Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В КОНТЕКСТЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛИ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ БЕДНОСТИ В РОССИИ'

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В КОНТЕКСТЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛИ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ БЕДНОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
359
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КРИТЕРИИ НУЖДАЕМОСТИ / БЕДНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаджиев О.М.

В научной статье представлен анализ методик определения бедности, проведенный отечественными учеными. Автор рассматривает актуальное нормативно-правовое регулирования вопроса о методах определения граждан, нуждающихся в социальном обеспечении. В работе представлен обзор различных подходов и методов, используемых для определения нуждаемости гражданина в мерах социальной поддержки. Автором сформулирован набор критериев для формирования портрета получателя средств (средний/медианный доход по области профессиональной деятельности, размер уже получаемых средств государственной поддержки и их основания, уровень (доступность) образования и возможность переквалификации, возраст получателя средств, количество свободного времени, способность к труду).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гаджиев О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO IDENTIFYING CITIZENS IN NEED OF SOCIAL SUPPORT MEASURES IN THE CONTEXT OF ACHIEVING THE NATIONAL GOAL OF REDUCING POVERTY IN RUSSIA

The scientific article presents an analysis of methods for determining poverty, carried out by domestic scientists. The author considers the current regulatory and legal regulation of the issue of methods for determining citizens in need of social security. The paper presents an overview of various approaches and methods used to determine the citizen's need for social support measures. The author formulated a set of criteria for forming a portrait of the recipient of funds (average / median income in the field of professional activity, the amount of state support funds already received and their reasons, the level (accessibility) of education and the possibility of retraining, the age of the recipient of funds, the amount of free time, the ability to work).

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В КОНТЕКСТЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛИ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ БЕДНОСТИ В РОССИИ»

Подходы к определению граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки в контексте достижения национальной цели по снижению уровня бедности в России

Гаджиев Осман Магомедович

студент финансового факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, os_gadzhiev@mail.ru

В научной статье представлен анализ методик определения бедности, проведенный отечественными учеными. Автор рассматривает актуальное нормативно-правовое регулирования вопроса о методах определения граждан, нуждающихся в социальном обеспечении. В работе представлен обзор различных подходов и методов, используемых для определения нуждаемости гражданина в мерах социальной поддержки.

Автором сформулирован набор критериев для формирования портрета получателя средств (средний/медианный доход по области профессиональной деятельности, размер уже получаемых средств государственной поддержки и их основания, уровень (доступность) образования и возможность переквалификации, возраст получателя средств, количество свободного времени, способность к труду). Ключевые слова: государственная поддержка, меры социальной поддержки, принципы социальной поддержки, социальная политика, критерии нуждаемости, бедность населения.

со см о см

О!

Бедность является одной из наиболее острых социально-экономических проблем в Российской Федерации, которая негативно сказывается на качестве жизни граждан. Согласно Указу Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», борьба с бедностью является одной из приоритетных задач государства.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человеческие права и свободы являются высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод гражданина - обязанность государства. Россия - социальное государство, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека [1].

По мнению автора статьи, эффективность определения граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки, прямо пропорциональна результативности мер борьбы с бедностью, настоящее исследование является актуальным.

Работа базируется на отечественной научной литературе в области мер социальной поддержки государства, её принципов и форм организации [13,14]. Научные работы, посвящён-ные определению нуждающихся в социальной поддержке, были проанализированы на основе использования 3 критериев: методы определения нуждающихся, критерии нуждаемости и методы сокращения количества нуждающихся (таблица 1).

Несмотря на многогранность затрагиваемых в работах тем, все авторы сосредоточены на определении и выявлении проблемных зон сферы предоставления мер социальной поддержки в России. Ознакомление с исследованиями показало, что основной акцент сделан на теоретико-организационных аспектах, а финансовая составляющая проблемы рассмотрена недостаточно. В связи с этим, проведение комплексных исследований, которые охватывали бы проблематику адресной социальной помощи с учетом теоретико-методологических, организационных и финансовых аспектов, представляется крайне важным, особенно в условиях нестабильной конъюнктуры.

Таблица 1

Подходы к определению граждан нуждающихся в социальной под-

О Ш

т х

<

т о х

X

Автор Критерии сравнения

Метод определения нуждающихся Критерии нуждаемости Метод сокращения количества нуждающихся

Хайринисо Хусанова исследовательское обоснование необходимости региональной поддержки социальной защиты нуждающихся слоев населения - прожиточный минимум; - удовлетворение первичных потребностей; - доступность образования, медицины. - внедрение современных информационно коммуникационных технологий в систему социальной защиты населения, - увеличение автоматизации системы предоставления государственных социальных услуг и помощи социально уязвимым слоям населения

Кукушкина М. С. метод определения нуждаемости - доступность образования, медицины; усиление адресности предоставления мер социальной поддержки за

на основании принципов социальной поддержки - определение степени реализации мер охранительного и правозащитного характера счет исследований и научного обоснования концептуально совершенных мер социальной поддержки

Урусова А. Б. определение нуждаемости на основании соответствия критериям нуждаемости - удовлетворение первичных потребностей - прожиточный минимум обеспечение соответствия государственной поддержки принципу превентивности мер социальной поддержки

Хайдарова М. А. определение нуждаемости на основании международных принципов социальной поддержки - наличие прожиточного минимума; - доступность образования, медицины и социального развития усиление адресности предоставления мер социальной поддержки на основании комплексного анализа нуждаемости в государственной помощи

Кравченко Е. В. адресное определение нуждаемости на основании точного анализа материального положения - доступность образования, медицины; - наличие свободного времени обеспечение сбалансирования категориальной и адресной системы социальной поддержки

Портнова Г. А., Вербицкая Ж. И. определение нуждаемости на основании пласта данных СФР о социальном положении гражданина и ФНС о доходах и уровне обеспеченности. - прожиточный минимум; - удовлетворение первичных потребностей; - доступность образования, медицины - обеспечение роста культуры исключение из списка получателей социальной поддержки тех, кто не относится к категории нуждающихся и в состоянии иметь собственный источник средств к существованию

Андреева Е. И., Бычкова Д. Г., Феоктистова О. А. определение нуждаемости на основании выявления закономерности результатов (эффективности) мер социальной поддержки - прожиточный минимум; - удовлетворение первичных потребностей; - доступность образования, медицины определение и обеспечение нормы регионального дохода для комфортного существования граждан

Источник: составлено автором на основании научных публикаций [6-12].

В России используется несколько подходов к определению граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки: по размеру дохода, по категории населения и по условиям жизни.

Неправильное определение нуждающихся граждан приводит к неравномерному распределению социальных ресурсов и недостаточной поддержке граждан, которые действительно нуждаются в помощи. Для решения этой проблемы необходимо совершенствовать подходы определения граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Для этого необходим анализ существующих программ социальной поддержки и выявление их уязвимых точек, повышение прозрачности процесса признания гражданина нуждающимся в мерах социальной поддержки граждан. Также важно учитывать изменения в экономической и социальной ситуации, своевременно адаптировать критерии и подходы к определению нуждающихся граждан, чтобы эффективно бороться с бедностью в России.

Так, в своих работах Кукушкина М. С. и Урусова А. Б. привели исчерпывающий перечень принципов, на которых основана система социального обеспечения Российской Федерации, а также обозначили критерии оказания мер социальной поддержки [6,7].

В Российской Федерации используются несколько подходов к определению граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки.

1. Категориальный подход. Он заключается в том, что граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, определяются по категориям. Например, безработные, пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды.

Важно отметить, что категориальный подход основывается на критерии «социальная группа». Критерий социальной группы заключается в определении групп граждан, которые имеют особые потребности в социальной поддержке (люди с ограниченными возможностями, дети-сироты, пенсионеры и

др.).

В то же время реализация этого подхода сталкивается с рядом трудностей, которые представлены Тереховой А.Н. [15]. В частности, она обращает внимание на проблему отожествления категориального принципа и принципа нуждаемости, связывая ее с тем, что в Российской Федерации отсутствует методика оценки системы оказания государственной социальной помощи. Решение этой проблемы Терехова А. Н. видит в создании гибкой системы адресной социальной поддержки, которая способна оперативно адаптироваться к изменениям социально-экономической конъюнктуры и усилении адресности оказания помощи социально незащищенным слоям населения [15].

2. Доходный подход. Этот подход определяет потребность в социальной поддержке на основе доходов семьи или гражданина. Обычно устанавливаются пороговые значения доходов, ниже которых гражданин имеет право на социальную поддержку.

Критерии дохода. Для определения граждан, нуждающихся в социальной поддержке, устанавливаются пороги дохода на душу населения. Так, например, в России существует понятие «прожиточного минимума», который определяется в каждом» регионе страны и является минимальным размером средств, необходимым для покрытия основных жизненных нужд. Люди, у которых доход ниже этого порога, в определённых случаях считаются нуждающимися в социальной поддержке.

3. Комбинированный подход. Исходя из названия, он представляет собой комбинацию категориального и доходного подходов. Граждане, попадающие в определенные категории (например, многодетные семьи), имеют право на социальную поддержку независимо от дохода, а граждане, не попадающие в категории, могут получить поддержку, если их доход ниже установленных пороговых значений.

4. Социально-ориентированный подход. Он заключается в том, что социальная поддержка предоставляется гражданам, нуждающимся в ней наиболее сильно с учетом их социального статуса, условий проживания и других факторов. В этом случае, не обязательно соблюдение каких-то жестких категориальных или доходных критериев, но обязательно определение критерия имущественного положения.

Критерии имущественного положения. Получателями мер поддержки могут быть люди, не имеющие жилья, или находящиеся в трудной жизненной ситуации, которые нуждаются в жилищной помощи или материальной помощи.

В России используются все эти подходы в разных сочетаниях в зависимости от цели и задач, которые ставятся перед социальными программами.

По мнению Кравченко Е. В. уровень эффективность реализации принципа адресности основан на правильном определении граждан, нуждающихся в конкретных мерах поддержки, так как более половины бедных (53%) сталкиваются одновременно с тремя или более факторами бедности [10].

В свою очередь, Г.А. Портнова и Ж.И. Вербицкая предполагают, что «следствием реализации принципа адресности при предоставлении социальных пособий должно стать усиление мотивации граждан к трудовой деятельности с целью самостоятельного обеспечения личного благосостояния, что непосредственно повлияет на повышение качества их жизни» [9].

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м «

<

со о

По мнению авторов адресная социальная помощь представляет собой набор мер, целью которых является предоставление материальной поддержки конкретным гражданам, которые действительно нуждаются в этой помощи. Это направлено на преодоление сложных жизненных ситуаций, поддержку их социального статуса и обеспечение полноценной активной жизнедеятельности.

Докладом Минтруда Российской Федерации констатируется количество мер социальной поддержки. Так на федеральном уровне предоставляются около 800 мер ГП, и в среднем 100 мер предоставляются на уровне субъектов Российской Федерации [15].

Андреева Е. И., Бычков Д. Г. и Феоктистова О. А. отмечают принципы, на которых основаны меры социальной поддержки в Российской Федерации, рассматривают влияние принципов, на которых базируются меры социальной поддержки на успешность или эффективность мер этой поддержки [12].

Анализ правового поля, регулирующего подходы к определению, нуждающихся в мерах социальной поддержки граждан, показал, что в Российской Федерации оно представлено рядом нормативных правовых актов. Так, в частности, основополагающими являются федеральные законы «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи в Российской Федерации».

Текстом второй главы упомянутого закона регламентируются категории граждан имеющих право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг (рисунок 1).

Рисунок 1. Категории граждан имеющих право на получение ГП в виде набора социальных услуг

Источник: Составлено автором на основании статьи 6.1. «Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» Федерального закона «О государственной социальной помощи»

Определение граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки, осуществляется органами социальной защиты населения на основе соответствующих документов и заявлений граждан.

Согласно статье 14 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ в редакции от 28.04. 23 основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания, а статьей 15 рассматриваемого закона определяются обстоятельства, при наличии которых гражданин признается нуждающимся. (Рисунок 2)

По нашему мнению, чтобы сократить уровень бедности в стране необходимо выстроить систему социальной помощи основываясь на адресной системе поддержки.

Принцип адресности заключается в целенаправленном предоставлении мер социальной защиты лицам, наиболее

нуждающимся в них, что отличает его от принципа универсальности, предполагающего равномерное распределение мер на всех при категориальном подходе к определению нуждаемости. То есть факт нуждаемости определяется по показателям. Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Обстоятельства признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.

Источник: составлено автором на основании статьи 15 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [3].

1. Доходы. Определение адресатов связано с определенным уровнем доходов, при котором граждане считаются нуждающимися в социальной поддержке. Это может включать доходы от работы, пенсии, пособий и других источников.

2. Показатели имущественного положения. Оценка имущественного положения адресата предполагает наличие или отсутствие недвижимости, автомобилей и других активов.

3. Социальные характеристики. Методы определения адресата учитывает социальные характеристики, такие как наличие инвалидность, статус семейного положения (например, многодетные семьи), возрастные группы и другие факторы.

4. Региональные особенности. Методика определения адресатов учитывает специфику региона и его социально-экономические условия. Различные регионы могут иметь свои критерии и стандарты для определения адресатов.

5. Другие социальные индикаторы. Методы определения адресатов учитывают другие социальные индикаторы, такие как образование, занятость, состояние здоровья и другие факторы, которые могут свидетельствовать о нужде в социальной поддержке.

Следовательно, для повышения эффективности адресной социальной помощи необходимо точно определить финансовое и социальное положения потенциальных получателей и выбрать эффективные формы и методы ее предоставления, то есть сформировать полноценный многофакторный портрет получателя мер социальной поддержки.

Механизм предоставления адресной социальной поддержки представляется нам следующим образом: гражданин направляет заявление в органы социальной защиты населения по месту жительства, но с учетом нового порядка межведомственной коммуникации определения нуждающихся.

Так, например, автор предлагает формировать портрет получателя средств основываясь на ряде критериев.

Во-первых, средний/медианный доход по области профессиональной деятельности. Сбор данных о среднем/медианном доходе по каждой нише профессиональной деятельности в регионе позволит оценить экономическую эффективность региона в целом. Сопоставив доход получателя государственной поддержки с этими данными, определим отклонение его дохода от среднего значения данной ниши. Этот критерий позволит оценить степень нуждаемости получателя.

Во-вторых, размер уже получаемых средств государственной поддержки и их основания. Изучение информации о размере и основаниях уже получаемых средств государственной поддержки, как пособие по безработице, материнский капитал, пенсия и другие выплаты позволит оценить, насколько эти средства покрывают потребности получателя и как они соотносятся с его финансовым положением. То есть при определении размера социальной помощи следует внедрять принцип дифференциации, который предусматривает возможность компенсации разницы между доходами граждан и величиной прожиточного минимума на основе индивидуального расчета для каждого члена семьи.

В-третьих, уровень (доступность) образования и возможность переквалификации. Формирование и анализ информации о доступности образования и возможностях переквалификации в регионе, основанной на социологических опросах. Это позволит оценить жизненную ситуацию получателя государственной помощи и его возможности для повышения квалификации или смены профессии в случае потери работы.

В-четвёртых, возраст получателя средств. Целесообразным представляется учёт возраста получателя средств поддержки в общем профиле гражданина Возраст влияет на экономическую активность и потенциальные источники дохода у человека. Молодые граждане, только начинающие свою трудовую деятельность, часто имеют ограниченный опыт работы и могут столкнуться с трудностями в поиске стабильной и достаточно оплачиваемой работы. В таком случае, молодые люди могут нуждаться в социальной поддержке для обеспечения своих основных потребностей и поддержки в период становления на рынке труда.

С другой стороны, пожилые граждане, вышедшие на пенсию, могут испытывать экономические трудности из-за ограниченного или недостаточного размера пенсии. Возрастные ограничения и ухудшающееся здоровье могут снижать возможности для дополнительного заработка и приводить к увеличению потребности в социальной поддержке для обеспечения базовых жизненных потребностей.

В-пятых, количество свободного времени (на базе профильных опросов получателей средств). Использование критерия на основании проведения профильных опросов или анкетирования получателей средств поддержки для оценки их доступного свободного времени поможет определить, насколько получатель способен уделять время работе или обучению, а также влиять на его жизненный распорядок, а как

следствие определять степень нуждаемости поддержки. «Свободное время, время, которым можно располагать, есть само богатство» [5].

Вследствие того, что рассматриваемый критерий стоит на грани экономических и психологических наук, целесообразно рассмотрение вопроса разных точек зрения.

Так с точки зрения психологии, количество свободного времени может быть одним из факторов, позволяющих оценить, нуждается ли человек в социальной поддержке. Когда у человека ограниченное количество свободного времени, это может указывать на высокую степень занятости и активности в жизни, что свидетельствует о наличии стабильного и достаточного уровня ресурсов для самообеспечения. В таком случае, человек, скорее всего, имеет возможности удовлетворить свои основные потребности без дополнительной социальной поддержки.

С другой стороны, если у человека имеется значительное количество свободного времени, это может указывать на отсутствие занятости, низкую экономическую активность или возможные ограничения в доступе к ресурсам. В таких случаях человек может испытывать трудности в обеспечении своих основных потребностей и нуждаться в дополнительной социальной поддержке.

Однако следует отметить, что количество свободного времени само по себе не является единственным или определяющим фактором для определения нуждаемости в социальной поддержке. Для полной оценки нуждаемости гражданина необходимо учитывать и анализировать иные факторы, такие как доходы, образование, возраст и другие социально-психологические аспекты.

В-шестых, способность к труду. Целесообразно изучение информации о физических или психологических особенностях получателя средств, которые могут влиять на его способность к труду. Оценка его физических возможностей и ограничений в сфере занятости, является важным фактором при определении потребности в социальной поддержке.

Внедрение данной методики определения нуждаемости среди населения представляется возможной в связи с ускорением процессов цифровизации государственных финансов.

По итогам проведенного исследования, автором были сделаны следующие выводы:

- российские и зарубежные учёные активно исследуют проблему определения граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки;

- для достижения национальной цели развития Российской Федерации по снижению уровня бедности необходимо совершенствование методологической базы определения уровня нуждаемости в Российской Федерации;

- методология определения граждан нуждающихся в мерах поддержки должна отвечать цели сокращения социального неравенства, способствовать росту экономической вовлеченности, а не увеличения уровня иждивенчества населения, улучшать условия жизни людей;

- для эффективной реализации метода адресности мер поддержки необходимо точно определять степень реального финансового и социального положения потенциального адресата и выбирать действенные формы и методы оказания социальной помощи (в т.ч. учитывая и психологические особенности).

Статья подготовлена под научным руководством Балы-нина Игоря Викторовича, к.э.н., доцента, доцента Департамента общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской

X X

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го А с.

X

го т

о

2 О

м

Сл>

fO CN О

cs in

о ш m

X

<

m о x

X

Федерации по результатам научных исследований, проведенных по итогам конкурсного определения исполнителей научно-исследовательских работ среди обучающихся Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru . (Дата обращения: 11.05.2023)

2. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. -Режим доступа: http://base.consultant.ru . (Дата обращения: 11.05.2023)

3. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru . (Дата обращения: 11.05.2023)

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 1342 «О единой государственной информационной системе социального обеспечения» \\ СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (Дата обращения: 11.05.2023)

5. Карл Маркс Капитал. // Издание для студентов. Профи [Электронный ресурс] http://eurasian-defence.ru/sites/default/files/data/201305/kapital.pdf

6. Кукушкина М.С. Принципы и формы организации социальной защиты людей // Скиф. 2021. №4 (56). - С. 59-68

7. Урусова А.Б. Основные принципы социальной защиты населения // Московский экономический журнал. 2020. №1. - С. 79-84

8. Хайдарова М. К. Специфика и содержание правоотношений в сфере социального обслуживания // Общество и государство. 2023. №1. - С. 115-118

9. Портнова Г.А., Вербицкая Ж.И. Проблема реализации принципа адресности при предоставлении мер государственной социальной поддержки в регионе // Вестник Института экономических исследований. 2020. №3 (19). - С. 41-55

10. Кравченко Е. В. Адресность предоставления мер социальной поддержки: особенности и направления развития // КЭ. 2020. №8. - С. 92-112

11. Хайринисо Х. Институциональные основы социальной защиты нуждающихся слоев населения // ОИИ. 2021. №2. - С. 61-68

12. Андреева Е. И., Бычков Д. Г., Феоктистова О. А. Региональный рейтинг эффективности социальной поддержки нуждающихся // Проблемы прогнозирования. 2022. №1 (190). - С. 203-225

13. Балынин И.В. Участие гражданского общества в реализации социальных функций государства // Научные записки молодых исследователей. - 2015. - № 3. - С. 24-29

14. Балынин, И.В. Социальное обеспечение: учебное пособие //И.В. Балынин. - Москва: РУСАЙНС, 2020. - 298.

15. Терехова А.Н. Проблемы реализации современного категориального принципа оказания государственной социальной помощи населения российской федерации в контексте реализации мероприятий государственной социальной помощи // Инновации и инвестиции. 2022. №5. - С. 51-68

16. Селезнёва М. П., Кочеткова А. С., Репина Е. Г. Методы социальной поддержки семьи: региональный аспект // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №12-2. - С. 84-99

17. Официальный сайт Федерального органа государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа Росстат — Официальная статистика (rosstat.gov.ru). (Дата обращения: 10.05.2023).

18. Годовой отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» - https://mintrud.gov.ru/docs/2493

Approaches to identifying citizens in need of social support measures in the

context of achieving the national goal of reducing poverty in Russia Gadzhiev O.M.

Financial University under the Government of the RF

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The scientific article presents an analysis of methods for determining poverty, carried out by domestic scientists. The author considers the current regulatory and legal regulation of the issue of methods for determining citizens in need of social security. The paper presents an overview of various approaches and methods used to determine the citizen's need for social support measures. The author formulated a set of criteria for forming a portrait of the recipient of funds (average / median income in the field of professional activity, the amount of state support funds already received and their reasons, the level (accessibility) of education and the possibility of retraining, the age of the recipient of funds, the amount of free time, the ability to work). Keywords: state support, measures of social support, principles of social support,

social policy, criteria of need, poverty of the population. References

1. The Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993. [Electronic resource] // ATP "Consultant Plus": Legislation: Prof. version. - Access mode: http://base.consultant.ru . (Accessed: 09/11/2017)

2. Federal Law "On State Social Assistance" dated July 17, 1999 No. 178-FZ. [Electronic resource] // ATP "Consultant Plus": Legislation: Prof. version. -Access mode: http://base.consultant.ru . (Accessed: 05/11/2023)

3. Federal Law "On the basics of social services for citizens in the Russian Federation" dated December 28, 2013 No. 442-FZ // ATP "Consultant Plus": Legislation: Version Prof. - Access mode: http://base.consultant.ru . (Accessed: 05/11/2023)

4. Decree of the Government of the Russian Federation of August 16, 2021 No. 1342 "On the Unified State Social Security Information System" \\ ATP "Consultant Plus": Legislation: Version of Prof. - Access mode: http://base.consultant.ru (Date of access: 05/11/2023)

5. Karl Marx Capital. // Edition for students. Pro [Electronic resource] http://eurasian-defence.ru/sites/default/files/data/201305/kapital.pdf

6. Kukushkina M.S. Principles and forms of organization of social protection of people // Skif. 2021. No. 4 (56). - pp. 59-68

7. Urusova A.B. Basic principles of social protection of the population // Moscow Economic Journal. 2020. №1. - pp. 79-84

8. Khaidarova M. K. Specificity and content of legal relations in the field of social services // Society and the state. 2023. No. 1. - pp. 115-118

9. Portnova G.A., Verbitskaya Zh.I. The problem of implementing the principle of targeting when providing measures of state social support in the region // Bulletin of the Institute of Economic Research. 2020. No. 3 (19). - pp. 41-55

10. Kravchenko E. V. Targeting the provision of social support measures: features and directions of development // KE. 2020. No. 8. - pp. 92-112

11. Khairiniso H. Institutional bases of social protection of needy segments of the population // OII. 2021. №2. - pp. 61-68

12. Andreeva E. I., Bychkov D. G., Feoktistova O. A. Regional rating of the effectiveness of social support for those in need // Problems of Forecasting. 2022. No. 1 (190). - pp. 203-225

13. Balynin I.V. Participation of civil society in the implementation of the social functions of the state // Scientific notes of young researchers. - 2015. - No. 3. -pp. 24-29

14. Balynin, I.V. Social security: textbook //I.V. Balynin. - Moscow: RUSSIGN, 2020. - 298 p.

15. Terekhova A.N. Problems of implementation of the modern categorical principle of providing state social assistance to the population of the Russian Federation in the context of the implementation of state social assistance measures // Innovations and investments. 2022. No. 5. - pp. 51-68

16. Selezneva M. P., Kochetkova A. S., Repina E. G. Methods of social support for the family: regional aspect // Economics and business: theory and practice. 2022. No. 12-2. - pp. 84-99

17. Official website of the Federal State Statistics Authority [Electronic resource] -Rosstat access mode - Official statistics (rosstat.gov.ru). (Accessed: 05/10/2023).

18. Annual report on the implementation of the state program of the Russian Federation "Social support of citizens" - https://mintrud.gov.ru/docs/2493

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.