Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К МОНИТОРИНГУ ЭФФЕКТОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПОДХОДЫ К МОНИТОРИНГУ ЭФФЕКТОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая трансформация предприятия / модель мониторинга / эффекты цифровой трансформации / digitalization / enterprise digital transformation / monitoring model / digital transformation effects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валерий Жоресович Дубровский, Эльза Равильяновна Зинатуллина

В ряду приоритетных задач промышленной политики России достижение целей цифровой трансформации занимает важнейшее место. При этом очевидно, что ее решение непосредственно на промышленных предприятиях не может состояться иначе, как в рамках управления целым комплексом технологических и организационных изменений, сопровождаемых регулярно осуществляемой диагностикой и анализом состояния процессов цифровизации. Статья знакомит с рядом научных результатов, в целом повышающих объективность экономической оценки результатов внедрения цифровых решений и технологий, а также обоснованность выбора перспективных направлений цифровизации промышленных предприятий. Новизна представленного исследования состоит в обосновании и формулировании положений, выражающих новое знание о явлении цифровой трансформации предприятия, а также суть авторской концепции мониторинга эффектов цифровой трансформации бизнес-модели крупного промышленного предприятия, построенной на оригинальной систематизации приемов и методов оценки ожидаемых эффектов по уровням его цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Валерий Жоресович Дубровский, Эльза Равильяновна Зинатуллина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO MONITORING THE EFFECTS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

Among the priority tasks of the Russian industrial policy, the achievement of the goals of digital transformation occupies a priority place. At the same time, it is obvious that its solution directly at industrial enterprises cannot take place except as part of the management of a whole range of technological and organizational changes, accompanied by regular diagnostics and analysis of the state of digitalization processes. The article introduces scientific results that generally increase the objectivity of the economic assessment of the results of the introduction of digital solutions and technologies, as well as the validity of the choice of promising areas for the digitalization of industrial enterprises. The novelty of the presented research lies in the substantiation and formulation of provisions expressing new knowledge about the phenomenon of digital transformation of an enterprise, as well as the essence of the author’s concept of monitoring the effects of digital transformation of the business model of a large industrial enterprise.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К МОНИТОРИНГУ ЭФФЕКТОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

ОБЗОРЫ И ДИСКУССИИ REVIEWS AND DISCUSSIONS

Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 8 (478). С. 230-239. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(8(478):230-239. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online) Научная статья УДК 338.12

doi: 10.47475/1994-2796-2023-478-8-230-239

ПОДХОДЫ К МОНИТОРИНГУ ЭФФЕКТОВ

ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Валерий Жоресович Дубровский10, Эльза Равильяновна Зинатуллина2

1 Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, dubr@usue.ru

2 ООО «Грайф Москва» (Greif Russia), Москва, Россия, elza0502@yandex.ru

Аннотация. В ряду приоритетных задач промышленной политики России достижение целей цифровой трансформации занимает важнейшее место. При этом очевидно, что ее решение непосредственно на промышленных предприятиях не может состояться иначе, как в рамках управления целым комплексом технологических и организационных изменений, сопровождаемых регулярно осуществляемой диагностикой и анализом состояния процессов цифровизации. Статья знакомит с рядом научных результатов, в целом повышающих объективность экономической оценки результатов внедрения цифровых решений и технологий, а также обоснованность выбора перспективных направлений цифровизации промышленных предприятий. Новизна представленного исследования состоит в обосновании и формулировании положений, выражающих новое знание о явлении цифровой трансформации предприятия, а также суть авторской концепции мониторинга эффектов цифровой трансформации бизнес-модели крупного промышленного предприятия, построенной на оригинальной систематизации приемов и методов оценки ожидаемых эффектов по уровням его цифровой трансформации.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация предприятия, модель мониторинга, эффекты цифровой трансформации

Для цитирования: Дубровский В. Ж., Зинатуллина Э. Р. Подходы к мониторингу эффектов цифровой трансформации промышленного предприятия // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 8 (478). С. 230-239. doi: 10.47475/1994-2796-2023-478-8-230-239.

Original article

APPROACHES TO MONITORING THE EFFECTS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

Valery Zh. Dubrovsky1 Elza R. Zinatullina2

1Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, e-dubr@usue.ru 2 Greif Russia LLC, Moscow, Russia, elza0502@yandex.ru

Abstract. Among the priority tasks of the Russian industrial policy, the achievement of the goals of digital transformation occupies a priority place. At the same time, it is obvious that its solution directly at industrial enterprises cannot take place except as part of the management of a whole range of technological and organizational changes, accompanied by regular diagnostics and analysis of the state of digitalization processes. The article introduces scientific results that generally increase the objectivity of the economic assessment of the results of the introduction of digital solutions and technologies, as well as the validity of the choice of promising areas for the digitalization of industrial enterprises. The novelty of the presented research lies in the substantiation and formulation of provisions expressing new knowledge about the phenomenon of digital transformation of an enterprise, as well as the essence of the author's concept of monitoring the effects of digital transformation of the business model of a large industrial enterprise.

© Дубровский В. Ж., Зинатуллина Э. Р., 2023.

Keywords: digitalization, enterprise digital transformation, monitoring model, digital transformation effects

For citation: Dubrovsky VZh, Zinatullina ER. Approaches to monitoring the effects of digital transformation of an industrial enterprise. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(8(478):230-239. (In Russ.). doi: 10.47475/19942796-2023-478-8-230-239.

Введение

Опыт значительного числа промышленных предприятий позволяет утверждать, что их рыночный успех становится следствием, во-первых, активного применения современных технологий в каждой области хозяйственной деятельности, во-вторых, реализации продуманной стратегии использования цифровых инструментов в важнейших аспектах ведения бизнеса. Отметим: формально суть подавляющего большинства современных технологий во многом определяет обязательный атрибут — применение специализированного вычислительного программного комплекса обработки электронных данных и информации. В то же время цифровую стратегию специалисты рассматривают фактором, способным оказывать самое существенное влияние на желаемые изменения бизнес-модели предприятия — целой системы взаимосвязанных бизнес-процессов, характеризующей всю совокупность применяемых предприятием ресурсов, обеспечивающих его текущее развитие и перспективы будущего роста. В решениях настоящего исследования бизнес-модель предприятия выступает объектом мониторинга трансформаций и изменений, происходящих под влиянием процессов цифровизации. Некое множество положительных результатов изменений, обусловленных вышеназванными факторами, как то: повышение эффективности и оперативности в организации производственных процессов и деловых операций, оптимизация расходов, другое — с определенной долей условности (до момента, пока это не является установленным фактом) будем считать результатом цифровой трансформации практики ведения бизнеса.

Сказанное выше — самое общее основание на пути поиска решения, связанного с идентификацией общего подхода к мониторингу и оценке эффектов цифровой трансформации промышленного предприятия, контекст которой формируется глобальной цифровизацией всех сторон его деятельности, обусловленной данным фактом модернизацией существующих и созданием новых бизнес-процессов, активным участием в этом производителей, потребителей, многих иных сообществ, находящихся в состоянии постоянной смены ролей, своей позиции в сетевом взаимодей-

ствии с контрагентами и цепочках создания стоимости в нарождающихся экосистемах. Что не исключает того, что для решения практических вопросов организация процесса мониторинга цифровой трансформации должна быть адаптирована к специфике деятельности каждого отдельно взятого предприятия.

Материалы и методы исследования

Методологическая база исследования сформирована множеством известных в экономической науке теоретических концепций, являющихся результатом исследований отечественных и зарубежных ученых в области цифровой трансформации, а также информацией о примерах практического опыта цифровой трансформации промышленных предприятий, систематизация и обобщение которых составили основу оригинального методического подхода к разработке системы показателей для решения задач мониторинга цифровой трансформации промышленного предприятия. Особо отметим, по тематике данной статьи активно и регулярно публикуется большое разнообразие исследований, в том числе работ, близких по названию [13]. Вместе с тем в них, как правило, тщательно описывается опыт цифровых изменений [3; 7; 17; 18], однако отсутствует упорядоченный, методически выверенный системный подход к организации мониторинга и приемам экономической оценки цифровой трансформации.

Цифровая трансформация предприятия как предмет мониторинга есть целостная система управленческих отношений по поводу интеграции разнообразных цифровых технологий в основную модель организации предприятия, существенно изменяющей принципы и подходы к реализации его перспективных стратегий, а также текущих планов социально-экономической, производственной и коммерческой деятельности. В перечне свойств цифровой трансформации значение имеют следующие.

Цифровая трансформация не является самостоятельной инициативой. Каждая внедряемая цифровая инвестиция должна поддерживать более широкие цели бизнес-стратегии. При этом есть много способов измерить влияние цифровой трансформации на общую стратегию предприятия [8].

Для реализации потенциала цифровой трансформации необходимы сопряженные изменения в организационных и управленческих процессах. Эти изменения побуждают инициативу, способную раскрыть все преимущества цифровой трансформации, поэтому наиболее важными аспектами, которые необходимо реструктурировать, являются функции организации, структура ресурсов и информация [14].

Чем крупнее организация, тем больше потребность в цифровизации, а также потребность в более детальном и сложном анализе для управления процессами и принятия стратегических решений в области цифровой трансформации [20]. Поэтому при принятии решений, связанных с цифровой трансформацией, необходим формализованный системный подход к организации, демонстрирующий факт того, что каждый трансформационный процесс оказывает влияние на целый ряд сопряженных бизнес-процессов, а также понимание того, что цифровизация интегрированных бизнес-процессов требует как организационных (стратегия, структура, процессы, организационная культура), так и технических (ИТ-платформы, стандарты) изменений. Таким образом, цифровая трансформация представляет собой комплексную задачу, охватывающую различные аспекты деятельности компании, которые, если структурно анализируются с использованием модели цифровой трансформации, то дают возможность выявлять и отслеживать результат внедрения трансформаций, знать, к чему они приводят, оценивать эффект в каждом его проявлении и на каждом этапе изменений.

В цифровой трансформации заинтересованы разные люди — лица, принимающие решения по цифровой трансформации (инвесторы, специалисты по стратегическому планированию), исполнители процессов (участники), проектировщики и разработчики цифровых сервисов и технологий. Для каждой группы людей актуальна информация разной детализации — у одних общее понимание, у других — подробный проект, третьим нужен четкий план и методика реализации [2].

Факторами, тормозящими цифровую трансформацию, являются организационная структура, заезженные модели действий и культура. Кроме того, чем больше сотрудников в организации, тем сложнее ее изменить. Неспособность провести трансформацию имеет ощутимые последствия в виде напрасной траты средств, организационных усилий и времени. В результате цифро-

вые отстающие отстают в привлечении клиентов, эффективности процессов и инновациях, а также остаются без денег [5].

Выгоды цифровой трансформации могут варьироваться от повышения эффективности процессов (снижение затрат на процессы, повышение производительности труда сотрудников, более быстрое обслуживание клиентов) до создания стратегических возможностей (получение трудно моделируемого конкурентного преимущества, создание новых рынков и т. д.). Цифровая трансформация бизнеса — это не только трансформация процессов, но и создание необходимых предпосылок [1].

Результаты исследования и их обсуждение

Основные характеристики, квалифицирующие сущность мониторинга цифровой трансформации как целенаправленного процесса, получили свое определение в ходе авторского теоретико-методологического исследования, результатами которого стал следующий ряд положений.

Независимо от того, какие показатели для предприятия наиболее важны, первым шагом к достижению положительных эффектов цифровизации является определение способа измерения цифровой трансформации [10], как (уточним) решение задачи построения системы мониторинга, контроля и оценки эффектов цифровой трансформации промышленного предприятия (далее просто мониторинга эффектов...).

Собственно, под мониторингом эффектов цифровой трансформации будем понимать своеобразную систему наблюдения за достижением результатов цифровизации промышленного предприятия путем отслеживания, контроля, измерения, оценки информации, основным содержанием которой являются существенные (видимые, осязаемые, экономически обоснованные) изменения в процессах решения управленческих задач, лежащих в производственной, социально-экономической и коммерческой областях деятельности, но, главное, вызванные (уточним: изменения как трансформации) применением новых (в условиях данного предприятия) цифровых технологий. Данное определение следует дополнить представлением содержания мониторинга, суть которой выражает его инструментарий — диагностическая система, образованная критериями оценки эффектов цифровой трансформации.

Применение диагностической системы равнозначно осуществлению мониторинга как действия, направленного на то, чтобы выявить эф-

фекты, наделяющие предприятие способностями, возможностями или снимающие/накладывающие ограничения на стратегии цифровой трансформации, конкурентные преимущества, доступ к новым клиентам или технологиям, к знаниям того, что происходит в процессе цифровизации, также что, может быть, ограничивает реализацию трансформации. И согласимся с тем, как это представляется другим специалистам, утверждающим следующее: чтобы иметь возможность адаптироваться к изменениям, компания должна их сначала выявить, а затем выработать управленческое решение по итогам мониторинга [4]. При этом традиционно представляющих состав основных этапов и процедур мониторинга образуют:

1. Наблюдение, отслеживание, добыча информации о цифровом качестве инструментов управления в основных областях деятельности предприятия, ее систематизация.

2. Оценка эффектов цифровой трансформации с использованием диагностической системы для установления фактического состояния уровня цифровизации предприятия.

3. Анализ хода реализации планов и программ цифровизации предприятия.

4. Прогноз уровня цифровизации и оценка эффективности процессов цифровой трансформации предприятия.

5. Корректировка стратегии цифровизации промышленного предприятия.

Связанность этапов и процедур мониторинга эффектов цифровой трансформации промышленного предприятия может быть проиллюстрирована (рис. 1).

Сущность процесса мониторинга эффектов цифровой трансформации (ЦТ) промышленного предприятия прежде всего раскрывает измерение цифровой трансформации. По существу, этим понятием определяется параметр, которым определяется уровень цифровой трансформации организации. Очевидно, критерием выступает следующая зависимость: чем шире организация охвачена цифровой трансформацией, тем, ожидаемо, больше ее эффекты и преимущества. При этом необходимость выбора желаемого уровня для конкретной модели цифровой трансформации и, соответственно, оценки различных по масштабу бизнес-изменений требует других, более частных ее измерений.

Уровни цифровой трансформации, например, могут быть выделены и классифицированы на основании следующих признаков:

— уровень локального использования — это, как правило, уровень функциональных подразделений предприятия, использующих цифровые технологии вне неинтегрированной системы;

— уровень внутренне развитой цифровой трансформации; характеризует наличие цифровых технологий, поддерживающих системные связи между всеми внутренними бизнес-процессами организации;

Наблюдение, отслеживание добыча информации, ее систематизация

т

V

Анализ хода реализации планов и программ цифровизации

Оценка эффектов ЦТ и фактического состояния уровня цифровизации

Прогноз уровня цифровизации и оценка эффективности процессов ЦТ предприятия

Прямая связь

Обратная связь

Управление ЦТ

Корректировка

Рис. 1. Этапы и процедуры мониторинга эффектов цифровой трансформации (ЦТ) промышленного предприятия. Источник: составлено автором.

Fig. 1. Stages and procedures for monitoring the effects of digital transformation (DT) of an industrial enterprise. Source: compiled by the author.

— уровень редизайна процессов. Организация и ее бизнес-процессы коренным образом переработаны, способны гибко трансформироваться чтобы соответствовать как новым условиям деятельности, так и технологиям в организации цифровых процессов;

— уровень модернизации бизнес-сети. Трансформируются и оцифровываются деловые отношения предприятия с другими организациями;

— уровень расширения границ бизнеса; характеризует наличие оснований, позволяющих неформально воспринимать цифровую трансформацию в качестве фактора, расширяющего границы бизнеса, предлагающего новые продукты и товары и открывающего новые рынки.

Очевидно, изменения, вызванные цифровой трансформацией, могут быть эволюционными (когда цифровой трансформацией вызываются и сопровождаются небольшие изменения в организации) и революционными (происходят значительные изменения) в зависимости от охвата. Тогда применительно к приведенным выше уровням первые два уровня следует считать эволюционными, последние три — революционными. При этом, отметим, первые три уровня цифровой трансформации затрагивают внутренние процессы организации, а последние два — отношения с внешними контрагентами.

Структурная сложность и разнохарактерность изменений, обусловленных явлением цифровой трансформации, делает необходимым иметь адекватный инструмент наблюдения, оценивания и анализа. Собственно, все качества и особенности применения этого инструмента должна содержать своеобразная модель мониторинга эффектов цифровой трансформации.

Идея модели мониторинга цифровой трансформации в экономической науке уже получила определенное развитие [11]. Области применения модели как инструмента проектирования архитектуры компании, построенной на интегрировании бизнес-процессов, заявлены следующие:

— повышение эффективности и качества процессов;

— поиск стратегических бизнес-возможностей для целей стратегического планирования;

— проектирование и цифровизация бизнес-процессов, необходимых для достижения целей, модернизация информационных систем и инфраструктуры на основе внедрения новых информационных технологий;

— улучшение координации деятельности в организации на основе стандартизации или объединения аналогичных функций;

— более эффективное распределение ресурсов в организации;

— оценка инвестиций в цифровые технологии.

Вместе с тем отметим, что данная модель мониторинга в большей степени решает задачи анализа цифровой трансформации на основе изучения изменений в операциях с информацией и динамики внутриорганизационных связей, но при этом не позволяет получить представление о методе количественной оценки цифровой трансформации, чтобы характеризовать, например, достижение целей цифровой трансформации.

Совершенно по-другому выглядит суть модели оценки эффектов цифровой трансформации, ориентированной на трансформацию бизнес-модели организации. В этом случае выгоды и преимущества цифровой трансформации получают выражение в различных показателях — от результатов повышения эффективности процессов деятельности (измерители: снижение затрат на осуществление процессов, повышение производительности труда сотрудников, сокращение времени обслуживания клиентов, др.) до создания новых стратегических возможностей (критерии: получение трудно моделируемого конкурентного преимущества, создание новых рынков и т. д.). Что вполне укладывается в известный принцип: трансформация бизнеса это не только трансформация процессов, но и создание необходимых предпосылок [1].

При проектировании модели мониторинга эффектов цифровой трансформации нами учитывается следующее.

1. Проведение мониторинга учитывает, что цифровая трансформация есть комплексная задача, одновременно охватывающая различные аспекты деятельности предприятия.

2. Мониторинг позволяет получить информацию об ожидаемых выгодах, производных от масштабов и уровня цифровой трансформации и реализуемых как организационные и технологические изменения. При этом эффекты как выгоды цифровой трансформации рассматриваются в бизнес-контексте, а не как результат изолированного (организационно-технологического) решения.

3. Результаты мониторинга позволяют делать обоснованный выбор объема и направления цифровой трансформации в соответствии со стратегией организации, а также спрогнозировать

последствия для оценки потенциала цифровой трансформации.

При этих условиях основными параметрами модели мониторинга эффектов цифровой трансформации являются направления цифровой трансформации, каждое из которых может быть соотнесено с цифровизацией определенной стороны деятельности предприятия. Количество направлений в модели должно быть достаточным для отражения всевозможных проблем, но не слишком большим, так как излишняя детализация (или слишком высокий уровень абстракции) может затруднить решение проблемы. Результаты исследования показывают, что наиболее важными направлениями анализа изменений бизнес-модели предприятия в условиях цифровой трансформации являются процессы (производственно-хозяйственной деятельности, коммерческие операции и др.), их цели (мотивацион-ная составляющая деятельности), распределение обязанностей и ответственности (организационная составляющая деятельности), собственно цифровые технологии и информация (данные).

Поэтому в модели мониторинга эффектов цифровой трансформации присутствуют четыре области мониторинга — мотивационная, организационная, функциональная и информационная вместе с наиболее важными объектами цифрови-зации внутри каждой из них (табл. 1).

Модель мониторинга эффектов предполагает необходимость идентификации результатов цифровизации, степень детализации, сложности и объема анализа которых в значительной степени зависят от целей, уровня цифровой трансформации и соответствующего ему масштаба изменений в организации. Очевидно, что модель мониторинга эффектов работает только тогда, когда работает следующий принцип: для выгод организации недостаточно просто внедрить цифровое

решение: чтобы проявились его преимущества необходимо адаптировать к нему (или преобразовать) саму организацию. В связи с этим оправдано стремление к крупномасштабной цифровой трансформации, хотя желаемый уровень не всегда может быть достижим из-за ограниченности ресурсов и возможностей предприятия. Этот факт в модели мониторинга эффектов цифровой трансформации учитывается тем, что желаемый уровень цифровой трансформации должен всегда соизмеряется с ожидаемыми затратами предприятия на осуществление всех направлений цифро-визации и тем, что чем выше уровень цифровой трансформации, тем больше ожидаемая выгода, но для ее достижения требуются и крупные организационные изменения (в структурах, процессах, содержании информационных потоков, технологических решениях и т. д.). Данный факт предполагает и допускает, что, поскольку цифровая трансформация может не являться целостным и непрерывным процессом, в модели мониторинга каждого предприятия также значение имеет собственно установление конкретного уровня цифровой трансформации, который необходимо достичь за определенный период времени для достижения ожидаемых эффектов. Определенную сложность при этом составляет выбор приемов и методов оценки ожидаемых эффектов цифровой трансформации деятельности предприятия. Обзорный ряд некоторых из них представлен в табл. 2.

Отметим, что с каждым новым уровнем циф-ровизации бизнес-процессов приемы и методы оценки эффектов цифровой трансформации становятся всё более формальными, экспертными, так как выгоды оказываются интегрированы во всё большее число бизнес-процессов предприятия, позволяя всё глубже оптимизировать основные функции деятельности. При этом объект

Таблица 1 Table 1

Направления мониторинга эффектов цифровой трансформации

Directions for monitoring the ef 'ects of digital transformation

Мотивационное направление Организационное направление Функциональное направление Информационно-технологическое направление

Цели цифровизации деятельности организации, цифровой трансформации ее стратегии Цифровизация процессов использования материальных, нематериальных и человеческих ресурсов, необходимых для осуществления бизнес-процессов организации, совершенствования их структуры Цифровизация бизнес-процессов, функций и действий по сбору, обработке и управлению информацией, необходимой для работы организации Применение цифровых технологий и баз данных, необходимых для работы организации

Источник: составлено автором.

Таблица 2 Table 2

Приемы и методы оценки ожидаемых эффектов цифровой трансформации

деятельности предприятия

Techniques and methods for assessing the expected effects of digital transformation of the company's activities

Уровень цифровой трансформации Приемы и методы

Локальное использование цифровых решений Применение системы технико-экономических показателей для характеристики изменений в бизнес-процессах, создающих добавленную стоимость. Сравнение характеристик бизнес-процессов (операций, функций) с образцами из числа лучших практик

Цифровая трансформация внутренних процессов Оценка роста эффективности бизнес-процессов по разработанной системе критериев, в т. ч. учитывающих качество цифровых решений. Анализ взаимовлияний между бизнес-процессами и техническими аспектами цифровизации. Измерение уровня удовлетворения потребности в цифровизации внутриоргани-зационных процессов

Редизайн процессов Оценка роли цифровизации в адаптации бизнес-процессов к изменениям, обусловленных рыночной динамикой, внедрением инноваций, действием конкурентов и прочего, что вынуждает вносить существенные коррективы в реализуемую предприятием стратегию

Модернизация бизнес-сети (реструктуризация деловых отношений) Экономическая оценка новых возможностей, обусловленных применением цифровых решений в процессах сотрудничества с партнерами. Анализ динамики трансакционных издержек предприятия, в том числе обусловленной ростом экономии информационных затрат в сетевых отношениях

Трансформация (расширение) границ бизнеса Оценки стратегических конкурентных преимуществ предприятия, вызванных охватом и глубиной цифровизации бизнес-процессов, инвестициями в цифро-визацию деятельности и создание цифровых активов, а также ростом цифровых компетенций менеджмента предприятия и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено автором.

цифровой трансформации каждого предприятия уникален настолько, что для того, чтобы эффект мог быть более или менее формализован, важнейшие аспекты изменений в результате цифровой трансформации должны быть задокументированы определенными схемами, диаграммами, спецификациями, матрицами информационных потоков, другими способами. Наиболее продуктивным способом получения информации об эффектах цифровой трансформации является разработка шаблона модели мониторинга в виде матрицы, заполнение которой гарантирует корректную и последовательную формализацию и структурирование результатов цифровой трансформации.

Заключение

Подводя итог проведенному исследованию, следует заключить, что цифровая трансформация — это не разовый, но непрерывный процесс интеграции цифровых технологий в бизнес-модель предприятия, в который, очевидно, вовлечена вся его организационная структура и который охватывает весь бизнес — от физических акти-

вов, таких как ИТ-инфраструктура, до социально-психологических аспектов, таких как образование сотрудников.

Вместе с тем ожидание того, что экономические выгоды цифровой трансформации изначально запрограммированы масштабами цифро-визации, обманчиво, поскольку невозможно исключить риски того, что цифровые инвестиции не принесут ожидаемых выгод. Логика экономических решений подсказывает, что, поскольку преобразование бизнеса на основе цифровиза-ции связано с существенными затратами, их анализ в сопоставлении с результатами — необходимое и достаточное условие внедрения тех или иных цифровых решений. При этом, конечно же, надо учитывать, что в действительности внедрение цифровых решений в бизнес-процессы влечет за собой не только затраты на приобретение (или создание) материальных и нематериальных активов (аппаратных и программных средств), но и существенные управленческие затраты на то, чтобы повысить доступность информации и качество данных. Это делает мониторинг

эффектов цифровой трансформации не просто важным, но необходимым инструментом цифровой стратегии предприятия, позволяющим переводить оценки в видение конкретных действий,

развивающих деловую практику и организационные возможности на базе передовых цифровых технологий.

Список источников

1. Аптекман А. и др. Цифровая Россия: новая реальность. McKinsey, 2019. 133 с.

2. Бабкин А. В. Тенденции и факторы, обуславливающие кластеризацию в промышленности в условиях цифровой экономики // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 31 (5). С. 35-43.

3. Вертакова Ю. В., Клевцова М. Г., Положенцева Ю. С. Индикаторы оценки цифровой трансформации экономики // Экономика и управление. 2018. № 10 (156). С. 14-20.

4. Вертакова Ю. В., Положенцева Ю. С., Масленникова В. В. Трансформация промышленности в условиях цифровизации экономики: тренды и особенности реализации // Экономика и управление. 2021. Т. 27, № 7 (189). С. 491-503.

5. Древинг С. Р., Фролова В. Б. Развитие цифровых навыков специалистов финансового сектора // Финансовая жизнь. 2019. № 4. С. 58-61.

6. Михненко О. Е. Цифровая трансформация аналитических процессов бизнеса // Учет. Анализ. Аудит. 2021. № 2. С. 62-70.

7. Пасько М. Н. Цифровая трансформация транспортного комплекса // E-Scio. 2021. № 2 (53). С. 531541.

8. Петрова Л. А., Кузнецова Т. Е. Цифровые технологии в экономике и бизнесе // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2020. № 2. С. 74-89.

9. Положенцева Ю. С., Клевцова М. Г. Трансформация развития промышленного комплекса в условиях цифровой экономики // Вестник университета. 2021. № 2. С. 71-79.

10. Положенцева Ю. С., Согачева О. В., Бянкин А. С. Мониторинг трендов развития цифровой трансформации промышленного комплекса // Вестник Академии знаний. 2021. № 5 (46). С. 263-269.

11. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М. : Альянс-Принт, 2019. 368 с.

12. Borangiu T. et al. Digital transformation of manufacturing through cloud services and resource virilization // Computers in Industry. 2019. № 108. P. 150-162.

13. Chao G. et al. Research on maturity evaluation technology of complex digital industrial system // International Journal of Simulation: Systems, Science and Technology. 2019. № 30. P. 29-35.

14. Frank A. G. et al. Servitization and Industry 4.0 convergence in the digital transformation of product firms: A business model innovation perspective // Technological Forecasting and Social Change. 2019. № 141. P. 341-351.

15. Kohli R., Melville N. P. Digital innovation: A review and synthesis // International Journal of Simulation: Systems, Science and Technology. 2019. № 29. P. 200-223.

16. McKinsey Innovation in a crisis: Why it is more critical than ever. 2020. URL: https://www.mckinsey. com/business-functions/strategy-and-corporate-finance/ourinsights/innovation-in-a-crisis-why-it-is-more-crit-ical-than-ever

17. OECD. Science, Technology and Innovation Outlook 2021: Times of Crisis and Opportunity. OECD Publishing, Paris. 2021. URL: https://doi.org/10.1787/75f79015-en.

18. Reis J., Amorim M., Melao N., Matos P. Digital transformation: A literature review and guidelines for future research // Proceedings of the 6th World Conference on Information Systems and Technologies, Naples, Italy, 27-29 March. 2018. P. 411-421.

19. Vargo D., Zhu L., Benwell B., Yan Z. Digital technology use during COVID-19 pandemic: A rapid review // Human Behavior and Emerging Technologies. 2021. № 3(1). P. 13-24.

20. Zhang J. J., Zhao Q. L. Transformation and upgrading of the business model of the circulation supply chain driven by "New Rail" // JBE. 2019. № 38. P. 5-15.

21. Vial G. Understanding digital transformation: A review and a research agenda // Journal of Strategic Information Systems Review. 2019. P. 71.

22. Hanelt A., Bohnsack R., Marz D., Marante C. A. A Systematic Review of the Literature on Digital Trans-

formation: Insights and Implications for Strategy and Organizational Change. Journal of Management Studies. n/a(n/a). 2020. URL: https://doi.org/10.1111/joms.12639

References

1. Aptekman A et al. Digital Russia: a new reality. McKinsey. 2019. 133 p. (In Russ.).

2. Babkin AV. Trends and factors causing clustering in industry in a digital economy. Yestestvenno-guman-itarnyye issledovaniya = Natural Humanitarian Research. 2020;(31(5)):35-43.(In Russ.).

3. Vertakova YuV, Klevtsova MG, Polozhentseva YuS. Indicators for assessing the digital transformation of the economy. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2018;(10):14-20.(In Russ.).

4. Vertakova YuV, Polozhentseva YuS, Maslennikova VV. Transformation of industry in the context of dig-italization of the economy: trends and implementation features. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2021;7(189):491-503. (In Russ.).

5. Dreving SR, Frolova VB. Development of digital skills of financial sector specialists. Finansovaya zhizn> = Financial life. 2019;(4):58-61. (In Russ.).

6. Mikhnenko OE. Digital transformation of analytical business processes. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Audit. 2021;(2):62-70. (In Russ.).

7. Pasko MN. Digital transformation of the transport complex. E-Scio. 2021;(2):531-541. (In Russ.).

8. Petrova LA, Kuznetsova TE. Digital technologies in economics and business. ETAP. 2020;(2):74-89. (In Russ.).

9. Polozhentseva YuS, Klevtsova MG. Transformation of the development of the industrial complex in a digital economy. Vestnik universiteta = Bulletin of the University. 2021;(2):71-79. (In Russ.).

10. Polozhentseva YuS, Sogacheva OV, Byankin AS. Monitoring trends in the development of digital transformation of the industrial complex. Vestnik Akademii znanij = Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021;(5):263-269. (In Russ.).

11. Prokhorov A, Konik L. Digital transformation. Analysis, trends, world experience. Moscow; 2019. 368 p. (In Russ.).

12. Borangiu T et al. Digital transformation of manufacturing through cloud services and resource virtual-ization. Computers in Industry. 2019;(108):150-162.

13. Chao G et al. Research on maturity evaluation technology of complex digital industrial system. International Journal of Simulation: Systems, Science and Technology. 2019;(30):29-35.

14. Frank AG et al. Servitization and Industry 4.0 convergence in the digital transformation of product firms: A business model innovation perspective. Technological Forecasting and Social Change. 2019;(141):341-351.

15. Kohli R, Melville NP. Digital innovation: A review and synthesis. International Journal of Simulation: Systems, Science and Technology. 2019;(29):200-223.

16. McKinsey Innovation in a crisis: Why it is more critical than ever. 2020. Available from: https://www. mckinsey.com/business-functions/strategy-and-corporate-finance/ourinsights/innovation-in-a-crisis-why-it-is-more-critical-than-ever

17. OECD. Science, Technology and Innovation Outlook 2021: Times of Crisis and Opportunity. OECD Publishing, Paris. 2021. Available from: https://doi.org/10.1787/75f79015-en.

18. Reis J, Amorim M, Melao N, Matos P. Digital transformation: A literature review and guidelines for future research. In: Proceedings of the 6th World Conference on Information Systems and Technologies, Naples, Italy, 27-29 March. 2018. Pp. 411-421.

19. Vargo D, Zhu L, Benwell B, Yan Z. Digital technology use during COVID-19 pandemic: A rapid review. Human Behavior and Emerging Technologies. 2021;(3):13-24.

20. Zhang JJ, Zhao QL. Transformation and upgrading of the business model of the circulation supply chain driven by "New Rail". JBE. 2019;(38):5-15.

21. Vial G. Understanding digital transformation: A review and a research agenda. Journal of Strategic Information Systems Review. 2019. P. 71.

22. Hanelt A, Bohnsack R, Marz D, Marante CA. A Systematic Review of the Literature on Digital Transformation: Insights and Implications for Strategy and Organizational Change. Journal of Management Studies. n/a(n/a). 2020. Available from: https://doi.org/10.1111/joms.12639

Информация об авторах

В. Ж. Дубровский — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятий.

Э. Р. Зинатуллина — руководитель финансовой службы.

Information about the authors

V. Zh. Dubrovsky — Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Enterprise Economics. E. R. Zinatullina — Head of the Financial Service.

Статья поступила в редакцию 19.06.2023; одобрена после рецензирования 04.07.2023; принята к публикации 28.08.2023.

Вклад авторов: оба автора сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 19.06.2023; approved after reviewing 04.07.2023; accepted for publication 28.08.2023.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.