УДК 37
Н. А. Деревянкина, Н. Г. Рукавишникова
Подготовка волонтеров к работе в реабилитационном лагере
В статье представлена модель организации волонтерской деятельности на примере инклюзивного лагеря для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Перечислены и охарактеризованы основные проблемы семей-реципиентов: специфические черты, особые потребности, искаженная оценка ребенка. Сформулированы задачи сопровождения: создание условий защищенности семьи ребенка с ОВЗ; выявление основных трудностей и проблем волонтеров; поиск качеств, умений и способов разрешения трудностей и проблем. Описаны этапы работы с волонтерами, проанализированы основные проблемы волонтерской деятельности, специфичные для ситуации инклюзии семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями. Выявление «превентивного» образа особого ребенка, сложившегося у волонтера; формулирование индивидуальных целей и опасений. Анализ степени и формы влияния этого образа на восприятие подопечного; обсуждение специфики работы с конкретными детьми и их родителями. Фиксация динамики изменения представлений волонтеров и других участников лагеря друг о друге: проведение итоговых групповых процедур, направленных на сбор информации и ее осмысление. Анализ динамики изменений взаимовосприятия по результатам смены, планирование дальнейших исследований и организационных преобразований.
Ключевые слова: межличностные отношения, инклюзия, ограниченные возможности здоровья, инклюзивное взаимодействие, волонтерская помощь.
N. A. Derevyankina, N. G. Rukavishnikova
Training of Volunteers to Work in a Rehabilitation Camp
In the article the model of organization of volunteer activities on the example of the inclusive camp for the families raising children with health limitations is provided. The main problems of family-recipients are listed and characterized: peculiar features, special needs, distorted assessment of the child. Support tasks are formulated: creation of security conditions of the family of the child with health limitations; detection of the main difficulties and problems of volunteers; search of qualities, abilities and methods to solve difficulties and problems. Stages of work with volunteers are described, the main problems of volunteer activities specific to the situation of inclusion of the families raising children with mental disorders are analysed. Identification of the «preventive» image of the special child, which the volunteer has; formulation of the individual purposes and concerns. The analysis of the degree and form of influence of this image on perception of the person under care; discussion of specificity of work with specific children and their parents. Fixing of dynamics in changes of representations of volunteers and other participants of the camp about each other: carrying out the final group procedures directed to collect information, and its understanding. The analysis of dynamics of changes of mutual perception by results at the end of the camp period, planning of further researches and organizational transformations.
Keywords: interpersonal relations, inclusion, health limitations, inclusive interaction, volunteer assistance.
Инклюзивный лагерь для семей с детьми, имеющими различные ограничения психического и физического здоровья, в котором мы проводили наше исследование, работает с 2006 года. Он организуется членами православной общины Храма Владимирской иконы Божией Матери села Давыдово Борисоглебского района Ярославской области и фактически является летним лагерем для семей с детьми, страдающими психическими расстройствами. За эти годы было принято более полутора тысяч человек, не менее трети из которых - лица с умственной отсталостью, аутизмом и другими психическими расстройствами [3]. Этот опыт показал, что главной проблемой интеграции человека с ментальными нарушениями в здоровый социум была и остается проблема «встраивания» его в систему человеческих отношений. Причины затрудненной социализации
лежат как в области особенностей болезни/расстройства, так и в области социального устройства нашего общества. Всем лицам с психическими расстройствами присущи трудности в понимании социальной информации (полученной от других людей, о других людях и об отношениях между ними); несогласованность вербального и невербального поведения, что затрудняет понимание этих лиц другими людьми; существенно более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающем мире в силу выпадения (полного или частичного) «психологического инструментария познания». Само общество характеризуется низкой степенью информированности о реальных особенностях людей с психическими расстройствами, что приводит к распространенности неадекватных установок в отношении таких людей (мифы об их
© Деревянкина Н. А., Рукавишникова Н. Г., 2016
одаренности, страхи, предубеждения, боязнь «заразиться») и отсутствию представлений о границах их возможностей.
Инклюзия возможна только в том случае, если все участники этого процесса вовлечены в изменения - и обычные люди, и инвалиды. В этом случае приходится решать вопросы индивидуальных возможностей инвалидов (может ли организовывать свой быт, может ли удерживаться от агрессии, может ли самостоятельно выполнять требования гигиены и другие), но в целом задача реабилитации оформляется как задача научиться жить рядом друг с другом. А это не только предоставление прав и условий, в первую очередь - это принятие обязательств и ограничений ради благополучия другого человека.
За время участия в работе этого лагеря был накоплен определенный опыт, который можно сформулировать в следующих утверждениях [1]:
1. Семьи, воспитывающие детей с психическими расстройствами, характеризуются особыми чертами, которые связаны с их специфическим социальным опытом - непринятия, агрессии по отношению к ним, игнорирования их важных жизненных потребностей. Этот опыт можно назвать травматическим, а их особенности проявляются в отношениях с другими в виде высокой степени недоверия, пассивности, дезориентации, затруднений в ранжировании жизненных и коммуникативных задач по степени значимости.
2. В то же время существуют потребности, общие для большинства таких семей - потребность в принятии их детей, потребность в признании их жизненного опыта ценным и востребованным обществом, потребность в социальной поддержке в решении самых болезненных жизненных задач.
3. Восприятие родителем собственного ребенка с ОВЗ специфично и редко соотносится с его реальными особенностями. Родители склонны либо преувеличивать, либо преуменьшать возможности и способности своего ребенка. Часто присутствуют обе тенденции одновременно (например, преувеличиваются способности к решению учебных задач, но преуменьшается способность к саморегуляции).
4. Общение здоровых людей с такими семьями позволяет приобретать очень важный социальный опыт, помогает уточнить собственные представления о нормальном/аномальном, развеять мифы о людях с ОВЗ, пересмотреть значимость некоторых психологических качеств и материальных ценностей. В целом ситуации совместной жизни и работы обычных людей и лиц с
ОВЗ позволяют волонтерам проявить свои самые лучшие человеческие качества.
5. Самой сложной задачей организации совместного отдыха семей, воспитывающих детей с ОВЗ, и здоровых добровольцев является задача регуляции отношений.
Сегодня мы представляем себе, какими должны быть эти отношения - равновесными, взаимоуважительными, открытыми. Выявлены и осмыслены некоторые «ловушки» в отношениях с родителями и детьми с ОВЗ - «жалость» и жалостливость, потребительская ориентация, недоверчивые и агрессивные интонации, тенденция нарушать правила и нормы, игнорирование своих и чужих границ. Появилась группа постоянных волонтеров, на которых можно опираться в процессе реализации инклюзивного лагеря.
На этом этапе на первый план вышла задача создания организационной структуры и механизма регулирования такого объединения, при котором
— семьи детей с ОВЗ чувствовали бы себя спокойно и защищенно; могли бы удовлетворять свои потребности, при этом стремились соотнести свои действия и желания с действиями и желаниями других людей «здоровым» способом; имели бы возможность раскрыть тот потенциал, который не проявлял себя в других ситуациях и отношениях; обнаруживали бы положительные изменения в себе и своем ребенке; приобретали и укрепляли положительный опыт социальных отношений;
— волонтеры могли бы включаться в новые ситуации и решать принципиально новые жизненные и коммуникативные задачи; обнаруживать в себе социально значимые психологические свойства и качества.
Для решения этой задачи в рамках лагеря существует «Школа волонтеров», призванная сопровождать добровольцев, приезжающих для оказания инклюзивной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
В июле 2014 г. в рамках Школы волонтеров были проведены вводный тренинг для волонтеров и серия организационных встреч. Количество и возрастной состав участников варьировались от 20 человек в начале смены до 46 человек в середине (когда число всех участников лагеря было максимальным); возраст - от 12 до 63 лет. За два дня до начала смены с волонтерами был проведен вводный тренинг. На тренинге участники познакомились друг с другом, обсудили цели своего приезда, которые оказались очень разными. Цели опытных волонтеров зачастую отличались от целей новичков, которые еще не знали, чего им
ожидать от работы. Присутствовали ребята, которые приехали в лагерь не по собственному желанию. Многие говорили о желании «помогать», но далеко не у всех ребят присутствовало реальное представление о том, какого рода помощь будет необходима.
В ходе тренинга волонтеры разделились на две команды, одна из которых составляла коллективный портрет того, что могло бы помочь смене пройти удачно, вторая команда изображала то, что могло бы провалить смену. Ребята указали множество личностных качеств, необходимых для удачной работы: любовь, терпение, благодарность, смирение, ответственность. В идеальной смене должны быть добрые дружеские отношения между всеми участниками, радостное настроение и крепкая вера. Очень важным является принятие ответственности, обдумывание поступков и их результатов.
Команда волонтеров составила коллективный портрет особого ребенка. У каждого представление об инвалиде было своим. Ответы можно разделить на следующие смысловые образы «особого»:
— «Неопределенный» образ: другой, непонятный, странный, разный.
— «Негативный» образ: неспокойный, неуравновешенный, шатающийся, агрессивный, мазохист, пугающий.
— «Позитивный» образ: радостный, миролюбивый, забавный, дружелюбный, смешной, любящий обниматься.
— «Сопереживающий» образ: заблудившийся, невысказанный, немой, неуверенный, нуждающийся, одинокий, требующий внимания, беспомощный, отстраненный, чувствительный.
В качестве домашнего задания волонтеры описывали свои ожидания и опасения относительно предстоящей смены. Большинство волонтеров надеются на опыт общения с особыми детьми, установление контакта с ними, нахождение новых способов этого контакта. Почти половина участников хотят быть полезными, помочь по мере своих возможностей семьям с особыми детьми и найти в лагере новых друзей и единомышленников. Многие волонтеры ставят своей целью личностный рост и самоисследование. Среди качеств, которые им хотелось бы развить в себе, особо выделяют смирение, терпимость и любовь. Половина волонтеров указали в своих надеждах не только личностный, но и духовный рост, укрепление в вере, самодисциплину духовной жизни. И конечно, ребята надеются на хорошую погоду и отдых от городской суеты.
Самым большим опасением волонтеров стал страх не найти «контакт» со своим подопечным, не справиться с ним. Вторым приоритетным опасением стала боязнь получения или нанесения кому-либо травмы. Волонтеров пугает неизвестность, не хватает определенности в силу отсутствия опыта общения с особыми детьми, они боятся испугаться, сбежать, работать «без погружения», не в полную силу. Многие ребята переживают, что не смогут побороть гордыню, жалость или отвращение к инвалидам. Есть смельчаки, которые не опасаются ничего (или не хотят делиться своими переживаниями с другими). И как бы ни хотелось убежать от цивилизации, полный отказ от нее тоже пугает: например, некоторые волонтеры опасаются того, что сломается мобильный телефон.
На регулярных встречах с волонтерами обсуждались организационные вопросы, специфика работы с конкретными «особыми» детьми и их семьями. По ходу смены проводились консультации для волонтеров в «полевых условиях», давались рекомендации по взаимодействию с подопечными и их родителями. Каждый волонтер получал подобную консультацию как минимум один раз за смену.
На последнем собрании волонтерам предлагалось ответить на несколько вопросов:
1. Зачем я приехал в лагерь?
2. Что я приобрел за смену?
3. Что необходимо, чтобы смена удалась?
4. Пожелание/совет/рекомендация будущему волонтеру?
5. Пожелание/прощальное слово/действие «любому» особому ребенку.
6. От чего я больше всего устал(а) за смену?
7. Что было самое сложное за смену?
Волонтеров-респондентов можно разделить
на возрастные группы: 11-16 лет, 17-28 лет, старше 40. В младшей возрастной группе самыми частыми ответами на вопрос были «помощь» и «отдых». В средней и старшей возрастных группах выявляются рефлексивные тенденции, появляется тема долга, поиска своего пути и самопознания. Также в средней группе ведущей является мотивация общения, установления контактов с другими людьми. В числе приобретений смены все группы указывали опыт общения с «особыми» и «новых друзей». В средней группе ряд волонтеров отметил личностный рост: развитие терпимости, принятия, заботы, уравновешенности. Мальчики младшей возрастной группы описывали разнообразные внешние факторы удачной смены, не видя собственной ответственности. Девочки младшей группы и все волонтеры
старших групп оценивают успешность смены по организованности, степени заинтересованности и позитивному настрою самих волонтеров, указывают такие необходимые качества, как смелость, терпимость, сплоченность.
Все участники указали, что будущему волонтеру потребуется терпение к себе и к «особым», ответственность, трудолюбие. Старшие волонтеры в напутствие будущим отмечали, что необходимо настраиваться на работу, а не на отдых (даже если сами указывали целью своего приезда отдых). Большинство волонтеров всех групп достаточно отстраненно писали прощальные послания своим подопечным: «удачи», «всего хорошего». Лишь немногие волонтеры средней группы написали адресные послания своим подопечным с благодарностью и советом не бояться, доверять людям и Богу. Большинство волонтеров устали от внешних условий, недосыпа, погоды, шума. Несколько волонтеров средней и старшей групп устали от общения и постоянного обмена эмоциями. В качестве главных сложностей смены участники также отмечали моменты, не связанные с непосредственным общением с «особым» ребенком.
Таким образом, необходимость сопровождения здоровых участников инклюзии, на наш взгляд, очевидна и не подлежит сомнению. Волонтеры и специалисты, реализующие инклюзию, имеют свое собственное представление о личности того, с кем им предстоит работать. И эти представления важны для формирования ожиданий и тревог. Одной из главных проблем инклюзии была и остается проблема «встраивания» ребенка (взрослого) с ограниченными возможностями здоровья в систему человеческих отношений. В связи с этим на первый план выходит задача научиться жить рядом друг с другом. Инклюзия и инклюзивные отношения способны оказывать психотерапевтический эффект не только на людей с ОВЗ, но и на самих помогающих. Каждый участник получает опыт разрешения наиболее трудных для большинства людей ситуаций - разрушающихся или не складывающихся отношений. Существуют специфические для выбора инклюзивной деятельности мотивы, которые нуждаются в изучении.
На сегодняшний день опубликовано много работ по инклюзии. Это и методические руководства, и описания опыта инклюзивной практики в
различных условиях. Тем не менее, проблемы организации инклюзии все еще далеки от разрешения.
Библиографический список
1. Деревянкина, Н. А. Психологические проблемы родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н. А. Деревянкина // Актуальные проблемы психологии личности : сб. науч. ст. : в 2 ч. - Ч. 2 / ГрГУ им. Я. Купалы ; науч. ред. К. В. Карпинский, В. А. Мазилов. - Гродно : ГрГУ, 2012. - С. 466-482.
2. Деревянкина, Н. А. Структура и проблемы модели включения детей с ОВЗ в образовательное пространство современной школы [Текст] / Н. А. Деревянкина // Педагогика и психология доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ярославль : Изд-во Институт развития образования ЯО, 2013. - С. 41-46.
3. Деревянкина, Н. А., Назарова, И. Г. Создание условий для адаптации и реабилитации детей-инвалидов на базе православной общины при приходе Владимирского храма с. Давыдово Борисоглебского района Ярославской области [Текст] / Н. А. Деревянкина, И. Г. Назарова // Вестник ИРО. Научно-методический журнал. - 2008. - № 3. -С. 23-27.
Bibliograficheskij spisok
1. Derevjankina, N. A. Psihologicheskie problemy roditelej, imejushhih detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Tekst] / N. A. Derevjankina // Aktual'nye problemy psihologii lichnosti : sb. nauch. st. : v 2 ch. - Ch. 2 / GrGU im. Ja. Kupaly ; nauch. red. K. V. Karpinskij, V A. Mazilov. -Grodno : GrGU, 2012. - S. 466-482.
2. Derevjankina, N. A. Struktura i problemy modeli vkljuchenija detej s OVZ v obrazovatel'noe prostranstvo sovremennoj shkoly [Tekst] / N. A. Derevjankina // Peda-gogika i psihologija dostupnoj obrazovatel'noj sredy dlja detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Tekst] : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Jaroslavl' : Izd-vo Institut razvitija obra-zovanija JaO, 2013. - S. 41-46.
3. Derevjankina, N. A., Nazarova, I. G Sozdanie uslovij dlja adaptacii i reabilitacii detej-invalidov na baze pravoslavnoj obshhiny pri prihode Vladimirskogo hrama s. Davydovo Borisoglebskogo rajona Jaroslavskoj oblasti [Tekst] / N. A. Derevjankina, I. G. Nazarova // Vestnik IRO. Nauchno-metodicheskij zhurnal. - 2008. - № 3. -S. 23-27.