ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (на примере регионального вуза)
УДК 37
Раиса Николаевна Азарова
Заведующая кафедрой региональных систем управления качеством образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС», доктор педагогических наук, профессор Тел.:8(926) 3202335 Эл. почта: [email protected]
Владимир Александрович Половинка
Преподаватель филиала РГГУ в г. Георги-евске
Тел.:8(905) 4901116
Эл. почта:[email protected]
В данной статье раскрывается процесс формирования инновационной деятельности в региональном вузе как части региональной образовательной системы, функционирующей в условиях нового качества образования. Структурно-содержательные особенности инновационной деятельности, представленные в контексте развития педагогического менеджмента в условиях регионального вуза, являются методологическим основанием для дальнейшего развертывания рассматриваемой научной проблемы на достижение нового качества образования российских вузов.
Кпючевые слова: деятельность, инновационная деятельность, качество образования, региональное образование, компе-тентностный подход.
Raisa Nikolaevna Azarova
PhD in Pedagogical sciences, professor, the head of the chair of the regional control systems of education quality of Research centre for the problems of quality in specialists' training of National University of Science and Technology "MISIS". Tel.: 8(905) 4901116 E-mail: [email protected]
Vladimir Aleksandrovich Polovinka
Lecturer, the Georgievsk branch of Russian State University for the Humanities (RSUH) Tel.: 8 (905) 4901116 E-mail:[email protected]
APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION AS THE CONDITION OF IMROVING THE QUALITY IN EDUCATION (ILLUSTRATED BY REGIONAL UNIVERSITY)
The process of formation of innovative activity at a regional university as part of the regional education system functioning in conditions of new education quality is reviewed in the article. Structural and content features of innovative activity presented in the context of the development of pedagogical management at a regional university are the methodological reasons for the further disclosure of this problem to achieve of new education quality of Russian Institutes of higher education.
Keywords: activity, innovative activity, education quality, regional education, competence approach.
1. Введение
Актуальность данной статьи определяется тем, что инновационному характеру деятельности современных вузов соответствует процесс интеграция российского образования в европейское образовательное пространство в контексте Бо-лонских соглашений (как стремление к международному согласованию принципов построения систем образования). Данный процесс обусловлен необходимостью совершенствования качества образования на уровне региональных вузов, выступающих интеграционными региональными центрами образования, культуры и науки как центры качества.
Согласно Национальной доктрине образования в РФ, Закону «Об образовании», Концепции модернизации российского образования «главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
Переход к высоким образцам и нормам качества образования, как главный целевой ориентир современных образовательных реформ в России, поставил вопрос об эффективном развитии региональных вузов как систем качества, в рамках которых именно вузы могут выступать аккумуляторами качества регионального образования, выполняя при этом роль ресурсных центров развития непрерывного профессионального образования в регионе. Деятельность по достижению такого качества является сутью инновационной деятельности.
2. Инновационная деятельность как специфический вид человеческой деятельности
Прежде всего необходимо более четко определить, что имеется в виду под термином «деятельность». В данной статье термин «деятельность» используется в строгом значении, зафиксированном в отечественной теории деятельности А.Н.Леонтьева [6]. Деятельность, согласно этой теории, - это активный, целенаправленный вызвавшей его потребности процесс, который имеет предметное, психологическое содержание (предмет, способы, результат) и структуру, в составе которой - действия и операции.
Особенно важно при рассмотрении инновационной деятельности (ИД) в строгом деятельностном контексте обратить внимание на ее общедеятельностную, сущностную характеристику - предметность, где предмет деятельности определяет то, на что направлена эта деятельность, что является ее содержанием как ответ на вопрос, что исследуется, например, инновационная деятельность. Согласно А.Н.Леонтьеву, непредметной деятельности не бывает - деятельность по определению имеет предмет. В рассматриваемой нами инновационной деятельности мы выделяем предметное содержание, в качестве которого выступают инновационные действия.
Важными элементами в психологическом содержании деятельности является ее продукт и результат. Если продукт ИД - это то, в чем воплощается, объективируется эта деятельность, то результатом является ее следствие, то есть то, что получилось в результате ее освоения.
Содержательное наполнение термина «инновационная деятельность» сопряжено с понятием «деятельность», суть которой заключается в развивающихся во времени процессов и способов их организации в принятии разного рода решений (управленческих, инновационных, социально- и психолого-педагогических и пр.). Понимая при этом инновацию как новшество (от лат. 1ппоуа1о - обновление или улучшение) [5], и развивая ее в вузе, она (инновационная деятельность (на уровне регионального вуза) может быть рассмотрена как процесс создания условий (организационно-управленческих, структурно-компонентных, социально-психолого-педагогических) для наиболее полного достижения целей, ориентированных на совершенствование качества образования в условиях современных реформ.
Сопоставление категорий «деятельность» и «инновационная деятельность» позволяет зафиксировать, что продуктом ИД является, как известно, совокупность полученных новых знаний, фиксированных либо в материальной форме (изделия, аппаратура, компьютерные программы), либо в форме текста, доклада, проекта, диссертации и т.д. Результат же процесса обучения в настоящее время трактуется как компетентность.
При рассмотрении понятия педагогическая организация инновационной деятельности управление отличается конкретным содержанием, формами и способами воздействия на объект. С позиции теории управления следует обратить особое внимание на понятие «деятельность». Инновационную деятельность осуществляют субъекты образовательного процесса (преподаватели, студенты, структурные сотрудники и т.д.), а региональный вуз со всем его потенциалом выступает как комплексный ресурс этой деятельности, учитывающий интересы внешней среды. Реализация инновационной деятельности требует от всех участников образовательного процесса развития их ключевых компетентностей, что способствует повышению уровня развития личности для успешной жизни (уверенность в себе, личные достижения, самореализация, саморазвитие), способности и готовности осуществлять продуктивную деятельность на благо развития всего региона.
На этом основании можно отметить, что инновационная деятельность регионального вуза, как части региональной образовательной системы (далее РОС), рассматриваемая в статье в качестве базового понятия, погружена в сложную социально-педагогическую систему, связанную с другими сферами жизнедеятельности региона (правовой, экономической, управленческой, технологической, социальной и т.д.). С этих позиций инновационная деятельность может выступать как регулятор социального взаимодействия в регионе на основе требований качества.
3. Качество образования как основа организации инновационной деятельности в вузе
Вопросы качества широко рассматриваются разными авторами (Байден-ко В.И., Ильенкова С.Д., Селезнева H.A., Субетто А.И. и др.). Применительно к нашему рассмотрению наиболее полную характеристику категории качества
№2, 2011
дает H.A. Селезнева применительно к вузу: качество - сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам) [10].
Для решения этой задачи необходимы структурные, содержательные, технологические изменения образовательного процесса, которые задают основные параметры качества образования и определяют конкурентоспособность, как регионального вуза, так и его выпускников. Это обуславливает некоторые особенности содержания и структуры инновационной деятельности для дальнейшей их адаптации в вузах:
- учет педагогических достижений российской высшей школы и требований международных стандартов;
- отражение условий конкуренции региональных образовательных систем и требований регионального рынка труда;
- предполагаемое широкое участие профессорско-преподавательского состава вуза во всех процессах, связанных с инновационной деятельностью.
Таким образом, в нашем понимании, инновационная деятельность регионального вуза как система качества должна строиться на новых методологических основаниях, сущностными характеристиками которых являются:
- принятие к руководству реальных, конкретных и контролируемых требований, определяющих уровень качества образования в вузе и РОС;
- адекватность и соответствие форм, методов и средств организации учебного процесса, в рамках которых осуществляется инновационная деятельность, принятым требованиям к качеству образования;
- комплексность и целостность отдельных компонентов инновационной деятельности, обеспечивающих высокий результат образования (обучения, воспитания и развития);
- наличие эффективного инструментария для оценки достижений качества, как всего вуза в целом, так и субъектов образовательного процесса в частности;
- высокая степень прозрачности, свободный выбор альтернативных методов и форм организации образовательного процесса на основе учета индивидуальных образовательных потребностей студентов регионально-
го вуза.
Выделенные таким образом сущностные характеристики инновационной деятельности могут являться основополагающими для определения педагогической организации инновационной деятельности в вузе.
При разработке способов организации инновационной деятельности мы также учли основные подходы к теории управления, отмеченные В.П. Симоновым: структура управления; процесс организации какой-либо деятельности; управление персоналом [11].
В данном контексте рассмотрения, система управления в учреждениях высшего профессионального образования (равно как и в других образовательных учреждениях разного типа и уровня) понимается нами как педагогический менеджмент. Учитывая, что менеджмент трактуется как умение достигать поставленной цели в организации любой деятельности, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, педагогический менеджмент можно представить как «... комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности» [там же, с.3].
Исходя из вышеизложенного и проецируя данный подход (педагогический менеджмент) на организацию инновационной деятельности регионального вуза, уточним, что в вузе структурой управления выступают компоненты и структурообразующие факторы: процесс организации (подразумевает инновационную деятельность) и управление персоналом (работа с педагогическими кадрами), направленные на организацию педагогической деятельности. Это нам позволяет правомерно выйти на понятие «педагогическая организация инновационной деятельности в региональном вузе», не отменяя при этом понятие «управление» в строгом его понимании.
4. Двухуровная модель организации инновационной деятельности в вузе (на примере регионального вуза)
Прежде чем в вузе разрабатывать программу организации инновационной деятельности (на примере регионального вуза), предлагаем разработанную в статье двухуровневую модель ее организации (рис. 1 и 2), включающую следующие уровни: институциональный и региональный.
Первый уровень (институциональ-
ный) - модель педагогической организации инновационной деятельности (на примере регионального вуза), который включает: цели педагогической организации ИД, деятельность преподавателя, деятельность студента, результат достижения нового качества образования.
Второй уровень (региональный) представлен многофункциональной моделью развития инновационной деятельности в РОС, включающий инновационную деятельность в учреждении высшего профессионального образования как системы качества и основные направления формирования системы опережающего инновационного образования в региональной образовательной системе в целом.
Представим данные уровни в виде рисунков (Рис. 1 и 2).
Таким образом, представление инновационной деятельности в данном контексте позволили нам определить совокупность педагогической организации эффективной инновационной деятельности студентов в региональном вузе. В качестве такой организации мы приняли следующую совокупность, разделив ее на три группы:
1) Педагогическая организация, обусловленная и детерминированная совокупностью форм, методов и средств образования для целенаправленной организации инновационной деятельности: учет личностных особенностей самого педагога и развитость его профессионального потенциала; осуществление целенаправленной рефлек-
сии педагогической деятельности с целью развития профессиональных качеств при организации инновационной деятельности студентов вуза; систематическое самообразование педагогов по организации инновационной деятельности студентов вуза.
2) Педагогическая организация, обеспечивающая субъектно-субъект-ные отношения как модель эффективных отношений в процессе организации инновационной деятельности студентов вуза: реализация сотрудничества в организации инновационной деятельности студентов вуза; отношение к инновационной деятельности как фактору профессионально-личностного становления.
3) Педагогическая организация, основанная на системном подходе к развитию инновационной деятельности: целеполагание, предполагающее постановку и реализацию цели организации инновационной деятельности за счет выбора наиболее приемлемых средств, содержания и форм работы в вузе; организация инновационной деятельности в вузе как процесс планирования мероприятий и принятия решений на уровне региональной образовательной системе как системе качества; рефлексия как контроль и обратная связь, основанные на анализе инновационной деятельности студентов вуза с целью ее корректировки и прогнозирования для качественного развития всей РОС.
5. Заключение
В контексте данной статьи нами сделан акцент на поиске подходов по орга-
низации инновационной деятельности регионального вуза и выявлении тех ее особенностей, которые связаны с реализацией в практике российского образования деятельностного подхода в целом. Эта проблема тесно связана с задачей формирования готовности как преподавателя, так и студентов высшей школы к овладению теми компетенциями, среди которых важная роль принадлежит именно инновационной деятельности (проективной компетенции), что предполагает владение определенными предметными знаниями педагогами, методологии, умение включаться в инновационную работу и пр.
Практика исследования организации инновационной деятельности обусловлена необходимостью совершенствования педагогического процесса в вузе, развернутого в образовательном творческом пространстве с ситуациями педагогического менеджмента, сопровождения и сотрудничества преподавателя и студентов. Эти проблемы могут быть решены при условии, если:
- формирующаяся парадигма образования является парадигмой будущего, а инновационная культура, обращенная к «вершинным смыслам и ценностям» [3], будет реализовываться в единстве самовыстраивания преподавателем своих характеристик и инновационных педагогических процессов;
- в педагогическом проектировании ситуаций, явлений, процессов, систем преподаватель исходит из понимания сущности, содержания и структуры го-
УРОВЕНЬ: 1
Рис. 1. Модель педагогической организации инновационной деятельности (ИД)
Рис. 2. Многофункциональная модель развития инновационной деятельности в РОС
товности к инновационной деятельности, а педагогический процесс строится с учетом уровней компетентности студентов в теории и практике ИД;
- самостоятельная работа студентов будет развертываться как индивидуальная траектория движения в образовательном пространстве педагогического процесса;
- сотворческие и сотруднические отношения преподавателей и студентов будут стимулировать работу над технологическими проектами как личностно значимым, «живым» построением знаний;
- в процессе мониторинга, при измерении готовности будущего специалиста к инновационной деятельности на разных ее этапах будет учитываться преимущество «приращения новых знаний, умений, действий практико-ориен-тированного характера» с последующей постановкой задач по освоению культуры этой деятельности.
Таким образом, общие черты педагогической организации инновационной деятельности, выделенные в данной статье как прогнозные, могут в дальнейшем быть рассмотрены в качестве необходимых условий для дальнейшего развития этой деятельности в вузе, ориентированного на достижение нового качества региональной образовательной системы.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ:
Качество - ряд системно-социальных свойств и характеристик, которые определяют соответствие (адекват-
ность) системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам.
[Примечание: в системе высшего профессионального образования качество понимается как:
а) сбалансированное соответствие образования (какрезультата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам); системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств, (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как образовательной системы);
б) динамическое соответствие современным запросам со стороны всех заинтересованных субъектов - непосредственных и опосредованных заказчиков, в первую очередь, учащихся и их родителей, местного сообщества, работодателей, государства; адекватность содержания образования современным непрерывно развивающимся и изменчивым рыночным социальным условиям (5)].
Компетентностный подход - подход, акцентирующий внимание на результате образования.
Непрерывное образование - стадийный и целостный в своих элементах по-жизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и ее всестороннее развитие и обогащение духовного мира.
[Примечание:
а) непрерывное образование - многоступенчатая модель научно-исследовательской, научно-методической и научно-образовательной деятельности образовательной системы, которое расширяет возможности образовательных учреждений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышении гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов для различных сфер профессиональной деятельности с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда, достижении ресурсной экономии в сочетании с оптимизацией образовательного процесса профессиональной подготовки (из опыта регионов);
б) основные этапы непрерывного образования:
- обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, детско-юношеское образование;
- учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, образование взрослых ^Доклад международной комиссии ЮНЕСКО, 2005]
Образовательная система - совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления об-
№2, 2011
6
разованием и подведомственных им учреждений и организаций» (ст. 8 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ).
Регион - это часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Он представляет собой целостную, пространственно-организованную форму жизнедеятельности социума. Содержанием данной формы является взаимодействие субъектов в процессе воспроизводства условий жизнедеятельности; материально-вещественные факторы, а также количественные и качественные показатели, характеризующие уровень социально-экономического развития.
Региональная образовательная система - это подсистема государственной образовательной системы, включающая в себя совокупность учреждений (дошкольного, общего школьного, профессионального (начального, среднего, высшего), дополнительного образования, учреждения повышения квалификации, органы управления образованием и другие образовательные системы), расположенных в конкретном регионе и развивающейся на основе интеграции (определение авторов статьи).
Литература
1. Азаров А.И. Социальное партнерство в деятельности современных сельских образовательных учреждений: проблемы и решения. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2007. - 12 с.
2. Азаров А.И., Азарова Р.Н. Учет потребностей заинтересованных сторон как социокультурная норма проектирования образовательного процесса в вузе. - М.: Федеральный институт по образованию РФ, Инновационный фонд подготовки кадров, ГТУ «Московский институт стали и сплавов», - 2007. - 10 с.
3. Ахметова М.Н. Становление готовности к проектированию и реализация педагогических технологий». Дисс. д. пед.н., 13.00.01, М. 2006.
4. Зенич Н.Ю., Тимофеева Ю.А.. Анализ результатов инновационной деятельности образовательных учреждений региональной системы образования. Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по образованию. [В Интер-
нете] 2008 г. [Цитировано: 22 июля 2010 г.] http://petersburg-edu.ru/?page=238.
5. Краткий словарь современных понятий и терминов (3-е изд., дораб., и доп./Н.Т.Бунимович и др. Сост., общ. ред. В.А.Макаренко. — М.: Республика, 2000, с.201.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность.- М., 1975.
7. Панасюк В.П. Системное управление качество образования в школе / Под науч. ред. А.И. Субетто. Изд. 3. -СПб - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 239 с.
8. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Изд. 5-е, стереотип. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 95 с.
9. Селезнева Н.А. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России. Концепции и предложения. - М. - Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. -36 с.
10. Селезнева Н.А. Система обеспечения качества и управления качеством высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) как главные объекты комплексного исследования и модернизации. Доклад в слайдах. Издание 2-е. Комплекс «Проблемы качества образования». - М. - Уфа: 2004. - 42с.
11. Симонов В.П. Педагогический менеджмент.- М.: 1997.
12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Ши-янов Е.Н.; Под ред. В.А. Сластенина. -Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.: Издательский центр "Академия", 2002.
13. Субетто А.И. Система управления качеством в вузе (модель) / Под науч. ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. Изд. 2-е. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - 25 с.
References
1. Azarov A.I.Social partnership in activity of modern rural educational institutions: problems and decisions. - М: the Research centre of problems of quality of preparation of experts. - 2007. - 12 with.
2. Azarov A.I., Azarova R. N. The account of requirements of interested par-
ties as f sociocultural norm of designing of educational process in high school. -M: Federal institute of the Russian Federation by training, Innovative fund of a professional training, TTÓ «the Moscow institute of a steel and alloys», - 2007. -10 with.
3. Zenich N.J., Timofeeva U.A. The Analysis of results of innovative activity of educational institutions of a regional education system. The government of St.-Petersburg. Committee by training. [On the Internet] 2008 [It is quoted: on July, 22nd, 2010] http://petersburg-edu.ru/ page=238.
4. The short dictionary of modern concepts and terms (3 pub., proc., and add/./ N.T.Bunimovich, etc. Comp., gen/ addit. VA. Makarenko. — M: republic, 2000, c.201.
5. Leontjev A.N. Activity. Consciousness, the Person. - M, 1975.
6. Panasuk V.P. System management of quality formation at school / Under scient .edd. A.I.Subetto. Edit.. 3. - SPb -M: the Research center of problems of quality of preparation of experts, 2000. -239 p..
7. Selezneva N.A. Quality of higher education as object of system research. Edit.. 5, a stereotype. - M: the Research center of problems of quality of preparation of experts, 2005. - 95 p.
8. Selezneva N.A. Complex rural educational systems as perspective models for revival and development of rural society in Russia. Concepts and offers. - M -the Research center of problems of quality of preparation of experts, 2008. - 36 p.
9. Selezneva N.A. System of maintenance of quality and higher education quality management on specialities (preparation directions) as the main objects of complex research and modernization. The report in slides. The edition 2. A complex «Problem of quality of formation». - M -Ufa: 2004. - 42c.
10. Simonov VP. Pedagogical of management. - M: 1997.
11. Slastenin V. A, Isaev I.F., Shijanov E.N.; Under the editorship of VA. Slastenin. - The manual for the students of higher pedagogical. schools. / M: Publishing center "Academy", 2002.
12. Subetto A.I. The system of quality control in high school (model) / Under scientific edition N.A.Selezneva and A.I. Subetto. Edit.. 2. - M: the Research center of problems of quality of preparation of experts, 2003. - 25 with.