Научная статья на тему 'Подходы к практическому решению проблемы закрепления прав на результаты научно-технической деятельности'

Подходы к практическому решению проблемы закрепления прав на результаты научно-технической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юшков Александр Евгеньевич, Юшков Евгений Семенович

В статье описаны подходы к практическому решению проблем закрепления прав на результаты научно-технической деятельности (РНТД). Данные проблемы возникли в процессе перехода к рыночным отношениям в России и обусловлены трудностями вовлечения в хозяйственный оборот РНТД и получением рыночно востребованного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юшков Александр Евгеньевич, Юшков Евгений Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article described different point of views on problem solving of R&D rights protection/ This problems appeared during the process of transition to the market relations in Russia and caused difficulties of implication results of R&D in economic circulation and crating market-value product.

Текст научной работы на тему «Подходы к практическому решению проблемы закрепления прав на результаты научно-технической деятельности»

2008

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№ 131

УДК 347.78(075.8)

ПОДХОДЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Е. ЮШКОВ, Е.С. ЮШКОВ Статья представлена доктором экономических наук, профессором Тупчиенко В.А.

В статье описаны подходы к практическому решению проблем закрепления прав на результаты научнотехнической деятельности (РНТД). Данные проблемы возникли в процессе перехода к рыночным отношениям в России и обусловлены трудностями вовлечения в хозяйственный оборот РНТД и получением рыночно востребованного продукта.

Причинами трудностей вовлечения в хозяйственный оборот РНТД являются как общероссийские, так и отраслевые проблемы, сдерживающие инновационную активность предприятий:

• неразвитость российского рынка продукции высоких технологий, а также отсутствие платежеспособного спроса на наукоемкую продукцию;

• сложное финансово-экономическое состояние промышленных предприятий, нехватка собственных, особенно оборотных, средств для реализации инновационных проектов;

• незавершенность российской законодательной базы, регламентирующей все аспекты коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

• явно недостаточное количество компаний и специализированных подразделений на предприятиях по коммерциализации технологий, а также высококвалифицированных специалистов по управлению интеллектуальной собственностью.

Одним из механизмов решения этой проблемы может стать использование различных форм государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере науки и инновационной деятельности. Такой подход определен в основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года.

Существует несколько подходов к решению проблемы закрепления прав:

1) государственный контракт;

2) условие договора, в соответствии с которым все права принадлежат государству, если сторонами не установлено иное;

3) условие договора, в соответствии с которым все права принадлежат исполнителю, если сторонами не установлено иное1;

4) права на коммерческое использование принадлежат государству;

5) все права у государства, которое оставляет их за собой с целью государственной поддержки потребителей новой продукции, получающих ее по пониженной цене;

6) права принадлежат государству, которое может передавать их в хозяйственное ведение исполнителю - государственному унитарному предприятию;

7) права должны принадлежать исполнителю, т.к. это может стимулировать его для выявления РНТД: исполнитель лучше, чем государство может воспользоваться этими правами, т.к. обладает соответствующим потенциалом, и это будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджет и расширению занятости. Этот вариант отражен в Постановлении Правительства № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета» - государственный заказчик, в

1 Ст. 1373, часть 4 ГК РФ

одностороннем порядке осуществляет выбор варианта правообладания, ориентируясь на следующее:

а) РНТД необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности страны;

б) если введение РНТД в хозяйственный оборот с участием государства выгодно государству;

в) если данные результаты в силу закона изъяты либо ограничены в обороте. В иных случаях права могут быть закреплены за организацией-исполнителем или за Российской Федерацией и организацией-исполнителем совместно.

Центральное место в теоретической концепции закрепления прав занимает концепция смешанного (сложного) государственного контракта.

В соответствии со ст. 421 (п.3) ГК РФ «Стороны могут заключить договор, в котором содержаться элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор)». Государственный заказчик, заказывая НИОКР, прежде всего заинтересован в общественном использовании полученных результатов (например, в области обороны, здравоохранения, защиты окружающей среды, социальной помощи гражданам и т. д.). Но одновременно полученные результаты могут иметь коммерческое применение, что привлекает подрядчика - коммерческую организацию.

Таким образом, в случае смешанного договора, включающего элементы договора о совместной деятельности, его участники в обмен на свои вклады приобретают права на использование общего результата.

Конечно, государственно-частный договор (контракт) о совместной деятельности может быть заключен только при наличии взаимовыгодных условий, что способствует достижению баланса интересов сторон [1]. Необходимо учитывать определенные ограничения прав доступа в хозяйственном обороте результатов НИОКР, принимая во внимание ответственность за соблюдение режима конфиденциальности, когда основная направленность проекта носит оборонный или специальный характер.

Такой подход позволяет выработать наилучший вариант закрепления прав, при котором суммарная величина эффекта от выполнения основного проекта и эффекта коммерциализации результатов НИОКР достигает максимального значения.

Немаловажное значение для улучшения характеристик основного проекта имеет наличие конкуренции потенциальных исполнителей, т.к. в этом случае у участников появляется стимул бороться за получение государственного контракта путем повышения взятых на себя обязательств. При наличии взаимовыгодных условий вариант «права на коммерческое использование результатов - подрядчику» может быть выгодным для обеих сторон смешанного договора, включающего наряду с подрядом элементы договора о совместной деятельности [3].

Решение проблемы закрепления прав возможно путем применения особой процедуры, которая позволяет сторонам прийти к решению, обеспечивающему баланс интересов. При этом должна учитываться ведущая роль подрядчика как носителя основной информации в выявлении этой информации и доведении ее до государственного заказчика в форме альтернативных предложений.

Реализация такого подхода предполагает следующие действия:

Этап 1:

По мере накопления информации о получении результатов со смешанной ценностью, эффективности их коммерческого использования подрядчиками или государством в рамках каждого ведомства, а также в рамках направлений конкретных НИОКР должна вырабатываться оценка предпочтительности вариантов правообладания с использованием следующих вариантов:

а) права государству в подавляющем числе случаев;

б) права государству в большинстве случаев;

в) отсутствие доминирования одной из сторон;

г) права подрядчику в большинстве случаев;

д) права подрядчику в подавляющем большинстве случаев.

Результаты оценки должны быть известны участникам конкурсов на право выполнения НИОКР для государственных нужд.

Этап 2:

Участникам конкурса предлагается подавать свои предложения в двух вариантах, отличающихся с точки зрения обладателя прав на коммерческое использование полученных результатов. Необходимо отметить, что идея подачи двух альтернативных предложений одним участником не нова и широко применяется в практике международных конкурсных торгов. Новизна в том, что в данном случае альтернативные варианты отличаются по одному признаку - кто правообладатель.

В случае варианта «правообладатель-подрядчик» участнику конкурса предлагается дать оценку ожидаемого улучшения характеристик госконтракта (прежде всего в отношении параметров результатов).

Этап 3:

Конкурсная комиссия сопоставляет предложения участников с учетом выдвинутых ими вариантов правообладания. При этом сопоставляется эффективность всех альтернативных вариантов коммерциализации ожидаемых результатов НИОКР, которым соответствует достижение цели государства, состоящей в улучшении характеристик основного проекта.

Осуществляется выбор победителя конкурса вместе с выбором одного из двух представленных участником - победителем конкурса альтернативных вариантов правообладания (ПГ-«права -государству» или ПП- «права - подрядчику»).

Этап 4:

Подрядчик осуществляет уточненную оценку коммерческой ценности полученного результата и сообщает об этой оценке государственному заказчику.

В случае выбора государственным заказчиком в момент заключения государственного контракта варианта ПГ (права - государству) подрядчику, заинтересованному в получении прав на коммерциализацию патентоспособного результата, предоставляется право увеличивать ранее определенную им «цену» прав на коммерческое использование результатов с тем, чтобы способствовать пересмотру государственным заказчиком ранее принятого решения - ПГ в пользу варианта ПП (права - подрядчику). При этом выплата государству может носить отсроченный характер и выражаться в виде отчислений от прибыли, получаемой при коммерциализации результата.

В случае выбора государственным заказчиком в момент заключения государственного контракта варианта ПП (права - подрядчику) подрядчику по согласованию с государственным заказчиком предоставляется возможность устанавливать ставки отчислений в пользу государства от дохода, ожидаемого при реализации проекта коммерциализации в пользу государства.

Этап 5:

Государственный заказчик, учитывая предложения подрядчика, принимает окончательное решение о принадлежности прав на полученные результаты.

Этап 6:

После получения реальных результатов, которые могут стать патентоспособными, подрядчик уведомляет об этом государственного заказчика в письменной форме.

В отдельных случаях возможно и проведение аукциона для определения использования результата.

При этом возможны три варианта:

• ПГ-ПГ (решение, принятое при заключении госконтракта о предоставлении прав государству не меняется).

• ПГ-1111 (государственный заказчик отказывается от прав в пользу подрядчика или третьего лица, получая за это соответствующую плату).

• ПП-ПГ (государственный заказчик по согласованию с подрядчиком пересматривает свое решение, принятое в момент заключения государственного контракта и при этом выплачивает подрядчику соответствующую компенсацию).

Этап 7:

Государство должно принимать участие в сверхпороговых доходах. В том случае, когда правообладателем является подрядчик и отношение величины суммарной прибыли, полученной от коммерческого использования результатов к «цене» прав, превысит установленную величину, подрядчик обременяется обязательством производить отчисления от прибыли по определенной ставке в федеральный бюджет.

Таким образом, рассмотренный возможный способ решения проблемы закрепления прав позволит эффективно использовать РНТД и будет способствовать повышению конкурентоспособности и бюджетной эффективности проводимых научно-исследовательских работ, а также обеспечению стратегических интересов государства:

• исключение бесконтрольного распространения передовых технологий;

• обеспечение поступлений в федеральный бюджет от использования РНТД, полученных при бюджетном финансировании работ;

• содействие развитию конкретных отраслей науки, техники и производства;

• активизация инновационных процессов в Российской Федерации;

• повышение конкурентоспособности продукции отечественного производства;

• укрепление позиций России на мировом рынке технологий.

Эффективное функционирование государственно-частного партнерства в области коммерциализации РНТД возможно только при соблюдении таких принципов, как:

1) баланс интересов при закреплении прав на РНТД;

2) проведения оценки РИД, стоимость которых будет прописана в контракте, в котором также должны быть оговорены условия оплаты труда разработчиков РНТД;

3) составления сложного государственного контракта, в соответствии с которым можно определить, какая часть РНТД будет принадлежать государству для некоммерческого использования, а какая будет закреплена за исполнителем, который сможет эффективно использовать РНТД. Тем самым это будет служить стимулом для создания нового РНТД;

4) при создании РНТД имеющих двойное назначение, которое можно использовать как в интересах государства для его защиты, так и в гражданских целях, главное провести границу разделения прав между государством и исполнителем, при этом права на некоммерческое использование РНТД должны принадлежать государству;

5) выбор эффективного варианта закрепления прав осуществляется государственным заказчиком с учетом наилучшего соотношения бюджетного эффекта и бюджетных затрат при реализации вариантов закрепления прав;

6) итоги конкурса, связанные с решением о закреплении прав за подрядчиком, не могут быть изменены без согласия подрядчика, так как коммерческие организации строят свои бизнес-планы с учетом перспектив завоевания рынка, которые трудно оценить в денежном выражении в виде компенсации.

Стержнем системы закрепления прав на РНТД должно стать государство и его политика, которая должна заключаться в стимулировании создания РНТД, контроле за их использованием и разработке эффективно действующих законодательных актов при закреплении прав в государственно-частном партнерстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянов С. Партнерство американского государства, местных властей и частного сектора в реализации научно-технических достижений / Проблемы теории и практики управления. № 3. - М., 2002.

2. Козырев А.Н. Проблемы распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности. Проблемы правового обеспечения реализации прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности. Издание Государственной Думы РФ. - М., 2000.

3. Еременко Г. А. Новая концепция закрепления прав на результаты госконтрактных НИОКР. ИС / Промышленная собственность. № 8. - М., 2007.

POINT OF VIEWS ON PROBLEM SOLVING OF R&D RIGHTS PROTECTION

Yushkov A.E., Yushkov E.S.

In this article described different point of views on problem solving of R&D rights protection/ This problems appeared during the process of transition to the market relations in Russia and caused difficulties of implication results of R&D in economic circulation and crating market-value product.

Сведения об авторах

Юшков Александр Евгеньевич, 1982 г.р., окончил МИФИ (2005), аспирант кафедры экономики и управления, автор 5 научных работ, область научных интересов - экономика, управление интеллектуальной собственностью.

Юшков Евгений Семенович, 1945 г.р., окончил МИФИ (1969), лауреат Премии Правительства РФ, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и управления, автор более 65 научных работ, область научных интересов - экономика, управление интеллектуальной собственностью, международная торговля лицензиями и ноу-хау.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.