Научная статья на тему 'Подходы к формированию и продвижению имиджа мегаполиса'

Подходы к формированию и продвижению имиджа мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
199
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мегаполис / территориальный рынок / имидж города / позиционирование / образ / целевая аудитория. / megapolis / territorial market / city image / positioning / image / target audience.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Л. Б. Нюренбергер, И. Ю. Севрюков

В статье обосновывается подход, согласно которому формирование имиджа территории является одним из наиболее эффективных инструментов привлечения инвесторов и туристов, основой для принятия стратегических и тактических решений, обеспечивающих развитие потенциала городского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO MEGAPOLIS IMAGE FORMATION AND PROMOTION

The approach according to which the image formation of the territory is one of the most effective tools for attracting investors and tourists, the basis for making strategic and tactical decisions ensuring the development of the potential of city space is described in the article.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию и продвижению имиджа мегаполиса»

УДК 628.4.02:65

Л.Б. Нюренбергер, И.Ю. Севрюков

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»,

Новосибирск, 630099 e-mail: l.b.nyurenberger@nsuem.ru; ivan.sewruikov@gmail.com

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И ПРОДВИЖЕНИЮ ИМИДЖА МЕГАПОЛИСА

В статье обосновывается подход, согласно которому формирование имиджа территории является одним из наиболее эффективных инструментов привлечения инвесторов и туристов, основой для принятия стратегических и тактических решений, обеспечивающих развитие потенциала городского пространства.

Ключевые слова: мегаполис, территориальный рынок, имидж города, позиционирование, образ, целевая аудитория.

L.B. Nyurenberger, I.Yu. Sevriukov

Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, 630099 e-mail: l.b.nyurenberger@nsuem.ru; ivan.sewruikov@gmail.com

APPROACHES TO MEGAPOLIS IMAGE FORMATION AND PROMOTION

The approach according to which the image formation of the territory is one of the most effective tools for attracting investors and tourists, the basis for making strategic and tactical decisions ensuring the development of the potential of city space is described in the article.

Key words: megapolis, territorial market, city image, positioning, image, target audience.

Разработка федеральных целевых программ развития субъектов РФ и программ поддержки приоритетных проектов определили ряд перспективных направлений в различных сферах экономики страны, в том числе и в формировании и развитии городской среды, что требует качественно новых подходов к реализации стратегий развития современного города.

Также меняется восприятие и оценка населением качества жизни. В частности, обеспеченность жильем, доступность культурных благ, созданные условия для занятий физической культурой и спортом - все эти факторы определяют привлекательность территории для проживания [1].

Происходящие структурные изменения позволяют рассматривать территорию как товар, продвижению которого способствует сформированный имидж, привлекающий и жителей, и туристов, и инвесторов.

Основными составляющими элементами имиджа города являются:

- социальная политика;

- экономическая политика;

- культурная политика;

- внешние и внутренние инвесторы, производители товаров и услуг, другие целевые группы, бизнес-сообщества;

- позиционирование территориальной единицы;

- инвестиционный климат территории;

- финансовая стабильность территории;

- участие деловой элиты территории в общественно значимых акциях, благотворительность, спонсорство;

- научный и интеллектуальный потенциал региона [2].

Грамотное планирование и управление этими элементами позволяет формировать ресурсы города, которые, в свою очередь становятся базой для повышения инвестиционной привлекательности территории. Для этого нужно проектировать современную городскую среду, определяя новые элементы привлекательности территории по всем отраслям.

Потенциал города выступает основой при формировании имиджа территории. Каждый современный город уже имеет свой исторически сложившийся имидж, связанный с особенностями развития. Так, Тула ассоциируется с тульским пряником, Тольятти - с производством автомобилей, Гусь-Хрустальный - с изделиями из хрусталя. Для того чтобы расширить возможности по реализации ресурсов территории, в том числе повысить привлекательность города для развития туризма, необходимо продвигать информацию и о новых возможностях, которые предлагает современное состояние и перспективы развития города. Таким образом, для каждого целевого сегмента образ города должен иметь свои индивидуальные особенности, которые будут отличать его от других городов.

Особенно актуально решение проблем по формированию имиджа города при разработке стратегии развития. Позитивный образ города должен конструироваться на новых подходах к позиционированию города.

Рассмотрим формирование имиджа мегаполиса на примере города Новосибирска. Составляющими имиджа города Новосибирска являются:

1. История создания города. Уникальность создания города заключается в том, что с отменой крепостного права в 1861 г. возникла необходимость в освоении новых земель, что привело к строительству Транссибирской магистрали. В результате - Новониколаевск становится крупным административным центром Сибири.

2. Расположение города. Конкурентные преимущества расположения города заключаются в пересечении всех основных видов транспортных путей - автомобильных, железнодорожных, авиационных и водных путей; выгодном местоположении на Транссибирской железнодорожной магистрали; центральном положении в Западно-Сибирском регионе; наличии транспортного коридора в Среднюю Азию.

3. Индустриальная составляющая. В годы Великой Отечественной войны Новосибирск оказался центром эвакуации крупных производственных предприятий западных районов страны: оловозавод, шоколадная фабрика, «Тяжстанкогидропресс», мельничный комбинат, фармзавод и многие другие, что явилось базой создания мощного индустриального центра. В современных условиях наличие большого числа предприятий и организаций производственного и непроизводственного назначения является основой для привлечения инвестиций [3].

4. Модернистская составляющая. Новосибирск является тем городом, в котором удачно сочетается исторический облик с современной архитектурой, что придает его облику модерновый лоск. Много ярких проектов иллюстрируют эту тенденцию. Это и кафе «Шар», и Новосибирский Государственный концертный зал имени Арнольда Каца, и аэропорт Толмачево, и ТРЦ «Галерея Новосибирск», и комплекс зданий ИКТ-кластера Академпарка «Центр Информационных Технологий» (ЦИТ), и многие другие.

5. Научно-образовательная составляющая. Новосибирск является научным и образовательным центром Сибири, в состав которого входит Сибирское отделение Российской академии наук с десятками научно-исследовательских институтов, Федеральное государственное учреждение науки «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», большое количество высших учебных заведений. Научные школы Новосибирска конкурентоспособны в мировой науке и успешно внедряют научные разработки в инновационное развитие города.

6. Культурная составляющая. Новосибирск является крупным культурным центром, объединяющим десятки театров, библиотек, музеев, школ искусств. Среди объектов культуры есть уникальные, широко известные за пределами страны. Это театр оперы и балета, государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН, музей Н.К. Рериха, Новосибирский зоопарк и др.

7. Экономическая составляющая. В мегаполисе сложилась многоотраслевая структура экономики, ведущими отраслями, которой являются электроэнергетика, металлургия, машиностроение, а также пищевая промышленность [4].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для успешного развития мегаполиса есть все предпосылки. На сегодняшний день Новосибирск развивается как инновационный, научный, деловой, образовательный, информационный, культурный и развлекательный центр. Но это не означает, что ему нужно быть лучшим во всех составляющих имиджа. Важно определить несколько направлений, которые бы отличали город от других.

Первым направлением может стать создание единой организационной площадки для городов Сибирского федерального округа для проведения форумов, семинаров, конференций и дело-

вых встреч по всем отраслям экономики. При успешной реализации проекта Новосибирск официально может стать «третьей» столицей страны. Для этого в городе сформирована достаточно развитая инфраструктура: международный аэропорт; современные предприятия гостиничного бизнеса, предлагающие всю необходимую инфраструктуру для проведения конгрессных мероприятий; предприятия сферы общественного питания, отражающие как национальные кулинарные традиции, так и современные тенденции, складывающиеся на данном рынке

Вторым направлением для формирования позитивного имиджа города может являться создание информационной среды за рубежом. Эта идея должна базироваться на имеющихся в наличии достижениях города, например, таких как результаты, полученные ведущими научными центрами в области фундаментальной и прикладной науки, которые являются достижениями, признанными на мировом уровне.

Третьим перспективным направлением формирования имиджа может стать увеличение привлекательности территории как центра туризма. Этому будет способствовать наличие современных, отвечающих современному мировому уровню медицинских технологий, а также активное развитие предприятий сферы санаторно-курортного лечения. Наличие предприятий сферы досуга, культуры, а также развитая инфраструктура для проведения спортивных мероприятий способна удовлетворить культурно-досуговые потребности современного общества [5]. Среди объектов архитектуры в городе Новосибирске наиболее привлекательны: Собор Александра Невского, Вознесенский Кафедральный Собор, часовня Николая Чудотворца. Несомненно, красиво и величественно здание театра оперы и балета, являющегося одним из главных символов города Новосибирска. Приезжая в город, можно посетить уникальный ботанический сад. Заслуживает внимание и новосибирский зоопарк, недавним объектом развития которого стал дельфинарий. Все большее внимание жителей ближайших регионов также привлекает и начавший функционировать в городе аквапарк. Одно из украшений города - фонтаны. В ночное время особенно привлекательны фонтаны с подсветкой на набережной реки Обь и у молодежного театра «Глобус». Нельзя не упомянуть такое значимое для всего Западно-Сибирского региона мероприятие, как Транссибирский Арт-Фестиваль. Это, несомненно, является основой для формирования имиджа города как развитого культурно-досугового центра региона, что в свою очередь, будет способствовать притоку туристов. Есть еще один момент, способствующий развитию делового, оздоровительного, образовательного, культурно-досугового туризма, - территориальная принадлежность. Город является центром, соединяющим и управляющим основными логистическими потоками европейской части страны и азиатских регионов.

Таким образом, формирование имиджа города можно выразить в идее определения и продвижения отличий, которые делают территорию уникальной для реализации вышеуказанных направлений его развития. При формировании привлекательного имиджа необходимо найти достоинства города и правильно их преподнести. Тогда город добьется успеха в конкурентной борьбе и будет успешно развиваться на основе продуманного выбора ряда видов деятельности, которые позволят предоставлять уникальный портфель «создаваемой ценности».

Содействуют также развитию имиджа города сформированные и реализуемые программы развития города, которые коррелируют с основными программами развития федерального масштаба. Это дает возможность формирования имиджа города как перспективного, ориентирующегося на прогресс за счет внедрения инноваций. Этому способствует и динамизм, скорость осуществляемых в городе перемен в подходах к управлению и реализации проектов, которые подчеркивают, что у него есть хороший потенциал для развития.

Таким образом, реализация данных направлений формирования имиджа г. Новосибирска создаст благоприятное эмоциональное впечатление, которое он будет оказывать на основные целевые аудитории. Содействовать реализации данной концепции имиджа города будет проведение качественной работы по доведению информации до основных целевых групп потребителей - туристов и инвесторов.

Литература

1. Технологические особенности, отраслевые инновации и перспективы развития современной сферы услуг: Коллективная монография / Под ред. Л.Б. Нюренбергер. - Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга». - 2018. - 349 с.

2. Мещеряков Т.В. Имидж города как стратегический фактор эффективного маркетинга территории // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 2 (30). - С. 254-259.

3. Леушина О.В., Ходырева Е.И., Бакаева В.В. Маркетинговые факторы развития розничной торговли Новосибирска // НОУ ВПО Центросоюза РФ «Сибирский университет потребительской кооперации». - Новосибирск, 2012. - 159 с.

4. Архипов А.Е., Климова Э.Н., Алимпиева А.С. Маркетинг территорий как базис формирования туристского имиджа региона // Международный научно-исследовательский журнал. -2015. - № 10-1 (41). - С. 8-11.

5. Формирование управления субъектами туристического бизнеса / С.В. Дусенко, К.А. Лебедев, Л.Б. Нюренбергер, А.Е. Архипов. - М. - Новосибирск, 2014. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.