Научная статья на тему 'Подходы к оценке эффективности расходов федерального бюджета на высшее образование'

Подходы к оценке эффективности расходов федерального бюджета на высшее образование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВ / РАСХОДЫ НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FEDERAL BUDGET / EFFICIENCY OF EXPENDITURES / EXPENDITURES ON HIGHER EDUCATION / STATE PROGRAMS / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитоненко Лидия Богдановна,

В данной статье приведены результаты анализа расходов федерального бюджета на высшее образование в 2014-2018 гг. Особое внимание автором уделено рассмотрению подходов к определению понятия «эффективности бюджетных расходов». В условиях программного характера бюджетных расходов отмечена необходимость изучения текущих результатов реализации государственной программы «Развитие образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE EVALUATION OF EFFICIENCY OF FEDERAL BUDGET EXPENDITURES ON HIGHER EDUCATION

This article presents the results of the analysis of federal budget expenditures on higher education in 2014-2018. Special attention is paid to the consideration of approaches to the definition of "efficiency of budget expenditures". The need to study the current results of the implementation of the state program "Development of education" was noted in the context of the programmatic nature of budget expenditures.

Текст научной работы на тему «Подходы к оценке эффективности расходов федерального бюджета на высшее образование»

УДК 336.5

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Харитоненко Лидия Богдановна, студентка (e-mail: lidia.fef@yandex.ru) Научный руководитель - Балынин Игорь Викторович, старший преподаватель Департамента общественных финансов

(e-mail: igorbalynin@mail.ru)

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия

В данной статье приведены результаты анализа расходов федерального бюджета на высшее образование в 2014-2018 гг. Особое внимание автором уделено рассмотрению подходов к определению понятия «эффективности бюджетных расходов». В условиях программного характера бюджетных расходов отмечена необходимость изучения текущих результатов реализации государственной программы «Развитие образования».

Ключевые слова: федеральный бюджет, эффективность расходов, расходы на высшее образование, государственные программы, высшее образование.

В современных условиях роль образования постоянно возрастает, что обусловлено мировой тенденцией по переходу к экономическим системам, основанных на знаниях. Так, человеческий капитал становится самым ценным ресурсом и образуется преимущественно за счет стабильных вложений в высшее образование. При этом постоянно повышается спрос на высококвалифицированных специалистов в стране, который также можно удовлетворить посредством эффективной системы высшего образования.

Именно высшее образование является основой для развития инноваций и технологий в стране, которые способны стимулировать экономический рост государства. При этом расходы государства на образование позволяют добиться не только экономического, но и социального эффекта. Например, получение высшего образования индивидом влияет на его социальный статус. Эффект от расходов на высшее образование возникает по истечению определенного периода. Окупаются данные затраты в течение нескольких производственных циклов.

В свою очередь, ограниченность бюджетного источника средств финансового обеспечения высшего образования в стране ставит задачу оценки эффективности расходов на данную сферу.

Следует отметить, что в настоящее время нет единой методики, устанавливающей показатели для оценки эффективности бюджетных расходов на финансовое обеспечение высшего образования. Проведенный анализ зарубежной и отечественной литературы выявил отсутствие единого похода в

токовании понятий «эффективности» и «эффективности бюджетных расходов». Одни экономисты характеризуют данное понятие через соотношение затрат и результатов (Виричев А.О., Румянцева Е.Е.), другие - через сопоставление результатов и целей (Придачук М.П.). Есть и исследователи, приравнивающие данное понятие к результативности (Осипов А.К.). В то же время в Бюджетном кодексе Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств. В нем эффективность рассматривается в виде достижения заданных результатов.

Рассматривая расходы федерального бюджета на высшее образование за последние пять лет, стоит отметить, что они не имели устойчивого роста (рис. 1). В 2015 г. было отмечено их сокращение. Однако в последующий трехлетний период динамика была положительной, а в 2018 году зафиксирован существенный рост. В исследуемом периоде темп прироста составил 6,35%, что в абсолютном размере соответствовало увеличению на 29,34 млрд руб. с учетом инфляции.

При этом необходимо отметить, что в 2019-2020 гг. ожидается также ежегодное увеличение расходов на высшее образование. Обосновано оно реализацией стратегии инновационного развития государства, исполнением майских указов, реализацией национальных проектов «Образование» и «Наука». Так, указом Президента Российской Федерации была установлена задача по вхождению не менее 5 российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов к 2020 г. [1]. Для её реализации требуются существенные финансовые вложения в сферу высшего образования.

12,00 10,00 8,00 6,00 4,00 2,00 0,00 -2,00

^■Расходы на высшее образование с учетом инфляции, млрд руб. • Цепные темпы прироста с учетом инфляции, %

Рисунок 1 - Расходы федерального бюджета на высшее образование

в 2014-2018 гг. с учетом влияния инфляции Источник: составлено и рассчитано на основе данных Росстата [4]

и Казначейства России [3].

500,00 480,00 460,00 440,00 420,00 400,00 380,00

10,61

-0,43

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Объем средств федерального бюджета, направляемый на финансовое обеспечение высшего образования, ограничен, в связи с чем необходим поиск возможных путей максимально эффективного их использования. В этом контексте следует отметить, что об эффективности расходов на развитие сферы высшего образования можно судить по социальным результатам от предоставления государственных услуг населению страны. Различные реформы проводились в системе образования с целью достижения непосредственно эффективности самих образовательных услуг, умножения знаний и навыков, поучаемых их потребителями. Так, эффективность высшего образования может быть охарактеризована такими параметрами как удовлетворенность работодателями профессиональными навыками выпускников вузов; удовлетворенность студентов, качеством предоставляемых им образовательных услуг; количество разработанных учреждением и коммерциализированных продуктов.

Эффективность бюджетных расходов включает в себя качественную и количественную составляющие. Так, качественная проявляется в достижении заданных качественных характеристик, определенных на этапе бюджетного планирования. Количественная - в достижении количественного результата с последующим его сопоставлением с совокупностью результатов аналогичных действий.

Оценка эффективности бюджетных расходов на высшее образование может быть реализована посредством анализа деятельности учреждений высшего образования. По мнению автора, примером качественного показателя может быть процент трудоустроившихся выпускников в первый год после окончания обучения, а количественным - численность студентов на начало учебного года. Данные показатели входят в число параметров мониторинга вузов, реализуемого Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

По итогам проведенного анализа следует отметить преимущественное формирование расходной части федерального бюджета на высшее образование на основе программно-целевого принципа. Так, по данным рис. 2 видно, что более 77% данных расходов осуществляются в рамках реализации государственной программы (далее - ГП*) Российской Федерации «Развитие образования».

В связи с этим оценку эффективности расходов бюджета на высшее образование следует осуществлять и на основе изучения результатов реализации соответствующих государственных программ. Применяемый метод программно-целевого финансирования предполагает распределение средств бюджета в соответствии с программами, сформированными для достижения ряда социально-экономических задач. Так, средства из бюджета направляются на осуществление совокупности мероприятий, по итогам осуществления которых ожидается достижение социально значимых результатов. Соотношение плановых значений целевых показателей с фактическими позволяет оценить эффективность бюджетных расходов.

2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г.

ш

0%

20% 40% 60%

ПР ^ - в том числе по ГП*

80%

100%

НПР

Рисунок 2 - Программные (ПР) и непрограммные (НПР) расходы федерального бюджета на высшее образование Источник: составлено и рассчитано на основе данных Казначейства России [3]

При этом до 2017 г. расходы по государственной программе «Развитие образования» по подразделу расходов «Высшее образование» (рис. 3) были представлены расходами по подпрограмме «Реализация образовательных программ профессионального образования» и расходами по Федеральной целевой программе развития образования (на 2011-2015 гг., 2016-2020 гг.).

Федеральная целевая программа развития образования, млрд руб.

Подпрограмма "Реализация образовательных программ профессионального образования", млрд руб.

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Рисунок 3 - Структура расходов федерального бюджета на высшее образование по государственной программе «Развитие образования» Источник: составлено и рассчитано на основе данных Казначейства России [3]

Рисунок 4 - Основные реализованные целевые показатели подпрограммы «Реализация образовательных программ профессионального образования»

и степень их исполнения в 2017 г. Источник: составлено и рассчитано на основе данных Портала государственных программ Российской Федерации [5]

Ежегодно большая часть средств федерального бюджета, направленного на поддержание и развитие высшего образования, приходилась на подпрограмму «Реализация образовательных программ профессионального образования» (более 75% от объема расходов на высшее образование). Оценка эффективности реализации данной подпрограммы может быть осуществлена на основе анализа достижения установленных целевых показателей, основные из которых отображены на рисунке 4.

Степень достижения целевых показателей подпрограммы определяет эффективность её реализации. Так, в 2017 г. среди 25 целевых показателей подпрограммы только 4 не были достигнуты, в то время как по 17 степень выполнения превышала 100%. Перечень невыполненных показателей приведен на рисунке 5.

Рисунок 5 - Невыполненные целевые показатели подпрограммы «Реализация образовательных программ профессионального образования» и степень их реализации в 2017 г. Источник: составлено и рассчитано на основе данных Портала государственных программ Российской Федерации [5]

В целом, можно сказать о достижении заданных результатов реализации государственной программы «Реализация образовательных программ профессионального образования». Однако для того чтобы сделать обоснованный вывод об эффективности, необходимо осуществить сравнение планового и фактического объема затраченных бюджетных средств.

На основе проведенного анализа следует сделать вывод о том, что в последние годы происходило увеличение расходов федерального бюджета на высшее образование. Однако несмотря на проведенные мероприятия и наличие достижений ряда целевых показателей в сфере образования, а также учитывая цели дальнейшего развития системы высшего образования, необходимо обеспечивать эффективность расходов федерального бюджета.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129346/ (дата обращения: 20.11.2019).

2. Балынин И.В. Высшее образование в Российской Федерации: проблемы, перспективы и тенденции развития // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 7-12.

3. Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации - Режим доступа: http://roskazna.ru/ (дата обращения: 20.11.2019).

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.11.2019).

5. Портал Государственных программ Российской Федерации - Режим доступа: https://programs.gov.ru (дата обращения: 20.11.2019).

Kharitonenko Lidia Bogdanovna, student (e-mail: lidia.fef@yandex.ru)

Supervisor - Balynin Igor Victorovich, senior lecturer of Department of public finance (e-mail: igorbalynin@mail.ru)

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia APPROACHES TO THE EVALUATION OF EFFICIENCY OF FEDERAL BUDGET EXPENDITURES ON HIGHER EDUCATION

Abstract. This article presents the results of the analysis of federal budget expenditures on higher education in 2014-2018. Special attention is paid to the consideration of approaches to the definition of "efficiency of budget expenditures". The need to study the current results of the implementation of the state program "Development of education" was noted in the context of the programmatic nature of budget expenditures.

Keywords: federal budget, efficiency of expenditures, expenditures on higher education, state programs, higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.