Научная статья на тему 'Подход к оценке эффективности государственного управления национальными ресурсами на примере развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации'

Подход к оценке эффективности государственного управления национальными ресурсами на примере развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ОЦЕНКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омельченко В. В.

Настоящая статья является дальнейшим продолжением работ по рассмотрению основ государственного управления использованием национальных ресурсов, применительно к сфере развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации. С системных позиций рассмотрены роль и место внешнего государственного аудита (контроля) в государственном управлении и предложены общая и конкретные классификационные структуры. Определены уровни государственной поддержки и рассмотрен подход к оценке эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне Центрального банка Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Омельченко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF EVOLUTION IN EFFICIENCY OF STATE ADMINISTRATION BY NATIONAL RESOURCES ON THE EXAMPLE OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MIDDLE ENTERPRISE OF RUSSIAN FEDERATION

The real article is further continuation of works on consideration of state government bases by the use of national resources, as it applies to the sphere of development of small and middle enterprise of Russian Federation. From system positions a role and place of external state audit (control) are considered in state administration and offered general and concrete classifi cation structures. The levels of state support are certain and going near the estimation of effi ciency of measures of state support of small and middle enterprise is considered at the level of the Central bank of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Подход к оценке эффективности государственного управления национальными ресурсами на примере развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации»

#

Вестник РУДН. Серия: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

RUDN Journal of Public Administration

2017 Vol. 4 No 1 7-24

http://journals.rudn.ru/ public-administration

й01: 10.22363/2312-8313-2017-4-1-7-24

ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» ул. Усачева, д. 64, стр. 1, Москва, Россия, 119048

Настоящая статья является дальнейшим продолжением работ по рассмотрению основ государственного управления использованием национальных ресурсов, применительно к сфере развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации. С системных позиций рассмотрены роль и место внешнего государственного аудита (контроля) в государственном управлении и предложены общая и конкретные классификационные структуры. Определены уровни государственной поддержки и рассмотрен подход к оценке эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне Центрального банка Российской Федерации.

Ключевые слова: аудит, государственное управление, контроль, классификация, оценка, предпринимательство, эффективность

Введение. Одним из исключительно важных национальных проектов является приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который направлен на структурные изменения в экономике и социальной сфере, а также на повышение темпов экономического развития. Этот приоритетный проект призван стать центром поиска решений, поэтому является одним из самых важных вопросов обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

Для рассмотрения вопросов стратегического развития Российской Федерации и реализации приоритетных проектов создан Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

В.В. Омельченко

Столь важное направление государственного управления использованием национальных ресурсов не должно остаться без пристального внимания внешнего государственного аудита (контроля). Именно поэтому внешний государственный аудит приоритетных национальных проектов Председатель Счетной палаты Российской Федерации Т. А. Голикова перевела в разряд приоритетных не только в деятельности Счетной палаты, но и всех контрольно-счетных органов Российской Федерации [2].

Одним из важных вопросов приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является развитие малого и среднего предпринимательства, на государственном управлении которым и сосредоточим свое внимание.

1. Общая классификационная структура государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации с определением роли и места внешнего государственного аудита (контроля).

Анализ проблемы управления объектами и процессами действительности показывает, что независимо от предметной области в любом управлении, включая государственное, можно выделить следующие универсальные функции [5, 8]:

1) концепцию (политику) управления, включая целеполагание и координацию управления объектом (процессом),

2) измерение, сбор и представление информации об объекте управления, которые в непрерывном режиме могут быть реализованы в виде интегральной функции наблюдение или мониторинг (1);

3) выявление, анализ и систематизация обнаруженных аномалий (нарушений, недостатков, отклонений, угроз, уязвимостей, рисков) объекта управления и в целом системы управления этого объекта [3, 5, 8];

4) оценка состояния объекта управления и постановка диагноза, в том числе оценка возможного ущерба и последствий реализации мероприятий по управлению объектом [5, 6];

5) предвидение (прогнозирование) (2) и планирование будущего состояния объекта управления, включая возможный ущерб и последствия реализации плана мероприятий по управлению объектом [5, 6];

6) подготовка и принятие решений (мер, поручений) по управлению объектом [5, 7];

7) регулирование решений (мероприятий, поручений и т.д.) по управлению объектом.

Выделенные функции в совокупности и образуют обобщенную интегральную функцию управление (3). Это в полной мере относится и к системе государственного управления, одной из основных частей (функций, функциональных элементов) которой является внешний государственный контроль использования национальных ресурсов. В соответствие с этим, а также рекомендациями [5-7], структуру типового контура государственного управле-

ния состоянием малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, представим на рис. 1.

Рис. 1. Инвариантная структура типового контура государственного управления состоянием малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Представленная структура контура государственного управления по своей сути является универсальной и инвариантной к объекту управления - использование национальных ресурсов, включая развитие малого и среднего предпринимательства. Необходимые прямые и обратные связи, показанные на рис. 1, определяются особенностями функционирования отдельных функциональных элементов (функций) управления. Внешние связи - как надси-стемное управление (цели, угрозы и риски, ограничения), а также входы и выходы для объекта управления необходимы для взаимодействия с надсистемой и средой.

Реализация выделенных на рисунке универсальных функций государственного управления национальными ресурсами позволяет достичь выполнения фундаментальных условий наблюдаемости и управляемости, являющихся ключевыми в теории управления, что обеспечивает эффективное управление объектами и процессами [1, 12].

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) определены следующие базовые универсальные функции государственного управления:

1) государственное планирование (статья 10 Закона № 209-ФЗ);

2) государственный мониторинг (статья 16 Закона № 209-ФЗ);

3) государственная координация (статьи 9-13 Закона № 209-ФЗ);

4) государственное прогнозирование (статьи 9, 10, 12 Закона № 209-ФЗ);

5) государственный контроль и надзор (статьи 4, 5, 7, 14 Закона № 209-ФЗ);

6) государственное регулирование (статьи 1-7 Закона № 209-ФЗ).

Вполне очевидно, что от качества реализации приведенных выше функций зависит эффективность государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Поэтому объектом внешнего государственного аудита (контроля) здесь должны быть не только отдельные функции государственного управления, а все функции в совокупности, направленные на достижение поставленных целей.

К сожалению, в Стратегии как в целевых индикаторах, так и в «Плане мероприятий («Дородная карта») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» представлена только одна функция государственного управления -государственное регулирование (раздел VI).

В соответствии с Законом № 41-ФЗ Счетная палата осуществляет внешний государственного аудит (контроль) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью (далее - федеральные ресурсы) и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты (Глава 1 статья 1). Таким образом, кроме федеральных ресурсов подлежат контролю и иные ресурсы, все вместе - это национальные ресурсы, подлежащие независимому внешнему государственному аудиту (контролю).

С целью определения роли и места Счетной палаты Российской Федерации в контуре государственного управления общую классификационную структуру государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации представим на рис. 2. Качество государственного управления национальными ресурсами (федеральными и иными ресурсами), используемыми на развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, определяется действенностью внешнего государственного аудита (контроля), который в соответствии с существующим законодательством подразделяется на следующие классы (виды):

• государственный внешний аудит (контроль), который осуществляют внешние субъекты аудита (Администрация Президента Российской Федерации, Счетная палата, контрольно-счетные органы Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации);

• государственный внутренний аудит (контроль и надзор) - осуществляют внутренние субъекты контроля и надзора (органы исполнительной власти Российской Федерации);

• негосударственные виды аудита (контроля) - осуществляют независимые некоммерческие и коммерческие субъекты аудита (для предметной об-

ласти информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства - организации 1Т-аудита).

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (в ред. Распоряжений Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р и от 8 декабря

2016 № 2623-р)

Государственное управление в Российской Федерации

(Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ)

Принципы и цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (Статья 6)

Универсальные функции государственного управления

Гос. планирование (Статья 10)

Гос. мониторинг (Статья 16),

Гос. координация (Статьи 9-13) ,

Гос.

прогнозирование (Статьи 9, 10,12) ,

Гос. контроль и надзор (Статьи 4, 5, 7, 14 и др.)

Государственное регулирование (Статьи 1-7 и др.)

Стратегический аудит

реализуемости , рисков и результатов достижения целей

СЭР, предусмотренных документами стратегического планирования РФ (Статья 14)

Внешний государственный аудит (контроль)

(Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №41-ФЗ)

Финансовый аудит

(контроль) целевого и незаконного характера ис пол ьзования сред с тв (Статья 14)

Аудит эффективности

использования средств (Статья 14)

Другие виды аудита использования средств (Статья 14)

Обеспечение Счетной палатой в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции использования национальных ресурсов (аудит противодействия коррупции)

(Статья 5)

хр)

Т

Текущее состояние малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации - как комплексный социально -экономический объект государственного управления

У(1)

Рис. 2. Общая классификационная структура государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» представим основные направления внешнего государственного контроля (аудита) используемых федеральных и иных ресурсов на развитие малого и среднего предпринимательства в виде обобщенной схемы (рис. 3). На рисунке представлены: аудит финансовый, аудит эффективности, аудит стратегический, анализ рисков коррупции (4), другие виды внешнего государственного аудита (контроля) использования национальных ресурсов на развитие малого и среднего предпринимательства, анализ которых представлен в литературе [7].

Для реализации каждого вида внешнего государственного аудита (контроля) и решения соответствующих задач требуется своя специфическая система критериев, показателей и методов аудита.

Государственное управление в форме государственной поддержки малого и среднего предпринимательства проводиться на разных уровнях, среди которых выделим следующие:

• на федеральном уровне;

• на уровне субъектов Российской Федерации;

• на уровне Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»;

• на уровне Центрального банка Российской Федерации. В дальнейшем рассмотрим только последний уровень.

Объекты и процессы внешнего государственного аудита (контроля) использования

национальных ресурсов

Государственное управление состоянием малого и среднего предпринимательства в

Российской Федерации

т

Внешний государственный аудит (контроль) федеральных и иных ресурсов используемых на развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Вид аудита (контроля)

V V 1 ' ЛГ V

Вид внешнего государственного аудита (контроля)

Аудит финансовый

Аудит эффективности

Аудит стратегический

Анализ коррупции

Другие виды

Реализация государственного аудита

Оценка законности

Оценка эффективности

Оценка рисков стратеги -ческой целесообразности

Оценка рисков коррупции

Оценка уровня ущерба при реализации выявленных аномалий (нарушений, недостатков, отклонений , замечаний , угроз, уязвимостей, рисков) (41-ФЗ, статьи 17, 26)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты государственного аудита

Выявление ключевых проблем в деятельности государственных

органов Российской Федерации по результатам экспертно -аналитической и контрольной деятельности (41-ФЗ, статьи 13,16;

Противодействие коррупции (77-ФЗ, статья 2, пункт 5)

ч У

1 г 1 г

Выработка предложений и рекомендаций по

результатам внешнего государственного аудита (контроля) (77-ФЗ, статья 5, пункт 6; 41-ФЗ, статья 14)

Управление по результатам аудита

Осуществление государственного регулирования (77-ФЗ, статьи 1, 6; 41-ФЗ, статья 1)

Рис. 3. Основные направления внешнего государственного аудита (контроля) мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

2. Подход к оценке эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне Центрального банка Российской Федерации. Для эффективного развития малого и среднего предпринимательства безусловно необходима государственная финансовая поддержка, ключевым субъектом которой выступает Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России).

С целью разработки научно обоснованного подхода к оценке эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне Банка России прежде всего необходимо выявить основные направления такой государственной финансовой поддержки. С точки зрения эффективного развития малого и среднего предпринимательства для предпринимателей прежде всего необходимо обеспечить выполнение двух исключительно важных условий становления и развития:

1) наличие финансовых средств для открытия и развития малого и среднего предпринимательства, следовательно, доступность получения дешевых кредитов;

2) устойчивое финансовое состояние конкретной организации (предприятия), которое напрямую зависит от устойчивости кредитно-финансового состояния страны.

Конечно, важны и другие виды государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, но приведенные выше два условия без сомнения являются ключевыми.

Анализ Федерального закона «О Банке России» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, позволяет выделить следующие направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля - является одной из основных целей деятельности Банка России (статья 3). Достижение этой важной цели обеспечивается реализацией соответствующей денежно-кредитной политики Банка России. Это положение закреплено в статье 34.1 Закона № 86-ФЗ: «Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста» (статья 34.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ);

2) обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ);

3) обеспечение государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

К третьему направлению - обеспечение государственной финансовой поддержки в соответствии с Законом № 86-ФЗ - следует отнести следующие законодательные положения:

1) определение порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными

предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ) (статья 34). Следует отметить, что это одна из базовых функций, обеспечивающая на территории Российской Федерации наличного денежного обращения, которая возложена на банк России;

2) установление правил наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. При этом Банк России устанавливает правила, формы и стандарты безналичных расчетов (статья 82.3).

3. Доступность получения дешевых кредитов субъектами малого и среднего предпринимательства. В стратегии развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации до 2030 г. констатируется, что реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки, в рамках которых во всех регионах страны предприниматели имеют возможность получать субсидию для возмещения затрат на ведение бизнеса, микрозаймы, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях.

Рассмотрим вопрос получения кредитов субъектами малого и среднего предпринимательства. Ключевым условием государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства является доступность получения дешевых кредитов его субъектами или кредитов на льготных условиях. Кредиты в Российской Федерации выдаются по определенной процентной ставке (5) или так называемому ссудному проценту (6), который несет в себе известную с глубокой древности идею ростовщичества (7). В основе понятия ростовщичество лежат «незаконные росты, ростовщичьи проценты» [3], которые определяются древнерусским словом лихва (ж. р.): избыток, излишек; корыстные, вымогательные барыши при денежных оборотах, а также прибыль, барыш, проценты [3].

С целью более глубокого понимания вопроса приведем классификацию видов ссудного процента на современном этапе состояния экономики Российской Федерации. Классификация видов ссудного процента, назначаемого Банком России, приведена на рис. 4, на котором выделены три основных класса ссудного процента:

1) ставка рефинансирования для кредитных организаций;

2) процентная ставка для юридических и физических лиц;

3) ставка ЛИБОР (8) по банковским вкладам в иностранной валюте.

Темным цветом на рисунке подкрашены основные объекты дальнейшего

анализа и исследования.

Систематизация видов ссудного процента на более низких уровнях по другим признакам-основаниям на классы, в рамках предметной области развития малого и среднего предпринимательства приведена в таблице 1.

Ссудный процент - основа ростовщичества

Вид ссудного процента

"74"

Рис. 4. Классификация видов ссудного процента, назначаемого Банком России

Таблица 1

Систематизация видов ссудного процента в рамках предметной области развития малого и среднего предпринимательства

№ Признак-основание классификации № класса Наименование класса ссудного процента

1 По форме кредита 1.1 Коммерческая процентная ставка

1.2 Банковская процентная ставка

1.3 Потребительская процентная ставка

1.4 Процентная ставка по государственному кредиту

2 По виду инвестиций 2.1 Процентная ставка по кредитам в оборотные средства

2.2 Процентная ставка по инвестициям в основные фонды

2.3 Процентная ставка по инвестициям в ценные бумаги

3 По срокам кредитования 3.1 Процентная ставка по краткосрочным ссудам

3.2 Процентная ставка по долгосрочным ссудам

3.3 Процентная ставка по среднесрочным ссудам

4 По видам операций кредитных учреждений 4.1 Депозитная процентная ставка

4.2 Процентная ставка по ссудам

4.3 Процентная ставка по межбанковским кредитам

Ссудный процент лежит в основе кредитно-финансовой системы государства, при этом механизм его реализации характеризуется следующим:

• государственное управление судным процентом со стороны Банка России сменяется использованием экономических методов регулирования его уровня;

• уровень процента, порядок его начисления и взимания определяется договором между участниками кредитной сделки с учетом спроса и предложения кредитных ресурсов.

В стратегии развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации до 2030 г. констатируется, что до настоящего времени остается нерешенным вопрос доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам для целей развития бизнеса. По данным Банка России, в 2015 г. доля малых и средних предприятий в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составила 16,9 процента (среднемировой уровень - 23 процента). Почему такое негативное положение соблюдается в нашей стране?

В настоящее время Российская Федерация является членом ВТО и обязана действовать в соответствии с требованиями этой международной организации, что несомненно касается и организаций малого и среднего предпринимательства. Чтобы оценить уровень государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в современных условиях, в том числе в обеспечении доступности получения дешевых кредитов его субъектами на этапе его становления, приведем сравнительную характеристику процентных ставок по Европе (таблица 2. Сайт: ЕХБТКЕЕТ Рынок Форекс).

Как видим, на критическом пути по рассматриваемому вопросу, где процентная ставка не в разы, а на порядок и более отличается по сравнению с другими странами - членами ВТО, находится только Российская Федерация. При таком уровне процентной ставки невозможно не только обеспечить конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, но и невозможно обеспечить его успешное становление. В этих жестких условиях чрезвычайно высокого, по сути, ростовщического процента отечественными предпринимателям выгоднее брать действительно дешевые кредиты в других странах ВТО в иностранной валюте. Такое положение дел в финансово-кредитной сфере действительно является критическим, так как отечественные предприниматели, беря кредиты за рубежом, по сути, поддерживают экономику не своей страны, а экономики других стран ВТО.

Как сказано в Стратегии: «рост процентных ставок и кризис ликвидности - эти и другие смежные факторы отрицательно повлияли на себестоимость продукции и рентабельность бизнеса, инвестиционные планы и финансовую устойчивость малых и средних предприятий». Вот уж действительно, осуществлять ««рост процентных ставок» в таких тяжелых условиях, что весьма успешно проводит Банк России, - это не поддается логике и противо-

речит стратегическим и тактическим целям развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации.

Таблица 2

Сравнительная характеристика текущих процентных ставок стран Европы

Страна Текущая процентная ставка Предыдущее значение Время принятия предыдущего значения

1. Швейцария -0,75% -0,75% 15.01.2015 - 09:30

2. Венгрия +0,90% +0,90% 24.05.2016 - 12:00

3. Россия +10,00% +10,00% 16.09.2016 - 10:30

4. Румыния +1,75% +1,75% 01.07.2015 - 08:00

5. Европейский валютный союз 0,00% 0,00% 10.03.2016 - 12:45

6. Польша +1,50% +1,50% 04.03.2015 - 12:56

7. Чехия +0,05% +0,05% 01.11.2012 - 10:00

8. Дания -0,75% -0,50% 05.02.2015 - 15:00

9. Исландия +5,00% +5,25% 14.12.2016 - 10:19

10. Норвегия +0,50% +0,50% 17.03.2016 - 09:00

11. Швеция -0,50% -0,50% 11.02.2016 - 08:30

12. Великобритания +0,25% +0,25% 04.08.2016 - 11:00

Отсюда следуют важные выводы:

1) ключевое условие доступность получения дешевых кредитов для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации не обеспечено на уровне Банка России;

2) эффективность мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства по целевому показателю доступность получения дешевых кредитов на уровне Центрального банка Российской Федерации равна нулю.

4. Обеспечение Банком России устойчивого кредитно-финансового состояния страны - как необходимое условие развития малого и среднего предпринимательства. Устойчивое кредитно-финансовое состояние страны в свою очередь определяется устойчивостью рубля - кровеносной системы экономики Российской Федерации. Это ключевое условие, которое непосредственно влияет на все стороны социально-экономического положения страны, включая развитие малого и среднего предпринимательства Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации определено: «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти» (статья 75, пункт 2).

Официальный курс рубля к иностранным валютам каждый день устанавливает Банк России, при этом за основу берется цена рубля относительно доллара США на ежедневных торгах Московской биржи. Исходя из этого курса, Банк России рассчитывает стоимость рубля относительно других иностранных валют.

Итак, основные «игроки» на этой «поляне» - Банк России и Московская биржа. Посмотрим, как этой двоицей обеспечивается конституционное требование устойчивость рубля. При этом помним, что Московская биржа показала в 2015 г. рекордную прибыль по МСФО, заработав 27,8 млрд рублей за счет высоких процентных ставок и роста портфеля ценных бумаг. В 2014 г. площадка получила прибыль почти в 16 млрд рублей.

В последнее время рубль постоянно дешевеет, время от времени отыгрывая несколько пунктов, что ведет к его инфляции, подорожанию товаров и пр. Динамика ослабления рубля в 2014 г. приведена на рис. 5.

39

2g____!______|_____'_____J______!___

мар'13 май'13 июл'13 сен'13 ноя'13 янв'14 мар'14 май'14

Рис. 5. Динамика ослабления рубля в 2014 г.

(Источник: сайт Яндекс котировки)

Сильное негативное воздействие на сектор малого и среднего предпринимательства оказывают кризисные явления и государственное управление этим кризисом. Однако если оценивать эффективность государственного управления, то сектор промышленного производства страны ушел в минусы, однако совсем другая ситуация в банковской системе страны, на той же Московской бирже.

В финансово-кредитной системе страны, за которую отвечает Банк России, резко возросла спекулятивная составляющая, так чистая прибыль Москов-

ской биржи выросла в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 74,1%, до 27,8 млрд рублей. При этом операционные доходы торговой площадки в 2015 г. составили почти 46 млрд рублей, что на 53,1% больше, чем год назад. Большую часть доходов биржа получила в виде процентных доходов (28 млрд рублей), объем которых по сравнению с 2014 г. удвоился (Источник: РБК).

Таким образом, все говорит о том, что рубль продолжает падать по отношению к доллару. Это не будет таким резким скачком, как в 2008-2009 гг., однако общая тенденция к девальвации устойчиво сохраняется.

На рис. 6 приведена динамика соотношения доллара к рублю в 2016 г., которая имеет очевидную тенденцию падения рубля.

Рис. 6. Динамика соотношения доллара к рублю в 2016 г.

(Источник: сайт 1пуе8йп§/сот(ОМТ+3))

Как видим, отрицательные тенденции сохраняются, следовательно, по-прежнему промышленный сектор экономики страны в минусе, включая малое и среднее предпринимательство, а банковский сектор в плюсе. Прибыль российских банков в 2016 г. выросла в 4,8 раза - до 930 миллиарда рублей, по сообщению Банка России в центральную прессу.

Как отмечает финансовый директор Московской биржи Е. Фетисов, получить высокие процентные доходы бирже (прибыль выросла по сравнению с 2014 г. на 74,1%) помогли высокие ставки, которые были на рынке в начале года. В декабре 2015 г. Банк России увеличил ключевую ставку до 17%. Старший аналитик по банковскому сектору ИК «Атон» М. Ганелин сообщил, что полученная Московской биржей прибыль была ожидаемой. Аналитик отмечает, что высокий процентный доход - исключительная особенность российской биржи: «Ни одна другая биржа в мире не может похвастаться столь высокой долей процентных доходов» (Источник: РБК, сайт http://www.rbc.ru/ Апапсеэ/03/03/2016).

Сейчас мы не рассматриваем все негативные последствия принятого в 2016 г Банком России неконституционного решения о «свободном курсе» рубля. Отметим только, что для развития малого и среднего предпринимательства это имело катастрофические последствия, связанные с закрытием (замораживанием) и ликвидацией многих отечественных предприятий.

Следует отметить также, что Банк России своими незаконными действиями по дестабилизации рубля прямо нарушил статью 75 Конституции Российской Федерации и статьи 3 и 34.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Оценка эффективности мер поддержки развития малого и среднего предпринимательства на уровне Банка России.

Эффективность мер государственного управления использованием национальных ресурсов непосредственно связана с получением конкретных результатов этого управления, а также с ответственностью органов управления за получение конкретных результатов. Соответственно, оценка эффективности мер поддержки развития малого и среднего предпринимательства на уровне Банка России - это прежде всего достижение устойчивого кредитно-финансового состояния страны и устойчивостью рубля, что позволяет субъектам предпринимательства брать кредиты.

Таким образом, эффективность мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне Банка России непосредственно связана с получением конечного результата, которым в рассматриваемом случае является целевой показатель: доступность получения кредитов субъектами малого и среднего предпринимательства,

Оценку эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне Банка России представляется целесообразным проводить по трем основным этапам:

I этап 1995-2007 гг., связанный с принятием Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ;

II этап 1997-2016 гг., связанный с принятием Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ;

III этап 2016-2030 гг., связанный с принятием «Стратегии развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года» от 2016 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р.

Учитывая значительную продолжительность временных этапов структурной перестройки хозяйственных механизмов, множественность различных факторов влияния и разные целевые ориентиры государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства, оценку эффективности проводим на качественном уровне по полученным конечным результатам (таблица 3).

Таблица 3

Оценка эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне Банка России

Устойчивость кредитно-финансовой системы Устойчивость рубля Доступность получения кредитов

I этап 1995-2007 гг.

1-й подэтап до 2002 года Достигнуто Достигнуто Достигнуто

2-й подэтап до с 2002 - 2007 гг. Не достигнуто Не достигнуто Не достигнуто

II этап 1997-2016 гг. Не достигнуто Не достигнуто Не достигнуто

III этап 2016-2030 гг. ? ? ?

Как показывает статистика состояния развития малого и среднего предпринимательства по выделенным целевым показателям государственного управления на уровне Банка России более чем за 20-летний период (с 1995 г.), выделяется в лучшую сторону период с 1998 по 2002 г. (Руководитель Банка России В.В. Геращенко).

Эффективность мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства по приведенным ключевым показателям доступность получения кредитов, устойчивость рубля и в целом кредитно-финансового состояния страны на уровне Банка России на других этапах (с 2003 г. по настоящее время), по самым оптимистическим оценкам, крайне низка.

© Омельченко В.В., 2017

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Мониторинг - иностранное слово, произошло от слова монитор [англ, monitor, лат. monitor предостерегающий], означающее: 1) мелкосидящий бронированный военный корабль с сильной артиллерией, предназначенный для операций у морских берегов и на реках; 2) прибор для контроля определенных параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах, например, уровня радиоактивных излучений в помещении; 3) устройство для контроля качества телевизионного изображения (видеоконтрольное устройство) [11].

(2) Прогнозирование - иностранное слово, означающее составление прогноза развития, становления, распространения чего-л. (напр., науки, отрасли производства, процесса, отношений и др.) на основании изучения тщательно отобранных данных, произошло от слова прогноз [гр. progrtfsis] - предвидение, предсказание о развитии чего-л., основанное на определенных данных, напр. п. погоды, п. течения и исхода болезни [11].

(3) Управление - древнерусское слово от глагола управлять (у/прав/лять) с родовым корнем прав. В Толковом словаре живого великорусского языка означает: у-прав-ить

чем, править, давая ход, направленье; распоряжать, -ся, заведывать, быть хозяином, распорядителем чего, порядничать [3].

(4) Анализ рисков коррупции - в Законе определена как задача Счетной палаты Российской Федерации: «обеспечения в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции» (задача 9, статья 4). В Федеральном законе «О парламентском контроле» от 7.05.2013 г. 77-ФЗ противодействие коррупции определено как одна из задач парламентского контроля (статья 2, пункт 5).

(5) Процент или проценты, мн. - это счет или цифра, означающая доход или плату с сотни; рез, резы, настав (стар.), соста, рост, росты, верхи, вершки, свершки, лихва [3].

(6) Ссудный процент - это денежное вознаграждение, которое получают кредиторы, предоставляя кредит. Ссудный процент является ценой кредита, или платой, которую заемщик денег должен кредитору за пользование кредитом.

(7) Ростовщик, -щица, означающий человека, живущего доходами с истиника, ростами (франц. rentier); принято более в дурн. энач. человек, берущий лихву, незаконные росты, и сверх того большие залоги, на тяжких условиях [3].

(8) ЛИБОР - лондонская межбанковская ставка предложения, т. е. средняя ставка процента, по которой банки в Лондоне предоставляют кредит другим банкам путем размещения у них депозитов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Воронов А.А. Устойчивость, управляемость, наблюдаемость. М.: Наука. Гл. ред. ФМЛ. 1979. 336 с.

[2] Голикова Т.А. О роли и месте аудита при реализации приоритетных проектов. Вестник АКСОР. № 4. 2016. С. 4-8.

[3] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 томах. М.: РИПОЛ классик, 2011 (Золотая коллекция).

[4] Омельченко В.В. Общая теория классификации. Часть I. Основы системологии познания действительности. М.: ООО «ИПЦ Маска», 2008. 436 с.

[5] Омельченко В.В. Основы систематизации. В двух частях. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 480 с.

[6] Омельченко В.В. Прогнозирование как важнейшая функция управления: Историко-логический анализ древних писаний и древнерусского языка // Вестник РУДН: серия: Государственное и муниципальное управление. № 2. 2014. С. 85-102.

[7] Омельченко В.В. Внешний государственный контроль бюджетных расходов: концептуальные аспекты // Вестник АКСОР. № 3 (31). 2014. С. 35-48.

[8] Омельченко В.В. Систематизация и анализ истоков происхождения ключевых понятий государственного управления надзор и контроль // Вестник РУДН: серия: Госу -дарственное и муниципальное управление. № 1. 2016. С. 7-19.

[9] Омельченко В.В. Проведение внешнего государственного контроля: классификация нарушений, недостатков, угроз и рисков. Вестник АКСОР. № 1 (37). 2016. С. 57-65.

[10] Поспелов Д.А. Ситуационное управление. Теория и практика. М.: Наука, 1986.

[11] Словарь иностранных слов. Главный редактор Ф.Н. Петров. 15-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988. 608 с.

[12] Словарь по кибернетике. Под ред. академика АН СССР В.М. Глушкова. Глав. ред. Украинской советской энциклопедии. Киев, 1979. 624 с.

REFERENCES

[1] Voronov A.A. Stability, controllability, observability. M.: Science. Gl. Red. FML. 1979. 336 p.

[2] Golikova T.A. About the role and place of the audit in the implementation of priority projects. Bulletin of AKSOR. No. 4. 2016. S. 4-8.

[3] Dal V.I. Explanatory Dictionary of Russian language. The 4 vol. Moscow: RIPOL classic (Golden Collection), 2011.

[4] Omelchenko V.V. The general theory of classification. Part 1: The Basics systemology knowledge of reality. Moscow: "CPI Mask" LLC, 2008. 436 p.

[5] Omelchenko V.V. Fundamentals of systematization. In two parts. Moscow: Book House "LIBROKOM", 2012. 480 p.

[6] Omelchenko V.V. Forecasting as a key management function: Historical-logical analysis of ancient writings and ancient language // Bulletin of PFUR: series of State and municipal management. No. 2. 2014. S. 85-102.

[7] Omelchenko V.V. External state control of the budgetary expenses: conceptual aspects // AKCOP Bulletin. № 3 (31). 2014. P. 35-48.

[8] Omelchenko V.V. The Systematization and analysis of the origins of the origin of key concepts of public administration supervision and control // Vestnik RUDN, series State and municipal management. No 1. 2016. S. 7-19.

[9] Omelchenko V.V. An external state control: classification of violations, weaknesses, threats and risks. Bulletin of AKSOR. No. 1 (37). 2016. S. 57-65.

[10] PospelovD.A. Situational management. Theory and practice. M.: Nauka, 1986.

[11] Dictionary of foreign words. Editor - F.N. Petrov. 15th ed., Rev. M.: Rus. Lang., 1988. 608 p.

[12] The dictionary on cybernetics. Under the editorship of the academician of Academy of Sciences of the USSR V.M. Glushkov. Heads. edition. Ukrainian Soviet encyclopedia. Kiev, 1979. 624 pages.

METHODS OF EVOLUTION IN EFFICIENCY OF STATE ADMINISTRATION BY NATIONAL RESOURCES ON THE EXAMPLE OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MIDDLE ENTERPRISE OF RUSSIAN FEDERATION

Victor V. Omelchenko

Federal scientific institution "State Research Institute of the System Analysis of Audit Chamber of the Russian Federation" Usacheva St., 64-1, Moscow, Russia, 119048

The real article is further continuation of works on consideration of state government bases by the use of national resources, as it applies to the sphere of development of small and middle enterprise of Russian Federation. From system positions a role and place of external state audit (control) are considered in state administration and offered general and concrete classification structures. The levels of state support are certain and going near the estimation of

efficiency of measures of state support of small and middle enterprise is considered at the level of the Central bank of Russian Federation.

Key words: audit, state administration, control, classification, estimation, enterprise, efficiency

Об авторе:

Омельченко Виктор Валентинович - доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, главный научный сотрудник Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.