Научная статья на тему 'Подготовка ветеринарных специалистов в РУДН'

Подготовка ветеринарных специалистов в РУДН Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
384
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПРОГРАММА / ОБУЧЕНИЕ / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / STUDENT / PROGRAM / TRAINING / PROCESSING PLANTS / WORK PROGRAMS / IMPROVEMENT / CASE STUDIES / LEARNING TOOLS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Плющиков Вадим Геннадьевич, Ватников Юрий Анатольевич, Никитченко Дмитрий Владимирович, Серегин Иван Георгиевич

Изложены пути совершенствования подготовки ветеринарных специалистов и бакалавров по ветеринарной медицине и ветеринарно-санитарной экспертизе с учетом современных требований сельскохозяйственных и мясо-, рыбо-, молокоперерабатывающих предприятий. Представлены новые тенденции обучения студентов ветеринарного профиля с переходом от информативного к методологическому освоению программ на основе прогноза квалификационной характеристики специальности отраслевой, профессиональной квалификации специалистов и их гражданской нравственности при исполнении служебных обязанностей. При этом рекомендуется более широкое использование электронных средств обучения и интернет-ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Плющиков Вадим Геннадьевич, Ватников Юрий Анатольевич, Никитченко Дмитрий Владимирович, Серегин Иван Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of veterinary specialists at PFUR

The article sets out ways to improve the training of veterinary specialists and bachelors in veterinary medicine veterinary-sanitary examination to meet modern standards of agricultural and meat, fish products, dairy plants. We present new trends in teaching veterinary students with the transition from an informative to the methodological development of programs based on the forecast of the qualifying characteristics specialty industry, the professional training of specialists and civil morality on duty. Thus, greater use of elearning and online resources recommended.

Текст научной работы на тему «Подготовка ветеринарных специалистов в РУДН»

ВЕТЕРИНАРИЯ

ПОДГОТОВКА ВЕТЕРИНАРНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В РУДН

В.Г. Плющиков, Ю.А. Ватников, В.Е. Никитченко, И.Г. Серегин

Кафедра морфологии и ветеринарно-санитарной экспертизы животных Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8/2, Москва, Россия, 117198

Изложены пути совершенствования подготовки ветеринарных специалистов и бакалавров по ветеринарной медицине и ветеринарно-санитарной экспертизе с учетом современных требований сельскохозяйственных и мясо-, рыбо-, молокоперерабатывающих предприятий. Представлены новые тенденции обучения студентов ветеринарного профиля с переходом от информативного к методологическому освоению программ на основе прогноза квалификационной характеристики специальности отраслевой, профессиональной квалификации специалистов и их гражданской нравственности при исполнении служебных обязанностей. При этом рекомендуется более широкое использование электронных средств обучения и интернет-ресурсов.

Ключевые слова: студент, программа, обучение, перерабатывающие предприятия, рабочие программы, совершенствование, ситуационные задачи, средства обучения.

Животноводческие отрасли в нашей стране после значительного спада постепенно восстанавливают свои утраченные позиции и набирают темпы дальнейшего развития. Наиболее успешно развиваются птицеводство и свиноводство, которые уже способны обеспечить ценным мясным сырьем и продуктами его переработки. Большое внимание уделяются также увеличению численности поголовья крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей и других продуктивных животных. Предприятия мясной промышленности, несмотря на переживаемые трудности, смогли сохранить свои производственные мощности, продолжают расширять ассортимент выпускаемой продукции, и улучшают качество. В различных регионах Российской Федерации функционируют крупные, средние и мелкие животноводческие хозяйства, боенские предприятия, колбасные и консервные заводы, которые обеспечивают население мясом и другими продуктами животного происхождения. Все эти предприятия являются объектами надзора Государственной ветеринарной службы, где специалисты проводят профессиональное обслуживание животных и успешно осуществляют контроль животноводческого сырья и готовой продукции.

Вместе с тем опыт многих перерабатывающих предприятий показывает, что в условиях рыночных отношений усложняется работа ветеринарных специалистов, которые должны контролировать гигиену производственных участков и проводить оценку безопасности выпускаемой продукции животного происхождения. Правила свободной торговли и изменения в системе производства заготовки и переработке животноводческого сырья, расширение сферы деятельности посреднических фирм, оптовых баз и холодильных предприятий могут формировать дополнительные возможности для различных нарушений в гигиене выращивания скота и технологической дисциплине при переработке продукции. Это создает необходимость дальнейшего совершенствования подготовки специалистов для ветеринарного обслуживания животных и ветеринарно-санитарного контроля сырья и продукции на всех этапах оборота. Поэтому сегодня лечебно-профилактическую работу с животными и производственный ветеринарно-санитарный контроль на боенских и перерабатывающих предприятиях должны осуществлять специалисты, получившие в учебных заведениях хорошую теоретическую подготовку и освоившие навыки профессиональной деятельности на разных производственных участках. В современных экономических условиях от выпускников ветеринарного профиля требуется высокая общая профессиональная подготовка, отраслевая, лечебная и инспекторская компетентность, определенная производственная специализация и практические навыки в осуществлении своих функций.

Известно, что современным агрофирмам нужны ветеринарные работники, знающие особенности сельскохозяйственной деятельности в стране и ветеринар-но-санитарные требования к каждому производственному участку, т.е. кадры, способные самостоятельно и своевременно решать сложные профессиональные задачи в животноводческих хозяйствах. Предприятия тоже хотят иметь ветеринарных специалистов, умеющих организовать в цехах высокую гигиену и правильно осуществлять входной, операционный и выходной контроль сырья и готовой продукции.

Уже очевидным становится, что ветеринарные кадры в настоящее время надо готовить для работы в условиях большой профессиональной конкуренции и постоянного давления политических и экономических факторов на различные производственные процессы. Использование международных санкций против нашей страны и наши ответные государственные действия, напряженность эпизоотической и эпидемической ситуации в отдельных регионах, постоянные изменения в товарообороте сырья и готовых продуктов, увеличение числа стран Таможенного союза, внедрение требований технических регламентов и новых ветеринарных правил убедительно свидетельствуют об этом. Поэтому сегодня ветеринарных специалистов надо выпускать с учетом современных требований животноводческой продукции и условиях ее переработки.

Подготовка ветеринарных специалистов в РУДН отвечает в основном таким требованиям. Внедрено двухуровневое обучение специалистов по ветеринарно-

санитарной экспертизе (бакалавриат, магистратура) и постоянно совершенствуется подготовка студентов специалитета по ветеринарной медицине. С этой целью аграрный факультет реорганизован в Аграрно-технологический институт, на базе кафедр ветеринарного профиля создан Департамент ветеринарной медицины. Перед коллективом этих подразделений поставлены новые задачи и определены пути дальнейшего совершенствования подготовки ветеринарных специалистов разных направлений.

Сохраняя замечательные традиции РУДН в обучении студентов, профессорско-преподавательский коллектив аграрно-технологического института профессионально правильно понимает свои цели и задачи при работе со студентами, бакалаврами и магистрами. Своевременно подготовлена учебная, методическая и правовая база, скорректированы рабочие программы и календарные планы для занятий, оборудованы специализированные аудитории и классы, приобретены необходимые приборы и наглядные материалы, изданы необходимые учебники и учебные пособия по многим профильным дисциплинам. Профессорско-преподавательский состав имеет возможности поставить подготовку ветеринарных врачей и ветеринарно-санитарных экспертов на новый и более высокий научно-методический уровень с учетом достижений фундаментальных и прикладных исследований в области биологии, медицины и ветеринарии.

Одним из направлений совершенствования подготовки ветеринарных специалистов является усиление экологического и нормативно-правового обучения студентов. Важное значение в решении этих задач будет приобретать введение в базовые ветеринарные дисциплины экологическое и нормативно-правовое обоснование ряда изучаемых ветеринарных проблем. Такой подход уже становится требованием государственных образовательных стандартов и современной практики ветеринарной деятельности на различных объектах.

Не менее важным является увеличение объема знаний по сертификации продовольственных товаров, а также включение в план занятий тем по импорту-экспорту сырья и готовых продуктов, особенностям ветеринарного обслуживания на границе стран Таможенного союза. Кроме того, больше внимания стали уделять вопросам контроля качества и безопасности кормов для продуктивных и непродуктивных животных.

В связи с увеличением импорта сырья и готовых продуктов появились вопросы по ветсанэкспертизе мяса нетрадиционных убойных животных (кенгуру, ламы, черепахи и др.), новых мясных полуфабрикатов (хамон, тримминг, колла-генсодержащее сырье, мясо механической обвалки и др.).

С учетом повышения требований к выпускникам ветеринарного профиля в Аграрно-технологическом институте РУДН готовятся условия, позволяющие включать в подготовку студентов элементы современного производственного контроля на различных участках переработки сырья и изготовления продуктов животного происхождения.

Уже несколько лет на базе клинических ветеринарных дисциплин в институте успешно работает ветеринарная клиника, где студентов знакомят с основами ветеринарной медицины, вопросами терапии, хирургии и акушерства. Организованы лабораторные классы по ветеринарно-санитарной экспертизе, где студентов обучают современным методам государственного ветеринарного надзора на различных объектах и лабораторного контроля животноводческой продукции. Это дает возможность для внеурочной теоретической и практической подготовки студентов с учетом их интересов и специализации. При этом большое внимание уделяется созданию в учебных группах творческой обстановки, потребности в самостоятельном приобретении специальных навыков для лечебной и лабораторной практики.

Кроме того, в основу подготовки ветеринарных специалистов на старших курсах закладываются механизмы вовлечения студентов в активную учебно-познавательную деятельность, предлагаются решения различных ситуационных задач и действий в чрезвычайных ситуациях, которые встречаются в практике работы ветеринарных специалистов. Ухудшение экологической обстановки в ряде регионов страны дополнительно определяет необходимость более глубокого ознакомления студентов с методами и приборами контроля радиационной и химической загрязненности различных объектов, сырья и готовых продуктов.

В учебном процессе по ветеринарной медицине и ветсанэкспертизе предусматривается сообщение студентам актуальных вопросов рыночных отношений в сельскохозяйственных отраслях, современных данных по эпизоотической ситуации в стране, по новым технологиям производства и современным научным методам контроля сырья и готовых продуктов. На занятиях моделируются условия работы ветеринарных специалистов в различных цехах предприятий и внедряется диалоговый метод решения многих производственных вопросов.

Студентов знакомят на выставках с достижениями в работе лучших хозяйств и перерабатывающих предприятий, рынков и холодильников, с вопросами делопроизводства, учета и отчетности в ветеринарии, с использованием электронных средств при оформлении ветеринарных сопроводительных документов. Это способствует повышению методологического, информативного и организационного уровня обучения, вовлечению студентов в активную практическую и научно-исследовательскую работу, позволяющую им самостоятельно решать студенческие научно-практические задачи. При этом приоритетными направлениями в учебном процессе сохраняются лабораторные и практические занятия с усилением роли самостоятельной активности обучающихся.

На завершающем этапе обучения по ветеринарным специальностям наиболее перспективным считается выполнение дипломных работ и их защита на Государственной аттестационной комиссии.

По нашему мнению, новые тенденции высшего образования настоятельно требуют перехода от информативного к методологическому обучению на основе долгосрочного прогноза квалификационной характеристики специальности, отрас-

левой профессиональной квалификации специалистов и прежде всего их гражданской нравственности и коммуникабельности в обществе.

В последние годы в отраслях возрастает потребность в специальностях более узких производственных направлений. В ветеринарной практике такая специализация, например, необходима для предприятий птицеводческой отрасли, лабораторий ветсанэкспертизы на рынках, надзор Госветслужбы на границе и транспорте, таможенных терминалах.

Но глубокая специализация студентов возможна лишь в условиях тесной кооперации учебных вузов с крупными научно-исследовательскими учреждениями, располагающими хорошей кадровой, учебно-методической и научно-технической базой. Поэтому аграрно-технологический институт РУДН поддерживает творческие связи с ВНИИМП, ВИЭВ, ВНИИВМ и другими крупными научно-исследовательскими институтами с ветеринарными лабораториями, а также с боенскими и перерабатывающими предприятиями. Связь с такими учреждениями и предприятиями дает возможность улучшить профессиональную подготовку студентов и поднять общественный престиж ветеринарной специальности, а также заинтересованность отраслевых предприятий в сотрудничестве с нашим университетом.

Для специалистов, работающих в области ветеринарной медицины и ветсан-экспертизы, большое значение имеет современная квалификационная переподготовка ветврачей, позволяющая повысить уровень теоретических знаний и освоить современные методы обследования животных, исследований сырья и готовой продукции. Такую переподготовку в РУДН проводят на базе организованных методических центров и специализированных классов с привлечением ведущих ученых, высококвалифицированных специалистов научно-исследовательских институтов, лабораторий и предприятий, а также ответственных работников государственных ветеринарных учреждений и ведомств.

Сегодня необходимо учитывать, что подготовка и специализация ветеринарных врачей в вузах страны не должна отставать от быстро изменяющихся экономических и социальных отношений в обществе, своевременно предусматривать производственную потребность сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий в специалистах, способных эффективно проводить лечебно-оздоровительные мероприятия на фермах и инспекторский контроль на боенских и перерабатывающих предприятиях. Обеспечение населения животноводческой продукцией, безопасной для потребителей, становится приоритетом в деятельности не только предприятий и торговых организаций, но и учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области сельскохозяйственного производства и контроля продовольственных товаров на всех этапах оборота. В РУДН обучением студентов занимаются высококвалифицированные преподаватели, которые считают своим долгом вести подготовку ветеринарных специалистов, способных своевременно и квалифицированно выполнять поставленные перед ними задачи на любом производственном участке.

nnm^uKoe B.r. u dp. nogroTOBKa BeTepHHaprnix спeцнamстов b Py^H

TRAINING OF VETERINARY SPECIALISTS AT PFUR

V.G. Plyuschikov, Y.A. Vatnikov, V.E. Nikitchenko, I.G. Seregin

Agricultural and Technological Institute

Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 8/2, Moscow, Russia, 117198

The article sets out ways to improve the training of veterinary specialists and bachelors in veterinary medicine veterinary-sanitary examination to meet modern standards of agricultural and meat, fish products, dairy plants. We present new trends in teaching veterinary students with the transition from an informative to the methodological development of programs based on the forecast of the qualifying characteristics specialty industry, the professional training of specialists and civil morality on duty. Thus, greater use of elearning and online resources recommended.

Key words: student, program, training, processing plants, work programs, improvement, case studies, learning tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.