Научная статья на тему 'Подходы к оценке эффективности реализации региональных стратегий социально-экономического развития'

Подходы к оценке эффективности реализации региональных стратегий социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4269
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE STRATEGY / STRATEGIC OPTIONS DEVELOPMENT / STRATEGIC AND OPERATIONAL EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Наталия Витальевна, Бондаренко Наталья Васильевна

Рассмотрены подходы к оценке эффективности реализации стратегии социально-экономического развития региона. Обоснованы этапы оценки эффективности реализации региональных стратегий. Предлагается оценивать стратегическую (внешнюю) иоперативную (внутреннюю) эффективностьреализациистратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозова Наталия Витальевна, Бондаренко Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF THE REGIONAL STRATEGY SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Approaches of evaluating the effectiveness of the implementation of socio-economic development of the region are analyzed. Substantiated evaluation stages of the effectiveness of implementation of regional strategies. It is proposed to evaluate the strategic (external) effectiveness of the strategy and operational (internal) effectiveness of the strategy.

Текст научной работы на тему «Подходы к оценке эффективности реализации региональных стратегий социально-экономического развития»

4. Калинина Г.В., Калинин А.М. Обоснование качества развития региональной системы в аспектах информационного пространства региона методами многомерного анализа // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 378-386.

5. О состоянии делового климата в России в 2010-2013 годах: доклад / Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) [Электронный ресурс]. URL: http://media.rspp.rü/document/1.

6. ЦБ: отток капитала из России в 2014 г. - $85-90 млрд [Электронный ресурс] // Вести. Экономика: сайт. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/43151.

КАЛИНИНА ГАЛИНА ВИКТОРОВНА. См. с. 139.

СИЛЬВЕСТРОВА ТАМАРА ЯКОВЛЕВНА - кандидат экономических наук, доктор философских наук, профессор, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары.

SILVESTROVA TAMARA - candidate of economics sciences, doctor of philosophical sciences, professor, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

АНДРЕЕВ ВАЛЕРИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (andreev3009@yandex.ru).

ANDREEV VALERY - doctor of historical sciences, professor, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

ЦЕРФУС ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА - соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (tcerfus@mail.ru).

CERFUS TATIANA - a competitor of scientific degree of economics sciences candidate, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

УДК 332.14(470) ББК У049(2Рос)-18-07

Н.В. МОРОЗОВА, Н.В. БОНДАРЕНКО

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ*

Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития региона, оценка эффективности реализации стратегии, стратегические параметры развития, стратегическая и оперативная эффективность. Рассмотрены подходы к оценке эффективности реализации стратегии социально-экономического развития региона. Обоснованы этапы оценки эффективности реализации региональных стратегий. Предлагается оценивать стратегическую (внешнюю) и оперативную (внутреннюю) эффективность реализации стратегии.

N. MOROZOVA, N. BONDARENKO APPROACHES TO ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF THE REGIONAL STRATEGY SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Key words: strategy of socio-economic development of the region, evaluating the effectiveness of the strategy, strategic options development, strategic and operational efficiency.

Approaches of evaluating the effectiveness of the implementation of socio-economic development of the region are analyzed. Substantiated evaluation stages of the effectiveness of implementation of regional strategies. It is proposed to evaluate the strategic (external) effectiveness of the strategy and operational (internal) effectiveness of the strategy.

Регионы Российской Федерации функционируют и развиваются в условиях нестабильности и неопределенности внешней стратегической среды. Поэтому каждый регион старается разработать оптимальные стратегии своего развития на принципах эффективности и минимизации неопределенности (риска). При этом важно не просто сформировать некий стратегический набор альтернатив развития региона, а важно в каждый момент времени знать, на каком этапе развития находится регион, насколько он приблизился к стратегической цели своего развития.

В условиях, когда все регионы России уже разработали свои долгосрочные стратегии (Стратегии 2020), а многие приступили к разработке новых (например, в Чувашской Республике начался активный процесс разработки Стратегии социально-экономического развития до 2030 г.), особую актуальность приобретает этап контроля реализации стратегий, и особенно оценка их эффективности. Анализ исследований, посвященных проблемам стратегического планирования и

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-12-21011.

управления, показывает отсутствие единой общепринятой методики оценки эффективности реализации региональных стратегий, а также общих подходов к формированию системы показателей ее оценки. Тем не менее большинство исследователей едины во мнении, что важно оценить не то, правильно или нет осуществляется реализация разработанной стратегии, а то, насколько приближает реализация стратегии к поставленным перед регионом целям.

С принятием в июне 2014 г. Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»1 в стране начала выстраиваться комплексная система государственного стратегического планирования, ориентированная на решение долгосрочных задач повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны. Ключевой принцип работы создаваемой системы - проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации стратегий, государственных программ на всех уровнях власти. В Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике на 2014-2016 годы»2 поставлена задача четкого увязывания бюджетного и стратегического планирования. Конечная эффективность «программных» бюджетов зависит от качества стратегических планов, государственных программ и механизмов контроля за их реализацией. Таким образом, возникает необходимость в наборе методических инструментов оценки эффективности стратегических планов государства и его регионов.

Целью данной статьи является обоснование методического подхода к оценке эффективности реализации стратегии региона.

Как показывает исследование научно-практических разработок в области оценки эффективности стратегического управления, а также анализ результатов реализации стратегий регионов Приволжского федерального округа, данный этап планового процесса менее всего поддается унификации. Причины этого, на наш взгляд, кроются в следующем. Во-первых, стратегии разрабатываются для каждого конкретного региона с учетом его специфических условий и в силу этого являются производными от его особенностей. Во-вторых, на развитие любого региона воздействует уникальное сочетание факторов внешней и внутренней среды, которое способно повлиять на эффективность реализации стратегии. Очень часто основные предпосылки и факторы успеха функционирования и развития социально-экономической системы региона должны изыскиваться не только внутри, но и вне его. В современных условиях результативность стратегии региона во многом зависит от возможности приспосабливаться к политическому, экономическому, социальному, технологическому и культурному окружению. В-третьих, не существует единого горизонта планирования, что имеет большое методологическое значение. Как правило, период планирования должен учитывать не только циклические колебания экономики, но и общие тенденции развития. В-четвертых, имеется большая зависимость состава и количества критериев, показателей, нормативов оценки эффективности реализации стратегии от иерархического уровня оценки (на каком уровне власти происходит оценка - федеральный или региональный) и ее назначения (для власти, бизнеса или населения).

Теоретическое и практическое значение такой проблемы, как определение эффективности стратегического планирования, несомненно, востребовано на всех уровнях управления (как на уровне фирмы, организации, так и на всех уровнях государственной власти). При этом оценивать эффективность управленческих решений в экономической теории и практике принято с точки зрения двух основных подходов:

1 О стратегическом планировании в Российской Федерации: Фед. закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ [Электронный ресурс]. Гарант: информ.-прав. портал. URL: http://base.garant.ru/70684666.

2 О бюджетной политике в 2014-2016 гг.: бюджетное послание президента РФ В.В. Путина от 13.06.2013 г. [Электронный ресурс]. Гарант: информ.-прав. портал. URL: http://base.garant.ru/70394910.

1) целевого - суть которого состоит в определении степени достижения целевых показателей функционирования и развития объекта управления, в данном случае - региона (стратегическая эффективность);

2) затратного - связанного с оценкой использования и преобразования ресурсов в результате функционирования и развития региона (тактическая, или оперативная эффективность).

Ключевыми элементами стратегического развития социально-экономической системы региона являются:

- во-первых, система целей развития региона как научное предвидение будущего результата развития;

- во-вторых, совокупность средств, ресурсов, способов достижения желаемых целей развития региона;

- в-третьих, система мотивации и стимулирования развития.

Стратегическая эффективность регионального развития, соответственно,

будет определяться прежде всего степенью научной обоснованности целей регионального развития, степенью соответствия выбранной стратегии этим целям, а также эффективностью сформированной системы мотивации развития.

Оценка эффективности реализации стратегии региона, на наш взгляд, должна складываться из следующих этапов:

- оценка качества стратегии как ключевого документа системы стратегического планирования;

- оценка эффективности системы управления регионом, от которой во многом зависит эффективность реализации стратегии, так называемая стратегическая эффективность управления, имеющая внешние целевые установки, а также внутренняя оперативная эффективность;

- оценка итогов реализации стратегии;

- определение резервов повышения эффективности реализации стратегии.

На первом этапе важно оценить качество самой Стратегии социально-

экономического развития субъекта Российской Федерации как документа стратегического планирования, определяющего приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период3.

Целесообразно ввести понятие «стратегических параметров развития и функционирования социально-экономической системы региона». В системе стратегического планирования среди целевых показателей развития региона можно выделить управляющие и управляемые параметры. При этом управляющие параметры во многом будут определять характер развития системы по всем основным аспектам ее деятельности. Изменение стратегических параметров должно приводить к таким последствиям, которые, с точки зрения органов управления системой, являются важными, существенными или потенциально могут оказаться таковыми. В то же время понятия «результативность» и «значимость» различных параметров у разных систем отличаются вследствие определенной внутренней структуры системы, собственных целей и интересов, совокупности определенных внешних требований к качеству ресурсов, совокупности связей с внешней средой и т.п. Поэтому значимость изменений необходимо оценивать не вообще, а в интервале. Параметры развития социально-экономической системы региона могут переходить в ранг стратегических в зависимости от изменений условий ее функционирования. Важными признаками стратегических параметров следует считать их управляемость и возможность выбора. Достаточно сложно определить группу стра-

3 О стратегическом планировании в Российской Федерации: Фед. закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ [Электронный ресурс]. Гарант: информ.-прав. портал. URL: http://base.garant.ru/70684666.

тегических параметров, тем не менее центральное место должны занимать показатели, характеризующие потенциал социально-экономической системы.

Эффективность Стратегии как документа во многом определяется обоснованностью и проработанностью следующих аспектов:

1) концептуального - насколько раскрыто содержание того, что надо делать;

2) временного - каковы сроки реализации, а также последовательность осуществления управленческих функций;

3) ресурсного - какие и в каком количестве необходимо использовать средства;

4) технологического - способы достижения результата;

5) организационно-управленческого - наличие целевой системы управления, которая предполагает выработку способов и методов адаптации объекта управления - региона - к постоянным изменениям как в самом регионе, так и во внешней по отношению к нему среде.

Поэтому в качестве важнейшего направления реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации определено «укрепление системы стратегического управления региональным развитием, обеспечивающим повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей»4. В соответствии с этим Стратегия 2020 Чувашской Республики как комплексный документ разрабатывалась для того, чтобы5:

1) обеспечить усиление взаимосвязи и согласованности между долгосрочными приоритетами развития и осуществлением мер среднесрочной и краткосрочной социально-экономической политики;

2) сформировать основу для совместных действий органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общественных организаций;

3) обеспечить согласованность действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Чувашской Республики в решении стратегически важных проблем социально-экономического развития.

Анализируя итоги реализации стратегии, важно оценить стратегическую (внешнюю) эффективность реализации стратегии и оперативную (внутреннюю) эффективность реализации стратегии.

Стратегическая (внешняя) эффективность реализации стратегии региона позволяет оценить место региона в национальной экономике и его позицию в территориальном разделении труда, которые были достигнуты вследствие реализации выбранной стратегии, и включает следующие направления:

- определение степени разрыва между реальной и желаемой стратегической позицией региона. Главный вопрос стратегического планирования -каким должен стать регион, исходя из существующих и будущих условий и целей развития, а также в зависимости от усилий, затрачиваемых на их изменение. Поэтому важно оценить качество и результат переходного процесса из существующего состояния в желаемое (каковы слабые стороны стратегического потенциала региона, какие мероприятия по их преодолению разработаны, степень выполнения этих мероприятий и т.д.);

- выявление причин, условий и факторов, препятствующих достижению желательных свойств и целей региональной социально-экономической системы;

4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ: офиц. сайт. URL: http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/strategicplannin.

5 О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года: закон Чувашской Республики от 04.06.2007 г. № 8 (с изм. от 25.09.2008 г., 27.02.2010 г., 05.12.2011 г.) [Электронный ресурс] // Минэкономразвития Чувашии: офиц. сайт. URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=24&id=309805.

- оценка конкурентных преимуществ региона, полученных в результате реализации стратегии, и оценка их значимости для стратегического успеха;

- оценка степени реализации региональных интересов за счет реализации стратегии.

Оперативная (внутренняя) эффективность реализации стратегии региона определяет эффективность использования стратегического потенциала для достижения поставленных стратегических целей и задач регионального развития и включает:

- определение степени достижения стратегических целей путем сравнения запланированных результатов и полученных на данном этапе реализации стратегии;

- оценку количественных показателей эффективности реализации стратегий, которые рекомендованы в документах Министерства регионального развития РФ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (Приказ Министерства регионального развития РФ от 27.02.2007 г. № 14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ»; Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 10.05.2012 г. № 180 «Об утверждении Методики оценки эффективности государственных программ» и т.п.). Главное требование к количественным показателям - они должны рассчитываться по методикам, принятым международными организациями, а также должны определяться на основе данных государственного статистического наблюдения;

- оценку качественных показателей эффективности реализации стратегии на основе анализа влияния результатов стратегии на социальное развитие региона, объединенных в три группы: организационные (характеризующие состояние сферы управления), социально-психологические (характеризующие состояние степени удовлетворенности населения территории), маркетинговые (узнаваемость территории, региональные бренды и т.п.).

Выбор конкретного вида критерия (экономический, социальный, экологический, научно-технический, рыночный и т.п.), характеризующего степень достижения целей, будет определяться особенностями экономической ситуации и наличием соответствующей информационной базы.

Завершается оценка эффективности реализации стратегии региона выявлением резервов ее повышения.

Результаты оценки эффективности реализации стратегий регионов служат основой для оптимизации управленческих решений, принимаемых на всех уровнях государственной власти, а также для разработки рекомендаций относительно совершенствования самих стратегий для более полного достижения стратегических целей развития региона и разработки новых стратегий.

Таким образом, полная, достоверная и своевременно проведенная оценка стратегий региона и эффективности их реализации в разрезе стратегического и оперативного аспектов позволяет вовремя определить их слабые стороны и разработать рекомендации относительно мероприятий по их осуществлению с учетом требований и изменений стратегической среды.

МОРОЗОВА НАТАЛИЯ ВИТАЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (morozovanw@maii.ru).

MOROZOVA NATALIA - candidate of economics sciences, associate professor of Regional Economy and Enterprise Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

БОНДАРЕНКО НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (bondarenko-nataiia@maii.ru).

BONDARENKO NATALIA - candidate of economics sciences, associate professor of Regional Economy and Enterprise Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.