Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ НАПОЛНЯЕМОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ НАПОЛНЯЕМОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
456
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ / ДОШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЗАИКАНИЕ / ДИЗАРТРИЯ / АЛАЛИЯ / МЕХАНИЗМЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ / СТРУКТУРА ДЕФЕКТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мустаева Елена Рафаэльевна, Микитюк Наталья Васильевна, Олешко Светлана Николаевна

Во введении представлен анализ научно-методических подходов к изучению особенностей формирования слоговой наполняемости слов у детей с нарушениями речи, что позволило выявить определенную фрагментарность в вопросах развития навыков произношения слов у детей с различными нарушениями речи. Целью исследования стало определение оптимальных направлений, методов и приемов коррекционно-развивающего обучения дошкольников с заиканием, дизартрией и алалией, имеющих нарушения слоговой наполняемости слов. В качестве материалов и методов исследования слоговой наполняемости слов у детей с заиканием использовалась методика Г. В. Бабиной и Н. Ю. Сафонкиной, определяющая возможности динамичного овладения процессами воспроизведения слов и их структурных элементов на уровне просодики и ритмических характеристик языковых единиц в изолированном спонтанном воспроизведении и при многократном произвольном проговаривании в контексте словосочетаний и предложений. Для обследования детей с дизартрией была использована методика Г. Г. Голубевой, позволяющая оценить готовность к восприятию и воспроизведению слоговой структуры с учетом особенностей моторно-ритмической организации на невербальном и вербальном уровне. Обследование детей с алалией осуществлялось при помощи методики З. Е. Агранович, выявляющей способности слухового гнозиса на материале неречевых и речевых звуков, возможности воспроизведения определенного ритма по образцу на невербальном и вербальном материале на уровне слоговых рядов, слов и предложений. Результаты исследования и их обсуждение позволяют говорить о том, что дети обследуемых групп имеют качественно разные трудности в самостоятельном воспроизведении слов различной слоговой наполняемости, связанные как со спецификой их клинического нарушения речи, так и с уровнем речевого развития. Результаты экспериментального исследования позволили выделить направления и содержание коррекционно-развивающего обучения данной группы детей с учетом механизмов нарушения речи и их общего уровня речевого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мустаева Елена Рафаэльевна, Микитюк Наталья Васильевна, Олешко Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE STUDY AND CORRECTION OF VIOLATIONS OF SYLLABIC CONTENT IN PRESCHOOL CHILDREN WITH VARIOUS SPEECH DISORDERS

The introduction presents an analysis of scientific and methodological approaches to the study of the features of the formation of the syllabic content of words in children with speech disorders, which revealed a certain fragmentation in the development of pronunciation skills of words in children with various speech disorders. The purpose of the study was to determine the optimal directions, methods and techniques of corrective and developmental training of preschoolers with stuttering, dysarthria and alalia, which have violations of syllabic content of words. As materials and methods for studying the syllabic content of words in children with stuttering, the methodology of G. V. Babina and N. Yu. Safonkina was used, which determines for dynamic mastery of the processes of reproduction of words and their structural elements at the level of prosody and rhythmic characteristics of language units in isolated spontaneous reproduction and with multiple arbitrary pronouncing in the context of phrases and sentences. For the examination of children with dysarthria, the method of G. G. Golubeva was used, which allows assessing the readiness to perceive and reproduce the syllabic structure, taking into account the peculiarities of motor-rhythmic organization at the nonverbal and verbal levels. The examination of children with alalia was carried out using Z. E. Agranovich’s technique, which reveals the ability of auditory gnosis on the material of non-verbal and speech sounds, the possibility of reproducing a certain rhythm according to a sample on non-verbal and verbal material at the level of syllabic series, words and sentences. The results of the study and their discussion allow us to say that the children of the examined groups have qualitatively different difficulties in independent reproducing words of different syllabic content, related both to the specifics of their clinical speech disorder and to the level of speech development. The results of the experimental study made it possible to identify the directions and content of correctional and developmental education of this group of children, taking into account the mechanisms of speech disorders and their general level of speech development.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ НАПОЛНЯЕМОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

УДК 376.37

DOI 10.30914/2072-6783-2022-16-3-339-348

Подходы к изучению и коррекции нарушений слоговой наполняемости

у дошкольников с различными нарушениями речи

Е. Р. Мустаева, Н. В. Микитюк, С. Н. Олешко

Московский педагогический государственный университет, Анапский филиал, г. Анапа, Российская Федерация

Аннотация. Во введении представлен анализ научно-методических подходов к изучению особенностей формирования слоговой наполняемости слов у детей с нарушениями речи, что позволило выявить определенную фрагментарность в вопросах развития навыков произношения слов у детей с различными нарушениями речи. Целью исследования стало определение оптимальных направлений, методов и приемов коррекционно-развивающего обучения дошкольников с заиканием, дизартрией и алалией, имеющих нарушения слоговой наполняемости слов. В качестве материалов и методов исследования слоговой наполняемости слов у детей с заиканием использовалась методика Г. В. Бабиной и Н. Ю. Сафонкиной, определяющая возможности динамичного овладения процессами воспроизведения слов и их структурных элементов на уровне просодики и ритмических характеристик языковых единиц в изолированном спонтанном воспроизведении и при многократном произвольном проговаривании в контексте словосочетаний и предложений. Для обследования детей с дизартрией была использована методика Г. Г. Голубевой, позволяющая оценить готовность к восприятию и воспроизведению слоговой структуры с учетом особенностей моторно -ритмической организации на невербальном и вербальном уровне. Обследование детей с алалией осуществлялось при помощи методики З. Е. Агранович, выявляющей способности слухового гнозиса на материале неречевых и речевых звуков, возможности воспроизведения определенного ритма по образцу на невербальном и вербальном материале на уровне слоговых рядов, слов и предложений. Результаты исследования и их обсуждение позволяют говорить о том, что дети обследуемых групп имеют качественно разные трудности в самостоятельном воспроизведении слов различной слоговой наполняемости, связанные как со спецификой их клинического нарушения речи, так и с уровнем речевого развития. Результаты экспериментального исследования позволили выделить направления и содержание коррекционно -развивающего обучения данной группы детей с учетом механизмов нарушения речи и их общего уровня речевого развития.

Ключевые слова: слоговая структура слов, дошкольники с нарушениями речи, общее недоразвитие речи, заикание, дизартрия, алалия, механизмы нарушений речи, структура дефекта

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Мустаева Е. Р., Микитюк Н. В., Олешко С. Н. Подходы к изучению и коррекции нарушений слоговой наполняемости у дошкольников с различными нарушениями речи // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16. № 3. С. 339-348. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-3-339-348

Approaches to the study and correction of violations of syllabic content

in preschool children with various speech disorders

E. R. Mustaeva, N. V. Mikityuk, S. N. Oleshko

Moscow State Pedagogical University, Anapa branch, Anapa, Russian Federation

Abstract. The introduction presents an analysis of scientific and methodological approaches to the study of the features of the formation of the syllabic content of words in children with speech disorders, which revealed a certain fragmentation in the development of pronunciation skills of words in children with various speech disorders. The purpose of the study was to determine the optimal directions, methods and techniques of corrective and developmental training of preschoolers with stuttering, dysarthria and alalia, which have violations of syllabic content of words. As materials and methods for studying the syllabic content of words in children with stuttering, the methodology of G. V. Babina and N. Yu. Safonkina was used, which determines for dynamic mastery of the processes of reproduction of words and their structural elements at the level of prosody

and rhythmic characteristics of language units in isolated spontaneous reproduction and with multiple arbitrary pronouncing in the context of phrases and sentences. For the examination of children with dysarthria, the method of G. G. Golubeva was used, which allows assessing the readiness to perceive and reproduce the syllabic structure, taking into account the peculiarities of motor-rhythmic organization at the nonverbal and verbal levels. The examination of children with alalia was carried out using Z. E. Agranovich's technique, which reveals the ability of auditory gnosis on the material of non-verbal and speech sounds, the possibility of reproducing a certain rhythm according to a sample on non-verbal and verbal material at the level of syllabic series, words and sentences. The results of the study and their discussion allow us to say that the children of the examined groups have qualitatively different difficulties in independent reproducing words of different syllabic content, related both to the specifics of their clinical speech disorder and to the level of speech development. The results of the experimental study made it possible to identify the directions and content of correctional and developmental education of this group of children, taking into account the mechanisms of speech disorders and their general level of speech development.

Keywords: syllabic structure of words, preschool children with speech disorders, general underdevelopment of speech, stuttering, dysarthria, alalia, mechanisms of speech disorders, defect structure

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Mustaeva E. R., Mikityuk N. V., Oleshko S. N. Approaches to the study and correction of violations of syllabic content in preschool children with various speech disorders. Vestnik of the Mari State University, 2022, vol. 16, no. 3, pp. 339-348. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-3-339-348

Введение

В исследованиях ряда авторов (А. Н. Гвоздева1, Н. И. Жинкина 2 , В. А. Ковшикова 3 , Р. Е. Левиной4, А. А. Леонтьева5, Н. И. Лепской6, А. К. Марковой7, Н. Х. Швачкина8 и др.) вопросы развития и функционирования языковых явлений, в частности формирование навыков произнесения слов различной слоговой наполняемости у нормотипичных дошкольников и детей с нарушениями речи, рассматриваются в первую очередь с позиций лингвистического, психолингви-

1 Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.; Л. : АПН РСФСР, 1948. С. 3-15.

2 Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М. : Политиздат, 1982. 250 с.

3 Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. СПб. : КАРО, 2006. 304 с.

4 Левина Р. Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей // Специальная школа. М. : АПН РСФСР, 2009. Вып. 4. С. 86-89.

5 Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождения речевого высказывания. М. : Академия, 1991. 305 с.

6 Лепская Н. И. Некоторые вопросы изучения слога: Исследования по речевой информации / под ред. В. А. Вешен-цева. М. : Московский университет, 1968. Вып. 2. С. 121-133.

7 Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. Р. Е. Левиной. М., 1961. С. 59-70.

8 Швачкин Н. Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. учебное пособие / составление К. Ф. Седова. М. : Лабиринт, 2004. 300 с.

стического, психологического и психофизиологического подходов [9].

По данным А. Н. Гвоздева, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева и других исследователей, возрастной интервал, определяющий норму овладения ребенком структурными особенностями простых и многосложных слов родного языка, приближен к четырехлетнему дошкольному возрасту. Однако процесс формирования слоговой структуры слов у детей с различными речевыми отклонениями имеет свои особенности [1; 2; 3; 8; 9].

Большинство авторов (В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, А. К. Маркова и т. д.) указывают на то, что нарушения слоговой структуры у дошкольников с различными речевыми отклонениями по-разному видоизменяют слог в составе слова, что проявляется преимущественно в использовании упрощений и сведении слоговых конструкций типа СГ (конструкция прямого слога «согласный - гласный»), СГС (конструкция односложного слова «согласный - гласный - согласный»). Выпадения слогов, по мнению исследователей, определяется собственной структурой и местоположением слога в слове, характеристикой составляющих его фонем и звуками, входящими в состав соседних слогов. В некоторых случаях также выявляются искажения слогового состава путем добавления лишнего слога, уподобления и перестановки слогов, сокращения стечений согласных звуков [1; 2; 3; 5].

Анализ многолетних исследований в области онтогенеза и дизонтогенеза речевого развития дошкольников, позволяет выявить определенную закономерность усвоения ими слогового состава слова, успешность которого определяется тесной взаимосвязью ряда факторов: способностью к серийно-последовательной обработке воспринимаемой информации, возможностями динамической и ритмической организации движений [4; 5; 9; 10].

В современной практике коррекционной педагогики представлены некоторые методы и приемы изучения и формирования навыков точного употребления слов различной слоговой наполняемости в работах З. Е. Агранович 1 , Г. В. Бабиной2, Р. Е. Левиной, А. К. Марковой, Т. А. Ткаченко и др., которые делали акцент на развитии речеслухового восприятия и речевых навыков, динамической и ритмической организации движений [4; 6].

Однако различные формы детской речевой патологии и разнообразие уровней речевого развития дошкольников требуют более дифференцированного подхода к организации коррек-ционно развивающего обучения с учетом структуры дефекта, соотношения первичных и вторичных нарушений, потенциальных возможностей детей, в зависимости от их объективного состояния речи [5; 7; 10]. Так, например, при моторной алалии мы можем говорить о том, что у детей нарушения звуко-слоговой структуры слова обусловлены в первую очередь недоразвитием праксиса [1; 2; 5; 8], у дошкольников с заиканием — особенностями темпо-ритмической организации речи [9], при дизартрическом компоненте качество слоговой наполняемости зависит не только от способности к серийно-последовательной обработке воспринимаемой информации, но и общего состояния тонуса мышц говорящего [3; 9].

Цель: определение оптимальных направлений, методов и приемов коррекционно-развиваю-щего обучения дошкольников с заиканием, дизартрией и алалией, имеющих нарушения слоговой наполняемости слов.

1 Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб. : Детство-Пресс, 2001. 48 c.

2 Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура

слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. М. : Книголюб, 2008. 96 с.

Материалы и методы

Предлагаемая нами методика изучения и формирования слоговой структуры слова у детей с различной речевой симптоматикой разработана путем модификации существующих методик3 и их адаптации к структуре дефекта и уровню речевого развития дошкольников при различных нарушениях речи.

Целью нашего исследования было изучение особенностей употребления слов различной слоговой наполняемости у дошкольников с различным уровнем речевого развития при сопутствующей клинической симптоматике в виде заикания, дизартрии и алалии; определение индивидуализированных, оптимально эффективных методов и приемов коррекционной работы по формированию навыков произношения слов различной слоговой структуры у детей представленной категории.

В исследовании приняли участие 30 детей 5-летнего возраста, воспитывающихся в группах компенсирующего обучения дошкольных образовательных организациях г. Уфы Республики Башкортостан. В экспериментальную группу были включены в равном количестве 10 воспитанников с логопедическим заключением — заикание, в частности 5 детей с общим недоразвитием речи (II уровень) и 5 с общим недоразвитием речи (III уровень); 10 дошкольников с дизартрией развития, 5 из которых имели статус общего недоразвития речи (II уровень) и у 5 из них отмечалось общее недоразвитие речи (III уровень) и 10 воспитанников с алалией, имеющих аналогично в равной степени общее недоразвитие речи (II уровень) и общее недоразвитие речи (III уровень).

Для экспериментального исследования слоговой наполняемости слов у дошкольников с нарушениями речи нами использовались методики следующих авторов:

1. Обследование слоговой структуры слова у детей с заиканием при помощи методики Г. В. Бабиной и Н. Ю. Сафонкиной. Обоснование выбора методики для данной категории

3 Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб. : Детство-Пресс, 2001. 48 с. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. М. : Книголюб, 2008. 96 с. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. Р. Е. Левиной. М., 1961. С. 59—70.

дошкольников определялось возможностью изучения уровня сформированности слоговой наполняемости слов с учетом особенностей структуры их речевого дефекта, а именно потенциальными возможностями динамичного овладения процессами воспроизведения слов и их структурных элементов на уровне просодики и ритмических характеристик языковых единиц как в изолированном спонтанном воспроизведении, так и при многократном произвольном их проговаривании в контексте словосочетаний и предложений.

2. Для обследования слоговой наполняемости слов у детей с дизартрией была использована методика Г. Г. Голубевой 1 , которая позволяет оценить готовность дошкольников данной категории к восприятию и воспроизведению слоговой структуры с учетом их особенностей мотор-но-ритмической организации на невербальном и вербальном уровнях.

3. Обследование слоговой структуры слова у детей с алалией осуществлялось при помощи методики З. Е. Агранович, так как она максимально учитывает потенциальные нарушения данной группы дошкольников и позволяет выявить способности как слухового гнозиса на материале неречевых и речевых звуков, так и возможности воспроизведения определенного ритма по образцу на невербальном и вербальном материалах на уровне слоговых рядов, слов и предложений.

Результаты исследования, обсуждения

Дети обследуемых групп имеют качественно разные трудности в самостоятельном воспроизведении слов различной слоговой наполняемости, связанные как со спецификой их клинического нарушения речи, так и с уровнем речевого развития.

Так, например, дети с заиканием достаточно успешно справились с комплексом заданий, направленных на восприятие на слух и самостоятельное определение длины слов различной слоговой наполняемости и количества их структурных элементов. В некоторых случаях при выполнении заданий у дошкольников возникли сложности в выделении ударной позиции предъявляемых слогов, при достаточной сформирова-

1 Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие. СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена : Союз, 2000.

ности дифференциации на слух длины слова и определения количества предъявляемых слогов.

В то же время при выполнении комплекса заданий, направленных на выявление особенностей как спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности, в том числе и малочастотных слов, так и отраженного и сопряженного их проговаривания, были отмечены значительные трудности их точного воспроизведения. Дети допускали искажения слоговой структуры слова в трехсложных и многосложных словах, а также во всех типах слов со стечением согласных звуков. Преимущественными нарушениями в этом случае были персеверации, итерации и антиципации. Многократное повторение речевого материала в условиях самостоятельного контроля и сопряженного с экспериментатором произношения не приводило к улучшению результатов. В некоторых случаях, при стимульной помощи взрослого в виде предъявленных иллюстраций предметов и дополнительном отхлопывании слов, дети воспроизводили простую слоговую структуру — СГ без искажений, но при предъявлении заданий со словосочетаниями и предложениями у них возникали ошибки, увеличивающиеся пропорционально увеличению речевого контекста.

Результаты обследования свидетельствуют о том, что у большинства детей с общим недоразвитием речи как II, так и III уровня при заикании недостаточно сформирован навык произношения сложных слов, особенно со стечением согласных звуков. Это объясняется ведущей симптоматикой данного дефекта, которое обусловлено судорогами мышц речевого аппарата. Нарушений смысловой стороны речи у детей данной категории не выявлено, в связи с этим восприятие лексических единиц у них практически не страдает. Это определяет ведущий компонент в структуре нарушений воспроизведения слов сложной слоговой наполняемости при заикании, основные направления и содержание логопедической работы по преодолению данного нарушения.

Результаты проведенного обследования детей с дизартрией показали, что большинству дошкольников данной категории доступно точное воспроизведение по образцу только простых ритмических рисунков, состоящих из двух серийных ударов. В заданиях с более сложными ритмами у детей чаще всего прослеживались беспорядочные и хаотичные движения, не передающие

ни количества предъявленных взрослым ударов, ни их интенсивность.

Аналогичны результаты и при воспроизведении вербального материала. У большинства детей не вызывали проблем произношения односложные и двухсложные слова с прямым слогом - СГ; искажения слоговой структуры отмечались при воспроизведении различных слов с закрытым слогом - ГС; при произношении двусложных и трехсложных слов с одним стечение согласных в середине слова, с закрытым слогом и стечением согласных, с двумя стечениями согласных в слове; произношении четырехсложных слов из открытых слогов.

Характерными нарушениями слоговой наполняемости слов для данной группы детей являлись элизии и сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый. Таким образом, выявлена взаимосвязь и взаимозависимость нарушений воспроизведения слоговой наполняемости слов с недостаточностью моторной регуляции движений как на невербальном, так и на вербальном уровне. Кроме этого, качественная характеристика речи дошкольников обусловлена и уровнем их речевого развития, так, например, у детей с общим недоразвитием речи (II уровень) вышеописанные нарушения проявлялись как на уровне слов, так и в словосочетаниях и предложениях, у воспитанников с общим недоразвитием речи (III уровень) данные особенности слоговой наполняемости отмечались преимущественно в словосочетаниях и фразовой речи, произношение изолированных слов было достаточно благополучно, особенно в условиях стимулирующей помощи взрослого в виде медленного сопряженного проговаривания с опорой на визуализацию артикуляции говорящего.

Анализируя полученные результаты в группе детей с алалией, прослеживаем недостаточность выполнения диагностических проб на определение и выбор источника звука с первого предъявления и на повторение сложных ритмических рисунков без стимулирующей помощи взрослого в виде дополнительных визуальных опор в виде схемы ритма. Также выраженные сложности вызывали задания и на определение количества слогов в слоговом ряду при помощи хлопков, однако аналогичные задания с опорой на выложенные по количеству предъявленных слогов фишки выполнялись детьми более успешно. Таким образом, можно утверждать, что у данной

категории дошкольников, независимо от уровня их речевого развития, отмечается недостаточность слухового внимания, как на невербальном, так и на вербальном уровне, что в свою очередь приводит к трудностям узнавания и распознавания фонем, составляющих слово, затрудняет определение звуко-слоговой наполняемости слов.

Результаты обследования возможностей самостоятельного точного воспроизведения слоговых рядов у данной группы детей показали, что дошкольники, имеющие общее недоразвитие (II уровень), испытывали выраженные сложности верного отбора слогов и не справились с данным заданием, допустив нарушения, как в предъявленной последовательности слоговых рядов, так и в точном выделении их ударных позиций. Аналогичные нарушения наблюдались и на уровне произношения изолированных, простых по слоговой наполняемости слов и словосочетаний.

У детей с алалией, имеющих общее недоразвитие (III уровень) при произношении слоговых рядов на фоне верной передачи ударных позиций, отмечались единичные ошибки выбора слогов в предъявленных рядах в количестве более трех. В заданиях на определение доступного для самостоятельного проговаривания уровня сложности слоговой структуры слова преимущественно допускались ошибки в словах со стечением согласных и многосложных словах. Однако при произношении словосочетаний и предложений с большой концентрацией сложных слов отмечались более грубые искажения слов, как простых по слоговой структуре, так и сложных.

Таким образом, можно отметить, что сформи-рованность произношения слоговой структуры слов у детей в данной группе недостаточная и нарушения слоговой наполняемости характеризуются рядом специфических особенностей, связанных не только с уровнем речевого развития, но и с объемом произносимого детьми речевого материала. Так, например, нарушения слоговой наполняемости слов на уровне слов в большей степени характеризуются перестановками слогов в слове, перестановками звуков соседних слогов, заменами слогов или антиципациями. Нарушения на уровне словосочетаний и предложений преимущественно характеризуются элизиями, опусканием словообразующей гласной, сокращением стечения согласных, контаминациями.

Таким образом, анализ результатов исследования указывает на то, что особенности произношения слов различной слоговой наполняемости у дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлены не только уровнем развития речевых компонентов, но и особенностью клинической симптоматики нарушения речи.

Предлагаемая нами методика формирования навыков произношения слов различной слоговой наполняемости у дошкольников с различными нарушениями речи по своему содержанию дополняет существующие в настоящее время методики (З. Е. Агранович, Л. С. Ванюковой, Л. В. Забродиной, Н. В. Курдвановской, Т. А. Ткаченко, Е. Е. Шевцовой и др.) и определяется дифференцированным содержанием определенных этапов и направлений с учетом механизмов нарушения речи и общего уровня речевого развития дошкольников.

Опишем разработанное и апробированное нами содержание коррекционно-развивающего обучения под каждую из описанных категорий дошкольников, имеющих нарушения слоговой наполняемости слов.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими заикание, предполагает поэтапное развитие различных компонентов в следующих направлениях.

На первом подготовительном этапе:

— развитие координации артикуляционно-мимических движений и развитие нижнереберного диафрагмального дыхания посредством гимнастики и дыхательных упражнений, направленных на выработку точной координации артикуляционных движений с помощью создания нервно-мышечного фона, на развитие четкой дикции;

— нормализация тембра, высоты и силы голоса, развитие интонационно-мелодической речи и голосовых модуляций, параллельно с закреплением диафрагмального дыхания с включением голоса;

— формирование речедвигательной и диа-фрагмальной координации.

На втором этапе: развитие навыков произношения слов различной слоговой структуры:

— уточнение фонетико-фонематической базы для последующей коррекции нарушений слоговой структуры слова, в частности: овладение навыком произношения гласных и согласных звуков раннего и позднего онтогенеза, совершенствование качеств голоса, тембра, темпа речи;

— развитие способности к воспроизведению сочетаний гласных звуков; сочетаний слогов с одним согласным и разными гласными звуками; сочетаний слогов с одним гласным и разными согласными звуками; сочетаний слогов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости; сочетаний слогов с согласными звуками, оппозиционными по твердости - мягкости;

— формирование навыков точного воспроизведения детьми слоговой структуры изолированных слов с опорой на жестовые и зрительные символы звуков;

— закрепление сформированных навыков точного воспроизведения слов различной слоговой структуры на материале заученных словосочетаний, предложений и коротких текстов (стихов, чистоговорок, рассказов);

— закрепление в самостоятельной речи сформированных навыков точного воспроизведения слоговой структуры посредством составления детьми рассказов по опорным словам, рассказов-описаний предметов, придумывания конца или начала к рассказу педагога, рассказов-сравнений объектов, диалогов на заданную тему, рассказывания по воображению, придумывания сказок по набору игрушек.

На третьем этапе: совершенствование навыков средствами логоритмических технологий:

— формирование навыков воспроизведения медленного темпа и плавных координированных движений;

— формирование навыков связи речи с движением, музыкальным ритмом и с характером ритма.

Для формирования навыков точного произношения слов различной слоговой наполняемости у детей с дизартрией, с учетов выявленных особенностей данной категории дошкольников можно рекомендовать следующие этапы и направления работы.

На первом пропедевтическом этапе (на невербальном материале):

— развитие ритмической способности: восприятия и точной передачи ритмического рисунка, различного количества и расположения акцентных частей, заданных в определенной последовательности, дифференциация темпа и ритма на основе слуховых, зрительных, а также тактильно-кинестетических ощущений;

— развитие кинестетического и кинетического артикуляционного праксиса, формирование дифференцированного представления о основных положениях губ и языка;

— обучение делению двусложных и трехсложных слов на слоги путем отхлопывания и воспроизведение их ритмического контура со зрительной опорой с использованием фишек, по количеству слогов в проговариваемом слове.

На втором, основном этапе (на вербальном материале с использованием двигательной: от-хлопывание, отстукивание и зрительной: фишки, схемы слогов и слов опоры):

— развитие навыков точного воспроизведения слоговой структуры слов с повторяющимися, затем разными прямыми — СГ слогами;

— формирование навыков точного воспроизведения слоговой структуры слов с повторяющимися, затем разными обратными — ГС слогами;

— формирование навыков точного воспроизведения слоговой структуры слов с разными слогами со стечением согласных звуков, навыков простейшего слогового синтеза.

На третьем, заключительном этапе (на вербальном материале без использования двигательных и зрительных опор):

— закрепление сформированных навыков в самостоятельной речи детей на уровне простой фразовой речи с опорой на сюжетные картинки или демонстрацию действий и наводящие вопросы взрослого;

— закрепление сформированных навыков в простых распространенных предложениях с опорой на предметные иллюстрации и вопросы взрослого;

— закрепление сформированных навыков на примере заучивания четверостиший и коротких текстов.

Рассмотрим этапы и направления формирования навыка произношения слов различной слоговой структуры для детей с алалией на каждом уровне речевого развития в отдельности.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (II уровень).

На первом подготовительном этапе (на невербальном материале):

— развитие слухового восприятия, слухового внимания и гнозиса на примере музыкальных инструментов;

— формирование навыков точного восприятия и передачи простых и сложных ритмических структур с использованием схем, затем без зрительной опоры;

— развитие динамического артикуляционного праксиса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На втором этапе (на вербальном материале на уровне звуков, слогов и слов):

— формирование навыка произнесения гласных звуков и их различных сочетаний в звуковых рядах со зрительной опорой на символы и без них;

— формирование навыка произнесения прямых слогов — СГ при помощи схем из символов звуков и без них с постепенным увеличением цепочки слогов с двух до трех элементов с различной акцентностью;

— закрепление навыков воспроизведения последовательности прямых слогов в двусложных и трехсложных словах из прямых слогов, формирование навыков деления слов на слоги с передачей положения ударного слога при помощи схем.

На третьем этапе (на вербальном материале на уровне фразы):

— формирование навыка произнесения двусложных и трехсложных слов из прямых слогов в простой нераспространенной фразе со зрительной опорой на схему предложения;

— закрепление сформированных навыков путем заучивания чистоговорок, насыщенных двусложными и трехсложными словами из прямых слогов без зрительной опоры.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).

На первом подготовительном этапе (на вербальном материале на уровне простых слогов и слов):

— развитие слухового внимания, гнозиса и фонематического восприятия посредством выкладывания символов гласных и согласных звуков по названному педагогом последовательному звуковому ряду (по мере изучения букв, символы звуков заменяются соответствующими буквенными обозначениями);

— формирование навыка произнесения прямых слогов — СГ и слоговых рядов с гласными и согласными раннего онтогенеза с опорой на символы звуков (буквы), самостоятельно выложенные детьми с опорой на словесную инструкцию взрослого;

— формирование навыка произнесения обратных слогов — ГС и слоговых рядов с гласными и согласными раннего онтогенеза с опорой на символы звуков (буквы), самостоятельно выложенные детьми с опорой на словесную инструкцию взрослого;

— закрепление сформированных навыков произнесения отработанных слоговых рядов без

зрительной опоры посредством отраженного их проговаривания;

- формирование навыка воспроизведения слов с прямыми и обратными слогами при помощи деления их на слоги с двигательной и зрительной опорой, затем без нее;

- формирование навыков слогового синтеза слов с опорой на слоговые карточки.

На втором этапе (на вербальном материале на уровне слогов со стечением согласных звуков и сложных слов):

- формирование навыка образования новых слогов со стечением одинаковых согласных и разных слогообразующих гласных путем присоединения согласного звука с опорой на его символ-иллюстрацию (букву);

- формирование навыка образования новых слогов со стечением разных согласных и одинаковых слогообразующих гласных путем присоединения согласного звука с опорой на его символ-иллюстрацию (букву);

- формирование навыка образования новых слогов со стечением разных согласных и разных слогообразующих гласных путем присоединения согласного звука с опорой на его символ-иллюстрацию (букву);

— формирование навыка произнесения слов со стечением согласных посредством предварительного деления их на слоги и медленного послогового проговаривания слогов с опорой на схему слова;

— формирование навыков слогового синтеза слов с опорой на слоговые карточки.

На третьем этапе (на вербальном материале на уровне простых и сложных фраз, связной речи):

— формирование навыка составления простого распространенного предложения из слов различной слоговой структуры с опорой на предметные и сюжетными картинки, наводящие вопросы взрослого и схему предложения;

— формирование навыка составления сложносочиненного и сложноподчиненного предложений из слов различной слоговой структуры с опорой на предметные и сюжетные картинки, наводящие вопросы взрослого и схему предложения;

— формирование навыка произношения слов различной слоговой наполняемости в самостоя-

тельной речи на примере заученных четверостиший, чистоговорок и пересказа коротких текстов;

— формирование навыка произношения слов различной слоговой наполняемости в самостоятельной речи на примере самостоятельного рассказывания по серии сюжетных картин и по сюжетной картине.

Заключение

Проведенное нами исследование состояния произносительных навыков слов различной слоговой наполняемости у дошкольников с различными нарушениями речи и анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

1. В отечественной логопедии имеется ряд исследований, направленных на изучение особенностей слоговой структуры слов дошкольников с нарушениями речи (З. Е. Агранович, Г. В. Бабина, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, Т. А. Ткаченко и др.), однако такие исследования проводились достаточно давно и в последние годы практически не обновлялись.

2. Методические рекомендации представленных авторов в большей степени разработаны с учетом лингвистического подхода, учитывают психофизиологические механизмы овладения слоговой наполняемостью дошкольниками в онтогенезе и не всегда опираются на особенности их клинической симптоматики.

3. Проведенное экспериментальное исследование показало, что дети с заиканием, дизартрией и алалией имеют разную природу и симптоматику нарушения слоговой структуры слов, которая зависит от механизмов и общего уровня речевого развития данной категории дошкольников.

4. Теоретический обзор и проведенное экспериментальное исследование показали необходимость разработки дифференцированной и оптимально эффективной системы коррекционно-развивающего обучения для каждой из представленных групп, с учетом ведущего нарушения в общей структуре речевого дефекта, потенциального уровня речевого развития детей с различными нарушениями речи.

1. Брюховских Л. А., Голоскокова Л. Н. Нарушения слоговой структуры слов и сформированности ее базовых компонентов у детей с алалией // Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки. 2020. № 1 (4). С. 15—24. DOI: https://doi.org/10.25146/2221-1160-2020-4-1-15-24

2. Быховец И. С., Дубровина Т. И. Исследование звуконаполняемости слоговой структуры слова у детей с моторной алалией // Мир специальной педагогики и психологии. 2017. С. 62-66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32630216 (дата обращения: 22.06.2022).

3. Великова С. П. Исследование уровней сформированном^ слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией // Вопросы педагогики. 2021. № 4-1. С. 52-62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45616773 (дата обращения: 20.06.2022).

4. Егорова Н. В. Формирование слоговой структуры сова с опорой на сохранные анализаторы // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. 2014. С. 223-226. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25348873 (дата обращения: 26.06.2022).

5. Максимова А. Н., Шалобанова И. Ю. Особенности звуко-слоговой структуры слова у детей с экспрессивной алалией // Наука и образование в XXI веке: теория, методология, практика: сб. ст. по материалам международной научно-практической конференции. 2019. С. 31-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41348659 (дата обращения: 15.06.2022).

6. Мархандаева Г. И. Выявление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции // Молодой ученый. 2020. № 9. С. 167-168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42578735 (дата обращения: 19.06.2022).

7. Подунов Ю. В. Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с речевыми нарушениями посредством развития наглядно-действенного мышления // Вопросы педагогики. 2021. № 4-2. С. 209-213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45675782 (дата обращения: 13.06.2022).

8. Старцова А. М., Иванова Н. В. Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слов у детей с моторной алалией // Наука и инновации в современном мире. 2019. С. 117-121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41274842 (дата обращения: 09.06.2022).

9. Стрекатова Т. А., Шамовская Т. В. К вопросу формирования слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 72-4. С. 154-158. DOI: https://doi.org/10.18411/lj-04-2021-172

10. Терещенко М. А., Коренькова Е. В. Основы коррекции нарушений слоговой структуры слова с учетом ведущей роли фонематического восприятия // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 229-231. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35678748 (дата обращения: 10.06.2022).

Статья поступила в редакцию 29.06.2022 г.; одобрена после рецензирования 23.07.2022 г.; принята к публикации 29.07.2022 г. Об авторах

Мустаева Елена Рафаэльевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психо лого-педагогического образования, Московский педагогический государственный университет, Анапский филиал (353445, Российская Федерация, г. Анапа, ул. Астраханская, д. 88), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3972-5415,

lenabspu@mail. ru

Микитюк Наталья Васильевна

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психолого-педагогического образования, Московский педагогический государственный университет, Анапский филиал (353445, Российская Федерация, г. Анапа, ул. Астраханская, д. 88), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9984-4232,

[email protected]

Олешко Светлана Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, Московский педагогический государственный университет, Анапский филиал (353445, Российская Федерация, г. Анапа, ул. Астраханская, д. 88), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0951-2451,

kaduchenko1961 @mail. ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Bruchovsky L. A., Goloskokova L. N. Narusheniya slogovoi struktury slov i sformirovannosti ee bazovykh kompo-nentov u detei s alaliei [Violations of the syllabic structure of words and the formation of its basic components in children with alalia]. Autizm i drugie narusheniya v razvitii: sovremennye issledovaniya i razrabotki = Journal of Autism and Other Develpmental Disorders: Current Research and Practice, 2020, no. 1 (4), pp. 15-24. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25146/2221-1160-2020-4-1-15-24

2. Bykhovets I. S., Dubrovina T. I. Issledovanie zvukonapolnyaemosti slogovoi struktury slova u detei s motornoi alaliei [The study of the sound filling of the syllabic structure of the word in children with motor alalia]. Mir spetsial'noipedagogiki ipsikhologii = The World of Special Pedagogy and Psychology, 2017, pp. 62-66. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32630216 (accessed 22.06.2022). (In Russ.).

3. Velikova S. P. Issledovanie urovnei sformirovannosti slogovoi struktury slova u detei starshego doshkol'nogo vozrasta s dizar-triei [The study of the levels of formation of the syllabic structure of the word in children of senior preschool age with dysarthria]. Voprosy pedagogiki = Issues of Pedagogy, 2021, no. 4-1, pp. 52-62. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=45616773 (accessed 20.06.2022). (In Russ.).

4. Egorova N. V. Formirovanie slogovoi struktury slova s oporoi na sokhrannye analizatory [Formation of the syllabic structure of the word based on safe analyzers]. Izuchenie i obrazovanie detei s razlichnymi formami dizontogeneza: Materialy vseros. nauchno-prakticheskoi konferentsii = Study and education of children with various forms of dysontogenesis: Materials of the All-Russian scientific and practical conference, 2014, pp. 223-226. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25348873 (accessed 26.06.2022). (In Russ.).

5. Maksimova A. N., Shalobanova I. Yu. Osobennosti zvuko-slogovoi struktury slova u detei s ekspressivnoi alaliei [Features of the sound-syllabic structure of the word in children with expressive alalia]. Nauka i obrazovanie v XXI veke: teoriya, metodologiya, praktika: sb. st. po materialam mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Science and education in the XXI century: theory, methodology, practice: collection of articles based on the materials of the International scientific and practical conference, 2019, pp. 31-35. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41348659 (accessed 15.06.2022). (In Russ.).

6. Markhandaeva G. I. Vyyavlenie narushenii slogovoi struktury slova u doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi i puti ikh korrektsii [Identification of violations of the syllabic structure of the word in preschool children with general underdevelopment of speech and ways of their correction]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2020, no. 9, pp. 167-168. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42578735 (accessed 19.06.2022). (In Russ.).

7. Podunov Yu. V. Korrektsiya slogovoi struktury slova u doshkol'nikov s rechevymi narusheniyami posredstvom razvitiya naglyadno-deistvennogo myshleniya [Correction of the syllabic structure of the word in preschool children with speech disorders through the development of visual-effective thinking]. Voprosy pedagogiki = Issues of Pedagogy, 2021, no. 4-2, pp. 209-213. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=45675782 (accessed 13.06.2022). (In Russ.).

8. Startsova A. M., Ivanova N. V. Logopedicheskaya rabota po formirovaniyu slogovoi struktury slov u detei s motornoi alaliei [Logopedic work on the formation of the syllabic structure of words in children with motor alalia]. Nauka i innovatsii v sovremen-nom mire: sbornik nauchnykh statei, nauch. red. A. S. Starun = Science and innovations in the modern world: collection of scientific articles, scientific editor A. S. Starun, 2019, pp. 117-121. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41274842 (accessed 09.06.2022). (In Russ.).

9. Strekatova T. A., Shamovskaya T. V. K voprosu formirovaniya slogovoi struktury u detei starshego doshkol'nogo vozrasta s obshchim nedorazvitiem rechi [To the question of the formation of a syllabic structure in children of senior preschool age with general underdevelopment of speech]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya = Trends in the Development of Science and Education, 2021, no. 72-4, pp. 154-158. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.18411/lj-04-2021-172

10. Tereshchenko M. A., Korenkova E. V. Osnovy korrektsii narushenii slogovoi struktury slova s uchetom vedushchei roli fonematicheskogo vospriyatiya [Fundamentals of correction of violations of the syllabic structure of the word, taking into account the leading role of phonemic perception]. Izuchenie i obrazovanie detei s razlichnymi formami dizontogeneza: materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Study and education of children with various forms of dysontogenesis: Materials of the All-Russian scientific and practical conference, 2018, pp. 229-231. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35678748 (accessed 10.06.2022). (In Russ.).

The article was submitted 29.06.2022; approved after reviewing 23.07.2022; accepted for publication 29.07.2022.

About the authors Elena R. Mustaeva

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Moscow Pedagogical State University, Anapa branch (88 Astrakhanskaya St., Anapa 353440, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3972-5415, [email protected]

Natalya V. Mikityuk

Ph. D. (Psychology), Head of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Moscow Pedagogical State University, Anapa branch (88 Astrakhanskaya St., Anapa 353440, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9984-4232, [email protected]

Svetlana N. Oleshko

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Moscow Pedagogical State University, Anapa branch (88 Astrakhanskaya St., Anapa 353440, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0951-2451, [email protected]

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.