Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МОДУЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОЛЛЕДЖА'

ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МОДУЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ИС) / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ (СУБД) / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Морозова Е.Н.

Cтатья знакомит с проектом модуля информационной системы в сфере управления движения учебно-методического обеспечения в колледже. Изложен подход к разработке востребованной модели информационной системы для мониторинга обеспеченности учебного процесса профессионального образовательного учреждения. Предложены варианты форм базы данных ИС на основании научных подходов в менеджменте и экономике изучения образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Морозова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МОДУЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОЛЛЕДЖА»

УДК 330

Е.Н. Морозова

ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МОДУЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОЛЛЕДЖА

Cтатья знакомит с проектом модуля информационной системы в сфере управления движения учебно-методического обеспечения в колледже. Изложен подход к разработке востребованной модели информационной системы для мониторинга обеспеченности учебного процесса профессионального образовательного учреждения. Предложены варианты форм базы данных ИС на основании научных подходов в менеджменте и экономике изучения образовательной организации.

Ключевые слова: информационные системы (ИС), системы управления базами данных (СУБД), учебно-методическое обеспечение.

Автоматизация деятельности учебно-методического обеспечения как объекта управления колледжа предполагает создание системы, автоматизирующей работу планирования методического обеспечения. Создание информационной системы, отвечающей за планирование и анализ учебно-методического обеспечения(УМО) необходимо, так как процесс планирования методического обеспечения очень трудоемкий. До настоящего времени вся информация об УМО и перспективных планах разработки хранились в таблицах MS Excel. Формирование документов происходит вручную, поэтому нельзя исключать ошибки, возникающие при их составлении.

Для перевода существующей информации в электронный формат существует множество веских причин. Базы данных позволяют хранить, структурировать информацию и извлекать оптимальным для пользователя образом. Создание информационной системы поможет осуществить эффективное взаимодействие всех структурных звеньев, осуществляющих работу с УМО и получать оперативную информацию. Работа по автоматизации процессов планирования и контроля значительно упростит ряд процесс управления данными, что даст возможность не только повысить эффективность деятельности подразделений, связанных с учебно-методическим обеспечением колледжа, но и позволит найти потенциальные ресурсы, которые могут быть использованы в будущем для дальнейшего развития автоматизированных информационных систем в колледже.

Работу по созданию проекта модуля информационной системы учебно-методического обеспечения можно разделить на два этапа:

1. Изучение процесса планирования методического обеспечения.

2. Создание базы данных учебно-методического обеспечения, разработка приложения для планирования разработки методического обеспечения.

Созданная информационная система позволит:

- уменьшить количество ошибок;

- осуществить возможность передачи данных в электронном виде в общую БД в подсистемы других подразделений;

- осуществить возможность повышать эффективность учебного процесса за счет дополнительных возможностей при анализе планов.

Для реализации первого этапа работы над созданием АИС были проведены следующие действия: описание колледжа, как предметной области разпрабатываемой системы и самого объекта исследования, так же представлена схема информационных потоков по работе УМО.

Рассмотрим, как организована структура разработки и контроля учебно-методической документации в ГАПОУ ТКСТП. Движение учебно-методического обеспечения между структурными подразделениями колледжа представлено на рисунке 1. В процессе работы, учебно-методический обеспечение разрабатывается преподавателями и руководителями программ практики, методистами. Контроль за разработкой возложен на председателей ПЦК и методистов. Утверждение УМО дисциплин и МДК осуществляется заместителем директора по учебно-методической работе и директором колледжа. От председате-

© Морозова Е.Н., 2018.

Научный руководитель: Малышева Елена Юрьевна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Прикладная информатика в экономике», ПВГУС, Россия.

лей ПЦК и методистов поступают отчеты об обеспеченности дисциплин и планируемых разработках материалов УМО. Стрелки указывают поток информации, который несет входные и выходные данные.

Взаимодействие со студентами происходит через сайт и библиотеку колледжа, куда поступают утверждённые методические рекомендации. Кроме того, на сайте размещаются учебно-методические материалы, требуемы согласно положению о структуре и содержания сайта образовательной организации.

Рис. 1. Движение учебно-методического обеспечения между структурными подразделениями колледжа

С целью разработки действительно эффективной автоматизированной информационной системы контроля и движения учебно-методического обеспечения в первую очередь необходимо определиться с требованиями к ней. Техническое и программное обеспечение методического отдела ГАПОУ ТКСТП[1] дает возможность произвести автоматизацию работы подразделения с подключением модуля информационной системы по работе с методическим обеспечением.

Функциональная модель процесса планирования методического обеспечения была разработана с помощью программного продукта BPWin в стандарте IDEF0, в основу которого составляет графический язык описания бизнес-процессов. Модель в нотации IDEF0 представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм.

Блоки IDEFO-диаграмм размещаются по степени важности, по доминированию. Доминирование понимается как влияние, которое один блок оказывает на другие блоки диаграммы[20]. . Наиболее доминирующий блок размещается в левом верхнем углу диаграммы, наименее доминирующий - в правом нижнем углу. Таким образом, топология диаграмм показывает, какие функции оказывают наибольшее влияние на бизнес-процессы.

Основываясь на функциональной модели работы с учебно-методическим обеспечением различных структурных единиц колледжа и методическим отделом в частности, были созданы контекстные диаграммы, отражающие работу с анализом существующего и планируемым к разработке методического обеспечения[3].

В ходе изучения предметной области были выявлены такие проблемы как, система контроля за разработкой рабочих программ так же, как и других типов документации УМО в колледже имеет ручной режим, отчего в частности проблематично контролировать какие виды документации сданы в срок, какие сданы с нарушением графиков разработки или отсутствуют полностью, а так же методическое обеспечение порой труднодоступно для студентов в силу ряда сложившихся факторов, что зачастую сказывается неблагоприятным образом на качестве знаний студента.

Вторым этапом разработки проекта модуля информационной системы стало создание базы данных учебно-методического обеспечения, разработка приложения для планирования методического обеспечения.

Для разработки базы данных администратора (специалист по УМР) была выбрана система управления реляционными базами данных -MS SQL Server 2008 R2, в которую была перенесена схема данных

с данными из базы ранее созданной на базе программы Access (рисунок 2. Схема базы данных движения учебно-методического обеспечения). В данном проекте будет использоваться это средство доступа к базам данных.

Рис. 2. Схема базы данных движения учебно-методического обеспечения

Обратившись к анализу программных средств, предназначенных для визуализации информационных систем, можно сделать вывод, что программный продукт VisualStudio наиболее отвечает требованиям, поставленным в реализации программного продукта. В силу данных причин доступ к базе данных MS SQL Server 2008 R2 будет из среды разработки VisualStudio, где был настроен источник данных с подключением к базе данных.

После окончания работы мастера подключений в обозревателе " SolutionExplorer" появился дополнительный файл набора данных с расширением .xsd. Этот файл содержит в себе схему данных из источника данных, а также позволяет редактировать источник данных (при открытии этого файла появляется окно похожее на конструктор запросов в SQLServer), в этом окне также можно редактировать поля таблиц. После проделанных подключений получился файл набора данных с расширением .xsd (см. рис. 3).

Информационная система анализа и контроля учебно-методического обеспечения колледжа будет состоять из следующих модулей: справочники, работа с картами УМО, планирование и отчеты. Было разработано 13 форм, способных удовлетворить потребности пользователей к получения необходимого объема информации. Справочная информация данной информационной системы предоставляется по специальностям и учебным планам, дисциплинам, преподавателям (рисунок 4. Варианты форм ИС УМО колледжа), литературе, видам обеспечения методического обеспечения.

Для удовлетворения требований по адаптации для пользователей информационной системы движения УМО колледжа, в части проведения работы по связыванию и редактированию таблицы, удалению и добавлению полей, и изменению размеров, таблица можно утверждать, что АИС будет более удобной для понимания пользователю, что и является основной целью разработчика.

В данной статье рассмотрены подходы к разработке проекта модуля информационной системы, призванной автоматизировать работу с учебно-методическим обеспечением колледжа. В перспективе данного проекта по созданию модулю ИС УМО колледжа предстоит работа, по доработке дружественного интерфейса, обкатке системы и ее корректировки и созданию отчетов в различных приложениях удобных ее пользователям.

Рис. 3. Фрагмент схемы источника данных в VisualStudio

Рис. 4. Варианты форм информационной системы УМО

Библиографический список 1 .http://www.ttstp.ru/Tex_Document/ Показатели деятельности ГАПОУ ТКСТП

2.УМК по дисциплине «Методология и технология проектирования информационных систем» / сост. А. Б. Кузьмичев. - Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2012. - 156 с. УДК 002.52/.54(075.8) ББК 32.973.202я73 У 91

3.Планирование и разработка информационной системы учебно-методического обеспечения в ГАПОУ ТКСТП. Морозова Е.Н. В сборнике: Лучшая студенческая статья 2017 сборник статей VIII Международного научно-практического конкурса: в 2 частях. 2017. С. 50-55.

МОРОЗОВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА - магистрант ПВГУС, преподаватель ГАПОУ ТКСТП, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.