УДК 332.142.4
ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ И ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Е.О. Горбатенко
Байкальский государственный университет экономики и права E-mail: [email protected]
В статье делается попытка разграничить термины финансовый потенциал и финансовый ресурс, которые в последнее время часто употребляются как синонимы. Выделены основные отличия рассматриваемых терминов. Финансовые ресурсы -это вся совокупность денежных средств, которые могут быть использованы и используются для осуществления необходимой деятельности субъектами хозяйствования или органами государственной (муниципальной) власти и управления, в свою очередь, финансовый потенциал определяется в работе как возможность получить ресурс и эффективно им распорядиться, не просто потратить, а именно использовать с максимальным результатом. Выделены также некоторые особенности, присущие финансовым ресурсам региона как государственным финансам.
Ключевые слова: финансовый потенциал, финансовый ресурс, ресурсы региона, средства региона, доходы субъекта.
APPROACHES TO THE UNDERSTANDING OF FINANCIAL RESOURCES AND FINANCIAL POTENTIAL OF THE REGION
E.O. Gorbatenko
Baikal State University of Economics and Law E-mail: [email protected]
The author tries to find differences between the terms financial capacity and financial resources. Financial terms of capacity and financial resources in recent years are often used synonymously. Found differences in the meanings of terms discussed. The basic differences discussed terms. Financial resources of the region are considered as part of the state financial resources.
Key words: financial capacity, financial resources, the resources of the region, funds the region, income subject.
Когда говорят о финансовом потенциале региона или страны, то формируется целый пласт используемых понятий, таких как государственные и муниципальные финансы, финансовые ресурсы, налоговый потенциал, бюджетный потенциал, экономический потенциал и еще целый ряд потенциалов, которые либо включают в себя финансовый потенциал, либо входят в него. Все эти термины недавно вошли в экономическую литературу. Далее из этих терминов сформировалась путаница, связанная с попытками определить одно понятие через другое или вовсе использовать их как синонимы.
На наш взгляд, необходимо сначала сформировать понимание того, что мы будем подразумевать под финансовыми ресурсами региона, а для этого определимся, что понимается под регионом. В Большой советской энциклопедии дано следующее определение: регион (от лат. regio - страна, область), крупная индивидуальная территориальная единица (например,
© ГЪрбатенко Е.О., 2015
природная, экономическая, политическая и др.). В нашей работе термин «регион» будет употребляться в смысле самостоятельного субъекта России, т.е. говоря о финансовом потенциале региона, подразумевается, например, финансовый потенциал Иркутской области или потенциал любого из 85 субъектов РФ. Важный момент - отношение объекта нашего исследования к государственным финансам, а, как известно, у государственных финансов есть целый ряд особенностей, о которых необходимо сказать. В работе Ю.М. Березкина [2, с. 16-17] выделено семь основных особенностей государственного финансового хозяйства, таких как:
- самостоятельность государства как юридического лица;
- иные, по сравнению с частным хозяйством, цели;
- отсутствие у государственного хозяйства начал свободной конкуренции;
- деятельностью государства не должен руководить принцип рентабельности;
- первичность расходов над доходами;
- отличие от частного состоит в способах добывания материальных ресурсов;
- государственное (финансовое) хозяйство имеет более длительный срок жизни по отношению к частному.
Таким образом, подход к оценке финансового потенциала региона нельзя строить по аналогии с оценкой финансового потенциала предприятия, как делают многие авторы. Финансовый потенциал предприятия чаще всего связывают с максимизацией прибыли, выручки или стоимости компании. В свою очередь финансовый потенциал региона определяют через количество финансовых ресурсов региона, но, на наш взгляд, эти понятия стоит разграничить. Термин «финансовые ресурсы» по-разному понимается современными авторами.
Существуют принципиально разные подходы к определению финансовых ресурсов. Так, многие современные авторы понимают под финансовыми ресурсами совокупность доходов, созданных в процессе деятельности всех предприятий и хозяйствующих организаций, находящихся на его территории, а также средств населения, которые формируются в порядке перераспределения фонда заработной платы и привлеченных из снаружи ассигнований, а также их сбережения.
С другой стороны, такие авторы, как например, В.К. Сенчагов, пишут, что «финансовые ресурсы - это вся совокупность денежных средств, которые потенциально могут быть использованы и используются для осуществления финансовой деятельности и выполнения финансовых (денежных) операций субъектами хозяйствования и органами государственной (муниципальной) власти и управления» [6, с. 28].
По нашему мнению, определение В.К. Сенчагова наиболее логичное и верное, в отличие от определений, данных в работах А. Суховирской и И. Ткачук, так как не понятно, на каком основании сбережения граждан и доход предприятий считается финансовым ресурсом региона, возможно, они могут считаться источником финансового ресурса региона и то с оговоркой, что сбережения граждан находятся во вкладах банков и теоретически могут быть привлечены государством (субъектом) в качестве банков-
ских кредитов, если же сбережения вложены, например, в ценные бумаги частных компаний, то данные средства не смогут выступать даже источником ресурсов, что же касается доходов предприятий, то с ними тоже не все однозначно, фактически источником ресурсов может служить только заработанная предприятием прибыль.
С.В. Попов [8] дает такое понимание для ресурса: ресурс - понятие функциональное. И его нужно отличать от сырья, запаса и пр. Оно функционально, а поэтому не указывает на материал. Оно указывает на потенциальную деятельность. Это значит, что ресурсом (и финансовым ресурсом в частности) будет только то, что можно использовать в деятельности, т.е. наличие условий для использования, способов для получения, и ресурсом оно будет только когда находится «в руках». Возникает противоречие с устойчивым словосочетанием «природные ресурсы», которое плотно вошло в повседневную речь. На наш взгляд, такое употребление в корне неверно, пока что-то находится, например, в недрах земли и не добыто или вообще нет условий или необходимости для добычи и использования, то это не может называться ресурсом.
Интересно толкование, которое дается в этимологическом словаре. Данный термин появился в русском языке как экономический. Выделяется широкое и узкое значение: в широком - это запасы, источники доходов, возможности, в узком - это то, что используется для производства товаров и услуг. Слово было заимствовано из французского языка, «ressource» или древнефранцузское «resourdre» - подниматься снова, вставать еще раз. Приставка «re» означает повтор, т.е. что-то возникает заново, возобновляется.
Получается, что финансовые ресурсы - это те денежные средства, которые можно использовать, т.е. то, что использовать по каким-то причинам нельзя (нет возможности, технологии или цели использования), ресурсом не является. С этой точки зрения понимание финансовых ресурсов В.К. Сен-чаговым, как уже говорилось, является наиболее правильным, с оговоркой, что финансовые ресурсы могут использоваться не только для финансовой деятельности. Таким образом, мы можем сформулировать следующее определение: финансовые ресурсы - это вся совокупность денежных средств, которые могут быть использованы и используются для осуществления необходимой деятельности субъектами хозяйствования или органами государственной (муниципальной) власти и управления. А.Ю. Казак отмечает основным источником финансового ресурса региона национальный доход. Сам национальный доход складывается из заработной платы рабочих и служащих; дополнительных выплат; рентных доходов от собственности; процента на вложенный капитал; прибылей предприятий.
Если посмотреть на составляющие национального дохода, то можно обратить внимание на очищенность его от налогов, которые, как известно, составляют львиную долю доходов бюджетов, поэтому считаем, что помимо национального дохода к источникам финансовых ресурсов региона необходимо добавить ВВП (ВРП), а также финансовые ресурсы иностранных банков. Необходимо также понять, какие финансовые ресурсы может получить регион. Обратимся к бюджетному кодексу: доходы бюджета -поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, яв-
Рис. 1. Расчет предельного дефицита бюджета согласно требованиям бюджетного
кодекса РФ
Д - утвержденный годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации; БП - утвержденный объем безвозмездных поступлений; ПА - поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале; БК - бюджетные кредиты, предоставленные бюджету субъекта Российской Федерации другими бюджетами бюджетной системы (действует до 1 января 2017 г.); СО - снижение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской
Федерации
ляющихся в соответствии с бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета, т.е. в бюджет могут поступать либо доходы, либо источники финансирования бюджета.
Источники финансирования бюджета субъекта закреплены в БК РФ ст. 95 и имеют не меньшее значение, чем доходы, так как большее количество бюджетов субъектов РФ принимаются с дефицитом бюджета и как следствие устанавливаются источники финансирования этого дефицита. Правда, для субъектов существуют ограничения по размеру дефицита, закрепленные бюджетным кодексом, а именно ст. 92.1 (рис. 1).
Таким образом, объем финансовых ресурсов, которые может максимально получить бюджет субъекта, ограничен и равен дефициту, который можно рассчитать по формуле согласно схеме, причем для невысокодота-ционного бюджета этот объем ресурсов больше. Но самым главным показателем будут доходы бюджета, чем больше у бюджета доходов, тем больше средств в качестве источников финансирования дефицита (по абсолютной величине) он сможет привлечь.
Следовательно, все финансовые ресурсы региона можно представить в виде четырех групп: переданные средства - это субвенции, полученные бюджетом, так как субвенции предоставляются для осуществления переданных от вышестоящих бюджетов расходных обязательств, собственные средства, согласно ст. 47 БК РФ к ним относятся все доходы, за исключением субвенций, далее можно выделить группу заемных источников: кредиты
Рис. 2. Схема финансовых ресурсов субъекта РФ (составлено автором)
и облигационные займы, и последняя группа это поступления от финансовых операций. Представим все ресурсы на схеме (рис. 2).
Далее выясним, что принято подразумевать под финансовым потенциалом.
Например, в работе С. В. Зенченко [4, с. 45] автор определяет финансовый потенциал через совокупность трех аспектов: способность региона производить ресурсную базу для обеспечения производственно-экономической деятельности, выполнения социальных задач и обеспечения устойчивости регионального развития; совокупность имеющихся на территории финансовых и денежных ресурсов, необходимых для поддержания устойчивости и экономической деятельности региона; результат экономических отношений региона.
Данный подход имеет целый ряд недочетов, например, «производить ресурсную базу», на наш взгляд, технически невозможно, совокупность денежных и финансовых ресурсов, находящихся на территории, вообще не может служить критерием оценки финансового потенциала, так как не ясно, где находятся данные ресурсы, в чьей собственности и как их можно
получить и использовать для поддержания финансовой устойчивости. Еще одним недостатком является то, что способ оценки результата экономической деятельности региона также не был предложен.
Интересной представляется работа Ж.Г Голодовой, в которой предпринимается попытка разграничить такие понятия, как инвестиционный, банковский, налоговый, бюджетный и финансовый потенциал и финансовые ресурсы. Стоит отметить, что из всех вышеперечисленных потенциалов, законодательно закрепленным и ежегодно рассчитываемым является только налоговый потенциал, который оценивается согласно методике, предложенной Министерством финансов. Все остальные потенциалы возможно оценить только при помощи разнообразных авторских методик.
В работе Ж.Г. Голодовой [3, с. 7] дается следующая трактовка: «Финансовый потенциал региона в широком смысле (формируемый потенциал) может быть определен как совокупность максимально возможных финансовых ресурсов, а также условий их вовлечения, создаваемых субъектами экономики и органами власти региона для формирования, распределения и накопления этих ресурсов с целью обеспечения роста и социально-экономического развития в долгосрочной перспективе, достижения определенных финансовых результатов. Причем в случае отсутствия необходимых условий реализации часть формируемого потенциала не удается использовать, в результате чего возникает скрытый финансовый потенциал».
На наш взгляд, ценность данного определения в выделении «условий вовлечения» финансовых ресурсов, т.е. без возможности использования потенциала быть не может, и существенным недостатком является противоречие, что при отсутствии условий возникает «скрытый финансовый потенциал». «Скрытого потенциала» при отсутствии условий быть не может, если невозможно использовать, то и потенциала нет, и финансовым ресурсом такие денежные средства также не будут, как говорилось выше, ресурс - это функциональное понятие. Однако прежде чем выделить основные характеристики финансового потенциала, снова обратимся к этимологии слова. Слово появилось в русском языке в конце XIX в. Заимствовано было из французского в значении «могущий быть». Истоки слова потенциал - латинский язык potentia - сила, мощь. В XX в. термин стал употребляться в новых значениях. Им стали обозначать источники, запасы, средства, ресурсы, которые есть в наличии и которые могут быть использованы. Определять финансовый потенциал лучше всего через слово «возможность», т.е. возможность получить ресурс и эффективно им распорядиться, не просто потратить, а именно использовать с максимальным результатом. Значит, не все полученные финансовые ресурсы можно использовать. Например, имеется возможность привлечь кредит, известно, что кредитные деньги всегда привлекаются на условиях срочности, возвратности и платности. Следовательно, такие ресурсы можно использовать только на проекты, которые принесут максимальную пользу и по возможности будут окупаться.
Таким образом, финансовые ресурсы региона предлагается разделить на четыре группы в зависимости от источника появления: переданные средства, заемные источники, поступления от финансовых операций, собственные средства, а под финансовым потенциалом региона будет пониматься возможность эффективно использовать полученные ресурсы.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2014 г.).
2. Березкин Ю.М. Проблемы и способы организации финансов. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. 248 с.
3. Голодова Ж.Г. Формирование и управление финансовым потенциалом региона в целях обеспечения его экономического роста: автореф. дис. . д-ра экон. наук. М., 2010. 46 с.
4. Зенченко С.В. Формирование и оценка финансового потенциала региона: монография. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ 2007. 210 с.
5. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие I под ред. А.Ю. Казака. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ 2001. 264 с.
6. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник I под ред. В.К. Сенчагова; 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. 720 с.
7 Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http:IIencdic.comI
enc_sovetIRegion-75951.html (дата обращения: 10.01.2014). 8. Попов С.В. О построении понятий. [Электронный ресурс]. URL: http:IIberezkin. infoI?page_id=146 (дата обращения: 10.01.2014).
Bibliography
1. Bjudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31 ijulja 1998 g. № 145-FZ (v redakcii ot 29 dekabrja 2014 g.).
2. Berjozkin Ju.M. Problemy i sposoby organizacii finansov. Irkutsk: Izd-vo BGUJeP, 2006. 248 p.
3. Golodova Zh.G. Formirovanie i upravlenie finansovym potencialom regiona v celjah obespechenija ego jekonomicheskogo rosta: avtoref. dis. ... d-ra jekon. nauk. M., 2010. 46 p.
4. Zenchenko S.V. Formirovanie i ocenka finansovogo potenciala regiona: monografija. Stavropol': Izd-vo SevKavGTU, 2007. 210 p.
5. Finansy, denezhnoe obrashhenie i kredit: ucheb. posobie I pod red. A.Ju. Kazaka. Ekaterinburg: Izd-vo UrGJeU, 2001. 264 p.
6. Finansy, denezhnoe obrashhenie i kredit: uchebnik I pod red. VK. Senchagova; 2-e izd., pererab. i dop. M.: TK Velbi, Izd-vo «Prospekt», 2008. 720 p.
7 Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija. [Jelektronnyj resurs]. URL: http:IIencdic.comI
enc_sovetIRegion-75951.html (data obrashhenija: 10.01.2014). 8. Popov S.V. O postroenii ponjatij. [Jelektronnyj resurs]. URL: http:IIberezkin. infoI?page_id=146 (data obrashhenija: 10.01.2014).