Научная статья на тему 'Политика США в отношении Республики Казахстан в контексте проблем ядерного разоружения и создания стратегического партнерства (1990-е гг. )'

Политика США в отношении Республики Казахстан в контексте проблем ядерного разоружения и создания стратегического партнерства (1990-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
648
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / США / КАЗАХСТАН / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / РАЗОРУЖЕНИЕ / ПЕРЕГОВОРЫ / POLICY / USA / KAZAKHSTAN / INDEPENDENCE / NUCLEAR WEAPONS / RELATIONS / DISARMAMENT NEGOTIATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Касович Юлия Олеговна

Актуальность и цели. Одним из новых независимых государств, образовавшихся в результате распада Советского Союза, является Республика Казахстан. Изменившимися внешнеполитическими условиями воспользовались страны Запада и прежде всего США. В начале 1990-х гг. Казахстан обладал довольно большими природными энергетическими ресурсами, на его территории располагалось ядерное оружие. Казахстан был заинтересован в развитии своей экономики. В то же время США рассматривали регион как средство удовлетворении не только своих экономических потребностей, но и военно-политических амбиций. Поэтому основной задачей США являлось решение проблемы избавления от советского ядерного наследия в Казахстане. Все это явилось причиной налаживания отношений США с Казахстаном. Настоящая работа посвящена изучению особенностей развития взаимоотношений между США и Республикой Казахстан. Материалы и методы. Реализация поставленной цели исследования была достигнута путем анализа основных этапов развития отношений между США и Казахстаном. Методология проведения работы определялась спецификой переговорного процесса между США и Казахстаном, связанного с проблемами безопасности и контролем над вооружениями. Наиболее важными результатами переговоров явились рабочие визиты руководителей двух стран, осуществление Программы Нанна Лугара, присоединение Казахстана к Договору о нераспространении ядерного оружия, проведение операции «Сапфир». Результаты. Исследованы становление и развитие взаимоотношений США и Республики Казахстан, получившей независимость после распада СССР. Изучены этапы налаживания взаимовыгодных отношений двух стран в 1990-е гг. Показано, что создание стратегического партнерства возможно только путем откровенного переговорного процесса. Выводы. В отношениях между США и Казахстаном в 1990-е гг. можно выделить два этапа. На первом этапе (1991-1995 гг.) происходило вхождение Казахстана в систему взаимоотношений и международной безопасности благодаря решению «ядерного вопроса». Второй этап характеризуется принципиальным изменением политики США по отношению к Казахстану, выраженной в увеличении экономической помощи последнему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE U.S. KAZAKHSTAN POLICY IN THE CONTEXT OF NUCLEAR DISARMAMENT PROBLEMS AND THE ESTABLISHMENT OF STRATEGIC PARTNERSHIP (THE 1990S)

Background. One of the newly independent states that emerged after the collapse of the Soviet Union is the Republic of Kazakhstan. The Western countries and especially the United States have taken advantage of the changed political conditions. At the beginning of the 1990s Kazakhstan possessed sufficiently large natural energy resources, there were also nuclear weapons on its territory. Kazakhstan was interested in developing its economy. At the same time, the U.S. viewed the region as a means to satisfy not only their economic needs, but also military and poli­tical ambitions. Therefore, the U.S. main objective was solving the problem of eliminating the Soviet nuclear legacy in Kazakhstan. All this caused the U.S. to establish relations with Kazakhstan. The present paper examines the peculiarities of the development of relations between the United States and the Republic of Kazakhstan. Materials and methods. The implementation of the research objective was achieved through analyzing the main stages in the development of the U.S. and Kazakhstan relations. The paper methodology was defined by the peculiarities of the negotiation process between the United States and Kazakhstan connected with security and arms control problems. The most important results of the negotiations were the working visits of the leaders of the two countries, the implementation of the Nunn-Lugar program, Kazakhstan’s accession to the Treaty on the Nonproliferation of Nuclear Weapons, the operation “Sapphire”. Results. The formation and development of relations between the U.S. and the Republic of Kazakhstan, which gained independence after the collapse of the USSR, have been investigated. The stages of establishing mutually beneficial relations between the two countries in the 1990s have been studied. It is shown that framing a strategic partnership is possible only through frank negotiations. Conclusions. One can speak of two stages in the relations between the U.S. and Kazakhstan in the 1990s. The first stage (1991-1995) saw Kazakhstan joining the system of relations and international security due to the solution of “the nuclear issue”. The second stage is characterized by a fundamental change in the U.S. policy towards Kazakhstan, expressed in increasing economic aid to the latter.

Текст научной работы на тему «Политика США в отношении Республики Казахстан в контексте проблем ядерного разоружения и создания стратегического партнерства (1990-е гг. )»

УДК 327(100-87)

Ю. О. Касович

ПОЛИТИКА США В ОТНОШЕНИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ЯДЕРНОГО РАЗОРУЖЕНИЯ И СОЗДАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА (1990-е гг.)

Аннотация. Актуальность и цели. Одним из новых независимых государств, образовавшихся в результате распада Советского Союза, является Республика Казахстан. Изменившимися внешнеполитическими условиями воспользовались страны Запада и прежде всего США. В начале 1990-х гг. Казахстан обладал довольно большими природными энергетическими ресурсами, на его территории располагалось ядерное оружие. Казахстан был заинтересован в развитии своей экономики. В то же время США рассматривали регион как средство удовлетворении не только своих экономических потребностей, но и военнополитических амбиций. Поэтому основной задачей США являлось решение проблемы избавления от советского ядерного наследия в Казахстане. Все это явилось причиной налаживания отношений США с Казахстаном. Настоящая работа посвящена изучению особенностей развития взаимоотношений между США и Республикой Казахстан. Материалы и методы. Реализация поставленной цели исследования была достигнута путем анализа основных этапов развития отношений между США и Казахстаном. Методология проведения работы определялась спецификой переговорного процесса между США и Казахстаном, связанного с проблемами безопасности и контролем над вооружениями. Наиболее важными результатами переговоров явились рабочие визиты руководителей двух стран, осуществление Программы Нанна - Лугара, присоединение Казахстана к Договору о нераспространении ядерного оружия, проведение операции «Сапфир». Результаты. Исследованы становление и развитие взаимоотношений США и Республики Казахстан, получившей независимость после распада СССР. Изучены этапы налаживания взаимовыгодных отношений двух стран в 1990-е гг. Показано, что создание стратегического партнерства возможно только путем откровенного переговорного процесса. Выводы. В отношениях между США и Казахстаном в 1990-е гг. можно выделить два этапа. На первом этапе (1991-1995 гг.) происходило вхождение Казахстана в систему взаимоотношений и международной безопасности благодаря решению «ядерного вопроса». Второй этап характеризуется принципиальным изменением политики США по отношению к Казахстану, выраженной в увеличении экономической помощи последнему.

Ключевые слова: политика, США, Казахстан, независимость, ядерное оружие, взаимоотношения, разоружение, переговоры.

Yu. O. Kasovich

THE U.S. KAZAKHSTAN POLICY IN THE CONTEXT OF NUCLEAR DISARMAMENT PROBLEMS AND THE ESTABLISHMENT OF STRATEGIC PARTNERSHIP (THE 1990S)

Abstract. Background. One of the newly independent states that emerged after the collapse of the Soviet Union is the Republic of Kazakhstan. The Western countries and especially the United States have taken advantage of the changed political conditions. At the beginning of the 1990s Kazakhstan possessed sufficiently large natu-

ral energy resources, there were also nuclear weapons on its territory. Kazakhstan was interested in developing its economy. At the same time, the U.S. viewed the region as a means to satisfy not only their economic needs, but also military and political ambitions. Therefore, the U.S. main objective was solving the problem of eliminating the Soviet nuclear legacy in Kazakhstan. All this caused the U.S. to establish relations with Kazakhstan. The present paper examines the peculiarities of the development of relations between the United States and the Republic of Kazakhstan. Materials and methods. The implementation of the research objective was achieved through analyzing the main stages in the development of the U.S. and Kazakhstan relations. The paper methodology was defined by the peculiarities of the negotiation process between the United States and Kazakhstan connected with security and arms control problems. The most important results of the negotiations were the working visits of the leaders of the two countries, the implementation of the Nunn-Lugar program, Kazakhstan’s accession to the Treaty on the Nonproliferation of Nuclear Weapons, the operation “Sapphire”. Results. The formation and development of relations between the U.S. and the Republic of Kazakhstan, which gained independence after the collapse of the USSR, have been investigated. The stages of establishing mutually beneficial relations between the two countries in the 1990s have been studied. It is shown that framing a strategic partnership is possible only through frank negotiations. Conclusions. One can speak of two stages in the relations between the U.S. and Kazakhstan in the 1990s. The first stage (1991-1995) saw Kazakhstan joining the system of relations and international security due to the solution of “the nuclear issue”. The second stage is characterized by a fundamental change in the U.S. policy towards Kazakhstan, expressed in increasing economic aid to the latter.

Key words: policy, USA, Kazakhstan, independence, nuclear weapons, relations, disarmament negotiations.

Распад СССР в начале 1990-х гг. в наибольшей степени негативно повлиял на экономики республик Средней Азии. Российское руководство того времени, увлеченное односторонней ориентацией на Запад, встало на путь резкого сокращения экономических отношений со странами региона. В результате новые независимые государства (ННГ), образовавшиеся на постсоветском пространстве, были вынуждены искать пути выхода из кризиса самостоятельно.

Одной из первых развитых стран, которые поняли необходимость сотрудничества с ННГ, были Соединенные Штаты Америки. Значимость региона с его огромными запасами нефти и природного газа позволила США определить свои позиции по целому кругу региональных проблем [1]. Используя различные формы и методы проникновения, они пытались установить контроль над территорией, которую занимают прикаспийские государства, в первую очередь над их энергетическими ресурсами. В начале 1990-х гг. большинству западных лидеров Центральная Азия казалась слишком отдаленной, несмотря на то, что ведущие нефтяные и газовые компании Запада рассматривали этот регион с большим интересом. Однако многие крупные нефтяные проекты там все еще находились на ранних стадиях планирования, а трудности ведения бизнеса ослабляли стремление Запада к более активным действиям. Казахстан в этом отношении являлся исключением [2, 3].

История вмешательства американского правительства в судьбу прикаспийских государств началась с приходом к власти Джорджа Буша-старшего. В 1991 г. и в первой половине 1992 г. со стороны США проходил процесс ди-

пломатического признания ННГ Центральной Азии. Тем не менее у США отсутствовала сколько-нибудь последовательная и целостная политика по отношению к странам региона. При этом стратегия США в отношении этих постсоветских государств сводилась к демократизации политической жизни и к проведению рыночных преобразований. Отношения с Россией воспринимались как ключевые, а другие ННГ были далеко на периферии американского внимания.

Руководство Республики Казахстан довольно быстро осознало тот факт, что необходимо проводить независимый от России экономический и политический курс. В то же время интерес США в Каспийском регионе имел комплексный характер и включал экономическую, политическую, гуманитарную и военную составляющие. Другими словами, Вашингтон рассматривал регион как средство удовлетворения не только своих экономических потребностей, но и военно-политических амбиций. В то время единственной страной из ННГ, к чьей независимости американская внешняя политика была подготовлена, был Казахстан.

Развитие американо-казахстанских отношений было весьма динамичным, и анализ этого процесса указывает на то, что его лидером был Вашингтон. В декабре 1991 г. и в феврале 1992 г. в Казахстане побывал Госсекретарь США Дж. Бейкер. Дипломатические отношения между США и Казахстаном были установлены на следующий день после того, как Республика Казахстан объявила о своей независимости, - 26 декабря 1991 г. 15 сентября 1992 г. в Алма-Ате открылось американское посольство. Таким образом, между двумя государствами была заложена основа дипломатических отношений [4].

Следует отметить, что еще до официального упразднения СССР между Алма-Атой и Вашингтоном сложилась традиция негласных консультаций. В соответствии с этой практикой 17 января 1992 г. Н. А. Назарбаев принял посла США в СНГ Р. Страуса. Следствием этих переговоров стал визит в Алма-Ату делегации американского Госдепартамента во главе с первым заместителем государственного секретаря Р. Бартоломью. Главной темой переговоров были вопросы безопасности и контроля над вооружениями. 19 мая 1992 г. состоялась первая встреча президентов США и Казахстана. Российская пресса иронически прокомментировала это событие, сравнив казахстанского президента со стоящим навытяжку учеником перед строгим учителем. Следует отметить, что в ходе данного визита был подписан Договор о создании совместного с компанией «Шеврон» предприятия «Тенгизшевройл» -крупнейшего казахстанско-американского экономического проекта. В октябре 1993 г. в Казахстане побывала делегация во главе с Госсекретарем США У. Кристофером, которая обсудила конкретную экономическую помощь и сотрудничество с этой страной. В декабре 1993 г. состоялся визит вице-президента США А. Гора, в ходе которого была по-новому произведена оценка значения нефтяных и газовых ресурсов бассейна Каспийского моря.

Вместе с тем уже в то время перед США стояла четкая цель - решить проблему наличия ядерного оружия, оставшегося на территории Казахстана после распада СССР. Поэтому главной целью переговоров были вопросы безопасности и контроля над вооружениями. В целом результаты этого визита были успешны для США. Они укладывались в американскую стратегию быстрейшего выполнения Казахстаном и другими постсоветскими ядерными

республиками Договора об организации стратегических поступательных ограничений (СНВ-1), что было главной задачей американской политики на этом этапе [3].

Кроме того, на протяжении первой половины 1990-х гг. особым поводом для беспокойства американцев, который сохранялся в отношении к Центральной Азии, был комплекс представлений о возможности быстрой победы там исламских фундаменталистов при поддержке Ирана (при этом не учитывалось различие между суннизмом и шиизмом); а также о ядерном оружии на территории Казахстана, способного превратиться в «исламскую атомную бомбу». Прелюдией присоединения Казахстана к Программе по совместным усилиям по сокращению ядерной угрозы стал визит в Алма-Ату сенаторов США С. Нанна и Р. Лугара, которых 20 ноября 1992 г. принял президент Назарбаев [5]. Кардинальным вопросом осуществления программы Нанна -Лугара в Казахстане была ее финансовая составляющая. Ни специалисты, ни широкая общественность не имели достаточно ясного представления о всей системе финансирования процесса разоружения и конверсии в Казахстане, а также о средствах, выделенных за счет программы Нанна - Лугара. При этом вся совокупная информация за 1994-1995 гг. отражала разные возможности для ее понимания, а порой содержала даже противоречивые сведения. Этому способствовала постоянно менявшаяся политика американской стороны, когда судьба этой важной программы зависела от развития ситуации в конгрессе США.

Обращение к цифровым выкладкам также не всегда дает ясного представления о ходе выполнения программы. Так, изначально обещанная сумма, выделяемая на разоружение согласно СНВ-1, оценивалась от 70 млн до 150 млн долл. Российские эксперты называли сумму 100 млн долл., из которых на учет и контроль над ядерными материалами должно было быть потрачено 5 млн долл. Помимо этой основной суммы помощь республике в целях предотвращения утечки ядерных технологий осуществлялась по другим каналам. Так, Международный научно-технический центр выделил 11 млн долл. на поддержку программы именно с целью нераспространения ядерного оружия [6]. Финансовое обеспечение реализации программы Нанна - Лугара получило новый толчок после визита в Казахстан министра обороны США У. Перри, который подтвердил обязательства своей страны в этой сфере на сумму 37 млн долл.

В этой связи возникали серьезные сомнения в том, насколько быстро, успешно и в каком объеме заработают деньги, предназначенные для реализации программы Нанна - Лугара. Условно все категории финансовых средств, предоставленных Казахстану для конверсии, можно разделить на подтвержденные и неподтвержденные [7]. К первым относятся те средства, которые предназначены для конкретных мероприятий по уничтожению военно-стратегических объектов и которые гарантируются международными организациями и правительствами иностранных государств (например, МАГАТЭ и Японии). Неподтвержденные средства предназначались для сферы конверсии оборонных объектов Казахстана с целью создания совместных предприятий. Именно они составляли сердцевину финансовой части проекта Нанна - Луга-ра, хотя и вызывали некоторые сомнения. Существовал также фактор неопределенности в связи с зависимостью объемов помощи по программе Нанна -Лугара от результатов голосования в конгрессе США. В целом только для

демонтажа ядерного оружия в 1994 г. США выделили Казахстану около 85 млн долл., а экономическая помощь составила 91 млн долл. в 1993 г. и 311 млн долл. в 1994 г.

Еще одним механизмом экономического воздействия США на Казахстан стала операция «Сапфир». В 1994 г. в ходе этой секретной операции из Казахстана в США было вывезено около 500 кг высокообогащенного урана. Для Казахстана операция «Сапфир» имела как политическое, так и экономическое значение. Экономический эффект этой сделки был невелик - около 20 млн долл., которые были использованы опосредованно: на них из США поступило все необходимое для улучшения экологической ситуации в Восточно-Казахстанской области, особенно на территориях ураноперерабатывающих предприятий. В политическом аспекте казахстанская сторона старалась доказать, что республика является надежным сторонником режима ядерного нераспространения, а также поднять на новый уровень двухстороннее сотрудничество с Соединенными Штатами. Основная польза от операции «Сапфир» для США состояла в том, что был создан прецедент, благодаря которому они получили опыт в экспертизе, анализе и вывозе высокообогащенных ядерных материалов. Этот опыт может быть распространен в других частях нашей планеты, где существует угроза распространения атомного оружия. Вместе с тем в Казахстане обратили внимание на то, что США не торопятся оплатить за вывезенный с Ульбинского завода высокообогащенный уран. Следует заметить, что такая тенденция со стороны США проявлялась и при решении других проблем.

В целом можно констатировать, что зима 1994-1995 гг. являлась пиком в развитии двусторонних отношений. В середине 1990-х гг. главным фактором стала политика в нефтяном и газовом секторах, которая была ориентирована в большей степени на диверсификацию долгосрочных резервов Запада, чем на решение конкретных проблем.

В 1994 г. Казахстан вступил в программу «Партнерство во имя мира (ПИМ)», инициированную Соединенными Штатами с целью создания базы для военного сотрудничества, а также взаимодействия НАТО со странами постсоветского пространства в области обеспечения безопасности [8]. В рамках программы ПИМ Казахстан и в настоящее время взаимодействует с НАТО по широкому спектру проблем: демократический контроль над вооруженными силами и оборонными структурами, оборонная политика и тактика, военные учения, подготовка военных кадров и др. И все же самым значимым событием в развитии двусторонних отношений стал отказ Казахстана от ядерного оружия.

В 1997 г. США открыто объявили Центральную Азию зоной своих национальных интересов [8]. Основой новой политики США в Центральной Азии была связана с переоценкой политики России, которая, по мнению администрации Клинтона, стала более жесткой и менее стабилизирующей, чем раньше, и поэтому США стали продвигать в жизнь идею прокладки нескольких трубопроводов для экспорта каспийской нефти. Кроме того, Клинтон достаточно жестко прокомментировал военную доктрину России (1993), которая предусматривала возможность для армии РФ действовать по периметру границ бывшего СССР. Администрация США также объявила неприемлемой ситуацию, при которой российские войска вторглись бы в какое-либо из ННГ для защиты русскоязычного населения.

Энергетические ресурсы Казахстана сделали его предметом особого внимания американских политиков [9]. Одним из подтверждений этого и своеобразным обозначением геополитических и коммерческих интересов США стал визит осенью 1997 г. в регион (в первую очередь в Казахстан) первой леди США Хилари Клинтон, а затем (через неделю) и официальный визит президента Назарбаева в США, экономический эффект и политический резонанс которого превзошли самые смелые ожидания. Важнейшим результатом реализации программы визита явилось подписание Соглашения по эксплуатации прикаспийских нефтегазовых месторождений, в том числе шельфовых. Соглашение было рассчитано на 40 лет, ожидаемая прибыль должна была составить не менее 800 млрд долл. (из них 600 млрд долл. - Казахстану). Кроме того была подписана Программа экономического партнерства между Казахстаном и США, которая стала своеобразным продолжением Хартии о демократическом партнерстве 1994 г. Наконец, Клинтон провозгласил Казахстан «стратегическим партнером США в Центральной Азии».

К концу 1997 г. в Казахстане было зарегистрировано 178 казахстанско-американских предприятий, 82 американские компании и 49 американских научно-производственных объединений.

Таким образом, в 1990-е гг. можно выделить два этапа отношений США и Казахстана. Первый этап (с 1991 по 1995 г.) представляет собой пассивную фазу в политике Казахстана, который являлся объектом для навязывания извне американской системы безопасности. В это время происходило вхождение Казахстана в систему международной безопасности, а также приходило понимание национальных интересов, чему в первую очередь способствовали инвестиции США. Все это стало возможным благодаря решению ядерного вопроса в Казахстане, который являлся наиболее актуальным для Вашингтона. Уступки руководства Республики Казахстан в области ядерного разоружения стали началом нового этапа взаимоотношений двух стран. Поэтому второй этап характеризуется принципиальным изменением политики США по отношению ко всему региону в целом и к Казахстану в частности, что дало последнему возможность развития своего энергетического комплекса и занятия своей ниши на мировом рынке энергоресурсов.

Список литературы

1. Жильцов, С. С. США в погоне за Каспием / С. С. Жильцов, И. С. Зонн. - М. : Международные отношения, 2009.

2. Олкотт, М. Б. Второй шанс Центральной Азии. Москов. Центр Карнеги / М. Б. Олкотт. - М. : Мир, 2005.

3. Лаумулин, М. Казахстан и Запад: ретроспектива отношений в 1990-е гг. / М. Лаумулин. - Швеция : СА and CC. Press, 2000.

4. Троицкий, Е. Ф. Внешняя политика Казахстана: формирование и развитие (1992-2000 гг.) / Е. Ф. Троицкий // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 337. - С. 96.

5. Dresen, J. The Trilateral Process Washington, Kyiv, Moscow and the Removal of Soviet Nuclear Weapons from Ukraine / J. Dresen. - URL: http://www.wilsoncenter. org/publication/the-trilateral-process-washington-kyiv-moscow-and-the-removal-soviet-nuclear-weapons

6. Иностранные инвестиции в Казахстане. - URL: www.kazanvest.kz.

7. URL: http //www.pavlodar.com/zakon/dok=03546 and ogl=all

8. Iseri, E. The US Grand Strategy and the Eurasian heartland in the Twenty-First Century / E. Iseri // Geopolitics. - 2009. - Vol. 14, issue 1. - P. 26-46.

9. Нефтегазовые ресурсы Казахстана в системе мировых отношений / под ред. М. С. Ашимбаева. - Алматы : КИСИ, 2002.

References

1. Zhil'tsov S. S., Zonn I. S. SShA vpogone za Kaspiem [USA in chase of Caspien]. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2009.

2. Olkott M. B. Vtoroy shans Tsentral’noy Azii. Moskov. Tsentr Karnegi [Second chance of Central Asia. Moscow Carnegi center]. Moscow: Mir, 2005.

3. Laumulin M. Kazakhstan i Zapad: retrospektiva otnosheniy v 1990-e gg. [Kazakhstan and the West: retrospection of relations in 1990s]. Sweden: SA and CC. Press, 2000.

4. Troitskiy E. F. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. 2010, no. 337, pp. 96.

5. Dresen J. The Trilateral Process Washington, Kyiv, Moscow and the Removal of Soviet Nuclear Weapons from Ukraine. Available at: http://www.wilsoncenter.org/publication/ the-trilateral-process-washington-kyiv-moscow-and-the-removal-soviet-nuclear-weapons

6. Inostrannye investitsii v Kazakhstane [Foreign investments in Kazakhstan]. Available at: www.kazanvest.kz.

7. Available at: http //www.pavlodar.com/zakon/dok=03546 and ogl=all

8. Iseri E. Geopolitics. 2009, vol. 14, iss. 1, pp. 26-46.

9. Neftegazovye resursy Kazakhstana v sisteme mirovykh otnosheniy: pod red. M. S. Ashimbaeva [Oil and gas resourses of Kazakhstan in the system of world relations: edited by M. S. Ashimbaev]. Almaty: KISI, 2002.

Касович Юлия Олеговна аспирант, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83)

Kasovich Yuliya Olegovna Postgraduate student, Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky

(83 Astrakhanskaya street, Saratov, Russia)

E-mail: Julia.adaeva@mail.ru

УДК 327(100-87)

Касович, Ю. О.

Политика США в отношении Республики Казахстан в контексте проблем ядерного разоружения и создания стратегического партнерства (1990-е гг.) / Ю. О. Касович // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 3 (27). - С. 66-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.