ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
(Выполнена по материалам диссертационного исследования Орлова Сергея Александровича на тему: «Научное обоснование системы поддержки принятия управленческих решений при работе медицинской организации в условиях биологических вызовов (на примере СОУЮ-19)» на соискание ученой степени кандидата медицинских наук)
ОС1: 10.21045/1811-0185-2022-10-33-41 УДК: 614.2
ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ ПАЦИЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПЕРИОД ГЛОБАЛЬНОГО БИОВЫЗОВА (НА ПРИМЕРЕ COVID-^Э)
С.А. Орлов а: , О.Ю. Александрова ь, Д.А. Лисовский с, Р.В. ГоренковА, С.А. Лившиц е, Е.В. Тихонова *
а, ь, с, е, ( фгбнУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия;
е ' Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Ногинская центральная районная больница», г. Ногинск, Россия.
а https://orcid.org/0000-0002-8749-8504; ь https://orcid.org/0000-0002-0761-1838; с https://orcid.org/0000-0002-6660-024X; d https://orcid.org/0000-0003-3483-7928; е https://orcid.org/0000-0003-4257-9658; ' https://orcid.org/0000-0002-9378-5745
И Автор для корреспонденции: Орлов С.А.
АННОТАЦИЯ
Управление потоками пациентов в медицинских организациях и рациональное использование кадровых, материальных и медико-технических ресурсов в период глобального биологического вызова являются залогом эффективного функционирования всей системы здравоохранения.
Формирование набора показателей и критериев, позволяющих осуществлять организацию, планирование и управление госпитализациями должно проводиться с использованием современных информационных агрегаторов, интегрированных с медицинскими информационными системами как на уровне отдельно взятой больницы, так и в целом по сети медицинских организаций региона, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях.
Цель исследования - разработать архитектуру информационной системы, позволяющей оценивать уровень использования ресурсов медицинской организации в период глобального биовызова (на примере СОУЮ-19) и распределять потоки пациентов в зависимости от ее текущих возможностей.
Материалы и методы. На основе данных о результатах госпитализации 7576 пациентов с СОУЮ-19 в ГБУЗ МО «Ногинская ЦРБ» предложено 6 последовательных этапов разработки информационной системы, включающих стратификацию пользователей и определение для них ролей и уровней доступа к информации, классификацию ресурсов медицинской организации, разработку цифровых макетов баз данных, стандартизацию и картирование рабочих процессов в структурных подразделениях стационара, составление перечня входных (учетных) и выходных (отчетных) показателей, соотнесенных друг с другом посредством использования справочников и регистров, а также на основе логических связей.
Результаты. Разработаны цифровые макеты 4 регистрационных карт (данные медицинских работников; пациентов, оказанных им медицинских услуг и времени на их выполнение; использовании медицинского оборудования и времени, затраченного на проведение исследований; регистрации госпитализаций в отделения стационара), 10 отчетных форм (о деятельности медицинских работников и оказанных ими медицинских услуг; о структуре госпитализированных и проведенных им диагностических исследований; об использовании медицинского оборудования; о госпитализациях и использовании коечного фонда) и шаблоны аналитических справок для принятия управленческих решений по данным отчетных форм для 6 категорий пользователей (для медицинских работников соответствующих структурных подразделений стационара, заведующих структурными подразделениями, заместителей руководителя медицинской организации и руководителя медицинской организации, специалиста органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья).
Выводы. Предлагаемый для разработки информационный ресурс позволит осуществлять текущую оценку загруженности медицинских работников и медицинского оборудования, занятости коечного фонда, соблюдение временных параметров при выполнении стандартных операционных процедур в структурных подразделениях стационара и обеспечивать оперативное управление потоками пациентов.
Ключевые слова: информационный ресурс, СОУЮ-19, управление потоками пациентов, загруженность стационара, ресурсы медицинской организации.
Для цитирования: Орлов С.А., Александрова О.Ю, Лисовский Д.А., Горенков Р.В., Лившиц С.А., Тихонова Е.В. Подходы к разработке информационного ресурса для управления потоками пациентов в медицинской организации в период глобального биовызова (на примере СОУЮ-19) // Менеджер здравоохранения. 2022; 10: 33-41. ЮО1: 10.21045/1811-0185-2022-10-33-41.
© Орлов С.А., Александрова О.Ю, Лисовский Д.А., Горенков Р.В, Лившиц С.А., Тихонова Е.В., 2022 г.
•КС
№ 10 Мападег /Менеджер
2022 2с1гв\/оосЬгвпвп1а / здравоохранения
Введение
При организации системы здравоохранения одной из основных задач является совершенствование методологических подходов к управлению медицинской организацией [1, 2, 3] и упорядочению ее деятельности [4-7], особенно в периоды неопределенности или возникновения условий, заставляющих проявлять максимальную мобилизацию имеющихся ресурсов для решения экстренных задач, возникающих, например, при развитии чрезвычайных ситуаций, эпидемиологических, техногенных и иных глобальных вызовов.
Современные методики управления как отдельно взятой медицинской организацией, так и в целом всей системой здравоохранения базируются на широкой доказательной базе и массиве первичных данных, получаемых из медицинских информационных систем, позволяющих выделять реперные точки для разработки новых нормативов, стандартов, алгоритмов маршрутизации, а также обеспечивающих возможность разработки более простых, но вместе с тем функциональных систем-агрегаторов, наделенных возможностями субстантивного представления основных результатов в шаблонизированном формате.
Особую актуальность вопрос управления медицинской организацией и ее ресурсами с использованием информационно-аналитических инструментов и систем приобрел в период эпидемии COVID-19.
На сегодняшний день существует достаточное количество подобных информационных систем [8], которые могут выполнять следующие функции управления медицинской организацией и ее ресурсами: планирование [9, 10], организация [11], контроль и координация [12].
Целью настоящего исследования являлась разработка архитектуры информационной системы, позволяющей осуществлять функции управления медицинской организацией на уровне планирования (например, оценивать ежедневную загруженность коечного фонда и возможности госпитализации, резервировать объемы диагностических исследований), организации (например, распределять медицинский персонал по структурным подразделениям стационара в зависимости от нагрузки), контроля (например, при оценке соответствия фактических показателей выполнения стандартных операционных процедур нормативным) и координации (например, при выстраивании взаимодействия между медицинскими работниками в разных структурных подразделениях) в период глобального
биовызова (на примере COVID-19) и распределять потоки пациентов в зависимости от ее текущих возможностей.
Материалы и методы
Разработка архитектуры информационной системы проводилась на основе данных о результатах госпитализации 7576 пациентов с COVID-19 в ГБУЗ МО «Ногинская ЦРБ» за период с апреля 2020 г. по июнь 2021 г.
На первом этапе была проведена стратификация пользователей информационной системы по 5 уровням с определением ролей и возможностей по вводу информации и получаемым ими выходным данным.
На втором этапе классифицированы и структурированы ресурсы медицинской организации, в отношении которых проводилась оценка эффективности использования.
На третьем этапе для обеспечения поддержки принятия управленческих решений по повышению эффективности использования ресурсов медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь пациентам с COVID-19, были составлены цифровые макеты баз данных (медицинских работников, медицинского оборудования, коечного фонда, пациентов).
На четвертом этапе были проведены стандартизация и картирование рабочих процессов в структурных подразделениях стационара, ставших основой для разработки нормативных показателей использования ресурсов медицинской организации1) и характерных для них учетных реквизитов.
На пятом этапе составлен перечень аналитических оценочных показателей, позволяющих проводить сравнение фактических данных с нормативными, выявлять отклонения и принимать соответствующие управленческие решения.
На шестом этапе составлен перечень входных (учетных) и выходных (отчетных) показателей деятельности стационара и использования его ресурсов при оказании специализированной медицинской помощи пациентам с новой корона-вирусной инфекцией (COVID-19), соотнесенных друг с другом посредством использования справочников и регистров, а также на основе логических связей.
1 Сформированы на основе данных хронометражных исследований при выполнении стандартных операционных процедур и фактических результатов госпитализации пациентов разной степени тяжести.
Менеджер / Мападег № 10
здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022 а
Результаты
По итогам оценки данных о результатах госпитализации 7576 пациентов с COVID-19 в ГБУЗ МО «Ногинская ЦРБ» за период с апреля 2020 г. по июнь 2021 г.:
- разработаны цифровые макеты 4 регистрационных карт (данные медицинских работников; пациентов, оказанных им медицинских услуг и времени на их выполнение; использовании медицинского оборудования и времени, затраченного на проведение исследований; регистрации госпитализаций в отделения стационара);
- разработаны цифровые макеты 10 отчетных форм (о деятельности медицинских работников и оказанных ими медицинских услуг; о структуре госпитализированных и проведенных им диагностических исследований; об использовании медицинского оборудования; о госпитализациях и использовании коечного фонда);
- составлено 5 справочников (медицинских работников, должностей медицинских работников, структурных подразделений медицинской организации, медицинских услуг, медицинских изделий по видам);
- разработаны шаблоны аналитических справок для принятия управленческих решений по данным отчетных форм для 6 категорий пользователей (для медицинских работников соответствующих структурных подразделений стационара, заведующих структурными подразделениями, заместителей руководителя медицинской организации и руководителя медицинской организации, специалиста органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья).
Первичные данные, которые вносились в учетные формы (карты регистрации) информационной системы, были получены из медицинской информационной системы и содержали максимально возможный набор сведений о выполненных вмешательствах и временных параметрах, связанных с реализацией рабочих процессов и выполнением внутри них стандартных операционных процедур в структурных подразделениях стационара.
Так, например, в приемном отделении стационара рабочие процессы включали: ожидание пациентом приема врача, оформление медицинской карты стационарного больного, осмотр пациента и сбор жалоб, измерение температуры, забор крови для анализов, определение и формирование плана обследования и лечения, формирование
и получение ответа на запрос о проведении инструментального рентгенологического исследования, формирование и получение ответа на запрос
0 проведении лабораторных исследований, определение отделения госпитализации в зависимости от уровня загруженности и наличия свободного коечного фонда.
Время пребывания пациента в приемном отделении (ГПО) определялось длительностью сбора анамнеза заболевания и заполнением медицинской документации (ТСА), забора крови для проведения биохимического анализа (ТЗК), проведения общих обследований (измерение артериального давления, сатурации, температуры тела) (ТОО), направления и обработки запросов в отделение госпитализации о наличии свободных коек (ГЗг), в рентгенологическое отделение о возможности проведения исследования (Тро) и выражалось формулой следующего вида:
Тпо = X (Тса + Тзк + Тоо + Тзг + Тро)
Для отделения госпитализации временные параметры рабочих процессов включали ежедневный осмотр медицинской сестрой (ТСО), регулярный осмотр врачом и контроль за соблюдением назначений (лекарственная терапия, инструментально-диагностические исследования) (ТВО), забор биоматериала (ТЗБ), с соответствующей кратностью выполнения данных процедур, и выражались формулой следующего вида:
Тог = £ ((*/ Тсо) + Тзб) + (к3* Тво)) где:
к1 - кратность выполнения осмотра в течение срока пребывания пациента на профильной койке (при выполнении операционной процедуры
1 раз в день значение тождественно длительности пребывания пациента в стационаре); к2 - кратность забора биологического материала в течение срока пребывания пациента на профильной койке (при выполнении операционной процедуры 1 раз в день значение тождественно длительности пребывания пациента в стационаре). Для каждого биологического субстрата определяется отдельно, формируя соответствующее слагаемое в итоговой формуле; к3 - кратность выполнения осмотра в течение срока пребывания пациента на профильной койке (при выполнении операционной процедуры 1 раз в день значение тождественно длительности пребывания пациента в стационаре). Для каждого врача-специалиста устанавливалась отдельно, в зависимости от клинических показаний.
с
«КС
№ 10 Мападег /Менеджер
2022 2с1гв\/оосЬгвпвп1а / здравоохранения
Длительность пребывания пациента на профильной койке в отделении госпитализации определялась половозрастными характеристиками госпитализированных лиц, степенью тяжести течения заболевания, наличием сопутствующих заболеваний, эффективностью назначаемой лекарственной терапии, продолжительностью сохраняющихся симптомов и лабораторных показателей, свидетельствующих о наличии патологических процессов и требующих динамического наблюдения в условиях стационара.
Стандартизация рабочих процессов и анализ их выполнения позволили сформировать целевые значения показателей, определив их в качестве нормативных для подготовки соответствующей базы данных и сравнения с фактическими результатами деятельности.
В перечень нормативных показателей вошли:
1) Интервал прибытия пациентов в стационар и расчетное количество пациентов, которое может принять медицинская организация в сутки (без учета возможностей коечного фонда).
2) Время пребывания пациента в приемном отделении стационара и нормативное количество пациентов, которое может быть принято в течение суток, в том числе в смену на 1 врача и на 1 среднего медицинского работника.
3) Время пребывания пациента в рентгенологическом отделении при проведении КТ-исследования и нормативное количество исследований, которое может быть выполнено в течение суток, в том числе на 1 врача и на 1 среднего медицинского работника.
4) Время для выполнения инструментально-диагностических исследований с нормативным количеством исследований, которое может быть выполнено в течение суток, в том числе на 1 врача и на 1 среднего медицинского работника.
5) Средняя длительность пребывания на койке в отделении анестезиологии и реанимации и в профильном отделении стационара, в том числе для пациентов с разной степенью тяжести новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19.
Соотнесение фактических результатов с нормативными, учитывающее допустимые диапазоны отклонений, позволяет принимать оперативные решения как по управлению потоками пациентов, так и по распределению ресурсов в медицинской организации.
В общем виде архитектура Информационного ресурса представлена на рис. 1.
На основе отчетных форм, с учетом возможностей доступа к информации различных категорий пользователей Информационный ресурс позволяет осуществлять мониторинг (таблица 1) соответствия
Таблица 1
Формы мониторинга, доступные для разных категорий пользователей, при организации оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19
Категория пользователя
«Медицинский работник»
Данные мониторинга
Соответствие среднего показателя времени на фактическое оказание медицинской услуги (пребывания пациента в структурном подразделении) 1 пациенту в смену с нормативным показателем времени на оказание медицинской услуги (пребыванием пациента в структурном подразделении).
«Руководитель структурного подразделения медицинской организации»
«Заместитель руководителя медицинской организации»
«Руководитель медицинской организации»
1) Соответствие среднего показателя времени на фактическое оказание медицинской услуги (пребывания пациента в структурном подразделении) 1 пациенту в смену с нормативным показателем времени на оказание медицинской услуги (пребыванием пациента в структурном подразделении);
2) уровень загруженности медицинских работников в смену (путем сравнения фактического количества пациентов, поступивших в стационар в течение смены и закрепленных за медицинским работником (в конкретный день наблюдения) или среднего значения данного показателя (за определенный период) с нормативным значением предельно возможного количества пациентов, которым может быть оказана медицинская помощь 1 медицинским работником в течение смены);
3) соответствие среднего показателя времени на фактическое проведение исследования (диагностической процедуры) в сравнении с нормативным значением времени на проведение данного исследования (диагностической процедуры) в смену;
4) уровень загруженности медицинского оборудования в смену (путем сравнения среднего значения фактического количества исследований (диагностических процедур), выполненных 1 пациенту в смену с нормативным значением по предельному количеству исследований, которые могут быть выполнены на оборудовании в 1 смену);
5) текущая загруженность коечного фонда и эффективность его использования.
«Специалист органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья»
Текущая загруженность коечного фонда медицинской организации
7
Менеджер / Мападег № 10
здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2022 а
С
#хс
Рис. 1. Архитектура информационного ресурса для управления потоками пациентов в медицинской организации в период глобального биовызова (на примере COVID-19)
фактической деятельности стандартным операционным процедурам, а также соответствия предусмотренным в них временным параметрам.
Для каждой отчетной формы Информационного ресурса со ссылкой на конкретные ее реквизиты в целях принятия соответствующих управленческих решений на разных уровнях и для разных категорий пользователей также предусматривается возможность формирования шаблона аналитической справки следующего вида (пример: для медицинского работника приемного или диагностического отделения):
«ФИО [Гр.1, ф.1.1], должность [Гр.2, ф.1.1],
работающий в [Гр.3, ф.1.1] на__[Гр.5, ф.1.1]
ставки за период с__по__[Гр.4, ф.1.1] принял ___[Гр.6, ф.1.1] пациентов. Среднее время
на оказание медицинской услуги составило _ [Гр.7, ф. 1.1] минут. При сравнении данного параметра с нормативным значением отклонений не выявлено (если Гр.7 ф.1.1 € N [нормативное значение]) / отклонение составило___[Гр.8, ф.1.1]%
(([Гр.7, ф.1.1] - N [нормативное значение]) / N [нормативное значение])*100%)) от среднего значения нормативного показателя».
Обсуждение
Создание специализированных ресурсов, направленных на совершенствование подходов к принятию управленческих решений, является одним из важнейших направлений на современном этапе интеграции информационных технологий в организацию оказания медицинской помощи. Для решения задач по соотнесению функциональных возможностей таких ресурсов с классическими функциями управления, такими, как планирование, организация, контроль и координация, создаются отдельные информационные агрегаторы или платформы, связанные с медицинскими информационными системами. В настоящем исследовании представлены подходы к формированию одной из таких систем - информационного ресурса для управления потоками пациентов в медицинской организации в период глобального биовызова (на примере СОУЮ-19) и последовательные этапы формирования его архитектуры. Повышение результативности
в управлении потоками пациентов достигается, в том числе за счет обеспечения стандартизации в перечне анализируемых показателей, применении по отношению к ним научно-обоснованных и эмпирически доказанных нормативов, использовании справочников, основанных на классификациях, утвержденных нормативными правовыми и методическими документами, шаблонизированных форм учетной и отчетной документации.
Выводы
Предлагаемый подход к разработке информационного ресурса для управления медицинской организации в целом или потоками пациентов, в частности, в период глобального биологического вызова (на примере СОУЮ-19) обеспечивает выполнение следующих функций:
1. Планирование: например, при оценке ежедневной загруженности коечного фонда и возможностей госпитализации; резервировании объема диагностических исследований в зависимости от производственного потенциала медицинского оборудования и потребности в данных исследованиях со стороны госпитализируемых пациентов.
2. Организация: например, при распределении медицинского персонала по структурным подразделениям стационара в зависимости от фактической нагрузки, связанной с количеством госпитализируемых пациентов.
3. Контроль: например, при оценке соответствия фактических показателей выполнения стандартных операционных процедур нормативным значениям.
4. Координация: например, при выстраивании взаимодействия между медицинскими работниками в разных структурных подразделениях в рамках стандартизированных рабочих процессов и этапов внутренней маршрутизации пациентов.
В целях совершенствования систем управления медицинской организацией аналогичные подходы к разработке информационных ресурсов могут быть также использованы и при возникновении других биологических вызовов.
Менеджер / Мападег № 10
здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2022 а
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Чолоян С.Б., Екимов А.К., Байгазина Е.Н., Молодцов Н.С., Калинина Е.А., Поснов А.А. Современные подходы к решению задач управления медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. - 2021. - № 10. - С. 4-13.
2. Чолоян С.Б., Екимов А.К., Павловская О.Г., Шеенкова М.В., Данилова Л.В., Байгазина Е.Н. Управление медицинской организации на основе цепей Маркова с оценками // Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 2. - С. 14-22.
3. Zdgba-Mozola A, Rybarczyk-Szwa/'kowska A., Czapla T, Marczak M. & Kozlowski R. (2022). Implementation of Lean Management in a Multi-Specialist Hospital in Poland and the Analysis of Waste. International journal of environmental research and public health, 19(2), 800. https://doi.org/10.3390/ ijerph19020800
4. Погонин А.В., Люцко В.В. Медицинская помощь, оказываемая в стационарных условиях, в Российской Федерации (обзор литературы) // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2022. - № 1. - С. 605-629.
5. Humphreys P, Spratt В., Tariverdi M, Burdett R.L, Cook D, Yarlagadda P. & Corry P. (2022). An Overview of Hospital Capacity Planning and Optimisation // Healthcare (Basel, Switzerland), 10(5), 826. https://doi.org/10.3390/healthcare10050826.
6. Бреусов А.В., Фенютина В.А., Оруджев А.А. Оптимизация деятельности медицинской организации путем внедрения бережливого производства // Саратовский научно-медицинский журнал. -2019. - Т. 15. - № 4. - С. 893-897.
7. Сергеева Н.М. О подходах к оценке эффективности функционирования медицинских организаций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. -№ 2-1. - С. 72-76.
8. Negro-Calduch E, Azzopardi-Muscat N, Nitzan D, Pebody R, Jorgensen P. & Novillo-Ortiz D.
(2021). Health Information Systems in the COVID-19 Pandemic: A Short Survey of Experiences and Lessons Learned From the European Region // Frontiers in public health, 9, 676838. https: //doi. org/10.3389/fpubh.2021.676838.
9. Hick J.L., Hanfling D. & Wynia M. (2022). Hospital Planning for Contingency and Crisis Conditions: Crisis Standards of Care Lessons from COVID-19 // Joint Commission journal on quality and patient safety, 48(6-7), 354-361. https://doi.org/10.1016/j.jcjq.2022.02.003.
10. Ndayishimiye C, Sowada, C, Dyjach P., Stasiak A., Middleton J, Lopes H. & Dubas-Jakybczyk K.
(2022). Associations between the COVID-19 Pandemic and Hospital Infrastructure Adaptation and Planning-A Scoping Review // International journal of environmental research and public health, 19(13), 8195. https://doi.org/10.3390/ijerph19138195
11. Yang Y. (2022). Artificial intelligence-based organizational human resource management and operation system // Frontiers in psychology, 13, 962291. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.962291.
12. Huang M, Wang J, Nicholas S, Maifland E. & Guo Z (2021). Development, Status Quo, and Challenges to China's Health Informatization During COVID-19: Evaluation and Recommendations // Journal of medical Internet research, 23(6), e27345. https://doi.org/10.2196/27345.
OXOwOH_HJ
№ 10 Manager /Менеджер
2022 Zdravoochranenia / здравоохранения
39
s
ЗНО
зЯо
s
зЯо
ORIGINAL PAPER
APPROACHES TO DEVELOPING AN INFORMATION RESOURCE FOR MANAGING PATIENT FLOWS IN A MEDICAL ORGANIZATION DURING A GLOBAL BIOLOGICAL CHALLENGE (ON THE EXAMPLE OF COVID-T3)
S.A. Orlov a, O.Yu. Aleksandrova b, D.A. Lisovskii c, R.V. Gorenkov d, S.A. Livshitze, E.V. Tikhonova f
a, b, c, d, e, f FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», Moscow, Russia;
e f State Budgetary Health Institution of the Moscow oblast region "Noginsk Central District Hospital", Noginsk, Russia.
b https://orcid.org/0000-0002-0761-1838; d https://orcid.org/0000-0003-3483-7928;
a https://orcid.org/0000-0002-8749-8504; c https://orcid.org/0000-0002-6660-024X; e https://orcid.org/0000-0003-4257-9658; f https://orcid.org/0000-0002-9378-5745
El Corresponding author: Orlov S.A.
ABSTRACT
Patient flow management in medical organizations and rational use of human, material, medical and technical resources during the period of global biological challenge are the key to the effective functioning of the health care system.
The formation of a set of indicators and criteria that allow the organization, planning and management of hospitalizations should be carried out with using of modern information aggregators integrated with medical information systems both at the level of a single hospital and in general across a network of medical organizations in the region that provide specialized medical care in hospitals. Purpose of the study is to develop an information system architecture that allows assessing the level of use of the resources of a medical organization during a global biological challenge (on the example of COVID-19) and distributing patient flows depending on its current capabilities.
Materials and methods. Based on the data on the results of hospitalization of 7576 patients with COVID-19 in the Noginsk Central District Hospital, 6 consecutive stages of developing an information system were formed, including user stratification and determining roles and levels of access to information for them, classifying the resources of a medical organization, developing digital models of databases data, standardization and mapping of work processes in the structural divisions of the hospital, compiling a list of input (accounting) and output (reporting) indicators correlated with each other through the use of directories and registers, as well as on the basis of logical links.
Results. Digital layouts of 4 registration cards were developed (data of medical workers; data of patients, medical services provided to them and the time for their implementation; use of medical equipment and time spent on research; registration of hospitalizations in hospital departments), 10 reporting forms (on the activities of medical workers and medical services rendered by them; on the structure of hospitalized and diagnostic tests carried out by them; on the use of medical equipment; on hospitalizations and the use of hospital beds) and templates of analytical reports for making management decisions based on the data of reporting forms for 6 categories of users (for medical workers of the relevant structural units of the hospital heads of structural subdivisions, deputy heads of a medical organization and head of a medical organization, a specialist of a public authority of a constituent entity of the Russian Federation in the field of health protection).
Conclusion: The information resource proposed for development makes it possible to carry out a current assessment of the workload of medical workers and medical equipment, the employment of the bed fund, compliance with time parameters when performing standard operating procedures in the structural divisions of the hospital and ensure operational management of patient flows. Keywords: information resource, COVID-19, patient flow management, hospital workload, medical organization resources.
For citation: Orlov S.A., Aleksandrova O.Yu., Lisovskii D.A., Gorenkov R.V., Livshitz S.A., Tikhonova E.V. Approaches to developing an information resource for managing patient flows in a medical organization during a global biological challenge (on the example of COVID-19) // Manager Zdravoohranenia. 2022; 10: 33-41. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-10-33-41.
REFERENCES
1. Choloyan S.B., Ekimov A.K., Baygazina E.N., Molodtsov N.S., Kalinina E.A., Posnov A.A. Modern approaches to solving the tasks of management of medical organizations // Manager Zdravoochranenia. - 2021. - № 10. - P. 4-13.
2. Choloyan S.B., EkimovA.K., Pavlovskaya O.G., Sheenkova M.V., Danilova i.V., Baygazina E.N. Management of a medical organization based on Markov chains with grades // Manager Zdravoochranenia. - 2019. - № 2. - P. 14-22.
Менеджер / Manager ГГ 10
здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2022 j
3. Zd^ba-Mozola A., Rybarczyk-Szwajkowska A, Czapla T, Marczak M. & Kozlowski R. (2022). Implementation of Lean Management in a Multi-Specialist Hospital in Poland and the Analysis of Waste // International journal of environmental research and public health, 19(2), 800. https://doi.org/10.3390/ijerph19020800
4. Pogonin A.V., Liutsko V.V. Inpatient medical care in the Russian Federation (literature review) // Current problems of health care and medical statistics. - 2022. - № 1. - P. 605-629.
5. Humphreys P, Spratf B, Tariverdi M, Burdett R.L., Cook D, Yarlagadda, P. & Corry P. (2022). An Overview of Hospital Capacity Planning and Optimisation // Healthcare (Basel, Switzerland), 10(5), 826. https: //doi. org/10.3390/healthcare10050826.
6. Breusov A. V., Fenyufina V.A., Orudzhev A.A. Optimization of medical organization activities by implementation of lean-production // Saratov journal of medical scientific research. - 2019. - Vol. 15. - № 4. - P. 893-897.
7. Sergeeva N.M. About approaches to efficiency assessment of medical organizations functioning // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2017. - № 2-1. - P. 72-76.
8. Negro-Calduch E, Azzopard--Muscaf N, Nifzan D, Pebody R, Jorgensen P. & Novillo-Orfiz D. (2021). Heath Information Systems in the COVID-19 Pandemic: A Short Survey of Experiences and Lessons Learned From the European Region // Frontiers in public health, 9, 676838. https://doi.org/10.3389/fpubh.2021.676838.
9. Hick J.L., Hanfling D. & Wyni M. (2022). Hospital Planning for Contingency and Crisis Conditions: Crisis Standards of Care Lessons from COVID-19 // Joint Commission journal on quality and patient safety, 48(6-7), 354-361. https://doi.org/10.1016/j.jcjq.2022.02.003.
10. Ndayishimiye C, Sowada C, Dyjach P., Sfasiak A, Middlefon J, Lopes H. & Dubas-Jakybczyk K. (2022). Associations between the COVID-19 Pandemic and Hospital Infrastructure Adaptation and Planning-A Scoping Review // International journal of environmental research and public health, 19(13), 8195. https://doi.org/10.3390/ ijerph19138195
11. Yang Y. (2022). Artificial intelligence-based organizational human resource management and operation system // Frontiers in psychology, 13, 962291. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.962291.
12. Huang M, Wang J, Nicholas S, Maifland E. & Guo Z. (2021). Development, Status Quo, and Challenges to China's Health Informatization During COVID-19: Evaluation and Recommendations // Journal of medical Internet research, 23(6), e27345. https://doi.org/10.2196/27345.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Орлов Сергей Александрович - канд. мед. наук, ст. науч. сотр., ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.
Sergey A. Orlov - candidate of medical sciences, senior researcher of FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», Moscow, Russia. E-mail: orlovsergio@mail.ru
Александрова Оксана Юрьевна - д-р мед. наук, профессор, заместитель директора, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.
Oxana Yu. Aleksandrova - D.Sc. (Medicine), Professor, Deputy Director of FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», Moscow, Russia. E-mail: aoul8@mail.ru
Лисовский Дмитрий Александрович - науч. сотр., ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.
Dmitrii A. Lisovskii - researcher of FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», Moscow, Russia. E-mail: lisikux@gmail.com
Горенков Роман Викторович - д-р мед. наук, вед. науч. сотрудник, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.
Roman V. Gorenkov - D.Sc. (Medicine), leading researcher of FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»,
Moscow, Russia.
E-mail: rogorenkov@mail.ru
Лившиц Сергей Анатольевич - д-р мед. наук, главный врач, ГБУЗ МО «Ногинская ЦРБ», г. Ногинск, Россия.
Sergey A. Livshitz - D.Sc. (Medicine), chief medical officer of State Budgetary Health Institution of the Moscow oblast region
"Noginsk Central District Hospital", Noginsk, Russia.
E-mail: slmd21@gmail.com
Тихонова Елена Владимировна - канд. мед. наук, заместитель главного врача, ГБУЗ МО «Ногинская ЦРБ», г. Ногинск, Россия.
Elena V. Tikhonova - candidate of medical sciences, deputy chief medical officer of State Budgetary Health Institution of the Moscow oblast region "Noginsk Central District Hospital", Noginsk, Russia. E-mail: glvrachbmk@gmail.com
#xc
№ 10
2022
Manager
Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения