Научная статья на тему 'Подход к совершенствованию и развитию производственной инфраструктуры (на примере карьера «Глубокое» по добыче гипса в Архангельской области)'

Подход к совершенствованию и развитию производственной инфраструктуры (на примере карьера «Глубокое» по добыче гипса в Архангельской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / СОСТОЯНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Модянова В.А.

Современная рыночная экономика представляет собой систему хозяйствования, одним из ключевых факторов эффективного функционирования которой является состояние ее инфраструктуры. Происходит расширение и усложнение функций, выполняемых инфраструктурой, возрастает ее роль в процессе организации различных видов деятельности предприятия. Производственная инфраструктура превращается в неотъемлемую часть социальноэкономической жизни региона. Ее развитие и совершенствование становятся важным фактором формирования отраслевой, функциональной и территориальной структур административного района. Вопрос разработки подходов формирования и развития инфраструктуры на Севере, выявление комплекса факторов, определяющих эффективность ее территориальной организации на уровне административного района, условий наибольшей отдачи инвестиций в ее развитие является актуальным для современных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подход к совершенствованию и развитию производственной инфраструктуры (на примере карьера «Глубокое» по добыче гипса в Архангельской области)»

УДК 338.49(622.363.51)

В.А.МОДЯНОВА, аспирант, verona1604@mail.ru Санкт-Петербургский государственный горный университет

V.A.MODYANOVA, post-graduate student, the PGS, verona1604@mail. ru Saint Petersburg State Mining University

ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ КАРЬЕРА «ГЛУБОКОЕ» ПО ДОБЫЧЕ ГИПСА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)

Современная рыночная экономика представляет собой систему хозяйствования, одним из ключевых факторов эффективного функционирования которой является состояние ее инфраструктуры. Происходит расширение и усложнение функций, выполняемых инфраструктурой, возрастает ее роль в процессе организации различных видов деятельности предприятия.

Производственная инфраструктура превращается в неотъемлемую часть социально-экономической жизни региона. Ее развитие и совершенствование становятся важным фактором формирования отраслевой, функциональной и территориальной структур административного района. Вопрос разработки подходов формирования и развития инфраструктуры на Севере, выявление комплекса факторов, определяющих эффективность ее территориальной организации на уровне административного района, условий наибольшей отдачи инвестиций в ее развитие является актуальным для современных условий.

Ключевые слова: инфраструктура, состояние, развитие, эффективность.

APPROACH TO PERFECTION AND PROGRESS OF THE INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE (ON THE EXAMPLE OF THE DEPOSIT «GLUBOKOE» ON EXTRACTION OF PLASTER IN THE

ARKHANGELSK AREA)

The modern market economy represents system of the managing, one of key factors of which effective functioning is the condition of its infrastructure. There is an expansion and complication of the functions which are carried out by an infrastructure, its role during the organization of various activities of the enterprise increases.

The industrial infrastructure turns to an integral part of a social and economic life of region. Its progress and perfection become the important factor of formation of branch, functional and territorial structures of administrative area. The question of development of approaches of formation and progress of an infrastructure in the North, revealing of a complex of the factors defining efficiency of its territorial organization at a level of administrative area, conditions of the greatest feedback of investments into its progress is actual for modern conditions.

Key words: infrastructure, condition, development, efficiency.

Инфраструктура давно уже рассматривается как важнейшая подсистема экономики, причем акцент делается на необходимости ее комплексного изучения. Инфраструктурные элементы едины в своем функционировании. При их наличии складываются устойчивые производственно-

технологические связи на предприятии, формируется единая система коммуникаций и взаимоотношений между предприятием, его поставщиками и потребителями производимой продукции.

Производственной инфраструктуре отводится существенная роль в процессе ос-197

Санкт-Петербург. 2012

воения новых территорий, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в северных районах страны.

Как экономическое понятие инфраструктура изучена еще недостаточно. В то же время во многих работах отмечается, что инфраструктура в теории рынка представляет собой комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков [1]. В более узком смысле инфраструктура - товары общественного потребления, производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т. д.) [2]. С другой стороны, инфраструктура - это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство [3]. Таким образом, необходимо дать определение понятию производственная инфраструктура.

В исследовании принимается, что производственная инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: системы управления предприятием, складского хозяйства, транспортной сеть, газо-, водо- и энергоснабжения, линии коммуникации и связи, обеспечивающих бесперебойное и эффективное функционирование производственного процесса.

Современное производство, основанное на передовых информационных технологиях, характеризующееся высокой нау-коемкостью и ориентацией на тесную

взаимосвязь всех стадий жизненного цикла выпускаемой продукции от ее конструирования и инженерно-технической подготовки до реализации, предъявляет к развитию производственной инфраструктуры новые требования.

В России в развитие инфраструктуры на протяжении более чем 15 лет вкладывались незначительные средства. Так, среднегодовые расходы на строительство объектов инфраструктуры в 1992-2007 гг. составили 2,3 % ВВП. В 2008 г. России впервые удалось выйти на уровень среднемировых объемов расходов на строительство инфраструктуры - 4,7 % ВВП. В 2009 г. в связи с кризисом государственные вложения в инфраструктуру были вновь сокращены (до 2,8 % ВВП). В результате по качеству инфраструктуры Россия оказалась на 71-м месте, а по качеству дорог - на 118-м, о чем свидетельствуют данные рейтинга конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

Для устойчивого развития экономики России понадобится существенное наращивание объемов строительства инфраструктуры и соответственно значительные денежные вложения. Фактические и прогнозные данные свидетельствуют о росте темпов развития инфраструктуры, особенно в строительной отрасли: строительство загородных домов, ввод в действие жилых домов, расширение транспортной сети, ее ремонт (рис. 1 и 2).

2005 2006 2007 2008 200')год

Рис. 1. Ввод в действие жилых домов в расчете на 1000 человек населения

1 - в городах и поселках городского типа; 2 - в сельской местности

1200 -

и

й 800 -н

S 400 -

О £

I

I

2007 ' 2010 1 2015 1 2020 1 2030 ' Год

Рис.2. Рост протяженности автомобильных дорого общего пользования как пример развития транспортной сети

0

Как видно из графиков, после некоторого замедления темпов, вызванного кризисом, спрос на различные элементы инфраструктуры будет увеличиваться.

Восстановление экономики после кризиса создаст больше возможностей для улучшения и развития производственной инфраструктуры за счет увеличившихся доходов бюджета. С другой стороны, очевидно, что только за счет государственных расходов полностью решить инфраструктурную проблему не удастся - необходимо активное привлечение частных и иностранных инвестиций по примеру того, как это делается в развитых и развивающихся стран.

Сегодня одним из инвесторов строительной отрасли России является группа немецких компаний «Кнауф». Она планирует дальнейшее развитие производства в России, что подтверждается увеличением производственных мощностей дочерних предприятий, основанием новых предприятий, исследованием новых месторождений. Так, в июне в Холмогорском районе начал отгрузку гипсового камня крупнейший в Архангельской области новый гипсовый карьер «Глубокое», который сможет обеспечить и обеспечивает необходимым сырьем ведущие предприятия России по производству современных стройматериалов (теплоизоляционных листов, сухих строительных смесей, облицовочного материала).

Общий объем инвестиций со стороны компании «Кнауф» в разработку запасов гипса уже составил более 500 млн руб. По подсчетам специалистов, запасы карьера «Глубокое» равны 18931,8 тыс. т гипса. При расчете годовой производительности карьера в первый год работ 499 тыс. т, а в последующие годы 670 тыс. т гипса срок существования предприятия составит 29 лет.

Кроме того, в перспективе возможно открытие новых месторождений на территории этого района. Планируется осуществлять не только добычу полезных ископаемых, но и их переработку.

Основание нового предприятия способствует процессу развития его производственной инфраструктуры.

1. Построены 8 км автомобильной дороги, около 2 км железнодорожных путей (несмотря на сложные природно-климатические условия тайги).

2. Приобретена необходимая горнодобывающая и специальная техника. Суммарные затраты на перевозку грузов и пассажиров и на погрузочно-разгрузочные работы составляют десятки миллионов рублей. Соответственно значительна и доля этих затрат в стоимости продукции предприятия (в среднем 13 %).

3. Созданы дополнительные рабочие места, соответственно увеличились налоговые поступления в бюджет.

Обустроен жилищный комплекс в пос. Светлый, находящийся на расстоянии 10 км к юго-востоку от месторождения с населением 2000 человек. Произведен ремонт общежитий, создан медицинский центр. Это свидетельствует о наличии элементов и непроизводственной инфраструктуры на предприятии, которые позволяют его работникам удовлетворять жизненно необходимые социальные потребности, создавая предпосылки для хорошего делового настроя и высокопродуктивной работы коллектива.

Анализ деятельности предприятия ООО «Кнауф Гипс Архангельск» за период 20082010 гг. и прогноз его развития на средне- и долгосрочную перспективу показывают, что интенсивное освоение недр этой территории становится реальной основой улучшения социально-экономического положения района, обеспечения занятости населения, развития смежных отраслей.

Однако процесс формирования инфраструктуры карьера по добыче гипса носит бессистемный характер, ее развитие происходит не целенаправленно, а случайно, что значительно тормозит развитие предприятия в целом. В связи с этим целесообразно разработать эффективный подход к формированию и развитию инфраструктуры карьера «Глубокое».

Во-первых, транспортная сеть, которая создается в связи с разработкой карьера, должна быть четко встроена в общую транспортную систему региона, так как объем перевозок грузов увеличивается на 670 тыс. т в год и растут нагрузки на железнодорожную

-199

Санкт-Петербург. 2012

инфраструктуру. Несмотря на инвестиции (2,24 трлн руб.), выделяемые для обеспечения необходимой провозной способности, общая потребность в доставке грузов потребителям полностью не удовлетворена.

Во-вторых, служба материально-технического снабжения должна быть сформирована так, чтобы обеспечить создание и поддержание запасов на оптимальном уровне при минимуме затрат, надлежащее качество складирования, хранения и учета материальных ресурсов и готовой продукции.

В-третьих, инструментальное хозяйство на предприятии должно обеспечивать производство не только инструментом и технологической оснасткой, но и организовать их хранение, эксплуатацию и ремонт. От уровня развития инструментального хозяйства зависит интенсивность использования оборудования, технологические параметры его работы, уровень производительности труда и в целом результаты работы предприятия.

В-четвертых, отказ от вахтового метода работы значительно снизил бы издержки на перемещение рабочих.

В-пятых, на любых этапах экономического роста инфраструктурное обеспечение должно быть так же совершенно, как и основное производство, что может быть достигнуто через информатизацию инфраструктуры предприятия.

Необходимо сформировать такую систему устойчивой связи с поставщиками и

покупателями, которая оперативно бы поставляла поставщикам в электронной форме информацию о производстве, облегчая и удешевляя им доставку необходимых для производства компонентов.

Безусловно, с началом работ на карьере «Глубокое» на наших глазах формируется новая экономическая реальность: крупные горно-добывающие предприятия приобретают статус градообразующих, в результате их деятельности появляются дополнительные возможности для решения острых социально-экономических проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глушич Н.Г. Производственная инфраструктура: сущность и проблемы ее развития в России / Н.Г.Глушич, А.В.Золотов // Экономика и финансы. Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. 2007. № 3.

2. Лившиц В.Н. Системный анализ эффективности капитальных вложений в развитие и функционирование производственной инфраструктуры / В.Н.Лившиц, И.А.Тараканова. М., 2001.

3. ТитовВ.И. Экономика предприятия. М., 2008.

REFERENCES

1. Glushich N.G., Zolotov A.V. Industrial infrastructure: essence and problems of its progress in Russia // Economy and finance. The bulletin of the Nizhniy Novgorod university N.I.Lobachevsky. 2007. N 3.

2. Livshicz V.N., Tarakanova I.A. The system analysis of efficiency capital investments in progress and functioning of an industrial infrastructure. Moscow, 2001.

3. TitovB.I. Economy of the enterprise. Moscow, 2008.

Научный руководитель проф. Ю.П.Григорьев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.