Научная статья на тему 'Подходы к построению модели регулирования торгового предпринимательства в крупных городах'

Подходы к построению модели регулирования торгового предпринимательства в крупных городах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК МЕГАПОЛИСА / ПРОЦЕСС РЕГУЛИРОВАНИЯ / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / COMMODITY MARKET OF MEGAPOLIS / PROCESS OF REGULATION / COMMERCIAL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернухина Г. Н.

В данной статье представлена специфика подхода к алгоритму приоритетных направлений регулирования торгового предпринимательства как одного из главных элементов модели национальной экономики. В современных условиях социально-экономическое значение имеет активизация методов и инструментов регулирования сферы обращения, что усиливает ответственность государственных органов за удовлетворение потребностей населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEAD OF SALES AND BUSINESS AFFAIRS OF THE MOSCOW ACADEMY OF ENTREPRENEURSHIP UNDER THE GOVERNMENT OF MOSCOW

This article studies specified features of allogorhythm of the main trends in the regulation of commercial business as one of the main elements in the model of national economy. Development of methods and instruments of regulation in commodity circulation has got social and economic importance especially nowadays, and this fact in large responsibility of the state organizations in satisfaction requirements of population.

Текст научной работы на тему «Подходы к построению модели регулирования торгового предпринимательства в крупных городах»

целью укрепления партнерских отношений и поиска новых сфер сотрудничества, привлечения дополнительных инвестиций в экономику края. Край является участником крупных международных выставок, а также организатором презентаций за рубежом.

Рекреационный район играет ведущую роль в структуре единого хозяйственного комплекса Краснодарского края и выступает основным звеном территориального разделения труда.

Наиболее значимыми по уровню развития рекреационными районами в Краснодарском крае можно считать такие города, как: Сочи, Анапа, Геленджик, Горячий Ключ, а так же Туапсинский район, поэтому здесь самые высокие показатели туристов и рекреан-тов, отдыхающих по путевкам.

Оценка социально-экономического развития основных рекреационных районов Краснодарского края свидетельствует о лидирующем положении рекреационного района Большого Сочи среди рекреационных районов Краснодарского края. На основе комплексной оценки социально-экономического развития рекреационных районов Краснодарского края экспертами Департамента инвестиционного развития Краснодарского края определены ранги рекреационных районов края. Так, ранг Большого Сочи в 2009 году равен

3, что значительно выше рангов других рекреационных районов края (ранг Горячего ключа - 14; Анапы - 9; Геленджика 5, Туапсинского района - 4).

Лидирующее положение Большого Сочи определяется рядом конкурентных преимуществ по сравнению с другими рекреационными районами Краснодарского края.

Одним из конкурентных преимуществ может быть инвестиционный потенциал и инвестиционная привлекательность. Однако, по данным журнала «Эксперт» Большой Сочи в 2008-2009 гг. в рейтинге регионов РФ по значениям показателя инвестиционного

потенциала занимает 27 место (а в Краснодарском крае - первое). Расположение Большого Сочи по сравнению с другими рекреационными районами Краснодарского края по показателям инвестиционного риска и потенциала представлено на рис.5.

Большой Сочи относится к группе районов «Высокий потенциал = умеренный риск» и по сравнению с другими районами Краснодарского края имеет самую высокую позицию.

В 2006 году была принята Программа развития города Сочи как горноклиматического курорта, призванного конкурировать с лучшими мировыми местами для отдыха. После того как МОК принял решение о том, что в 2014 году в городе Сочи пройдут Олимпийские игры, интерес инвесторов к Краснодарскому краю только усилился.

Таким образом, Большой Сочи обладает наибольшей инвестиционной привлекательностью среди рекреационных районов Краснодарского края.

Литература:

1. Бакитжанов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка. // Инвестиции в России. - 2001. - №5.- с. 11-15.

2. Инвестиционный атлас регионов Юга России, КСПП ЮФО, г. Ростов-на-Дону, 2009.

3. Краевая целевая программа « Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2011 - 2015 годы»

4. Стратегия развития социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009.: Стат. Сб. / Росстат. - М., 2009.

ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КРУПНЫХ ГОРОДАХ

Чернухина Г. Н., к.э.н., доцент, заведующий кафедрой торгового дела и предпринимательства

Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы

В данной статье представлена специфика подхода к алгоритму приоритетных направлений регулирования торгового предпринимательства как одного из главных элементов модели национальной экономики. В современных условиях социально-экономическое значение имеет активизация методов и инструментов регулирования сферы обращения, что усиливает ответственность государственных органов за удовлетворение потребностей населения.

Ключевые слова: потребительский рынок мегаполиса, процесс регулирования, торговое предпринимательство.

HEAD OF SALES AND BUSINESS AFFAIRS OF THE MOSCOW ACADEMY OF ENTREPRENEURSHIP UNDER THE GOVERNMENT OF MOSCOW

Chernukhina G., Ph.D., Senior Lecturer, Approaches to building models of regulation of trade business in major cities

This article studies specified features of allogorhythm of the main trends in the regulation of commercial business as one of the main elements in the model of national economy. Development of methods and instruments of regulation in commodity circulation has got social and economic importance especially nowadays, and this fact in large responsibility of the state organizations in satisfaction requirements of population.

Keywords: commodity market of megapolis, process of regulation, commercial business.

Особенности функционирования потребительского рынка мегаполиса, изучение опыта его регулирования позволили определить специфику подхода к алгоритму выбора приоритетных направлений, в основе которого лежит ориентация на максимально полное удовлетворение потребностей всех социальных групп населения в товарах и услугах.

Процесс регулирования торговой сферы, интегрированной в экономику крупного города, предполагает экономическое и административное воздействие на всю совокупность взаимодействующих субъектов и использование своей доли ресурсов, сконцентрированных на данной территории. Вместе с тем, торговля как часть потребительского рынка, элементами своей системы соединена с другими компонентами экономических подсистем города, и общий механизм их взаимодействия обеспечивает целостность функционирования городского хозяйства, как единой социально-экономической системы.

На состояние, динамику и вектор развития потребительского

рынка оказывают влияние две группы факторов - экзогенного (федеральные и региональные органы государственного управления) и эндогенного (государственная власть города и органы местного самоуправления) характера. Нет сомнений в высокой степени влияния внешней среды. Но главные источники развития мегаполиса и их муниципальных образований лежат в плоскости местного регулирования, которое направлено на решение проблем конкретной территории на основе эффективного использования ресурсов, находящихся в распоряжении администрации города. Эффективное использование внутреннего потенциала территории, как показал проведенный анализ, лежит в переносе акцентов (но не исключении) с прямого регулирования развития торгового предпринимательства на формирование экономического механизма стимулирования предпринимательской инициативы.

Приведенные положения послужили основой для построения модели

регулирования торгового предпринимательства в мегаполисе,

схема которой представлена на рис.1. Процесс регулирования предусматривает поэтапное решение актуальных задач развития города.

Этап 1. «Анализ состояния и динамики потребительского рынка».

В процессе первого этапа оценивается конъюнктура потребительского рынка, соответствие параметров его развития потребностям населения, устанавливается степень влияния внешних и внутренних факторов, определяется потенциал развития рынка.

Этап 2. «Выбор стратегических направлений развития потребительского рынка (Блок «Торговля»)». На основе определенной соответствующими документами социально-экономической стратегии развития города формируются базовые стратегии развития потребительского рынка в целом и его опорного сегмента «Торговля». Затем, с учетом установленных на конкретный временной период приоритетов проводится выбор ключевых стратегий формирования розничной и оптовой торговли города.

Этап 3. «Разработка целевых программ реализации приоритетных стратегий развития потребительского рынка (Блок «Торговля»)». На этом этапе осуществляется установление целевых критериев (интегрированных и частных) выполнения задач программ, которые конкретизируют выбранную стратегию развития торговли. В качестве критериев могут выступать как количественные, так и качественные показатели, характеризующие состояние потребительского рынка.

Затем проводится оценка действующего экономического механизма с точки зрения способности реализовать поставленные программные цели. Если сложившаяся система организационно-экономических отношений не отвечает предъявляемым требованиям, то разрабатываются мероприятия по ее модернизации или замене (частичной или полной). Завершает этап расчет необходимого ресурсного обеспечения принятых программ.

Этап 4. «Выбор и конкретизация содержания инструментов регулирования торгового предпринимательства, направленного на выполнение программ развития потребительского рынка (Блок «Торговля»)». Один из наиболее сложных этапов процесса регулирования, требующий тщательных расчетов и взвешенных решений, поскольку выбор инструментов регулирования и их количественных параметров во многом определяет эффективность использова-

ния имеющихся в распоряжении городских властей ограниченных ресурсов по соотношению затраты/результаты. Элементы и параметры хозяйственной деятельности торговых организаций должны определять содержательную специфику управленческого воздействия органов территориального управления. Так, к элементам и параметрам можно отнести планы и программы социально-экономического развития города, программы поддержки отдельных социальных групп населения, ставки налогов, программы развития торговой сети и т. п.

Одним из самых действенных инструментов укрепления предпринимательства на потребительском рынке является оптимизация нормативно-правовой базы. К направлениям ее совершенствования, требующим оперативного вмешательства, относится изменение принципа контроля субъектов потребительского рынка. Сегодня, как показал проведенный анализ, имеется достаточно сложный и многоступенчатый контроль входа на рынок. Но более эффективным, судя по состоянию отечественного рынка и мировой практике, является текущий контроль, то есть контроль самой предпринимательской деятельности, качества реализуемых товаров и соблюдения установленных норм и правил предпринимателями на рынке.

Развиваемый принцип «одного окна», несомненно, шаг вперед. Но кардинально проблему облегчения процедуры юридической регистрации предприятия не решает. Очевидно, она должна быть упрощена по примеру стран, входящих в число наиболее благоприятных для ведения бизнеса.

Например, следует предоставить предпринимателям возможность

подачи документов на регистрацию по почте. Обязанность информирования налоговых и иных органов о факте регистрации юридического лица и обо всех изменениях сведений, которые содержатся в реестре относительно данного юридического лица, возложить на регистрирующий орган.

Такой же насущной проблемой являются проверки деятельности предпринимателя. Нет сомнений в их необходимости. Но проверки осуществляются примерно 20 различными инстанциями и проводятся в течение всего года. Основными проверяющими инстанциями являются пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, налоговая инспекция, лицензионная палата, пенси-

Этап 1. Анализ состояния и динамики потребительского рынка

Конъюнктура

Стратегический климат

Потенциал

1

Этап 2. Выбор стратегических направлений развития потребительского рынка (Блок «Торговля»)

Формирование базовых стратегий Выбор приоритетных стратегий

Этап 3. Разработка целевых программ реализации приоритетных стратегий развития потребительского рынка (Блок «Торговля»)

Установление целевых критериев (интегрированных и частных) выполнения задач программ Разработка механизма выполнения программ Ресурсное обеспечение

Этап 4. Выбор и конкретизация содержания инструментов регулирования торгового предпринимательства, направленного на выполнение программ развития потребительского рынка (Блок «Торговля»)

Оптимизация нормативноправовой базы Выделение земельных участков и помещений Предоставление льгот по налогам и коммунальным платежам Предоставление целевых кредитов Другие инстру-мен-ты

Этап 5. Оценка адекватности результатов реал из экономическим стратегиям развит щии программ приоритетным социально-ия потребительского рынка

Рис. l. Процесс регулирования торгового предпринимательства в крупных городах

Таблицаї. Группировка инструментов регулирования торгового предпринимательства в крупных городах

Городской уровень

Нормативно-правовое регулирование (регистрационно-разрешительная система, установление правил торговой деятельности, установление обязательного ассортиментного перечня и т.д.)

Надзор

Установление и отмена городских налогов и сборов

Налоговые льготы и освобождения Субсидии,дотации

Льготы по аренде и коммунальным платежам

Льготы в получении и использовании энергоресурсов

Организация московских и межрегиональных ярмарок, выставок-продаж

Защита прав потребителей и контроль за качеством товаров Льготы по рекламе

Содействие в развитии инфраструктуры потребительского рынка

Кредитно-финансовая поддержка, включая микрофинансирование

Программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров Консалтинг

Маркетинговые исследования Рекламно-информационное обеспечение, распространение передового опыта Штрафные санкции и иные виды ответственности за нарушение правил торговой деятельности

Муниципальные зования на территории ________города_______

Снижение административных барьеров Проведения контрольных (надзорных) мероприятий (в т.ч. за соблюдением ассортиментного минимума)

Консультативная помощь по вопросам защиты предпринимательской деятельности

Проведение ярмарок, выставок-продаж Защита прав потребителей

Содействие в развитии инфраструктуры потребительского рынка

Юридические услуги Аудиторские услуги Информационное обеспечение Штрафные санкции и иные виды ответственности за нарушение правил торговой деятельности

Отдельные предприятия торговли

Предоставление нежилых помещений

Предоставление земельных участков Льготы по налогам, направляемым в бюджет города Дотации

Частичная оплата энергоресурсов Льготы по коммунальным платежам Предоставление целевых кредитов Компенсации процентной ставки по кредитам

Гарантийное обеспечение кредитов Компенсация расходов на страхование предпринимательского риска

онный фонд и архитектурное управление. Поэтому, в целях повышения действенности этого инструмента регулирования предпринимательской активности на потребительском рынке, необходимо установить четкий регламент содержания, сроков и периодичности проверок, устранить дублирование контрольных функций проверяющих органов и сократить их количество, а также установить ответственность проверяющих инстанций за допускаемые нарушения регламента проверок. Требования должны иметь ясное и однозначное для всех органов толкование, быть реально выполнимыми, а санкции и штрафы за нарушение норм носить четко фиксированный характер.

Приведенная группировка инструментов регулирования торгового предпринимательства по трем уровням, позволяет видеть многомерность и сложность данного процесса (табл.1).

Основные возможности регулирования торгового предпринимательства, например в Москве, сосредоточены на уровне государственной власти города, однако рычаги воздействия на состояние торгового обслуживания населения имеются и в муниципальных образованиях, находящихся на территории города.

Набор инструментов регулирования потребительского рынка даже в современных условиях достаточно разнообразен как по содержанию, так и по степени влияния на сферу обращения. Причем нередко какое-либо прямое воздействие имеет и позитивный дополнительный эффект. Например, активность муниципальных образований в деле привлечения инвесторов для строительства новых торговых площадей будет влиять на, как минимум, сдерживание роста арендных ставок, что благоприятно отразиться на экономическом положении независимых торговых предприятий. К числу перспективных направлений регулирования относится предоставление социально значимым торговым предприятиям энергоресурсов. В крупных городах, в частности в Москве, уже в настоящее время энергосистема, по оценкам специалистов, работает на пределе. Очевидно, что несмотря на усилия по увеличению энергомощностей, эта проблема в перспективе будет все более значимой, затраты предприятий на использование электроэнергии будут только

возрастать. Одним из направлений стимулирования развития сети малых торговых предприятий в проблемных зонах города может стать частичная оплата расходов на электричество, включая затраты на подключение к энергосистеме.

Устранение диспропорции в размещении торговой сети между районами города возможно с помощью использования инструментов индикативного планирования. Должна быть разработана методическая и нормативная база для определения приоритетных, с точки зрения решения социальных проблем города, зон предпринимательской активности. Для нормативной базы в контексте развития торговой сферы это могут быть нормативы торговой площади на 1000 чел. населения. Причем этот показатель должен быть дополнен указанием предпочтений в торговой специализации вновь открываемых магазинов. Представляется, что муниципальные образования в соответствии с показателями комплексной долгосрочной программы развития территории должны в административном порядке регулировать не только строительство и открытие новых торговых предприятий, но и их товарный профиль. Инструментом регулирования должны выступать муниципальная земля и муниципальная недвижимость.

Для развития кредитно-финансового рычага воздействия муниципальными структурами на торговое предпринимательство, включая микрофинансирование, целесообразно шире использовать такую эффективную форму, как муниципальные банки, с помощью которых государственные органы городского управления могут активизировать участие в хозяйственном использовании муниципального нежилого фонда, муниципальных земель, привлечь средства населения, получить ресурсы для кредитования городских целевых программ, ускорять взаиморасчеты муниципальных предприятий. Кроме того, муниципальные банки, наряду с кооперативными банками, обществами взаимного кредита, кредитными союзами, могли бы решить проблему формирования первоначального капитала для малого бизнеса, особенно, как отмечалось, распространенного в торговой сфере, посредством предоставления кредита на долгосрочной и относительно низкой процентной основе.

Учитывая, что такие инструменты непрямого регулирования развития предпринимательства как учебно-деловые центры, агентства поддержки малого и среднего бизнеса, социально-деловые центры и другие объекты, относящиеся к организациям инфраструктуры, в редких случаях могут приносить прибыль и мало интересны частному капиталу, задачу создания базовых объектов инфраструктуры, способных оказывать комплексные и доступные услуги малому предпринимательству, должны решать городские власти. Очевидной поддержки администрации города требует реализация направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства по таким специализациям как управление предприятием, управление финансами, информационные технологии для малого предпринимательства и другим. Принимая во внимание высокий уровень компьютеризации в крупных городах, особую привлекательность с точки зрения экономии ресурсов и времени при организации процесса подготовки кадров могли бы занять дистанционные методы обучения, пользующиеся популярностью во многих экономически развитых странах мира и успешно реализуемые рядом высших учебных заведений Москвы.

В контексте косвенного воздействия на развитие предпринимательства было бы также целесообразно задействовать научный потенциал образовательных и исследовательских учреждений. Городские власти имеют возможность организовывать специальные

экономические и социологические обследования, решать методические задачи развития предпринимательства, проводить семинары, конференции, межрегиональные и международные мероприятиях по обмену мнениями и практическим опытом участников потребительского рынка.

Завершает цикл процесса регулирования 5 этап «Оценка адекватности результатов реализации программ приоритетным социально-экономическим стратегиям развития потребительского рынка». Мероприятия этапа проводятся параллельно реализации программ и представляют собой постоянный контроль в определенные сроки за результатами управляющих воздействий государственных и муниципальных органов власти на формирование торговли города, отвечающей установленным в программах количественным и качественным параметрам. При выявлении несоответствий информация поступает к разработчикам предыдущего этапа для необходимой корректировки содержания инструментов регулирования торгового предпринимательства.

Таким образом, модель регулирования торгового предпринимательства в крупных городах позволяет формализовать процесс, определить этапы, направления, приоритеты, время и необходимый для каждой конкретной программы инструментарий воздействия на субъекты рынка для эффективного решения социально-экономических проблем населения города.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РЕСУРСОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МАЛЫМ ИННОВАЦИОННЫМ КОМПАНИЯМ

Ягунов Д.А.

В статье обоснована классификация ресурсов, предоставляемых малым инновационным компаниям на основе обобщения и систематизации существующих теоретико-методологических принципов инновационной деятельности. Данная классификация используется для определения видов ресурсов, которые могут быть вовлечены в процесс обеспечения инновационной деятельности в ресурсном конвейере.

Ключевые слова: классификация ресурсы, инновационная деятельность, малые инновационный компании.

CLASSIFICATION OF KINDS OF THE RESOURCES GIVEN TO THE SMALL INNOVATIVE COMPANIES

Jagunov D.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In article classification of the resources given to the small innovative companies on the basis of generalization and ordering of existing teoretiko-methodological principles of innovative activity is proved. The given classification is used for definition of kinds of resources which can be involved in process of maintenance of innovative activity in the resource conveyor.

Keywords: classification resources, innovative activity, small innovative the companies.

В современной экономике деятельность малых инновационных компаний является одним из важнейших элементов, влияющих на развитие страны в целом. Повышение эффективности российской экономики, развитие ее инфраструктуры невозможно обеспечить без улучшения результатов деятельности в инновационной сфере. Технологический уровень оснащенности инновационной деятельности является основой для расчета эффективности. Отсутствие источников ресурсного обеспечения существенным образом затрудняет инновационную деятельность.

Масштабы экономической активности субъектов инновационной деятельности обеспечивают повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности производственного сектора, а также расширение сферы потребления благ населением страны. В настоящее время российские инновационные компании все чаще сталкиваются с конкуренцией не только между собой, но и со стороны иностранных компаний. В настоящее время венчурным фондам, работающим на российском рынке, целесообразно активно использовать накопленный опыт отечественных и иностранных институтов в сфере ресурсного обеспечения инновационных компаний.

Ресурсодателям необходимо применять наиболее эффективные методы и подходы к оценке инновационной деятельности. Увеличение объемов финансовых рынков в России сопровождалось ухудшением качества размещаемых ресурсов во всех отраслях. Для российских компаний данная проблема более значительна, так как показатели просроченной задолженности по предоставленным ресур-

сам существенно превышают уровень аналогичных показателей развитых стран. Основными причинами этого является отсутствие качественных механизмов размещения ресурсов и, в частности, использование малоэффективного инструментария для оценки ресурсных потребностей и возможностей малых инновационных компаний. Это свидетельствует об исключительной важности построения четкого и адекватного механизма предоставления и возврата ресурсов как для самих компаний, так и для национальной экономики в целом.

В современных условиях реализация инновационного проекта должна быть нацелена на удовлетворение конкретных рыночных потребностей. Специфика инновационного бизнеса такова, что главным фактором преуспевания инновационной компании на рынке являются постоянные нововведения. Для коммерческих организаций в настоящее время исключительно важным является применение инновационных и наиболее эффективных методов и подходов к размещению и привлечению ресурсов. Исследование и реализация наиболее оптимальных форм фондирования и размещения ресурсов, по нашему мнению, должны стимулировать привлечение средств на рынок инновационных разработок, а также сделать получение ресурсов более доступным для компаний Российской Федерации. Проблемы развития и обоснования оптимальных механизмов движения ресурсов нуждаются в серьезной научной разработке.

Актуальность научных исследований в сфере развития ресурсного обеспечения инновационной деятельности связана с необхо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.