Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРНАМЕНТА В КИТАЙСКОМ И РОССИЙСКОМ ИСКУССТВОЗНАНИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ'

ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРНАМЕНТА В КИТАЙСКОМ И РОССИЙСКОМ ИСКУССТВОЗНАНИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНЫЙ ОРНАМЕНТ / СИМВОЛИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СТРУКТУРАЛИЗМ / СИНКРЕТИЗМ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжао Чэнь

Статья посвящена анализу подходов и методов в изучении орнамента китайскими и российскими учеными-искусствоведами. Орнамент является информационной базой для изучения мировоззрения, верований и обычаев различных, особенно бесписьменных культур и цивилизаций. При наличии ряда подходов к его изучению, формировавшихся с середины XIX века, до сих пор не сложился междисциплинарный, синтезирующий методы разных наук подход. Исследователями предпринимается попытка создать универсальную схему анализа орнаментально-декоративных образцов искусства, относящихся к ранним археологическим культурам, чтобы в дальнейшем иметь возможность выявлять общее и особенное в них, проводить параллели в духовной культуре разных народов и связывать с развитием других видов искусства и социальной жизни в целом. Целью статьи является рассмотрение подходов и методов исследования орнамента в китайском и российском искусствознании, а также анализ эволюции искусствоведческих методов: формального, стилистического, семиотико-герменевтического, иконографического. Также мы обращаем внимание на общие подходы, повлиявшие на складывание искусствоведческих методов - археологический, этнографический, психологический. Мы сопоставляем и сравниваем подходы китайских и российских ученых к исследованию орнамента в разные исторические периоды. В результате исследования мы предлагаем использовать схему анализа орнамента, опирающуюся на специфические искусствоведческие методы исследования: сравнительный, композиционный, иконографическо-иконологический анализ, при этом обращаясь и к универсальным методам анализа исторических источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES AND METHODS OF ORNAMENT RESEARCH IN CHINESE AND RUSSIAN ART STUDIES: GENERAL AND SPECIAL

The article is devoted to the analysis of approaches and methods in the study of ornament by Chinese and Russian art historians. The ornament is an information base for studying the worldview, beliefs and customs of various, especially non-written cultures and civilizations. In the presence of a number of approaches to its study, which have been formed since the middle of the 19th century, an interdisciplinary approach synthesizing the methods of different sciences has not yet developed. The researchers attempt to create a universal scheme for analyzing the ornamental and decorative art samples belonging to early archaeological cultures in order to be able to identify common and special features in them in the future, draw parallels in the spiritual culture of different peoples and link them with the development of other types of art and social life in general. The purpose of the article is to consider the approaches and methods of ornament research in Chinese and Russian art studies; analysis of the evolution of art criticism methods: formal, stylistic, semiotic-hermeneutic, and iconographic. We also pay attention to the general approaches that influenced the formation of art-historical methods: archaeological, ethnographic, psychological. We associate and compare the approaches of Chinese and Russian scientists to the study of ornament in different historical periods. As a result of the research, we propose to use a scheme of ornament analysis based on specific art historical research methods: comparative, compositional, iconographic and iconological analysis, while referring to universal methods of analyzing the historical sources.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРНАМЕНТА В КИТАЙСКОМ И РОССИЙСКОМ ИСКУССТВОЗНАНИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ»

8. Островская А. Р. Проект витражей для келейного корпуса женского Одигитриевского монастыря: дис. ... магистра дизайна. - Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2018. - 16 с.

9. Moghaddam B. M. A Guideline for Virtual Reconstruction of Historical Facades, 3D Projection Mapping Approach: a thesis for the degree of Master of Science in Architecture. - Gazimagusa, North Cyprus: Eastern Mediterranean University (EMU) - Dogu Akdeniz Universitesi (DAU), 2014. - P. 25-31.

10. Zubairy M.S. A Very Brief History of Light [Electronic resource] // Optics in Our Time / Al-Amri M., El-Gomati M., Zubairy M. (eds). - Springer, Cham, 2016. - P. 4-23. - URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-31903-2_1.

References

1. Bashinskaya L.A. Teatr teney. K voprosu o terminologii [Shadow play. On the question of terminology]. Vestnik CHGAKI [Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], 2011, no. 1 (25), pp. 76-80. (In Russ.).

2. Voytov A.G. Naglyadnost', vizualistika, infografika sistemnogo analiza [Visibility, visualism, system analysis infographics]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2017. 212 p. (In Russ.).

3. Grau O. Fantasmagoricheskoe vizual'noe koldovstvo XVIII stoletiya i ego zhizn' v media iskusstve [Phantasmagoric visual witchcraft of the 18th century and its life in media art]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury [International Journal ofCultural Research], 2012, no. 1 (6), pp.101-110. (In Russ.).

4. Kotomina A.A. Arkheologiya intermedial'nosti: publichnye narodnye chteniya s "Volshebnym fonarem" v Rossii v 1872-1915 gody [Archeology of intermediality: public folk readings with the "Magic Lantern" in Russia in 18721915]. Praktiki i interpretatsii: zhurnalfilologicheskikh, obrazovatel'nykh i kul'turnykh issledovaniy [Practices and Interpretations: A Journal of Philological, Educational and Cultural Research], 2016, no. 4, pp. 16-36. (In Russ.).

5. Kotomina A.A. Svetovye i tenevye kartiny i "iskusstvo proektsii" v Rossii kontsa XIX - nachala XX veka [Light and shadow paintings and the "art of projection" in Russia in the late 19th and early 20th centuries]. Kinovedcheskie zapisi [Film history recordings], 2012, no. 99, pp. 135-170. (In Russ.).

6. Kreri D. Kamera-obskura i ee sub"ekt [Camera obscura and its subject]. Artikul't, 2014, no. 2 (14), pp. 48-51. (In Russ.).

7. Maleonyuk K. Kak zanimat'sya vsem podryad i preuspet': Istoriya Laslo MoKhoy-Nadya [How to Do Everything and Succeed: The Story of Laszlo Moholy-Nagy]. Bird in Flight: internet-zhurnal o fotoindustrii [Bird in Flight: online magazine about the photo industry], 2019, 2 Oct. (In Russ.). Available at: https://birdinflight.com/ru/pochemu_ eto_shedevr/20191003-laszlo-moholy-nagy.html (accessed 20.10.2021).

8. Ostrovskaya A.R. Proekt vitrazhey dlya keleynogo korpusa zhenskogo Odigitrievskogo monastyrya: dis. ... magistra dizayna [Project of stained-glass -windows for the cell building of the women's Odigitrievsky monastery. Master's thesis]. Chelyabinsk, South Ural State University Publ., 2018. 16 p. (In Russ.).

9. Moghaddam B.M. A Guideline for Virtual Reconstruction of Historical Facades, 3D Projection Mapping Approach. A thesis for the degree of Master of Science in Architecture. Gazimagusa, North Cyprus Eastern Mediterranean University (EMU) - Dogu Akdeniz Universitesi (DAU) Publ., 2014, pp. 25-31. (In Engl.).

10. Zubairy M.S. A Very Brief History of Light. Optics in Our Time. Al-Amri M., El-Gomati M., Zubairy M. (eds). Springer, Cham, 2016, pp. 4-23. (In Engl.). Available at: https://doi.org/10.1007/978-3-319-31903-2_1.

УДК 7.048.3

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-173-180

ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРНАМЕНТА В КИТАЙСКОМ И РОССИЙСКОМ ИСКУССТВОЗНАНИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Чжао Чэнь, аспирант Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: 437800013@qq.com

Статья посвящена анализу подходов и методов в изучении орнамента китайскими и российскими учеными-искусствоведами. Орнамент является информационной базой для изучения мировоззре-

ния, верований и обычаев различных, особенно бесписьменных культур и цивилизаций. При наличии ряда подходов к его изучению, формировавшихся с середины XIX века, до сих пор не сложился междисциплинарный, синтезирующий методы разных наук подход. Исследователями предпринимается попытка создать универсальную схему анализа орнаментально-декоративных образцов искусства, относящихся к ранним археологическим культурам, чтобы в дальнейшем иметь возможность выявлять общее и особенное в них, проводить параллели в духовной культуре разных народов и связывать с развитием других видов искусства и социальной жизни в целом. Целью статьи является рассмотрение подходов и методов исследования орнамента в китайском и российском искусствознании, а также анализ эволюции искусствоведческих методов: формального, стилистического, семиотико-герме-невтического, иконографического. Также мы обращаем внимание на общие подходы, повлиявшие на складывание искусствоведческих методов - археологический, этнографический, психологический. Мы сопоставляем и сравниваем подходы китайских и российских ученых к исследованию орнамента в разные исторические периоды. В результате исследования мы предлагаем использовать схему анализа орнамента, опирающуюся на специфические искусствоведческие методы исследования: сравнительный, композиционный, иконографическо-иконологический анализ, при этом обращаясь и к универсальным методам анализа исторических источников.

Ключевые слова: декоративный орнамент, символика, информационная система, структурализм, синкретизм, межкультурная коммуникация.

APPROACHES AND METHODS OF ORNAMENT RESEARCH IN CHINESE AND RUSSIAN ART STUDIES: GENERALAND SPECIAL

Zhao Chen, Postgraduate of Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: 437800013@qq.com

The article is devoted to the analysis of approaches and methods in the study of ornament by Chinese and Russian art historians. The ornament is an information base for studying the worldview, beliefs and customs of various, especially non-written cultures and civilizations. In the presence of a number of approaches to its study, which have been formed since the middle of the 19th century, an interdisciplinary approach synthesizing the methods of different sciences has not yet developed. The researchers attempt to create a universal scheme for analyzing the ornamental and decorative art samples belonging to early archaeological cultures in order to be able to identify common and special features in them in the future, draw parallels in the spiritual culture of different peoples and link them with the development of other types of art and social life in general. The purpose of the article is to consider the approaches and methods of ornament research in Chinese and Russian art studies; analysis of the evolution of art criticism methods: formal, stylistic, semiotic-hermeneutic, and iconographic. We also pay attention to the general approaches that influenced the formation of art-historical methods: archaeological, ethnographic, psychological. We associate and compare the approaches of Chinese and Russian scientists to the study of ornament in different historical periods. As a result of the research, we propose to use a scheme of ornament analysis based on specific art historical research methods: comparative, compositional, iconographic and iconological analysis, while referring to universal methods of analyzing the historical sources.

Keywords: decorative ornament, symbolism, information system, structuralism, syncretism, intercultural communication.

Декоративный орнамент как зеркало традиционной культуры и информационная база данных по истории искусства является наиболее важным способом и средством выражения людьми любой культуры своего мировоззрения, верований и обычаев. Его информационная система начала развиваться около семи тысяч лет назад и приобрела огромную морфологическую и семантическую сложность. Например, использование орнамента в произведениях искусства различных направлений и династий (Великий шелковый путь, распространение культуры династии Тан в Японии и Корее) сделало его важной частью азиатского мира, превратило в своего рода «межкультурной диалог». Представляется, что подход к исследованию системы декоративного орнамента, несомненно, должен соотноситься с междисциплинарными методами, включающими различные области социально-гуманитарных и даже естественных наук.

Целью статьи является рассмотрение подходов и методов исследования орнамента в китайском и российском искусствознании. Наша исследовательская работа в целом посвящена анализу китайского орнаментального искусства, поэтому начнем статью с рассмотрения подхода некоторых китайских ученых.

В китайском искусствоведении исследование декоративных орнаментов началось в 1930-х годах. Анализ исследователей истории искусства являлся описательным и типологическим, имел тенденцию к исследованию формальных атрибутов орнаментов (то есть композиции, линии, текстуры, цвета и т. д.). Историк искусства Тэн Гу был одним из пионеров в этой области, он получил докторскую степень в Университете Фридриха Вильгельма в Германии, изучая историю искусства Восточной Азии. Его наставник Альберт Эрих Бринкманн был последователем Генриха Вельфлина, приверженца формального подхода к исследованию искусства, повлиявшего на методологию исследования Тэн Гу. Его статья «"Звериный" орнамент на полукруглой плитке карниза нижней столицы Янь» («Yan Lower Capital Eaves Tiles' beast type pattern») положила начало прослеживанию стилевой истории разнообразных сочетаний «прожорливого» орнамента и орнамента «молния». Автор опирается на утверждение, что

«стилистический анализ рассматривает интерпретацию и объяснение изменений стиля в истории искусства как важнейшую задачу искусствоведения» [3, с. 2]. Тэн Гу применил концепцию «линейного и живописного» Генриха Вельфлина и доказал, что «прожорливый» орнамент на плитке, характеризующийся неровными утолщенными и выступающими линиями, постепенно смещается в сторону живописи, поэтому необходимо разделять стилизованный «реализм» этого стиля и «реалистичность» линейного стиля зооморфного орнамента на изделиях из бронзы [11, с. 101].

Некоторые западные ученые использовали стилистический метод для изучения китайских декоративных орнаментов и пейзажной живописи, и это оказало влияние на взгляды части китайских исследователей. Китайско-американский ученый Фан Вэнь считает, что стилистический метод решает проблему оценки произведений искусства, относящихся к разным династиям: «Когда нет внешних (исторических или археологических) свидетельств, можно использовать анализ стиля, чтобы идентифицировать неизвестную работу, приблизительный возраст или источник» [13, с. 14].

Очевидно, что при отсутствии информации об авторах большинства китайских декоративных произведений искусства этот метод позволяет ученым обобщить правила исследовательской работы с орнаментами на основе изучения самого произведения искусства. Поэтому методология истории стилей (стилистический анализ) является универсальной «отмычкой» в области истории искусства.

В России исследования декоративно-прикладного искусства (в первую очередь, народного) начали проводиться во второй половине XIX - начале XX века. Однако публикации были малочисленны и носили отрывочный характер. Основоположником сравнительно-исторического метода в XIX веке был ученый-лингвист Ф. И. Буслаев. Этот метод он применял для изучения всех видов искусства - как словесного, так и визуального, в том числе орнамента. Основным обобщающим трудом по изучению русской орнаменталистики долгое время являлось исследование В. В. Стасова «Русский народный орнамент», оказавшее влияние на последующих авторов. В начале XX века

в России растет количество научных экспедиций, создаются коллекции предметов традиционной культуры, происходит их научный анализ. В изучении орнамента начинает превалировать археологический подход. Археолог В. А. Городцов, его ученик Б. А. Рыбаков, В. Н. Чернецов и др. в своих трудах, посвященных истории и культуре Древней Руси, применяли сравнительно-исторический метод. Параллельно формируется этнографический подход (В. С. Воронов, Е. Н. Клет-нева, Н. П. Гринкова, Г. С. Маслова). Мы не будем подробно останавливаться на взглядах этих исследователей, поскольку целью статьи является рассмотрение искусствоведческого подхода к орнаменту. Однако оговоримся, что при археологическом и этнографическом подходе орнамент рассматривается как одна из многочисленных знаковых систем, имеющих определенный смысл, но с развитием промышленного производства уменьшается знаковая и увеличивается эстетическая функция орнамента.

Настоящими открытиями в области орнамента становятся исследования искусствоведов И. Я. Богуславской, М. А. Некрасовой, Т. М. Разиной, В. А. Фалеевой, применяющих специфические методы искусствознания - метод описания, формально-стилистический, композиционный, иконографический и иконологический анализ. И. Я. Богуславская отмечала, что в развитии общерусских традиций народной вышивки немаловажную роль играли местные центры: «...одинаковые мотивы в шитье разных районов имеют совсем иной стилевой характер» [1, с. 7].

В целом этнографами, историками и искусствоведами во второй половине XX века в области изучения орнамента были определены методы его анализа. Пожалуй, общим для многих ученых стал метод «от простого к сложному», когда элементы, рассматриваемые отдельно, затем сопоставлялись с другими в общей плоскости рассмотрения.

В трудах российских ученых-синологов и востоковедов мы можем выделить несколько методов в зависимости от цели и объекта исследования. Исследуя хронологию и разновидности бронзовой ритуальной посуды эпох Шан и Чжоу, при создании классификации форм сосудов историк-востоковед П. М. Кожин выделил три критерия оценки орнамента: 1) построение орнамен-

тальной композиции и соотношение ее частей; 2) смысловое содержание орнамента; 3) чувственное его восприятие [7].

При изучении декоративно-прикладного искусства Китая искусствовед Н. А. Виноградова использовала сравнительный, описательный и стилистический методы. Она отмечала, что «орнамент имел магическое значение и был, вероятно, связан с представлениями древних китайцев о силах природы: предполагают, например, что зигзагообразные линии и серповидные знаки являлись условными изображениями луны и молний, перешедшими в дальнейшем в китайские иероглифы. Встречающиеся среди керамики Яншао круглые сосуды на трех ножках ("ли") и некоторые другие сохранили свою форму и культовое назначение в Китае на протяжении многих веков» [6, с. 6].

Стилистический анализ применялся и в работе доктора искусствоведения М. А. Неглинской «Шинуазри в Китае: цинский стиль в китайском искусстве периода трех великих правлений (1662-1795)». В исследовании художественный металл и эмали рассматриваются как с точки зрения технологии их изготовления, типологии и символики их форм, эстетики формообразования, так и в широком культурологическом контексте. Автор выявляет основные компоненты цинско-го стиля («чжоуский», «тибетский» и «европейский») и дает им убедительное культурологическое объяснение [8, с. 18].

Во второй половине XX века появляются труды по математической симметрии орнамента. Китайский ученый Ван Лэгэн использовал математические и геометрические методы для анализа типичных рисунков животных на бронзовых зеркалах династии Хань. Автор доказал, что в орнаменте существует «скрытая симметрия» и каждая центральная разделительная линия играла роль «структурной опорной силы», определяя общее направление орнамента и «соответствуя основным законам движения животных» [2, с. 57].

При описании вопроса заимствования растительного орнамента и его «китаизации» ученый Чэнь Чжэньван применил теорию социального сравнения и предложил использовать концепцию «двусторонних параллельных изменений» [15, с. 145]. Предполагается, что орнамент на произведениях искусства - это культурные карты,

воспоминания и следы, содержащие географию и историю в качестве двух ключей к разгадке. С точки зрения культурного вклада, декоративные орнаменты китайских произведений искусства являются результатом комбинированного воздействия культур, расположенных вдоль Великого шелкового пути, таких как Древняя Греция, Ассирия, китайский Синьцзян-Или и Дуньхуан в Ганьсу.

Начиная с XX века китайские ученые начали обращать внимание на использование семиотических теорий для объяснения мотивов орнаментов как культурных символов и на их богатую семантику. Ученый У Лихуа считает, что декоративные орнаменты животных в первобытном обществе нужно рассматривать как своего рода «метасимволы», представляющие ядро первобытной клановой культуры. Они обладают огромным семантическим смыслом, дивергенцией и расширением культурного поля и, следовательно, имеют «бесконечные возможности для интерпретации» [12, с. 105].

Российские ученые О. А. Беляева, Л. В. Ми-ненко, Н. А. Волокитина применяли семиотический подход к изучению орнамента. Н. А. Воло-китина делает вывод, что «мотив "птичья лапа" на гончарных изделиях коми (зырян) можно рассматривать и как знак собственности - пас, возможно, к тому же несущей в себе функции охранительные, функции оберега, и как просто орнаментальный мотив» [4, с. 53].

Китайские ученые Чжан Е и Цзи То, которые применили структуралистскую концепцию китайской лингвистики к изучению декоративных орнаментов, обнаружили множество специфических правил, скрытых в их сложной, комбинированной структуре. Например, в благоприятных китайских пожеланиях строго оговариваются: количество (5 и 3), виды животных (летучие мыши и овцы) и глаголы, передающие действия животных («держать» и «открывать»), устанавливая конкретное благоприятное значение («долголетие» и «мир»), которое также отражается в орнаменте [14, с. 80].

Иконологический метод (по сути, междисциплинарный), рассматривающий проблемы «скрытого символизма» произведений искусства, применяет искусствовед А. В. Доминяк, рассматривая эволюцию пермского звериного стиля и

доказывая, что в его объемно-пластических изображениях выразился синкретизм космогонических представлений - «тотемные» элементы входили в некий целостный и замкнутый универсум [5, с. 4]. Иконологический метод представлен и в книге синологов Л. П. Сычева и В. Л. Сычева «Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве», где всесторонне изучается символика, используемая в орнаменте китайской одежды, которая «своими линиями, структурой, красками и орнаментикой выражает чувства, вкусы и даже идеи своего создателя и носителя. Особенно это относится к ритуальному костюму, который многими чертами напоминает миниатюрный храм» [10, с. 15].

Символика художественно-изобразительных особенностей благопожелательного орнамента периода династий Мин и Цин рассмотрена в диссертации искусствоведа Е. В. Песчанской. Она выделяет пять основных способов построения орнамента: 1) символика; 2) иероглифы-символы; 3) омонимия; 4) эпиграфические древние надписи; 5) комплексный. С помощью омонимии, например, строится орнамент с изображением красной летучей мыши, так как словосочетание «красная летучая мышь» - «хун фу» - звучит так же, как и словосочетание «великое счастье» -«хун фу» [9, с. 109].

Таким образом, рассмотрев методы китайских и российских ученых, занимающихся проблемами исследования орнамента, мы можем сделать вывод, что в своих научных работах ученые используют различные подходы. И в той, и в другой стране сложились свои школы и традиции изучения национального орнамента. Так же, как и в Китае, в России орнамент становится предметом исследований этнографов, историков, археологов, искусствоведов и культурологов. Особенных различий в применяемых учеными методах мы не обнаружили, наоборот, можно отметить сходство в том, как они используются. Поскольку орнамент стал обращать на себя внимание в XIX веке, одновременно с археологическими изысканиями общим для мирового научного сообщества, в том числе для российских и китайских ученых, стал формализм как метод исследования. Рост этнографических экспедиций обратил внимание на орнамент как часть народной культуры

и быта (украшения, костюм, посуда и др.), ученые заинтересовались значением символики орнамента, и превалировать стал семиотический подход. Его разрабатывали как российские, так и китайские искусствоведы. Сравнительный, описательный и стилистический методы как общепризнанные в искусствоведении широко применялись во второй половине ХХ века, на них опирались искусствоведы России и Китая не только при исследовании орнамента собственных стран, но и при исследовании традиционного искусства других народов. Труды российских искусствоведов-синологов в области орнамента не так многочисленны, но вносят весомый вклад в изучение специфики китайского орнамента и декоративно-прикладного искусства Китая в целом. Особняком среди китайских искусствоведов стоит Чэнь Чжэнь-ван с его концепцией «двусторонних параллельных изменений» и теорией социального сравнения. В российском искусствоведении применения такой теории мы не обнаружили, при том что в российских исследованиях последних лет много внимания уделяется проблеме межкультурного взаимодействия и заимствования, близкой взглядам Чэнь Чжэньвана.

Эволюция методов исследования орнамента за более чем вековую историю развития прошла путь от строго формалистического подхода и сравнительно-исторического метода к более сложным символическим, психологическим подходам.

Описанные выше методы исследования позволяют нам сформулировать схему искусствоведческого анализа орнамента, опирающуюся

в основном на искусствоведческие методы исследования: сравнительный, композиционный, иконографический и иконологический анализ:

1. Анализ функции и формы предмета декоративно-прикладного искусства, материала, технических приемов выполнения.

2. Определение типа (вида) орнамента, его расположение и роль в структуре предмета.

3. Определение иконографии орнамента; отклонения от канона.

4. Выявление мотива как простейшей исходной части орнамента, несущей семантическую и символическую нагрузку.

5. Изучение композиционных особенностей орнамента: симметрия и ритмическая организация.

6. Колористические свойства орнамента (цветовая доминанта, контрасты, созвучия, эмоциональное впечатление).

7. Атрибуция: стиль, художник, время. Постановка произведения в определенный исторический и стилистический ряд.

Необходимо отметить, что для объективного научного исследования всегда важен всесторонний системный подход, поэтому в нашей схеме мы учли разработки не только искусствоведов, но и археологов, историков, этнографов, лингвистов, культурологов.

Однако дискуссионным остается вопрос о возможности применения такого анализа для узких нужд определенных областей науки. Возможно, универсальный метод исследования орнамента не всегда оправдан.

Литература

1. Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. - М.: Искусство, 1972. - 151 с.

2. Ван Лэгэн. Скрытая симметрия - анализ структуры изображения животных в бронзовом зеркальном орнаменте // Декор. - 2007. - № 6. - С. 56-57.

3. Вельфлин Г. Основы истории искусств / пер. Пань Яочан. - Шэньян: Народное издательство Ляонин, 1987. -268 с.

4. Волокитина Н. А. Орнамент «птичья лапа» в предметах быта коми (зырян) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2009. - № 3 (4). - С. 53-55.

5. Доминяк А. В. Свидетельства утраченных времен. Человек и мир в пермском зверином стиле. - Пермь: Книжный мир, 2010. - 152 с.

6. Искусство Старого Китая в трудах Н. А. Виноградовой / отв. ред. В. П. Толстой. - М.: БуксМАрт, 2016. -256 с.

7. Кожин П. М. Разновидности бронзовой ритуальной посуды эпох Шан и Чжоу // Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция. - М.: ИВ РАН, 2009. - С. 15-22. - (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН; вып. 1).

8. Неглинская М. А. Шинуазри в Китае: цинский стиль в китайском искусстве периода трех великих правлений (1662-1795). - М.: ИВ РАН, 2015. - 468 с. - (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН; вып. 16).

9. Песчанская Е. В. Китайские благопожелательные орнаменты в декоративно-прикладном искусстве династий Мин и Цин: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04: защищена: 25.10.2013. - Барнаул: АлтГУ, 2013. - 189 с.

10. Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве. - М.: ИВ АН СССР, 1975. - 172 с.

11. Тэн Гу. Об искусстве / под ред. Гу Тэн и Лай Пэн. - Шанхай: Каллиграфии и живопись, 2012. - 195 с.

12. У Лихуа. История китайской имидж-культуры династий Цинь и Хань. - Пекин: Издательский дом фотографии Китая, 2016. - 785 с.

13. Фан Вэнь. Печать сердца / Вэнь Фан; пер. с англ. Ли Вэйкунь. - Шанхай: Каллиграфия и живопись, 1993. -219 с.

14. Чжан Е., Цзи То. Анализ «Фу Вэнь» в качестве примера дизайн-мышления, основанного на традиционных благоприятных символах // Декор. - 2013. - № 12. - C. 80-81.

15. Чэнь Чжэньван. Историческая эволюция и культурный обмен узоров Суй и Тан в пещерах Могао // Журнал Шэньчжэньского университета (издание по гуманитарным и социальным наукам). - 2015. - № 32. -С. 144-150.

References

1. Boguslavskaya I.Ya. Russkaya narodnaya vyshivka [Russian folk embroidery]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1972. 151 p. (In Russ.).

2. Van Legen. Skrytaya simmetriya - analiz straktury izobrazheniya zhivotnykh v bronzovom zerkal'nom omamente [Hidden symmetry - analysis of the structure of the image of animals in a bronze mirror ornament]. Decor, 2007, no. 6, pp. 56-57 (In Russ.).

3. Velflin G. Osnovy istorii iskusstv [Fundamentals of art history]. Translate by Pan Yaochang. Shenyang, Liaoning People's Publishing House, 1987. 268 p. (In Russ.).

4. Volokitina N.A. «Ornament «ptich'ya lapa» v predmetakh byta komi (zyryan)» [«Ornament "bird's paw" in everyday objects of Komi (zyryan)»]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism questions of theory and practice]. Tambov, Diploma Publ., 2009, no. 3 (4), pp. 53-55. (In Russ.).

5. Dominyak A.V. Svidetel 'stva utrachennykh vremen. Chelovek i mir v permskom zverinom stile [Evidence of lost times. Man and the world in the Perm animal style]. Perm, Book World Publ., 2010. 152 p. (In Russ.).

6. Iskusstvo Starogo Kitaya v trudakh N.A. Vinogradovoy [The Art of Old China in the works of N.A. Vinogradova]. Ed. by V.P. Tolstoy. Moscow, BuksMArt Publ., 2016. 256 p. (In Russ.).

7. Kozhin P.M. Raznovidnosti bronzovoy ritual'noy posudy epokh Shan i Chzhou. [Varieties of bronze ritual ware of the Shang and Zhou eras]. Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae: XXXIX nauchnaya konferentsya. Uchenye zapiski Otdela Kitaya IV RAN. Vyp. 1 [Society and the state in China: XXXIX scientific conference. Scientific notes of the Department of China IV RAS. Issue 1]. Moscow, IV RAS Publ., 2009, pp. 15-22. (In Russ.).

8. Neglinskaya M.A. Shinuazri v Kitae: tsin'skiy stil' v kitayskom iskusstve perioda trekh velikikh pravleniy (16621795) [Chinoiserie in China: the Qing style in Chinese art of the period of the Three Great reigns (1662 - 1795)]. Uchenye zapiski Otdela Kitaya IV RAN. Vyp. 16 [Scientific Notes of the Department of China of the IV RAS. Vol. 16]. Moscow, IV RAS Publ., 2015. 468 p. (In Russ.).

9. Peschanskaya E.V. Kitayskie blagopozhelatel'nye ornamenty v dekorativno-prikladnom iskusstve dinastii Min i Tsin: dis. ... kand. iskysstvovedeniya: 17.00.04 [Chinese benevolent ornaments in decorative and applied art of the Ming and Qing dynasties. Diss. PhD in Art History: 17.00.04]. Barnaul, AltSU Publ., 2013. 189 p. (In Russ.).

10. Sychev L.P., Sychev V.L. Kitayskiy kostum. Simvolika. Istoria. Traktovka v literature i iskusstve [Chinese costume. Symbolism. History. Interpretation in Literature and Art]. Moscow, IV OF the USSR Academy OF Sciences Publ., 1975. 172 p. (In Russ.).

11. Ten Gu. Ob iskusstve [About art]. Edited by G. Teng and Peng L. Shanghai, Calligraphy and Painting Publ., 2012. 195 p.

12. U. Likhua. Istoriya kitayskoy imidzh-kul'tury dinastii Tsin' i Khan' [The history of Chinese image culture of the Qin and Han dynasties]. Beijing, Publishing House of Photography of China, 2016. 785 p.

13. Fan Ven. Pechat' serdtsa [Seal of the heart]. Translated from Engl. Li Weikun. Shanghai, Calligraphy and Painting Publ., 1993. 219 p.

14. Chzhan E., Ji. T. Analiz «Ven' fu» v kachestve primera dizayn-myshleniya, osnovannogo na traditsionnykh blagopriyatnykh simvolakh [Analysis of "Wen Fu" as an example of design thinking based on traditional favorable symbols]. Decor, 2013, no. 12, pp. 80-81.

15. Chen Chzhenvan. Istoricheskaya evolutsiya i kul'turnyy obmen uzorov Suy i Tan v peshcherakh Mogao [Historical evolution and cultural exchange of Sui and Tang patterns in Mogao caves]. Zhurnal Shen'chzhen 'skogo universiteta (izdanie po gumanitarnym i sotsial'nym naukam) [Journal of Shenzhen University (publication on Humanities and Social Sciences)], 2015, no. 32, pp. 144-150.

УДК 725

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-180-187

АРХИТЕКТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЗДАНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ IV, V КЛАССА ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Русакович Елена Владимировна, аспирант кафедры истории искусства, костюма и текстиля, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: niramila2013@gmail.com

В статье анализируются особенности архитектуры зданий железнодорожных вокзалов IV и V класса Западно-Сибирской железной дороги, построенных в период 1893-1896 годов. Авторы затрагивают проблему изучения наследия эпохи строительства железных дорог, представляющего научный и практический интерес. Актуализируют изучение и описание в целях сохранения данного вида архитектуры в связи с реализацией современной программы модернизации железнодорожных вокзалов России. Цель статьи - выявление архитектурного своеобразия зданий железнодорожных вокзалов IV и V класса Западно-Сибирской железной дороги, построенных в период 1893-1896 годов. В рамках поставленной цели в статье осуществляется архитектурный анализ, выявляется ряд общих архитектурных особенностей зданий, выполненных в стилистике деревянного зодчества, национального стиля и деревянного модерна, направлений, развивавшихся в архитектуре России конца XIX - начала XX века. Выводом авторов является выявление архитектурного своеобразия зданий исследуемых железнодорожных вокзалов. В заключение подчеркивается, что здания деревянных вокзалов IV и V класса являются исчезающим видом архитектуры эпохи строительства железных дорог в России и Сибири. Перспективой исследований в тематике данной статьи является вклад в обоснование включения зданий вокзалов IV и V класса Западно-Сибирской железной дороги как части Великого Сибирского пути в реестр объектов культурного наследия Сибири.

Ключевые слова: архитектурное своеобразие, национальный стиль, здание, вокзал, ЗападноСибирская железная дорога.

ARCHITECTURAL ORIGINALITY OF THE BUILDINGS OF RAILWAY STATIONS IV, V CLASS OF THE WESTERN SIBERIAN RAILWAY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rusakovich Elena Vladimirovna, Postgraduate of Department of History of Art, Costume and Textile, Altai State University (Barnaul, Russian Fedeartion). E-mail: niramila2013@gmail.com

The article analyzes the architectural features of the buildings of the IV and V class railway stations of the West Siberian Railway, built in the period of 1893-1896. The author touches upon the problem of studying the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.