УДК 366.741.236.22
в.в. Слезко ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ
ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ
Аннотация. Автором статьи рассмотрены вопросы использования финансовых ресурсов в российской экономике. Определены экономические потери от использования в народном хозяйстве денежных средств. Предложена формула их расчета. Сделан анализ экономических потерь, связанных с обналичиванием денежных средств, и предложены меры по их сокращению.
Ключевые слова: финансовые ресурсы, денежные средства, наличные деньги, обналичивание, «теневые» доходы, антиотмывочная система.
Vaclav Slezko APPROACHES TO ASSESSMENT OF ECONOMIC
LOSSES FINANCIAL RESOURCES OF RUSSIA
Annotation. The author considers the use of financial resources in the Russian economy. Defined economic losses from use in national-economic complex of money. The offered formula of calculation. Analysis of economic losses related to cash in cash, and proposed measures for their reduction.
Keywor: financial resources, money, cash money, cash, "shadow" incomes, anti-money laundering system.
Финансовые ресурсы на протяжении всей истории экономического развития играли важнейшую (как положительную, так и отрицательную) роль в воспроизводственном процессе. Именно они обеспечивали устойчивую и динамичную транзакцию товарной полезности от одного субъекта рынка к другому. Вместе с тем, те же финансы использовались и в криминальных сделках, незаконном предпринимательстве, незаконной торговле оружием, наркотиками, бриллиантами, для финансирования терроризма и т.д.
Не меньшую значимость финансовые ресурсы приобретают и в современных условиях: глобализации экономики, широчайшей интеграции и интернационализации экономики, экономических войн и экономических санкций. Если лишить национальное хозяйство «здоровых» (транспорентных, устойчивых, разнообразных) финансовых ресурсов, то ни о каком эффективном, расширенном воспроизводстве не может быть и речи. В данном случае под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.
Финансовые ресурсы на рынке обладают обособленностью, самостоятельностью и количественной определенностью. Количество финансового ресурса, необходимое для эффективного функционирования системы общественного производства (СОП), определяется существующими в ней объемом товарной массы в стоимостном выражении, скоростью кругооборота финансов и уровнем экономических потерь финансового ресурса (ЭПФР). В СОП финансовые ресурсы всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. Причем, только та часть финансовых средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования и обслуживает процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам.
Их принадлежность к конкретному субъекту рынка позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений юридических и физических лиц, которые вместе с финансовыми ресурсами составляют финансовый потенциал об-
© Слезко В.В., 2015
щества. Финансовые ресурсы СОП для целей экономического анализа и определения ЭПФР необходимо классифицировать по следующим классификационным признакам: а) по принадлежности к определенному субъекту рынка; б) по принадлежности к определенному виду финансового ресурса; в) по стадиям расширенного воспроизводства; г) по территориальной принадлежности. Указанные подходы к их классификации позволяют определять наиболее уязвимые зоны возникновения экономических потерь финансовых ресурсов в системе общественного производства и предпринимать адекватные меры по их сокращению и ликвидации.
В зависимости от их принадлежности к определенному субъекту рынка финансовые ресурсы подразделяются на:
- финансовые ресурсы государства;
- финансовые ресурсы муниципальных образований;
- финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций;
- финансовые ресурсы корпораций;
- финансовые ресурсы домохозяйств.
ЭПФР - это отрицательный результат денежного обращения в системе общественного производства как для системы в целом, так и для различных субъектов этой системы. То есть, можно выделить экономические потери финансовых ресурсов на макроуровне и на микроуровне.
На макроуровне российская экономика представляет собой открытую социально-экономическую систему. Поэтому ЭПФР России в целом, как системы общественного производства, можно разделить на два вида:
1. потери финансовых ресурсов, связанные с правомерным или неправомерным выводом их из национальной СОП (из- под юрисдикции России);
2. экономические потери, связанные с низким уровнем эффективности их использования в экономике, в т.ч. экономические потери, связанные с отмыванием доходов и финансированием терроризма. Основными причинами снижения эффективности использования финансовых ресурсов являются: прямое расхищение бюджетных средств, низкий уровень эффективности инвестиционных проектов, слабая раскрываемость экономических преступлений.
Дать оценку этим потерям можно исходя из анализа темпов роста валового внутреннего продукта. Однако данный подход не выдерживает критики с точки зрения теории и практики оценочной деятельности. В перечне объектов оценки отсутствует такой объект, как ЭП. Поэтому, величина недополученного ВВП может рассматриваться только в качестве показателя, характеризующего качественное состояние экономики. В российском законодательстве в соответствии со статьей 15 ГК РФ оценке подлежат убытки (упущенная выгода и ущерб). Причем в соответствии с УК РФ, ГК РФ должны быть установлены субъекты рынка, которые нанесли убыток и юридические, физические лица, которым был нанесен убыток.
Рассмотрим более внимательно ситуацию, связанную с ЭПФР. Наиболее актуальными и опасными для экономики России представляются экономические потери, связанные с вывозом финансового капитала за рубеж. Факт значительного экспорта финансового капитала из развивающейся национальной экономики, независимо от его размеров является парадоксальным явлением. В соответствии с классической экономической теорией, капитал вывозится из стран, обладающих его избытком, в страны с недостатком капитала. Это способствует экономическому развитию обеих стран и может рассматриваться как положительное явление. В России же наблюдается дефицит финансовых ресурсов и возрастающие объемы вывоза капитала за границу. Издержки оттока капитала хорошо известны: утрата производительного потенциала, налоговой базы и контроля над денежными агрегатами - все это ложится тяжелым бременем на общество в целом и затрудняет осуществление мер экономической политики государства. Отток капитала - это те финансовые ресурсы, которые
безвозвратно уходят из России в иностранные юрисдикции, обеспечивая им рост финансового потенциала. «Чистый отток капитала из России в 2014 году, согласно представленной Центральным банком оценке платежного баланса, составил 151,5 млрд дол. В 2013 году показатель составлял 61 млрд дол. Таким образом, отток увеличился в 2,5 раза.
Максимальный отток капитала наблюдался в IV квартале 2014 года - вывоз капитала частным сектором составил 72,9 млрд дол., что в 4,3 раза больше аналогичного периода прошлого года - 16,9 млрд дол.. В I квартале отток составил 48,5 млрд дол., во II - $22,4 млрд дол., в III - 7,7 млрд дол. [5]. Физические и юридические лица (российские банки и предприятия), по оценке ЦБ РФ, вывозят из России капитал правомерными и криминальными путями. И это соотношение до последнего времени имело тенденцию к увеличению криминальной составляющей. «Так, в 2013 году финансовой разведкой были установлены устойчивые теневые банковские каналы по перемещению денежных средств по фиктивным внешнеторговым контрактам с участием компаний республик Беларусь и Казахстана. Масштаб исходящих международных платежей из России в Беларусь и Казахстан (по данным ФБД Росфинмониторинга, январь 2012 - июль 2013 гг.) составил в Беларусь - 1,4 млрд руб., Казахстан -8,4 млрд руб.» [1].
Исходя из вышесказанного, экономические потери от вывоза капитала несет в основном государство. Причем эти потери распределяются на две составляющие:
а) ЭПФР в случае законных сделок по переводу денег в иностранные юрисдикции (Кп -правомерный отток капитала) - определяется упущенная выгода;
б) ЭПФР в случае криминальных сделок по переводу денег в иностранные юрисдикции (Кк - криминальный отток капитала) - определяется ущерб и упущенная выгода.
Тогда расчет ЭП государства от вывоза капитала может быть представлен следующим образом:
1) определяем величину ввоз/вывоз финансового капитала. Для этого пользуемся методологией ЦБ РФ, которая не лишена недостатков. т.к. при расчете оттока капитала охватываются только некоторые объемы трансграничного движения денежных средств, которые относятся к категории капитала и формируют его отток. Из-за неполноты охвата потоков капитала данные ЦБ РФ при их расширительной трактовке часто дают искаженную и более благоприятную картину, чем есть на самом деле. В этой связи вряд ли можно утверждать, что рассчитываемый ЦБ РФ показатель адекватно характеризует отток капитала и из частного сектора, и в целом из экономики, а также, что он пригоден для макроэкономического прогнозирования. Если эта величина отрицательная, то из нее выделяем правомерные, эффективные транзакции за рубеж;
2) оставшуюся величину оттока капитала, в соответствии со статистическими данными правоохранительных органов, делим на две части, о которых говорилось выше Кп и Кк;
3) ЭП от Кп = Кп + Упущенная выгода. Расчет упущенной выгоды предлагаю определять по следующей формуле: Упущенная выгода = Кп(илиКк) х ставка рефинансирования ЦБ РФ на дату оценки упущенной выгоды;
4) ЭП от Кк = Кк + Упущенная выгода + Ущерб. Для расчета ущерба предлагаю использовать следующую формулу:
Ущерб = Кк х ставка НДС + упущенная выгода х ставка налога на прибыль. В случае возбуждения и реализации конкретного дела, связанного с вывозом капитала, к данной величине могут плюсоваться еще и другие виды ущерба, связанные с изъятием финансовых ресурсов у конкретного собственника;
5) ЭП от вывоза капитала = ЭП от Кп + ЭП от Кк.
Данный подход к определению ЭП государства от вывоза капитала за границу позволяет вывести их из поля экономической теории управления и ввести в практику конкретной хозяйственной деятельности.
Незаконное обналичивание денежных средств является второй по значимости причиной роста экономических потерь финансовых ресурсов. Основная величина этих потерь опять же приходится на долю государства, которое сталкивается и с прямым расхищением бюджетных средств и сокращением поступающих налогов. Государство теряет, другие же субъекты рынка, в большинстве своем малый и средний бизнес, вовлеченные в этот процесс, получают доход.
Наиболее заметные последствия отмывания денежных средств включают в себя следующие моменты:
- криминальный мир получает возможность формально на законных основаниях использовать доходы от незаконных операций и тем самым расширять и постепенно легализовывать свою деятельность. Это приводит к росту политического влияния криминальных структур, противодействию укреплению системы регулирования и законодательства;
- стимулируется развитие коррупции в государственном секторе и правонарушений в финансовой системе. Большие объемы капитала, вовлеченного в операции по отмыванию денежных средств, подрывают устойчивость финансовых рынков;
- государство недополучает часть налогов, усиливаются диспропорции в распределении налогового бремени и социальная дифференциация.
Проблема незаконного обналичивания денежных средств по-прежнему продолжает оставаться для России очень актуальной. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании к Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года одним из основных направлений деятельности для правоохранительных органов обозначил работу по повышению прозрачности экономики страны: «Нужно продолжить принципиальную и твердую линию по избавлению нашей кредитно-финансовой системы от разного рода «отмывочных контор», или как еще говорят, «прачечных» [5]. Поэтому оценка экономических потерь государства от «обнала» представляется одним из направлений в усилении борьбы с экономической преступностью.
Расчет экономических потерь государства от незаконного обналичивания денежных средств (ЭПо) может быть представлен следующим образом:
1) определяем объем незаконно обналиченных денежных средств (Ко) в результате различных сделок, в т.ч. и сделок с материнским капиталом. При этом следует различать объемы незаконно обналиченных бюджетных (Коб) и частных (Коч) денежных средств. Ко = Коб + Коч;
2) рассчитаем экономические потери от «обналички» бюджетных денежных средств (ЭПоб): ЭПоб = Коб + упущенная выгода (Воб) + ущерб (Уоб). При этом:
Воб = Коб х ставка капитализации российского рынка на дату оценки.
Уоб = Воб х налог на прибыль;
3) рассчитаем экономические потери от «обналички» частных денежных средств (ЭПоч): Поч = Коч + ущерб (Уоч). При этом
Уоч = Коч х ставка НДС + Прибыль от Коч х ставку налога на прибыль.
Прибыль от Коч = Коч х ставка капитализации российского рынка на дату оценки;
4) ЭПо = ЭПоб + ЭПоч.
Предлагаем изложенные выше подходы к оценке ЭП использовать как для принятия управленческих решений, так и при рассмотрении ответственности за нарушение законодательства по следующим статьям уголовного кодекса:
- уклонение от уплаты налогов ст. 198 (199) УК РФ;
- подделка документов ст. 327 УК РФ;
- пособничество заказчикам в уклонении от уплаты налогов ст. 34-198 (199) УК РФ;
- незаконное предпринимательство ст. 171 УК РФ;
- лжепредпринимательство ст. 173 УК РФ;
- легализация доходов полученных преступным путем ст. 174, 174.1 УК РФ;
- незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ
- организация преступного сообщества (ст. 210 УК РФ)
В настоящее время указанные статьи зачастую применяются к участникам «обнальных» схем. Представленные выше методики расчета экономических потерь могут быть также использованы и при определении ущерба, связанного с административными правонарушениями в финансовой сфере.
Представленные подходы к оценке ЭПФР могут быть полезны и для определения эффективности деятельности антиотмывочной системы, в частности, деятельности Росфинмониторинга, Прокуратуры, Следственного комитета и др. Объективная оценка ЭПФР государства позволит в полной мере использовать риск-ориентированный подход в антиотмывочной системе государства. Для совершенствования данной системы предлагаем принять следующие меры:
1. ввести в нормативно-правовое поле понятие «Оценка экономических потерь»;
2. на законодательном уровне утвердить методики оценки экономических потерь от вывоза капитала за рубеж и незаконного обналичивания денежных средств.
Библиографический список
1. Герасимов И. Набережнов Г. Чистый отток капитала из России в 2014 году составил $151,5 млрд. [Электронный ресурс] / И. Герасимов, Г. Набережнов. - Режим доступа : http://top.rbc.ru/finances/16/01/ 2015/54b96c5e9a7947490508d8d2 (дата обращения : 05.05.2015).
2. Ермолов, М. О. Измерение оттока капитала из России / М. О. Ермолов // Бизнес и банки. - 2013. - №. 4.
3. Иванова, И. В. В.В. Путин: «Ущерб только от выявленных преступлений в отечественной кредитно-финансовой сфере за последние три года составил свыше 20 миллиардов рублей» / И. В. Иванова // Финансовая безопасность. - 2014. - № 4. - с. 29.
4. Публичный отчет о работе федеральной службы по финансовому мониторингу в 2013 году / Росфинмони-торинг // Москва. - 2014.