Научная статья на тему 'Подходы к размещению предприятий сферы рекреации и туризма'

Подходы к размещению предприятий сферы рекреации и туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗМЕЩЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГНОЗ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СФЕРА РЕКРЕАЦИИ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Н.Г., Каурова О.В., Малолетко А.Н., Юманова О.С.

Разработан сценарный прогноз изменения зависимости эффективности деятельности предприятий сферы рекреации и туризма от их нахождения на рубеже смены технологических укладов. Обосновано изменение этой зависимости с позиции трех закономерностей размещения производительных сил в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к размещению предприятий сферы рекреации и туризма»

19 (205) - 2014

Экономика России: тенденции и перспективы

УДК 338.5

ПОДХОДЫ К РАЗМЕЩЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА

Н.Г. НОВИКОВА,

доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе E-mail: novikovaNG@yandex.ru О.В. КАУРОВА, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и бизнес-технологий E-mail: atosik2006@mail.ru А.Н. МАЛОЛЕТКО, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и бизнес-технологий E-mail: 5050962@mail.ru О.С. ЮМАНОВА, старший преподаватель кафедры менеджмента и бизнес-технологий E-mail: olga123488@mail.ru Российский государственный университет

туризма и сервиса

Разработан сценарный прогноз изменения зависимости эффективности деятельности предприятий сферы рекреации и туризма от их нахождения на рубеже смены технологических укладов. Обосновано изменение этой зависимости с позиции трех закономерностей размещения производительных сил в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: размещение, эффективность, деятельность, прогноз, предприятие, сфера рекреации, туризм

В современных условиях эффективность работы сферы рекреации и туризма во многом зависит от размещения предприятий. Очевидно, что при прочих равных условиях:

• более доступное в транспортном отношении коллективное средство размещения имеет больший потенциал загрузки номерного фонда, чем отдаленное от транспортной инфраструктуры;

• предприятия общественного питания, размещенные вблизи туристских потоков, более привлекательны для путешествующих;

• торговая компания, расположенная в местах скопления туристов, имеет больше шансов увеличить выручку, чем ее аналог, расположенный в отдаленном месте.

Вместе с тем развитие информационных технологий требует переосмысления роли размещения производительных сил сферы рекреации и туризма в получении ими лучшего результата. Распознавание

Экономика России: тенденции и перспективы

19 (205) - 2014

же вектора развития новых технологий и предвидение возможности их распространения в изучаемую область позволяет сделать некоторые прогнозы.

По мнению Д. Белла, будущее не предначертано, оно малопредсказуемо в силу того, что течение событий часто подвержено влиянию случайностей, а неопределенность насквозь пронизывает всю историю человечества [2; 3; 4, с. 330-342; 6].

Профессор М. Каку (США) отмечает, что практически все имеющиеся технологии в скором времени ожидает «цифровая революция». Причем музыкальная индустрия уже пережила подобное и полностью поменяла приоритеты в шоу-бизнесе, а следующей «оцифрованной» отраслью станет медицина.

На взгляд авторов, вслед за медициной широко использовать плоды «цифровой революции» начнут рекреация и туризм. Ведь уже сейчас мы слышим о 3D-принтерах, автомобилях, которые ездят без водителя, и очках со встроенным мини-компьютером с «дополненной реальностью». «Искусственный разум станет частью жизни, а новые гаджеты создадут идеальный капитализм с точки зрения спроса и предложения», — заключает Митио Каку [7].

Солидаризуясь с М. Левицким [8], обратившим внимание на три новые ветви развития, порожденные человеческой цивилизацией (искусственные органические системы, получаемые путем генных модификаций; искусственные неживые (технические) системы; искусственная (виртуальная) реальность), представляется возможным смоделировать их проникновение в долгосрочной перспективе в отрасли рекреации и туризма.

Основными товарами и услугами, потребляемыми туристами, по методологии UNWTO [10, 11] пока еще являются транспорт, средства размещения, питание и развлечения, которые в широком смысле можно считать типичными для туризма. Для понимания некоторых изменений в типичных для туризма товарах и услугах введем термин «оцифрованный» туризм. В представлении авторов его антиподом будет выступать «аналоговый» (традиционный) туризм.

В эпоху «оцифрованного туризма» роль транспорта в контексте туризма будет снижаться. Значение физического перемещения человека для культурно-познавательного туризма утратит силу. Ведь совершить виртуальную экскурсию можно будет без перемещения. Технологии «дополненной» и «расширенной» реальности уже сейчас позволяют совершать виртуальные путешествия с тактильными ощущениями в Колизей, перемещаться по

Великой китайской стене, парить над Мачу-Пикчу, осматривать Петру, прогуливаться по Тадж-Махалу, взбираться на Чичен-Ицу, ощущать теплоту пирамид Гизы и посещать другие уголки мира.

Вместе с этим будет снижаться и роль средств размещения. Ведь «цифровой турист» сможет совершать путешествия, не покидая места жительства, лишь облачившись в специальный костюм.

Созданный учеными из университета Корнел-ла 3D-принтер, позволяющий «печатать» готовые блюда, а также созданный Г. Форгасом из университета Миссури прототип принтера, печатающего «живой материал — живые клетки, живущие, когда их печатают» [5] и развивающаяся молекулярная гастрономия уже сейчас позволяют предположить, что «цифровой турист» сможет в своем путешествии виртуально посетить ресторан, сделать любой заказ и «распечатать» его у себя на принтере.

Таким образом, достижения науки уже сейчас позволяют сделать вывод о том, что «дополненная реальность» и «оцифрованная пища» в скором времени проникнут в сферу рекреации и туризма. И с течением времени это проникновение будет углубляться, расширяться и становиться массовым. Профессор И. Йомен из Веллингтонского университета считает, что к 2050 г. общество станет более контролируемым и вернется к стратегии массового туризма, отказавшись от многих нишевых продуктов, а услуги станут более разнообразными [12].

На основе этапов развития туризма [9] и оценок средних периодов распространения технологических укладов (нововведений) в развитых странах (см. рисунок) представляется возможным спрогнозировать распространенность «аналогового» (АТ) и «цифрового» фТ) туризма [1, с. 31, 70].

На первом этапе (до XIX в.) туризм находился в зародышевом состоянии. Второй этап (начало XIX — начало XX вв.) характеризуется элитарностью туризма. На третьем этапе (начало XX в. — начало Второй мировой войны) получает развитие социальный туризм. На четвертом этапе (окончание Второй мировой войны — наши дни) наступает расцвет массового, «аналогового» туризма и зарождаются технологии «цифрового».

Приведенный график показывает, что после 2050 г. начнется спад «аналогового» туризма за счет его замещения на рынке «цифровым». Затем произойдет выравнивание объемов обоих видов, а в последующем объемы «цифрового» туризма значительно превысят объемы «аналогового». При этом

19 (205) - 2014

Экономика России: тенденции и перспективы

Сокращения: М — машины, А — автоматы по переработке вещества (В), энергии (Э), информации (И).

Источник: составлено автором.

Годы начала, максимума распространения и отмирания технологических укладов и нововведений

первый станет более доступным, а второй — более дорогим и вновь элитарным.

Задаваясь вопросом, как будет изменяться зависимость эффективности предприятий сферы рекреации и туризма от их размещения, можно рассмотреть реализацию трех закономерностей размещения производительных сил (рациональное, пропорциональное, комплексное) в долгосрочной перспективе применительно к сфере рекреации и туризма.

Известно, что рациональное размещение является следствием закона экономии рабочего времени. Эта закономерность в рассматриваемой сфере реализуется через расположение некоторых предприятий рекреации и туризма (реципиентов) вблизи других учреждений — доноров туристических потоков [13, с. 106].

Закон экономии рабочего времени выражается формулой

ПТ + ЖТ + БТ

ПЭ

-> mm,

где ПТ — затраты прошлого (овеществленного)

труда на производство или потребление товара (услуг);

ЖТ — затраты живого труда, т.е. заработная плата всех работников, приходящаяся на данный товар (услугу) на данной стадии его жизненного цикла, плюс прибыль на этой стадии (или необходимый и прибавочный труд); БТ — затраты будущего труда, которые будут осуществляться в будущие периоды для производства или потребления товара (услуги); ПЭ — суммарный полезный эффект или отдача товара (услуги).

С развитием «цифрового» туризма количество ЖТ будет значительно меньше, чем при производстве услуг «аналогового» туризма.

Действие следующей закономерности — пропорционального размещения, являющегося следс-

твием экономического закона концентрации производства, рассчитываемого в условиях «аналогового» туризма по формуле, в долгосрочной перспективе также претерпит изменения, заключающиеся в снижении степени концентрации:

п

HHI = ^2,

г=1

где HHI — индекс Герфиндаля — Гиршмана;

п — число предприятий сферы рекреации и туризма, действующих на туристском рынке; X — доля ¿-го предприятия рекреации и туризма в объеме реализованных товаров (услуг) на туристском рынке, %.

Снижение значения НН1 будет происходить за счет масштабируемости 1Т-технологий. Туроператорская и турагентская деятельность будет все больше трансформироваться в предоставление специализированного (туристического) контента. При этом один и тот же контент будет многократно копироваться и распространяться в сети, а затраты на масштабирование будут минимальными. Следовательно, эффективность все больше будет зависеть не столько от расходов на производство контента и его размещения, сколько от чистой прибыли, образуемой в результате пользования контентом.

Действие еще одной закономерности (комплексного размещения), являющейся следствием закона общественного труда и рассчитываемой по формулам, также претерпит некоторые изменения:

п

мрт = ^чрт ;

г=1

п

ЧРТ = ^ЕРТ,

г=1

где МРТ — международное разделение труда; ЧРТ — частное разделение труда (по отраслям туризма — в терминологии UNWTO); ЕРТ — единичное разделение труда (по ин-

Экономика России: тенденции и перспективы

19 (205) - 2014

ституциональным единицам рекреации и туризма).

Сегодня закономерность комплексного размещения реализуется в кластерном подходе к размещению предприятий сферы рекреации и туризма. В долгосрочной перспективе закономерность комплексного размещения, в представлении авторов, будет реализована посредством «облачных» технологий.

Таким образом, выражая зависимость эффективности предприятий сферы рекреации и туризма Э от их размещения Р как функцию Э = fiP), представляется возможным предположить, что по мере угасания «аналогового» массового туризма и развития массового «цифрового» эта зависимость будет снижаться. Но это дело отдаленной перспективы.

Список литературы

1. Басовский Л.Е. Теория экономического развития. Тула: ТГПУ, 1998. 132 с.

2 . Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности: размышления о мире XXI века. М.: Свободная мысль, 2007. 303 с.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999. 578 с.

4. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. с. 330-342.

5. Гамбургер из принтера // Провизор. URL: http://www.provisor.com.ua/archive/-PR-novosti-part-nerov-3/-PR-bioprinter.php.

6. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Подсевало-ва Е.Н. Финансово-экономический анализ предприятия туристской индустрии. М.: КноРус, 2011. 216 с.

7. Компьютеры станут бесполезными — футурологи на «Иннопроме-2013» описали мир будущего // Око планеты. URL: http://oko-planet. su/science/sciencediscussions/199520-kompyutery-stanut-bespoleznymi-futurologi-na-innoprome-2013-opisali-mir-buduschego.html.

8. Левицкий М. Футурологические прогнозы о развитии человеческой цивилизации // Фант-ЮСАС. URL: http://fant-usas.at.ua/publ/m_levickij_futurolog-icheskie_prognozy_o_razvitii_chelovecheskoj_civi-lizacii/1-1-0-100.

9 .Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма. URL: http://tourlib.net/books_history/makarenko5. htm .

10. Международные рекомендации по статистике туризма 2008. Организация Объединенных Наций и Всемирная туристская организация. Мадрид, Нью-Йорк, 2008.

11. Сателлитный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа 2008. Департамент по экономическим и социальным вопросам статистического отдела ООН, Всемирная туристская организация, Комиссия европейских сообществ, Евростат, Организация экономического сотрудничества и развития. Люксембург, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, 2008.

12. Футурологи считают, что индустрия туризма и отдыха в будущем станет более роботизированной. URL: http://news.turizm.ru/newzealand/14251/ other. html .

13. Юманова О.С., Каурова О.В. Анализ размещения предприятий туристской индустрии в субъектах Российской Федерации // Сервис plus. 2010. № 4. с. 104-111.

Russian economy: trends and prospects

APPROACHES TO ENTERPRISE LOCATION FOR RECREATION AND TOURISM

Nataliia G. NOVIKOVA, Ol'ga V. KAUROVA, Aleksandr N. MALOLETKO, Ol'ga S. IUMANOVA

Abstract of recreation and tourism depending on the efficiency

The appropriate authorities designed scenario forecast of enterprises on their standing on the line of change for change of the efficiency of enterprises in the area of technological structures . They have substantiated

19 (205) - 2014

Экономика России: тенденции и перспективы

the dependence of this change from point of view of the three consistent patterns of the productive forces placement in the long-term perspective.

Keywords: enterprise location, efficiency, activity, forecast, enterprise, recreation, tourism

References

1. Basovskii L.E. Teoriia ekonomicheskogo raz-vitiia [Theory of economic development]. Tula, TSPU Publ., 1998, 132 p.

2. Bell D., Inozemtsev V. Epokha razobshchen-nosti: razmyshleniia o mire XXI veka [Period of disu-nity:reflections on the XXI century world]. Moscow, Svobodnaia mysl' Publ., 2007, 303 p.

3 . Bell D . Griadushchee postindustrial'noe obsh-chestvo [The coming post-industrial society]. Moscow, Akademiia Publ., 1999, 578 p.

4 . Bell D . Sotsial'nye ramki informatsionnogo obshchestva. Novaia tekhnokraticheskaia volna na Zapade [The social frameworks of the information society. New technocratic wave in the West]. Moscow, Progress Publ., 1986, pp. 330-342.

5. Gamburger iz printera [Burger from the printer]. Provizor — Pharmacist. Available at: http://www. provisor.com.ua/archive/-PR-novosti-partnerov-3/-PR-bioprinter.php. (In Russ.)

6. Kaurova O.V., Maloletko A.N., Podsevalova E.N. Finansovo-ekonomicheskii analiz predpriiatiia turistskoi industrii [Financial and economic analysis of a tourist industry company]. Moscow, KnoRus Publ., 2011, 216 p.

7. Komp'iutery stanut bespoleznymi — futu-rologi na "Innoprome-2013" opisali mir budushchego [Computers will become useless: futurologists participating in "Innoprome-2013" exhibition described the future world]. Oko planety — Eye of the planet. Available at: http://oko-planet.su/science/sciencedis-cussions/199520-kompyutery-stanut-bespoleznymi-fu-turologi-na-innoprome-2013-opisali-mir-buduschego. html. (In Russ.)

8. Levitskii M. Futurologicheskie prognozy o raz-vitii chelovecheskoi tsivilizatsii [Futurological predictions about the human civilization development]. Fant-IuSAS — Fant-JCAC. Available at: http://fant-usas.

at.ua/publ/m_levickij_futurologicheskie _prognozy o_razvitii_chelovecheskoj_civilizacii/ 1-1-0-100. (In Russ.)

9. Makarenko S.N., Saak A.E. Istoriia turizma [History of tourism]. Available at: http://tourlib.net/ books_history/makarenko5.htm. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. International Recommendations for Tourism Statistics 2008. United Nations and World Tourism Organization. Madrid, NY, 2008.

11. Tourism Satellite Account: Recommended Methodological Framework 2008. United Nations Department of Economic and Social Affairs Statistics Division, World Tourism Organization, Commission of the European Communities, Eurostat, Organization for Economic Co-operation and Development. Luxembourg, Madrid, New York, Paris, 2008.

12. Futurologi schitaiut, chto industriia turizma i otdykha v budushchem stanet bolee robotizirovannoi [Futurists believe that tourism and recreation industry in the future will become more robotic]. Available at: http:// news.turizm.ru/newzealand/14251/other.html. (In Russ.)

13. Iumanova O.S., Kaurova O .V. Analiz razmesh-cheniia predpriiatii turistskoi industrii v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii [Analysis of enterprises distribution in the tourism industry in the RF constituent entities]. Servis plus — Service plus, 2010, no. 4, pp. 104-111.

Nataliia G. NOVIKOVA

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation novikovaNG@yandex.ru Ol'ga V. KAUROVA

Russian State University of Tourism and Service,

Moscow, Russian Federation

atosik2006@mail.ru

Aleksandr N. MALOLETKO

Russian State University of Tourism and Service,

Moscow, Russian Federation

5050962@mail.ru

Ol'ga S. IUMANOVA

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation olga123488@mail.ru

проблемы и решения

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.