Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ШОТЛАНДИЕЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ШОТЛАНДИЕЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
406
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ШОТЛАНДИЕЙ / ШОТЛАНДСКОЕ ЛОББИ / ПАТРОНАЖ / ШОТЛАНДСКИЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ / ГЕНРИХ ДАНДАС / ГЕРЦОГ АРГАЙЛ / ПАЛАТА ОБЩИН / МОДЕРНИЗАЦИЯ ШОТЛАНДИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Апрыщенко Виктор Юрьевич, Мухин Максим Андреевич

Рассматривается содержание и значение системы управления Шотландией во второй половине XVIII в. Указывается на незначительный интерес политической элиты Англии к управлению Шотландией. Акцентируется внимание на роли «шотландского лобби» в управлении Шотландией как инструмента взаимодействия центра с окраиной. Выявляется распределение различных благ «шотландским лобби» через систему патронажа с целью достижения политической стабильности на примере выборов в Палату общин. Раскрывается место «шотландских управляющих» в качестве представителей шотландских интересов в Лондоне. Делается вывод об отличии шотландской политической системы от английской модели реализации властных отношений. Отмечается отсутствие острых политических кризисов во второй половине XVIII в., что свидетельствует об успешности системы управления Шотландией в условиях быстрой модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SCOTTISH GOVERNANCE SYSTEM IN THE SECOND HALF OF THE 18TH CENTURY

The article analyses the contents and the significance of the Scottish governance system in the second half of the 18th century. The authors point out that English political elite had little interest in governing Scotland and draw attention to the role of the Scottish lobby in the Scottish governance as a tool of interaction between the centre and the periphery. The text reveals how the Scottish lobby distributed various amenities via the patronage in order to achieve political stability, as shown with the elections to the House of Commons. The article also demonstrates the role of Scottish managers as the representatives of Scottish interests in London. The authors conclude that the Scottish political system was different from the English one and note that there were no acute political crises in the second half of the 18th century, which indicates that in the midst of a rapid modernisation the Scottish governance system proved to be successful.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ШОТЛАНДИЕЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ HISTORICAL SCIENCES

УДК 94(411).07

doi 10.18522/2687-0770-2021-1-35-41

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ШОТЛАНДИЕЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XYIII ВЕКА

© 2021 г. В.Ю. Апрыщенко а, М.А. Мухин а

а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

FEATURES OF THE SCOTTISH GOVERNANCE SYSTEM IN THE SECOND HALF OF THE 18th CENTURY

V. Yu. Apryshchenko а, M.A. Mukhin а

а Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Апрыщенко Виктор Юрьевич -

доктор исторических наук, профессор,

кафедра зарубежной истории

и международных отношений,

директор Института истории

и международных отношений,

Южный федеральный университет,

ул. Большая Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону,

344082, Россия.

E-mail: victorapr@sfedu.ru

Victor Yu. Apryshchenko -

Doctor of History, Professor,

Department of Foreign History

and International Relations,

Director of the Institute of History

and International Relations,

Southern Federal University,

Bolshaya Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don,

344082, Russia.

E-mail: victorapr@sfedu.ru

Мухин Максим Андреевич -магистрант,

Институт истории и международных отношений,

Южный федеральный университет,

ул. Большая Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону,

344082, Россия.

E-mail: mmuhin@sfedu.ru

Maksim A. Mukhin -

Master's Degree Student,

Institute of History and International Relations,

Southern Federal University,

Bolshaya Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don,

344082, Russia.

E-mail: mmuhin@sfedu.ru

Рассматривается содержание и значение системы управления Шотландией во второй половине XVIII в. Указывается на незначительный интерес политической элиты Англии к управлению Шотландией. Акцентируется внимание на роли «шотландского лобби» в управлении Шотландией как инструмента взаимодействия центра с окраиной. Выявляется распределение различных благ «шотландским лобби» через систему патронажа с целью достижения политической стабильности на примере выборов в Палату общин. Раскрывается место «шотландских управляющих» в качестве представителей шотландских интересов в Лондоне. Делается вывод об отличии шотландской политической системы от английской модели реализации властных отношений. Отмечается отсутствие острых политических кризисов во второй половине XVIII в., что свидетельствует об успешности системы управления Шотландией в условиях быстрой модернизации.

Ключевые слова: система управления Шотландией, шотландское лобби, патронаж, шотландский управляющий, Генрих Дандас, Герцог Аргайл, Палата общин, модернизация Шотландии.

The article analyses the contents and the significance of the Scottish governance system in the second half of the 18th century. The authors point out that English political elite had little interest in governing Scotland and draw attention to the role of the Scottish lobby in the Scottish governance as a tool of interaction between the centre and the periphery. The

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

text reveals how the Scottish lobby distributed various amenities via the patronage in order to achieve political stability, as shown with the elections to the House of Commons. The article also demonstrates the role of Scottish managers as the representatives of Scottish interests in London. The authors conclude that the Scottish political system was different from the English one and note that there were no acute political crises in the second half of the 18th century, which indicates that in the midst of a rapid modernisation the Scottish governance system proved to be successful.

Keywords: Scottish governance system, Scottish lobby, Argyll, House of Commons, Scottish modernisation.

«Так Два Королевства Англия и Шотландия в первый день мая, который будет в тысяча семьсот седьмом году, и навсегда после будут объединены в одно королевство под названием Великобритания...» [1, p. 269]. Согласно приведенному отрывку из Акта об унии 1707 г. следует, что Шотландия не просто вошла в состав Англии, как Уэльс в XVI в., но стала частью нового единого союзного государства. В результате во второй половине XVIII в. Шотландия вступает в процесс значительной культурной, социальной и экономической трансформации. В связи с этим представляется интересным определить содержание и значение высшего уровня государственного управления, существовавшего в Шотландии в этот период.

Несмотря на создание единого союзного государства, интерес правящих кругов Англии к реализации властных полномочий в Шотландии на регулярной основе был незначителен [2, p. 4; 3, p. 22]. Так, после Акта об унии и ликвидации Тайного Совета в 1708 г. Великобритания не проводила осязаемых институциональных реформ во властной структуре Шотландии в течение всего XVIII в. Как отмечает Дж. А. Ловат-Фрейзер: «Политически Шотландия спала» [4, p. 46]. Исследователи приходят к выводу, что даже тот факт, что в 1762 г. впервые в истории должность премьер-министра занял шотландец Джон Стюарт Бьют, не изменил основ управления северной частью Великобритании [2, p. 104-123; 5, p. 160].

Вместе с тем вскоре после якобитского восстания 1745 г. Шотландия вступила в период модернизации. Изменения шотландского общества демонстрируют отрывки писем Уильяма Крича, написанных с разницей в двадцать лет. 1763 г. - «Количество мальчиков в грамматической школе не превышало 200 человек»; «Профессии парфюмера не существует»; «Модно ходить в церковь, люди интересуются религией». 1783 г. - «В школе обучаются 500 мальчиков. Она считается самой многолюдной школой Британии»; «Парфюмеры открыли лавки на главных улицах»; «Посещением церкви пренебрегают, прежде всего мужчины» [6, с. 238-

patronage, manager of Scotland, Henry Dundas, Duke of

240]. Джон Синклер в конце «Общего доклада о Шотландии» утверждал: «В целом Шотландия, по-видимому, представляет собой ценную и процветающую часть Британской империи, и благодаря уму, искусности и трудолюбию ее жителей с каждым днем становится все более процветающей и богатой» [У].

Система управления Шотландией затрагивалась исследователями еще с первой половины XIX в. Однако до второй половины XX в. это скорее описание фактов, чем их теоретическое осмысление, как например, в трудах Дж. А. Ло-ват-Фрейзера [4] и Х. Фербера [8] о шотландском политике Генрихе Дандасе. Отдельные аспекты системы управления рассмотрены в научных статьях. Среди наиболее интересных исследований: «Политическая культура шотландского Хайленда от Каллодена до Ватерлоо» (Э. Маккиллоп) [9] и «Политика в бурге Дин-гуолл и избирательное право по выборам в парламент в XVIII веке» (У. Фергюсон) [10]. Наибольшее раскрытие проблема управления Шотландией получила в ряде монографий, написанных в последние десятилетия. А. Мер-док в своем исследовании «"Люди наверху": политика и администрация в Шотландии в середине XVIII века» [2] фокусируется на борьбе протонациональной элиты за свои интересы в условиях отсутствия государственного механизма. Р. М. Сантер в монографии «Патронаж и политика в Шотландии, 1707-1832» [11] ограничивается лишь рассмотрением ряда примеров работы избирательного механизма в Шотландии и роли патронажа в его реализации. Дж.Ст. Шоу в исследовании «Управление шотландским обществом, 1707-1764: власть, знать, адвокаты, Эдинбургские агенты и английское влияние» [12] хотя и доводит рассмотрение системы управления лишь до 1764 г., показывает причины того, что основной массой агентов, помогающих управлять Шотландией были юристы, демонстрируя деятельность одного из крупнейших Лорда Милтона. Несмотря на значительное внимание к проблеме управления северной окраиной Великобритании, ни одно из исследований не дает отчетливого ответа на вопрос:

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

какова же была реальная власть в Шотландии на протяжении всей второй половины XVIII века?

В последние десятилетия наблюдается рост интереса к шотландской проблематике в России, проявившийся в том числе в установлении контактов с британскими исследователями [13]. Однако государственное управление Шотландией во второй половине XVIII в. не получило существенного освещения в работах отечественных авторов. Тема была затронута В. Ю. Апры-щенко в ряде работ, и в особенности при рассмотрении деятельности Генриха Дандаса [14]. Труды некоторых других российских историков также представляют ценность для данного исследования, хотя они и не обращаются непосредственно к проблеме управления Шотландией в рассматриваемый период. Так, работа С.Г. Малкина, посвященная британскому военному присутствию в Горной Шотландии в 17151745 гг., раскрывает восприятие лондонским правительством Северной окраины, накануне второй половины XIX в. [15]. Следует также упомянуть высоко оцененную [16] монографию К. Н. Станкова «Король Яков II Стюарт и становление движения якобитов. 1685-1701» [17]. Несмотря на то, что работа затрагивает лишь первые годы XVIII в., труд представляет интерес. Ведь в нем раскрывается зарождение якоби-тизма, борьба с которым во многом определяла властную политику Лондона в отношении Шотландии даже спустя более чем пятьдесят лет.

Шотландия как составная часть Великобритании с 1707 г. имела формально полностью идентичную центральную властную структуру с Англией (король, парламент, кабинет министров). Однако, несмотря на внешнее сходство, обнаруживаются коренные отличия.

Правящий монарх возглавлял Великобританию и обладал значительной исполнительной властью в королевстве. Но в XVIII в. представители Ганноверской династии не принимали систематического участия в управлении Шотландией. Характерно, что в работах, посвященных системе власти в северной части Великобритании, монархи не являются акторами шотландской политики и ограниченно появляются в тексте исследований [2; 11]. Согласно выводу историка А. Мердока, вопросы управления Шотландией редко считались достаточно важными, чтобы обсуждать их с королем [2, p. 4]. Показательно, что два первых монарха из Ганноверской династии Георг I и Георг II, ни разу не посетили Шотландию [18, p. 201].

Несмотря на незначительное участие короля в реализации властных полномочий в Шотландии, он все же отчетливо присутствовал в политической жизни. В частности, на избирательном собрании в Палату общин Великобритании в Шотландии в правление Георга III была следующая присяга: «Я, искренне обещаю и клянусь, что буду верен и всецело предан Его Величеству королю Георгу. Да поможет мне Бог» [19, p. 354]. Признание права Ганноверской династии на престол было ключевым фактором положительного взаимодействия с центральной властью. С одной стороны, роль короля Великобритании в политической системе Шотландии свидетельствует о провинциальном с политической точки зрения характере области, но с другой - признание прав монарха на трон открывает возможность для участия в процессе реализации власти. К примеру, Дэвид Скотт из Данни-налда в конце XIX в. входит не только в парламент Великобритании, но и в совет директоров Ост-Индской компании [11, p. 134-137].

Нельзя сказать, что Шотландия привлекала значительное внимание Кабинета министров. И поэтому повседневные дела в мирное время находились в ведении клерков, относившихся к конторам одного из государственных секретарей и лордов Казначейства, хотя чиновники не особенно ориентировались в управлении Шотландией. Так, государственный деятель Гилберт Эллиот в 1761 г. заметил: «Я нахожу всех низших чиновников обеих контор (кабинет государственного секретаря и Казначейство!) чрезвычайно некомпетентными в обычном ходе шотландских дел» [Cit. ex: 2, p. 4].

Тем не менее Уайтхоллу была необходима поддержка северной области. Во-первых, выступление якобитов в 1745 г. показало военную уязвимость Англии. Российский посланник И.А. Щербатов писал в депеше: «Хотя войско .... отсюды отправляется в Скотляндию, и надежно, что в три недели может до двенатцати тысяч набратся, но до того времяни могут бунтовщики великие обиды и разорении приключить по без оборонным городкам и деревням» [20]. В итоге якобитское восстание хоть и было разгромлено, но сторонники Карла Эдуарда Стюарта продвинулись вплоть до Дерби, создав риск падения Лондона. Во-вторых, представители Шотландии занимали места в Парламенте Великобритании и от их лояльности правительству во многом зависела политическая стабильность. Проблема состояла в том, что несмотря

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

на необходимость грамотной реализации властных отношений, вопросы управлении северной окраиной отодвигались на второй план. В результате система управления Шотландией не была полноценно включена в единую властную систему, что привело к росту роли «шотландского лобби» как инструмента взаимодействия центра с окраиной. Основы модели управления Шотландией могут быть продемонстрированы на примере положения, сложившегося вокруг выборов в парламент.

Рамки шотландского представительства в парламенте Королевства Великобритании были установлены еще в 1707 г. Актом об унии и сохранялись в ходе всего XVIII в. «Так в силу настоящего Договора из пэров Шотландии во время Союза число заседающих и голосующих в Палате Лордов будет шестнадцать, а число представителей Шотландии в Палате общин парламента Великобритании будет сорок пять ...» [1, p. 273].

Шотландская фракция лишь ограниченно воспользовалась возможностью через парламент участвовать в реализации центральной власти, в целом поддерживая кабинет министров. Такая политическая ситуация была обусловлена тем, что в обмен в том числе на лояльность депутатов представление шотландских интересов в Лондоне и правительственное покровительство фактически передавалось небольшой группе лоббистов. В ней на определенных этапах появлялась настолько сильная политическая фигура, которая сосредоточивала в своих руках большую часть власти: появлялись так называемые «шотландские управляющие». Из наиболее значительных - Арчибальд Кэмпбелл, 3-й герцог Аргайл и Генрих Дандас.

Чтобы понять сложившуюся систему, обратимся к источнику: отчету, подготовленному к очередным выборам в парламент Великобритании, «Взгляд на политическое состояние Шотландии в прошлом веке. Конфиденциальный отчет о политических взглядах, семейных связях и личных обстоятельствах 2662 избирателей округов в 1788 году» [19]. В отчете изучались только тридцать три округа, которые выдвигали тридцать представителей в Палату общин. Города с их пятнадцатью депутатами не рассматривались. Наибольшее количество избирателей было в Айршире (205), наименьшее - в Бьюте (12). В Шотландии в XVIII в. было не пропорционально меньше избирателей, чем в Англии. Для сравнения один Вестминстер имел

17 000 выборщиков [3, p. 16]. При этом значительное число избирателей в Шотландии были фиктивными. Как отмечает современник А. Мандел, «... для создания свободных владений он [крупный землевладелец] разделяет свое владение, на которое имеет право сеньората, на столько частей, сколько его совокупная рента, разделенная на число этих владений, ему позволит. И он распределяет эти владения между своими друзьями.» [21]. Таким образом, каждый получивший владение получает право голоса. Так как в целом число избирателей невелико, то на результаты голосования можно было воздействовать.

Рассмотрим округ наиболее приближенный по числу выборщиков к среднеарифметическому значению (80,7). Область Мори (Элгин) имеет 77 выборщиков, отчет сообщает - основная масса избирателей проголосует в соответствии с интересами четырех людей. Граф Файф оказывает существенное влияние на решение 27 выборщиков, герцог Гордон - 21, граф Финдлей-тер - 3, сэр Уильям Гордонстаун - 3 [19, p. 238]. Обращает на себя внимание следующая запись рядом с именем одного из избирателей, сэра Джеймса Гранта: «Его сын, юрист, по соглашению с Лордом Файфом и Мистером Дандасом станет депутатом от графства» [19, p. 236]. Выборы в парламент состоялись между 16 и 28 июня 1790 г. И на них действительно победил Льюис Александр Грант-Огилви. Шотландская политика строилась на сделках.

В обмен на свой голос на выборах избиратель рассчитывал получить желаемое, как показывает источник, в большинстве случаев назначение на какую-либо должность для себя или своего протеже. Так, в отчете 1788 г. встречается следующая запись: «Роберт Синклер... Дан-дас добился его назначения на должность клерка в сессионном суде. Пойдет за Дандасом» [19, p. 165]. Указываются в отчете и родственники выборщика, которые могут потенциально нуждаться в содействии «шотландского лобби». «Джеймс Дарем из Ларго . Один сын женился на английской леди, но детей у него нет, второй... в Индии, третий - на флоте» [19, p. 122].

Лондон обеспечивал «шотландскому лобби» ресурс для патронажа и в обмен получал лояльность элиты. Характерно, что желаемые должности не ограничивались рамками Шотландии. Так, значительной популярностью пользовалась Индия. «Уильям Каннингем из Лейншоу.. Хочет отправить своего второго сына в Индию.»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

[19, p. 36]. «Чарльз Хантер из Бернсайда. Умеренное состояние. Большая семья. Один из них послан в Индию Патерсоном из Хантли, который будет иметь на него влияние» [19, p. 152].

Фактически происходил сговор: в обмен на лояльность Уайтхоллу элита Шотландии через систему патронажа распределяла различные блага. Но выборы все же не являлись аукционом, все происходило в завуалированной форме и не всегда, как показывает Р. М. Сантер на примере Дэвида Скотта, кандидат с наиболее значительным ресурсом для патронажа выигрывал выборы [11, p. 134-137].

Роль «шотландского лобби» не ограничивалась лишь контролем необходимого результата на парламентских выборах, оно имело влияние и на повседневную политическую жизнь. В письме 1789 г. Адам Смит обращается к Генриху Дандасу: «Меня очень беспокоит то, что я вынужден напоминать вам обо всем, что в данный момент может вас затруднить. Но есть очень благоприятный отчет шотландских баронов, лежащий перед лордами казначейства для их одобрения, по ходатайству университета Глазго о возобновлении гранта Архиепископства. Кроме того, мои коллеги в Глазго очень озабочены назначением пенсии вдове... доктора Ирвина. Мои коллеги в совете испытывают похожую озабоченность делом дочери покойного Ричарда Гардинера...» [22, p. 89].

«Шотландские управляющие» могли иметь столь сильное влияние, что центральной власти приходилось мириться даже с неугодными людьми. В частности, «шотландский управляющий» Арчибальд Кэмпбелл, 3-й Герцог Аргайл имел много врагов. Согласно дневнику Графа Марчмонта, лорд Честерфилд сказал: «.Король питает к нему смертельную ненависть, большую, чем к любому другому человеку в его владениях, и что я питаю к герцогу любовь в сравнении с королем» [23, p. 224]. Однако Герцог Аргайл сохранил свое положение несмотря не только на неприязнь короля, но и на конфликт с Герцогом Ньюкаслом, который дважды занимал пост премьер-министра. При этом существовала оппозиция, противостоящая Герцогу Аргайлу, и в Шотландии. Так, шотландец Граф Марчмонт записал в дневнике свой ответ Генриху Пелхэму: «.Никто из друзей короля не желает ничего иного, кроме как получить долю королевской милости, не спросив разрешения герцога Ар-гайла...» [23, p. 219].

Итак, в Шотландии во второй половине XVIII в. существовала система управления, в рамках которой король, кабинет министров передавали властные полномочия через контроль над системой патронажа шотландскому лобби с целью достижения политической стабильности. После вхождения Шотландии в состав Великобритании система управления северной области на практике не стала идентична английской модели реализации властных отношений, но все же шотландцы стали частью общей системы власти Великобритании. Не случайно Сэмуэль Джонсон объясняет уход почтения «засильем шотландцев, чем же еще!» [24].

Система управления Шотландией, несмотря на своеобразность, была достаточно успешной. Неизвестный автор брошюры 1793 г. «Несколько простых вопросов к трудящимся Шотландии» не далек от истины, утверждая: «Разве народ не процветал при этом парламенте... ? Где еще вы найдете страну, столь процветающую и счастливую, столь мощную и которой столь сильно восхищаются другие народы? Разве деньги всей Европы не текли в наши государственные фонды?» [25]. Действительно во второй половине XVIII в. началась быстрая модернизация Шотландии. Более того, после выступления якобитов во главе с Карлом Эдуардом Стюартом с 1745 г. острых политических и военных кризисов не было.

Литература

1. Scottish historical documents / G. Donaldson (Ed.). Edinburgh: Scottish Academic Press, 1970. 287 p.

2. Murdoch A. The people above: politics and administration in mid-eighteenth-century Scotland. Edinburgh: John Donald Publishers Ltd, 1980. 199 p.

3. Mathieson W. L. The awakening of Scotland, a history from 1747 to 1797. Glasgow: James Maclehose and sons, 1910. 303 p.

4. Lovat-Fraser J. A. Henry Dundas, Viscount Melville. Cambridge: Cambridge University Press, 1916. 146 p.

5. Scotland: A History / J. Wormald (Ed.). New York: Oxford University Press, 2005. 380 p.

6. Шотландия. Автобиография / под ред. Р. Го-ринг. М. : Эксмо, СПб. : Мидгард, 2010. 704 с.

7. General report of Scotland: statistical tables, or, result of the inquiries regarding the geographical, agricultural, and political state of Scotland. Available at: https://archive.org/details/generalreportofs00sincuoft/pag e/104/mode/2up (accessed December 14, 2020).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

8. Furber H. Henry Dundas, First Viscount Melville, 1741-1811, Political Manager of Scotland, Statesman, Administrator of British India. London: Oxford University Press, 1931. 331 p.

9. Mackillop A. The Political Culture of the Scottish Highlands from Culloden to Waterloo // The Historical Journal. 2003. Vol. 46, No. 3. P. 511-532.

10. Ferguson W. Dingwall Burgh Politics and the Parliamentary Franchise in the Eighteenth Century // The Scottish Historical Review. 1959. Vol. 38, No. 126, Part 2. P. 89-108.

11. Sunter R. M. Patronage and politics in Scotland, 1707-1832. Edinburgh: John Donald Publishers Ltd, 1986. 254 p.

12. Shaw J. S. The management of Scottish society, 1707-1764. Power, nobles, lawyers, Edinburgh agents and English influences. Edinburgh: John Donald Publishers Ltd, 1983. 215 p.

13. Апрыщенко В. Ю. "Auld Alliance": профессор Хэмиш Фрейзер и российско- шотландские культурные связи // Новое прошлое. 2016. № 2. С. 312-318.

14. Апрыщенко В. Ю. Лорд-адвокат Дандас: деспот или некоронованный король Шотландии // Слава и забвение: парадоксы биографики : сб. науч. ст. СПб. : Алетейя, 2014. C. 265-282.

15. Малкин С. Г. «Мятежный край его величества»: британское военное присутствие в Горной Шотландии в 1715-1745 гг. СПб. : Дмитрий Буланин, 2011. 256 с.

16. Моисеенко М. А. Новый образ короля Якова II Стюарта: о книге К.Н. Станкова «Король Яков II Стюарт и становление движения якобитов 16851701». СПб.: Алетейя, 2014. 416 с. // Новое прошлое. 2017. № 2. С. 226-234.

17. Станков К. Н. Король Яков II Стюарт и становление движения якобитов 1685-1701. СПб. : Алетейя, 2014. 416 с.

18. Colley L. Britons: Forging the Nation 17071837. London: Pimlico, 2003. 429 p.

19. View of the political state of Scotland in the last century: a confidential report on the political opinions, family connections, or personal circumstances of the 2662 county voters in 1788 / A. Elphinstone (Ed.). Edinburgh: David Douglas, 1887. 360 p.

20. Дипломатические хроники: реляции И.А. Щербатова о шотландской революции 1745/46 гг. URL: http://feb-web.ru/feb/rosarc/rag/rag-251-.htm (дата обращения: 15.12.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Considerations upon the situation of the Elective Franchise as it respects Counties in Scotland; stated in a letter addressed to the land-owners of that part of the United Kingdom. Available at: https:// archive.org/ de-tails/considerationsu00mundgoog/page/n52/mode/2up (accessed December 15, 2020).

22. Scott W. R. A Letter of Adam Smith to Henry Dundas, 1789 // The Economic History Review. 1931. Vol. 3, No. 3. P. 88-90.

23. A selection from the papers of the earls of Marchmont, in the possession of the Right Hon. Sir George Henry Rose. Illustrative of events from 1685 to 1750 / J. Murray (Ed.). London, 1831. 292 p.

24. Босуэлл Дж. Жизнь Сэмюэля Джонсона. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/ XVIII/1760-1780/Boswell_J/frametext2.htm (дата обращения: 15.12.2020).

25. A few plain questions to the working people of Scotland. 1793. Available at: https:// archive.org/ details/ fewplainquestion00frieuoft/page/10/mode/2up (accessed December 15, 2020).

References

1. Scottish historical documents (1970). G. Donaldson (Ed.). Edinburgh, Scottish Academic Press, 287 p.

2. Murdoch A. (1980). The people above: politics and administration in mid-eighteenth-century Scotland. Edinburgh, John Donald Publishers Ltd, 199 p.

3. Mathieson W. L. (1910). The awakening of Scotland, a history from 1747 to 1797. Glasgow, James Maclehose and sons, 303 p.

4. Lovat-Fraser J. A. (1916). Henry Dundas, Viscount Melville. Cambridge, Cambridge University Press, 146 p.

5. Scotland: A History (2005). J. Wormald (Ed.). New York, Oxford University Press, 380 p.

6. Scotland. The Autobiography. (2010). R. Goring (Ed.). Moscow, Eksmo Publ.; Saint Petersburg, Midgard Publ., 704 p. (in Russian).

7. General report of Scotland: statistical tables, or, result of the inquiries regarding the geographical, agricultural, and political state of Scotland. Available at: https: //archive. org/details/generalreportofs00sincuoft/page/ 104/mode/2up (accessed December 14, 2020).

8. Furber H. (1931). Henry Dundas, First Viscount Melville, 1741-1811, Political Manager of Scotland, Statesman, Administrator of British India. London, Oxford University Press, 331 p.

9. Mackillop A. (2003). The Political Culture of the Scottish Highlands from Culloden to Waterloo. The Historical Journal, vol. 46, No. 3, pp. 511-532.

10. Ferguson W. (1959). Dingwall Burgh Politics and the Parliamentary Franchise in the Eighteenth Century. The Scottish Historical Review, vol. 38, No. 126, part 2, pp. 89-108.

11. Sunter R. M. (1986). Patronage and politics in Scotland, 1707-1832. Edinburgh, John Donald Publishers Ltd, 254 p.

12. Shaw J. S. (1983). The management of Scottish society, 1707-1764: Power, nobles, lawyers, Edinburgh

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

agents and English influences. Edinburgh, John Donald Publishers Ltd, 215 p.

13. Apryshchenko V.Yu. (2016). "Auld Alliance": Emeritus Professor W. Hamish Fraser and Cultural Cooperation between Russian and British Scholars. Novoe proshloe, No. 2, pp. 312-318. (in Russian).

14. Apryshchenko V.Yu. (2014). Lord Advocate Dundas: a tyrant or uncrowned king of Scotland. Glory and oblivion: paradoxes of biographistics. Collection of Scientific Articles. Saint Petersburg, Aleteiya Publ., pp. 265-282. (in Russian).

15. Malkin S. G. (2011). "The Rebellious Land of His Majesty": The British military presence in Highland Scotland in 1715-1745. Saint Petersburg, Dmitry Bulanin Publ., 256 p. (in Russian).

16. Moiseenko M.A. (2017). The New Image of James II Stuart: about the Book by Kirill Stankov "King James II Stuart and the Foundation of Jacobite Movement 1685-1701". Saint Petersburg, Aletheia, 2014. 416 p. Novoe proshloe, No. 1, pp. 226-234. (in Russian).

17. Stankov K. N. (2014). King James II Stuart and the Foundation of Jacobite Movement 1685-1701. Saint Petersburg, Aleteiya Publ., 416 p. (in Russian).

18. Colley L. (2003). Britons: Forging the Nation 1707-1837. London, Pimlico Publ., 429 p.

19. View of the political state of Scotland in the last century: a confidential report on the political opinions, family connections, or personal circumstances of the 2662

county voters in 1788. (1887). A. Elphinstone (Ed.). Edinburgh, David Douglas Publ., 360 p.

20. Diplomatic chronicles: I. A. Shcherbatov's reports on the Scottish revolution 1745/1746. Available at: http://feb-web.ru/feb/rosarc/rag/rag-251 -.htm (accessed December 15, 2020). (in Russian).

21. Considerations upon the situation of the Elective Franchise as it respects Counties in Scotland; stated in a letter addressed to the land-owners of that part of the United Kingdom. Available at: https:// archive.org/ de-tails/considerationsu00mundgoog/page/n52/mode/2up (accessed December 15, 2020).

22. Scott W. R. (1931). A Letter of Adam Smith to Henry Dundas, 1789. The Economic History Review, vol. 3, No. 1, pp. 88-90.

23. A selection from the papers of the earls of Marchmont, in the possession of the Right Hon. Sir George Henry Rose. Illustrative of events from 1685 to 1750. (1831). J. Murray (Ed.). London, 292 p.

24. Boswell J. The life of Samuel Johnson. Available at: http:// www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/ XVIII/ 1760-1780/Boswell_J/frametext2.htm (accessed December 15, 2020). (in Russian).

25. A few plain questions to the working people of Scotland. (1793). Available at: https:// archive.org/details/ fewplainquestion00frieuoft/page/10/mode/2up (accessed December 15, 2020).

Поступила в редакцию / Received 19 января 2021 г. / January 19, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.