Научная статья на тему 'Подготовка востребованных жизнью высококвалифицированных специалистов АПК'

Подготовка востребованных жизнью высококвалифицированных специалистов АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка востребованных жизнью высококвалифицированных специалистов АПК»

ПОДГОТОВКА ВОСТРЕБОВАННЫХ ЖИЗНЬЮ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВАПК

(К 25-летию Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии)

Б.Х. ЖЕРУКОВ, ректор Кабардино-Балкарской государственной

сельскохозяйственной академии, доктор сельскохозяйственных наук, профессор

«Без повышения конкурентоспособности образования страна обречена на отставание».

Из ежегодного послания Президента России Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации

10 мая 2006 г.

В этом году исполняется 25 лет Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии. Наш вуз развивался на волне радикальных перемен, когда в стране шли достаточно серьезные изменения во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. А все начиналось так: руководители республики, проанализировав состояние обеспеченности сельского хозяйства специалистами высшей квалификации, пришли к выводу о том, что республике необходим сельско-

хозяйственный вуз, так как она испытывает острую нехватку квалифицированных кадров сельскохозяйственного профиля.

5 апреля 1957 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации Кабардино-Балкарского государственного университета, в составе которого был сельскохозяйственный факультет. Затем на базе этого факультета 25 июня 1981 г. был открыт агромелиоративный институт, этот день считается рождением нашей академии.

БОРИС ХАЖМУРАТОВИЧ ЖЕРУКОВ родился 28 февраля 1958 г. Свою трудовую деятельность начал в 1975 г. подсобным рабочим отдела конструкторского бюро Нальчикского завода полупроводниковых приборов. После службы в армии учился в Кабардино-Балкарском университете, с июля 1980 г. по февраль 1985 г. учился на сельскохозяйственном факультете, окончил агрономической факультет открывшегося в республике Кабардино-Балкарского агромелиоративного института по специальности «агрономия». Был первым Ленинским стипендиатом института.

С января 1986 г. по декабрь 1988 г. Б.Х. Жеруков - аспирант кафедры растениеводства МСХА им. К.А.Тимирязева. Вся его дальнейшая педагогическая и научная деятельность связана с кафедрой растениеводства и селекции родного вуза, где он работал ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, а с 1996 г. и по настоящее время - профессор. В 1993 г. заочно окончил экономический факультет Кабардино-Балкарского государственного университета по специальности «бухгалтерский учет, контроль и АХД». В 1989 г. защитил кандидатскую, а в 1995 г. - докторскую диссертации в МСХА им. К.А. Тимирязева. В 1990-1991 гг. находился на выборной должности - был секретарем парткома КБАМИ. В 1993-1998 гг. работал деканом агрономического факультета Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии, с сентября 1998 г. по февраль 2000 г. - проректор по экономической работе и внешним связям. 24 февраля 2000 г. избран ректором академии, а 13 января 2005 г. переизбран снова на эту должность. С 1998 г. - председатель докторского совета по защите диссертаций по специальностям: «растениеводство», «плодоводство», «агрохимия» и «почвоведение».

Им опубликовано более 80 научных работ, из которых 40 - в международных, всесоюзных и всероссийских изданиях, в том числе 5 монографий. Имеет 11 авторских свидетельств и патентов на изобретения, некоторые из них внедрены в производство.

Им создана в республике научная школа растениеводов, которая успешно работает по проблеме «Биологический азот в растениеводстве». Под его руководством подготовлены 17 кандидатов и один доктор наук.

Б.Х. Жеруков ведет большую общественную работу: является секретарем политсовета Кабардино-Балкарского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», депутатом Парламента КБР, членом комиссии при Президенте КБР по реализации приоритетных национальных проектов в КБР, членом Комиссии по государственным наградам при Президенте КБР, членом коллегии Министерства сельского хозяйства, Министерства образования и науки КБР.

Ему присвоены почетные звания: «Заслуженный деятель науки КБР» (2001 г.), «Заслуженный деятель науки РФ» (2006 г.).

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия» является одним из молодых вузов на Юге России.

Свой первый учебный год наш вуз начал в составе трех факультетов и 14 кафедр со 104 преподавателями, в том числе четырех докторов наук, профессоров, с контингентом студентов — 1 854 чел., из которых 920 — дневной формы обучения.

Первым деканам и заведующим кафедрами: Хачетлову Р.М., Соттаеву М.Х., Шогенову А.Х., Агзагову Н.М., Исакову Ж.А., Маржохову А.Т., Исхакову С.С., Багову И.Х. и их коллегам пришлось начинать учебный процесс на сравнительно слабой материальной базе. Но, несмотря на трудности, наш вуз динамично развивался по всем направлениям.

В 1994 г. по результатам аттестации, с учетом возросшего потенциала вуза, институт был переименован в Кабардино-Балкарскую государственную сельскохозяйственную академию.

Известно, что итоговым критерием, успехом деятельности любого вуза является качество подготовки его выпускников. В современных рыночных условиях работа академии — это становление новой социально-педагогической системы. Организуя учебный процесс, академия стремилась к достижению высокого конечного результата — выпускать специалистов высшей квалификации на базе динамичного развития науки, техники, интеграционных процессов, происходящих в сельскохозяйственной науке и образовании, производстве, с учетом запросов рынка труда.

Кризис российских вузов сегодня обусловлен не только дефицитом финансирования, он

связан и с распадом общественной идеологии, ценностно-нормативной системы общества.

За истекшие 25 лет изменилось не только содержание образования, но и доминирующий тип вуза. На сегодняшний день наша академия — это уже социально-культурная система, смысл которой не ограничивается подготовкой студентов к профессиональной деятельности. Это уже форма воспроизводства культурных норм, ценностей, идей, способ подготовки молодого человека к существованию в социуме и культуре. Это взаимосозидательная деятельность преподавателя и студента, нацеленная на то, чтобы студент был готов к самореализации в различных сферах и видах деятельности. На это направлены усилия профессорско-преподавательского состава академии, общепедагогическая стратегия.

В целях устранения дисбаланса в потребностях и подготовке специалистов предусматривалось открытие новых специальностей. В настоящий период академия — это многофункциональный вуз, реализующий образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, где осуществляется подготовка и переподготовка специалистов, повышение их квалификации по широкому кругу проблем.

В настоящее время в академии обучение студентов ведется на 10 факультетах, 51 кафедре, где работают 497 преподавателей, в том числе 76 докторов наук, профессоров и 284 кандидата наук, доцента.

Академия готовит кадры высшей квалификации по 22 специальностям.

Государственные образовательные стандарты обязывают пересмотреть сложившуюся систему контроля и оценки знаний студентов. В академии

введена рейтинговая система обучения студентов, с помощью которой мы адаптируем высшую школу к новым требованиям по оценке качества освоения программы.

С 2006-2007 учебного года академия предполагает переход на систему зачетных единиц на двух факультетах — природообустройства, финансов и кредита, для чего проведена работа по сбору информации, разработке оптимальной формы и составления основного, базового учебного плана на весь период обучения, а также индивидуального учебного плана (на семестр) и плана для организации учебного процесса в течение всего учебного года. Все это, на наш взгляд, будет способствовать активизации самостоятельной работы студентов.

Так, 42 студента академии, проявившие себя в учебе и научной деятельности, получают именные стипендии Президента РФ, Правительства РФ, Президента КБР, Ученого совета КБГСХА, имени профессоров: Керефова К.Н., Жаболиева М.А., Шауцукова З.Х., Хачетлова М.Х., Бербекова М.А., Эркенова Т.Х., студента Кокоева А.В.

Студенты, принимающие активное участие в общественной жизни, получают стипендии РАД, «Единой России».

Практика, как важнейшая часть подготовки высококвалифицированных специалистов, проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей республики. Имеются при академии также и учебно-опытное хозяйство, геодезический полигон, учебно-опытное поле, машинный двор, учебные мастерские.

Кроме того, решением правительства КБР за академией для проведения производственной практики закреплены базовые хозяйства. Их состав и профиль позволяют проводить практику по всем специальностям, с выполнением полной программы.

В составе академии функционируют Институт повышенияквалификации,Учебно-методический центр подготовки и повышения квалификации института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, Центр поддержки малого предпринимательства, филиал академии — Терский сельскохозяйственный техникум, где проводят прием и обучение по шести родственным специальностям и одной юридической специальности.

За годы своего существования через Институт повышения квалификации и переподготовки кадров АПК прошло более 5 тыс. руководителей и специалистов министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий АПК, других отраслей народного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и Северо-Кавказского региона. Помимо традиционных форм обучения получило развитие

дистанционное самообразование руководителей и специалистов агропромышленного комплекса КБР.

За четверть века наш вуз подготовил 14 153 специалиста, многие из которых стали известными учеными, крупными руководителями республики сельскохозяйственных предприятий и органов управления АПК. Среди них — пять Героев Социалистического труда, более 50 сотрудников удостоены почетных званий федерального и регионального значения.

Сегодня КБГСХА занимает достойное место в числе крупных учебных заведений региона и АПК страны. По рейтингу академия вошла в первую двадцатку среди высших сельскохозяйственных учебных заведений страны, что является хорошим достижением, учитывая ее молодость.

Качество подготовки выпускников академии оценивается по следующим направлениям: уровню выполнения дипломных работ (проектов), результатам работы государственных аттестационных комиссий, отзывам руководителей организаций, где наши студенты проходят практику или работают.

В 2005 г. вуз прошел аттестацию и аккредитацию по 18 образовательным программам высшего профессионального образования.

Между тем на кафедрах академии продолжается целенаправленная работа по созданию учебно-методических комплексов учебных дисциплин, соответствующих современным требованиям.

Одним из важных направлений в работе академии является установление творческих и деловых связей с другими учебными заведениями. Так, мы тесно сотрудничаем с КБГУ, филиалом Белгородского института коммерции, Северо-Кавказским государственным институтом искусств и др. Установлены дружеские отношения со студентами Портландского университета США. По инициативе ректората академия впервые установила контакт с некоммерческим союзом ЛОГО (Сельское хозяйство и экономическое равновесие с Восточной Европой) из Германии. Теперь 10 наших студентов на основе конкурсного отбора ежегодно будут проходить сельскохозяйственную практику в Германии в течение 5,5 месяцев.

Кроме того, важная роль отводится организации НИРС и самостоятельной работе студентов. При активном участии студентов в академии проводятся межрегиональные научные конференции. Так, в 2005 г. в научно-исследовательской работе приняли участие 895 студентов. 28 научных студенческих работ были направлены на конкурсы, одна работа удостоена медали, 14 — получили дипломы.

За период существования академии в производство внедрено более 250 разработок ученых

академии, издано свыше 300 сборников научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий. Только в 2005 г. в академии издано 110 учебников и учебных пособий, опубликовано 555 статей. Отрадно отметить, что 12 учебников и учебных пособий из общего числа изданий проходят под грифом УМО и Департамента по кадровой политике и науке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Заложенные в научных школах академии идеи и концепции продолжают развиваться и внедряться в республиканском аграрном секторе.

При академии функционируют четыре специализированных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по шести отраслям науки, 22 специальностям. В настоящее время в аспирантуре обучаются 199 аспирантов и 206 соискателей. За последние пять лет в диссертационных советах академии защищено более 350 диссертаций авторами из 11 регионов России и республики Абхазия.

В своей научно-исследовательской работе академия тесно сотрудничает с академическими и отраслевыми научными организациями, в том числе с Российской академией сельскохозяйственных наук (РАСХН), с Институтом экономики РАН, Финансовой академией при Правительстве РФ, Всероссийским институтом животноводства, Кабардино-Балкарским научным центром РАН, Всероссийским НИИ комплексных проблем животноводства и кормопроизводства, Высокогорным геофизическим институтом, Институтом региональных проблем российского государства на Северном Кавказе, Кабардино-Балкарским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства (КБНИИСХ), Кабардино-Балкарским научно-исследовательским институтом горного и предгорного садоводства, с вузами России, а также с вузами ближнего и дальнего зарубежья.

Общий объем научных исследований по академии в 2005 г выполнен на сумму 19 млн. 478 тыс. руб.

В академии большое внимание уделяется расширению учебно-производственных площадей — это строительство учебных корпусов, спортивных залов, хозяйственных площадей.

Корпуса академии расположены в живописной курортной зоне с видом на Кавказский хребет, это семь корпусов с аудиториями и лекционными залами, оснащенными специальным оборудованием, компьютерными классами, прекрасным спортивным комплексом, актовым залом, также строится и большая столовая. Для самореализа-

ции студентов и преподавателей в академии созданы все условия.

Научная библиотека нашей академии имеет общий фонд 408 809 ед. изданий, прекрасные читальные залы. В библиотеке успешно функционирует база данных собственной генерации — это электронный каталог, завершается создание электронной картотеки.

При академии есть хорошо оснащенная типография, активно ведется издательская работа.

Академия работает в тесном контакте со Службой занятости республики, организациями, предприятиями, хозяйствами, способствуя трудоустройству своих выпускников. Доля выпускников, трудоустроившихся по заявкам организаций и предприятий в настоящий период составила 57% выпускников.

Культурно-образовательное пространство академия стремится подчинить цели формирования образа личности, максимально полно выражающего потенциал студента.

На каждом факультете созданы учебно-воспитательные комиссии (УВК), куда входят кураторы и представители студенческих организаций (студпрофком, студсовет, старосты групп).

В академии большое внимание уделяется вопросам пропаганды здорового образа жизни. Для этого имеются три спортивных зала, спортплощадка. Проводятся массовые спортивные мероприятия.

Мы по праву гордимся нашими чемпионами Европы, России по вольной борьбе, успехами команды регбистов. Наши студенты играют в юношеской футбольной команде «Спартака», представленной в премьер лиге.

Ну, а студенчество живет своей бурной и интересной жизнью.

У нас есть прекрасный профессиональный ансамбль танца «Синды», который удостоен высокого звания «Народный», являющийся лауреатом многих фестивалей. Нас радуют проводимые ежегодно на всех факультетах красивые, задорные фестивали «Студенческая весна».

Как не сказать о том, что на международном конкурсе красоты «Мисс Русское Радио» победила наша студентка — Марианна Кумыкова.

Конечно же, у нас есть определенные трудности, не все пока идет гладко, но академия развивается динамично. И в этом видится залог нашего успешного движения вперед.

Уверен, что мы на правильном пути. Как говорится, дорогу осилит идущий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.