2012 Экономика №3(19)
УДК 336.201
А.С. Баландина
ПОДХОДЫ К ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
В настоящий момент время налогообложения нефтегазового сектора находится под пристальным вниманием государства. Большое внимание уделяется созданию эффективной и современной системы налогообложения добычи нефти и газа. Поэтому в данном исследовании рассмотрен вопрос о создании дифференцированной системы налогообложения.
Ключевые слова: налоги, дифференциация, нефтегазовый сектор.
Главная цель налоговой системы применительно к нефтегазовому сектору экономики состоит в обеспечении того, чтобы государство получало соответствующую плату за свои природные ресурсы и распределяло доходы от их эксплуатации, содействуя устойчивому экономическому росту и получению долгосрочной прибыли. Для этих целей государство применяет различные экономические стимулы и механизмы, направленные на рациональное использование природных ресурсов.
Основным механизмом для сохранения и увеличения добычи малорентабельного и трудноизвлекаемого газа в мировой практике остается создание экономических стимулов. Наиболее эффективным является создание дифференцированной системы налогообложения на основе дифференциации ставок, учитывающих динамику изменения рыночной конъюнктуры, с помощью двух основных подходов: производственного и экономического.
Факторы дифференциации по производственному и экономическому подходам
Подходы Производственный подход Экономический подход
Факторы дифференциации Глубина залегания продуктивных пластов Стадия разработки (нарастающая, постоянная, падающая добыча) Дебиты скважин Качественные характеристики и состав добываемой продукции Применение новых или нетрадиционных технологических методов добычи (например, поддержание пластового давления с целью повышения степени извлечения запасов) Фактор отказа от разработки, который означает, что разработка объекта будет прекращена при отсутствии налоговых льгот Рентабельность накопленных затрат Рентабельность добычи
В основу дифференциации по производственному подходу положены факторы, относящиеся к производственно-технологическим или технико-
экономическим аспектам функционирования газового сектора, в первую очередь геолого-промысловые. Примерный перечень факторов дифференциации по производственному признаку приведен в таблице. Перечисленные факторы непосредственным образом связаны с показателями экономической эффективности освоения ресурсов.
При использовании любого из названных подходов допускается дифференциация ставок налогообложения, учитывающая динамику изменения рыночной конъюнктуры. Производственный подход наиболее распространен в старых нефтегазодобывающих странах (США, Канаде), где он формировался на протяжении многих десятилетий. В свою очередь, экономический подход применяется в странах, где добыча нефти и газа началась не так давно (Великобритания, Норвегия, Нидерланды).
Все многообразие мирового опыта по налогообложению добычи нефти и газа представлено на рис. 1.
Налогообложение нефтегазового сектора (мировой опыт)
Роялти
(практически во всех странах мира применяется дифференцированная ставка роялти ( от
0 до 27,5%)
У Ч.
Факторы дифференциации роялти:
- продуктивность скважины (дебит);
- свойства нефти и газа;
- «истощенность» залежи (выработанность запасов);
- применение новых технологий увеличения добычи нефти и газа
Дополнительный налог на прибыль Налоги на сверхприбыль
Рис. 1
Дифференциация по экономическому подходу напрямую связана с финансово-экономическими факторами, выраженными в той или иной форме соотношения между доходами и издержками недропользователей.
Дифференциация налогообложения в нефтегазовом секторе базируется на четком понимании того обстоятельства, что поддержка данного сектора экономики (связанная с созданием гибкой системы налогообложения и дополнительными затратами со стороны государства на администрирование и кон-
троль) приносит значительный экономический эффект. Данный эффект связан не только с дополнительными поступлениями в бюджет от нефтегазовой отрасли, но и с развитием смежных отраслей, увеличением количества рабочих мест.
В идеальном варианте система налогообложения нефтегазового сектора должна удовлетворять целому ряду требований:
- гарантировать государству минимальный уровень рентных доходов;
- учитывать различие месторождений по геологическим характеристикам, качеству запасов и стадиям их разработки;
- основой должна служить объективная информация;
- быть простой, понятной для всех сторон, участвующих в процессе недропользования;
- учитывать интересы как государства, так и недропользователей;
- стимулировать недропользователей при разработке месторождений к применению современных технологий, повышающих эффективность добычи УВС;
- обеспечивать эксплуатацию месторождений в соответствии с проектными документами и способствовать соблюдению сроков освоения месторождений [1].
Следует заметить, что данные требования являются противоречивыми. Например, требования простоты и прозрачности вступают в противоречие с требованиями относительно учета различий в геологическом строении, качестве запасов, размерах месторождений. Поэтому найти оптимальное решение, чтобы построенная налоговая система отвечала всем требованиям, достаточно сложно.
Кроме того, в отдельных нефтяных странах мира (Канада, Норвегия) система налогообложения нефтегазовых компаний предусматривает льготы временного, полного или частичного освобождения от налогов, взимаемых с нефти и газа на определенных месторождениях:
- месторождениях, находящихся на ранней стадии разработки;
- месторождениях, находящихся на поздней стадии разработки;
- месторождениях, эксплуатируемых в экстремальных климатических и природных условиях;
- месторождениях с аномальными сортами нефти (высоковязкая нефть, нефть с высоким содержанием серы, сероводорода, парафина и т.д.).
Таким образом, подобная политика позволяет гибко, через систему льгот и привилегий, стимулировать работу компаний в невыгодных условиях.
Итак, систематизация подходов к налогообложению нефте- и газодобывающих компаний в развитых зарубежных странах позволяет сделать следующие выводы.
Для выравнивания условий эксплуатации месторождений с различной геологической и климатической структурой в большинстве стран используется так называемое дифференцированное налогообложение, основанное на производственном или экономическом подходе, или скользящая шкала роялти, часто в зависимости от объема добычи, что выравнивает положение крупных и малых недропользователей.
Как правило, для обеспечения дополнительных экономических стимулов с целью привлечения инвестиций для разработки новых или, наоборот, старых месторождений государство использует систему налоговых льгот, освобождая такие компании от уплаты основной доли налогов, предоставляя так называемые «налоговые каникулы», вводя пониженные ставки по налогам на доходы и т.д. [2].
В ряде стран применяются специальные соглашения между государством и недропользователями с целью снижения налоговой нагрузки, а также предоставления льготных условий при разработке новых и труднодоступных месторождений, гарантирующих частным инвесторам ускоренный механизм возврата вложенных финансовых средств посредством перераспределения рентного дохода между государством и бизнесом, однако чаще всего такие способы применяются в странах с нестабильной экономической системой.
В Российской Федерации налоговая система в последнее десятилетие характеризуется относительной стабильностью, поэтому необходимо делать упор на совершенствовании действующей системы, направляя усилия государства на формирование гармоничной налоговой системы с соответствующим распределением доходов между федеральным и региональным уровнями власти, создавая режим, конкурентоспособный на международном уровне.
Поэтому, проведя анализ налогообложения недропользования в зарубежных странах и выявив положительные факторы воздействия на процессы добычи углеводородного сырья, на уровень доходов государства и компаний, можно сделать следующие выводы:
- во-первых, основным направлением совершенствования налогообложения газодобывающих предприятий в России надо считать продолжение работы по дифференциации НДПИ в газодобывающей отрасли (как это было сделано для нефтедобычи). Дифференциация НДПИ, подобная дифференциации роялти, позволит государству влиять на процессы развития газовой отрасли посредством налогового механизма;
- во-вторых, из всех способов установления ставки роялти при извлечении нефтегазовых ресурсов наиболее эффективной оказывается привязка к цене реализации добытого сырья, т. е. к доходам хозяйствующих субъектов, именно эта система налогообложения позволяет наиболее результативно перераспределять рентные доходы между государством и добывающим сектором;
- в-третьих, необходимо перенять опыт развитых стран, которые помимо фискальной функции налогов широко используют стимулирующий посредством специальных налоговых льгот и преференций.
Литература
1. Крюков В.А., Силин В.Ю., Токарев А.Н., Шмат В.В. Подходы к дифференциации налогообложения в газовой промышленности. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. 172 с.
2. Павлова Л.П., Пинская М.Р. Налоги и воспроизводство: сущность и значение. М., 2001. Ч. 2. 156 с.
3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с.