Научная статья на тему 'Подходы к экологическому воспитанию в детском саду'

Подходы к экологическому воспитанию в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1534
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ / ЭМПАТИЯ / ENVIRONMENTAL PROBLEM / ENVIRONMENTAL EDUCATION / UNITY WITH NATURE / EMPATHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Светлана Михайловна

В статье рассматриваются проблемы значимости экологического воспитания, сравниваются подходы к экологическому воспитанию детей. Исходя из подхода к пониманию сущности экологических проблем, характеризуется различное понимание сущности экологического воспитания и доказывается, что эффективным сегодня может быть лишь подход, направленный на открытие ребёнком единства с природой, открытие природы в себе и ощущение себя частью природы. В статье охарактеризованы некоторые специфические требования к педагогу, способному вести экологическое воспитание в рамках выделенного подхода. Автором охарактеризован опыт работы по экологическому воспитанию БОУ ДОД № 23 г. Кириши Ленинградской области «Чебурашка». В системе работы детского сада активно используется народная педагогика, ставятся экологические спектакли, разработана система исследований, экологические маршруты, акции, создана комната Природы, фитокафе, светёлка, минизоопарк, разнообразные природные зоны на территории ДОУ, телепроект «Родничок», клубы для родителей и многое другое. Результат работы автор видит в нравственной воспитанности выпускников, которую отмечают учителя школ, в поддержке осуществляемой педагогическим коллективом ДОУ работы родителями, которые выступают нашими союзниками в экологическом воспитании детей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the problems of ecological significance of up-brining, and compares the approaches to environmental education of children. Based on the approach to the understanding of the nature of environmental problems, characterized by different understanding of the essence of environmental education, and proves effective today may be the only approach to the discovery of the child's unity with nature, open nature in itself and the feeling of being part of nature. The article describes some specific requirement form to the teacher, capable to conduct ecological education in the framework of the selected approach. The author describes the experience of environmental education BOU DOD No. 23 town of Kirishi, Leningrad region «Cheburashka». In the work of the kindergarten is actively used as a folk pedagogy that put the environmental performances of the developed system research tions, ecological paths, promotions, created by Nature room, fotokafe, attic, mini-zoo, various natural zones within the DOE, the TV show "Rodnichok", clubs for parents and much more. The result of the work the author sees in the moral education of graduates, which is celebrated by school teachers, supporting the pedagogical collective from working parents, who are our allies in the environmental education of children.

Текст научной работы на тему «Подходы к экологическому воспитанию в детском саду»

УДК 37.033 : 373.24

С. М. Платонова

Подходы к экологическому воспитанию в детском саду

В статье рассматриваются проблемы значимости экологического воспитания, сравниваются подходы к экологическому воспитанию детей. Исходя из подхода к пониманию сущности экологических проблем, характеризуется различное понимание сущности экологического воспитания и доказывается, что эффективным сегодня может быть лишь подход, направленный на открытие ребёнком единства с природой, открытие природы в себе и ощущение себя частью природы. В статье охарактеризованы некоторые специфические требования к педагогу, способному вести экологическое воспитание в рамках выделенного подхода.

Автором охарактеризован опыт работы по экологическому воспитанию БОУ ДОД № 23 г. Кириши Ленинградской области «Чебурашка». В системе работы детского сада активно используется народная педагогика, ставятся экологические спектакли, разработана система исследований, экологические маршруты, акции, создана комната Природы, фитокафе, светёлка, минизоопарк, разнообразные природные зоны на территории ДОУ, телепроект «Родничок», клубы для родителей и многое другое. Результат работы автор видит в нравственной воспитанности выпускников, которую отмечают учителя школ, в поддержке осуществляемой педагогическим коллективом ДОУ работы родителями, которые выступают нашими союзниками в экологическом воспитании детей.

In the article the problems of ecological significance of up-brining, and compares the approaches to environmental education of children. Based on the approach to the understanding of the nature of environmental problems, characterized by different understanding of the essence of environmental education, and proves effective today may be the only approach to the discovery of the child's unity with nature, open nature in itself and the feeling of being part of nature. The article describes some specific requirement form to the teacher, capable to conduct ecological education in the framework of the selected approach.

The author describes the experience of environmental education BOU DOD No. 23 town of Kirishi, Leningrad region «Cheburashka». In the work of the kindergarten is actively used as a folk pedagogy that put the environmental performances of the developed system research tions, ecological paths, promotions, created by Nature room, fotokafe, attic, mini-zoo, various natural zones within the DOE, the TV show "Rodnichok", clubs for parents and much more. The result of the work the author sees in the moral education of graduates, which is celebrated by school teachers, supporting the pedagogical collective from working parents, who are our allies in the environmental education of children.

Ключевые слова: экологическая проблема, экологическое воспитание, единство с природой, эмпатия.

Key words: environmental problem, environmental education, unity with nature, empathy.

© Платонова С. М., 2016

Нарушение экологического равновесия на нашей планете является одной из наиболее значимых проблем современности. Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы - потребляя, общество превысило возможности биосферы восполнять утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать прежде всего в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые бы были адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему.

В связи с этим экологическое воспитание является значимым и широко распространённым направлением работы образовательных организаций. Экологическое образование активно ведётся уже более четверти века. Однако пока сложно говорить о повышении экологической культуры наших граждан. Почему? Нам видится, что одной из причин является различие подходов к пониманию самой сущности экологической проблематики и соответственной ей сущности экологического воспитания. Существуют утверждения в науке, которые снимают остроту экологических проблем: «Экологические вопросы решаются сами собой в ходе эволюционного развития»; «Человек - биологическое существо, которое естественным образом заняло верхнюю ступень в иерархии организмов. Нужно полагаться на естественный порядок вещей. У человека есть ресурсы выживания, которые пока не ясны»; «Ценность природы осознаёт лишь человек, ему и решать, как её использовать». Идеи такого типа регулируют и поведение части людей на уровне обыденного сознания. Нами выделено три подхода к пониманию сущности экологических проблем, которые (каждый по-своему) доказывают необходимость воспитания экологической культуры:

1. Творец создал доброкачественный продуманный и прекрасный мир. Природа - храм, только затем мастерская.

2. Условия жизнедеятельности и даже безопасности человека зависят от его взаимодействия с природой. Это взаимодействие должно быть разумным.

3. Природа существует в виде систем различного уровня, все элементы систем взаимосвязаны. Глобальной экосистемой является биосфера. Человек обладает особой ролью в трансформации биосферы и должен взять на себя ответственность за её судьбу.

Понимание значимости экологических проблем ведёт к признанию необходимости экологического воспитания. Но, исходя из подхода к пониманию сущности экологических проблем, возникает и различное понимание сущности экологического воспитания. Первый из подходов реализуется в практике религиозного воспитания и направлен на любование и восхищение природой, видение её красоты и формирование стремления сохранять божественную гармонию. Наиболее распростра-

нённым для светских образовательных организаций является принятие второго подхода и ведение рационально-прагматического обучения, направленного на осознание исчерпаемости ресурсов природы и появление стремления к рациональному природопользованию; на принятие факта разрушения человеком природы, пробуждение стыда за человека и признание нравственного долга перед природой; на пробуждение страха перед возможной экологической катастрофой и формирование экологической ответственности за своё поведение. Но именно этот подход в наименьшей степени затрагивает духовные и душевные стороны взаимоотношений ребёнка с природой, ведёт к появлению пессимизма в отношении развития человечества, к принятию идеи необратимости экологического кризиса и регуляции поведения на основе правила «А, всё равно...».

Мы считаем, что эффективным сегодня может быть лишь третий подход, педагогическая реализация которого направлена на открытие своего единства с природой, открытие природы в себе и ощущение себя частью природы.

Выбирая содержательную основу экологического воспитания на основе данного подхода, мы опирались на идею взаимосвязи живой и неживой природы, взаимопроникновения миров, аналогии микро- и макромира. Жизнь каждого существа, являясь самоценностью, одновременно является и частью более высокоорганизованной системы: «все связано со всем». Древние воспринимали мир в его неделимости через понятие стихий, которые обеспечивают вечный круговорот веществ и тем самым сохраняют взаимосвязь мира с каждым отдельным существом, соединяющим в себе стихии воды, воздуха, энергии и земли. В истории архаичных культур, в том числе и у славян, просматриваются эти идеи взаимопроникновения миров до глубинного личностного мира, когда сокровенное «Я» обретает смысл существования во времени и в пространстве. Народные культурные традиции в обрядовых, языковых, орнаментальных, игровых формах сохраняют это знание. Русские календарные традиции нашли своё воплощение в календарной компоновке содержания, во внимательном бережном отношении к языку, слову в его сокровенном смысле обращения к любому живому существу от травинки до матери, к окружающему нас предметному миру.

Нами выделены некоторые специфические требования к педагогу, способному вести экологическое воспитание в рамках выделенного нами подхода:

• владение основами экологической культуры с приоритетом качественных характеристик жизни, духовности, разума; личностное принятие экологического императива;

• эмпатическое отношение к природе, к людям;

• способность предоставлять ребёнку возможность самому увидеть проблему и способ её решения;

• умение решать задачи обучения и воспитания не только на занятиях, а и в других формах взаимодействия, в том числе в создании ситуаций совершения детьми поступков, владение контекстной педагогикой;

• внимание к мелочам и соотнесение их с глобальными явлениями мира;

• демонстрация доверия к ребёнку, его чувствам и ощущениям;

• владение приёмами самоисследования, релаксации и контроля эмоций, способность помочь детям овладеть этими приёмами.

Главная цель экологического воспитания в дошкольный период -формирование эмоциональной основы экологической культуры: эмпати-ческого отношения ребенка к окружающей природе, ощущение себя как части природы, включённой во взаимодействие с ней и подчиняющейся единым законам. Такое отношение - необходимое условие выработки экологического поведения в окружающем мире, которое выражается в форме живого интереса к природе, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности проявлять заботу и творить красоту вокруг себя; бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Работу по решению этих задач мы ведём в течение многих лет в саду № 13 Пушкинского района Санкт-Петербурга, затем на базе сада № 23 «Чебурашка» г. Кириши Ленинградской области. Данные подходы нашли своё отражение в авторской экологической программе воспитания и образования дошкольников «Соцветие жизни», созданной в ДОУ № 13 г. Пушкина Л.А. Дмитриевой, О.А. Виноградовой, Л.И. Евстратовой, И.В. Казанцевой и автором данной статьи.

Идеей, которая родилась в БОУ ДОД № 23 г. Кириши Ленинградской области «Чебурашка» у методиста Н.А. Тимофеевой, стало создание экологического телепроекта «Родничок» для всех детей города Кириши. Кроме того, активно используется народная педагогика, ставятся экологические спектакли, разработаны система исследований, экологические маршруты, акции, создана комната Природы, фитокафе, светёлка, ми-низоопарк, разнообразные природные зоны на территории ДОУ и многое другое. Представим некоторые направления работы более подробно.

Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияние семьи, образовательных учреждений, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации, являясь фактором многоуровнего и разнопланового воздействия. Большое место во многих семьях сейчас занимает телевизор. Живой, яркий, динамичный экран притягивает взор ребенка. Но, к сожалению, детские передачи, особенно для детей дошкольного возраста, не всегда носят позитивный воспитывающий характер, содержание многих из них не отвечает элементарным требованиям нравственной культуры и познавательным за-

просам детей. Тем не менее, познавательная и эстетическая ценность детских передач очень велика, и, как показывает практика, не только для детей, но и их родителей. По мнению психологов, средства массовой информации сегодня в большей степени влияют на детей, чем образовательные учреждения.

Остро осознавая экологические проблемы нашего города, усугубляемые низким уровнем экологической культуры его жителей, признавая важность этих проблем для нашего будущего, педагогический коллектив нашего МДОУ «Детский сад № 23» совместно с телерадиовещанием «Кириши» решил создать детскую экологическую телепередачу. Нам хотелось прикоснуться к детским сердцам, затронуть самые потаённые ниточки их душ, научить их сочувствовать, сострадать, предвидеть последствия своих действий, поступков. Ведь способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит к ребенку сама собой, её необходимо развивать. Задача авторов передачи «Родничок» -воздействовать на чувства ребенка, побуждать его наблюдать, всматриваться, вслушиваться в окружающий мир и в себя. Программа обращена прежде всего к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Одной из её задач является осуществление преемственности в воспитании выпускников нашего дошкольного учреждения.

Каждая из передач имеет определенные воспитательные, обучающие и развивающие задачи, являющиеся одним из шагов на пути к осуществлению общей цели. Отбор содержания передач осуществляются как по общепедагогическим принципам (научность, доступность, наглядность), так и по специфически экологическим (гуманистичность, прогно-стичность, деятельностность).

С момента возникновения идеи создания детской экологической передачи встала проблема: кто для детей будет проводником в путешествии по таинственному, волшебному, манящему к себе миру природы; кто поможет юным телезрителям погрузиться в него, почувствовать себя не просто созерцателями, а творцами этого мира, не став при этом сухим и нудным морализатором? Дети должны были принять этого проводника, довериться ему, увидеть в нем друга и помощника. На наш взгляд, это должна была быть игрушка, какой-то персонаж, ещё не знакомый детям, но в то же время вызывающий желание познакомиться и узнать его поближе, захотеть слышать то, что он говорит, видеть то, что он показывает, прислушиваться к его советам. В первую очередь он должен был быть носителем экологической культуры, того, чем мы хотели бы наделить души, сердца и умы наших телезрителей. Мнений о том, как будут звать главного героя экологической программы, было много. Их высказывали и дети, и родители, и педагоги нашего коллектива, и работники телерадиокомпании, но все пришли к единому мнению, что в его имени должен заключаться весь смысл этой передачи, и оно должно легко произноситься, быть ярким, теплым, нежным, звучным. Так

родился сказочный персонаж, наделенный человеческими качествами, которому мы дали имя «Родничок». Слово родник однокоренное со словами Родина, род, родня и происходит от имени славянского бога Рода, по мысли наших предков славян, создателя Вселенной, Земли и человека. Родники питают начало больших и малых рек, они неиссякаемы, чисты, находятся в постоянном движении и обновлении. Нам бы очень хотелось, чтобы и передача «Родничок» обладала всеми этими качествами. В каждой передаче выносится на обсуждение какая-либо проблема ближайшего окружения детей: сломанное дерево во дворе, голодная синица за окном, заболевший хомячок, мусор на газонах и т. д., и решить эти проблемы помогает «Родничок», который наравне с ребятами-телезрителями набирается знаний, навыков и опыта общения с природой. Они вместе растут, умнеют, взрослеют.

Особенностью нашей передачи является участие в ней детей-воспитанников нашего детского сада. Видя на экране своих сверстников, юные телезрители с большей заинтересованностью смотрят программу, это побуждает их к деятельности, стремлению сделать что-то так же, как дети на экране. В каждую передачу включены различные виды деятельности: это и наблюдение за растениями и животными, игры, целевые прогулки, экскурсии, беседы, встречи с литературными персонажами, развивающие игры, выполнение творческих заданий и т. д. Мы стремимся проявить максимум изобретательности, творчества, артистичности, чтобы действительно дать детям возможность «заразиться» нашими эмоциями, вовлечь их в совместное действо и во всех случаях испытывать радость и удовлетворение от совершенных хороших поступков.

Когда наше дошкольное учреждение начинало деятельность в направлении экологического обучения и воспитания, перед нами встали задачи правильной организации и экологизации развивающей предметной среды. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности является важным условием экологического воспитания дошкольников. С помощью спонсоров мы претворили свою мечту в жизнь, в течение нескольких месяцев создали чудесную комнату «фитобар», где детям после занятий в бассейне предлагается набор витаминных чаев, настоев из трав. Оздоровительное значение фитобара дополняется познавательным и эстетическим. Во время чаепития с детьми ведут беседы об особенностях лекарственных растений, о местах их произрастания, их красоте и привлекательности.

Расширяется развивающий потенциал территории около сада: созданы экологические минисистемы, обогащается живая природная среда, расширяются игровые прогулочные модули и т.д.

Наше исследование показало, что существенным фактором, ограничивающим возможности использования потенциала института семьи в

экологическом воспитании детей, является низкая экологическая культура самих родителей. Мы изучили потребности родителей в области повышения их экологической компетентности и выяснили, что их не интересуют абстрактные сведения о глобальных экологических переменах, их интересуют правила поведения в экстремальных условиях; требования к экологии жилья; условия выращивания экологически безопасного урожая; роль комнатных, лекарственных растений в жизни человека; выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе; содержание в доме домашних животных и их значение для воспитания ребенка.

Перечень этих тем стал основой содержательного общения в сфере экологии на родительских собраниях групп и на заседаниях клубов для родителей. Постоянно проводятся практические занятия и семинары: «Закаливание детей дома», «Мастерим вместе с детьми», «Поделки из природного материала», «Расти здоровым» и т. д. Мы создали три клуба: родительский клуб «Крепыш» и семейные клубы «Светлячок», «Золотой ключик». Клуб «Крепыш» создан для родителей младших дошкольников и направлен на повышение их родительской, валеологи-ческой и экологической компетентности. В клубе «Золотой ключик» дети вместе с родителями и другими родственниками участвуют в создании и показе экологических спектаклей, организуют и проводят конкурсы экологических сказок, выставки поделок их природного материала, фотовыставки и т. д. Семейный клуб «Светлячок» проводит экологические исследования, дискуссии, путешествия.

Большую помощь оказывают родители в изготовлении декораций и костюмов к экологическим спектаклям, постоянно пополняется экспонатами живой уголок и полка «Подарки родителей» в экологической комнате, которую родители с детьми с удовольствием посещают.

Наши родители - активные участники экологических фотовыставок («Наши домашние питомцы», «Мир природы», «Цветы», «Вспоминая о лете», «Удивительное рядом» и т. д.), конкурса экологических сказок с рисунками о живой и неживой природе, выставок поделок из природного и бросового материала, демонстрации коллекций открыток, календарей, значков, марок о природе.

Мы провели диагностическое исследование, направленное на изучение отношения родителей к экологическому воспитанию, их представлений о задачах и проблемах современного воспитания. В анонимном анкетировании приняло участие 73 человека. На вопрос о том, считаете ли Вы актуальным экологическое воспитание, получено 86 % утвердительных ответов. Небольшая часть родителей (11 %) дают его расшифровку, связанную с необходимостью думать о будущем, изменять это будущее, а также с пониманием его нравственной и общеразвивающей сущности.

Мы видим результат нашей работы в детях, в нравственной воспитанности наших выпускников, которую отмечают учителя школ, в поддержке осуществляемой педагогическим коллективом ДОУ работы ро-родителями, которые выступают нашими союзниками в экологическом воспитании детей.

Список литературы

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития: учеб. пособие. - М.: Изд-во Рос. экономической академии, 1994. - 312 с.

2. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.