Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ЗАКОНА О ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ ШОТЛАНДСКОГО НАРОДА В 20-30-Х ГОДАХ XIX ВЕКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СРЕДНЕГО КЛАССА'

ПОДГОТОВКА ЗАКОНА О ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ ШОТЛАНДСКОГО НАРОДА В 20-30-Х ГОДАХ XIX ВЕКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СРЕДНЕГО КЛАССА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ШОТЛАНДИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / СРЕДНИЙ КЛАСС / ИСТОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ / АКТ О ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ ШОТЛАНДСКОГО НАРОДА 1832 Г

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Максименко Марина Андреевна

Рассматриваются проблемы, связанные с историей среднего класса. Не менее интересны процессы формирования этого класса: появление новых ценностей и ориентиров, становление идентичности, а также развитие собственных политических амбиций. Анализируется значение акта 1832 г. Многие историки связывают с ним предоставление политической свободы среднему классу. Благодаря закону о представительстве шотландского народа, электорат Шотландии был значительно увеличен; но помимо гражданских свобод в ходе борьбы за политические права представители среднего класса смогли осознать собственные политические потребности, оказавшие значительное влияние на формирование идентичности. Изучается ход подготовки самого законопроекта, процесс его обсуждения, а также то, какое влияние принятие этого закона оказало на представителей шотландского среднего класса. Даются различные историографические концепции на акт 1832 г., которые были систематизированы по проблемному принципу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF THE LAW ON THE REPRESENTATION OF THE SCOTTISH PEOPLE IN THE 20-30 YEARS OF THE 19TH CENTURY AND ITS INFLUENCE ON THE FORMATION OF THE POLITICAL NEEDS OF THE MIDDLE CLASS

Recently, issues related to the history of the middle class have become popular. On the other hand, the processes associated with the formation of this class are no less interesting: the emergence of new values and guidelines, the formation of identity, as well as the development of their own political ambitions. It is difficult to overestimate the significance of the 1832 act, since many historians associate it with the granting of political freedom to the middle class. Indeed, thanks to the Scottish Representation Act, Scotland's electorate has been greatly increased; but, in addition to civil liberties, in the struggle for political rights, the middle class was able to understand their own political needs, which had a significant impact on identity formation. The article examined the preparation of the bill itself, the process of its discussion, as well as the impact the adoption of this law had on representatives of the Scottish middle class. Moreover, the text gives various historiographic concepts for the act of 1832, which were systematized according to a problematic principle.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ЗАКОНА О ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ ШОТЛАНДСКОГО НАРОДА В 20-30-Х ГОДАХ XIX ВЕКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СРЕДНЕГО КЛАССА»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

УДК 94

doi 10.18522/2687-0770-2021-1-72-77

ПОДГОТОВКА ЗАКОНА О ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ ШОТЛАНДСКОГО НАРОДА В 20-30-х ГОДАХ XIX ВЕКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

СРЕДНЕГО КЛАССА

© 2021 г. М.А. Максименко а

а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

PREPARATION OF THE LAW ON THE REPRESENTATION OF THE SCOTTISH PEOPLE IN THE 20-30 YEARS OF THE 19th CENTURY AND ITS INFLUENCE ON THE FORMATION OF THE POLITICAL NEEDS

OF THE MIDDLE CLASS

M.A. Maximenko а

а Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Максименко Марина Андреевна -ассистент, Институт истории и международных отношений, Южный федеральный университет, ул. Б. Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082, Россия. E-mail: mmaksimenko@sfedu.ru

Marina A. Maximenko -

Assistant,

Institute of History

and International Relations,

Southern Federal University,

Bolshaya Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don,

344082, Russia.

E-mail: mmaksimenko@sfedu.ru

Рассматриваются проблемы, связанные с историей среднего класса. Не менее интересны процессы формирования этого класса: появление новых ценностей и ориентиров, становление идентичности, а также развитие собственных политических амбиций. Анализируется значение акта 1832 г. Многие историки связывают с ним предоставление политической свободы среднему классу. Благодаря закону о представительстве шотландского народа, электорат Шотландии был значительно увеличен; но помимо гражданских свобод в ходе борьбы за политические права представители среднего класса смогли осознать собственные политические потребности, оказавшие значительное влияние на формирование идентичности. Изучается ход подготовки самого законопроекта, процесс его обсуждения, а также то, какое влияние принятие этого закона оказало на представителей шотландского среднего класса. Даются различные историографические концепции на акт 1832 г., которые были систематизированы по проблемному принципу.

Ключевые слова: история Шотландии, социальная история, средний класс, история потребностей, акт о представительстве шотландского народа 1832 г.

Recently, issues related to the history of the middle class have become popular. On the other hand, the processes associated with the formation of this class are no less interesting: the emergence of new values and guidelines, the formation of identity, as well as the development of their own political ambitions. It is difficult to overestimate the significance of the 1832 act, since many historians associate it with the granting ofpolitical freedom to the middle class. Indeed, thanks to the Scottish Representation Act, Scotland's electorate has been greatly increased; but, in addition to civil liberties, in the struggle for political rights, the middle class was able to understand their own political needs, which had a significant impact on identity formation. The article examined the preparation of the bill itself, the process of its discussion, as well as the impact the adoption of this law had on representatives of the Scottish middle class. Moreover, the text gives various historiographic concepts for the act of1832, which were systematized according to a problematic principle.

Keywords: history of Scotland, social history, middle class, history of needs, act of representation of the Scottish people of 1832.

Во многом благодаря индустриальной революции в Великобритании изменилась экономи-

ческая обстановка в стране. Крупные капиталисты, торговцы и люди интеллектуального труда

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

смогли сформировать свое состояние, получив привилегии на новом экономическом рынке. Вместе с тем появление нового класса сопровождалось зарождением различных потребностей в духовной, политической или материальной жизни. После 20-х гг. XIX в. возникает желание осмыслить собственный политический статус. Именно в это время многие интеллектуалы, а также деятели культуры публично заявляли о правах участвовать в голосовании и судьбе страны.

Одним из первых источников, где упоминалось о недовольстве существующим положением, был адрес, поданый королю. Авторы документа писали, что нынешнее представительство можно назвать «насмешкой» [1, р. 3]. До 1832 г. на территории Великобритании действовала старая система представительства, согласно которой у шотландского электората практически не было права голоса. В вышеупомянутом адресе говорилось, что за такое представительство выступает большая часть богатого населения, а также все те, кто занят в производстве [1, р. 3]. Последние составляли активную часть среднего класса. Их желание быть представленными на политической арене можно объяснить несколькими причинами. Одна из них была связана с формирующейся идентичностью среднего класса, с другой стороны, именно политические потребности были гарантом продвижения или сохранения социального статуса в обществе. Так, если бы на официальном уровне произошло законодательное подтверждение политических прав и привилегий представителей среднего класса, то это укрепило бы их позиции в сложившейся стратификационной модели.

Если для высшей знати участие в голосовании было давней традицией, подтверждающей их привилегии и титулы, то для представителей среднего слоя это стало бы способом выражения политических потребностей, усиливших формирование их идентичности.

В письме Роберту Дандасу Вальтер Скотт писал, что весь бюргерский класс Шотландии постепенно готовился к радикальной реформе; тут же автор уточнял, что имеет в виду средний и почтенный классы общества [2, р. 297]. С другой стороны, он отмечал, что зависимость от должностей, характерная для джентри, является пустой, и те, кто придерживается давних убеждений, стареют [2, р. 297]. Очевидно, что в это время происходит смена старых политических традиций на новые, где представители среднего

класса стали играть ведущую роль. Они не имели ни титулов, ни привилегий, но олицетворяли новый способ взаимодействия с властью. Стремление к политическому обновлению вызвало небывалую сплоченность среди интеллектуалов. Именно это обстоятельство (борьба за представительство в 1820-1830-х гг. XIX в.) считается отправной точкой возрастающей роли среднего класса в жизни страны по отношению к высшему.

В другом источнике под псевдонимом М. Мэлэгроутера В. Скотт подчеркивал, что теперь к национальным интересам Шотландии наблюдается все большее пренебрежение [3, р. 4]. Г. Коберн - один из активных участников-создателей закона о представительстве Шотландии писал, что во время подготовки законопроекта даже радикалы уменьшили свои притязания и «согласились приветствовать освобождение своей страны»; он также отмечал, что повсюду организовывали собрания, происходил всплеск народных чувств. Более того, шла речь об избежании революции [4, р. 5-6]. Так, благодаря мемуарам известных деятелей того периода, становится ясно, что получение политических прав и привилегий приравнивалось к «освобождению страны». Несомненно, это сравнение связано с заключением унии 1707 г., что оставило неизгладимый след в народной памяти. Теперь, как казалось шотландцам, эту «свободу» можно восстановить, получив определенные привилегии. Главными активистами, борцами за свободу и политические права стали представители формирующегося среднего класса.

Принимая во внимание события в Европе, в правительстве размышляли, как избежать подобных революционных потрясений. Стоит отметить, что с помощью мирных методов интеллектуалам удалось добиться рассмотрения вопроса о реформе. Используя достаточно смелые сравнения, обороты и другие лексико-стилистические конструкции, представители среднего класса смогли убедить правительство в необходимости назревших перемен. С другой стороны, общая тревога все еще сохранялась.

Г. Коберн вспоминал, что во время подготовки законопроекта шотландцы вели себя спокойно, за исключением фригольдеров, чья привилегия должна была быть уничтожена [4, р. 5]. Он упоминал о крупном собрании реформаторов 26 апреля 1832 г., когда-либо проводившимся в Эдинбурге, поводом для которого послужило проведение второго чтения палаты лордов

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

немногочисленным большинством. Торговцы собрались и шли процессией с баннерами и музыкой (некоторые посчитали, что присутствовало 20 000 (60 000), включая зрителей) [4, р. 27].

Так, постоянная тревога о ходе подготовки законопроекта и о расстановке политических сил способствовала не только внутриклассовой консолидации, но и формированию особенной идентичности, где политические права и потребности стали отличительным признаком, подтверждающим восходящее движение по социальной лестнице.

А. Гамильтон в 1823 г. обратился к палате общин с просьбой рассмотрения вопроса о представительстве шотландского народа [5, р. 612-613]. Он отмечал, что сложившаяся система представительства в Шотландии была прямо противоположна той, что существовала в Англии, где основывалась на населении и их собственности, в Шотландии же ни то, ни другое не являлось основой в предоставлении права голоса [5, р. 612-613]. В результате индустриальной революции произошли значительные изменения в экономике и системе товарно-денежных отношений. Если в Англии законодательство соответствовало этим изменениям, то в Шотландии действующая система представительства не соответствовала даже английскому образцу.

В палате общин уже обсуждался вопрос представительства шотландского народа, где были высказаны различные точки зрения. Речь сэра Дж. Макинтоша была весьма показательной, обличающей основные проблемы, назревшие в стране. Он отметил, что при обсуждении важной темы о представительстве шотландского народа на заседании палаты присутствует немного английских джентльменов и этому вопросу, по его мнению, уделялось меньшее внимание [5, р. 632]. В завершении своей речи он подчеркнул, что отказать в правах свободных граждан соседнему народу было не только несправедливо по отношению к Шотландии, но и опасно по отношению к империи в целом [5, р. 638]. Такое высказывание, скорее всего, было связано с нестабильной политической ситуацией в Европе, особенно во Франции. Он также уточнил, что большая часть народа не была представлена, в основном знать и старое дворянство [5, р. 636].

Невнимательное отношение к интересам северного соседа было еще одним важным фактором, активизирующим политические амбиции

представителей среднего слоя. В 1820-1830-х гг. интеллектуалы живо реагировали на проблемы, существующие в стране, а их решение казалось невозможных без их участия. Многие общественные деятели верно подмечали, что формирующийся и уже многочисленный средний слой не был представлен в парламенте, отчего политические настроения у последних только росли. Именно поэтому правительство пошло на уступки. Тем не менее обсуждение законопроекта длилось несколько лет.

Дж. Макара в своем письме к Ф. Джеффри сообщал, что, если установить аренду в 1 0 фунтов, тогда полностью исключаются ремесленники и квалифицированные рабочие: мало кто из них мог себе позволить платить 10 фунтов за аренду дома, но, по его словам, они не потерпят невозможности участия в голосовании [6, р. 34]. Это письмо интересно тем, что интеллектуалы того времени могли высказывать свои предложения по снижению имущественного ценза, вносить дополнения по этому вопросу. Однако, несмотря на петиции, добиться его снижения не удалось (он остался равен 10 фунтам). Даже несмотря на то, что предложение о снижении ценза до 5 фунтов не было удовлетворено, количество тех, кому было предоставлено право голоса, значительно возросло благодаря акту 1832 г.

Долгожданный закон был принят в 1832 г., в нем подчеркивалось, что любое лицо, юридически дееспособное, имеет право быть зарегистрированным и далее участвовать в голосовании на любых выборах в Шотландии. Такая заявка проверялась, а годовая стоимость владения собственностью или другим имуществом должна была составлять 10 фунтов [7, р. 386]. Главным результатом в борьбе за предоставление политических прав и привилегий было не только то, что некоторые представители среднего класса могли участвовать в голосовании, а также то, что самая главная потребность - самоактуализация на политическом, законодательном уровне была достигнута. Официальное признание нового класса, сформированного в результате индустриальной революции и урбанизации лишь укрепило идентичность представителей среднего слоя. Добиться этого удалось только лишь в 1832 г., когда был принят закон о шотландской реформе, изменивший соотношение электората в Великобритании.

Процесс самоидентификации шотландского среднего класса стал возможен, несомненно, благодаря экономическим условиям и инду-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

стриализации, но на ее развитие сильное влияние оказала борьба за политические права в 2030-е гг. XIX в. Именно подготовка и принятие акта 1832 г. способствовали формированию идентичности среднего класса и осознанию собственных прав и привилегий в политической сфере. Заметное влияние оказали другие обстоятельства: стремление к свободе и освобождению народной памяти через получение политических прав и привилегий 1832 г.; невнимание со стороны английского правительства к проблемам северного соседа; межклассовые разногласия (у высшего и среднего классов) по вопросу представительства в парламенте; общая тревога интеллектуалов во время обсуждения, подготовки и принятия законопроекта 1832 г.; стремление к сохранению социального статуса (на официальном, законодательном уровне, через удовлетворение политических амбиций).

Историки по-разному оценивают значение акта 1832 г. Среди множества работ можно выделить несколько ключевых подходов в историографии вопроса.

Одни ученые рассматривают этот закон через призму сложившейся социальной структуры. Они практически единодушны в том, что данный акт усилил влияние среднего класса. В исследовании о британском обществе упоминалось, что акт 1832 г. скорее всего был законопроектом о реформе среднего класса, чем проектом, призванном восстановить власть аристократии [8]. Другие исследователи вообще считают, что современная жизнь шотландцев осталась такой, как было закреплено в законе о реформе Шотландии 1832 г. [8]. В отечественной историографии этому акту также придавалось огромное значение. В монографии М.П. Айзенштат и Т. Н. Гелла упоминалось, что благодаря реформе 1832 г. средняя буржуазия получила политические права [9, а 15]. В. Ю. Апрыщенко в своем исследовании подчеркивал, что реформа 1832 г. расширила влияние среднего класса [10, а 80].

Историки другого направления обращают внимание на трактовку закона, а также на последствия его принятия. Так, У. Фергюсон писал о различных нарушениях, неясностях, нестыковках, связанных с актом 1832 г. [11, p. 105-114]. У Г. Петланда в центре внимание оказалось влияние этого закона на отношения внутри королевства [12].

И, наконец, новый взгляд на реформу был связан с формированием новой идентичности отдельных городов, а также новых политиче-

ских традиций. Верно отмечал Д. Маккрон в своем исследовании, что Шотландия долгое время оставалась самоуправляемой с точки зрения своих гражданских институтов, а британское государство чрезмерно не вмешивалось, за исключением случаев поддержания военно-политического авторитета страны [13, p. 44]. Есть мнение и о том, что, когда в июле 1832 г. после многих неудач был принят Акт о реформе Шотландии, он стал символом всех стремлений к свободе и переменам, о которых говорили. В это время формировались новые политические традиции. Более того, авторы этого исследования считают, что Глазго после 1832 г. обрел свою собственную парламентскую идентичность [14, p. 186].

Таким образом, в историографии проблемы главное внимание уделяется социальным изменениям, связанным с принятием этого акта, изменившим политическую расстановку сил: если богатая часть населения могла жить на доходы от поместья и эта привилегия передавалась из поколения в поколение, то у представителей среднего класса это право было экономически обусловлено: их доход стал олицетворением признания на политическом уровне.

Несмотря на то, что официально средний слой и высшая знать в политических правах стали равны, состав парламента мало изменился: по-прежнему большая его часть была представлена аристократией.

Итак, главным результатом поисков, направленных на удовлетворение политических амбиций и потребности в выражении гражданской позиции, для среднего класса было формирование собственной идентичности. Ее возникновение стало возможным не только благодаря экономическим условиям, позволившим преодолеть имущественный ценз для голосования, но и тому, что многие представители среднего класса смогли мирным способом достичь политического признания на государственном уровне.

Литература

1. Report of the Proceedings at the General Meeting of the Inhabitants of Edinburgh, December 16, 1820, to consider the propriety of a petition to his Majesty to dismiss his present ministers. Edinb., L., 1820.

2. Lockhart J. G. Memoirs of the Life of Sir Walter Scott, Bart. Edinb., 1862.

3. A Letter to the Editor of the Edinburgh Weekly Journal, from Malachi Malagrowther, Esq. on the Pro-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

posed Change of Currency, and Other Alterations, as They Affect, Or are Intended to Affect, the Kingdom of Scotland. Edinb., L., 1826.

4. Journal of Henry Cockburn: Being a Continuation of the Memorials of his time 1831-1854. 1874. Vol. I.

5. Scotch Country Representation // The Parliamentary Debates: forming a continuation of the work entitled «The parliamentary history of England, from the earliest period to the year 1803». New series; commencing with the accession of George IV. L., 1824. Vol. IX. (Comprising the period from the first day of May, to the nineteenth day of May, to the nineteenth day of July, 1823).

6. Macara J. Letter to the Right Hon. Francis Jeffrey, Lord Advocate of Scotland, on the Reform Bill. With Notes, including a Letter to Mr. Cobbet on the Corn Laws. Edinb., 1831.

7. An Act to amend the Representation of the People in Scotland 17th July 1832 // The Statutes of the United Kingdom of Great Britain and Ireland, 2&3 William IV.1832. L., 1832.

8. Price R. British Society 1680-1880: Dynamism, Containment and Change. 1999. P. 267. Available at: https://books.google.ru/books?id=oqY4cFsaK7AC&pg= PA267&dq=middle+class+reform+1832&hl=ru&sa=X& ved=2ahUKEwjo3bSO9fnrAhWlmIsKHb 1 lB2EQ6AEw AXoECAMQAg#v=onepage&q=middle%20class% 20reform%201832&f=false (accessed September 21, 2020).

9. Айзенштат М.П., Гелла Т. Н. Английские партии и колониальная империя Великобритании в XIX в. (1815 - середина 1870-х гг.). М. : Ин-т всеобщей истории РАН, 1999. 217 с.

10. Апрыщенко В. Ю. Национализм и институциональная идентичность: местное управление в Шотландии в XVIII - первой половине XIX века // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2008. № 5. С. 78-83.

11. Ferguson W. The Reform Act (Scotland) of 1832: Intention and Effect. // The Scottish Historical Review Vol. 45, No. 139, Part 1: William Croft Dickinson Memorial Number (Apr., 1966).

12. Pentland G. The Debate on Scottish Parliamentary Reform, 1830-1832 // The Scottish Historical Review. 2006. Vol. 85, No. 219. P. 100-130. Available at: https://www.research.ed.ac.uk/portal/files/11939298/The _Debate_on_Scottish_Parliamentary_Reform_ 1830_183 2.pdf (accessed August 1, 2019).

13.McCrone D. Understanding Scotland: The Sociology of a Nation. L.; N. Y., 1992.

14. McCaffrey J. Political issues and developments // Glasgow. Vol. II: 1830 to 1912. In 3d vol. Vol. II. / Ed. W. H. Fraser, I. Maver. Manchester and N. Y., 1996.

References

1. Report of the Proceedings at the General Meeting of the Inhabitants of Edinburgh, December 16, 1820, to consider the propriety of a petition to his Majesty to dismiss his present ministers. (1820). Edinb., L.

2. Lockhart J. G. (1862). Memoirs of the Life of Sir Walter Scott, Bart. Edinb.

3. A Letter to the Editor of the Edinburgh Weekly Journal, from Malachi Malagrowther, Esq. on the Proposed Change of Currency, and Other Alterations, as They Affect, Or are Intended to Affect, the Kingdom of Scotland. (1826). Edinb., L.

4. Journal of Henry Cockburn: Being a Continuation of the Memorials of his time 1831-1854. (1874), vol. I.

5. Scotch Country Representation. (1824). The Parliamentary Debates: forming a continuation of the work entitled "The parliamentary history of England, from the earliest period to the year 1803 ". New series; commencing with the accession of George IV. L., vol. IX. (Comprising the period from the first day of May, to the nineteenth day of May, to the nineteenth day of July, 1823).

6. Macara J. (1831). Letter to the Right Hon. Francis Jeffrey, Lord Advocate of Scotland, on the Reform Bill. With Notes, including a Letter to Mr. Cobbet on the Corn Laws. Edinb.

7. An Act to amend the Representation of the People in Scotland 17th July 1832. (1832). The Statutes of the United Kingdom of Great Britain and Ireland, 2&3 William IV. L.

8. Price R. (1999). British Society 1680-1880: Dynamism, Containment and Change, p. 267. Available at: https://books.google.ru/books?id=oqY4cFsaK7AC&pg=PA 267&dq=middle+class+reform+1832&hl=ru&sa=X&ved=2 ahUKEwjo3bSO9fnrAhWlmIsKHb1lB2EQ6AEwAXoEC AMQAg#v=onepage&q=middle%20class%20reform%201 832&f=false (accessed September 21, 2020).

9. Aizenshtat M.P., Gella T.N. (1999). English parties and the colonial empire of Great Britain in the 19th century. (1815 - mid-1870s). Moscow, Institute of Universal History Press, RAS, 217 p. (in Russian).

10. Apryshchenko V. Yu. (2008). Nationalism and Institutional Identity: Local Governance in Scotland in the 18th - First Half of the 19th Century. Izv. vuzov. Severo-Kavk. region. Obshchestvennye nauki. (Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science), No. 5, pp. 78-83. (in Russian).

11. Ferguson W. The Reform Act (Scotland) of 1832: Intention and Effect. The Scottish Historical Review, vol. 45, No. 139, part 1: William Croft Dickinson Memorial Number (Apr., 1966).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

12. Pentland G. (2006). The Debate on Scottish Parliamentary Reform, 1830-1832. The Scottish Historical Review, vol. 85, No. 219, pp. 100-130. Available at: https://www.research.ed.ac.uk/portal/files/11939298/The_D ebate_on_Scottish_Parliamentary_Reform_1830_1832.pdf (accessed August 1, 2019).

13. McCrone D. (1992). Understanding Scotland: The Sociology of a Nation. L.; N. Y.

14. McCaffrey J. (1996). Political issues and developments. Glasgow. Vol. II: 1830 to 1912. In 3d vol. Vol. II. W.H. Fraser, I. Maver (Eds.). Manchester; N. Y.

Поступила в редакцию / Received_14 декабря 2020 г. / December 14, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.