УДК 37.09
ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО ИНСТИТУТА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)
Сергоманов П.А., к.псих.н, Васильева Н.П., к.псих.н, Красноярский краевой институт повышения квалификации, Красноярск, Россия, E-mail:[email protected], [email protected]
Аннотация: В статье представлены подходы к построению модели современного регионального института повышения квалификации, обусловленные необходимостью модернизации системы дополнительного профессионального образования. Данные подходы основаны на разработке целого ряда механизмов и сервисов, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса, доступность и качество предлагаемых услуг.
Ключевые слова: работники системы образования, бюджетная сфера, требования, вызовы и ожидания потребителей услуг, эффективные и результативные способы работы, модернизация системы повышения квалификации, информатизация образования, точки роста, модульная вариативная образовательная программа.
APPROACHES TO CREATION OF MODERN REGIONAL INSTITUTE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EDUCATORS (FROM EXPERIENCE OF KRASNOYARSK REGIONAL INSTITUTE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT)
Sergomanov P. A., PhD. Vasilyeva N. P., PhD, Krasnoyarsk regional institute of professional development, Krasnoyarsk, Russia E-mail:[email protected], [email protected]
Summary: Approaches are presented in article to creation of model of modern regional institute the professional development caused by need of modernization of system of additional professional education. These approaches are based on development of a number of mechanisms and the services providing an individualization of educational process, availability and quality of offered services.
Keywords: workers of an education system, budgetary sphere, requirements, calls and expectations of consumers of services, effective and productive modes of work, modernization of system of professional development, informatization of education, growth point, modular variable educational program.
Сегодняшняя модернизация системы повышения квалификации обусловлена новыми требованиями, вызовами и ожиданиями субъектов, определяющих ее существование - с одной стороны федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти, исполняющими, в том числе, функции учредителя в отношении к учреждениям повышения квалификации; а с другой стороны - потребителями программ и услуг системы повышения квалификации - работниками системы образования и бюджетной сферы в целом.
К таким требованиям, вызовам и ожиданиям можно отнести следующее:
- новые принципы работы, закладываемые в обсуждаемую редакцию закона РФ «Об образовании», в законодательство, регулирующее бюджетное повышение квалификации и переподготовку: принцип персонифицированного финансирования, принцип адресности повышения квалификации, принцип конкуренции, принцип индивидуализации повышения квалификации при учете требований работодателя как основного заказчика на квалификацию;
- новые ожидания учредителя: повышение мобильности образовательных программ и услуг повышения квалификации, повышение эффективности расходования бюджетных средств на повышение квалификации, повышение качества оказываемых услуг, увеличение числа потребителей программ и услуг повышения квалификации;
- новые ожидания потребителя услуг и программ повышения квалификации: комфортность и безопасность условий обучения, доступность и качество информационных ресурсов и сервисов, доступность и качество «сопутствующих услуг» (проживание, питание, культурная составляющая образовательных программ и услуг повышения квалификации).
Находясь под объективным влиянием трех этих субъектов, система повышения квалификации должна определить собственную модель, образ будущего, образцы работы «завтрашнего дня», современные форматы и методы повышения квалификации и поддержки профессионального развития работников системы образования и работников бюджетной сферы в целом. Причем следует различать учреждения и институты повышения квалификации, и, собственно, систему повышения квалификации. Институты и учреждения, безусловно, являются частью системы, но не представляют собой всю целостность. Институты повышения квалификации (ИПК) «скроены» по лекалам советских времен, и до сегодняшнего дня не претерпели существенных институциональных изменений. Методы и формы работы, форматы образовательных программ, способы подготовки учителей и администраторов, системы стимулирования и подготовки самих работников системы повышения квалификации в целом не изменились. Исключение составляют случаи, когда региональные и федеральные органы исполнительной власти предпринимали отдельные попытки изменения. Они пытались изменить как свои учреждения, так и системы повышения квалификации работников образования в целом[1]. Одновременно с этим, как своеобразная реакция на кризис и низкую эффективность традиционных институтов повышения квалификации существенно повысилась активность общественных, общественно-профессиональных и профессиональных коммерческих и некоммерческих организаций на рынке дополнительного профессионального
образования. Все это говорит нам о том, что в модернизации на сегодняшний день нуждаются как институты, так и система в целом.
Важно понимать, что повышение квалификации - это обучение взрослых людей с опорой на сложившиеся эффективные и результативные способы работы в системе образования. Повышение квалификации лишь тогда является таковым, когда выполняет функцию восполнения квалификационных дефицитов работников образования, выступая эффективным образовательным посредником между рынком труда и рынком образовательных программ и услуг.
Особое место в модернизации системы повышения квалификации занимает и должна занимать информатизация.
На сегодняшний день в школах произошли серьезные изменения в основном за счет наличия инициативных коллективов, которые пытаются что-то сделать в связи с вызовами времени, нацелены не на трансляцию знаний школьникам, а на то, чтобы дети умели ориентироваться в информационном пространстве, умели налаживать коммуникации, решать жизненно важные проблемы, работать в командах. Наиболее массовые изменения произошли из-за внедрения информационно-коммуникационных технологий в школу - и в этом смысле учителя, конечно, другие, чем были раньше. Учитель, который стоит у доски с тряпкой и мелом, практически ушёл в прошлое. Сейчас он у интерактивной доски, с информационными системами, Интернетом и цифровыми ресурсами. Появились специалисты, которые профессионально занимаются проектированием. Конечно, есть учителя, которые ведут уроки, но есть и те, кто ходит с детьми в походы, занимается с ними проектами, исследованиями. Это колоссальное многообразие профессиональных позиций: системные администраторы, тьюторы, методисты, проектировщики, аналитики.
Институты повышения квалификации, именно как институты, давно попали в кризис. Как учреждение советского времени, ИПК (ранее - институты усовершенствования учителей) в свое время выполняли две основные задачи: поддержка индустриальной идеологии и тотально-фундаментальная предметная подготовка. Сегодня очевидно, что обе задачи изменились: конвейер перестает быть главной метафорой школы, а фундаментальность знаний должна быть преодолена их жизненностью. Важны не знания сами по себе, важно их применение для улучшения жизни.
Федеральное министерство с первого января 2011 года вводит новое положение об аттестации, смысл которого следующий: если учитель желает быть специалистом первой или высшей категории, он должен будет доказать это, удовлетворив соответствующим квалификационным требованиям. А если не хочет, то всё равно
должен раз в пять лет подтверждать - не первую, не высшую, а какую-то минимальную категорию. В такой ситуации, если учитель не подтверждает квалификацию, то его могут и уволить.
Сегодня законодательство и потребности школ стали совсем другими. И соответственно нужны новые, современные инструменты, позволяющие эффективно распространять действенные, доказанные временем инновации школ, которые своими проектами добились успеха и доказали реально новые образовательные результаты: детскую самостоятельность и компетентность. В этом смысле ИПК в какой-то период времени растеряли позиции организатора инновационных процессов. Эти позиции возможно восстановить, если ИПК будут обслуживать потребности новой, модернизированной практики образования, среди которых и старшая профильная школа, и сам подход возрастного обучения детей, который называется школой ступеней обучения, и принципы нормативного подушевого финансирования, и многое другое, что сегодня активно внедряется и обсуждается.
Исторически в институтах повышения квалификации была сильно развита фундаментальная подготовка учителей по естественным дисциплинам и математике. Но когда изменились общество и государство, изменилась школа, поменялась и меняется система повышения квалификации. Учителя хотят, чтобы удовлетворялись их индивидуальные запросы в повышении квалификации. Администрация школы поддерживает эти запросы при условии, что это работает на развитие образования в школе.
В Красноярском крае за последние три-четыре года система повышения квалификации кардинально изменила подходы к работе. Раньше краевой ИПК единолично решал, кого и чему учить, теперь это определяют заказчики и потребители услуг. Механизмом взаимодействия стала разработанная система муниципального заказа в электронном формате, где заказчиками выступают муниципалитеты, школы, краевые учреждения образования.
Следующий шаг модернизации - доведение системы заказа до уровня учителя -разработка личного кабинета учителя. Это система заказа, которая позволит каждому учителю участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы по кредитному, накопительному принципу. Создание такой системы является технически сложной темой, прежде всего сложной для преподавателей в вопросах организации образовательных программ. Каждый слушатель, каждый учитель края должен иметь персональную электронную карточку, которая даст ему доступ в библиотеку, бесплатный интернет, возможность какое-то количество часов физически заниматься в свободных аудиториях, сервис заказов мест в общежитии и другие услуги.
Точки роста и новая система повышения квалификации спонтанно складываются на базе других институтов. Сегодня учителям предлагается масса интересных проектов, конкурсов и программ государственными и негосударственными организациями. Сами школы приносят много нового: пробуют организовывать «интернские» программы для молодых педагогов, коучинг для руководителей, проектно-ориентированное обучение, внедряют международные системы обучения, делают внутренние конкурсы проектов, системы оценки качества на школьном уровне и многое, многое другое. Хорошо бы было, с одной стороны, реализовать нечто подобное в ИПК, а с другой - помочь другим школам сделать у себя нечто подобное.
Модернизация системы - это глубокое изменение её основ и инструментов работы. При этом нужно сохранить часть работы в новых условиях. Так, например, важно сохранить линию предметной подготовки учителей, модернизируя её в соответствии с вызовами современности. Новые формы итоговой аттестации в школах: ЕГЭ, ГИА-9, краевые итоговые контрольные работы в 4 классах задают реальные цели для школ. Поэтому существенной составляющей повышения квалификации остается предметная подготовка, и в ней нужно сохранять два направления - предметную систематику (учитель должен хорошо знать свой предмет) и методическую подготовку, ориентированную на становление детской самостоятельности и компетентности. Не на заучивание все большего объема, а на освоение способов применения знаний по предмету.
Последнее время набирают популярность предметные знания по физике, химии и другим предметам, менеджмент, государственное и муниципальное управление. Традиционно востребованы так называемые технологические подходы, методики преподавания. Популярны вопросы психолого-педагогической подготовки учителя, это очень важная составляющая подготовки, её, кстати, не было в советское время.
Наиболее важной чертой институтов повышения квалификации сегодня должна стать стопроцентная ориентация на заказ, которая должна крепнуть и сохраняться как черта учреждения, исполняющего роль «агента перемен» в системе образования Красноярского края. Для этого есть три инструмента: образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки; разработки и исследования; мероприятия по поддержке профессионального развития педагогов Красноярского края.
Принципиальным направлением развития Института является также наращивание и усложнение информационного обслуживания потребителей его услуг. На сегодняшний день реализована электронная система системой заказа со стороны муниципалитетов и краевых учреждений. Далее необходимо отладить систему
долгосрочных заказов и корректировку текущих заказов и сделать это так, чтобы заказчики услуг (муниципалитеты и образовательные учреждения) были довольны нашей реакцией, нашей гибкостью в различных ситуациях.
В перспективе система муниципального заказа должна работать не только на обеспечение основного процесса - повышения квалификации, но и на дополнительные виды деятельности - обеспечение консалтинга при внедрении программных продуктов в школу, мониторинг, аудит информационных систем.
Следующей важной темой и чертой сегодняшнего дня является модульная, вариативная структура образовательных программ, которая сегодня недостаточно реализуется в образовательных предложениях. Необходимо постепенно переходить на кредитно-исчисляемую основу в планировании образовательных программ. Это непростое институциональное решение. На словах оно звучит просто, а на деле это очень тяжело реализовать - мешают как законодательные, так и финансовые ограничения.
Безусловной характеристикой сегодняшнего дня Института является роль Отдела планирования и координации учебного процесса, как главного координатора работы по заказу. Темой сегодняшнего дня является также система внутренней оценки качества и, как следствие, трансформация Центра аналитики и маркетинга в структурное подразделение, которое собирает детализированную информацию, проводит ее анализ, делает выводы и вносит предложения для выработки объективной стратегии.
Если говорить о дне завтрашнем, то его главными темами являются: комфорт, конкурентоспособность, качество. Комфорт в Институте начинается с телефонного разговора с вежливым обращением, с готовностью выслушать вопросы, пойти навстречу просьбам, с готовностью разместить в комфортном общежитии, аудиториях, библиотеке. Слушателям должно быть удобно. Это должны быть «три кита» корпоративной политики Института.
Безусловно, темой завтрашнего дня является работа с другими категориями (банковские работники, бухгалтеры, экономисты и другие). Темой завтрашнего дня является работа по авангардным проектам школ в контуре задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Одним из ключевых вопросов XIV Петербургского международного экономического форума по системе среднего образования стал вопрос о том, как (натурно, натурально) должна выглядеть школа завтра? Что мы можем предложить не в смысле компьютеров и техники, а в смысле целостных образовательных решений для общеобразовательных школ? Задача Института - помогать школам развиваться.
Если мерить историю ИПК десятилетиями, то последние десять лет - это десятилетие «осовременивания», пополнения материальной базы и информатизации, поиска новых форм и методов работы, создания новых программ, изучения спроса потребителя и повышения качества образовательных услуг. Существующий тренд системы образования заключается в самом слове «модернизация». Раньше доминировало слово «развитие», а теперь слово «модернизация». Тенденции ФЦПРО на 2011-2015 году приводит к необходимости ввести четкую отчетную бюджетную политику, четкие финансовые инструменты, ясную организацию работ.
В логике модернизации системы повышения квалификации появился новый термин «электронный ИПК», который не является в чистом виде виртуальной средой, призванный заменить Институт с привычными кабинетами и аудиториями. Идея электронного ИПК отталкивается от двух оснований. Первое основание - это уже привычная автоматизация процесса обмена информацией, когда, например, можно не ехать в библиотеку, чтобы взять книжку, а заказать ее у нас на сайте, заполнить бланк-заказ и получить нужную статью в отсканированном виде.
Понятно, какие это дает удобства - возможность практически не тратить деньги и время на поездки. Но, если обращаться к примеру с библиотекой, то иногда книжка в руках - это другое событие для человека, другое ощущение. И в этой ситуации электронный ИПК должен не только упростить уже имеющиеся возможности, но и добавить ресурсы для учителя. Более того, логика добавления ресурсов и возможностей одновременно с этим акцентирует нашу стратегическую цель, а она состоит в том, чтобы учитель был предельно самостоятельным. Это же относится и к школе. Если у школы и у учителя нет к этому стремления, то это беда для общества. Если школа не стремится к своей самостоятельности, к расширению возможностей, то у нее нет шансов для развития. Институту такая разработка дает серьезное конкурентное преимущество в двух-трехлетней перспективе.
Соответствующие перечни поручений Президента России и правительства подталкивают систему повышения квалификации к модернизации и принуждают к тому, чтобы она оказывала услуги повышения квалификации по принципу адресности. Для нас это - заказы, когда мы выбираем целевые группы и решаем их потребности, а не свои. В целом для Института это обеспечивает конкурентное преимущество, потому что люди к качеству привыкают, и наша политика - это качество, качество и еще раз качество. Личный кабинет учителя должен обеспечить это качество и максимально упростить доступ к нашим услугам. Нужно, чтобы для учителя был задан контекст законодательный, материально-технический, были установлены соответствующие системы программного обеспечения школы, дающие возможность доступа в Интернет.
Безусловно, в России имеется опыт создания электронных ИПК, которые с разной степенью артикулированы и не всегда ориентированы на учителя. К примеру, в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования внимание обращалось не индивидуальному маршруту учителя и не его индивидуальная программа образования или профессионального развития, а проект. Для этого были разработаны электронные системы поддержки и оценки проектов, которые предоставляют возможности для экспертного отношения, рейтингования, хранения информации и доступа к ней. Смысл различных сетевых сервисов и умножения возможностей человека состоит в том, что сеть - это такое связанное коммутированное целое, которое предоставляет возможность существовать в ней каждой единице самостоятельно, ориентируясь на собственные цели и потребности. При этом нужно понимать, что сети создаются для того, чтобы умножать возможности, чтобы учитель сам по себе был сложнее, умнее, современнее и т.д.
Для обеспечения максимально удобного для пользователя доступа к новым ресурсам и сервисам необходимо встроить их в единую систему с понятным интерфейсом. Платформой для такого решения может выступать сайт ИПК с перспективой его трансформации в портал с возможностью под единым именем входа и паролем получить доступ ко всем возможным ресурсам. С целью получения оценки возможностей сайтов ИПК и использования интерактивных сервисов, а также для выявления общих тенденций развития сайтов был проведен анализ 66 сайтов институтов повышения квалификации различных регионов страны.
Анализ показал, что большинство сайтов выполняют в основном информативную функцию и состоят из стандартного набора блоков: информация об ИПК, нормативные документы, график и описание проводимых курсов повышения квалификации и мероприятий, а также полезные ссылки.
На сегодняшний день в развитии сайтов ИПК наблюдаются определенные тенденции, в числе которых выделяется создание в пространстве Интернет возможности использования ресурсов ИПК. Сюда относятся дистанционное образование, видеотрансляции, подборки материалов («ресурсы») и электронные библиотеки, а также реализация обратной связи («он-лайн консультации», «Вопросы и ответы», форумы). Эти возможности развивает достаточно заметное количество ИПК, что объяснимо несложностью технического решения.
В традиционный набор сервисов зачастую входит раздел «Форумы», однако в большинстве случаев он, как правило, не востребован и активизируются только в качестве вспомогательного ресурса под мероприятия, выполняя функции регистрации либо обратной связи.
Раздел «Ресурсы» имеется у 28 сайтов. Тем не менее, у большинства из них раздел представляет собой неструктурированный список доступных для скачивания материалов. Поисковые механизмы, классификаторы либо фильтры для упрощения работы с разделом есть только у 8 сайтов. Из этого можно сделать вывод о том, что данный раздел преимущественно рассматривается как вторичный, не предназначенный для работы напрямую, а использующийся в качестве архива; удобный разве что для постоянного посетителя сайта.
Достаточно интересным является опыт некоторых ИПК, разрешивших добавлять авторские материалы в раздел «Ресурсы» его посетителям; что позволяет преподавателям делиться опытом друг с другом, используя сайт ИПК, а не социальные сети и пр. Также интересна возможность оценивания посетителями сайта и соответственно составление рейтингов методических материалов.
Такие разделы, как «Библиотека», подразумевающие определенную интерактивность и удобство пользования даже для постороннего посетителя сайта, есть лишь на 3 сайтах ИПК, что может объясняться и определенной сложностью технического решения.
«Дистанционное образование» представлено на 25 сайтах. На 4 сайтах не создано отдельного сервиса под дистанционное образование; раздел представляет собой подобие раздела «Ресурсы», где в качестве материалов опубликованы так называемые «Кейсы занятий» и УМК, а также координаты преподавателей. Из остальных сайтов 12 разделов работает на платформе Moodle. В большинстве случаев эти разделы посвящены исключительно курсам ПК; иногда там присутствуют вспомогательные материалы, еще реже есть возможность проведения семинаров, фестивалей и т.п.
Возможность регулярного доступа к видеотрансляциям мероприятий обеспечиваются только на сайте Красноярского краевого ИПК. Возможность видеоконсультаций реализована на сайте ИРО Омской области.
Система муниципального заказа реализована только на сайте Красноярского краевого ИПК.
Для упрощения работы пользователей на некоторых сайтах реализованы такие сервисы, как:
- интерактивные календари (имеются у 8 сайтов ИПК);
- он-лайн регистрация на курсы (работает у 8 сайтов ИПК);
Еще одна заметная тенденция - это персонализация работы с сайтом, которая позволяет пользователю составлять индивидуальную образовательную программу, подбирать материалы и тематику курсов и мероприятий и т.п; индивидуально
ориентированная система пользования сайтом, личный кабинет учителя, возможность рассчитать стоимость курсов ПК. На сегодняшний день данный сервис разработан и совершенствуется в Красноярском краевом ИПК.
Однако хотелось бы отметить, что, работая над персонификацией, необходимо сохранить максимально прозрачную навигацию сайта для незарегистрированного пользователя, т.к. при сложной и перегруженной главной странице сайта потенциальный пользователь личного кабинета может не найти нужную информацию.
Таким образом, современная модель регионального института повышения квалификации работников образования может быть выстроена за счет:
1. Появления отработанного механизма согласования деятельности разных субъектов системы образования края (региональный орган управления образованием, институт повышения квалификации, муниципальные системы образования, образовательные учреждения, отдельные работники системы образования).
2. Создания электронного Института повышения квалификации (возможность предоставить каждому работнику образования края всю информацию, обеспечивающую систему планирования собственной программы развития педагога, включающую в себя индивидуальную образовательную программы и ее ресурсное обеспечение).
3. Разработки системы участия в программах и мероприятиях через онлайн видеотрансляции, в том числе мероприятиях регионального и федерального уровней.
4. Разработке механизма адаптации и внедрения разработок других регионов РФ под особенности системы образования Красноярского края через институты Российской Академии Образования.
[1] К серьезным примерам последних 15 лет можно отнести следующие регионы: Самарская область, Омская область, Калининградская область, Москва, Санкт-Петербург, Хабаровский край, некоторые другие регионы.