Научная статья на тему 'Подходы к организации дополнительного образования в области информатики и ИКТ'

Подходы к организации дополнительного образования в области информатики и ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобров Д. А., Деменков М. Е.

Приведены подходы к организации дополнительного образования в области информационных технологий на примере разработанной авторами программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к организации дополнительного образования в области информатики и ИКТ»

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

© Бобров Д.А.*, Деменков М.Е.*

МБОУ ДОД ДПЦ «Радуга», г. Архангельск Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск

Приведены подходы к организации дополнительного образования в области информационных технологий на примере разработанной авторами программы.

Ключевые слова информатика, дополнительное образование.

Появление ЭВМ (или компьютера) - одно из существенных проявлений современной технической революции. В настоящее время информационные технологии охватывают все виды человеческой деятельности. Стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающий мир и накладывают отпечаток на структуру общества.

Законом жизни в наше время становится утверждение Норберта Винера: «Действительно жить - это значит жить, располагая правильной информацией». Но для этого необходимо обладать определенной культурой для отбора необходимой информации, знать общедоступные источники информации и уметь пользоваться ими, а первые навыки работы мы получаем еще учась в школе.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе способствует развитию творческой личности как обучающегося, так и учителя. Каждый учитель обязан уметь работать с современными средствами обучения. Информационно-образовательные технологии позволяют повысить качество обучения, создать более эффективное взаимодействие учителя и ученика с вычислительной техникой. Учитель, обладающий необходимой информационной грамотностью и использующий современные технологии, оказывает активное влияние на процесс обучения и воспитание школьника. К минимальным требованиям, которые могут быть предъявлены к знаниям и умениям учителя можно отнести следующее:

- наличие навыков работы на персональном компьютере (вводить информацию с клавиатуры и работать с графическим интерфейсом);

- умение получать, сохранять и перерабатывать информацию;

- умение создавать и редактировать документы различного характера;

- умение работать с большим объемом сведений и документов;

* Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДПЦ «Радуга».

* Доцент кафедры Информатики и информационной безопасности Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, кандидат технических наук, доцент.

- осуществление обмена информацией в локальной сети;

- создание календарно-тематических планов, ведение электронного журнала;

- умение находить и выбирать информацию в сети Интернет, необходимую для учебного процесса;

- умение пользоваться периферийными устройствами (интерактивной доской, мультимедийным проектором, принтером, сканером);

- умение организовывать тестирование;

- создание и внедрение индивидуальных методик обучения;

- участие в видеоконференциях, вебинарах и семинарах;

- умение публиковать на школьном сайте материалы о деятельности школы и организовывать дискуссии, выпускать школьную электронную газету.

Таким образом, можно сделать вывод, что правильное использование информационных технологий в обучении школьников ведет к эффективному образовательному процессу, а внедрение новых эффективных методов обучения - актуальная задача школьного образования. Это также будет являться одним из показателей уровня развития школы.

Изучение информатики в школе начинается в основном 5-7 классах. Уровень компьютерной грамотности у детей разный, а информационные технологии постоянно развиваются и существенно меняются каждые 3-5 лет. Изучаемый материал распределен по годам обучения, разделам и темам; по каждой теме определен объем знаний, получаемый школьником, но это, все же, только базовый курс, который, порой, носит характер выравнивающего, доводящего до «среднего» уровня. Отсутствие нужного количества времени на уроке не позволяет учителю дать каждому ученику обширные знания в области информационных технологий. Те же, кто заинтересован в углубленных знаниях в области информационных технологий, могут посещать факультативы или кружки, а некоторым требуются элективные курсы.

Занятия в кружках ориентированы на работу с детьми, заинтересованными в получении новых знаний определенной направленности, готовых к восприятию предлагаемой информацией, т.е. с целевой аудиторией, позволяющей вести занятия на более высоком уровне. Поэтому очень важна программа, по которой работает преподаватель, чтобы заинтересовать ребят, приобщить к научно-практической деятельности, научить анализировать разные точки зрения, дискутировать, работать в команде.

Нами предлагается учебная программа дополнительного образования в области ИКТ, которая успешно прошла апробацию в МБОУ ДОД «ДПЦ «Радуга».

Тематический план программы приведен в табл. 1. Как видно из плана, большое внимание уделяется изучению аппаратной части компьютера, что вызывает большой интерес у школьников, но не всегда входит в школьный

66

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2015

курс. Изучения этой темы на практике при соответствующей материально-технической базе весьма полезно и интересно.

Таблица 1

№ Тема Количество часов

теория практика всего

1 История и развитие вычислительной техники 6 6

2 Архитектура фон Неймана 4 2 6

3 Системы счисления и представление чисел в компьютере 6 2 8

4 Персональный компьютер 4 4

5 Периферийные устройства 8 2 10

6 Устройство системного блока 44 36 82

7 Принтеры. Сканеры 6 2 8

8 Локальная сеть. Интернет 6 6

9 Защита информации. Шифрование 4 4 8

Итого 88 48 136

Фрагмент подробного плана занятий, демонстрирующего содержание занятий темы «Устройство системного блока» приведен в табл. 2.

Таблица 2

Тема Теоретические занятия Практические занятия Содержание занятия

6. Устройство системного блока. Материнские платы. Слоты расширения. Установка материнской платы в корпус системного блока. Рассматриваются материнские платы различных форм-факторов: ATX, miniATX; разного года выпуска; имеющие различные слоты расширения: AGP, PCI и порты: LPT, COM. Изучение основных характеристик.

Процессор. Процесс монтажа процессора. Монтаж процессора на материнскую плату. Установка процессоров с различными сокета-ми: T, H2 (Intel); AM2, AM3 (AMD), с учетом соответствующих правил монтажа. Изучение основных характеристик.

Системы охлаждения. Рассматриваются пассивные и активные системы охлаждения. Отдельное внимание уделяется схемам и правилам монтажа радиатора для процессора в зависимости от сокета. Изучение основных характеристик.

Память. Принципы установки. Изучаются типы памяти, а так же установка в соответствии с типами слотов на материнской плате: DDR, DDRII, DDRIII. Изучение основных характеристик.

Накопители информации. Правила монтажа. Рассматриваются и устанавливаются твердотельные накопители и различные типы дисковых накопителей информации. Изучение основных характеристик.

Видеокарта. Сравниваются различные типы видеокарт, производится монтаж с учетом правил и мер предосторожности. Изучение основных характеристик.

Программа рассчитана на группы по 12-15 обучающихся. При реализации программы активно используются видеофильмы и мультимедиа презентации, на практических занятиях ребята имеют возможность лично поучаствовать в процессе монтажа комплектующих, приобрести практические навыки в процессе сборки-разборки системного блока.

Результатом изучения этой темы является практическое зачетное занятие, в ходе которого каждый из обучающихся собирает системный блок, самостоятельно выбирая комплектующие из имеющегося набора, а затем под руководством преподавателя тестирует его на работоспособность.

Список литературы:

1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ, 2013. -160 с.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192 с.

3. Пономаренко В.И., Лапшева Е.Е., Информатика. Технические средства: учеб. пособие. - Саратов: Научная книга, 2009. - 211 с.

К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Власова Т.А.*, Мажитова Ю.Ю.*

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

В статье рассматривается проблема формирования нравственной воспитанности личности ребёнка старшего дошкольного возраста; обосновывается сущность, структура и содержание понятия нравственной воспитанности личности; описывается педагогическая стратегия формирования нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: социализация, нравственность, нравственная воспитанность личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Одним из приоритетных направлений в современном дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование

* Доцент кафедры Педагогического и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

* Студент факультета Психологии и педагогики (специальность: «Педагогика и методика дошкольного образования»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.