Научная статья на тему 'Подготовки педагога по информатике к технологическому проектированию'

Подготовки педагога по информатике к технологическому проектированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / COMPUTER SCIENCE / INFORMATION TECHNOLOGY / COMPUTER LITERACY / TECHNOLOGICAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузанкова Людмила Викторовна

В статье рассмотрены особенности подготовки педагога по информатике к технологическому проектированию. Отражены основные пути повышения эффективности профессиональной подготовки преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пузанкова Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The training of the teacher on informatics for technological design

In the article features of training of the teacher on informatics to technological design are considered. The author gives the examples of the usage of the forms, methods technological designs in the educational process.

Текст научной работы на тему «Подготовки педагога по информатике к технологическому проектированию»

УДК 378.22 ББК 74.58

Пузанкова Людмила Викторовна

кандидат педагогических наук кафедра информатизации образования и методики информатики Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина

г. Рязань Puzankova Liudmila Candidate of Pedagogics Chair of the Informatisation of Education and Computer Science Methody The Ryazan State University named for S. A. Yesenin

Ryazan eluda2001@mail.ru

Подготовки педагога по информатике к технологическому проектированию

The training of the teacher on informatics for technological design

В статье рассмотрены особенности подготовки педагога по информатике к технологическому проектированию. Отражены основные пути повышения эффективности профессиональной подготовки преподавателей.

In the article features of training of the teacher on informatics to technological design are considered. The author gives the examples of the usage of the forms, methods technological designs in the educational process.

Ключевые слова: информатика, информационные технологии, компьютерная грамотность, технологическое проектирование.

Key words: computer science, information technology, computer literacy, technological design.

Совершенно недостаточная методическая исследованность подготовки

учителя к технологическому проектированию процесса обучения в новой сбалансированной информационно-образовательной среды (ИОС) на базе прогрессивных средств современных информационно-коммуникационных (ИКТ) обусловлена важными факторами:

основное содержание подготовки современного учителя ориентировано на использование средств прогрессивных ИКТ в ходе классического процесса образования, а не образовательного процесса, ориентированного на дидактические возможности новой ИОС, следствием этого является снижение эффективности педагогической подготовки;

ограниченным опытом, накопленным в этой области, не являющимся достоянием каждого учителя, следствием чего, в процессе освоения передового содержания проектировочного компонента проф. деятельности современного учителя требуется формирование коммуникативных форм педагогической деятельности, направленных на обобщение, оценку, внедрение в практику и распространение прогрессивного опыта и аргументированных новшеств;

неимение нужной реально-технической базы, профессиональных ресурсов в любом отдельном учреждении образования, что в свою очередь актуализирует ключевую проблему интеграции этих ресурсов в формате личного сетевого взаимодействия учреждений образования, как современной организационной формы образования педагогов.

Классическое определение процесса образования как целостного процесса приема-передачи общественно-значимого опыта сейчас трактуется по-новому в части образовательных технологий.

"Технология - это совокупность приёмов, средств, методов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве" [1].

Понятие "технология" имеет прямое отношение ко всякой сфере деятельности человека, там, где бывает нужным ответить на важные вопросы: как рационально и эффективно добиться запланированного результата?

В широком значении технология - это наука о функционировании всякой нетривиальной системы (будь то производство, образование, социум и др.).

Понятие образовательной или педагогической технологии может быть представлено в основных сферах [1]:

в научной, исследующей более рациональные пути преподавания; в объяснительной организации способов, основ и регуляторов, используемых в обучении;

в действительно исполняемом процессе деятельности (практическом), где работают всегда индивидуальные, инструментальные, методологические ресурсы.

В нашем исследовании мы взяли за основу принципы педагогической технологии, разработанные В.М. Монаховым.

Данная педагогическая технология имеет 5 обязательных компонентов:

диагностика.

целеполагание.

дозирование.

логическая структура процесса обучения. коррекция.

Практика свидетельствует, что при внедрении новой технологии, преподаватели сразу устремляются к формированию учебных планов, программ, учебных пособий и т.д. и если их и описывают, то, в общем виде, забывают про постановку целей. Эту ошибку в принимаемой нами технологии, мы избегаем. Следовательно, имеем возможность, уточнить цели через технологию преподавания информатики.

Мы апробировали технологию, которая формирует и развивает не только конкретно-практические навыки, которые формируются в традиционной системе образования, но и абстрактно-понятийного, абстрактно-логического мышления. Ключевой идеей является идея технологического подхода к обучению, создание комфортных условий для обучающихся и учителя, формирование авторской индивидуальности и вариативности в самостоятельном освоении, самостоятельном выборе варианта обучения (на отлично, удовлетворительно и хорошо). Основным объектом проектирования учебного процесса в апробированной технологии является тема, а не урок. Ученикам, в соответствии с этой технологией, за неделю до изучения темы показывается технологическая карта уроков (тема сообщается заранее). Они могут предложить корректировку карты в пределах разумного не позднее двух дней до проведения уроков.

Технологическая карта имеет пять обязательных компонента:

Целеполагание. Микроцели учебного процесса выстраиваются педагогом по определенным процедурным правилам в границах курса, раздела, темы. Количество их изменяется от 2 до 6.

Диагностика. Она устанавливает факт достижения микроцели, составленный из самостоятельной проверенной работы (1 и 2 задание должно соответствовать уровню ГОСТ). В диагностике должно быть четыре задания. Если диагностика установила, что знания, умения и навыки ученика не соответствуют уровню Государственного стандарта, то после коррекции, он должен вернуться вновь к диагностике.

Дозирование. Отличительной особенностью дозирования домашнего задания является то, что оно дифференцировано по уровням сложности, выбрать который может сам учащийся. Учитель проверяет самостоятельность его выполнения.

Логическая структура учебного процесса. Деятельность преподавателя и учащегося, представляется через проект системы уроков (количество уроков меняется от 6 до 24). Над каждым уроком ставится отличительный знак его содержания (например К, если на уроке будет коррекция, или М, если на уроке будет изучаться микроцель).

Коррекция. Деятельность педагога и обучаемого по восполнению пробелов, которые выявила диагностика на уровне требований стандарта и более высоких уровнях и предложили сами учащиеся.

Рассмотрим компоненты и функции технологических карт:

1. «Целеполагание». Основная в технологии процедура составления микроцелей.

Микроцель - чёткое и краткое ведение требований образованного стандарта, которая обязательно должна быть диагностируема. Разработка целей идет на уровне темы, далее раздела, курса.

2. «Диагностика». В каждой диагностике должно быть 4 задания: №1 и №2 - соответствуют уровню Госстандарта и обязательны для выполнения всеми учащимися.

№3 и №4 - составляются на повышенном уровне (эвристическом, творческом) сложности. Задачи, указанные в разделе диагностики, на диагностику не выносятся, выносятся похожие по сложности, но другие. Так как учащиеся не знают точно какие задания будут на контроле, стараются решить как можно больше других. Они пытаются разобраться во всех задачах, предложенных в дозировании.

3. «Дозирование» связано с «диагностикой». Это как бы тренировочные для достижения цели задания. Дозирование нормализует нагрузку учащегося. Очевидно, что перегруженность домашних заданий приводит к негативному отношению к ним у учащихся. А в данном случае учащийся сам выбирает себе нагрузку, поэтому и нет негативного отношения к дозированию.

4. «Логическая структура». Логическую структуру изучения темы определяют число и содержание микроцелей, определенные ими задачи курса. Она задает временную продолжительность достижения каждой микроцели (от одного значка микроцели до другого), оптимизируются основной и вспомогательный понятийный аппарат, составляются программы развития учащихся (путём тестирования, убеждения и посредством сопоставления самого учащегося), что является ещё одним плюсом данного подхода.

Продолжительность определяется числом необходимых уроков для достижения соответствующей микроцели, на заданных через диагностику уровнях. Отличительным отличием от традиционного календарного планирования, преподаватель настраивается на оптимальную интенсивность учебного процесса, зависящую от субъективных причин:

профессиональных особенностей учителя;

возможностей класса;

конечный результат, который жестко задан микроцелями.

Одним из видов самостоятельной работы наших обучающихся является работа с учебно-методическими пособиями «Тестовые задания по информационным и коммуникационным технологиям(с подробными решениями)» [2] и «Тестовые задания по основам информатики(с подробными решениями)» [3], в которых подробно разобрано решение тестовых заданий охватывающих все разделы предмета «Информатика».

5.«Коррекция». Для ознакомления учащимся выносится только часть этого блока, сформированная таким образом, чтобы не закрепить в памяти ученика саму ошибку. В блоке коррекции могут появиться новые задачи, после проведения диагностики, стоящие перед учителем по выводу учащегося или группы учащихся, не справившихся с заданием уровня ГОСТ.

Кроме технологических карт, строятся и информационные карты уроков, в которых подробно изложен материал занятий. Информационные карты уроков могут быть предложены учащимся, в отличие от конспектов уроков преподавателей.

В процессе подготовки к занятиям со школьниками и студентами мы рекомендуем использовать учебные пособия предназначенные бакалаврам и магистрантам педагогических вузов, изучающим систематический курс «Теория и методика обучения информатике»:

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика обучения информатике» [4].

Методика преподавания содержательной линии представления информации на примере обучения системам счисления [5].

Данные пособия является частью учебно-методического комплекса, который помогает студентам овладеть знаниями, умениями и навыками по предмету «Теория и методика обучения информатике».

Отличительные черты технологии, предложенной нами:

технологическая карта изучения модуля предлагается заранее, и учащиеся имеют право внести корректировку в него за три дня до изучения его (перенести диагностику на другой срок, предложить коррекцию и так далее).

диагностика всего модуля проходит в тестовой форме. Учащимся предлагаются пробные тесты на этот модуль.

повторная диагностика по уже диагностируемому модулю с целью улучшения оценки возможна и проходит по согласованию с преподавателем.

доступность информации об уроках (доступность технологических и информационных карт).

Основные преимущества такого подхода:

мягкая регламентация образовательной деятельности (учащийся может подбирать удобное время выполнения домашнего задания (он точно знает, что будет сегодня на уроке: диагностика или проверка домашнего задания, изучение новой темы или закрепление изученного материала)), гарантия достижения уровня государственного стандарта, учащийся может выбирать модель обучения,

комфортные условия (учащийся он имеет возможность после диагностики и коррекции, вновь пройти диагностику и показать более высокие знания и др).

На занятиях со студентами мы используем статьи в современных сборниках, таких как Вестник Челябинского государственного педагогического университета [6] и др.

Преподавателю всегда принципиально знать заучил ли наш обучаемый основной минимум. Дополнительный материал всегда прорабатывается с особенной ориентацией на невольное усвоение, расширяющее способности каждого обучаемого, охваченного активной творческой работой. Технологический подход к процессу обучения гарантирует достижение заранее запланированного результата обучения. Быстрая обратная связь,

пронизывающая весь процесс обучения - основа одновременной ориентации обучения на цели.

Библиографический список

1. Мутанов, Г.М., Еремина, Л.В. Методика преподавания информатики и педагогические технологии. [Текст] - Петропавловск: ИТЦ Северо-Казахстанский государственный университет, 2002. - 94 с.

2. Пузанкова, Л.В., Роговая, О.М., Дергачева, Ю.Ю. Тестовые задания по основам информатики (с подробными решениями): учебн.-метод. пособие. [Текст] - Рязань: издательство «Образование Рязани», 2012. - 276 с.

3. Пузанкова, Л.В., Роговая, О.М., Дергачева, Ю.Ю. Тестовые задания по информационным и коммуникационным технологиям (с подробными решениями): учебн.-метод. пособие. [Текст] - Рязань: издательство «Образование Рязани», 2012. - 260 с.

4. Пузанкова, Л.В. Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика обучения информатике»: учебн.-метод. пособие. [Текст] - Рязань: Редакционно-издательский РГУ имени С.А. Есенина, 2014. - 60 с.

5. Пузанкова, Л.В. Методика преподавания содержательной линии представления информации на примере обучения системам счисления учебн.-метод. пособие. [Текст] - Рязань: Редакционно-издательский РГУ имени С.А. Есенина, 2014. - 68 с.

6. Пузанкова, Л.В. Подготовка студентов направления педагогическое образование с использованием методов формирования компьютерной грамотности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. [Текст] — 2014. — №5. С. 157-167.

Bibliography

1. Mutanov, G.M., Eremina, L.V. The technique of teaching of informatics and pedagogical technologies: Educational and methodical book. [Text] - Petropavlovsk: ITTs North Kazakhstan state university, 2002. - 94 p.

2. Puzankova, L.V., Rogovy, O.M., Dergacheva, YU.YU. The test on fundamentals of informatics (with detailed decisions): Educational and methodical book. [Text] - Ryazan: The education of Ryazan, 2012. - 276 p.

3. Puzankova, L.V., Rogovy, O.M., Dergacheva, YU.YU. The test tasks on the information and communication technologies (with detailed decisions): Educational and methodical book. [Text] - Ryazan: The education of Ryazan, 2012. - 260 p.

4. Puzankova, L.V. Workbook on discipline «The theory and technique of training in informatics»: Educational and methodical book. [Text] - Ryazan: the Ryazan State University named for S. A. Yesenin, 2014. - 60 p.

5. Puzankova, L.V. The technique of teaching the substantial line of submission of information on the example of training in numeral systems: Educational and methodical book. [Text] -Ryazan: the Ryazan State University named for S. A. Yesenin, 2014. - 68 p.

6. Puzankova, L.V. The training of students of the direction pedagogical education the with use of methods of formation of computer literacy // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. [Text] - 2014. №5. С. 157-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.