Научная статья на тему 'Подготовка врачей первичного звена по актуальным вопросам инфекционных болезней'

Подготовка врачей первичного звена по актуальным вопросам инфекционных болезней Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
274
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванис В. А., Скляр Л. Ф., Попов А. Ф., Петухова С. А., Симакова А. И.

The experience of pedagogical work of faculty of infectious diseases of VSMU on general practitioners and other specialists training is described. The importance of knowledge on infectious pathology in modern conditions is emphasized. Stages and methods of training are shown. The special attention is given to introduction in pedagogical process of modern information technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванис В. А., Скляр Л. Ф., Попов А. Ф., Петухова С. А., Симакова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRIMARY PHYSICIANS TRAININON INFECTIOUS DISEASES

The experience of pedagogical work of faculty of infectious diseases of VSMU on general practitioners and other specialists training is described. The importance of knowledge on infectious pathology in modern conditions is emphasized. Stages and methods of training are shown. The special attention is given to introduction in pedagogical process of modern information technologies

Текст научной работы на тему «Подготовка врачей первичного звена по актуальным вопросам инфекционных болезней»

УДК 378.661(571.63):614.23:616.9

В.А. Иванис, Л.Ф. Скляр, А.Ф. Попов, С.А. Петухова, А.И. Симакова, О.А. Сокотун

ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ПО АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: инфекционные болезни, профессиональная подготовка, здоровье.

Национальный проект «Здоровье», который начал осуществляться в 2006 г., не остался в стороне от наиболее острых вопросов инфекционной патологии. Его реализация предусматривает финансирование лечебной помощи больным ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами, иммунопрофилактики управляемых инфекций [4]. В ходе выполнения приоритетных направлений в рамках национального проекта по реформированию системы здравоохранения большое значение приобретает повышение качества оказания медицинской помощи [2]. Важной составляющей здесь является не только улучшение материально-технической базы всевозможных структурных подразделений, но и уровня профессиональной подготовки кадрового состава. Осуществление данного направления важно с позиций привлечения в образовательный процесс врачебных кадров, сроков предшествующего обучения, но также связано с трудностями на разных этапах диагностики и лечения инфекционных заболеваний и особенно их осложнений.

Инфекционные болезни всегда были в центре внимания человечества. Несмотря на неоднократные заявления отдельных исследователей, организаций и политических деятелей о победе над инфекциями, они, как и прежде, играют значительную роль в патологии человека. В отличие от болезней сердца и сосудов, онкологических заболеваний, травм и повреждений, сахарного диабета, которые во многих странах являются основной причиной заболеваемости и смертности населения, инфекционные болезни с их эпидемическим потенциалом способны к глобальному распространению, отличаются непредсказуемостью, а эффективный контроль за ними возможен лишь в планетарном масштабе. Значительный научный прогресс последнего времени лишь в малой степени прояснил наши знания о биологическом и генетическом разнообразии жизни на Земле, на 90% обусловленном микроорганизмами. До настоящего времени остается неясным весь спектр инфекционной патологии, и ее многочисленные проявления нередко застают врасплох даже опытных специалистов. Сегодня органы здравоохранения в состоянии лишь более или менее эффективно реагировать на уже возникшие эпидемии, но практически ни одна из них не была своевременно

предсказана, а тем более предотвращена. Осознание возможных угроз пандемического распространения инфекций на фоне отсутствия объективных и надежных критериев прогноза заставляет объединять усилия врачей ведущих стран мира, разрабатывать целевые программы в рамках международных организаций по изучению инфекционных болезней и контролю за ними. Стало очевидным, что только целенаправленная концентрация научного, технологического и экономического потенциала всего человечества способна принести в этой области ощутимые результаты. Примером такого сотрудничества может служить ликвидация натуральной оспы в масштабах Земли, эради-кация некоторых других инфекционных болезней (полиомиелит, корь, дракункулез) на отдельных континентах. Благодаря своевременной реакции ВОЗ, активному привлечению исследователей многих стран удалось в кратчайшие сроки расшифровать природу ранее неизвестной короновирусной инфекции SARS, предотвратить ее пандемическое распространение. Неслучайно, что инфекционная патология в отличие от других разделов медицины включена в повестку важнейших проблем современного мира на заседании восьми ведущих государств в 2006 г. [4].

Во всех странах эффективным способом создания гармоничной системы здравоохранения считается укрепление первичного звена медицинской помощи, где ключевой фигурой является семейный врач (врач общей практики), координирующий и контролирующий всю помощь, оказываемую пациенту [1]. В нашей стране эту функцию в основном выполняют участковые врачи — терапевты и педиатры (хотя в последние годы растет и число врачей общей практики). Врач общей практики — самостоятельное звено в системе здравоохранения, организатор медицинской помощи, со своим штатом, широкими юридическими (а в ряде стран — и финансовыми) полномочиями. Но главное преимущество врача общей практики — ориентированность на длительное, систематическое ведение пациентов, акцент на профилактике заболеваний, тесное партнерское взаимодействие с семьей, учет широкого круга психологических и социальных факторов в работе с больными. Развитие системы врачей общей практики в России, а также поддержка и укрепление существующей системы участковых врачей — важнейшее направление приоритетного национального проекта «Здоровье» [2].

Кафедра инфекционных болезней ВГМУ с 2000 г. активно участвует в подготовке врачей первичного звена, включая врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров по основным вопросам ин-фектологии в качестве смежной дисциплины. Обучение заключается в проведении лекций в объеме 8 часов и практических занятий — 16 часов на циклах первичной профессиональной и сертификационной подготовки врачей первичного звена. Кроме этого проводятся тематические циклы краткосрочного усовершенствования по теме «Актуальные вопросы

ПЕДАГОГИКА

77

инфекционных болезней» для врачей всех специальностей в объеме 72 часов (24 часа лекций и 48 часов практических занятий), рассчитанные как на врачей первичного звена, так и на специалистов узкого профиля. Ежегодно на кафедре инфекционных болезней обучается в среднем до 150 специалистов. При этом регулярно осуществляются выездные циклы краткосрочного усовершенствования врачей по инфекционным болезням в ЛПУ Приморского края по заявке департамента здравоохранения краевой администрации. Нами разработана и внедрена учебная программа по краткосрочному тематическому усовершенствованию семейных врачей «Актуальные вопросы инфекционных болезней для врачей общей практики» в объеме 144 часов (48 часов — лекции и 96 часов — практические занятия). Согласно заказу национального проекта по семейной медицине мы провели внеплановое обучение 7 врачей общей практики по тематическому усовершенствованию в 2006 г. С учетом перспективных планов национального проекта на 2007 г. планируем дальнейшее проведение обучения по проблемам инфекционных болезней врачей общей практики Приморского края.

Целью преподавания инфекционных болезней является обучение врачей первичного звена: по вопросам организации противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий на догоспитальном и госпитальном этапах, обеспечения лабораторного и инструментального обследования больных; методам введения сывороток и вакцин (не только в условиях стационара, но и на дому); оказанию неотложной помощи. При этом предусмотрено введение в лекционный материал последних данных об эпидемиологической ситуации в регионе, стране и мире, достижениях в фармакоинтегральных подходах к патогенезу ряда болезней. Особое место занимает разбор летальных исходов, зарегистрированных на территориях, а также анализ вспышечной заболеваемости. Обучение проводится по принципу «от симптомов (синдромов) к диагнозу», на занятиях разбираются темы: ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с лихорадочно-интоксикационным, катарально-респираторным, менингеальным, диарейным, желтушным, суставным синдромами, синдромы неотложных состояний и т.п. При разборе одной темы обсуждается 8—12 конкретных нозологических форм, помимо этого проводится демонстрация больных, освоение практических навыков и др.

Существуют проблемы, которые должен решать любой врач в любой ситуации — это оказание неотложной помощи. Их важность вряд ли может быть подвергнута сомнению. Поэтому в учебную программу для врачей первичного звена включена такая составляющая, как знание принципов оказания неотложной помощи в экстремальных ситуациях и умение оказать первую помощь в критических состояниях при инфекционной патологии. Особое

внимание в преподавании инфекционных болезней врачам первичного звена должно уделяться вопросам интеграции со смежными дисциплинами, особенно с микробиологией, вирусологией, иммунологией, а также освоению практических умений и навыков по инфекционным болезням [1, 3].

Учитывая вышесказанное, нами, в соответствии с программой и примерным тематическим планом лекций и практических занятий составлены методические указания к проведению практических занятий и лекций и тематический план с включением актуальных вопросов инфекционной патологии и их региональных особенностей с учетом целей и задач деятельности врачей первичного звена по оказанию медицинской помощи. Исходя из поставленных целей, занятия проводятся на клинической базе кафедры инфекционных болезней и ее профильных отделений в краевой клинической больнице № 2 и краевом клиническом центре по борьбе и профилактике ВИЧ и оппортунистических инфекционных заболеваний. На выездных циклах тематического усовершенствования используются лечебные базы центральных районных и городских больниц Приморского края.

В ходе реализации программы подготовки врачей первичного звена, а именно врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров по инфекционным болезням, возникли некоторые проблемы, требующие шлифовки методических подходов к тактике и стратегии педагогического мастерства. Не умаляя значимости кардиологии, онкологии, хирургических и других «активных» дисциплин в общей подготовке врача, мы все же склонны считать, что во многом эта на первый взгляд неинфекционная патология имеет под собой инфекционную этиопатогенетическую основу или последняя составляет дополнительную часть указанных страданий (атеросклероз как медленная инфекция, онкогенная роль вирусов, инфекционная природа язвенной болезни, хирургическая инфекция, иммунодефицитные состояния и т.п.). Связующим звеном между инфекционным началом и «инфекционной патологией» вышеуказанного характера является иммунология. Что бы ни предпринимали микробиологи, вирусологи, паразитологи, инфекционисты, иммунологи, однако воспитать у врача истинное понимание роли инфекционного начала на данном этапе медицинского образования невозможно без реального обеспечения временем, необходимым для освоения уже накопленной информации. Поэтому опыт работы с врачами различного профиля показывает, что огромное значение для специалиста приобретает умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в большом потоке информации. В связи с этим появляется потребность не только в новых знаниях, но и в новых технологиях их приобретения, переходе на новый уровень всей системы непрерывного профессионального образования врачей. И в этом решающее значение имеют новые информационные технологии, такие как

дистанционное обучение, мультимедийные и интерактивные средства доставки информации [3, 5]. На современном этапе дистанционное обучение дает преимущество для врачей на время обучения не прерывать своей профессиональной деятельности и не терять заработок. Кроме того, специалисты не тратят времени на дорогу. Преподаватели могут находиться в любом месте и распространять лекции, которые будут просмотрены в удобное время и дойдут до более широкой аудитории. Кафедра инфекционных болезней ВГМУ в ближайшее время планирует внедрить указанную информационную технологию в обучение специалистов разного профиля, в том числе и семейных врачей по актуальным вопросам инфекционной патологии. Что касается мультимедийных и интерактивных средств обучения, то они уже внедрены в педагогическую практику и позволяют повысить качество образования путем использования в образовательном процессе современных компьютерных технологий (презентации, обучающие компакт-диски, фильмы, тесты и пр.).

Нельзя не обратить внимание на то, что рост социально обусловленных инфекций вызвал необходимость уточнения социального анамнеза, одновременной терапии ряда ассоциированных инфекций, сочетающихся с наркоманией, алкоголизмом, травматизмом. Если раньше основной задачей врача-инфекциониста были лишь диагностика и лечение болезней, которые имели циклическое течение, как правило, ограниченное коротким временным периодом, то в настоящее время, в условиях преобладающей хронической патологии, все большее значение приобретает обучение больного рациональному режиму питания, трудовой деятельности, поведению в быту, предупреждению заражения окружающих [2, 4]. В связи с этим врачу необходимо иметь навыки психолога, уделять значительно большее внимание общению с больными. На этом мы акцентируем внимание при обучении специалистов первичного звена особенностям инфекционной патологии.

Таким образом, сегодня у нас есть все возможности для модернизации российского медицинского

УДК 378.661(571.63):614.23 Е.А. Борисенко, А.А. Зайко ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВГМУ

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: интернатура, ординатура.

В современных условиях эффективное функционирование системы здравоохранения во многом определяется обеспеченностью отрасли компетентными, высококвалифицированными кадрами. В связи с этим возрастает роль последипломной подготовки

образования в соответствии с требованиями времени, в том числе национального проекта «Здоровье». При этом важно сохранить и развить то лучшее, что было заложено в отечественной медицине и медицинском образовании великими российскими врачами и педагогами Н.И. Пироговым, Г.А. Захарьиным, С.П. Боткиным и др. Это гуманизм, милосердие, любовь к профессии, самоотверженность, активная жизненная позиция. В российской традиции врач — не просто квалифицированный специалист, это интеллигентный, широко образованный, глубоко порядочный человек, дающий надежду на исцеление и поддерживающий больного и его близких.

Литература

1. Ахмедов Д.Р., Аминов М-Р.Х., Пашаева С.А. // Сборник материалов VI съезда инфекционистов. — СПб., 2003. — С. 17-18.

2. Клинические рекомендации. Стандарты ведения больных / под ред. А.А. Баранова, Ю.Н. Беленкова, Е.И. Гусева и др. — М. : ГЭОТАР-Медиа. — 2006.

3. Романцов М.Г., Сологуб Т.В., Погромская М.Н., Гу-ренкова Н.П. // Сборник материалов VII съезда инфекционистов. — СПб., 2006. — С. 19.

4. Малеев В.В. // Эпидемиология и инфекционные болезни. — 2006. — № 4. — С. 11—14.

5. Электронная информационно-образовательная система «Консультант врача. Дополнительное лекарственное обеспечение».

Поступила в редакцию 01.02.2007.

THE PRIMARY PHYSICIANS TRAINING

ON INFECTIOUS DISEASES

V.A. Ivanis, L.F. Sklyar, A.F. Popov, S.A. Petuhova, A.I.

Simakova, O.A. Sokotun Vladivostok State Medical University

Summary — The experience of pedagogical work of faculty of infectious diseases of VSMU on general practitioners and other specialists training is described. The importance of knowledge on infectious pathology in modern conditions is emphasized. Stages and methods of training are shown. The special attention is given to introduction in pedagogical process of modern information technologies.

Pacific Medical Journal, 2007, No. 2, p. 76—78.

специалистов в деле обеспечения качества оказания медицинской помощи населению. При этом необходимо максимально полно адаптировать подготовку врача и провизора к реальным условиям практического здравоохранения. Система послевузовского образования ВГМУ включает в себя интернатуру и ординатуру, которые входят в область компетенции факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки медицинских работников.

В настоящее время интернатура остается одной из самых значимых и массовых форм в системе современного последипломного медицинского образования, являясь первичным этапом в последипломной подготовке специалистов здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.