Научная статья на тему 'Подходы к определению термина "насилие" в работах арабских ученых'

Подходы к определению термина "насилие" в работах арабских ученых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ / ВРОЖДЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРИОБРЕТЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / VIOLENCE / SOCIAL VIOLENCE / VIOLENCE FORMS / PSYCHOLOGICAL PRESSURE / INNATE BEHAVIOR / ACQUIRED BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абусаада А.К., Моисеева Д.В., Дулина Н.В.

Насилие является одной из интегральных характеристик общества, поскольку своими корнями уходит вглубь веков и сопровождает человечество на всем протяжении его развития. Однако до сих пор отсутствует однозначное понимание данного феномена, историю изучения которого можно начинать с философских работ древнегреческих мыслителей. Собственно социологические интерпретации насилия также имеют различные традиции, испытывают на себе влияние философии, психологии, культурологии, что приводит к вариативности исследовательских подходов как к изучению, так и разработке методик измерения проявления данного феномена в жизни социума. В рамках данной статьи мы попробуем представить результаты исследований ученых Востока на проблему насилия, а если более конкретно, то некоторых арабских ученых, чтобы понять специфику «восточного взгляда» на обозначенную проблему. Будет показано, что большинство ученых в арабских странах склонны понимать насилие как незаконное поведение, связанное с использованием физической силы или словесных оскорблений для нанесения ущерба самому себе или другим людям (вплоть до уничтожения имущества, чтобы повлиять на волю другого человека). Ученые также указывают на различные формы насилия: физическое, психологическое и сексуальное. «Восточная» специфика подхода к проблеме насилия проявляется в том, что в основном арабские ученые склонны в насилии видеть врожденное поведение человека, лишь Яхья Хоула в своих научных изысканиях пытается показать, что насилие это приобретенное поведение, которое зависит от нескольких факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к определению термина "насилие" в работах арабских ученых»

DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.003 YAK 316.624.3 ББК 60.027.31

A.K. АБУСААДА, Д.В. МОИСЕЕВА, H.B. ДУАИНА

A.K. ABU SAADA, D.V. MOISEEVA, N.V. DULINA

nOAXOAbl K OnPEAEAEHMW

TEPMMHA «HACMAME» B PABOTAX APABCKMX YHEHblX

APPROACHES TO DEFINITION OF THE TERM «VIOLENCE» IN THE WORKS OF ARABIC SCHOLARS

Насилие является одной из интегральных характеристик общества, поскольку своими корнями уходит вглубь веков и сопровождает человечество на всем протяжении его развития. Однако до сих пор отсутствует однозначное понимание данного феномена, историю изучения которого можно начинать с философских работ древнегреческих мыслителей. Собственно социологические интерпретации насилия также имеют различные традиции, испытывают на себе влияние философии, психологии, культурологии, что приводит к вариативности исследовательских подходов как к изучению, так и разработке методик измерения проявления данного феномена в жизни социума. В рамках данной статьи мы попробуем представить результаты исследований ученых Востока на проблему насилия, а если более конкретно, то некоторых арабских ученых, чтобы понять специфику «восточного взгляда» на обозначенную проблему. Будет показано, что большинство ученых в арабских странах склонны понимать насилие как незаконное поведение, связанное с использованием физической силы или словесных оскорблений для нанесения ущерба самому себе или другим людям (вплоть до уничтожения имущества, чтобы повлиять на волю другого человека). Ученые также указывают на различные формы насилия: физическое, психологическое и сексуальное. «Восточная» специфика подхода к проблеме насилия проявляется в том, что в основном арабские ученые склонны в насилии видеть врожденное поведение человека, лишь Яхья Хоула в своих научных изысканиях пытается показать, что насилие -это приобретенное поведение, которое зависит от нескольких факторов.

Violence, how strange it could seem, is one of the basic characteristics of society as it dates back to ancient centuries and accompany the development of mankind. However, there is still no clear understanding of this phenomenon the history of which may begin with the philosophical works of the ancient Greek thinkers. In fact, social interpretations of violence also have different traditions undergoing the influence of philosophy, psychology and cultural sciences that lead to different methods of research for both study and development of ways to measure the appearance of this phenomenon in the society. In this article we will try to present the results of studies by Eastern scholars on the problem of violence, namely, some Arabic scholars, to understand the peculiarities of the "Eastern view" on the specific problem. It will appear that most scholars in Arabic countries tend to understand violence as unlawful behavior associated with the use of physical force or verbal abuse to harm oneself or others (even destruction of property in order to influence someone else's will). The scholars also refer to different forms of violence: physical, psychological and sexual. Violence can be individual or collective. The peculiarity of the "Oriental" approach to the problem of violence is reflected in the fact that Arabic scholars tend to see the innate human behavior in violence, but Yahya Khawla only tries to show in her scientific research that violence is acquired behavior and doesn't depend on several factors.

Ключевые слова: насилие, социальное насилие, формы проявления насилия, психологическое давление, врожденное поведение, приобретенное поведение.

Key words: violence, social violence, violence forms, psychological pressure, innate behavior, acquired behavior.

Введение. Насилие является глобальным явлением и существует во всех странах: развитых и отсталых, богатых и бедных, и во всех обществах без исключения. Насилие является многогранным и многоликим явлением,

использует разные формы проявления силы, поэтому его следует изучать, обращаясь к источникам и научным работам, представленным различных областях науки и реальной практики. Практика свидетельствует, что с течением времени насилие, как социальный феномен, изменялось, соответственно, менялись человеческие знания и представления о нем.

Целью данной работы является анализ работ арабских ученых, которые предметом своего научного интереса избрали сферу проявления социального насилия. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1) провести анализ определений термина «насилие», представленных в работах арабских ученых; 2) провести обзор исследований, сделанных этими учеными; 3) выделить основные подходы к определению насилия, принятых в научной практике арабских стран.

Авторами были отобраны и переведены на русский язык более 30 работ арабских ученых. Результаты исследований позволяющих, наиболее представить картину, представлены в данной работе. Заметим, что научных статей, посвященных проблемам насилия, на арабском языке выходит мало. Возможно, это связано с тем, что социальным наукам (социология, философия и др.) в арабских странах не уделяется должного внимания. Кроме того, частная жизнь охраняется от проникновения со стороны в ее устои, а привычные (повседневные) практики, которые признаны нормой поведения в конкретном социуме, редко привлекают к себе пристальное внимание со стороны исследователей. Но не может не радовать, что в том небольшом объеме работ, которые можно отыскать в научной литературе, чаще проблема насилия обсуждается именно психологами и социологами.

В работах арабских ученых, которые на сегодняшний момент оказались доступны авторам (признаемся, что таких работ удалось отыскать меньше двух десятков), мы выдели три группы работ: 1) работы, подготовленные специалистами по психологии; 2) работы, подготовленные социологами и, наконец, 3) исследования, выполненные учеными в других сферах науки.

Охарактеризуем особенности описания термина «насилие» в работах по психологии.

1. К.И. Ризк предлагает два определения: а) насилие - это эмоциональный отклик, в результате деструктивного поведения, направленного против отдельных лиц, окружающей среды или самого индивида, в результате разочарования или из-за сильной ненависти к другим или к себе [цит. по: 1, с. 206-208]; б) насилие - это «поведение, предназначенное для ущерба или вреда индивидууму или группе. Оно проявляется в разных формах, физическое насилие как избиение, или словесное оскорбление как оскорбление» [цит. по: 1, с. 206].

2. Х.А. Яхья определяет насилие следующим образом: «насилие - это приобретенное поведение, и тревожное социальное явление, это сложное социальное явление, основанное на нескольких факторах, а не на одном из факторов, потому что это индивидуальное и социальное явление» [2].

3. З.А. Аль-ширбини считает, что «насилие - это любое нападение или акт, направленный против человека или любой вещи, с целью подавления других, в виде злоупотреблений, насмешек или презрения» [3].

4. М. Буктафа под насилием понимает «акт силы против другого лица или группы, насилие - это сила, которая принимает физическую форму (избиение, впечатление или исполнение) или форму социального давления. Легитимность и форма насилия зависят от общественного признания» [4].

5. У.М. Жадо определяет насилие как «любое поведение индивида или группы в отношении другого или группы, будь оно материальное или словесное, прямое или косвенное в результате чувства гнева, разочарования или самообороны или имущества, или желания отомстить другим или добиться определенных успехов» [5].

6. Х. Фаед под насилием понимает «поведение, которое очень эмоционально и может привести к низкому уровню понимания и мышления, наси-

лие, по-видимому, заключается в использовании силы, получаемой от оборудования и инструментов, в попытке причинить серьезный телесный ущерб» [6].

7. А. Муса говорит что, насилие характеризуется «жестокостью, агрессией, угнетением и принуждением. Обычно это поведение далеко от урбанизации, в котором агрессивные импульсы и энергии инвестируются изначально. Такие, как избиения и убийства отдельных лиц, уничтожение имущества и применение силы для принуждения противника и завоевания его» [7].

Социологи следующим образом дают трактовки термина «насилие».

8. С.Ф. Харис указывает, что «насилие - это физическое принуждение, применение силы незаконно» [8].

9.И.И. Хилми определяет насилие как «использование физической силы для нанесения вреда людям или имуществу, также это акт или сделка, приводящая к серьезному ущербу или вмешательству в личную свободу» [9].

10. А.З. Бадави в словаре для социальных наук определяет насилие следующим образом: «насилие определяется как использование давления или силы незаконно, то, что может повлиять на волю человека. То, что может использоваться в смысле принуждения» [10]. Он выделяет индивидуальное насилие, которое происходит между людьми в повседневной жизни, и коллективное насилие в случае террора или войны. Отношение общества к насилию зависит от его типа, и каждый тип насилия имеет свои причины и интерпретации.

11.Н.М. Аль-Закиви и Ю. Мхтар полагают, что «насилие является незаконным применением силы или угрозой причинения вреда или вреда другим» [11].

12. И. Кира и И. Тухами считают, что «насилие — это поведение, которое является результатом применения силы для нанесения ущерба, вреда самому себе или людям или уничтожения имущества, чтобы влиять на волю другого человека [12].

13.С.М. Аль-Харби видит насилие как «незаконное использование физической силы различными способами для нанесения вреда людям и нанесения ущерба имуществу. Это включает наказания, изнасилования и вмешательства в свободы других» [13].

14. М. Давд понимает насилие как «причинение физического или морального вреда индивидуального или коллективного характера. Это противоположность спокойствия, все акты силы, угнетения, жестокости или принуждения в целом. Это акт, который включает в себя причинение вреда другим и сопровождается эмоциями и напряженностью, как и любое другое действие, и должен иметь цель достижения бесплотного или материального интереса» [14].

15. М.А. Гис в словаре для социальных наук дает следующее определение: «насилие является юридически запрещенным и социально неприемлемым актом» [15].

16. А.А. Аль-алаф считает, что «насилие — это использование физической и моральной силы, незаконно, для нанесения ущерба другому» [16].

17. З. Дибаб понимает под насилием «любое словесное или физическое поведение, индивидуально или коллективно, непосредственное или косвенно. Это происходит в результате ситуаций гнева, разочарования или дискомфорта со стороны других или в результате враждебных чувств или социальных обстоятельств. Это поведение влечет за собой причинение телесных повреждений или материального ущерба самому себе или другим лицам или имуществу» [17].

Исследователи в других отраслях науки представляют сущность насилия так:

18.Ж.А. Аль-жабрин, специалист в сфере социальной службы, считает, что «насилие - это физическое насилие, и оно включает физический, психологический, эмоциональный и сексуальный вред, причиненный одним членом семьи другим ее членам» [18].

19. С.Ф. Бадр, профессор факультета информации Каирского университета, определяет насилие как «форму взаимодействия организма с окружающей средой. Нанесение вреда самому себе или другим людям на теле, душе или имуществе, причинение ущерба, который может быть преднамеренным или непреднамеренным, начиная с травмы и бедствия и заканчивая тяжелыми травмами и убийствами, будь в серьезной или комической форме» [19].

Выводы. Обобщая результаты проведенного анализа понятийного смысла термина «насилие» в представленных в работах арабских ученых, можно сделать следующие выводы. «Восточная» специфика в определении сущности насилия в арабских странах проявляется в склонности понимать насилие как незаконное поведение, связанное с применением физической силы или устным оскорблением, для ущерба самому себе или людям, а также для уничтожения имущества, чтобы влиять на волю другого человека. Ряд ученых считают, что насилие - это незаконное поведение, направленное на причинение боли другим или ущерба имуществу. Также ученые указывают на:

1) существование различных форм насилия, таких как физическое, психологическое и сексуальное насилие;

2) разный характер насилия: насилие может быть индивидуальным насилием или коллективным насилием.

В работах арабских авторов редко поднимается вопрос о том, является насилие врожденным или приобретенным поведением. Например, Яхья Хоу-ла подчеркивает, что насилие - это приобретенное поведение, оно зависит от нескольких факторов, а не от одного фактора.

Буктафа Морад пишет, что насилие связано с масштабами признания сообществом, т.е. понятие насилия отличается в разных обществах в том смысле, что существуют типы насилия, которые приемлемы в одном обществе и неприемлемы в другом [4].

Все исследования, которые оказались доступны авторам, говорят о традиционных методах насилия, таких как физическая сила или словесная сила (унижение). Но средства, используемые в настоящее время для повышения уровня насилия в обществах, становятся все более изощренными.

Арабские ученые не говорят о насилии как о «диком поведении», но обращают внимание, что чаще его можно обнаружить вдали от урбанизации. Поэтому современный человек не должен быть жестоким, потому что насилие - это «дикое» поведение, связанное с диким (первобытным, нецивилизованным) человеком.

Завершая обзор работ арабских ученых, хотелось бы отметить три важных момента, которые могут задать направления дальнейших исследований. Во-первых, насилие есть явление сложное, и в мире накоплен большой опыт как методов его изучения, так и способов его предупреждения, поэтому при обсуждении проблем насилия в общества важен не только анализ работ арабских ученых, но и обращение работам авторов из других стран мира. Во-вторых, среди проблематики насилия, обсуждаемой арабскими учеными, очень часто встречаются работы по домашнему насилию: насилие в отношении детей и особенно насилие в отношении женщин. В современном арабском мире эта тема имеет особую актуальность и изучение данной проблемы обладает высокой прикладной значимостью. В-третьих, изучение современных инструментов, используемых для распространения насилия в обществах, важно. Эти инструменты могут быть изучены, как и их влияние на распространение насилия:

1) косвенное воздействие через учебные курсы (предоставление учебных материалов);

2) посредством использование религии (через мечети в арабских и исламских странах);

3) через некоторые телевизионные программы (демонстрация соответствующего контента).

Литература

1. Ризк К.И. В динамике нападения на учителей, ежегодник психологии. Египетское общество психологических исследований, 1979. Т. 6. С. 206-208 [на арабском языке].

2. Яхья А.Х. Поведенческие и эмоциональные расстройства, первое издание, Dar Al Fikr для печатного издания и распространения // Amman Jordan. 2000. С. 16-18 [на арабском языке].

3. Щербини З. Психологические проблемы у детей. Дар Альфик Алараби. Каир, 2001. С. 74-75 [на арабском языке].

4. Бугтефа М. Различие между понятием насилия и понятием агрессии. Работа первого международного форума по насилию и обществу, Университет Мухаммеда Худайра Бискра, 2004. С. 206-208 [на арабском языке].

5. Гадо О.М. Школьное насилие между семьей, школой и СМИ. Первое издание Dar Sahab Publishing and Distribution Cairo, 2005. С. 31-33 [на арабском языке].

6. Файед Х. Психопатология. Международный фонд Хорус и Тайбский издательский институт. Каир, 2005. С. 78-81 [на арабском языке].

7. Мусса А. Психосоциальное прочтение феномена насилия // Журнал Al-Naba'a. 2014. Вып. 34. URL: https://annabaa.org/nba34/alounf.htm (дата обращения: 18.12.2018) [на арабском языке].

8. Харит С.А. Юридический словарь. 1988. Ливанская библиотека. С. 734 [на арабском языке].

9. Хельми И.И. Домашнее насилие. Publisher Dar Qbaa for Printing. 1999. Издательство и распространение. Каир. С. 19 [по-арабски].

10. Бадави А.З. Глоссарий общественных наук Терминология. Ливанское книгоиздание, издательство и распространение, 1987. С. 441 [на арабском языке].

11. Аль-Зукави Н.М., Йоб М. Причины школьного насилия, Журнал гуманитарных наук, Университет Мухаммеда Хидра, 2003, № 5. С. 37-51 [на арабском языке].

12. Кира И., Тохами И. Маргинализация и городское насилие. Публикации Университета Ментури Константин. Алжир, 2004. С. 3-13 [на арабском языке].

13. Харби С.Б. М. бен С. Насилие в отношении женщин и общественная поддержка (Полевое исследование по образцу женщин в Мекке), магистерская работа, факультет образования, Университет Умм-Аль-Кура, 2008. С. 13-16 [на арабском языке].

14. Муаммар Д. Культурный подход к алжирскому обществу, изучение некоторых социологических и экономических характеристик, Дар Толетла. Алжир, 2009. С. 19 [на арабском языке].

15. Гайт М.А. Словарь социологии, Дар аль-Маарифа Аль-Джамайя для печати, публикации и распространения, 2009. С. 259 [на арабском языке].

16. Аль-Аалаф А. бин А. Домашнее насилие и его влияние на семью и общество, магистерская работа, Университет Умм Аль-Кари. Саудовская Аравия, 2012. С. 30 [на арабском языке].

17. Дабаб З. Роль учебных заведений перед лицом насилия в школе в Алжире. Кандидатская диссертация по специальности социология: социология образования. Университет Мухаммеда Хадера Бискры, 1997. С. 49 [на арабском языке].

18. Джабрин Д.А. Бытовое насилие на этапах жизни. Благотворительный фонд короля Халида. Эр-Рияд, 2006. С. 20 [на арабском языке].

19. Бадер С.Ф.С. Ценности насилия в арабских детях. Пресс, применяя египетские детские чтения, магистерскую диссертацию. Информационный факультет Каирского университета, 2000. С. 20 [на арабском языке].

References

1. Rizk K.I. In the dynamics of assault on teachers, annual book of psychology. Egyptian Society for Psychological Studies, 1979, vol 6, pp. 206-208 [in Arabic].

2. Yahia A.K. Behavioral and Emotional Disorders, First Edition, Dar Al Fikr for Printing Publishing and Distribution, Amman Jordan, 2000, pp. 16-18 [in Arabic].

3. Sherbini Z. Psychological problems in children. Dar Alfikr Alarabi. Cairo, 2001, pp. 74-75 [in Arabic].

4. Bougtefa M. The distinction between the concept of violence and the concept of aggression. The work of the first international forum on violence and society, University of Mohammed Khudair Biskra, 2004, pp. 206-208 [in Arabic].

5. Gado O.M. School Violence between Family, School and Media. First Edition Dar Sahab Publishing and Distribution Cairo, 2005, pp. 31-33 [in Arabic].

6. Fayed H. Psychopathology. Horus International Foundation and Taiba Publishing Institute Cairo, 2005, pp. 78-81 [in Arabic].

7. Moussa A. Psycho-social reading of the phenomenon of violence, Al-Naba'a Magazine, 2014, Iss. 34. Available at: https://annabaa.org/nba34/alounf.htm (date accessed: 18.12.2018) [in Arabic].

8. Harith S.A. Legal Dictionary, 1988. Lebanon Library, p. 734 [in Arabic].

9. Helmi I.I. Domestic Violence. Publisher Dar Qbaa for Printing, 1999, Publishing and Distribution. Cairo, 19 p. [in Arabic].

10. Badawi A.Z. Glossary of Social Sciences Terminology. The Lebanese Book Publishing, Publishing and Distribution, 1987. 441 p. [in Arabic].

11. Al-Zukawi N.M., Yob M. Causes of School Violence, Journal of Human Sciences, Mohammed Khidr University, 2003, N 5, pp. 37-51 [in Arabic].

12. Qira I., Tohamy I. Marginalization and urban violence, Publications of University of Mentouri Constantine, Algeria, 2004, pp. 3-13 [in Arabic].

13. Harbi S.B. M. Bin S. Violence Against Women and Community Support (A Field Study on a Sample of Women in Makkah), Master Thesis, Faculty of Education, Umm Al Qura University, 2008, pp. 13-16 [in Arabic].

14. Muammar D. A Cultural Approach to Algerian Society, Study of Some Sociological and Economic Characteristics, Dar Toletla. Algeria, 2009, p. 19 [in Arabic].

15. Ghaith M.A. The Dictionary of Sociology, Dar al-Maarifah Al-Jamaiya for Printing, Publishing and Distribution, 2009, 259 p. [in Arabic].

16. Al-'Aalaf A. bin A. Domestic violence and its Effects on Family and Society, Master Thesis, University of Umm Al-Qari, Saudi Arabia, 2012, p. 30 [in Arabic].

17. Dabab Z. The role of educational institutions in the face of school violence in Algeria. PhD thesis in sociology major: Sociology of Education. University of Mohammed Khader Biskra, 1997, 49 p. [in Arabic].

18.Jabreen Jibrin Ali. Domestic violence during the stages of life. King Khalid Charity Foundation, Riyadh, 2006, 20 p. [in Arabic].

19. Bader S.F.S. The Values of Violence in the Arab Children's, Press by Applying the Egyptian Child Readings, MA Thesis. Faculty of Information, Cairo University, 2000, 20 p. [in Arabic].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.