиста муниципального органа исполнительной власти социальной сферы или специалиста муниципального учреждения социальной сферы Анализ и оценка педагогической и социальной эффективности муниципальной системы дополнительного образования детей Анализ соответствия правоустанавливающих документов требованиям НПА федерального и регионального уровней Анализ и оценка степени воздействия дополнительных образовательных услуг в сфере ДОД на формирование метапредметных и личностных компетенций в рамках освоения ООП Аналитическая записка Результаты эмпирического исследования

3) разработка и определение перечня локальных нормативных правовых актов, методических и информационных документов, документов планирования, учета и отчетности, регламентирующих и обеспечивающих процесс организации практик (например, положение о практике; календарный план практик; договоры, приказы о проведении практик и назначении руководителей; дневник (программа) практики; структура отчета о практике; структура индивидуального задания на практику; структура отзыва руководителя практики и т.п.).

Проектируя практики весьма важно определить состав формируемых, развиваемых в ходе их проведения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся. Также важно скоординировать сроки, содержание практик с выполняемыми обучающимися научно-исследовательскими работами.

Алгоритм проектирования блока 3 программы аспирантуры («Научно-исследовательская работа») во многом подобен алгоритму, приведенному по блоку 2 (табл. 4). В отношении выполнения НИР важно также предусмотреть мероприятия, направленные на обеспечение качества как на каждом из этапов в отдельности, так и в целом. Могут использоваться процедуры экспертизы, мониторинга, внутреннего и внешнего аудита; применяться контрольные карты, комплекс количественных показателей.

Проектирование блока 4 программы аспирантуры ("Государственная итоговая аттестация"), в первую очередь, предполагает разработку необходимых нормативно-устанавливающих, организационно-распорядительных и инструктивно-методических документов.

Таблица 4

Этап работы по теме НИР Содержание работы, задачи Ожидаемые результаты Виды отчетности, формы контроля и фиксации

Определение состояния исследуемой проблемы в теории и практике Анализ научной и методической литературы, нормативных документов и документов концептуально-стратегического планирования Изложение результатов анализа в виде главы НИР Глава с изложением результатов анализа Заключение научного руководителя Заслушивание аспиранта на заседании кафедры с оформлением выписки из протокола

Также важно предусмотреть, помимо защиты исследовательской работы, экзамена по педагогике высшей школы, комплекс мероприятий по подготовке к ним, включая использование ресурсов времени на самостоятельную работу аспирантов с участием в ней преподавательского состава (консультирование, репетиционное тестирование, предзащиты ВКР и т.п.).

Таким образом, технология проектирования УООП представляет собой сложный, длительный и трудоемкий процесс. Представленный подход предполагает интенсивное применение квалиметрических методик и процедур с тем, чтобы обеспечить контроль, оценку, диагностику качественных параметров будущей образовательной программы и ее отдельных компонентов на каждом из этапов проектирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова, Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". 2007. 30 сентября. - URL : http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm. - Дата обращения 10.01.2015.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Омега-Л., 2014.

- 134 с.

3. Субетто, А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. М. : Академия Тринитаризма, Эл № 77-6567, опубл. 11620, 02.11.2004 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120196.htm. -(Дата обращения 22.01.2015).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. № 902 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и Педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [Электронный ресурс] // URL : http://base.consultantru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=168082. - (Дата обращения: 21.01 2015).

REFERENCES

1. Ivanova E. O. (2007), "Competence-based approach in relation to the knowledge-oriented and cultural", The Internet journal "Eidos", available at: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.

2. Federal Law "On Education in the Russian Federation" (2014), publishing house "Omega-L", Moscow.

3. Subetto A.I. (2004), "State policy of quality in higher education: the concept, mechanisms, and prospects", Academy of Trinitarian, Moscow, No. 77-6567, publ. 11620, 02.11.2004, available at: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120196.htm (date of access 22.01.2015).

4. Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated July 30, 2014 № 902 "On approval of the federal state educational standard of higher education in the area of training 44.06.01 Education and Educational Sciences (level of training of highly qualified personnel), available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=168082

Контактная информация: tgvildis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.