УДК 327.37:623.45(73:574)
ПОДХОДЫ АМЕРИКАНСКИХ КОНГРЕССМЕНОВ
К ПРОБЛЕМЕ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО
УНИЧТОЖЕНИЯ НА ПЕРИФЕРИИ БЫВШЕГО СССР
И.Ю. Ильичева
Новосибирский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
В статье рассмотрена специфика двусторонних отношений между США и Казахстаном в вопросах нераспространения ядерного оружия. В качестве источниковой базы исследования автором использованы материалы администрации президента Б. Клинтона, Конгресса, Государственного департамента США и Министерства Обороны. Представлен перечень программ по уничтожению ядерного оружия и указан объем выделяемой для этих целей финансовой помощи Казахстану, наряду с Россией, Украиной и Белоруссией. Проанализированы результаты практической реализации программы по совместному уменьшению угрозы и сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова: национальная безопасность, ядерное оружие, законопроект, целевые программы, ассигнование денежных средств.
APPROACHES OF THE AMERICAN CONGRESSIONAL ESTABLISHMENT TO THE ISSUE OF NON-PROLIFERATION OF WEAPONS OF MASS DESTRUCTION AT THE PERIPHERY OF FORMER SOVIET UNION
I.Yu. Ilicheva
Novosibirsk State Pedagogic University E-mail: [email protected]
The paper considers the specifics of bilateral relations between USA and Kazakhstan in matters of non-proliferation of nuclear weapons. Records of Bill Clinton's administration, Congress, Department of State and Department of Defense were used as a source base of the research. The list of nuclear weapons destruction programs is presented. The amount of financial aid to Kazakhstan, along with Russia, Ukraine and Belarus is stated. The results of practical realization of the program of mutual reducing of the threat are analyzed. The respective conclusions are drawn.
Key words: national safety, nuclear weapons, draft legislation, target programs, assignation of cash assets.
В начале 1990-х годов администрация США уделяла особое внимание проблемам национальной безопасности и формированию стратегических интересов. С распадом Советского Союза и окончанием холодной войны степень ядерной угрозы для США значительно сократилась. Однако бывшие советские республики унаследовали порядка 30 тыс. ядерных боеголовок, среди которых 3 200 боеголовок были дислоцированы на территориях Белоруссии, Казахстана и Украины. Политические, социальные и экономические потрясения приводили к убеждению, что бывшие советские республики будут не в состоянии обеспечить безопасность процессу ликвидации ядерного оружия или других типов оружия массового поражения. В связи с этим явную угрозу пред-
© Ильичева И.Ю., 2012
ставляло следующее: диверсия и несанкционированное использование оружия, диверсия расщепляющихся материалов и возможное участие советских ученых-физиков в дальнейшей работе по распространению оружия в других государствах [22].
Таким образом, ядерное оружие вызывало серьезную угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов, несмотря на позитивные перемены, происходившие в новых независимых государствах. По словам президента США Б. Клинтона, «одним из наиболее важных приоритетов в нашей национальной безопасности состоит в определенности того, что распад Советского Союза не приведет к созданию новых государств, обладавших ядерным оружием» [13, с. 249].
В вопросе о нераспространении ядерного оружия Казахстан попал в поле зрения политиков Соединенных Штатов сразу же после распада СССР, поскольку он единственный на постсоветском пространстве, причислявший себя к мусульманскому миру, претендовал на ядерный статус, обладая четвертым по мощности в мире смертоносным потенциалом [17]. Так, на территории Казахстана в общей сложности было сосредоточено 148 шахтных установок для запуска межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования с разделяющимися боеголовками, которые на Западе получили мрачное прозвище «Сатана». В этих пусковых шахтах размещались 104 межконтинентальные баллистические ракеты Р-36МУТТХ/Р-36М2 (SS-18), каждая из которых была оснащена ядерной боеголовкой. Нагрузка этих ракет составляла 7,6 т, а радиус поражения - около 12 тыс. км [17]; а также 40 бомбардировщиков Ту-95МС [20] с 240 крылатыми ядерными ракетами.
Следовательно, Соединенные Штаты испытывали тревогу перед так называемой «исламской ядерной бомбой» [1, с. 132] и в связи с распадом СССР не исключали ухудшение ситуации в Центральноазиатском регионе, снижение степени защиты оружия массового поражения и неправомерное его применение.
Необходимость США в международно-правовом урегулировании ядерного вопроса с Казахстаном во многом возросла на фоне явного наращивания Ираном обычных вооружений и его укреплении военно-технического сотрудничества с Россией и Китаем. Одной из причин для волнения послужило заявление во время интервью от президента иранской организации по атомной энергии Реза Амроллахи, опубликованное в статье Элайне Сколинье под названием «Иран сообщает о своих планах строительства 10 атомных станций для выработки мирного атома» в газете «Нью-Йорк Таймс» от 14 мая 1995 г. [4, с. S6698]. Как сообщил Амроллахи, «В случае, если у нас будет достаточно финансовых средств, достаточное число квалифицированных специалистов, мы планируем через 20 лет вырабатывать 20 процентов атомной энергии из общего объема потребляемой энергии», на что потребуется «что-то вроде» 10 ядерных реакторов.
Сенатор-республиканец от штата Нью-Йорк, председатель банковского комитета А.Д'Амато сразу же отреагировал на данное сообщение: «Вот что мы имеем, иранские представители власти публично заявляют о количестве ядерных реакторов, которые Иран желает разместить у себя, так же как и подтверждение того, что Иран закупает еще 2 реактора у Китая, помимо тех
двух, что он намерен приобрести у России. Это примечательно, но звучит пугающе» [4, с. S6698]. Ссылаясь в своем выступлении перед верхней палатой Конгресса на вышеупомянутую статью, сенатор особо отметил, что террористический режим в Иране основан на агрессии и ничто не сможет его остановить. Тревожным фактом является как нарушение прав граждан Ирана и осквернение своей богатой истории, так и одержимость стремлением создать ядерное оружие, тем самым жертвуя материальным благосостоянием народа. Это весьма печальный факт для иранского народа, которому нанесен ущерб, и весьма опасно для мира в целом [4, с. S6698].
Сенатор-республиканка Олимпия Сноуи от штата Мэйн внесла в мае 1995 г. проект специальной совпадающей резолюции по данной проблеме [10, с. S7528]. Представляя свой проект, сенатор подчеркнула, что подписание в январе соглашения о продаже Ирану российских энергетических реакторов повлечет за собой передачу атомных технологий, которые в свою очередь могут быть применены для поддержки иранской программы создания ядерного оружия.
Обсуждение в США иранской ядерной программы коснулось также и Казахстана. По заключениям доклада разведки США было выявлено, что Иран пытался приобрести в 1992 г. оружейный обогащенный уран, расположенный на территории Казахстана. Другие высокопоставленные должностные лица Вашингтона сообщали, что Иран направлял в Казахстан группу с предложением о закупке указанного материала также в 1992 г., однако она вернулась ни с чем [4, с. S6698]. Стоит отметить, что сам Иран вышеуказанную информацию о подобных контактах с Казахстаном опровергал, не имея представления «для чего используется обогащенный уран?» и подчеркнул, что «время производства бомб закончилось. Мы не думаем, что нам нужно ядерное оружие» [4, с. S6698].
Со своей стороны Казахстан также отрицал подобную информацию, утверждая, что государственные структуры республики и частные компании никогда не проводили официальных переговоров о поставках указанного материала в Исламскую Республику Иран [24].
В то же время в США ядерный вопрос обрел приоритетное значение в деятельности Конгресса 103-го и 104-го созывов. Так, 30 ноября 1993 г. был принят «закон о совместном уменьшении угрозы» [14, с. 1777]. Будучи дальнейшим развитием действующей ранее программы «Сокращения советской ядерной угрозы» данный закон предусматривал оказание содействия новым независимым государствам в «осуществлении транспортировки, хранении, обеспечении безопасности и уничтожении ядерного оружия», включая «надежное и безопасное хранение расщепляющихся материалов, извлеченных при уничтожении ядерного оружия»; «уничтожение химического, биологического и другого оружия»; демилитаризацию и конверсию оборонных отраслей промышленности [14, с. 1777].
В июне 1996 г. проблема распространения химических, биологических и ядерных вооружений была затронута демократом Джоном Спреттом и республиканцем Биллом Макколлумом в нижней палате конгресса в представленном законопроекте о принятии мер для защиты Соединенных Штатов от распространения и использования оружия массового поражения [3, с. Н7106].
Представляя законопроект в нижней палате конгресса, Джон Спрэтт подчеркнул, что «с распадом СССР склады с ядерным оружием и его компонентами были вполне доступны террористическим группировкам и государствам-изгоям по причине того, ...как сообщается в отчете Центра по стратегическим и международным исследованиям, что данные сооружения не были оснащены высокой степенью защиты и охранялись в условиях полной дезорганизации» [11, с. Е1192]. Признание российскими должностными лицами 54 случаев кражи расщепляющихся материалов за 1993-1994 гг. заставило Д. Спрэтта обратить внимание Соединенных Штатов не только на угрозу атаки межконтинентальными баллистическими ракетами, но и на вероятную опасность применения бомб с ядерными, химическими и биологическими зарядами. Законопроект констатировал, что с распадом Советского Союза наблюдалось нарушение системы контроля над вооружениями, что в результате способствовало распространению оружия массового поражения. Следовательно, в указанном билле, в частности, предполагалась помощь бывшим советским республикам в обеспечении безопасности складов с ОМП и проверке их состояния [11, с. Е1192].
Предложенные меры получили широкую двухпартийную поддержку, подтверждением чего стало одобрение в этот же день сенатом связанной с биллем поправки к законопроекту об ассигнованиях на национальную оборону на 1997 финансовый год, внесенной сенатором С. Нунном и Р Лугаром, Д. Байде-ном. Поправка предусматривала принятие мер по обеспечению безопасности США в области распространения и использования оружия массового поражения [23] и увеличение финансирования в 1997 г. соответствующей программы на 235 млн долл. в дополнение к ежегодно выделявшимся 300 млн [2, с. S7079]. Сенатор Байден подчеркнул, что подобное увеличение суммы незначительно в сравнении с серьезной угрозой для безопасности США и не является благотворительной программой для России и других независимых государств; указанная сумма будет использована с целью реализации интересов Соединенных Штатов. В результате голосования поправку поддержали все 96 сенаторов, присутствовавших на заседании [23].
Первые конкретные результаты по проблемам безопасности ядерных арсеналов и нераспространения ядерного оружия, а также будущие задачи были озвучены еще на первой при администрации Клинтона американско-казах-станской встрече на высшем уровне, состоявшейся 14 февраля 1994 г. в Вашингтоне. Для администрации Клинтона данная встреча имела особо важное значение, поскольку, прилагая «основательные дипломатические усилия со стороны США» [12, с. 21], Казахстан в результате обрел безъядерный статус, ратифицировав Договор о нераспространении ядерного оружия 13 декабря 1993 г.
Наряду с ратификацией Договора о нераспространении ядерного оружия немаловажное значение придавалось соглашению о демонтаже баллистических ракет, подлежащих уничтожению, подписанному в декабре 1993 г. во время визита вице-президента США Альберта Гора. Согласно указанному соглашению, «Соединенные Штаты Америки оказывают содействие Республики Казахстан в достижении различных целей, связанных с уничтожением ядерного оружия и предотвращением распространения ядерного оружия, в том числе: уничтожение шахтных пусковых установок МБР; установление поддающихся
проверке мер против распространения ядерного оружия из Республики Казахстан, а также технологии, материально-технических средств и знаний, относящихся к такому оружию; расширение возможностей ликвидации последствий аварийных ситуаций в связи с выводом ядерного оружия из Республики Казахстан в целях его уничтожения; и оказание другого содействия, связанного с уничтожением стратегических наступательных вооружений, находящихся в Республике Казахстан» [19].
В декабре 1993 г., наряду с комплексным соглашением, между США и Казахстаном был подписан ряд исполнительных соглашений по экспортному контролю, межправительственным каналам связи, контролю и учету ядерных материалов, о демонтаже стратегических средств доставки ядерного оружия и о ликвидации чрезвычайных ситуаций на сумму 85 млн долл., из которых 70 млн долл. были выделены именно на демонтаж упомянутых выше средств доставки [9, с. 9].
Со своей стороны президент Клинтон в качестве поощрения Казахстана за достижения в области нераспространения ядерного оружия принял решение более чем втрое увеличить финансирование республики «с 91 млн долларов» в 1993 г. «до 311 млн долларов в 1994 году» [12, с. 22].
Оказание финансовой помощи Казахстану по вопросам нераспространения оружия массового поражения осуществлялось по нескольким целевым программам, наряду с Россией, Украиной и Белоруссией.
Согласно тексту законодательных актов США за период деятельности 103-го и 104-го созывов Конгресса в перечень основных программ по уничтожению ядерного оружия входили следующие:
1. Программы по содействию в уничтожении, надежной транспортировке и хранению ядерного, химического и других типов оружия и их носителей.
2. Программы по содействию в безопасном и надежном хранении расщепляющихся веществ, полученных в результате уничтожения ядерного оружия.
3. Программы по предотвращению распространения оружия, его компонентов, технологий и специальных знаний в данной области.
4. Программы по развитию диалога в военной и оборонной области.
5. Программы по содействию в демилитаризации оборонной промышленности, конверсии военных технологий и реорганизации предприятий в гражданские объекты [14, с. 1777].
Согласно вышеуказанным программам Конгресс утвердил бюджет на выделение финансовой помощи новым независимым государствам. Так, в Военном бюджете на 1996 г., в тексте принятого закона о «Совместном уменьшении угрозы со странами бывшего Советского Союза» были прописаны суммы для следующих целей, в частности, для Казахстана:
1. Уничтожение стратегических наступательных вооружений на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана, 90 млн долл.
2. Ликвидация ядерной инфраструктуры на территории Украины, Белоруссии и Казахстана, 35,000.000 долл.
3. Деятельность, осуществляемая в рамках диалога в оборонной и военной областях / Общей Поддержки / Учений на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана, 10,000.000 долл. [15, с. 469].
Ядерный вопрос сыграл позитивную роль в казахстанско-американских отношениях. Поводом для подобного вывода стало не только снятие проблемы расширения круга государств, обладавших ядерным оружием, но и во многом тщательная работа Казахстана по недопущению утечки информации в данной области.
Подтверждением перехода на новый этап сотрудничества США и Казахстана послужило проведение в ноябре 1994 г. совместной секретной американо-казахстанской операции, известной как проект «Сапфир», инициированной Казахстаном. Со своей стороны президент Б. Клинтон подписал 7 октября 1994 г. секретный указ, одобрявший проведение авиаперевозки урана [18]. Далее, согласно совместному заявлению США и Казахстана, опубликованному 23 ноября 1994 г., президенты двух государств дали свое согласие на транспортировку приблизительно 600 кг оружейного высокообогащенного урана с Ульбинского металлургического комбината, расположенного в Казахстане, на завод Министерства энергетики в г. Ок-Ридж (шт. Теннесси, США) [6, с. 85]. По требованию Казахстана, заключившего 26 июля 1994 г. соглашение о гарантиях с Международным Агентством по Атомной Энергии, обогащенный уран должен был быть транспортирован в Соединенные Штаты, в страну-депозитарий ДНЯО в целях сокращения риска распространения ядерного оружия.
Казахстан должен был принять все необходимые меры по обеспечению безопасности всего ядерного материала, и следовательно, минимизировать риск распространения ядерного оружия. Со своей стороны Соединенные Штаты полагали, что предпринимаемые со всей ответственностью меры Казахстана относительно оружейного обогащенного урана заслуживали высшей похвалы. США и Казахстан с удовольствием заявили о готовности работать совместно по данным вопросам, опираясь на принципы сотрудничества, изложенные в Хартии о демократическом партнерстве [16, с. 8].
Одной из причин проведения данной операции был, по утверждению высокопоставленных должностных лиц США, организованный визит иранских специалистов в Казахстан с предложением приобрести оружейный обогащенный уран. В результате, Пентагон принял решение организовать секретную авиаперевозку подобного груза в США для надежного хранения [4, с. S6698]. Реализация «проекта Сапфир» явно отражала крайнюю заинтересованность США в реализации своих национальных интересов в области ядерной безопасности, которая просматривалась в выступлениях министра обороны Соединенных Штатов. Так, В. Перри, назвал данную операцию «защитой иными средствами», сообщив при этом, что «Мы поместили этот оружейный материал туда, где он не будет доступен ни для потенциальных покупателей с черного рынка, ни для террористов, ни для новых ядерных стран» [18]. Более того, министр обороны подчеркнул, что достаточное количество оружейного вещества было передано «в надежные руки» [7, с. 85], объема которого было бы достаточно для производства более 20 атомных бомб [22]. По словам президента США Б. Клинтона, подобная совместная работа являлась «ярким примером нашего успеха» [8, с. S3388] в решении вопросов нераспространения ядерного оружия.
Стоит также отметить, что обращение Казахстана к США за помощью в решении вопроса о дальнейшей судьбе имеющегося оружейного материа-
ла была отчасти вынужденной мерой. Доказательством этого послужил отказ Москвы приобретать данный оружейный высокообогащенный уран, причисляя его к «ядерным отходам». Более того, Москва недооценила потенциал указанного материала, будучи убежденной, что его объем не представляет никакой опасности и не может быть использован для изготовления устройства с ядерным зарядом. Россия как законный наследник Советского Союза в ядерной сфере должна была обладать полной информацией о количестве урана в Ульбинске. Однако российские специалисты были убеждены в незначительных запасах урана на территории Казахстана. По данным Министерства атомной энергетики России, было обнаружено только 167 кг сплава бериллия и 27,5 кг диоксида урана и235 в виде порошка. В то время как Соединенные Штаты выявили 558 кг урана и235 [21].
В своем выступлении перед палатой представителей конгрессмен Бенджамин А. Гильман, республиканец от штата Нью-Йорк, особо отметил серьезный подход Казахстана к вопросам безопасности и нераспространения ядерного оружия. Анализируя итоги проведения секретной операции «Сапфир» конгрессмен подчеркнул, что с приобретением статуса неядерного государства Казахстан со всей ответственностью выполнял обязательства по Договору о нераспространении ядерного оружия. Аргументом для этого послужило не только добровольное уведомление правительством Казахстана о наличии ядерного материала на территории Усть-Каменогорска, но и тот факт, что наряду с американскими специалистами, осуществлявшими данную операцию, казахстанские представители власти активно осуществляли содействие в ее организации. По словам конгрессмена, высшие должностные лица буквально «лезли из кожи вон, чтобы помочь нам» [5, с. Е2319]. Утверждение Казахстаном своего статуса в качестве ответственного члена международного сообщества являлось, по словам Гильмана, весомым аргументом для дальнейшего содействия со стороны Соединенных Штатов в проведении экономических и политических реформ внутри республики.
В действительности, операция «Сапфир» была выгодна Казахстану с политической точки зрения. Реализация данного проекта позволила доказать намерение Казахстана выступать в качестве явного сторонника режима о нераспространении ядерного оружия и вывести сотрудничество с Соединенными Штатами на новый уровень. С экономической точки зрения Казахстан выиграл немного. Несмотря на то, что информация о стоимости сделки являлась секретной, все же приблизительная ее сумма варьировалась между 15 и 30 млн долл. [21].
Операция «Сапфир» сыграла весомую роль и для Соединенных Штатов. По утверждению министра обороны В. Перри, США сделали выдающийся вклад в сферу защиты человечества от ядерной катастрофы. Для Вашингтона была необходима реализация данного проекта в целях демонстрации всему миру своего явного намерения бороться с ядерной угрозой и укрепления имиджа администрации внутри государства [21].
Активное содействие министерства обороны США в проведении проекта «Сапфир», определялось при поддержке программы по Совместному уменьшению угрозы, а именно программы Нанна-Лугара, в рамках которой Казахстан «высоко ценил сотрудничество с США» [17].
Так, политическое и материальное содействие по программе Нанна-Лугара наряду с успешным проведением операции «Сапфир» было оказано по следующему ряду проектов:
1. Демонтаж более чем 1 600 ядерных боеголовок из систем доставки в четырех республиках, из которых более 900 были перевезены в Россию из Украины, Белоруссии и Казахстана.
2. Меры по обеспечению безопасности расщепляющихся материалов в России, Украине и Казахстане [22].
Результатом реализации практических мер по обеспечению безъядерного статуса Казахстана послужило отсутствие всех ядерных боеголовок на территории республики к апрелю 1995 г. [17].
В целом позиция конгресса США 103-го и 104-го созывов была созвучна разработанной администрацией Б. Клинтона стратегии национальной безопасности США, нацеленной на сокращение дестабилизирующих видов вооружений, а также единогласно выдвигала на первое место вопросы нераспространения ядерного оружия на территории бывших советских республик, в частности, в Казахстане.
Литература
1. Бабак В. Астана в треугольнике Москва-Вашингтон-Пекин // Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 5(6). С. 126-136.
2. Amendment № 4349 // Congressional Record. 1996. Vol. 142, № 97 June 27 IP S7079-S7080.
3. A bill to take measures to protect the security of the United States from proliferation and use of weapons of mass destruction // Congressional Record. 1996. Vol. 142, № 97. June 27. P H7106.
4. DAmato A. Iranian nuclear plans. Additional statements // Congressional Record. 1995. Vol. 141, № 80. May 15. P S6698.
5. Gilman B. Preventing twenty or more terrorist nukes // Congressional record. 1994. Vol. 140, № 147 November 29. P E2319.
6. Legvold R. Thinking Strategically. The Major Powers, Kazakhstan and Central Asian Nexius. Cambridge: MIT Press, 2003. P 243.
7 Olcott M. Kazakhstan: Unfulfilled Promise. Washington: Carnegie Endowment, 2002. P. 321.
8. President Clinton's leadership in reducing the nuclear threat // Congressional record. 1995. Vol. 141, № 39. March 02. P S3388.
9. Safe and Secure Dismantlement of Nuclear Weapons in the New Independent States // U.S. Department of state dispatch. 1994. Vol. 5, № 52. December 26. P 9.
10. Snowe O. Senate concurrent resolution 16-relative to the Russian Federation // Congressional Record. 1995. Vol. 141, № 88. May 25. P S7528-S7529.
11. Spratt J. Defense against weapons of mass destruction Act of 1996 // Congressional Record. 1996. Vol. 142, № 97 June 27. P E1192.
12. The President's News Conference in Brussels // Public papers of the presidents. William J. Clinton. 1994. Vol. 1. Washington: United States Government Printing Office. P 21-24.
13. The President's news conference with president Nursultan Nazarbayev of Kazakhstan. February 14, 1994 // Public papers of the presidents. William J. Clinton. 1994. Vol. 1. Washington: United States Government Printing Office. P 248-253.
14. Title XII. Cooperative Threat reduction with States of Former Soviet Union // National Defense Authorization Act for Fiscal Year 1994 // United States Statutes at Large containing the laws and concurrent resolutions enacted during the first session of the one hundred third Congress of the United States of America 1993 and proclamations. Volume
107 in three parts. Washington: United States Government Printing Office. 1994. Pt. 2. IP 1777-1783.
15. Title XII. Cooperative Threat reduction with States of Former Soviet Union // National Defense Authorization Act for Fiscal Year 1996 // United States Statutes at Large containing the laws and concurrent resolutions enacted during the second session of the one hundred fourth Congress of the United States of America 1996 and proclamations. Volume 110 in six parts. Washington: United States Government Printing Office. 1997. Pt. 1. P 469-473.
16. U.S. and Kazakhstan Agree on Uranium Transfer Joint statement released by the White House, Office of the Press Secretary, November 23, 1994 // U.S. Department of state dispatch. 1994. Vol. 5, № 49. December 5. P 8.
17 Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на ужине от имени Фонда «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» под девизом «Ядерное разоружение Казахстана - глобальная модель построения более безопасного мира». URL: http://www.akorda.kz/ru/speeches/external_forums/speech_by_president_ nursultan_nazarbaev_of_the_republic_3
18. Проект Сапфир - полтонны урана и долгий полет. URL: http://www.atominfo.ru/news/ air7494.htm
19. Соглашение от 13.12.1993 года «Соглашение между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки относительно уничтожения шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, ликвидации последствий аварийных ситуаций и предотвращения распространения ядерного оружия». URL: http: //www.pavlodar.com/zakon/?dok=01999&uro=08001
20. Стратегические ядерные силы СССР и России. URL: http://www.armscontrol.ru/course/ rsf/p9.htm
21. Laumulin M. Political aspects of Kazakhstan's nuclear policies. Report. URL: http://cns. miis.edu/npr/pdfs/laumul31.pdf
22. Perry W. Annual Report to the President and the Congress. February 1995. URL: http:// history.defense.gov/resources/1995_DoD_AR.pdf
23. U.S. Senate Roll Call Votes 104th Congress - 2nd Session. URL: http://www.senate.gov/ legislative/LIS/roll_call_lists/roll_call_vote_cfm.cfm?congress=104&session=2&vo te=00177
24. WikiLeaks: МИД Казахстана подозревал одну из стран в утечке информации о продаже урана в Иран. URL: http://www.diapazon.kz/kazakhstan/kaz-politics/38049-wikileaks-mid-kazakhstana-podozreval-odnu-iz.html
Bibliography
1. Babak V. Astana v treugol'nike Moskva-Vashington-Pekin // Central'naja Azija i Kavkaz. 1999. № 5(6). P 126-136.
2. Amendment № 4349 // Congressional Record. 1996. Vol. 142, № 97 June 27 P S7079-S7080.
3. A bill to take measures to protect the security of the United States from proliferation and use of weapons of mass destruction // Congressional Record. 1996. Vol. 142, № 97. June 27. P H7106.
4. DAmato A. Iranian nuclear plans. Additional statements // Congressional Record. 1995. Vol. 141, № 80. May 15. P S6698.
5. Gilman B. Preventing twenty or more terrorist nukes // Congressional record. 1994. Vol. 140, № 147. November 29. P E2319.
6. Legvold R. Thinking Strategically. The Major Powers, Kazakhstan and Central Asian Nexius. Cambridge: MIT Press, 2003. P 243.
7. Olcott M. Kazakhstan: Unfulfilled Promise. Washington: Carnegie Endowment, 2002. P. 321.
8. President Clinton's leadership in reducing the nuclear threat // Congressional record. 1995. Vol. 141, № 39. March 02. P S3388.
9. Safe and Secure Dismantlement of Nuclear Weapons in the New Independent States // U.S. Department of state dispatch. 1994. Vol. 5, № 52. December 26. P 9.
10. Snowe O. Senate concurrent resolution 16-relative to the Russian Federation // Congressional Record. 1995. Vol. 141, № 88. May 25. P S7528-S7529.
11. Spratt J. Defense against weapons of mass destruction Act of 1996 // Congressional Record. 1996. Vol. 142, № 97 June 27. P E1192.
12. The President's News Conference in Brussels // Public papers of the presidents. William J. Clinton. 1994. Vol. 1. Washington: United States Government Printing Office. P 21-24.
13. The President's news conference with president Nursultan Nazarbayev of Kazakhstan. February 14, 1994 // Public papers of the presidents. William J. Clinton. 1994. Vol. 1. Washington: United States Government Printing Office. P 248-253.
14. Title XII. Cooperative Threat reduction with States of Former Soviet Union // National Defense Authorization Act for Fiscal Year 1994 // United States Statutes at Large containing the laws and concurrent resolutions enacted during the first session of the one hundred third Congress of the United States of America 1993 and proclamations. Volume 107 in three parts. Washington: United States Government Printing Office. 1994. Pt. 2. P 1777-1783.
15. Title XII. Cooperative Threat reduction with States of Former Soviet Union // National Defense Authorization Act for Fiscal Year 1996 // United States Statutes at Large containing the laws and concurrent resolutions enacted during the second session of the one hundred fourth Congress of the United States of America 1996 and proclamations. Volume 110 in six parts. Washington: United States Government Printing Office. 1997 Pt. 1. P 469-473.
16. U.S. and Kazakhstan Agree on Uranium Transfer Joint statement released by the White House, Office of the Press Secretary, November 23, 1994 // U.S. Department of state dispatch. 1994. Vol. 5, № 49. December 5. P 8.
17 Vystuplenie Prezidenta Respubliki Kazahstan N.A. Nazarbaeva na uzhine ot imeni Fonda «Iniciativa po sokraweniju jadernoj ugrozy» pod devizom «Jadernoe razoruzhenie Kazahstana - global'naja model' postroenija bolee bezopasnogo mira». URL: http://www. akorda.kz/ru/speeches/external_forums/speech_by_president_nursultan_nazarbaev_of_ the_republic_3
18. Proekt Sapfir - poltonny urana i dolgij poljot. URL: http://www.atominfo.ru/news/air7494. htm
19. Soglashenie ot 13.12.1993 goda «Soglashenie mezhdu Respublikoj Kazahstan i Soedi-nennymi Shtatami Ameriki otnositel'no unichtozhenija shahtnyh puskovyh ustanovok mezhkontinental'nyh ballisticheskih raket, likvidacii posledstvij avarijnyh situacij i predotvrawenija rasprostranenija jadernogo oruzhija». URL: http: //www.pavlodar.com/ zakon/?dok=01999&uro=08001
20. Strategicheskie jadernye sily SSSR i Rossii. URL: http :www.armscontrol.ru/course/rsf/ p9.htm
21. Laumulin M. Political aspects of Kazakhstan's nuclear policies. Report. URL: http: //cns. miis.edu/npr/pdfs/laumul31.pdf
22. Perry W. Annual Report to the President and the Congress. February 1995. URL: http: // history.defense.gov/resources/1995_DoD_AR.pdf
23. U.S. Senate Roll Call Votes 104th Congress - 2nd Session. URL: http://www.senate. gov/legislative/LIS/roll_call_lists/roll_call_vote_cfm.cfm?congress=104&session=2&vo te=00177
24. WikiLeaks: MID Kazahstana podozreval odnu iz stran v utechke informacii o prodazhe urana v Iran. URL: http://www.diapazon.kz/kazakhstan/kaz-politics/38049-wikileaks-mid-kazakhstana-podozreval-odnu-iz.html