Научная статья на тему 'Подходы к организации инновационной деятельности образовательной организации в российской и зарубежной практике'

Подходы к организации инновационной деятельности образовательной организации в российской и зарубежной практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2131
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ИННОВАЦИЯМИ / FOREIGN EDUCATIONAL SYSTEM / STRATEGY OF DEVELOPMENT OF EDUCATION / INNOVATIONS IN EDUCATION / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Валерий Николаевич

В статье рассмотрены общие принципы организации и направления инновационной деятельности образовательных организаций. Проведен анализ инноваций в образовательных системах России и нескольких зарубежных стран, который позволил установить ключевые направления инновационного поиска. Определена глобализационная основа изменений, детерминирующая направления инноваций в системах образования различных стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF EDUCATIONAL ORGANIZATION IN RUSSIAN AND FOREIGN PRACTICE

In article the general principles of the organization and the direction of innovative activity of the educational organizations are considered. The analysis of innovations in the educational systems of Russia and several foreign countries which allowed to establish the key directions of innovative search is carried out. The globalization basis of changes determining the directions of innovations in education systems of various countries of the world is defined.

Текст научной работы на тему «Подходы к организации инновационной деятельности образовательной организации в российской и зарубежной практике»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Волков Валерий Николаевич,

Комитет по образованию г. Санкт-Петербурга, начальник отдела развития образования, кандидат педагогических наук vvn2000@hotmail.com

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация

В статье рассмотрены общие принципы организации и направления инновационной деятельности образовательных организаций. Проведен анализ инноваций в образовательных системах России и нескольких зарубежных стран, который позволил установить ключевые направления инновационного поиска. Определена глобализационная основа изменений, детерминирующая направления инноваций в системах образования различных стран мира. Ключевые слова:

зарубежные образовательные системы; стратегия развития образования; инновации в образовании; управление образовательными инновациями.

В последние три десятилетия вопросы инновационного поиска образовательных организаций вызывают значительный интерес российских и зарубежных ученых и практиков. Основными аспектами, на которых сосредоточено их внимание, являются:

• источники инновационных идей и практик;

• содержание инноваций;

• роль педагогов и их объединений в развитии инноваций, основы управления инновациями;

• критерии оценки эффективности инновационных практик и их влияния на изменение в детских садах, школах и профессиональных лицеях;

• пути и средства диссеминации лучшего управленческого и педагогического опыта.

Перечисленные направления деятельности, их изучение и анализ играют важную роль, так как позволяют образовательным системам различного уровня поступательно развиваться в соответствии с изменениями общества и экономики.

При рассмотрении вопросов организации инновационной деятельности в образовании в современных условиях важно учитывать не только условия ее осуществления в России и сложившиеся инновационные практики в

образовательных организациях, но и международный опыт в этой сфере. Это представляется важным, так как в глобализирующемся мире процессы в образовании тесно взаимосвязаны и оказывают влияние не только на национальную образовательную систему, в которой они зародились и протекают, но и на другие системы образования ввиду международной кооперации. Это обусловлено природой глобализации, которая представляет собой масштабный, сложный, нелинейный процесс, наиболее существенно проявившийся в конце XX века, хотя на некоторые его признаки философы и социологи обращали внимание с 1950-х годов [4].

В российской педагогической науке ведутся разноплановые исследования по сравнительной педагогике (М.О. Бражник, Б. Л. Вульфсон, Ю.А. Каменская, В.К. Загвоздкин и др.), которые дают представление об образовательных системах разных стран мира. Например, Ю.А. Каменская, анализируя государственную образовательную политику России и европейских стран в 2000-х годах, определила, что происходящие в образовании процессы имеют значительное сходство [6]. При этом анализ различных источников показывает, что в отечественной образовательной практике можно отметить две особенности:

• зарубежный опыт использования современных технологий обучения и управления образовательными системами существенно отличается от внутрироссийских практик;

• лучший, наиболее эффективный мировой опыт используется не широко в практике внутришкольного управления в России, в силу того, что он малоизвестен или из-за того, что в виду ряда обстоятельств он не может быть взят как рабочий инструмент отечественными педагогами и школьными управленцами [2].

Б.Л. Вульфсон, обозначая российскую специфику использования зарубежного опыта, указывает на то, что «проблема соотношения «своего» и «чужого» нигде не «стоит так остро, как в России». При этом дискуссии по этому вопросу «отражают идейное и политическое противоборство, характерное для нынешнего этапа развития нашего общества» [3].

Учитывая эти особенности, изучение международного опыта осуществления инноваций в образовании представляется значимым для поддержки инновационных процессов в российской школе. Следует также отметить рост интереса отечественных ученых и педагогов к зарубежным практикам в условиях активного развития международного сотрудничества в области образования в 2000-х годах. Важно отметить, что выявление и изучение инноваций, пусть даже очень эффективных и результативных, не означает необходимость их немедленного принятия для использования или реализации одновременно во всех образовательных организациях на определенной территории. Очевидно, что какой-то опыт подходит для младших, а не старших школьников или что-то более уместно применить в городских условиях, а что-то в сельских школах, то есть «перенос» инновации следует осуществлять с учетом местного социокультурного контекста [7].

В современном мире наиболее востребован и изучаем опыт систем образования нескольких стран: США, Финляндии, Сингапура и др. В Финляндии, являющейся одним из мировых лидеров в сфере образования, образовательные инновации рассматриваются как фактор обеспечения устойчивого развития страны в условиях растущего влияния глобализационных процессов. Финское образование уже сегодня «строит будущее путем удовлетворения будущих задач и навыков». Это требует особого внимания к вопросам стратегического руководства образовательными организациями и вовлеченности в управление ими различных субъектов, что выводит на первый план для руководителей развитие кооперативного мышления и навыков сотрудничества. Финские ученые и учителя исходят из представления о том, что в XXI веке «компетенции, необходимые для общества и трудовой жизни изменились, требуя новых ценностей и навыков, чтобы соответствовать вызовам будущего». Это, в свою очередь, вызывает необходимость того, что «содержание преподавания, обучения и все практики школы должны периодически пересматриваться и обновляться». При этом должно обеспечиваться развитие каждого участника школьного сообщества на основе саморефлексии личности, проектирования новых учебных планов, повышения разнообразия методов работы и широкого использования использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [13].

Позиции финских специалистов в отношении образовательных инноваций характеризуются комплексным подходом к изменениям педагогического процесса, учитывающим опыт развития национальной системы образования, перспективы и динамику международных трендов. Принципиальной можно считать убежденность финских педагогов в определении учебных планов и программ как инструментов развития личности каждого обучающегося, где важная роль отводится саморефлексии. Подобная позиция находит поддержку государства и регулируется «через постановку основных целей, организацию педагогической поддержки учения, с помощью учебных программ и практики оценивания» [5].

В этом ряду можно привести примеры из образовательной политики Австралии, стимулирующей инновационные процессы в школах и в системе подготовки учителей. Мельбурнская декларация образовательных целей для молодых австралийцев, принятая в 2008 году, провозгласила, что:

• австралийское школьное образование призвано способствовать справедливости и совершенству;

• все молодые австралийцы должны стать успешными учащимися, уверенными и творческими личностями, активными и информированными гражданами.

Достижение этих целей определено как «коллективная ответственность» правительства, школ и семей, воспитателей и самих учащихся, деловых кругов и общества в целом. Исходя из этого для австралийских школ выделены два приоритета: обновление технологий преподавания и обучения, а также развитие инновационного потенциала

обучающихся. Эти приоритеты направлены на поддержку австралийской экономики в международном масштабе. Это обусловлено тем, что образование в Австралии теснейшим образом связано с экономической политикой, «отражая на макроуровне интеграционные и симбиотические отношения, которые возникли между школой и экономикой, в частности в отношении производительности труда и устойчивости развития». Как и в Финляндии, основной акцент в образовательных инновациях современной австралийской школы делается на «наращивании инновационного потенциала» обучающихся через их активную позицию в обучении. Это обеспечивается на основе обновления учебных программ и переосмысления подходов к оценке результативности их освоения учащимися, использования новых технологий в преподавании (например, онлайн-игры, симуляции и др.), а также возможностей «открытого образования», интегрирующего «способы формального школьного обучения и неформального внешкольного обучения». Можно отметить, что приведенные характеристики могут быть даны и изменениям системы образования соседней с Австралией Новой Зеландии. В этой стране учителя также нацелены на продуцирование инноваций, выходя за рамки возможностей школы и обеспечивая доступ к внешним ресурсам, для чего осуществляется коррекция учебных программ и подходов к оценке учащихся, расширяется ИКТ [19]. Такой поиск новых технологий «рассматривается как способ радикального изменения традиционного преподавания и моделей обучения».

Обозначенный подход можно связать с перечнем «навыков XXI века» и с результатами различных «футуристических» исследований. В качестве иллюстрации приведем типологию «навыков XXI века», принятую на Всемирном экономическом форуме 2016 года, которая представлена в таблице 1 [16]:

Таблица 1

Навыки XXI века

Фундаментальные знания Компетенции Личные качества

Грамотность Критическое мышление Любознательность

Математические знания Креативность Инициативность

Естественно-научные знания Навыки коммуникации Настойчивость / Умение довести работу до конца

Компьютерная грамотность Умение работать в коллективе Поведенческая гибкость

Финансовая грамотность Решение проблем Лидерские качества

Культурное развитие Социальная и культурная осознанность

Опрос Qatar Foundation «School In 2030» среди 645 мировых экспертов в области образования, проведенный в 2014 году, показал, что около 50% экспертов определяют в будущем основным источником материалов и практик для обучения в школе образовательные ресурсы Интернета, а 73% оценивают ведущую роль учителя в качестве тьютора, наставника [20].

Возвращаясь к вопросу инноваций в австралийских школах, следует отметить, что, ориентируя поиск на перспективные цели, они решают сегодня сугубо практические инновационные задачи, претворяя в жизнь «модели «смешанного» обучения, при котором оптимально используются очные и виртуальные среды». Примерами такого «смешанного» обучения являются ситуации, в которых «при изучении жизненного цикла лесов, учитель и ученики некоторое время проводят непосредственно в лесу» или «уроки, на которых обучающиеся изучают проблемы глобального потепления на основе сюжетов компьютерных игр, в которых они задействованы как специалисты по спасению планеты от экологической катастрофы». Роль таких изменений в обучении велика, так как, однажды построив в школе процесс обучения на подобных принципах, учителя осознают, что «традиционные методы обучения уже не являются достаточным способом решения образовательных задач» [10].

Для стимулирования учителей к изменениям практик преподавания и обучения в Австралии уделяется особое внимание их профессиональному развитию. Это связано с тем, что именно учителя являются «генераторами» инициатив по улучшению и субъектами-исполнителями государственных инновационных программ в образовании. Для улучшения положения дел предприняты ряд мер:

• расширено влияние авторских инициатив на разработку новых учебных материалов «путем привлечения практикующих воспитателей и учителей к процессу их разработки»;

• выработаны рекомендации по новым принципам финансирования инициатив, позволяющие использовать их оценку для уточнения и совершенствования (это было сделано из-за того, что зависимость финансирования инициатив от краткосрочных циклов оценки не поощряла исполнителей заниматься инновациями, а «переориентировало их на достижение результатов, которые удовлетворяли формальным критериям для получения финансирования») [8].

Конечно, активный инновационный поиск ведется и в одной из крупнейших в мире систем образования - в США, где его разнонаправленность во многом обусловлена как масштабами страны, так и федеральным устройством государства, при котором штаты обладают значительной автономией в области выработки и осуществления образовательной политики. В целом в американском научном сообществе сложилось многоплановое понимание роли инноваций в обучении как средства для решения широкого спектра проблем:

• с их помощью «находятся новые решения или удаляются традиционные барьеры в решении существующих проблем» в преподавании и обучении;

• выявляются «ранее незаметные препятствия в обучении», и их преодоление способствует улучшению процесса обучения и повышению результатов обучающихся;

• определяются и внедряются новые возможности для улучшения учебного процесса на основе «предоставления новых, более эффективных возможностей для получения лучших результатов».

При этом инновации трактуются исключительно как «улучшающие практики», несущие более существенные изменения в обучении по сравнению «со стандартной практикой» преподавания. В этом случае новые практики должны производить «наблюдаемые и измеримые улучшения, достигаемые посредством замены сложившихся практик» [15]. Последнее замечание очень важно, так как оно указывает на один из критериев эффективности инноваций, а именно на возможность их влияния на улучшение педагогических и управленческих практик в образовательных системах и измеримость их эффективности.

Одним из направлений системной поддержки инноваций в школьном образовании США в 2000-х годах стало создание «чартерных школ» (charter schools - англ.). Как отмечалось в докладе Министерства образования США, изданном в 2004 году, замысел «реформы заключается в беспрецедентном сочетании свободы и ответственности» для школ нового типа [17]. Инициатива была призвана «создать возможности для преподавателей школ экспериментировать, чтобы соответствовать конкретным потребностям своих учеников». Уставы чартерных школ определяли среди главных задач разработку инновационных программ и методов обучения, которые могут в дальнейшем использоваться во всем школьном сообществе. Некоторые исследования работы чартерных школ свидетельствуют о том, что часть из них выполняет возложенные на них задачи «немногим лучше, чем государственные школы» и не преуспели в инновациях, а инновационные практики, которые инициировали чартерные школы, не заинтересовали государственные школы [9].

Анализ направлений образовательных инноваций в некоторых развитых странах мира недостаточен для понимания современного положения. Следует отметить, что процессы обновления образовательных систем идут и в развивающихся странах (Индия, ЮАР, Танзания, Восточный Тимор и др.). Их активность меньше представлена на международном уровне и в основном выражается в публикации некоторых материалов в аналитических отчетах и обзорах ЮНЕСКО, Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития. Инновации в системах образования этих стран раскрываются в решении сугубо практических задач, определяемых местными условиями, в частности: реорганизации школьных библиотек, разработки новых вспомогательных материалов для учащихся, использовании мобильных устройств для обучения детей и др. [11; 12; 14; 18].

Анализируя представленный зарубежный опыт, можно следующим образом выразить основные направления образовательных инноваций в зарубежных образовательных системах, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Инновации в зарубежных образовательных системах_

Направления инновационного поиска США Финляндия Австралия Новая Зеландия

Проектирование новых (коррекция) учебных планов + + +

и программ

Повышение разнообразия

методов преподавания и обучения + +

Расширение использования

ИКТ в преподавании и обучении + + +

Активизация учащихся + +

в процессе обучения

Интеграция школьного

обучения и возможностей + +

внешней среды

Изменение подходов

к оценке результатов + +

обучения учащихся

Поддержка развития профессионализма + + + +

преподавателей

Изменение механизмов

финансирования инноваций + +

На этой основе можно выделить несколько особенностей инновационного поиска в образовании, имеющих международный характер:

• образовательные инновации активно протекают в различных национальных образовательных системах, имея единый вектор, обусловленный новым взглядом на роль образования в мире, необходимостью формирования у учащихся «навыков XXI века», стремительным развитием ИКТ и др.;

• образовательные системы изменяются под влиянием процессов глобализации и обусловлены постоянным усложнением экономической деятельности, общественных отношений и культурными трансформациями;

• ведущей областью инновационного поиска в образовании в настоящее время являются методики преподавания и технологии обучения, призванные повысить образовательный потенциал учащихся, в том числе за счет интеграции возможностей и ресурсов основного и дополнительного образования;

• сложными с педагогической и управленческой точек зрения остаются вопросы системной диссеминации инновационных практик, включая финансовый аспект;

• как основной критерий эффективности инноваций следует рассматривать возможности их влияния на улучшение результатов обучения учащихся и в целом работы образовательных организаций.

В российской педагогической науке (А.А. Базилевский, Е.Н. Белова, В.П. Ларина, Т.П. Макарова, Т.Г. Новикова, Т.Г. Попадюк, Г.Н. Прозументова, С.В. Сидоров, Н.Н. Суртаева, А.В. Тодосийчук, О.Г. Тринитатская, Л.А. Харисова, Н.Р. Юсуфбекова и др.), как и в зарубежной, сложились устойчивые взгляды на цели и задачи инновационного процесса в системе образования, его этапы; имеется понимание того, что инновационная деятельность не ограничивается только генерацией инноваций и осуществлением их на практике, а включает в себя поддержку и распространение нововведений.

В ходе исследования «Стратегия и механизмы совершенствования инновационной деятельности в образовании», выполненного в 2012 году под руководством В.С. Лазарева, установлено, что «инновационная деятельность понимается как особый вид деятельности, предметом которой служит развитие образовательной деятельности», а ее качество определяет готовность (способность) образовательного учреждения к развитию. Это определение целесообразно учитывать при анализе особенностей организации инновационной деятельности в образовании. Оно, отражая сущность инновационных практик, подтверждает суждение о едином векторе развития инноваций в образовании в России и зарубежных странах.

Развитие образовательных инноваций обеспечивается посредством специальной инновационной инфраструктуры. Законодательством определено понятие «инновационной инфраструктуры» системы образования, которую составляют федеральные и региональные инновационные площадки. Задачи этой инфраструктуры определены приказом Минобрнауки России №611 от 23.07.2013 г. Анализ сущностных особенностей инновационной инфраструктуры позволяет определить, что «инфраструктура рассматривается как взаимосвязанная система, кроме того, инфраструктура имеет подчиненное положение относительно главных задач системы образования и призвана обеспечить достижение новых результатов» [1].

В ходе авторского исследования, проведенного в 2015-2016 годах, были выявлены источники и субъекты-инициаторы изменений в системе школьного образования, определен концептуальный характер изменений в системе образования, сформулированы и проверены базовые требования к модели управления школой в изменяющихся условиях. Было установлено, что в настоящее время изменения затрагивают всех участников образовательных отношений и все структурные части образовательной системы. В российской системе образования изменения выражаются в:

• стандартизации содержания образования и условий образовательной деятельности;

• развитии системы поддержки индивидуального прогресса учащихся;

• обновлении образовательной среды школы и использовании для решения образовательных задач территориальных социокультурных сред;

• новых подходах к обеспечению профессионализма педагогических работников;

• развитии механизмов общественно-профессиональной оценки качества образования;

• совершенствовании практик государственно-общественного управления образованием;

• изменении технологий управления школой;

• обновлении финансово-экономических механизмов деятельности школы [2].

Как показывает анализ, приведенные перечни изменений в российской школе и направлений инновационного поиска в зарубежных образовательных системах (см. таблицу 2) содержательно близки. В системах образования сегодня делается акцент на вопросах стандартизации образования и пересмотра учебных планов (программ), на принятии мер для поддержки индивидуального прогресса учащихся, на использовании для решения образовательных задач ресурсов внешней среды и поиске новых финансовых механизмов для развития.

В 2015-2017 годах для изучения состояния работы образовательных организаций и влияния изменений в образовании на управление школами был проведен опрос руководителей и анализ инновационных разработок образовательных организаций Санкт-Петербурга и 15 регионов России (всего около 300) [1; 2]. Опрос руководителей позволил оценить характер влияния изменений в образовании на процессы в образовательных организациях (см. таблицу 3); этому также способствовал анализ материалов общеобразовательных организаций, представленных на конкурс инновационных продуктов в номинации «Управление образовательным учреждением» в Санкт-Петербурге в 2013-2016 годах (см. таблицу 4).

Результаты опроса позволяют выделить несколько наиболее востребованных направлений инновационного поиска в российских образовательных организациях: два из них непосредственно направлены на повышение качества работы с учащимися и на их поддержку. К ним относятся: развитие олимпиадного и конкурсного движения, а также проектирование школьного компонента содержания и создание новых условий для осуществления образовательного процесса. Три других направления призваны стимулировать инновационную активность педагогов через их обучение внутри образовательной организации, создание и реализацию инновационных проектов, а также поиск новых подходов к оценке эффективности деятельности работников. Можно утверждать, что это свидетельствует не только об общей активности инновационного поиска российских педагогов, управленцев и ученых, но и позволяет предположить, что его направленность детерминирована общемировыми процессами, соответствует международным трендам с учетом особенностей состояния и развития отечественного образования. Выделенные особенности и оценки в целом подтверждены анализом материалов конкурсов инновационных продуктов в Санкт-Петербурге, представленном в таблице 4.

Таблица 3

Влияние изменений в образовании на процессы в образовательной _организации (по материалам опросов руководителей)_

Рейтинг изменений

Изменение процессов в общеобразовательной по оценкам респондентов

организации Санкт-Петербург регионы России

Развитие олимпиадного и конкурсного движения 2 1

Система оценки эффективности деятельности работников 1 5

Создание и реализация инновационных проектов 4 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие внутришкольного обучения 3 4

Проектирование школьного компонента содержания, создание новых условий осуществления образовательного процесса 5 3

Задействование механизмов государственно-общественного управления образованием 7 8

Поддержка научного поиска педагогов 8 7

Развитие социального партнерства для нужд образования 9 6

Создание новых систем стимулирования и учета достижений учащихся 6 11

Расширение числа организаций дополнительного профессионального образования и реализуемых ими программ 10 9

Увеличение числа общественно-профессиональных органов управления 11 10

Диверсификация источников финансирования 12 12

Таблица 4

Влияние изменений в образовании на процессы в образовательной организации (по материалам конкурсов инновационных продуктов)_

Изменение процессов в общеобразовательной организации Рейтинг изменений по количеству продуктов

Проектирование школьного компонента содержания, создание новых условий осуществления образовательного процесса 1

Создание новых систем стимулирования и учета достижений учащихся 2

Создание и реализация инновационных проектов 3

Система оценки эффективности деятельности работников 4

Изменение процессов в общеобразовательной организации Рейтинг изменений по количеству

продуктов

Развитие внутришкольного обучения 5-6

Задействование механизмов государственно-общественного управления образованием 5-6

Поддержка научного поиска педагогов 7-8

Развитие социального партнерства для нужд образования 7-8

Увеличение числа общественно-профессиональных 9

органов управления

Развитие олимпиадного и конкурсного движения 10-12

Расширение числа организаций дополнительного профессионального образования и реализуемых ими 10-12

программ

Диверсификация источников финансирования 10-12

В заключение на основе анализа представленных материалов можно высказать следующие общие суждения:

• национальные системы образования стремительно изменяются под влиянием глобализации;

• происходящие изменения следует рассматривать как постоянные и это необходимо учитывать при планировании и осуществлении работы образовательных организаций;

• в российской и зарубежных образовательных системах идет активный инновационный поиск, направленный на обновление всех процессов в образовательных организациях;

• подходы к организации и содержание инновационной деятельности образовательной организации в национальных системах образования имеют существенные сходства, обусловленные общей ведущей причиной изменений и внутренней логикой развития; имеющиеся различия определяются местным социально-экономическим и культурно-историческим контекстом;

• в этих условиях управление образовательной организацией требует новых средств, технологий и подходов, определение которых, в свою очередь, также может быть объектом инновационного поиска.

Литература

1. Волков В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2015. №174. С. 17-25.

2. Волков В. Н. Управление школьной организацией в условиях концептуальных изменений в образовании: монография. СПб.: СПб АППО, 2016. 258 с.

3. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999. 208 с.

4. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир», 2004. 120 с.

5. Загвоздкин В.К. Реформа школьной системы и оценка качества школ в Финляндии. М. 2011. 64 с.

6. Каменская Ю.А. Образовательная политика в странах Западной Европы и России: сравнительный анализ: автореф. дис... кандидата политич. наук: 23.00.04. М., 2007. 24 с.

7. Цирульников А.М. Развитие образовательных систем. Методология и методы социокультурного анализа. Часть 1 // Управление образованием: теория и практика. 2014. №4. С. 29-56.

8. Ferreira J-A., Ryan L., Tilbury D. Whole-school approaches to sustainability: A review of models for professional development in pre-service teacher education. North Ryde, NSW: Australian Research Institute in Education for Sustainability Graduate School of the Environment Macquarie University, 2006. 102 p.

9. Mintrom M. Leveraging local innovation the case of Michigan's charter schools. East Lansing, MI: Michigan State University, 2000. 100 p.

10. Moyle K. Australian Education Review. Building Innovation - Learning with technologies. Camberwell, VI: ACER Press, 2010. 86 p.

11. National education strategic plan 2011-2030. Dili, Timor-Leste: Ministry de education Timor-Leste, 2011. 251 p.

12. National Policy on Education 2016. Report of the Committee for Еvolution of the New Education Policy. Dehli: Government of India, 2016. 230 p.

13. Niemi H., Multisilta J., Lipponen L., Vivitsou M. Finnish Innovations and Technologies in Schools. A Guide owards New Ecosystems of Learning. Rotterdam / Boston / Taipei: Sense Publishers, 2014. 45 p.

14. Our future - make it work. National development plan - 2030. Executive summary. Pretoria: National Planning Commission, 2016. 66 p.

15. Redding S., Twyman J., Murphy M. What Is an Innovation in Learning? // Handbook on Innovations in Learning. Edited by M. Murphy, S. Redding, J. Twyman. Philadelphia, PA: Center on Innovations in Learning, Temple University, 2013. 282 p.

16. Soffel J. What are the 21st-century skills every student needs? World Economic Forum [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/ agenda/2016/03/21st-century-skills-future-jobs-students (дата обращения: 15.04.2017).

17. Successful Charter Schools. Washington, D.C: U.S. Department of Education, 2004. 72 p.

18. Sumra S., Rajani R. Secondary Education in Tanzania: Key Policy Challenges. Dar es Salaam, Tanzania: HakiElimu Working Papers, 2006. 8 p.

19. Supporting future-oriented learning & teaching - a New Zealand perspective. Report to the Ministry of Education. 2012.

20. WISE Initiative [Электронный ресурс]. URL: http://www.wise-qatar.org (дата обращения: 15.04.2017).

Volkov Valerij Nikolaevich,

The Committee on Education of St. Petersburg, the Head of Development department of education, Candidate of Pedagogics, vvn2000@hotmail.com

APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF EDUCATIONAL ORGANIZATION IN RUSSIAN AND FOREIGN PRACTICE

Annotation

In article the general principles of the organization and the direction of innovative activity of the educational organizations are considered. The analysis of innovations in the educational systems of Russia and several foreign countries which allowed to establish the key directions of innovative search is carried out. The globalization basis of changes determining the directions of innovations in education systems of various countries of the world is defined. Key words:

foreign educational system; strategy of development of education; innovations in education; management of educational innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.