Научная статья на тему 'К вопросу о формировании имиджа Новосибирска: туристская составляющая'

К вопросу о формировании имиджа Новосибирска: туристская составляющая Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
295
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ГОРОДСКОЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / SCIENTIFIC TOURISM / КУЛЬТУРНЫЙ / CULTURAL / ДЕЛОВОЙ / BUSINESS / НАУЧНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TOURISTIC INFRASTRUCTURE / CITY TOURISTIC PRODUCT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Назаркина Валерия Александровна, Штейнгольц Борис Исакович

В статье рассматриваются основные сферы развития Новосибирска, с позиции формирования туристской составляющей имиджа города. Показаны культурная, деловая и научная сферы и их потенциал для развития туризма в Новосибирске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Назаркина Валерия Александровна, Штейнгольц Борис Исакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON FORMING OF IMAGE OF NOVOSIBIRSK: TOURISTIC COMPONENT

The article considers main directions of the development of Novosibirsk in terms of forming of touristic component of image of the city. Cultural, business and scientific spheres and their potential for tourism development in Novosibirsk are shown.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании имиджа Новосибирска: туристская составляющая»

УДК 339.13

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА НОВОСИБИРСКА: ТУРИСТСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

В.А. Назаркина, Б.И. Штейнгольц

Новосибирский государственный технический университет E-mail: [email protected], [email protected]

В статье рассматриваются основные сферы развития Новосибирска, с позиции формирования туристской составляющей имиджа города. Показаны культурная, деловая и научная сферы и их потенциал для развития туризма в Новосибирске.

Ключевые слова: туризм, городской туристский продукт, культурный, деловой, научный туризм, туристская инфраструктура.

ON FORMING OF IMAGE OF NOVOSIBIRSK: TOURISTIC COMPONENT

V.A. Nazarkina, B.I. Shteingoltz

Novosibirsk State Technical University E-mail: [email protected], [email protected]

The article considers main directions of the development of Novosibirsk in terms of forming of touristic component of image of the city. Cultural, business and scientific spheres and their potential for tourism development in Novosibirsk are shown.

Key words: tourism, city touristic product, cultural, business, scientific tourism, touristic infrastructure.

Роль и значение городов в развитии туризма неуклонно повышаются. Современные города стремятся создать условия для отдыха, оздоровления, досуга и образования людей и этим привлекают все большее количество туристов. Именно города становятся наиболее значимыми и популярными туристскими центрами, формирующими культуру и традиции целого направления - городского туризма [6].

Новосибирск - третий, после Москвы и Санкт-Петербурга по числу жителей, мегаполис России.

Как любой крупный город, Новосибирск за более чем вековую историю развивался одновременно в нескольких направлениях, среди которых наиболее значимыми являются промышленная, культурная, транспортная, научная, образовательная, деловая и другие сферы.

Согласно иерархии туристских территорий, разработанной Е. А. Джан-джугазовой, город как туристский центр занимает самый низкий уровень в иерархической структуре туристских территорий, фактически представляя собой базовую или опорную единицу в системе туристских территорий и пространств. В данном случае город выступает самостоятельным туристским центром - как территория, привлекающая туристов в силу наличия разнообразных туристских и рекреационных ресурсов, удобного транспор-тно-географического положения, наличия необходимой информационной

© Назаркина В.А., Штейнгольц Б.И., 2013

поддержки. Город представляет собой комплекс туристско-рекреационного обслуживания, так как располагает необходимыми типами ресурсов (природными, материально-техническими, информационными, интеллектуальными и пр.) [1].

Городской туристский продукт представляет собой комплексное предложение, сочетающее элементы различных видов туризма и отдыха. Сложность и комплексность городского туристского продукта объясняется значительными возможностями городов в освоении разнообразных форм и видов туризма и рекреации. Развитие современных технологий не всегда требует наличия естественных ресурсов, что, конечно же, расширяет возможности городского туризма.

Рассмотрим подробнее на примере г. Новосибирска.

Город Новосибирск как центр развития культурного туризма. Новосибирск считается одним из признанных культурных центров Сибири и России. Объекты культурного наследия Новосибирска послужили основой для развития культурного туризма.

На основе данных Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области о количестве объектов культурного наследия г. Новосибирска была составлена табл. 1.

Таблица 1

Памятники истории и культуры Новосибирска (на 01.12.2010)

№ п/п Область искусства, культуры и истории Количество объектов

Памятники, состоящие на государственной охране, шт. Памятники, имеющие статус «выявленных», шт.

1 Архитектура 150 2

2 История 40 1

3 Археология 6 8

4 Искусство 4 3

Всего 200 14

Данные табл. 1 показывают, что в Новосибирске много памятников архитектуры и истории, которые могут стать важной частью культурной программы пребывания туристов в городе.

Девять памятников культуры имеют федеральное значение. Их список и местонахождение указаны в табл. 2.

Большая часть объектов культурного наследия г. Новосибирска, среди которых поселения, городища, памятники деревянного зодчества, дома-музеи выдающихся деятелей города, здания Домов культуры, учебных заведений, театров, школ, предприятий, а также храмы, церкви, часовни, имеют региональное (областное) значение. Памятники муниципального значения представлены в табл. 3.

Другой важный аспект, характеризующий г. Новосибирск как центр культурной жизни региона, - количество и посещаемость театров.

В настоящее время в городе 18 театров, восемь из которых профессиональные. Кроме того в г. Новосибирске и области более 20 любительских коллективов, имеющих статус «любительский театр».

Таблица 2

Памятники федерального значения в г. Новосибирске

№ п/п Памятник Местонахождение

Архитектура

1 Здание Новосибирского театра оперы и балета Красный проспект, 36

2 Здание Промбанка Красный проспект, 34

3 Здание делового дома Красный проспект, 25

4 Здание 100-квартирного жилого дома Красный проспект, 16

5 Дом областных организаций Красный проспект, 5

История

6 Могила С.А. Чаплыгина (1869-1942 гг.) ул. Ползунова, 21

7 Здание Городского торгового корпуса (14 декабря 1917 г. была провозглашена Советская власть) Красный проспект, 23

Искусство

8 Бюст трижды героя Советского Союза А.И. Покрышкина Площадь Свердлова

9 Памятник В.И. Ленину Площадь Ленина

Таблица 3 Памятники муниципального значения в г. Новосибирске

№ п/п Памятник Местонахождение

Архитектура

1 Больница заразная (инфекционная). Корпус 1 ул. Семьи Шамшиных, 40

2 Окружная больница. Комплекс ул. Залесского, 6

3 Башня водонапорная ул. Ватутина 29/1

4 Аэровокзал городского аэропорта ул. Аэропорт, 2/2

История

5 Мечеть Ново-Николаевского Магоментанского общества ул. Фрунзе 1-а

Здание Новосибирского государственного академического театра оперы и балета давно стало символом и визитной карточкой г. Новосибирска. Оно является самым большим в России театральным зданием. Одновременно с этим оно является и памятником архитектуры. Это усиливает целевое базовое представление о Новосибирске, как театральной «Мекки» Сибири. Новосибирский молодежный театр «Глобус» и Новосибирский областной театр кукол создают незабываемые впечатления у молодого поколения Новосибирска и гостей города.

Репертуары театров постоянно пополняются, так, например, за 2010 г. появилось 47 новых постановок, в том числе 11 для детей.

По данным Роскомстата в 2011 г. Новосибирская область вышла на первое место по количеству зрителей театров в СФО и третье место в России после Санкт-Петербурга и Москвы (рис. 1).

Эти данные говорят о том, что театральная жизнь Новосибирска благодаря активности жителей и гостей города является сильной стороной мегаполиса, его явным преимуществом, позволяет Новосибирску присоеди-

400

а 350

0

1 300

ей

8 250

2 200 Ен

8

£ 100 о

5

5 50

нП

о

Рис. 1. Число зрителей театров на 1000 человек в СФО в 2011 г. [5]

ниться к уже признанным культурным центрам России, таким как Москва и Санкт-Петербург.

Рассмотрим следующий аспект культурной жизни г. Новосибирска -музеи.

По итогам экспертных оценок музейная отрасль в Новосибирской области стала в последние годы самым быстрорастущим сегментом сферы культуры. Фонд музеев области составляет 340,6 тыс. предметов [8].

Тридцать один музей г. Новосибирска позволяет серьезно разнообразить программу визитов в рамках городского культурного туризма. Часть из них, главным образом, узкоспециализированные, базируются в научных институтах Академгородка, а именно: Центральный Сибирский геологический музей, Музей СО РАН, Музей Солнца, Музей железнодорожной техники, Музей истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока, Центральный сибирский ботанический сад СО РАН.

Большая часть музеев (19), в которых отражена история Новосибирска, находится в центральной части города. В музеях представлены живопись, предметы археологии, нумизматики, изделия из бересты, фотографии и документы.

Культурная программа пребывания в г. Новосибирске может быть дополнена посещением центров досуга, отдыха и развлечений, к которым относятся:

• Новосибирская филармония и Государственная консерватория им. М. Глинки, имеющая международное призвание;

• Новосибирский зоопарк, которому нет аналогов в Сибирском регионе, считающийся одним из лучших в России;

ей эВ

а Л

ее в

Рч

Св м

и Й

Н в«

о РЧ

I

Св Св

м я

I

О РЧ

ев №

и э

я у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я 3

о Й

в X

о о РЧ

эН эН

а ев

а м

эН эН

К ев И Л О М

ев Ю ев

СО

эН эВ

н ев И Л

О М Он К О

3

ев Он

К Л

ев Н

И й

о й

Он

К

к л

ев Ен

о ев Я Ч О о

а о

о

о

а

к Л

ев Ен

И й

и ев Он 5

И

ю о

8 О Я

о

к

л л

ев Ен ев Ен

« О О

О ев О ев

£ Ч Б Ч

о ю о О Н О о

Субъект СФО

• центры художественных ремесел: «Сибирский вернисаж», «Центр русского стиля» и др.;

• 20 парков культуры и отдыха на открытом воздухе, включая аквапарк круглогодичного действия «Лидер Лэнд»;

• цветомузыкальный фонтан на набережной реки Обь;

• боулинг-центры, развлекательные центры.

Город Новосибирск как центр развития научного туризма. С 1957 г. в г. Новосибирске ведут историю три отделения академии наук - Сибирское отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии медицинских наук, Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук. С 1974 г. существует Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», расположенный в наукограде «Кольцово». Кроме того в г. Новосибирске работают более 50 отраслевых научно-исследовательских, конструкторско-технологических и проектных институтов.

Все перечисленные учреждения составляют научный комплекс, который является третьим по масштабам в России. По оценке руководства страны, Сибирское отделение РАН, ядром которого является Новосибирский научный центр, безусловно, находится на передовых рубежах отечественной, а по ряду направлений и мировой науки.

По данным Госкомстата на 2011 г. Новосибирск является лидером среди субъектов СФО по числу организаций, выполняющих научные исследования и разработки (рис. 2).

Научные институты крупнейшего в СФО новосибирского научного комплекса представляют солидную базу как для научного, так и для научно-познавательного туризма.

ч о и

и

эЯ

N Я"

ей сп К И л и

а о о

3

н

120

100

Субъект СФО

Рис. 2. Число организаций, выполняющих научные исследования и разработки в СФО по состоянию на 2011 г. [5]

Город Новосибирск как центр развития делового туризма. В настоящее время Новосибирск - центр деловой активности Сибири. В городе находятся штаб-квартиры таких региональных организаций, как Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение», ассоциация сибирских и дальневосточных городов, сибирское отделение Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий.

В Новосибирске осуществляются внешнеторговые операции с партнерами из 86 стран дальнего и ближнего зарубежья, при этом 73,7 % стоимостного объема внешнеторгового оборота приходится на торговлю с Китаем, Украиной, Казахстаном, Германией, Болгарией, США. Ежегодно международные связи в торгово-экономической, инвестиционной сферах расширяются [5].

В Новосибирске находится ООО «ITE Сибирская ярмарка» - крупнейшее региональное выставочное общество России, известное в деловых кругах всего мира. По официальной статистике Российского союза выставок и ярмарок, компания входит в пятерку лидеров отечественного экспо-бизнеса.

Ежегодно ООО «ITE Сибирская ярмарка» занимается организацией и проведением в Новосибирске свыше 70 специализированных выставок международного, федерального и местного значения [4].

С 2012 г. выставки ООО «ITE Сибирская ярмарка» проходят в новом выставочном комплексе «Novosibirsk Expo Centre». Комплекс построен в соответствии с мировыми выставочными стандартами, является ультрасовременным объектом деловой инфраструктуры Новосибирска и не имеет аналогов в Сибири.

Большинство специализированных международных выставок проводятся при поддержке отраслевых Министерств РФ, аппарата полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе, Правительства Новосибирской области, мэрии Новосибирска, ассоциации сибирских и дальневосточных городов, новосибирской торгово-промышленной палаты, ассоциации руководителей предприятий [4].

Для проведения конгрессов, конференций, переговоров и торжественных приемов Новосибирск располагает следующей инфраструктурой (часто интегрированной со средствами размещения) (табл. 4).

Представленная в табл. 4 информация дает Новосибирску ряд преимуществ перед остальными городами Сибири при проведении деловых мероприятий мирового, национального и регионального масштаба.

Данные мероприятия собирают в городе деловых людей со всего мира, чье пребывание в Новосибирске является показателем развития делового туризма.

Анализ использования ресурсов Новосибирска позволяет говорить о необходимости формирования имиджа города как туристского центра.

Итак, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время, формирование туристского имиджа города целесообразно проводить по трем основным направлениям - Новосибирск как центр культурного, научного и делового туризма.

Таблица 4

Инфраструктура для проведения деловых мероприятий в Новосибирске

№ п/п Объект Оснащение

Гостиничные комплексы

1 Отель «Double Tree by Hilton» 3 конференц-зала (трансформируется в один большой вместимостью до 200 чел. благодаря передвижным перегородкам), 4 переговорных комнаты (вместимостью до 30 чел.) оснащены современной аудиовидеотехникой

2 Гостиница «Альтерна» Большой актовый зал (250 мест), малый конференц-зал (60 мест), зал для семинаров и тренингов

3 Конгресс-отель «Новосибирск» Конференц-зал (70-160 чел.), 3 переговорные комнаты (на 14-20 чел; 35 чел.; 50 чел.)

4 Отель AZIMUT отель Сибирь Конференц-зал (до 90 чел.), зал приемов (до 50 чел.), зал ресторана 1-го этажа (до 200 чел.), зал ресторана 2-го этажа (до 250 чел.), банкетный зал (до 60 чел.), комнаты переговоров (до 15 чел.)

5 Гостиница «River Park Ob Hotel» Конференц-зал (до 100 чел.), тренинг-зал (до 30 чел.), бизнес-центр, комната переговоров (до 15 чел.), кабинет

6 Гостиница «55 широта» Конференц-зал (50-80 чел.)

7 Гостиница «Барракуда» на ул. Менделеева Конференц-зал на 75 чел., переговорная комната на 16 чел.

8 Гостиница «Сосновый бор» Конференц-зал на 50 чел.

9 Гостиница «Аванта» 2 конференц-зала на 65 чел., 25 чел.

10 Гостиница «Золотая долина» Конференц-зал на 30 чел.

Бизнес-центры

11 Бизнес-центр «Гринвич» 2 конференц-зала, на 150 и 30 мест

12 Бизнес-центр на Ленина Конференц-зал до 70 чел., комната переговоров на 12 чел.

13 Бизнес-центр Глорион Зал «Дерево жизни» (до 40 чел.), зал «Глорис» (до 60 чел.), терминальный зал (13 персональных компьютеров)

14 Бизнес-центр на Вокзальной Конференц-зал (50-70 чел.)

15 Банкет-холл Paradise Банкет-холл на 50-250 чел.

Кинотеатры, дома культуры

16 ДК «Энергия» Концертный зал (на 400 чел.)

17 Белый зал в кинотеатре «Маяковский» Банкетный зал (на 500 чел.), конференц-зал (на 800 чел.)

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий: учеб. пособие. 2-е изд., М.: Издательский дом «Академия», 2008. 244 с.

2. Назаркина В.А., Штейнгольц Б.И. Проблемы использования аутсорсинговых технологий в практической деятельности туристских фирм // Вестник НГУЭУ 2013. № 2. С. 58-65.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 996 с.

4. Интернет сайт «ООО «ITE Сибирская ярмарка». URL: http://sibfair.ru

5. Интернет-сайт Законодательного собрания Новосибирской области. URL: http:// zsnso.ru

6. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. Электронная книга. URL: http://www. marketing.spb.ru/lib-special/regions/territory/

7. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденная Постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 г. Интернет сайт «Новосибирская область. Официальный сайт Губернатора и Правительства». URL: http://www.nso.ru

8. Отчет о реализации плана социально-экономического развития Новосибирской области за 2010 г. URL: http://www.nso.ru/activity/Socio-Ecomomic_Policy/ Documents/Отчет % 2010/

Bibliography

1. Dzhandzhugazova E.A. Marketing turistskih territorij: ucheb. posobie. 2-e izd., M.: Izdatel'skij dom «Akademija», 2008. 244 p.

2. Nazarkina VA., Shtejngol'c B.I. Problemy ispol'zovanija autsorsingovyh tehnologij v prakticheskoj dejatel'nosti turistskih firm // Vestnik NGUJeU. 2013. № 2. P 58-65.

3. Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli. 2011: Stat. sb. / Rosstat. M., 2012. 996 p.

4. Internet sajt «OOO «ITE Sibirskaja jarmarka». URL: http://sibfair.ru

5. Internet-sajt Zakonodatel'nogo sobranija Novosibirskoj oblasti. URL: http://zsnso.ru.

6. Pankruhin A.P. Marketing territorij. Jelektronnaja kniga. URL: http://www.marketing. spb.ru/lib-special/regions/territory/

7. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Novosibirskoj oblasti na period do 2025 goda, utverzhdennaja Postanovleniem Gubernatora Novosibirskoj oblasti ot 03.12.2007 g. Internet sajt «Novosibirskaja oblast'. Oficial'nyj sajt Gubernatora i Pravitel'stva». URL: http://www.nso.ru

8. Otchet o realizacii plana social'no-jekonomicheskogo razvitija Novosibirskoj oblasti za 2010 g. URL: http://www.nso.ru/activity/Socio-Ecomomic_Policy/Documents/ Otchet % 2010/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.