Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ТРУДА КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ЕГО РАЗДЕЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ТРУДА КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ЕГО РАЗДЕЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗПОДіЛ ПРАЦі / ЛЮДСЬКИЙ ФАКТОР / ЛЮДСЬКИЙ КАПіТАЛ / іНТЕЛЕКТУАЛіЗАЦіЯ ПРАЦі / ЕФЕКТИВНіСТЬ ПРАЦі / ПРОБЛЕМИ ВИВЧЕННЯ іНТЕЛЕКТУАЛіЗАЦії ПРАЦі / РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ТРУДА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА / ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ТРУДА / LABOR DIVISION / HUMAN FACTOR / HUMAN CAPITAL / INTELLECTUALIZATION OF LABOR / LABOR EFFICIENCY / PROBLEMS OF STUDYING THE INTELLECTUALIZATION OF LABOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булеев Е.И., Рябыкина Н.И., Ревва А.Н.

Розглянуто сутність і зміст розподілу праці як безперервну функцію економічного розвитку всіх суспільно-економічних формацій. Особливу увагу приділено розподілу праці на різних етапах капіталістичного способу виробництва, в яких він виступає у формі людського капіталу. Доведено, що в постіндустріальній економіці пріоритетним напрямом є інтелектуалізація праці, а індустріальне суспільство переростає в суспільство знань. Розглянуто основні напрями інтелектуалізації праці на макро- і мікрорівнях. Наведено напрями подальших досліджень у галузі інтелектуалізації праці.Рассмотрены сущность и содержание разделения труда как непрерывная функция экономического развития всех общественно-экономических формаций. Особое внимание уделено разделению труда на различных этапах капиталистического способа производства, в которых оно выступает в форме человеческого капитала. Доказано, что в пост-индустриальной экономике приоритетным направлением является интеллектуализация труда, а индустриальное общество перерастает в общество знаний. Рассмотрены основные направления интеллектуализации труда на макро- и микроуровнях. Приведены направления дальнейших исследований в области интеллектуализации труда.The essence and content of labor division as a continuous function of the economic development of all socio-economic formations are considered. Special attention is given to the labor division at various stages of the capitalist method for production, in which it acts in the form of human capital. It is proved that the intellectualization of labor is the priority in the postindustrial economy, and the industrial society grows into a knowledge society. The guidelines for the intellectualization of labor at the macro and micro levels are considered. Areas for further research in the field of intellectualization of labor are noted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Булеев Е.И., Рябыкина Н.И., Ревва А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ТРУДА КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ЕГО РАЗДЕЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

8. Пшецька С.Т. Органiзацiйно-економiчний MexaHi3M реал> зацiï CTpaTeriï забезпечення iнновацiйноï активносп aвiamдприeм-ства. Економ1чний в1сник. 2016. №1. С. 102-109.

9. Наукова та шновацшна дiяльнiсть Укрaïни : Статистичний збiрник / за ред. О. О. Кармазша. Киïв: Державна служба статистики Украши, 2016. 255 с.

10. Зовшшня торгiвля Украши у 2016 рощ : Статистичний 36ipH^; за ред. А Фризоренко. Кшв: Державна служба статистики Украши, 2017. 151 с.

11. Innovation Union Scoreboard (2011-2017) // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/growth/industry/innovation/factsfigu res/scoreboards_en.

12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/nauka-i-innovatsii/ofitsialnye-publikatsii_3/index_5129/.

13.Korytko Т., Kruk E. Theoretical Aspects defining of the potential competitive ness of enterprises. Економ1чний в1сник Донбасу. 2016. № 4 (46). С. 115-119.

Надшшла до редакцИ' 22.09.2017р.

Е.И. Булеев, к.э.н., Н.И. Рябыкина, к.э.н., А.Н. Ревва, к.э.н.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ТРУДА КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ЕГО РАЗДЕЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ1

К концу ХХ в. экономически развитые страны мира достигли наилучших социально-экономических показателей, которые способна обеспечить материально-техническая база индустриального промышленного капитализма, соответствующие организации труда и сформировавшийся средний слой граждан.

1 Дослщження виконано в рамках НДР 1ЕП НАН Украши «Мехашзми забезпечення швестицшно'1 активност тдприемств для виробництва продукци з ви-сокою доданою вартютю» (2015-2018 рр., номер держреестрацп 0115U001639).

© Е.И. Булеев, Н.И. Рябыкина, А.Н. Ревва, 2017

Передовые страны вступили в третью научно-техническую революцию, перешли к V технологическому укладу (ТУ), освоению технологий VI ТУ. Возросло значение роботизации, ИКТ, автоматизации производства в росте эффективности производства, повысилась роль высококвалифицированных специалистов, наблюдаются процессы вытеснения из производства неквалифицированных и низкоквалифицированных работников. Начиная с 70-х годов ХХ в. уменьшается средний слой работников (средний класс), практически не растёт средняя заработная плата наёмных работников, снижается качество социальных программ и их количество. Указанные процессы проявляются как на уровне общества, так и на предприятиях. Для последних характерны быстрый рост автоматизации и роботизации, ИКТ, цифровых технологий в производстве и управ -лении. Всё это требует более глубоких исследований процессов, получивших в теории и практике определение "интеллектуализация труда".

Цель статьи- анализ сущности и процессов интеллектуализации труда на промышленных предприятиях, определение основных направлений дальнейшего развития интеллектуализации труда в промышленности.

Эффективность производства непосредственно связана с разделением и кооперацией труда. Этой проблеме посвящены многие исследования и публикации, начиная от мыслителей древности (Сократ, Ксенофонт, Платон и др.) [1; 2], основоположников классической политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) [3-7] и заканчивая современными зарубежными и отечественными учеными. В сегодняшних условиях продолжаются углубление и ускорение разделения труда на мега-, макро- и микроуровнях. Последнее приводит к многократному увеличению количества профессий, которые могут быть сгруппированы в системах физического и умственного труда. В ХХ и ХХ1вв. наблюдается опережающий рост умственного труда относительно темпов роста и дифференциации труда физического. Индустриальный этап развития промышленности характеризовался большим удельным весом труда физического. Начиная с середины ХХ в. опережающими темпами развивается умственный труд, имеет место интеллектуализация производства. В условиях капиталистического производства умственный труд становится, как и все прочие факторы производства, товаром, а труд - капиталом. Исследованию умственного труда посвящены работы социологов, психологов, экономистов,

физиологов и др. Современные экономисты исследуют человеческий капитал, интеллектуальный капитал, однако их оценка весьма поверхностна, что отмечает П. Друкер [8].

По мнению многих экономистов интеллектуальный капитал (ИК) становится основой богатства общества, определяет конкурентоспособность экономических систем, выступая ведущим ресурсом их увеличения и развития, определяет состояние активов материального и нематериального характера. Последние достигают 5080% совокупной стоимости предприятий и выпускаемых ими товаров.

Исследования проблем ИК относят к 70-м годам ХХ в. Впервые термин " интеллектуальный капитал" использовал Дж. Гелбрейт [9, с. 128]. Более детально данную категорию исследовал Т. Стюарт, определяя ИК как сумму знаний всех сотрудников компании, обеспечивающих её конкурентоспособность [10, с. 11]. Дальнейшее развитие теория ИК получила в работах зарубежных и отечественных специалистов [11-19]. Однако остаётся ряд нерешённых проблем относительно измерения ИК, формирования системы мотивации его развития. Ещё больше вопросов возникает в области практического использования ИК в работе промышленных предприятий постсоциалистических стран, в том числе Украины.

Экономические энциклопедические издания определяют разделение труда как исторически определённую систему общественного труда, складывающуюся в результате качественной дифференциации трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящая к обособлению и сосуществованию различных её видов. Формы разделения труда соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Это один из важнейших факторов повышения производительности труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определённого вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами труда любого другого конкретного вида [20, с. 447]. Разделение труда - дифференциация, специализация трудовой деятельности, приводящая к выделению и осуществлению различных её видов. При вертикальном разделении труда происходит разделение по уровням, например, разделяются производство и управление. При горизонтальном делятся виды работ в пределах одного уровня, например, выделяются изготовление, обработка деталей изделия и сборка изделия из этих деталей. Особое место занимает международное разделение труда [21, с. 593]. Техническое разделение труда - расчленение 22

труда на ряд частичных функций, операций в пределах предприятия, организации. Общественное разделение труда - дифференциация в обществе различных социальных функций, выполняемых определёнными группами людей, и выделение в связи с этим различных сфер общества (промышленность, сельское хозяйство, наука, искусство, город и деревня и т.д.), которые, в свою очередь, делятся на более мелкие отрасли. Общественное и техническое разделение труда находит выражение в его профессиональном разделении [22, с. 1109].

Приведенные в энциклопедических изданиях дефиниции разделения труда являются приемлемыми для всех научных экономических школ и общественно-экономических формаций (ОЭФ). Основные виды разделения труда - это разделение труда внутри общества и внутри предприятия. Они взаимосвязаны и разделяются на подвиды, (отрасли промышленности). Последние делятся на частные (деление отрасли на подотрасли и предприятия) и единичные (внутри предприятия). Общее, частное и единичное разделение труда неотделимы от профессионального разделения труда. Разделение труда на физический и умственный характерно для всех его видов и подвидов, всех ОЭФ. Но в каждом случае физический и умственный труд имеет различные качественные и количественные характеристики, различно и их соотношение. В докапиталистических ОЭФ господствующее положение занимал труд физический. Становление капиталистической ОЭФ сопровождалось бурным ростом разделения труда в рамках предприятий, отраслей, национальных государств и всего мира. А. Смит рассматривал разделение труда исходным пунктом всей экономической системы. В своей работе [4] онпроанализировал все главные типы разделения труда: в пределах отдельной мануфактуры, между отраслями, между городом и деревней, между промышленностью и торговлей, между умственным и физическим трудом, между различными регионами и целыми национальными хозяйствами [20, с. 447]. А. Смит исследует труд рабочего, т. е. речь идёт о физическом труде, который подавляет личность, превращает рабочего в придаток машины. Выход из данной ситуации учёный видел в росте образования, профессионального мастерства, т.е. придании физическому труду некоторых черт умственного, его расширении и углублении.

Противоположность между умственным и физическим трудом появилась в рабовладельческой ОЭФ. Она обострилась в феодальной ОЭФ, достигла своего максимума в эпоху индустриального капитализма. В это время количественно и качественно изменяется

и физический труд, и умственная деятельность. Индустриальный этап развития требовал квалифицированных наёмных работников. Основная масса рабочих имела общее среднее образование и профессиональный опыт, подготовку. Увеличилось количество и качество работников умственного труда. Наука стала непосредственной производительной силой. Возрос уровень заработной платы всех категорий работников. Сформировался средний класс (средний слой общества), в отдельных странах в 60-70-е годы ХХ в. он составлял до 70% населения. Формировалось общество потребления. Наука и бизнес уделяет в это время серьёзное внимание теории и практике формирования и реализации человеческого капитала. В некапиталистических странах осуществляются исследования роли человеческого фактора в обеспечении эффективности производства.

Как отмечалось выше, первую попытку оценки человеческого капитала сделал У. Петти в работах "Политическая арифметика" (1690 г.) и "Экономическая статистика труда" [22]. Примерно через 200 лет к этому вопросу обратились Э. Энисол (немецкий статистик) и английский экономист Дж. Николсон, а затем А. Маршалл (США). На рубеже 60-х годов ХХ в. в условиях быстрого роста НТП, освоения ГУ-УТУ возникла и получила развитие теория человеческого капитала - теория, объединяющая различные взгляды, идеи, положения о процессе формирования, использования знаний, навыков, способностей людей как источника будущих доходов и присвоения экономических благ [23, с. 179]. Макроэкономический фундамент теории человеческого капитала заложил лауреат Нобелевской премии в области экономики Г. Беккер (США) в работах "Человеческий капитал, фертильность и экономический рост" (1990 г.), "Фертильность и экономика" (1992 г.), "Обучение, труд, качество рабочей силы и экономика" (1992 г.). Общая идея работ Г. Беккера заключается в том, что, принимая решения в своей текущей жизни, человек руководствуется экономическими соображениями, хотя не всегда это осмысливает, понимает. Учёный утверждает, что рынок идей и мотивов функционирует по тем же закономерностям, что и рынок товаров: спрос и предложение, конкуренция, инвестиции и т.п. На примере подготовки и обучения Г. Беккер разработал методы оценки эффективности затрат на это семьи, фирмы, государства, осуществил практические расчёты, определил сферу (область) их применения, определил общее и особенное между специальными и общими инвестициями в человека.

Некоторые учёные оппонируют подходам Г. Беккера. Среди них С. Мочерный, который отмечает в теории Г. Беккера следующие недостатки:

аморфное толкование сущности капитала, к которому отнесено не только всё, что окружает человека, но и отдельные черты самого человека;

игнорирование того факта, что издержки на развитие образования, приобретение квалификации и т.п. формируют лишь способность к труду, рабочую силу соответствующего качества, а не сам капитал;

ошибочность положения о том, что такой капитал неотделим от самого человека;

необоснованность ряда положений теории структуры человеческого капитала, в частности, некорректность отнесения к элементам этой категории поиска необходимой информации об уровне цен и доходов, поскольку такой поиск не всегда является успешным, о чём свидетельствует значительное количество безработных в большинстве стран;

положение, согласно которому для преобразования приобретённых знаний, опыта, творческих способностей и прочих элементов человека-работника на будущие доходы и присвоения экономических благ наёмный работник должен постоянно работать, следовательно, источником таких доходов является не сам по себе уровень образования, квалификации, а труд человека и др.

Кроме того, теория человеческого капитала имеет ярко выраженную идеологическую направленность [23, с. 183 - 184].

Приведенная информация свидетельствует о достаточно высоком уровне разработанной теории, а также о некоторых успехах её использования на макроуровне и уровне субъектов экономических отношений (государство, регион, предприятие, домохозяйство).

В Украине, как и в других постсоциалистических странах, исследования проблемы "человеческого фактора" переросли в исследования "человеческого капитала" в 90-е годы ХХ в. и продолжаются в настоящее время. Это естественно, поскольку идут процессы трансформации социалистических отношений, социалистического общества в капиталистические. Отечественные исследователи проблем человеческого капитала находятся в сфере влияния зарубежных исследователей данной проблемы с учётом временного лага, несколько отставая от зарубежных коллег. Человеческий капитал рассматривается некоторыми отечественными исследователями как умственные и физические способности человека, интеллектуальные

способности и практические навыки, полученные в процессе образования и практической деятельности. Человеческий капитал предприятия - это коллектив, владеющий запасом знаний, умений, навыков с выраженными творческими способностями, стремящийся постоянно повышать свой интеллектуальный и профессиональный уровень, способность человека к участию в процессе производства [18]. По мнению Т. Кирьяна, главной составляющей человеческого капитала является интеллектуальный. Кроме того, человеческий капитал включает: знания, опыт, информацию, интеллектуальную собственность, всё то, что касается самого человека; внутреннюю и внешнюю интеллектуальную структуру организации (организационная культура, имидж предприятия и т.д.) [25, с. 72]. Другие исследователи отмечают, что на эффективность деятельности предприятия влияет не только развитие человеческого капитала, но и конкретные условия, культура, деловая практика. В целом организационная структура обеспечивает наиболее глубокое влияние на рабочую среду, содержание труда и на отдельного сотрудника по схеме " работник - работа - рабочая среда - организационная среда" [26, с. 98-99]. Названные выше авторы справедливо отмечают, что категория "человеческий капитал" "выросла" из категорий "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "трудовой потенциал", "человеческий фактор", "человеческие ресурсы" и т.п. Главные задачи экономической категории "человеческий капитал": смягчение противоречий между собственниками средств производства, наёмными работниками, между властными группами и основной массой населения; развитие творческого подхода трудящихся к труду; обеспечение у человека потребности в самореализации; обеспечение возможности самореализации человека; развитие творческого подхода работников к труду, качеству его исполнения.

Необходимость творческого подхода работников к производству вызвала повышение их самостоятельности и ответственности за выполняемую работу; активное участие в принятии управленческих решений; непосредственную заинтересованность в результатах труда, что обусловливает стратегический курс на высокий уровень образования, квалификации и этики работников; предоставление широкому кругу работников условий для расширения знаний, непрерывного повышения профессионального мастерства, самовыражения; использование пакетов многообразных программ мотивации и развития организационной культуры. Это достигается путём перехода к современным технологиям новых ТУ, улучшения усло-

вий труда, повышения качества рабочей силы, организации производства, самоорганизации руководителей и исполнителей и др. И лучше вести речь не о человеческом капитале, а об интеллектуализации труда, формировании общества знаний.

В работе "Экономическое эссе" [27] нобелевский лауреат в области экономики В. Леонтьев писал, что "экономическую динамику можно рассматривать как эволюцию научно-технического прогресса и "онаучивания" рабочей силы и труда". Он открыл принцип параллельного движения в развитии экономики двух исключающих факторов производства - машин и человека. Ученый отмечал, что внедрение машин происходит с принятием одновременно на работу высококвалифицированных рабочих. То есть речь идёт об интеллектуализации труда в результате НТП и развитии НТП вследствие интеллектуализации труда. В работах экономистов конца ХХ - начала ХХ1 в. зарождается положение о том, что вначале в головах людей появляется мысль (замысел, идея), она прорабатывается, обретает научное обоснование, форму, достаточную для практической реализации (проекты), реализуется в производстве. Поэтому в теории и практике развитых стран как мейнстрим формируется проблема интеллектуализации на мега- и микроуровнях, общества знаний. Именно такой подход постепенно теснит теорию человеческого капитала, поскольку последний характерен для капитализма индустриального этапа его развития и не отражает процессы динамики "человеческого" фактора в постиндустриальном, постэкономическом обществе, обществе цифровой экономики, экономики знаний, обществе знаний.

Термин "экономика знаний" введён в 1962 г. Ф. Махлуком (США) в применении к одному из секторов экономики. Сейчас этот термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста [28]. Применяются также понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное общество", "электронная" и "цифровая экономика", "интеллектуальная экономика" и т.п.

Знания переворачивают экономическую картину мира: теорию и практику. Если в конце Х1Х - начале ХХ в. утвердилось понятие о том, что наука стала непосредственной производительной силой, то сейчас можно говорить, что в постиндустриальной экономике производство становится естественной составляющей науки, развиваясь вместе с ней.

Знание - это продукт, с одной стороны частный, который может присваиваться, с другой - общественный, принадлежащий всем. Поэтому имеется два подхода к их измерению: по затратам на их производство и по рыночной стоимости от их использования (продажи, применения и т. п.).

Особенность экономики знаний заключается в неразделимости триады рынков (рынка знаний, рынка услуг и рынка труда).

Неотделимое или неявное знание (tacit knowledge) - знание, которое невозможно отделить от его носителя (индивида, коллектива). Но коллективы легко уничтожить (что и происходит в Украине), а это ведёт к уничтожению знания.

Нужен инновационный менеджер, который "нутром" чувствует прорывное направление и знает как превращать фундаментальные исследования в деньги. Без участия государства запрос и спрос на знания реализовать не удастся.

Е. Велихов полагает, что популяризация знаний должна быть поставлена на государственный уровень, а достижения науки укрепляют государство. Так, население США составляет 5% от мирового, ВВП = 20%, расходы на НИОКР > 40% мировых (2002 г.).

Ю. Осипов утверждает, что организация спроса на знания является прямой функций государства.

Базовое финансирование науки - это фактически плата за репутацию института.

Общество знаний возникает и функционирует как результат интеллектуализации общества, производства, общественных отношений. Базисом общества знаний и экономики знаний являются духовность, ценности, интеллект.

Понятие "интеллект" тесно связано с понятием "знание", которое является также и важнейшей составляющей интеллекта, обеспечивает процесс интеллектуализации как общества в целом, так и труда.

Интеллектуализация труда - это процесс, постоянно обогащающийся знаниями и находящийся в динамичном состоянии, основными факторами его развития выступают образование, готовность беспрерывного его повышения, генетические способности и учёт опыта предшествующих поколений.

Интеллектуальный труд - одна из разновидностей труда, направленная на изменение информации, присущей объектам окружающего мира, это увеличение доли интеллектуального (умственного) труда в деятельности человека, коллектива, общества.

Основные черты интеллектуализированной трудовой деятельности:

замена физических перемещений (90% из-за информации) движением сообщений;

возможность трудиться дома, а отсюда - резкое сокращение инфраструктуры и затрат по её обслуживанию;

переподготовка больших масс населения в течение всей жизни;

резкий рост оплаты интеллектуальности труда; проблема профессиональных безработных "поневоле"; переход от рассматривания вкладывания средств в развитие человека, работника от понимания как издержек, затрат к пониманию как инвестиций в развитие.

Интеллектуальная производственная деятельность на 90% связана с умственным трудом работников. Интеллектуализация предприятий - это интеллектуализация персонала (труда) и наукоёмкое производство (интеллектуальная продукция); компетентность и желание работника использовать свой потенциал наилучшим образом для достижения цели организации.

Выводы. Разделение труда является сложным социально-экономическим явлением, определяющим все этапы развития общества, обеспечение эффективности производства. Оно интегрирует углубление специализации конкретных субъектов, их профессиональную особенность и кооперацию; присуще всем ОЭФ и проходит этапы от превалирования физического труда до приоритета труда умственного. Последний в большей степени характерен для постиндустриального общества, экономики знаний, цифровой экономики, поэтому правомерно смещение мейнстрима исследований человеческого фактора от человеческого капитала к интеллектуализации.

Необходимо принять соответствующие недостающие законодательные акты, нормативную документацию, организовать во всех формах образования их изучение, переподготовку кадров, создать систему пожизненного непрерывного повышения квалификации работоспособного населения. Целесообразно разработать принципы и методы оценки интеллектуального труда, мотивации работников в интеллектуализации труда и производства, создать систему стимулирования работоспособного населения в повышении интеллектуализации труда и быта, что обеспечит дальнейший рост эффективности производства, качества жизни трудящихся и населения.

Литература

1. Столяров Д. Д. Из истории античных экономических теорий. Ташкент, 1966.

2. Полянский Ф. Я. Экономическая мысль древней Греции. Москва, 1974.

3. Петти У. Экономические и статистические труды. Москва: Соцэкгиз, 1940.

4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики: в 2-х т. Москва: Эко-нов, 1991. Т. 1. С. 79-396.

5. Смит А. Теория нравственных чувств. Москва: Республика,

1997.

6. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Антология экономической классики: в 2-х т. Москва: ЭКОНОВ, 1991. Т. 1. С. 397 - 473.

7. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Книга 1: Процесс производства капитала. Москва: Политиздат, 1978. 908 с.

8. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХ1 веке; пер. с англ. Москва: ИД "Вильямс", 2001. 272 с.

9. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. Москва: Прогресс, 1969. 480 с.

10. Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации; пер. с англ. В. Ноздриной. Москва: Поколение, 2007. 368 с.

11. Брунинг Э. Интеллектуальный капитал; пер. с англ.; под ред. Л. Н. Ковагина. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

12. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. Москва: "Academia" - "Наука", 1998. 640 с.

13. Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. Москва: Акционер, 2002. 200 с.

14. Чухно А. А. 1нтелектуальний каттал: сутшсть. форми i за-кономiрностi розвитку. Економта Украгни. 2002. № 11. С. 48 - 55.

15. Злунко С. Персонал^ i теорИ украгнськог економ1чног думи. Львiв: Свросвгг. 2002. 528 с.

16. Клименко А. Нематерiальнi активи: вiд придбання до лi-^дащю. Харюв: Фактор, 2005. 320 с.

17. Антонюк В. П. Формування та використання людського капталу в Украгм: соцiально-економiчна оцтка та забезпечення

розвитку: монографiя; НАН Украши, 1н-т економши пром-стi. До-нецьк, 2007. 348 с.

18. Булеев 1.П. Стратег1я управления ттелектуалъним кат-талом тдприемств : монографiя / 1.П. Булеев, А.Я. Берсуцький, 1.В. Бриль / НАН Украши. 1н-т економши пром-стi. - Донецьк: ДонУЕП, 2013. - 207 с.

19. Хроменков Н. Л. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. Москва: Педагогика, 1989. 192 с.

20. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия; гл. ред. А. М. Румянцев. Москва: "Советская энциклопедия", 1979. Т. 3. 624 с.

21. Борисов А. Б. Большой энциклопедический словарь. Москва: Книжный мир, 2003. 895 с.

22. Советский энциклопедический словарь; науч.-ред. совет: А. М. Прохоров (пред.). Москва: "Советская энциклопедия", 1981. 1600 с.

23. Довбенко М. В. Сучасна економ1чна теор1я (Економiчна нобелелопя): навч. поаб. Кшв: ВЦ "Академiя", 2005. 336 с.

24. Бриль I. В. Еволюцюнування теори людського каш-талу: Основните проблеми насъвременната наука - 2009: материали за V международна научна практична конференщя. 17 - 25 април 2009. Том 9. Икономики. София "Бял Град - БГ" ООД, 2009. С. 60 -62.

25. Кирьян т. Человеческий капитал в истории экономической мысли. Экономика Украины. 2008. № 9. С. 64 - 73.

26. Джой-Меттьюз Д., Меггисон Д., Сюрте М. Развитие человеческих ресурсов. Москва: "Эксмо", 2006. 429 с.

27. Леонтьев В. В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика; пер. с англ. Москва: Политиздат, 1990. 415 с.

28. Макаров В. Л. Экономика знаний: уроки для России. Вестник РАН. 2003. Т. 73. № 5. С. 450.

Поступила в редакцию 21.08.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.