Vol. 15 No. 1 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches ISS'NSi1N51897^98433x2(onPliinn<!)
Part 2. Pedagogical Science
УДК 378.1 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.1.12
А. О. Шаталова1
'Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Российская Федерация
Подход к проектированию индивидуальной траектории обучения студента в высшей школе
Аннотация. В статье рассматривается проектирование индивидуальных траекторий обучения студентов в высшей школе РФ. Цель статьи - анализ и обоснование необходимости формирования индивидуальных образовательных траекторий высшего образования как инструмента совершенствования учебного процесса и внедрения инновационных педагогических технологий, методов и форм обучения, отвечающих современным мировым требованиям. Исследование проводится на основе теоретических, системных, личностно ориентированных и эмпирических методов анализа научной информации по изучаемой проблеме. Результаты исследования заключаются в обосновании проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов на базе ВГТУ. Проведён анализ существующих разработок индивидуализации образовательного процесса в университете и предложен алгоритм проектирования индивидуальной образовательной траектории, позволяющий учитывать слабые и сильные стороны студента для корректировки индивидуального обучения. Успешная реализация индивидуальных траекторий обучения в высшем образовании позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг и вывести университет на более высокие рейтинговые показатели среди университетов страны. Полученные результаты показывают перспективность дальнейшего исследования проблемы индивидуализации как ресурса повышения качества высшего образования.
Ключевые слова: индивидуальная траектория обучения, высшее образование, образовательные стандарты нового поколения, инновации в образовании.
Дата поступления статьи: 15 сентября 2020 г.
Для цитирования: Шаталова А. О. (2020). Подход к проектированию индивидуальной траектории обучения студента в высшей школе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 15. № 1. С. 103-108. DOI: l0.l72з8/issm998-5320.202l.l5.l.l2.
Проблема и цель. XXI век принес в образовательный процесс существенно новые требования к профессиональным качествам будущего специалиста. Образовательная реформа стартовала с присоединения РФ к Болонскому процессу [1] в Берлине в сентябре 2003 года. Начался период стандартов третьего поколения и формирования методов обучения на базе принципиально нового подхода на основе приобретения компетенций. Особенность данного подхода заключается в его направленности не столько на формирование у студента определенных знаний и умений, сколько на способности к постоянному саморазвитию и самореализации. В этом случае преподаватель в образовательном процессе выступает для студента всё больше в роли наставника и организатора. Формирование универсальных и профессиональных компетенций будущего специалиста, которые отвечают требованиям потенциальных работодателей, яв-
ляется основной целью нового поколения образовательных стандартов, векторы приоритетов которых представлены на рис. 1.
^
> Определение Обучаемость
Рис. 1. Векторы приоритетов образования стандартов третьего поколения
С появлением Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения в образовательном процессе потребовался
Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 1 2021
Раздел 2. Педагогические науки
целый ряд усовершенствований, и сформировался запрос на внедрение инновационных методов и форм обучения [2, 3, 4]. Высшим учебным заведениям теперь необходимо организовать обучение, направленное на формирование у студентов новых востребованных рынком труда компетенций. В связи с этим, актуальным становится внедрение в образовательный процесс индивидуальных образовательных программ, маршрутов и траекторий на всех уровнях образовательного процесса: общего, среднего и высшего образования.
Исследованием форм индивидуального обучения посвящено значительное количество литературы. По мнению Н. Ю. Шапошниковой [4], индивидуальная образовательная траектория студента представляет собой индивидуальный путь в образовании, выстраиваемый и реализуемый субъектом образовательного процесса самостоятельно при осуществлении наставником педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Он направлен на реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование основ индивидуально-творческого и профессионального развития личности. В исследованиях [5, 6] отмечается актуальность проектирования индивидуальной образовательной траектории в адаптивном обучающем курсе, обладающем существенными преимуществами при организации обучения в электронной среде, как для студента, так и для преподавателя.
Проведённый нами анализ трактовок индивидуальной образовательной траектории позволил выделить три основных уровня индивидуального проектирования обучения (рис. 2).
Заметим, что первоначально составляемая образовательная программа носит общий характер, затем путем корректировки программы определяется маршрут, а после определения сильных и слабых сторон обучаемого, формируется индивидуальная траектории обучения, результатом которой должна стать успешно усвоенная основная образовательная программа высшего учебного заведения и дополнительно - индивидуальная. В. А. Мищенко, И. А. Тенюнина [7] выделяют четыре уровня условий реализации индивидуальных траекторий профессионального обучения, к которым относят мотивационные, содержательные, ор-
Рис. 2. Уровни проектирования индивидуального обучения студентов
ганизационные и регулирующие условия, как системообразующие. Таким образом, в процессе исследования предстоит точнее определиться с функциями студента и педагога-наставника при формировании индивидуальной траектории обучения, а также разработать новый, усовершенствованный алгоритм проектирования индивидуальных образовательных траекторий на примере Воронежского государственного технического университета.
Методология. Методологическую основу исследования составили теоретические, системный и личностно-деятельностный подходы, к которым относятся анализ, синтез, сравнение и обобщение результатов, отражённых в научной литературе по исследуемой проблеме, а также эмпирические методы: наблюдение, анализ результатов и экспертные методы оценки.
Результаты. Проектирование индивидуальных траекторий обучения - сложный и многоуровневый процесс. Как отмечалось ранее, индивидуальная образовательная траектория - это совместный творческий проект педагога-наставника и студента, в результате которого студентом приобретаются качественно новые и востребованные умения и навыки, отвечающие тенденциям и реальностям современного мира. По мнению А. О. Петрухиной [8], развитие индивидуальных образовательных траекторий в
Vol. 15 No. 1 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches
Ра/t 2. Pedagogical Science
высшем учебном заведении является одним из важнейших ресурсов повышения уровня качества образования в современных реалиях.
При поступлении в высшее учебное заведение перед абитуриентом встаёт вопрос определения своей будущей профессии. Проектирование индивидуальной траектории обучения начинается уже на данном этапе. Проанализировав труды по вопросам проектирования индивидуальных траекторий обучения в современных высших учебных заведениях, мы пришли к выводу, что в настоящее время алгоритм проектирования образовательной траектории, в понимании большинства исследователей, выглядит примерно следующим образом, представленным на рис. 3. Формирование индивидуальной траектории обучения осуществляется при взаимодействии студента с его наставником, преподавателем, в процессе которого проходит обсуждение и выстраивание представлений о будущей образовательной траектории в зависимости от индивидуальных качеств студента, таких как самообладание, бесконфликтное общение, самоорганизация, мотивация, возможность принятия решений, ответственность, а также коммуникативность. Далее представления дополняются, совмещаются мнения студента и наставника, и разрабатывается первичная модель индивидуальной траектории обучения.
Выстраивание, обсуждение и дополнение представлений НТО
Затем научный руководитель удостоверяется, что студент в полной мере осознает смысл индивидуальной образовательной траектории, несет ответственность за принятые решения и реализацию индивидуальной образовательной траектории. Проводится корректировка индивидуальной образовательной траектории, выявляются проблемные зоны, в которых студент принять решение самостоятельно не может. Такие ситуации разрешаются при взаимодействии с наставником. Итогом реализации индивидуальной образовательной траектории является успешное завершение студентом образовательного процесса по общей образовательной программе университета и достижение поставленных дополнительных целей по индивидуальной траектории обучения.
В процессе проектирования образовательной траектории решаются вопросы выбора наилучшего направления будущей профессии студента, выявляются его сильные и слабые стороны, возможные пробелы в полученных ранее знаниях, методы и возможности их решения.
В настоящее время в ВГТУ предпосылками реализации индивидуальной траектории обучения являются наличие блоков дисциплин по выбору во всех учебных планах трёх уровней образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), дополнительных курсов, связанных с компью-
Совмещение представлений
студента и наставника об ИТО
►
. Разработка ' модели
V^H/ г ущу
Рис. 3. Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной траектории
Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 1 2021
Раздел 2. Педагогические науки
терным моделированием, проектированием, дизайном, сметным делом и ценообразованием. Имеется широкий выбор реализуемых видов спорта, включая танцевальные и эстрадные направления. Наиболее чётко индивидуализация образовательного процесса реализована в организации изучения иностранных языков. Учебная группа из 25-30 человек в соответствии с предварительным выбором делится на подгруппы, которым в одно и то же время выделяются несколько аудиторий с преподавателями по различным языковым предпочтениям: английский, немецкий, французский - для изучения дисциплины.
Б. А. Сазонов [9, 10] обсуждает, как можно построить изучение всех блоков дисциплин по выбору. В процессе обучения студенты, в зависимости от индивидуальных предпочтений, могут выбрать одну из предложенных дисциплин, не нарушая требований федеральных образовательных стандартов и локальных документов университетов. Данная форма организации учебного процесса успешно реализуется в Варшавском университете наук о жизни, где студенты в начале учебного года выбирают по одной дисциплине из каждого вариативного блока и в дальнейшем изучают их в течение семестра.
Выводы. Исследование различных аспектов проблемы индивидуальной траектории обучения в высшей школе позволило определить её как актуальную и важную задачу совершенствования образовательного процесса. Для реализации индивидуальных траекторий обучения в вузе имеются серьёзные предпосылки: наличие нормативной и методической базы, организационные и технические возможности. Существует успешный опыт реализации индивидуальных образовательных траекторий, который демонстрирует необходимость и возможность совершенствования образовательного процесса в современном быстро меняющемся мире, внедрения инновационных образовательных технологий и разработок, а также новых методов и форм обучения. Успешная реализация индивидуальных траекторий обучения позволит поднять престиж университета на новый уровень по всемирным рейтинговым показателям, особенно в условиях мирового кризиса и циф-ровизации общества. Полученные результаты показывают перспективность дальнейшего исследования проблемы индивидуализации, как одного из важнейших ресурсов повышения качества современного образования.
Источники
1. Суровцев И. С., Шаталова А. О., Карпович М. А. Образование. Содержание, технологии, управление (толковый терминологический словарь) : учеб. пособие / И. С. Суровцев, А. О. Шаталова, М. А. Карпович; ВГТУ. Воронеж: Цифровая полиграфия, 2016. 92 с.
2. Шаталова А. О. Электронные курсы, как этап реализации индивидуальной траектории обучения студента // Научный журнал. Инновации, технологии и бизнес. 2020. № 2 (8).
3. Герцен С. М., Сухарева О. Э., Скороходова Л. В. Индивидуальные образовательные траектории как инновационная технология развития высшего образования // Высшее образование сегодня. 2019. Т. 28. № 10. С. 57-61.
4. Шапошникова Н. Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия // Педагогическое образование в России. 2015. № 5.
5. Vainshtein I. V., Shershneva V. A., Esin R. V., Noskov M. V. Individualisation of éducation in terms of e-learning: expérience and prospects // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2019. № 9.
6. Мешкова И. В. Вариативность индивидуальной образовательной траектории студентов педагогического вуза // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 3 (37).
7. Мищенко В. А., Тенюнина И.А. Условия становления траектории профессионального развития студентов вузов // ПНиО. 2018. № 1 (31).
8. Петрухина О. А. Возможности индивидуализации обучения студентов в образовательном процессе педагогического вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 3 (37). С. 97-102.
9. Сазонов Б. А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. № 6.
10. Сазонов Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации российского высшего образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 10-24.
Vol. 15 No. 1 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches issN_i998-532o_(Pr¡nt)
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
Информация об авторе
Шаталова Ангелина Олеговна
Старший преподаватель кафедры инноватики и строительной физики. Воронежский государственный технический университет (394006, РФ, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84). ORCID ID: https:// 0rcid.0rg/0000-0001-8531-2078. РИНЦ Author ID: 6069-4577. E-mail: [email protected]
A. O. Shatalova1
'Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation
Approaches to design an individual path for teaching high school students
Abstract. The article discusses the design of individual paths for high school students in the Russian Federation. The purpose of the article is to analyze and substantiate the need for individual educational paths in higher education as a tool to improve the educational process and to introduce innovative pedagogical technologies, methods and forms of education meeting modern world requirements. The research is carried out on the basis of theoretical, systemic, personality-oriented and empirical methods to analyze scientific information on the problem under study. The results of the study are to substantiate the design of individual paths of student learning on the basis of VSTU. The analysis of the existing developments of the individualization of the university educational process is carried out and an algorithm for the design of an individual educational path is proposed; it allows taking into account the strengths and weaknesses of a student to adjust the individual learning. The successful implementation of individual paths in higher education will improve the quality of educational services provided and bring the university to higher ranking indicators among the country's universities. The results obtained show the promise of further research on the problem of individualization as a resource for improving the quality of higher education.
Keywords: individual path of education, higher education, educational standards of a new generation, innovations in education.
Paper submitted: September 15, 2020.
For citation: Shatalova A. O. (2020). Approaches to design an individual path for teaching high school students. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 15, no. 1, pp. 103-108. DOI: I0.i7238/issni998-5320.202i.i5.i.i2.
References
1. Surovtsev I. S., Shatalova A. O., Karpovich M. A. Education. Content, technology, management (explanatory terminological dictionary) : textbook. manual / I. S. Surovtsev, A. O. Shatalova, M. A. Karpovich, VSTU. Voronezh: Publishing House Digital Printing, 2016, 92 p.
2. Shatalova A. O. Electronic courses as a stage in the implementation of the individual path of student learning. Scientific journal. Innovation, technology and business, 2020, no. 2 (8).
3. Herzen S. M., Sukhareva O. E., Skorokhodova L. V. Individual educational paths as an innovative technology for the development of higher education. Higher education today, 2019, vol. 28, no. 10, pp. 57-61.
4. Shaposhnikova N. Yu. Individual educational path of a student: analysis of interpretations of the concept. Pedagogical education in Russia, 2015, no. 5.
5. Vainshtein I. V., Shershneva V. A., Esin R. V., Noskov M. V. Individualization of education in terms of e-learning: experience and prospects. Journal of Siberian Federal University. Humanitarian sciences, 2019, no. 9.
6. Meshkova I. V. Variability of the individual educational path of students of a pedagogical university. Bulletin of KSPU im. V. P. Astafieva. 2016, no. 3 (37).
7. Mishchenko V. A., Tenyunina I. A. Conditions for the formation of the path of professional development of university students. PNiO, 2018, no. 1 (31).
8. Petrukhina O.A. Opportunities for student learning individualization in the educationalprocess at a pedagogical university. The Science of Person: Humanitarian Researches, 2019, no. 3 (37), pp. 97-102.
ISSN 1i987e-320XcF(c^ntM ne) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 1 2021
Раздел 2. Педагогические науки
9. Sazonov B. A. Organization of the educational process: the possibilities of individualization of training. Higher education in Russia, 2020, no. 6.
10. Sazonov B. A. Individually-oriented organization of the educational process as a condition for the modernization of Russian higher education. Higher education in Russia, 2011, no. 4. pp. 10-24.
Information about the author
Angelina O. Shatalova
Senior Lecturer of The Department of Innovation Studies and Structural Physics. Voronezh State Technical University (20 let Oktyabrya st., 84, Voronezh, 394006, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid. org/0000-0001-8531-2078. РMНЦ Author ID: 6069-4577. E-mail: [email protected]
© А. О. Шаталова, 2020