Научная статья на тему 'Подходы к определению понятия «знание»'

Подходы к определению понятия «знание» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
знания / персонал / подходы / сущностные признаки / интеллектуальный капитал. / knowledge / staff / approaches / essential features / intellectual capital.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клецова Екатерина Владимировна, Крупко Владимир Иванович

Знания становятся основным и единственным значимым ресурсом, который и сегодня, и в будущем будет определять конкурентные преимущества наций и стран в системе мирохозяйственных связей. Процесс осознания новой роли и места знания в составе ресурсов экономической деятельности является сложным и многогранным и требует проведения комплексных исследований, направленных, прежде всего, на разработку теоретического фундамента нового направления в системе управления предприятия — управления знаниями. В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «знания», а также определены их ключевые сущностные признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to the definition of “knowledge”

Knowledge is becoming the main and only significant resource that as today and in the future will determine the competitive advantages of nations and countries in the system of world economic relations. The process of understanding the new role and place of knowledge in the resources of economic activity is complex and multifaceted and requires comprehensive research aimed primarily at developing the theoretical foundation of a new direction in the enterprise management system — knowledge management. The article considers the main approaches to defining “knowledge”, as well as their key essential features.

Текст научной работы на тему «Подходы к определению понятия «знание»»

Экономика предприятий

УДК 338

к.э.н. Клецова Е. В., к.э.н. Крупко В. И.

(ДонГТУ, г. Алчевск, ЛНР, seventen@mail.ru)

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ЗНАНИЕ»

Знания становятся основным и единственным значимым ресурсом, который и сегодня, и в будущем будет определять конкурентные преимущества наций и стран в системе мирохозяйственных связей. Процесс осознания новой роли и места знания в составе ресурсов экономической деятельности является сложным и многогранным и требует проведения комплексных исследований, направленных, прежде всего, на разработку теоретического фундамента нового направления в системе управления предприятия — управления знаниями. В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «знания», а также определены их ключевые сущностные признаки.

Ключевые слова: знания, персонал, подходы, сущностные признаки, интеллектуальный капитал.

Постановка проблемы. Персонал является важнейшей составляющей деятельности любого предприятия. Именно персонал предприятия, будучи неисчерпаемым резервом повышения эффективности деятельности его деятельности предприятия, является основой стратегического потенциала предприятия, влияет на его конкурентоспособность, определяет направления дальнейшего развития.

Сегодня уже не вызывает сомнений утверждение, что главной движущей силой в достижении успеха производственной организации в конкурентной внешней среде является знания работников, их творческий потенциал и непредвиденное поведение по приобретению знаний с помощью образования и опыта, использования знаний и обмена знаниями в производственной деятельности. Знания влияют на инновационное развитие предприятия, определяют экономическую ценность продукции и ее качество, становятся определяющим фактором рыночной стоимости бизнеса [1]. Понимание этой роли знаний в экономическом росте становится одним из наиболее актуальных современных заданий экономической теории, но в экономической теории пока нет ответов на то, как и при каких условиях знания создаются, как они ком-

мерциализируются и вводятся в «рыночный оборот», как они преобразуются в специфический товар, какие у них признаки.

Анализ последних исследований и публикаций. Теоретические положения и практические аспекты менеджмента знаний на основе компетенций работников предприятия стали предметом исследования зарубежных и отечественных ученых таких как В. Л. Макаров, Л. И. Федулова, И. К. Бондарь, А. Дебора, В. В. Глухов, С. М. Климов и многих других.

Цель. Выявление основных подходов и ключевых сущностных признаков к определению понятия «знание».

Основной материал. Истоки возникновения термина «знание» просматриваются еще в работах основоположников классической экономической теории и трудовой теории стоимости: В. Петти, А. Смита, Д. Рикар-до, К. Маркса, но прежде всего это было связано с концепцией капитала и введением понятия человеческого (гуманитарного) капитала как собирательного понятия количества человеческой способности к труду. В. Петти первым выразил идею о том, что люди с их природными способностями представляют собой богатство [4]. А. Смит в основном своем труде «Исследования о природе и причины богатства народов» писал, что «рост про-

дуктивности полезного труда зависит прежде всего от повышения сноровки и умения работника, а потом от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работает» [6]. Д. Рикардо отставание стран в экономическом развитии объяснял, наряду с другими причинами, «недостаточностью образования во всех слоях населения» [5]. К. Маркс, рассматривая комплекс проблем, связанных с анализом социально-экономической роли человека как наемного работника в системе капиталистического производства, считал, что способность человека к труду является «главной продуктивной силой общества», «настоящим богатством» [3].

Дальнейшее развитие термина «знание» связано с появлением и развитием теории интеллектуального капитала, концепции организационного обучения и концепции организации, которая самообучается. Сущностным признаком категории «интеллектуальный капитал» является знание в различных формах и видах, однако интеллектуальный капитал как категория имеет самостоятельное теоретическое и практическое значение, и поэтому, определять знание с помощью совокупности знаний организации, то есть через интеллектуальный капитал, не совсем корректно.

Если провести анализ трактовки сущности понятия «знание», то можно выделить подходы к определению понятия «знание», а также выделить основные сущностные признаки этих подходов (табл. 1).

Можно сделать вывод о том что определение понятия «знание» базируется на соответствующих аспектах философии, социологии, экономики, финансов (см. рис и охватывает ресурсную теорию знаний, теорию человеческих отношений, теорию интеллектуального и человеческого капитала, концепции организационного обучения и организации, которые определяется, как окрепшие теоретические основы различных контекстов понятия «знание».

Сторонники философского или фундаментального подхода в определении данного понятия пользуются фундаментальной философской категорией «познания» действительности, которая означает правильное отражение в сознании человека явлений материального и духовного мира, в том числе и явлений общественной жизни.

В общенаучном подходе «знание» — это специфический продукт науки и образования или «это все то, что мы получаем и используем в процессе работы и общения с людьми».

Таблица 1

Подходы и ключевые сущностные признаки к определению понятия «знания» [2]

Подход Сильная сторона Слабая сторона Ключевой сущностный признак

Философский (фундаментальный) Абстрактность, которая не позволяет его использовать как повседневной жизни, так и в экономической деятельности Базируется на фундаментальной философской категории «познание» Познание действительности

Общенаучный Иллюстративность, разноплановость, которая препятствует четкому представлению и обобщению Расширение мировоззрения научных работников Продукт науки и образования

Ресурсный Понимание ресурса в различных контекстах: организации человека, управления, власти Использование термина «знание-ресурс» соответственно к человеку и определение его как фактора хозяйственной деятельности Специфический, уникальный, интеллектуальный ресурс человека

Экономика предприятий

Продолжение таблицы 1

Подход

Сильная сторона

Слабая сторона

Ключевой сущностный признак

Информационный

Взаимозаменяемость терминов «информация» и «знания» о человека. Рассматривается с позиции организационного знания

Признание информации специальным носителем знания, а превращение ее в новое знание осуществляет человек

Специфический носитель предметного знания

Финансовый

Использование для определения таких самостоятельных категорий, как, «интеллектуальный актив», «интеллектуальный капитал», «нематериальный актив», в которых знания рассматриваются предметными, то есть организационными

Признание совокупных знаний организации

Важнейший актив организации

Понимание знания исключительно с экономической точки зрения

Экономико-производственный

Отображение основного производственного отношения, которое складывается в организации в отношении знания работника как его частной собственности и создания им экономической ценности. Определение понятия «знание» как экономической категории

Производительная сила, средство труда, нацеленность на результат, частная собственность человека как носителя знания,

специфический товар

Одностороннее понимание знания с позиции его социальной природы

Социально-гуманистический

Свойственность основному носителю-человеку как отдельному существу социума: социальная природа самого знания; неотделимость от человека; используется в пределах институтов, к которым относится человек. Отображение основного социального отношения между социальной природой самого знания и его собственником-человеком. Признание понятия как категории социальной

Неотделимость от своего владельца и носителя — человека, социальная природа самого знания как продукта общественно-экономических и политических отношений

Ресурсный подход к определению понятия «знание» основан на ресурсной теории. В такой постановке ресурсный подход означает, что знания сами по себе не имеют ценности. Они приобретают ее только будучи воплощенными в человеке, который является носителем этого ресурса.

Информация является специфическим носителем знания, однако отбирать полезную информацию, обобщать, классифицировать, превращать в новое знание способен только человек, так как новое знание является продуктом его деятельности. Понятия «информация» и термин «знание» тесно взаимосвязаны, но они не являются взаимозаменяемыми.

Финансовый подход рассматривает термин «знание» с позиции таких самостоятельных категорий, как «интеллектуальный актив», «интеллектуальный капитал», а так как эти понятия являются самостоятельными определениями, поэтому принятие финансового подхода за базу является не целесообразным.

Экономико-производственный подход является наиболее распространенным среди ученых, но рассматривая знания с точки зрения экономической сущности можно сказать что, знание само по себе не имеет ценности, оно становится экономически целесообразным только в соответствующей среде. Если рассматривать этот признак относительно целей предприятия, то такими конкретными действиями можно с читать создаваемые экономические ценности, которые потребители определяют конкурентным продуктом.

Рассматривая социально-гуманистический подход можно сказать, что основными сущностными признаками у определения понятия «знание» является, во-первых, свойственность знания его основному носителю — человеку, как отдельному существу социума, во-вторых, создание знания

Библиографический список

человеком происходит в единстве социально-экономических отношений, в-третьих, знание человека как носителя определенных функций и социальных ролей рассматривается в контексте институтов, к которым оно принадлежит.

Оценивание ключевых сущностных признаков относительно предметной области исследования предполагает сопоставление признаков с границами предметной области по следующим принципам:

- человек является основным носителем знания, а знание, в свою очередь, неотделимо от человека;

- использование знания человеком происходит в пределах институтов, к которым он относится, в нашем случае — это производственная организация;

- знания человека в процессе трудовой деятельности в пределах предприятия превращаются в специфический товар и коммерциализируются в процесс создания нового знания экономической ценности, когда оно попадает в рыночный оборот;

- знание человека имеет социальную природу и является продуктом единства социально-экономических и политических отношений.

Выводы. Разнообразие понятия «знание» дает возможность по содержательным признакам выделить соответствующие подходы: философский (фундаментальный), общенаучный, ресурсный, информационный, финансовый, экономико-производственный, социально-гуманистический. Рассмотрев ключевые сущностные признаки этих подходов можно сделать вывод о единстве носителя знания — человека — и созданного им экономического результата, которое имеет принципиальное значение, поскольку позволяет рассматривать «знание» как стойкое социально-экономическое явление, как постоянно воспроизводственное качество, воплощенное в человеке.

1. Амидон Дебора. Глобальный импульс стратегии знаний [Электронный ресурс] / Дебора Амидон // I3 UPDATE Special Edition. February 1999. — Режим доступа : http://www. skyrme. com/updates/se0299. htm.

Экономика предприятий

2. Гриньов, А. М. Використання компетенттстного тдходу у менеджментi знань пращвниюв тдприемтсва [Текст] : дис. ... к-та екон. наук : 08.00.04 /А. М. Гриньов ; Схiдноукр. нацюн. ун-т ím. В. Даля. — Луганськ, 2012. — 255 с.

3. Маркс, К. Сочинения [Текст]. В 50 т. Т. 46. Ч. 2 /К. Маркс, Ф. Энгельс. — [2-е изд.]. — М. : Государственное издательство политической литературы, 1981. — 618 с.

4. Петти, В. Экономические и статистические работы [Текст] / В. Петти. — М. : Соцэкиздат, 1940. — 320 с.

5. Рикардо, Д. Сочинения [Текст]. В 5 т. Т. 1 /Давид Рикардо. — М., 1995. — 365 с.

6. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] / А. Смит. — М. : Соцэкиздат, 1962. — 684 с.

© Клецова Е. В. © Крупко В. И.

Рекомендована к печати к.э.н., доц. каф. ЭиУ ДонГТУ Жилиной М. В., нач. управления экономики, рыночных отношений и собственности Администрации г Алчевска ЛНРГребеньковой С. П.

Статья поступила в редакцию 22.05.20.

PhD in Economics Kletsova E. V., PhD in Economics Krupko V. I. (DonSTU, Alchevsk, LPR, seventen@mail. ru)

APPROACHES TO THE DEFINITION OF "KNOWLEDGE"

Knowledge is becoming the main and only significant resource that as today and in the future will determine the competitive advantages of nations and countries in the system of world economic relations. The process of understanding the new role and place of knowledge in the resources of economic activity is complex and multifaceted and requires comprehensive research aimed primarily at developing the theoretical foundation of a new direction in the enterprise management system — knowledge management. The article considers the main approaches to defining "knowledge ", as well as their key essential features.

Key words: knowledge, staff, approaches, essential features, intellectual capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.