Научная статья на тему 'Подходы к экологическому воспитанию в детском саду'

Подходы к экологическому воспитанию в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к экологическому воспитанию в детском саду»

логическая коррекция на основе работы с играми, сказками, рассказами, стихами, рисунками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровнях осознать, «что такое хорошо» и «что такое плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, отреагировать всё это в рисунке, оценить свой поступок со стороны, а также помогает ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.

Занятия данной программы включают в себя рассказы, истории, сказки, затрагивающие типичные жизненные проблемы, которые проигрываются в различных играх, инсценировках, решаются через проблемные нравственные ситуации и отражаются в различных арттерапевтических техниках. Приёмы и методы игротерапии, арт-терапии, анималотерапии и сказкотерапии хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми с нарушением интеллекта, воспитывающимися в детском доме.

С. М. Платонова, Н. А. Тимофеева Подходы к экологическому воспитанию в детском саду

В настоящее время экологическое воспитание является значимым и широко распространённым направлением работы образовательных учреждений. Экологическое образование активно ведётся уже более четверти века. Однако пока сложно говорить о повышении экологической культуры наших граждан. Почему? Нам видится, что одной из причин является различие подходов к пониманию самой сущности экологической проблематики и, соответственной ей, сущности экологического воспитания. Существуют утверждения в науке, которые снимают остроту экологических проблем: “Экологические вопросы решаются сами собой в ходе эволюционного развития”; “Человек - биологическое существо, которое естественным образом заняло верхнюю ступень в иерархии организмов. Нужно полагаться на естественный порядок вещей. У человека есть ресурсы выживания, которые пока не ясны”; “Ценность природы осознаёт лишь человек, ему и решать, как её использовать”. Идеи такого типа регулируют и поведение части людей на уровне обыденного сознания. Нами выделено 3 подхода к пониманию сущности экологических проблем, которые доказывают необходимость воспитания экологической культуры:

1. Творец создал доброкачественный продуманный и прекрасный мир. Природа - храм, только затем мастерская.

156

2. Условия жизнедеятельности и даже безопасности человека зависят от его взаимодействия с природой. Это взаимодействие должно быть разумным.

3. Природа существует в виде систем различного уровня, все элементы систем взаимосвязаны. Глобальной экосистемой является биосфера. Человек обладает особой ролью в трансформации биосферы и должен взять на себя ответственность за её судьбу.

Понимание значимости экологических проблем ведёт к признанию необходимости экологического воспитания. Но, исходя из подхода к понимании сущности экологических проблем, возникают и различное понимание сущности экологического воспитания. Первый из подходов реализуется в практике религиозного воспитания и направлен на любование и восхищение природой, видение её красоты и формирование стремления сохранять божественную гармонию. Наиболее распространённым для светских образовательных учреждений является принятие второго подхода и ведение рациональнопрагматического обучения, направленного на осознание исчерпае-мости ресурсов природы и появление стремления к рациональному природопользованию; на принятие факта разрушения человеком природы, на пробуждение стыда за человека и признание нравственного долга перед природой; на пробуждение страха перед возможной экологической катастрофой и на формирование экологической ответственности за своё поведение. Но именно этот подход в наименьшей степени затрагивает духовные и душевные стороны взаимоотношений ребёнка с природой, ведёт к появлению пессимизма в отношении развития человечества, к принятию идеи необратимости экологическиого кризиса и регуляции поведения на основе правила “А, всё равно...”.

Мы считаем, что эффективным сегодня может быть лишь третий подход, педагогическая реализация которого направлена на открытие своего единства с природой, открытие природы в себе и ощущение себя частью природы.

Выбирая содержательную основу экологического воспитания на основе данного подхода, мы опирались на идею взаимосвязи живой и неживой природы, взаимопроникновения миров, аналогии микро и макромира. Жизнь каждого существа, являясь самоценностью, одновременно является и частью более высокоорганизованной системы: «все связано со всем». Древние воспринимали мир в его неделимости через понятие стихий, которые обеспечивают вечный круговорот веществ и тем самым сохраняют взаимосвязь мира с каждым отдельным существом, соединяющим в себе стихии воды, воздуха, энергии и земли. В истории архаичных культур, в том числе и у славян, просматриваются эти идеи взаимопроникновения миров до глубинного личностного мира, когда сокровенное “Я” обретает

157

смысл существования во времени и в пространстве. Народные культурные традиции в обрядовых, языковых, орнаментальных, игровых формах сохраняют это знание. Русские календарные традиции нашли своё воплощение в календарной компоновке содержания, во внимательном бережном отношении к языку, слову в его сокровенном смысле обращения к любому живому существу от травинки до матери, к окружающему нас предметному миру.

Нами выделены некоторые специфические требования к педагогу, способному вести экологическое воспитания в рамках выделенного нами подхода:

• владение основами экологической культуры с приоритетом качественных характеристик жизни, духовности, разума; личностное принятие экологического императива;

• эмпатическое отношение к природе, к людям;

• способность предоставлять ребёнку возможность самому увидеть проблему и способ её решения;

• умение решать задачи обучения и воспитания не только на занятиях, а и в других формах взаимодействия, в том числе, в создании ситуаций совершения детьми поступков, владение контекстной педагогикой;

• внимание к мелочам и соотнесение их с глобальными явлениями мира;

• демонстрация доверия к ребёнку, его чувствам и ощущениям;

• владение приёмами самоисследования, релаксации и контроля эмоций, способность помочь детям овладеть этими приёмами.

Главная цель экологического воспитания в дошкольный период - формирование эмоциональной основы экологической культуры: эмпатического отношения ребенка к окружающей природе, ощущение себя как части природы, включённой во взаимодействие с ней и подчиняющейся единым законам. Такое отношение - необходимое условие выработки экологического поведения в окружающем мире, которое выражается в форме живого интереса к природе, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности проявлять заботу и творить красоту созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Работу по решению этих задач мы ведём в течение 4 лет. Нами создан экологический телепроект «Родничок» для всех детей города Кириши, реализуется народная педагогика, ставятся экологические спектакли, разработана система исследований, экологические маршруты, акции, создана комната Природы, фитокафе, светёлка, минизоопарк, разнообразные природные зоны на территории ДОУ и

158

многое другое. Представим некоторые направления работы более подробно.

Остро осознавая экологические проблемы нашего города, усугубляемые низким уровнем экологической культуры его жителей, признавая важность этих проблем для нашего будущего, педагогический коллектив нашего МДОУ «Детский сад № 23» совместно с телерадиовещанием «Кириши» решил создать детскую экологическую телепередачу. Её ведущим после длительного коллективного поиска стал сказочный персонаж, наделенный человеческими качествами, которому мы дали имя «Родничок». Слово родник однокоренное со словами Родина, род, родня и происходит от имени славянского бога Рода, по мысли наших предков славян, создателя Вселенной, Земли и человека. Родники питают начало больших и малых рек, они неиссякаемые, чисты, находятся в постоянном движении и обновлении. Нам бы очень хотелось, чтобы и передача «Родничок» обладала всеми этими качествами. В каждой передаче выносится на обсуждение какая-либо проблема ближайшего окружения детей: сломанное дерево во дворе, голодная синица за окном, заболевший хомячок и т. д., и решить эти проблемы помогает «Родничок», который наравне с ребятами-телезрителями набирается знаний, навыков и опыта общения с природой. Они вместе растут, умнеют, взрослеют.

Особенностью нашей передачи является участие в ней детей-воспитанников нашего детского сада. Видя на экране своих сверстников, юные телезрители с большей заинтересованностью смотрят программу, это побуждает их к деятельности, стремлению сделать что-то также как дети на экране. В каждую передачу включены различные виды деятельности: это и наблюдение за растениями и животными, игры, целевые прогулки, экскурсии, беседы, встречи с литературными персонажами, развивающие игры, выполнение творческих заданий и т. д. Мы стремимся проявить максимум изобретательности, творчества, артистичности, чтобы действительно дать детям возможность «заразиться» нашими эмоциями, вовлечь их в совместное действо и во всех случаях испытывать радость и удовлетворение от совершенных хороших поступков.

Наше исследование показало, что существенным фактором, ограничивающим возможности использования потенциала института семьи в экологическом воспитании детей, является низкая экологическая культура самих родителей. Мы изучили потребности родителей в области повышения их экологической компетентности и выяснили, что их не интересуют абстрактные сведения о глобальных экологических переменах, их интересуют:

• правила поведения в экстремальных условиях;

• требования к экологии жилья;

159

• условия выращивания экологически безопасного урожая;

• роль комнатных, лекарственных растений в жизни человека;

• выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

• содержание в доме домашних животных и их значение для воспитания ребенка.

Перечень этих тем стал основой содержательного общения в сфере экологии на родительских собраниях групп и на заседаниях клубов для родителей. Постоянно проводятся практические занятия и семинары: «Закаливание детей дома», «Мастерим вместе с детьми», «Поделки из природного материала», «Расти здоровым» и т. д. Мы создали три клуба: родительский клуб «Крепыш» и семейные клубы «Светлячок», «Золотой ключик». Клуб «Крепыш» создан для родителей младших дошкольников и направлен на повышение их родительской, валеологической и экологической компетентности. В клубе «Золотой ключик» дети вместе с родителями и другими родственниками участвуют в создании и показе экологических спектаклей, организуют и проводят конкурсы экологических сказок, выставки поделок их природного материала, фотовыставки и т. д. Семейный клуб «Светлячок» проводит экологические исследования, дискуссии, путешествия.

Мы видим результат нашей работы в детях, в нравственной воспитанности наших выпускников, которую отмечают учителя школ, в поддержке осуществляемой педагогическим коллективом ДОУ работы родителями, которые выступают нашими союзниками в экологическом воспитании детей.

В. Н. Поникарова

Изучение особенностей непродуктивного совладеющего поведения у педагогов-дефектологов

Профессионализм педагога - это интегральная психологическая характеристика его труда, свидетельствующая о достаточно высоком уровне овладения профессией.

Профессионализм педагога складывается из разных видов компетентности. Под педагогической компетентностью понимается готовность и способность педагога к решению разных профессиональных задач. Профессиональная компетентность -психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции (Маркова А. К., 1993).

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.