Титов А.Е.
зав. научно-исследовательским отделом «Безопасность движения на автомобильном транспорте», ОАО «НИИ
автомобильного транспорта»
Чебышев А.Е.
к.т.н., в.н.с. ОАО «НИИ автомобильного транспорта»
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ГОТОВНОСТИ К ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ИЛИ ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ СФЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ РЕГИОНА
Ключевые слова: цифровая трансформация, транспортная система, организация дорожного движения, инфраструктура, сервис.
Keywords: digital transformation, transport system, traffic management, infrastructure, service.
Введение
Цифровая трансформация является одной из пяти национальных целей развития России до 2030 года, с приоритетами для субъектов Российской Федерации1, минимальный рекомендованный перечень которых определен в составе: государственное управление; здравоохранение; образование; развитие городской среды; транспорт и логистика.
Цифровая трансформация предполагает глубокие, всесторонние изменения производственных и социальных процессов, вызванные широкомасштабным применением инновационных цифровых технологий на государственном уровне, учитывая при этом, например, приоритетные направления регионального развития - сырьевой, аграрный и промышленный секторы, туризм и т.д.
В частности, цифровая трансформация транспортной системы региона призвана обеспечить реализацию ключевых задач по обеспечению связанности территорий, повышению безопасности и эффективности перевозок, снижению экологической нагрузки, а также совершенствованию качества предоставляемых услуг.
Наиболее востребованными считаются:
- внедрение интеллектуальных транспортных систем для обеспечения движения транспортных средств;
- внедрение роботизированных и автоматизированных технологий организации дорожного движения и контроля соблюдения правил дорожного движения;
- внедрение цифровых двойников транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, в том числе для управления их жизненным циклом;
- создание единой среды мониторинга защищенности транспортных средств и грузов от несанкционированного доступа и попыток деструктивных воздействий;
- создание условий для эксплуатации беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования;
- развертывание сетей связи для систем передачи данных, включая информацию ГЛОНАСС, сетей узкополосной связи сбора телеметрической информации по технологии LPWAN;
- интеграция региональной информационной системы в цифровую платформу транспортного комплекса Российской Федерации, включая единую цифровую транспортно-логистическую среду, информационно-аналитическую систему, систему обеспечения транспортной безопасности и прочие.
К потенциальным рискам региона, препятствующим активному внедрению цифровых технологий на транспорте, относят:
- традиционную «обособленность» различных видов транспорта, низкий уровень развития взаимодействия между отраслевыми субъектами транспортной деятельности;
- неравномерный уровень применения цифровых технологических решений в деятельности организаций транспорта;
- сравнительно низкие темпы развития и недостаточные масштабы обновления инфраструктуры;
- дефицит кадров, обладающих компетенциями в осуществлении цифровой трансформации транспорта.
1 Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации предполагает реализацию проекта, содержащего 6 направлений (задач), заявленных в качестве «прорывных инициатив»:
1) беспилотники для пассажиров и грузов;
2) зеленый цифровой коридор пассажира;
3) бесшовная грузовая логистика;
4) цифровое управление транспортной системой РФ;
5) цифровизация для транспортной безопасности;
6) цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры, являющихся базисом инновационной стратегии на транспорте1.
Проектом предусматривается переход к инновационной и социально-ориентированной модели развития транспортной отрасли на основе цифровых технологий и платформенных решений, формирования и сквозного применения на всех этапах транспортного процесса информационных ресурсов (данных) в цифровой форме.
Вкладом регионов определены:
- в сфере инфраструктуры: внедрение первичных систем транспортной телематики (представление сведений о текущем состоянии транспортного комплекса, данных объективного контроля в реальном времени за счет развертывания роботизированных систем диагностики и автоматизированного мониторинга);
- в сфере услуг: повышение качества и доступности транспортных услуг (систематизация и классификация сервисов, представление транспортных услуг в электронном виде, реализация социальных сервисов на транспорте и т. п.);
- в сфере управления: формирование структурированных информационных ресурсов для повышения эффективности принятия управленческих решений, основанных на предиктивной аналитике состояний объектов, процессов и событий на транспорте;
- в сфере кадрового обеспечения: подготовка кадрового состава, обладающего компетенциями, позволяющими осуществить эффективную цифровую трансформацию транспортного комплекса.
Показатели «цифровой зрелости» транспортного комплекса
На уровне национальной программы, показателями «достижения «цифровой зрелости» отрасли «Транспорт и логистика» (автомобильный транспорт и дорожное хозяйство) определены:
- доля перевозок грузов высоко- или полностью автоматизированными транспортными средствами, управляемыми в беспилотном режиме.
- доля вновь вводимых и реконструируемых участков опорной сети автомобильных дорог, оснащенных инфраструктурой, обеспечивающей взаимодействие с высоко- или полностью автоматизированными транспортными средствами, управляемыми в беспилотном режиме, с целевыми, на 2030 год, значениями показателей 5 и 85% соответст-
2
венно .
Оценка стратегий цифровой трансформации регионов3, осуществленная Минцифры России в сентябре текущего года, осуществлялась по трем показателям:
1. Численность специалистов, интенсивно использующих информационно-коммуникационные технологии (в соответствии с национальными целями в 2030 году численность таких специалистов в РФ должна достигнуть 10,8 млн. человек).
2. Расходы организаций на внедрение и использование современных цифровых решений (целевой объем к 2030 году - 3,4 трлн. руб.).
3. Уровень «цифровой зрелости», в зависимости от достижения целевого значения 2030 года в 12 отраслях (для регионов - в пяти отраслях).
В отношении транспортно-логистической отрасли вышеозначенные показатели трудно назвать адресными, релевантными и исчерпывающими, в данном случае акценты предлагается сместить в область «прорывных инициатив» проекта, реализуемого в соответствии со Стратегией цифровой трансформации на транспорте.
Декомпозиция транспортной деятельности
На практике при создании реалистичного сценария модернизации имеющихся и формирования новых свойств и качеств транспортной системы посредством внедрения инновационных цифровых технологий (цифровой трансформации) для предметного рассмотрения объектов и процессов целесообразна декомпозиция видов деятельности и оценка перспектив адресного внедрения инновационных технологических решений как с позиций обеспечения безопасности, так и с позиций повышения эффективности деятельности транспорта.
1 Паспорт Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации. - https://mintrans.gov.ru/docu ments/8/11374?type=
2 Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.11.2020 № 600 Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация», прил. 1.
3 Стратегии цифровой трансформации регионов России. - https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Стратегии_цифровой_ трансформации_регионов_России
В качестве объекта оценки готовности к цифровой трансформации или определению степени ее зрелости в настоящей статье рассмотрена деятельность по упорядочиванию транспортного, пешеходного и велодвижения на дорогах, направленная на снижение потерь времени при их перемещении.
Унификацию сценариев цифровой трансформации, исходя из региональных различий, выраженных:
- в рисках, препятствующих активному внедрению цифровых технологий на транспорте (см. выше);
- в объективном состоянии экономики, испытывающей санкционное давление и существенную нагрузку, вызванную системными мерами противодействия и преодоления последствий пандемического характера;
- в региональной специфике общего состояния дорожной отрасли, автотранспорта и рынка логистических услуг (и, в частности, сферы ОДД),
Представляется целесообразным, в отличие от базовых значений, устанавливаемых Минцифры регионам, рассматривать «этапы цифровой трансформации», показателями которых выступают приведенные выше характеристики: - управление; инфраструктура; сервисы; кадровое обеспечение.
Этапы цифровой трансформации транспортной отрасли, и сферы ОДД - в частности
Четыре выраженных этапа цифровой трансформации:
1. начальный;
2. фрагментарный;
3. интеграционный;
4. оптимизационный
характеризуются интервалами, длительность которых основана на:
- целевых прогнозных значениях показателя «достижение цифровой зрелости» на федеральном и региональном уровнях, содержащихся в методике расчета прогнозных значений целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация»1.
- результатах экспертного опроса и оценки2, содержащихся в материале «Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты» НИУ ВШЭ, в целом корреспондирующих с целевыми прогнозными значениями показателя «достижение цифровой зрелости»;
- «контрольных точках роста», с которыми связывают качественные изменения в достижении цифровой зрелости - начало массовой эксплуатации национальных сетей 5в (2025 г.); ввод в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы навигации на автодорогах (ФГИС НАД) и ряд других.
Таблица 1
№ п. п. Наименование уровня Цифровая зрелость, % 1 Инд щкатор | Период
1. Начальный менее 20% 1 -
2. Фрагментарный 20-40 -
3. Интеграционный 40-80 I 2025-2027
4. Оптимизационный более 80% | | 2028-2030
Начальный и частично фрагментарный этапы не обладают четко определяемыми временными рамками, поскольку состояние транспортной системы в регионах существенно разнится. Общие рекомендации распространены на сроки перехода на интеграционный этап, связанные с массовым внедрением связи пятого поколения, основанной на отечественном оборудовании (критическая технология, 2024 г.).
Интеграционный этап с 2025 года, характеризуется началом массовой эксплуатации национальных сетей 5G.
Оптимизационный этап, с 2028 года, характеризуется вводом в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы навигации на автодорогах (ФГИС НАД).
Применительно к сфере ОДД - на начальном этапе:
- управление - данные3 собираются преимущественно вручную; не соотносимы между собой; появляются с опозданием; изначально могут быть агрегированы, используются простые графические и табличные формы представления данных, оценка осуществляется на сопоставлении с аналогичными периодами прошлых лет;
- инфраструктура - закрытая, частично допускающая удаленную работу пользователей, обеспечивающая функционирование традиционных систем автоматизации;
- сервисы - отсутствие решений процессного управления сервисами и службами;
- кадровое обеспечение - отсутствие, полное или частичное моделей компетенций, обязательных требований к знаниям и навыкам в сфере цифровизации деятельности транспорта.
Начальный этап характеризуется отсутствием единой базы данных, распространены репозитории необработанных исходных данных, как неструктурированных, так и частично структурированных («data lake»), апериодически
1 Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.11.2020 № 601 Об утверждении методик расчета прогнозных значений целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация».
2 По результатам экспертного опроса, спрос отрасли транспорта и логистики на передовые цифровые технологии в 2020 г. составил 89,4 млрд. руб. с перспективой роста в 7 раз к 2030 г. до 626,6 млрд. руб., демонстрируя ежегодный рост порядка 21%. См.: Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: доклад НИУ ВШЭ на XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 13 - 30.04.2021 г. - https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/ 463148459.pdf
3 Здесь под «данными» подразумеваются учетные сведения об основных параметрах дорожного движения.
актуализируемых, анализируемых спонтанно и бессистемно, эффект от применения которых существенно ограничен, отсутствуют или недостаточно выражены инструменты обратной связи и координации с участниками дорожного движения.
на фрагментарном этапе:
- управление - осуществлен аудит данных, утверждена политика работы с данными, ориентированная на переход к управлению, основанному на аналитике данных, сформированы тематические и сложносоставные потоки данных, подлежащих предиктивному анализу, проведено сопоставление существующих и перспективных технологий с ключевыми процессами управления движением, применяются методы регрессионного анализа для оценки степени взаимосвязи между переменными и для моделирования будущих зависимостей;
- инфраструктура - определены ключевые технологии и программные продукты для целевой цифровой платформы управления движением, подготовлен план развертывания цифровой платформы, получена экспертная оценка релевантности цифровой платформы, реализуются первые пилотные проекты по развертыванию цифровых сервисов, подготовлен и реализуется план миграции эксплуатируемых решений в сфере ОДД на цифровую платформу;
- сервисы - сформирован каталог процессов, определены ответственные лица и реализующие структуры, проведен реинжиниринг, осуществляется создание и апробация первых цифровых продуктов, обоснована автоматизированная система управления (на период отсутствия процессного управления сервисами и службами), выработаны и нормативно закреплены нотация и общие подходы к моделированию процессов;
- кадровое обеспечение - сформированы модели компетенций специалистов по ОДД в составе личностных и управленческих навыков, основных профилей компетенций по сферам «управление изменениями», «работа с массивами данных», «цифровая трансформация ОДД», установлены соответствующие должностные единицы, определены планы обучения и повышения квалификации.
Несмотря на активное использование автоматизированного/автоматического управления формируемыми локальными проектами в сфере ОДД, предоставляемые цифровые сервисы функционируют обособленно или взаимодействуют формализованно, значительная часть участников дорожного движения апериодически обращается к отдельным решениям из общего сервисного пула.
на интеграционном этапе:
- управление - осуществлен автоматизированный обмен данными, обеспечивается их доступность и качественность, данные, собираемые вручную не используются, в обработке данных используются технологии искусственного интеллекта, созданием или использованием методов моделирования заняты не менее 30% персонала.
- инфраструктура - целевая цифровая платформа развернута не менее, чем на 50%, внедрены/внедряются микросервисная инфраструктура, «облачная» обработка данных и «сквозная» аналитика, осуществляется создание и запуск приложений, использующих преимущества «облачных» систем (cloud native);
- сервисы - более 30% процессов автоматизировано или роботизировано, система процессного управления сервисами и службами охватывает не менее 30% общего объема, осуществляется мониторинг эффективности процессов предоставления услуг и качества конечного продукта (результата);
- кадровое обеспечение - обеспечено кадровое комплектование по основным компетенциям, осуществлен наем специалистов в области искусственного интеллекта, реализуются программы переподготовки и повышения квалификации сотрудников.
Интеграционному этапу присуща омниканальность и «сквозная» аналитика, предполагающая не только взаимную интеграцию разрозненных коммуникационных каналов в бесшовную систему непрерывного коммуникационного взаимодействия, но и объединения цифровых сервисных служб единым архитектурным решением.
Интеграционный этап характеризуется фактической интеграцией реализованных локальных проектов в сфере ОДД на единой информационно-коммуникационной основе; переходом к использованию инструментария единой цифровой платформы при конструировании цифрового сервиса с аттестацией (опционально) ФСТЭК; процессным управлением на основе потоковых данных, обеспечиваемых системой непрерывного коммуникационного взаимодействия.
на оптимизационном этапе:
- управление - данные доступны в реальном режиме времени, осуществляется масштабное применение моделей, основанное на непрерывном процессе «поглощения» инноваций, принятие решений осуществляется на основе анализа данных посредством алгоритмов «машинного обучения», позволяющих устанавливать и декомпозировать причинно-следственные связи.
- инфраструктура - целевая цифровая платформа управления движением развернута и функционирует полностью, задействована платформенная саморегуляция (технические средства и методы), адаптирующая решения в сфере ОДД к потребностям и ограничениям региона.
- сервисы - процессы принятия решений полностью основаны на данных, процессы сбора, обработки, накопления и хранения полностью автоматизированы или роботизированы, система управления процессами внедрена и функционирует как процессный симбиоз мониторинга, моделирования и оптимизации.
- кадровое обеспечение - основной и привлекаемый персонал обладают компетенциями в соответствии с целевой моделью проектной должности (формируемой для исполнения задачи).
Оптимизационный этап характеризуется «тонкой» настройкой, автономной корректировкой цифровых платформенных решений, использующих саморегулирующие технические средства и методы, охватывающие все составляющие организации дорожного движения, адаптированные к потребностям и ограничениям региона и направленных на потребности внешнего клиента — участников дорожного движения.
Готовность к цифровой трансформации сферы ОДД
Определению «цифровой зрелости» сферы организации дорожного движения предшествует оценка текущего состояния, предлагаемая к выражению через индекс готовности к цифровой трансформации сферы ОДД - синтетический показатель, определяемый на основе 4 обобщающих характеристик, основанных на индикаторах состояний:
1) «администрирование ОДД региона», отражающий наличие:
- органов исполнительной власти, наделенных полномочиями в области ОДД, распорядительных актов, устанавливающих эти полномочия;
- специализированных организаций в сфере организации дорожного движения на территории региона;
- регламентов межведомственного взаимодействия в сферах организации и безопасности дорожного движения;
- регионального органа контроля в сфере организации дорожного движения.
2) «документация по ОДД», отражающий наличие:
- КСОДД; ПОДД, подготовленные в соответствии с требованиями приказов Минтранса России от 17 марта 2015 г. № 43; от 26.12.2018 г. № 480; от 30 июля 2020 г. № 274 с покрытием не менее 50% региональной сети улиц, дорог.
3) «мониторинг дорожного движения», отражающий наличие:
- проведение мониторинга дорожного движения (приказ Минтранса России от 18. 04.2019 г. № 114);
- передача учетных сведений об основных параметрах дорожного движения в АСУ ТК (приказ Минтранса России от 18. 04.2019 г. № 114).
4) «кадровое обеспечение», отражающий наличие системы подготовки кадров по ОДД региона; специалистов в сфере ОДД:
- на уровне органов местного самоуправления - количество сотрудников, соответствующих требованиям приказа Минтранса России от 29.12.2018 № 487 «Об утверждении перечня профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, и квалификационных требований к ним»;
- на уровне контрольно-надзорной деятельности - укомплектованность квалифицированным персоналом;
- в региональном кластере подготовки кадров - наличие распределенной системы подготовки квалифицированных специалистов в сфере ОДД по всем уровням подготовки (СПО, ВПО, ДПО).
Индикаторы состояний подразделяются на критические1 и опционные, по критическим индикаторам устанавливается 100% исполнение, опционные индикаторы должны быть обеспечены, не менее чем на 50%.
Таблица 2
Характеристика Индикатор состояния Обеспеченность
Администрирование ОДД региона наличие органов исполнительной власти, наделенных полномочиями в сфере ОДД и распорядительных актов, устанавливающих эти полномочия. 100%
наличие регламентов межведомственного взаимодействия в сферах организации и безопасности дорожного движения 100%
наличие регионального органа контроля в сфере организации дорожного движения и распорядительных актов, определяющих сферу полномочий 100%
наличие специализированных организаций в сфере организации дорожного движения на территории региона готовность не менее 50%
Документация по ОДД КСОДД и ПОДД с покрытием не менее 50% региональной сети улиц, дорог. 100%
Мониторинг основных параметров дорожного движения проведение мониторинга дорожного движения (приказ Минтранса России от 18. 04.2019 г. № 114) 100%
передача учетных сведений об основных параметрах дорожного движения в АСУ ТК (приказ Минтранса России от 18. 04.2019 г. № 114) 100%
Кадровое обеспечение ОДД в региональном кластере подготовки кадров - наличие распределенной системы подготовки квалифицированных специалистов в сфере ОДД по всем уровням подготовки (СПО, ВПО, ДПО). 100%
на уровне органов местного самоуправления - количество сотрудников, соответствующих требованиям приказа Минтранса России от 29.12.2018 № 487 «Об утверждении перечня профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, и квалификационных требований к ним» обеспечено не менее 50%
на уровне контрольно-надзорной деятельности - укомплектованность квалифицированным персоналом. обеспечено не менее 50%
Минимальное значение индекса готовности к цифровой трансформации сферы ОДД (1ЦТ), % 85%
Примечание: При использовании результатов расчетов для привлечения в качестве инвестиций бюджетных или иных средств, надлежит использовать статистически значимые источники информации или осуществлять оценку посредством организации независимой технической экспертизы документов.
Уровень цифровой трансформации организации дорожного движения
Уровень цифровой трансформации исследуемой сферы деятельности определяется индексом «цифровой зрелости» (1цЗ, %) в сфере ОДД, - синтетическим показателем, определяемым на основе 2 обобщающих характеристик (табл. 3), основанных на индикаторах состояний:
1 Критические индикаторы выделены в таблице 1 серым фоном строки.
1289
№п.п. Характеристики индекса «цифровой зрелости» в сфере ОДД Доля характеристики при формировании индекса «цифровой зрелости» в сфере ОДД
1. Ресурсное обеспечение цифровизации ОДД 50%
2. Уровень развития цифровых сервисов 50%
1) Характеристика «Ресурсное обеспечение цифровизации ОДД» (¡РО,%) формируется 4 индикаторами состояний:
- телематический сервис (услуги связи по высокоскоростной передаче, обработке и хранению больших объемов данных на основе стандартов телекоммуникаций 5G/( критическая технология, 2024); 4G/LTE Advanced (с зонами устойчивого покрытия сети улиц, дорог);
- картографический сервис (цифровая навигационная картографическая продукция с точностью планового положения объектов для решения задач: маршрутизации транспортных средств, управляемых водителями; задач автоматического управления движением транспортного средства) / Федеральная государственная информационная система навигации на автодорогах (ФГИС НАД), 2027;
- Федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях (ГАИС «ЭРА-Глонасс»);
- навигационный сервис (Glonass, GPS, Galileo, BeiDou).
Доля каждого индикатора при формировании характеристики «Ресурсное обеспечение цифровизации ОДД» определяется в соответствии с табл. 4.
Таблица 4
№ пп Характеристика «Ресурсное обеспечение цифровизации ОДД» Доля индикатора в формировании характеристики (100%)
1. Телематический сервис (услуги связи по высокоскоростной передаче, обработке и хранению больших объемов данных на основе стандартов телекоммуникаций 5G/(критическая технология, 2024); 4G/LTE Advanced, LP WAN (с зонами устойчивого покрытия сети улиц, дорог) 25%
2. Картографический сервис (цифровая навигационная картографическая продукция с точностью планового положения объектов для решения задач: маршрутизации транспортных средств, управляемых водителями; задач автоматического управления движением транспортного средства) / Федеральная государственная информационная система навигации на автодорогах (ФГИС НАД), 2027 25%
3. Федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях (ГАИС «ЭРА-Глонасс») 25%
4. Навигационный сервис (Glonass, GPS, Galileo, BeiDou) 25%
Величина характеристики, участвующая в расчете индекса «цифровой зрелости» рассчитывается в отношении к прошедшему году посредством самооценки индикаторов состояний или данными статистики, при наличии статистически значимых сведений, например, «Рейтинг субъектов Российской Федерации по степени внедрения и эффективности использования спутниковых навигационных технологий на базе системы ГЛОНАСС субъектами Российской Федерации»1.
При использовании результатов расчетов в качестве обоснований инвестиционных проектов и проч., использование статистически значимых сведений2 или экспертной оценки состояний обязательно.
Таблица 5
№ пп Ресурсное обеспечение цифровизации ОДД Показатель года, %
2021 2022 2023 2030
1. Телематический сервис (услуги связи по высокоскоростной передаче, обработке и хранению больших объемов данных на основе стандартов телекоммуникаций 5G/(критическая технология, 2024); 4G/LTE Advanced, LP WAN (с зонами устойчивого покрытия сети улиц, дорог) 100%
2. Картографический сервис (цифровая навигационная картографическая продукция с точностью планового положения объектов для решения задач: маршрутизации транспортных средств, управляемых водителями; задач автоматического управления движением транспортного средства) / Федеральная государственная информационная система навигации на автодорогах (ФГИС НАД), 2027 100%
3. Федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях (ГАИС «ЭРА-Глонасс») 100%
4. Навигационный сервис (Glonass, GPS, Galileo, BeiDou) 100%
1 Рейтинг субъектов Российской Федерации по степени внедрения и эффективности использования спутниковых навигационных технологий на базе системы ГЛОНАСС субъектами Российской Федерации. - https://www.economy.gov.ru/material/file/5493e 886898a277e24f59e4b2b958036/rerating4kv2020.pdf
2 Источниками информации для расчета показателя являются административные данные заинтересованных ФОИВ и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, формируемые в рамках автоматизированных информационных систем, аккумулируемые в федеральную государственную информационную систему координации информатизации.
2) Характеристика «Уровень развития цифровых сервисов».
Характеристика «Уровень развития цифровых сервисов» (1цс, %) определяется, в зависимости от цели, для муниципальных образований (таблица 6) или региона в целом (табл. 7).
Характеристика «Уровень развития цифровых сервисов» для муниципальных образований сочетает 10 сегментов, составляющих функциональную основу типовой ИТС с нижеследующей градацией сегментов и индикаторов (табл. 6).
Характеристика «Уровень развития цифровых сервисов» для региона сочетает 16 модульных решений (индикаторов), формирующих единую цифровую платформу управления транспортной системой региона (табл. 7).
Наличие только проектного решения сегмента, модуля (индикатора) расценивается весовым значением в 1%.
Присвоение указанного в таблицах весового значения сегмента, модуля (индикатора) допустимо при наличии Акта приемки в эксплуатацию соответствующего сегмента, модуля.
Таблица 6
Муниципалитет
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Управление дорожным движением (10%) Информирование участников ДД, (10%) Контроль участников ДД, 10% Координация транспорта общего пользования, 10% Мониторинг событий и состояний, 10% Транспортная безопасность, 10% Управление парко-вочным пространством 10% Платные дороги, тоннели, мосты, 10% Содержание дорог и искусственных сооружений, 10% Сервисы обеспечения ВАТС и подключенных ТС, 10%
Мар- Детек- Муни-
Директивное управление ТП 3% ДИТ и ЗПИ 5% ПДД, водители 4% шрутная координация 4 % Метеомониторинг 1% тирование ДТП и ЧС 6% ци-пальны е парковки 3 % СВП, барьер 2%
Мониторинг дорог и
дор. инфраструктуры
«Ум-
4 % ная
доро- 5%
га»
Косвенное управление ТП
Светофорное регулирование
3%
2%
Бортовые средст- 3% ва ТС
Персо-наль-ные средства связи
ПДД, пешеходы
2%
2%
ТС, весога-барит- 2% ный
Мониторинг движения
Эко-мониторинг
Пасса-
жиро-
поток Мони-
«Ум- 2 торинг
ная» % ТП
оста-
новка
1%
4%
Служба аварий
ных комиссаров
4%
Ком-мерче-ские парковки
1
%
Служба эвакуа- 3 ции %
СВП свобод ный поток
4%
СВП
4%
Управление состоя- 6 нием % дорог
Взаи-модей-ствие под-
клю- 2% ченных ТС У2У
Дви-
жение
ВАТС
У2Х 3%
(-I; -Р;
-О)
Пополосное
регулирова- 1%
ние
Мони-
торинг
пешехо- 4%
дов
Кон-
троль
парко-
вочно- 3
го про- %
стран-
ства
Обеспечение приоритет- 1% ного проезда
Итого, %: Итого, %: Итого, %: | Итого, %: | Итого, %: | Итого, %: | Итого, %: | Итого, %: | Итого, %: | Итого, %:
Регион
Координация управления ДД Конфигуратор сценариев управления ДД Централизованное информирование участников ДД Администрирование транспортных правонарушений Управление движением ТОП Конфигуратор парковочного пространства Управление дорожными работами Диспетчеризация ИТС при ЧС и ВС Биллинг платного проезда Выдача транспортных разрешений
Весовое значение каждого модуля строки 1 настоящей таблицы составляет 5% Контроль эффективности ИТС Система обеспечения информационной безопасности Геоинформационная система сбора, хранения, анализа и графической визуализации данных Транспортное прогнозирование и моделирование е-КСОДД Цифровые двойники Конфигуратор сети У2Х
Весовое значение каждого модуля строки 2 настоящей таблицы составляет 7% (+1% системе обеспечения информационной безопасности)
Алгоритм расчета показателей
Величина, характеризующая ресурсное обеспечение цифровой трансформации (!РО), определяется расчетом среднего арифметического значения (табл. 4) 4-х индикаторов состояний (табл. 5), определяемых методом самооценки по соответствующему году.
Величина, характеризующая развитие цифровых сервисов (Ц), определяется для муниципального образования (табл. 6) или региона в целом (табл. 7), в зависимости от объекта, посредством посегментного (муниципалитет, столбцы) суммирования весовых значений (в %), установленных для каждого модуля (индикатора).
индекс «цифровой зрелости» региона: 1цЗ (Р) = 0,51РО + 0,5 1цС(Р); индекс «цифровой зрелости» муниципального образования 1цЗ (М) = 0,51РО + 0,5 1цС(М);
Посредством сопоставления рассчитанного значения индекса «цифровой зрелости» с интервалами значений, соответствующими этапам цифровой трансформации, определяется соответствие текущего состояния цифровой трансформации региона (муниципалитета) одному из этапов цифровой трансформации - начальному; фрагментарному; интеграционному; оптимизационному.
Определение индекса «цифровой зрелости» и сопоставление его с этапами цифровой трансформации позволяет решать конкретные задачи поэтапной реализации Инициатив (1 - 4 и 6) Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации (Приложение 3 к настоящим Рекомендациям) в исследуемой сфере деятельности (ОдД).
Заключение
Прогноз целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» по регионам РФ, по годам, за период 2020-2030 гг. (Минцифры России):
Базовое значение - 11% в 2021 году представляет собой экспертную оценку, значения ежегодных базовых показателей одинаковы для всех регионов.
Объективности ради необходимо отметить, что оценка стратегий цифровой трансформации регионов, осуществленная Минцифры России в сентябре 2021 года, по заявлению регулятора будет носить периодический характер, в дальнейшем ежегодное целевое значение показателя достижения цифровой зрелости будет определено для каждого региона персонально.
Расчет индекса цифровой зрелости ОДД муниципалитета, региона за 2021 г. и сопоставление с базовым (2021 г. -11%, регионы), позволит скоординировать позиции реального состояния цифровой трансформации организации движения автотранспорта с прогнозными значениями целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» (приказ Минцифры России от 18.11.2020 № 601), распространяемым на ключевые отрасли экономики и социальной сферы и внести, при необходимости, коррективы в региональную стратегию цифровизации по направлению «транспорт и логистика».