Научная статья на тему 'Подход к расчету оптимального размера государства с применением индуктивного метода'

Подход к расчету оптимального размера государства с применением индуктивного метода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗМЕР ГОСУДАРСТВА / STATE SIZE / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / STATE BUDGET / GPD / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / ПРОВАЛЫ РЫНКА / MARKET FAILURES / ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД / INDUCTION METHOD / ВВП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мастраков Алексей Владимирович

В статье содержится классификация двух основных направлений экономический исследований на тему оптимального размера государства. Первое направление изучает взаимосвязь общественных расходов и их влияние на экономический рост, в то время как второе посвящено поиску факторов, влияющих на размер государства. В статье раскрываются общие проблемы существующих направлений. Вместе с тем в статье предлагается использовать индуктивный метод для исследования факторов, влияющих на размер государства и построения прикладных математических моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article contain the classification of economic research related to the optimal state size into two main streams. First stream is about correlations between the state size and economic growth, the second is about different factors, which have an impact on state size. Negative points of such economic researches are discovered. It is recommended to use induction method to understand the optimal state size factors and use it for model application.

Текст научной работы на тему «Подход к расчету оптимального размера государства с применением индуктивного метода»

рантий утверждена специальная программа предоставление льготных кредитов на приобретение средств производства, на модернизацию и реконструкцию производственных линий, на запуск новых проектов МСП на вполне благоприятные условиях, процентная ставка по таким кредитам должна составлять 6,5%, максимальный срок кредитования - один год

В сегменте кредитования крупных предприятий можно ожидать дальнейшего снижения прироста, до уровня в 10-12%. Здесь вектор динамики кредитования будет определяться под действием совокупности факторов, лежащих как на стороне спроса, так и предложения. Самым значимым из них может стать ослабление спроса на заемные средства, связанное, прежде всего, с замедлением темпов роста российской экономики. На стороне предложения действуют такие факторы, как ужесточение внутренних процедур выдачи кредитов вследствие ухудшения качества портфелей, изменение регуляторных требований и ограниченность ресурсов, направляемых на корпоративное кредитование.

Также, в связи с новыми правилами нормативов достаточности капитала, возможно вытеснение с рынка некоторых небольших кредитных организаций. Часть слабых банков с большой вероятностью не переживут ужесточения требований, повышения расходов и снижения маржинальности бизнеса. Новые требования к капиталу повлекут снижение доступности кредитов и удорожание их стоимости для реального сектора, что не может не сказаться на уровне инвестиционной активности компаний. Для возмещения потери, банки вынуждены повысить процентные ставки по кредитам и ограничить риски кредитования потенциальных заемщиков ужесточив существующие ранее условия. Вероятнее всего, кредитные организации будут вынуждены искать долгосрочные источники фондирования вместо краткосрочных.

С другой стороны, переход на Базель III повысит прозрачность при регулировании системно значимых банков, улучшит управление рисками, а также приведет российскую банковскую нормативную базу в соответствие с

международной, что в свою очередь повысит кредитные рейтинги банков и, соответственно, удешевит цену фондирования.

В целом можно предположить, что 2015 год станет годом новых качественных изменений в деятельности кредитных организаций, и это в дальнейшем окажет положительное влияние на всю российскую экономику.

Список литературы:

1. http://tass.ru/ekonomika/1802197 Комментарии о государстве и бизнесе Национальный исследовательский университет высшая школа экономики № 88 14-27 февраля 2015г.

2. file:///C:/Users/nmart OOO/Downloads/загру-жено%20(93)^

3. Вступительное слово Дмитрия Медведева Совещание о ситуации в банковском секторе и состоянии финансового рынка 13 мая 2015

4. Лаврушин О.И. Банки в современной экономике: необходимость перемен. Банковское дело. 2013г., №4

5. Арсентьев А. Развитие ДБО побуждает банки оптимизировать отделения, CNews Banks, 2014 № 3

6. Васильев А.Г., Хандруев А.А., Мамута М.В., Банковская система России 2014: взаимодействие регулятора и участников финансового рынка. Ассоциация региональных банков России. 2014.03.

7. http://ria.ru/economY/20141225/1040128543.html

8. http://www.interfax.ru/352616

9. http://www.iep.ru/files/text/trends/2011/book.pdf

10. Истомин М. Смутное время: «Эксперт», 2014.03, № 12, http ://expert.ru/expert/2014/12/smutnoe-vremya

11. Эксперты объявили банковский кризис в России. РБК, 15.10.2014

12.http://rostov.rbc.ru/rostov topnews/30/12/2014/ 960510.shtml

13. See attached file: РБК 03.2015.pdf

ПОДХОД К РАСЧЕТУ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ГОСУДАРСТВА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНДУКТИВНОГО МЕТОДА

Мастраков Алексей Владимирович

Аспирант НИУ ВШЭ, Кафедра государственных финансов

ABSTRACT

This article contain the classification of economic research related to the optimal state size into two main streams. First stream is about correlations between the state size and economic growth, the second is about different factors, which have an impact on state size. Negative points of such economic researches are discovered. It is recommended to use induction method to understand the optimal state size factors and use it for model application.

АННОТАЦИЯ

В статье содержится классификация двух основных направлений экономический исследований на тему оптимального размера государства. Первое направление изучает взаимосвязь общественных расходов и их влияние на экономический рост, в то время как второе посвящено поиску факторов, влияющих на размер государства. В статье раскрываются общие проблемы существующих направлений. Вместе с тем в статье предлагается использовать индуктивный метод для исследования факторов, влияющих на размер государства и построения прикладных математических моделей.

Keywords: state size, state budget, GPD, economic growth, market failures, induction method.

Ключевые слова: размер государства, государственный бюджет, ВВП, экономический рост, провалы рынка, индуктивный метод.

Дискуссия о роли государства в экономике, начатая жизни, не прекращается до настоящего момента. Актуаль-Адамом Смитом, утверждавшим о правильности мини- ность этому вопросу придает тот факт, что за последние мального участия государства в вопросах хозяйственной 50 лет размеры большинства государств выросли много-

кратно. В экономической науке принято определять размер государства как соотношение величины государственного бюджета к внутреннему валовому продукту страны. Актуальность и сложность данному вопросу придает тот факт, что в противовес позициям классической школы политической экономии, немецкий экономист Адольф Вагнер на рубеже 19 и 20 веков выдвинул экономический закон, гласящий о том, что с течением времени расходы государства будут неуклонно расти по отношению к внутреннему валовому продукту. Описанная выше научные вопросы до сих пор является открытыми, даже принимая во внимание большое количество попыток соединить в себе нормативные тезисы о самодостаточности рыночной экономики и позитивные наблюдения о постоянном росте государства.

Современные исследования на эту тему делятся на два основных направления. Во-первых, ученые сконцентрированы на моделях, описывающих влияние размера государства на экономический рост. Примеры таких исследований есть как на российском, так и на международном уровне. Так, российские ученые Илларионов Андрей и Пивоварова Надежда в своей статье приводили расчет оптимальных размеров государства для Российской Федерации2. Среди зарубежных ученых стоит обратить внимание на работу французских экономистов Француа Паччини и Майлка Мелки3. В своем исследовании авторы проанализировали данные по росту французского государства за более чем 100 летний период наблюдений. Во-вторых, экономисты пытаются выявить полный набор факторов, влияющих на фактический размер государства, и количественно оценить вклад каждого из них.

Как правило, при изучении взаимосвязи размера государства и экономического роста, в качестве основообразующей используется и-образную зависимость, согласно которой рост государства до определенных величин способствует повышению темпов роста ВВП. После достижения определенного значения любое увеличение государства ведет к падению темпов экономического роста. Критика первого направления была приведена в 2003 году д.э.н. профессором МГУ В. Тамбовцевым. Экономист считает неудачными и бесперспективными попытки построения взаимосвязей между размером государства и экономическим ростом. Основная проблема такого рода исследований заключается в сложности выявления полного набора факторов, влияющих на экономический рост. Более того, отсутствует экономическое теории, объясняющая эту зависимость на логическом уровне. Существенным недостатком того рода исследований является то, что структура государства и его расходов, а также качество государственных институтов не принимается во внимание и не учитывается в математических моделях4.

Говоря о положительном влиянии размеров государства на экономический рост упускается из виду логическое противоречие, связанное с тем, расходы государства напрямую снижают потенциал экономического роста, так как финансируются за счет налогов. Налоги в свою очередь напрямую снижают инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов. Деятельность государства может только косвенно оказывать позитивное влияние на экономический рост посредством стимулирования

2 Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост. - Вопросы экономики, 2002, №9.

3 Facchini F., Melki M. Optimal government size and economic

growth in France (1871 - 2008): An Explanation by the State and

Market Failures. - CES Working papers, 2011 №77

спроса, построения инфраструктуры, снижения процентов ставки и так далее. В данном контексте оптимальный размер государства должен стремится к нулю в целях достижения максимальных темпов роста экономики, а не расти для достижения локальных максимумов темпов роста ВВП.

Второе направление исследований является позитивным с точки зрения научных целей - выявить законы и зависимости, влияющие на фактический размер государства. Так, например, в исследовании, проведенном Б. Майклом и М. Поповой рассматривается гипотеза о том, что размер государства прежде всего зависит от того, каким образом государство отвечает на различные макроэкономические явления, прежде всего кризисные5. То есть доказывается обратная причинно-следственная по сравнению с первым направлением.

Среди научных исследованиях, посвященных факторам-детерминантам размера государства выделяется работа китайских ученых Лин Ми и М Альфреду. Среди детерминант размера государства ученые приводят: уровень открытости экономики, прямые иностранные инвестиции, сокращающие экспансию государства и как следствие его размер. Указывается, что децентрализация расходов и доходов приводит к увеличению размеров государства. В исследовании дается опровержение закона Вагнера на данных статистики по китайской экономике6.

Однако поиск таких факторов наталкивается на ряд фундаментальных проблем по формированию достаточного и логически обоснованного набора факторов, имеющих критическое влияние на размер государства. В такого рода исследованиях есть и практические вопросы, которые остаются открытыми - насколько эластичен размер государства в зависимости от каждого фактора, каким образом элиминировать различия каждой страны при проведении панельных исследований по ряду стран?

Обобщая рассмотренные два направления можно выделить одну общую и фундаментальную черту - они построены на рассмотрении проблематики от общего к частному. При этом общие тезисы и закономерности чаще всего определяется эконометрическими методами с построением тех или иных зависимостей между размером государства и различными экономическими показателями. Далее, после определения таких зависимостей, исследователи пытаются их разбить на различные составляющие для приведения теоретических абстрактных моделей к логическому обоснованию и связи с существующими экономическими теориями.

Взамен этих двух направлений в данной статье рассматривается подход к анализу оптимального размера государства, заключающийся в предложении оценить размер государства от частного к общему, то есть индуктивно, исходя из его основных задач, как основного производителя общественных благ и регулятора рыночных отношений. Под регулированием рыночных отношений подразумевается действия государства либо по предотвращению провалов рынка (market failures), либо по минимизации негативного ущерба от их проявлений.

Перечень основных провалов рынка, и их классификация приведена в работе (вставить ссылку), среди ко-

4 Тамбовцев В. Об экономическом росте и размерах государства. - Вопросы экономики, 2003, № 6

5 Michael B., Popov M. The Size and Structure of Government. -MPRA Paper № 53283, 2011.

6 Wu Alfred M., Lin Mi "Determinants of government size: Evidence from China" MPRA Paper No. 27089, 30 November 2010.

торых: монополии, экстерналии (externalities), ассимет-ричная информация, когнитивный диссонанс, транзакци-онные издержки, рыночная нестабильность и проблема перераспределения доходов.

Таким образом, задача по определению размера государства сводится к возможной количественной оценке минимально возможного объема затрат на предоставление максимального количества общественных благ и минимизации эффектов от провалов рынка.

В виде математической модели это могло бы выглядеть следующим образом в качестве нескольких основных ограничений и функций, первым (1) и ключевым из которых является стремление размера государства (State Size) к минимуму, согласно подходам классиков политической экономии.

(1) State size ^ min.

Вторым параметром модели является уравнение, содержащие функцию затраты на предоставление общественных благ (Social public goods) и функцию затраты на покрытие провалов рынка (market failures coverage).

(2)State size = F^(Social public ^00ds) +

v ' GDP

Fcost(market failures coverage)

GDP

Далее добавим в модель два дополнительных элемента, которые заключатся в стремлении получить максимально возможный объем общественных благ (3) и минимизировать негативный эффект от провалов рынка (4).

(3) Social public goods ^ max

(4) Market failures ^ min.

Естественно, что предложенная модель определения оптимального размера государства имеет большое количество сложностей при ее практической реализации. Во-первых, каким образом можно определить максимально необходимый размер общественных благ, которые должно предоставить государство? При практическом определении и расчете составляющих модели по провалам рынка возникают дополнительные сложности. Каким образом количественно оценить негативный эффект от провалов рынка и оценить затраты на применение тех или иных инструментов на управление и предотвращение негативного эффекта от провалов рынка? В предлагаемой модели имеют место сложности и другого порядка, заключающиеся в том, что современный подход к формированию затратной части бюджета ни на уровне бюджетных классификаций, ни на уровне программной составляющей не включает в себя какие-бы то ни было обособленные цели, программы по управлению провалами рынка, за исключением статей расходов на содержание профильных ведомств и различных резервных фондов.

Рассмотрим возможные пути решения описанных выше. В первую очередь, при математическом моделировании необходимо следовать принципу разумного упрощения составных частей моделей. При оценке необходимых затрат на предоставление общественных благ, стоит исходить из строго лимитированного перечня наиболее основных и критических для жизнедеятельности государства функций, среди которых: медицина, образование, инфраструктура и оборона. Для того, чтобы сделать вывод о том, какой размер общественных благ является необходимым и достаточным, рекомендуется использовать отраслевые межстрановые рейтинги по качеству развития медицины, образования, и инфраструктуры. Достаточным уровнем развития страны по тому или иному направлению

может считаться место в первых 20% рейтинга (по принципу Парето). Чуть сложнее выглядит задача по расчету затрат на достижение оптимального уровня общественных благ - однако и в этом случае возможно применение общемировых стандартов эффективности затрат на медицину, образование, инфраструктуру. При оценке затрат на оборону представляется затруднительным использование межстрановых сравнений, поэтому для целей данного модели подхода рекомендуется считать затраты на оборону эффективными по умолчанию, и дополнительно считать необходимым и достаточным уровень затрат, который соответствует средним значениям страны за последние 50 лет.

При расчете второй части модели, связанной с оценкой затрат государства на работу с провалами рынка возникают аналогичные сложности. Так в экономической науке и практическом применении остаются дискуссионными вопросы о том, каким образом государство должно регулировать провалы рынка. Чаще всего, действия правительств в этом случае носят спонтанный характер и зависят от текущей конъюнктуры рынка. Поэтому для оценки затрат государства на регулирование провалов рынка и их эффективности предлагается использовать компенсационный подход.

Суть компенсационного подхода заключается в том, чтобы рассчитать возможные потери общественных благ при наступлении того или иного провала рынка. Соответствующим образом, государство должно сформировать необходимые резервы под возможные потери. Исходя из этого тезиса, если возможный ущерб от рецессии или очередного циклического кризиса в экономике может достигать до 8 и более процентов падения ВВП, то государство должно сформировать соответствующий резерв в аналогичном размере. Аналогичным образом обстоит дело и с другими провалами рынка, такими как монополии, экстерналии, когнитивный диссонанс, проблема транзакционных издержек и перераспределения доходов.

Критически оценивая практическую применимость стоит отметить низкую вероятность того, что правительства государств начнут формировать резервы под предотвращение каждого из провалов рынка. Со стороны государства более вероятно взятие курса на предотвращение возникновений таких провалов. Как правило, меры государственного регулирования и государственные институты призваны способствовать проявлению этих негативных эффектов. Например, в большинстве развитых государств имеет место антимонопольное законодательство и соответствующие регулирующие органы. Вместе с тем, использование подхода по прямой оценке возможных затрат по покрытие провалов рынка дать возможность в дальнейших научных исследования сравнивать потенциальную эффективность количественным (затратным) и качественным подходом (институциональным) подходом в регулировании провалов рынка со стороны государства. В свою очередь, такое сравнение между затратным и институциональным подходом позволит сделать очередной шаг к определению оптимальной величины государства с учетом наиболее эффективны инструментов по управлению провалами рынка.

Несмотря на имеющиеся сложности, разработка такого рода моделей на основе предложенной индуктивной схемы имеет и свои преимущества, позволяющие прежде всего дать целостное обоснование тенденциям увеличения размеров государства в рамках господствую-

щих концепций свободного рынка и существующих «провалов рынка». Использование данного подхода позволит элиминировать отличия государств, препятствующие их качественному сравнительному анализу.

Список использованной литературы 1. Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост. - Вопросы экономики, 2002, №9.

2. Тамбовцев В. Об экономическом росте и размерах государства. - Вопросы экономики, 2003, № 6

3. Facchini F., Melki M. Optimal government size and economic growth in France (1871 - 2008): An Explanation by the State and Market Failures. - CES Working papers, 2011 №77

4. Michael B., Popov M. The Size and Structure of Government. - MPRA Paper № 53283, 2011.

5. Wu Alfred M., Lin Mi "Determinants of government size: Evidence from China" MPRA Paper No. 27089, 30 November 2010.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Матвиенко Галина Анатольевна

студентка 3 курсаучетно-финансового факультета ФГБОУВПО «КубГАУ», г. Краснодар

Кучеренко Сергей Анатольевич

канд. экон. наук., доцент кафедры аудита ФГБОУ ВПО «КубГАУ», г. Краснодар

АННОТАЦИЯ

В статье проведен анализ инвестиционной привлекательности Гулькевичского района Краснодарского края и представлена концептуальная модель выбора направления его развития исходя из имеющегося потенциала и востребованной как на внутреннем, так и на внешнем рынке конкурентоспособной продукции.

ABSTRACT

In the article the analysis of investment attractiveness of Gulkevichi district and presents a conceptual model of the choice of the direction of its development on the basis of available capacity and demand in both domestic and external market competitive products.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, горизонты роста, конкурентноспособность региона

Keywords: investment appeal, horizons of growth, competitiveness of the area.

В сложившихся экономических условиях, характеризующихся резким изменением конъюнктуры рынка потребления в сторону роста удельного веса отечественной продукции, особое значение приобретает способность региональной экономики адаптироваться к изменяющейся обстановке. Решение проблемы своевременного создания условий для развития собственного производства и повышения уровня межотраслевых интеграционных процессов с позиции органов регионального управления упирается в необходимость дополнительного финансирования бизнес -процессов региона, что в условиях экономического спада создает предпосылки для привлечения сторонних инвестиций в региональную экономику. В связи с вышеизложенным, особую актуальность приобретает разработка качественной стратегии развития региона: доступная и понятная бизнесу, основанная на адекватном аналитическом подходе к оценке экономической ситуации как на уровне отдельных отраслей, так и на уровне административной экономической зоны в целом.

Разработка стратегии развития муниципального образования Гулькевичский район связана с выбором ключевой специализации его развития относительно других районов и регионов, обеспечивающей мультипликативный эффект и межрегиональную кооперацию. Государственная политика администрации Краснодарского края, в связи с объявленной программой импортозамещения и введением Россией продовольственного эмбарго, на сегодняшний день, направлена на активное привлечение инвестиций в первую очередь в агропромышленный комплекс.

В сложившихся условиях иностранным и отечественным инвесторам на территории Краснодарского края предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов в соответствии с законодательством Российской

Федерации и международными договорами Российской Федерации. Возможным инвесторам предлагаются различные формы участия в реализации проектов. Это 100% привлечение иностранного капитала, в том числе за счёт создания новых предприятий, приобретение инвестором акций организации, поставка оборудования, лизинг оборудования, товарный кредит, приобретение доли выпущенной продукции, более дешёвые кредиты и т.д. Сопоставимый по масштабам с европейским государством край способен принять в сельскохозяйственное производство сотни миллионов долларов инвестиций ежегодно.

Проведенные исследования показали, что наиболее эффективным при разработке долгосрочных инвестиционных программ развития экономики района и региона в целом является анализ конвейеров видов деятельности, формирование которых обеспеченно наличием теории трех «горизонтов роста». Такой подход, основываясь на идее «старения» бизнеса, акцентирует влияние на требующихся для стабильного роста мощных механизмах, поддерживающих бесперебойную работу конвейера новых направлений деятельности. Весь бизнес-процесс был нами разделен на три этапа — три горизонта роста — демонстрирующих изменение условий функционирования исследуемого конвейера. Эффективность такого подхода обеспечивается раздельным анализом этапов жизненного цикла бизнеса — зарождения, становления и зрелости.

Следует отметить, что в отличие от кратко-, средне-и долгосрочного планирования этот способ ориентируется на устойчивый рост и предполагает параллельное управление всеми тремя горизонтами. Кроме того, нельзя рассматривать проблемы роста только в рамках административного центра. Необходимо каскадное распространение подхода — формировать горизонты роста должна не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.