ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, КРЕДИТ
удк 336.221 о.А. Волгуцкова
ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ РАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ РЕЖИМЕ
Эффективным инструментом государственного регулирования сельского хозяйства может выступать налоговое стимулирование производителей сельскохозяйственной продукции. Современные специальные режимы налогообложения в России достаточно упрощены, дифференцированы по видам деятельности и налогоплательщикам, но регулирующая функция выражена слабо. В данной статье представлен анализ недостатков построения специальных налоговых режимов. В частности, даны рекомендации по устранению указанных недоработок в сфере применения единого сельскохозяйственного налога и расширению системы налоговых льгот.
Ключевые слова: государственное регулирование, сельское хозяйство, налогообложение, налоговое стимулирование.
О.А. Volgutskova
DIFFERENT APPROACHES TO EFFICIENT TAXATION OF AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS WITH A VIEW OF PREFERENTIAL TAX TREATMENT
The article seeks to prove that tax incentives for agricultural commodity producers are effective tools in state regulation of agriculture. Various types of tax regimes in Russia are simplified, differentiated as to a type of activity and taxpayers, but its regulatory function is underdeveloped. The analysis of deficiencies in various types of tax regimes is given in the article. Suggestions for addressing those gaps concerning uniform agricultural tax and expansion of tax exemption system are presented by the author.
The key words: state regulation, agriculture, taxation, tax incentives.
Анализ налогового законодательства и первых результатов применения специальных налоговых режимов, принятых Налоговым кодексом РФ для производителей сельскохозяйственной продукции, выявил ряд существенных недостатков, без устранения которых вряд ли можно говорить о рациональности этих налоговых режимов. К основным недостаткам следует отнести следующие:
1. Размытость в специальной системе налогообложения понятия единого налога как ее центрального звена.
2. Нерыночный характер специальных налоговых режимов, слабо улавливающих рентную составляющую, что можно сделать только на основе кадастровой оценки земельных угодий. Размер единого налога должен учи-
тывать реальные возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей, находящихся в различных природно-климатических, территориальных и иных условиях.
3. Нет четкого разделения налогоплательщиков на хозяйства, производящие сельскохозяйственные продукты для личного потребления, и на сельскохозяйственных товаропроизводителей, а в составе последних не выделяются налогоплательщики, осуществляющие растениеводческую и животноводческую деятельность.
4. Широк перечень налогов, от уплаты которых не освобождаются плательщики единого налога.
5. На основе обычных, единых для всех налогоплательщиков процентных ставок трудно определить справедливую долю доходов (налоговой нагрузки), которая должна быть изъята в доход государства.
♦
♦
6. Налоговая база и ставки не учитывают специфику растениеводства и животноводства в силу различного предназначения, размера площадей и качества земельных участков.
7. Основные элементы налогообложения (единого налога) слабо нацелены на решение задач регулирования (стимулирования) сельскохозяйственного производства.
Кроме названных основных методологических недостатков, есть и серьезные методические недоработки рассматриваемых глав Налогового кодекса РФ. Поэтому наше дальнейшее исследование будет посвящено решению этих проблем и разработке более эффективного специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом концептуально-методологических разработок.
Одним из таких существенных методологических недостатков является применение двух концептуально различных подходов к построению налоговых режимов для относительно однородных по отраслевому признаку налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств и юридических лиц, что вряд ли является целесообразным в силу определенных причин, а в первую очередь с точки зрения упрощения и эффективности системы налогообложения, что наиболее полно возможно обеспечить на основе равенства подходов. Тем не менее нельзя отрицать рациональность многих положений Налогового кодекса РФ, и при определенной их корректировке на основе единого подхода возможно построение действенного специального налогового режима, учитывающего специфику данной отрасли. Таким образом, в качестве первоочередного шага необходимо объединить все категории плательщиков в одну с целью создания для них единого специального налогового режима, основанного на общих методологических подходах с учетом особенностей сельскохозяйственной дея-тел ьности.
В отличие от специального налогового режима для субъектов малого бизнеса перевод сельскохозяйственных товаропроизводителей на специальную систему налогообложения должен производиться независимо от численности работников в хозяйстве или предприятии, те. ограничивающее условие - численность занятых - не имеет здесь принципиального значения. Зато важно соблюсти такое ограничение, как отраслевая, сельскохозяйственная направленность налогоплательщиков. Распространенный для этих целей показатель - не менее 70% выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общей выручке налогоплательщика - представляется нам завышенным. Современные аграрные предприятия нецелесообразно, на наш взгляд, втискивать в узкие рамки преимущественно сельскохозяйственной деятельности. Это противоречит необходимости развития рыночных отношений в сельских районах. Необходимо и аграрному производителю дать больше прав в диверсификации капитала и деятельности. В связи с вышеизложенным считаем, что индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства и предприятия должны переводиться на специальный налоговый режим при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от сельскохозяйственной продукции собственного производства, в том числе от реализации продук-
тов ее переработки, в валовой выручке этих налогоплательщиков составляет не менее 50%.
Перевод аграрных хозяйств и предприятий на специальный налоговый режим должен осуществляться в добровольном порядке и предусматривать установление для них единого сельскохозяйственного налога взамен совокупности налогов, сборов и платежей, установленных Налоговым кодексом РК, за исключением следующих налоговых платежей:
1) акцизов;
2) обязательных взносов по накопительному пенсионному страхованию;
3) транспортного налога;
4) налога на имущество (в части личного имущества, не связанного с сельскохозяйственным производством);
5) налогов, сборов и платежей за пользование природными ресурсами:
6) государственной пошлины;
7) таможенных платежей;
8) налогов на доходы и других налогов, которые в соответствии с Налоговым кодексом взимаются у источника выплат (когда налогоплательщики обязаны выступать в роли налоговых агентов по начислению, удержанию и перечислению в бюджет названных налогов по другим налогоплательщикам).
В отношении налога на добавленную стоимость (НДС) целесообразно установить порядок, аналогичный специальному налоговому режиму для субъектов малого бизнеса. Поэтому напомним, что плательщики единого налога имеют право выставлять к оплате счета-фактуры (другие расчетно-платежные документы) покупателям сельскохозяйственной продукции собственного производства с выделением в них сумм НДС, уплаченных поставщикам и принимаемых в соответствии с налоговым законодательством к зачету. Однако здесь есть своя специфика в распределении сумм уплаченного НДС.
Плательщики единого налога должны в установленном порядке письменно известить налоговый орган о том, что в течение предстоящего года они будут применять порядок зачета и вести учет сумм уплаченного НДС, подлежащих зачету, путем переложения их на покупателей сельхозпродукции. При этом необходимо определить, какую сумму уплаченного налога следует перекладывать на покупателя в каждой конкретной продаже? В связи с сезонностью производства и реализации продукции растениеводства уплаченный НДС может накапливаться в течение 9 - 10 месяцев, поэтому его необходимо распределить по объемам реализации продукции. Нам представляется, что распределять эти суммы следует пропорционально доле конкретной реализации (продажи) в общем плановом стоимостном объеме произведенной продукции (или в общем прогнозируемом стоимостном объеме продаж). В животноводстве реализация продукции происходит более равномерно, поэтому распределить суммы уплаченного НДС более просто, но подход к их распределению можно использовать такой же, те. используя плановые данные об общем объеме реализации продукции и доли в нем конкретной сделки купли-продажи. Возможны и другие методические подходы, но важно, чтобы к концу года все суммы уплаченного НДС были зачтены (переложены через цены на покупателей). Если предварительно заявления от плательщика единого
♦---------------------------------------------------
налога на зачет в предстоящем году уплаченного НДС не поступило в налоговый орган, то последние вправе считать, что налогоплательщик принял решение не пользоваться такой льготой.
Теперь следует уточнить некоторые специальные положения, касающиеся основных элементов единого сельскохозяйственного налога.
Налогоплательщиками единого налога должны являться предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства и предприятия, являющиеся производителями сельскохозяйственной продукции и реализующие эту продукцию, включая продукты ее переработки, при условии, что в общей валовой выручке этих налогоплательщиков доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50%.
Необходимо, видимо, признать справедливым решение российских законодателей, которые поддержали решение о том, чтобы исключить из числа платель-
щиков единого налога сельскохозяйственные предприятия индустриального типа - птицефабрики, тепличные комбинаты, животноводческие комплексы и другие подобные предприятия, попадающие в перечень сельскохозяйственных предприятий индустриального типа.
Следует определить перечень налогов, которые должны учитываться при расчете ставки единого налога. К таковым целесообразно отнести следующие налоги, сборы и платежи с доходов и других объектов налогообложения, непосредственно связанных с сельскохозяйственной деятельностью:
1) налог на прибыль;
2) НДФЛ (без той его части, которая удерживается с наемных работников налоговым агентом у источника выплаты доходов);
3) единый социальный налог;
4) налог на добавленную стоимость;
5) земельный налог
УДК 336.143 В.А. Дурное
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ КАК ИНСТРУМЕНТ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
В настоящее время в Российской Федерации основой для построения системы бюджетирования на предприятиях являются электронные таблицы. Особого внимания в данном вопросе заслуживает анализ достоинств и недостатков электронных таблиц.
Кпючееые слоеа: электронные таблицы, система бюджетирования, бюджет, предприятие, информация.
МЛ. йигпоу
ELECTRONIC SPREADSHEET AS A TOOL IN BUDGETING SYSTEM
Electronic spreadsheets form the basis for budgeting system at enterprises in the Russian Federation now. The author argues that special attention should be paid to advantages and disadvantages of the electronic spreadsheets. The key words: spreadsheets, budgeting system, budget, enterprise, information.
Бюджет - это набор взаимосвязанных планов, выраженных в финансовых или(и) натуральных показателях, для предприятия в целом или его подразделений на определенный промежуток времени. Бюджет в современных условиях стал неотъемлемой частью практически любой организации. Он может быть более и менее формализован, различен по объемам, степени проработки и детализации.
Бюджетирование - процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования. Основной целью построения системы бюджетирования является эффективная организация процесса управления деятельностью предприятия и его структурных подразделений посредством планирования, контроля статей доходов и расходов и анализа финансово-экономических показателей. Система бюджетирования в первую очередь необходима для принятия своевременных, качественных, обоснованных управленческих решений, следовательно она должна обеспечивать руководство информацией, отвечающей современным требованиям: прозрачности, логичности, полноты, существенности, достоверности, своевременности. Эти требования к качеству информации могут быть достигнуты только при помощи современных информационных технологий.
Рассмотрим основной инструмент бюджетирования, применяемый сегодня на российских предприятиях, -электронные таблицы, проанализируем их основные минусы и плюсы, выясним, почему несмотря на большое количество современных программ бюджетирования они остаются невероятно популярными.
Электронная таблица - это интерактивная компьютерная программа, основное рабочее поле которой состоит из набора строк и столбцов. С помощью формул можно выполнять вычисления, в которых используются значения, содержащиеся в ячейках, можно копировать и перемещать ячейки, а также изменять содержащиеся в них формулы.
В нашей реальности практически синонимом понятия «электронные таблицы» стало слово «excel». Microsoft Excel - это программный продукт, который относится к категории электронных таблиц. У Microsoft Excel существуют конкуренты, такие как Lotus 1-2-3 и Qqattro Pro, но они в нашей стране непопулярны.
Сегодня электронные таблицы являются основой бюджетирования как на небольших предприятиях, так и на крупных, имеющих сложную сеть филиалов и дочерних обществ. Для малого бизнеса электронные таблицы незаменимы, так как их простота, популярность, гибкость, доступность оставляют мало шансов другим