Научная статья на тему 'Подготовка ведущих сотрудников компании электросетевого комплекса к реализации задач внутрифирменного обучения методам и инструментам бережливого производства '

Подготовка ведущих сотрудников компании электросетевого комплекса к реализации задач внутрифирменного обучения методам и инструментам бережливого производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
электросетевая организация Республики Татарстан / человеческий капитал / бережливое производство / акмеологический подход / педагогическая деятельность / воспитывающее обучение / Electric grid enterprise in Tatarstan Republic – (JSC "Grid Company") / human capital assets / lean production / acmeological approach / pedagogical activity / educative training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснов Тимур Эдуардович, Челнокова Татьяна Александровна

Электросетевой комплекс играет огромную роль в экономике страны. Эффективность его деятельности зависит от многих факторов. Одним из них является степень готовности сотрудников компании решать сложные производственные задачи. В связи с этим огромное значение приобретает создание и развитие системы внутрифирменного обучения, подготовка собственных сотрудников для осуществления педагогической деятельности. Представляя опыт по организации обучения сотрудников методам и инструментам бережливого производства, авторы статьи стремятся обобщить его для определения теоретической основы развития внутрифирменного производства. Проблема исследования связана с поиском ответов на вопрос о методах отбора кандидатов, средствах и методах подготовки ведущих сотрудников компании к организации ими образовательного процесса внутри фирмы для максимально мобильного решения вопросов повышения квалификации ее сотрудников без отрыва от производства. Цель исследования: на основе теоретического анализа научной литературы по вопросам внутрифирменного обучения выявить и описать условия подготовки ведущих специалистов компании к педагогической деятельности. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что эффективная организация внутрифирменного обучения сотрудников компании инструментам и методам бережливого производства будет обеспечена, если осуществлен целенаправленный отбор и подготовка ведущих специалистов компании к организации образовательного процесса с учетом развитости их коммуникативных умений и навыков коммуникаций; организовано их целенаправленное погружение в педагогическую теорию, в проблемное поле образовательной задачи, которую необходимо решить для развития производства; ими осознана сущность и значимость возложенной на них функции и сформирована готовность к ее выполнению. Методологической основой исследования был обозначен акмеологический подход, с опорой на него обосновывались особенности подготовки кадров к педагогической деятельности для решения внутренних проблем компании. Представленный опыт ее организации может быть полезен для всех производственных объединений, стремящихся ускорить процесс интеграции новых знаний и навыков в деятельность своих сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснов Тимур Эдуардович, Челнокова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing key personnel of a power grid enterprise to implement the tasks of in-house training on methods and tools of the lean production

An integrated power grid plays a huge role in the country's economy. The efficiency of its work depends on many factors. One of them is the degree of the company employees’ readiness to settle the complicated production problems. For these purposes, the formation and development of an in-house training system and training internal staff to carry out the pedagogical activities are of great importance. Presenting the experience of the electric grid enterprise in Tatarstan Republic – (JSC "Grid Company") on organizing the training of employees on methods and tools in the lean production, the authors of the article try to generalize this experience in order to determine the theoretical basis for the development of inhouse production. The issue of research is connected with the search for answers to the question on the methods for selecting the candidates, on the means and methods of preparing the key personnel of the company to organize the educational process within the company for the most mobile solution of the issues on the on-job improving the qualifications of its employees. The purpose of research: based on the analysis of experience of the leading electric grid enterprise in Tatarstan Republic – (JSC "Grid Company"), and on the theoretical analysis of scientific literature on the issues of the in-house training, to identify and describe the conditions of preparing the company's key personnel for pedagogical agency. As a trial hypothesis, an assumption was made, that the effective organization of in-house training for the company employees on the tools and methods in the lean production can be ensured if the targeted selection and preparation of the company's leading specialists for organizing the educational process is carried out, taking into account the development of their communication abilities and skills; their targeted immersion into the pedagogical theory, into the problematic field of the educational task to be solved for the development of production is organized; they have realized the essence and significance of the function assigned to them, and they are ready to implement it. The methodological basis of the research is the acmeological approach; based on which, the specific features of the personnel training for the pedagogical activity to solve the internal problems of the company are substantiated. The presented experience of its implementation can be useful for all manufacturing institutions seeking to speed up the process of integrating the new knowledge and skills into the work of their employees.

Текст научной работы на тему «Подготовка ведущих сотрудников компании электросетевого комплекса к реализации задач внутрифирменного обучения методам и инструментам бережливого производства »



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 04 (апрель) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241057 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11057 УДК 37.013.21

Подготовка ведущих сотрудников компании электросетевого комплекса к реализации задач внутрифирменного обучения методам и инструментам бережливого производства

Preparing key personnel of a power grid enterprise to implement the tasks of in-house training on methods and tools of the lean production

Авторы статьи

L

Authors of the article

Краснов Тимур Эдуардович,

начальник отдела внедрения бережливого производства филиала АО «Сетевая Компания» - «Дирекция строящихся объектов», аспирант ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП)», г. Казань, Российская Федерация timurkrasnov.94@gmail.com ORCID: 0009-0003-7566-1030

Челнокова Татьяна Александровна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретической и инклюзивной педагогики чОу Во «Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП)», г. Казань, Российская Федерация nauka@zel.ieml.ru ORCID: 0009-0005-5521-7156

Конфликт интересов

L

Timur E. Krasnov,

Head of the Lean Production Implementation Department, Branch of JSC "Grid Company" - "Directorate of Facilities under Construction"; Postgraduate Student, Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov, Kazan, Russian Federation

timurkrasnov.94@gmail.com ORCID: 0009-0003-7566-1030

Tatyana A. Chelnokova,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department

of Theoretical and Inclusive Pedagogics, Kazan Innovative

University named after V.G. Timiryasov, Kazan, Russian

Federation

nauka@zel.ieml.ru

ORCID: 0009-0005-5521-7156

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Краснов Т. Э., Челнокова Т. А. Подготовка ведущих сотрудников компании электросетевого комплекса к реализации задач внутрифирменного обучения методам и инструментам бережливого производства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04. - С. 281-293. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241057.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11057

T. E. Krasnov, T. A. Chelnokova, Preparing key personnel of a power grid enterprise to implement the tasks of in-house training on methods and tools of the lean production // Scientific-methodological electronic journal "Kon-cept". - 2024. - No. 04. - P. 281-293. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241057.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11057

Поступила в редакцию Received 06.12.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 11.04.24

Принята к публикации Accepted for publication 11.04.24 Опубликована Published 30.04.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Краснов Т. Э., Челнокова Т. А., 2024

Аннотация

Электросетевой комплекс играет огромную роль в экономике страны. Эффективность его деятельности зависит от многих факторов. Одним из них является степень готовности сотрудников компании решать сложные производственные задачи. В связи с этим огромное значение приобретает создание и развитие системы внутрифирменного обучения, подготовка собственных сотрудников для осуществления педагогической деятельности. Представляя опыт по организации обучения сотрудников методам и инструментам бережливого производства, авторы статьи стремятся обобщить его для определения теоретической основы развития внутрифирменного производства. Проблема исследования связана с поиском ответов на вопрос о методах отбора кандидатов, средствах и методах подготовки ведущих сотрудников компании к организации ими образовательного процесса внутри фирмы для максимально мобильного решения вопросов повышения квалификации ее сотрудников без отрыва от производства. Цель исследования: на основе теоретического анализа научной литературы по вопросам внутрифирменного обучения выявить и описать условия подготовки ведущих специалистов компании к педагогической деятельности. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что эффективная организация внутрифирменного обучения сотрудников компании инструментам и методам бережливого производства будет обеспечена, если осуществлен целенаправленный отбор и подготовка ведущих специалистов компании к организации образовательного процесса с учетом развитости их коммуникативных умений и навыков коммуникаций; организовано их целенаправленное погружение в педагогическую теорию, в проблемное поле образовательной задачи, которую необходимо решить для развития производства; ими осознана сущность и значимость возложенной на них функции и сформирована готовность к ее выполнению. Методологической основой исследования был обозначен акмеологический подход, с опорой на него обосновывались особенности подготовки кадров к педагогической деятельности для решения внутренних проблем компании. Представленный опыт ее организации может быть полезен для всех производственных объединений, стремящихся ускорить процесс интеграции новых знаний и навыков в деятельность своих сотрудников.

Ключевые слова

Abstract

An integrated power grid plays a huge role in the country's economy. The efficiency of its work depends on many factors. One of them is the degree of the company employees' readiness to settle the complicated production problems. For these purposes, the formation and development of an in-house training system and training internal staff to carry out the pedagogical activities are of great importance. Presenting the experience of the electric grid enterprise in Tatarstan Republic - (JSC "Grid Company") on organizing the training of employees on methods and tools in the lean production, the authors of the article try to generalize this experience in order to determine the theoretical basis for the development of in-house production. The issue of research is connected with the search for answers to the question on the methods for selecting the candidates, on the means and methods of preparing the key personnel of the company to organize the educational process within the company for the most mobile solution of the issues on the on-job improving the qualifications of its employees. The purpose of research: based on the analysis of experience of the leading electric grid enterprise in Tatarstan Republic -(JSC "Grid Company"), and on the theoretical analysis of scientific literature on the issues of the in-house training, to identify and describe the conditions of preparing the company's key personnel for pedagogical agency. As a trial hypothesis, an assumption was made, that the effective organization of in-house training for the company employees on the tools and methods in the lean production can be ensured if the targeted selection and preparation of the company's leading specialists for organizing the educational process is carried out, taking into account the development of their communication abilities and skills; their targeted immersion into the pedagogical theory, into the problematic field of the educational task to be solved for the development of production is organized; they have realized the essence and significance of the function assigned to them, and they are ready to implement it. The methodological basis of the research is the acmeological approach; based on which, the specific features of the personnel training for the pedagogical activity to solve the internal problems of the company are substantiated. The presented experience of its implementation can be useful for all manufacturing institutions seeking to speed up the process of integrating the new knowledge and skills into the work of their employees.

Key words

электросетевая организация Республики Татарстан, Electric grid enterprise in Tatarstan Republic - (JSC "Grid

человеческий капитал, бережливое производство, ак- Company"), human capital assets, lean production, ac-

меологический подход, педагогическая деятель- meological approach, pedagogical activity, educative

ность, воспитывающее обучение training

Благодарности Щ Acknowledgements щ

Авторы выражают благодарность руководству АО «Сетевая Компания» за возможность проведения эксперимента.

The authors express their gratitude to the management of JSC "Grid Company" for the opportunity to conduct the experiment.

Введение / Introduction

Лозунг «Образование в течение всей жизни», обозначенный в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», определил актуальность поиска новых форм организации непрерывного образовательного процесса в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества, государства [1]. Сегодня образовательные отношения и образовательный процесс выходят за границы образовательных организаций, все чаще

их возникновение инициируется деятельностью самих производственных объединений. Крупным промышленным компаниям уже недостаточно организации тесного союза с учреждениями профессионального образования при решении кадровых проблем, интенсивность перемен современного мира требует мобильного решения возникающих вследствие их образовательных потребностей компании. Внутрифирменное обучение, обусловленное удовлетворением образовательных потребностей компаний, становится сегодня активно развивающимся процессом. В связи с этим возрастает актуальность научных исследований, теоретического обобщения опыта организации внутрифирменного обучения, актуальной стратегии управления человеческими ресурсами. Одной из проблем научного исследования становится проблема подготовки ведущих сотрудников компании к реализации задач внутрифирменного обучения, включение их в педагогическую деятельность по решению актуальных для фирмы образовательных задач. Процесс включения в педагогическую деятельность для специалистов-непедагогов сопряжен определенными трудностями, их преодоление обеспечит эффективность повышения профессиональных компетенций сотрудников компании при решении актуальных задач производства.

Обзор литературы / Literature review

Опорой нашего исследования стала литература по вопросам внутрифирменного обучения. Большое значение в организации современной практики внутрифирменного обучения имеет зарубежный опыт. Зарубежные модели внутрифирменного обучения проанализированы в работе Т. М. Трегубова и А. Р. Масалимовой [2]. Сравнение отечественного и зарубежного опыта внутрифирменного обучения проводят А. А. Грошева и О. С. Егорова [3].

Опыт внутрифирменного обучения в России описан в работе П. П. Новикова (автор дает описание опыта ряда российских компаний, например ОАО «Лукойл», ОАО «Северсталь» и др.) [4]. Проблемы эффективности и результативности обучения персонала фирмы раскрыты в статье М. В. Андрияновой [5]. В исследовании К. И. По-цикаловой отмечается роль внутрифирменных учебных центров в профессиональном росте сотрудников [6]. Рост конкурентной способности компании, благодаря организованному в ней обучению сотрудников, доказывают К. А. Татаринов и Е. Р. Белых [7]. Особый акцент на постоянное повышение квалификации персонала в создании условия успешности функционирования фирмы делает В. В. Яруков [8]. В поле зрения исследователей включается и дидактический потенциал обучения. Дидактическую основу внутрифирменного обучения исследуют в своей статье М. А. Сорочин-ский, М. В. Попов [9]. О проблеме технологий обучения говорится в статье А. В. Черепанова и Г. А. Рехтиной, авторы обращаются к исследованию возможностей тренинг-технологий в обучении персонала, делая ориентир на ее применение в развитии профессиональных компетенций сотрудников [10]. Анализ вышеперечисленных работ выявил актуальность проблемы подготовки специалистов компании к осуществлению ими педагогической деятельности в подготовке всех сотрудников фирмы к решению производственных задач, в том числе в области методов и инструментов бережливого производства.

В сферу интересов авторов данной статьи попала и проблема начала исследования вопросов внутрифирменного обучения. Теоретические основы организации внутрифирменного обучения начали формироваться еще в 70-е годы прошлого столетия. Американский ученый Д. Хинрич одним из первых дал определение данного

понятия [11]. В его определении внутрифирменное обучение призвано сформировать у работников те навыки, которые актуальны для успешной деятельности производства. Теоретические аспекты проблемы внутрифирменного обучения развивались в работах отечественных исследователей. Н. П. Беляцкий, излагая условия выживания предприятия и его развития, раскрывает актуальность управления персоналом, обучение персонала становится важной составляющей управления им [12]. Определенный интерес для нашего исследования представляло и мнение М. В. Герасимова, который изложил теоретические аспекты организации внутрифирменного обучения [13]. Одним из ведущих специалистов в области внутрифирменного обучения является сегодня А. Р. Масалимова. Ее работы построены на анализе отечественного опыта внутрифирменного обучения, его развитие в практике жизнедеятельности российских компаний может стать значимой основой развития производства в целом [14]. Нельзя не обратить внимания и на статью С. В. Тимофеева «Внутрифирменное обучение», в которой дается характеристика современного состояния проблемы внутрифирменного обучения [15]. С точки зрения темы настоящего исследования большое значение имели публикации, в которых поднимался вопрос профессионально-педагогических компетенций сотрудников фирмы для осуществления ими образовательной деятельности. Такие публикации позволяют увидеть процесс организации подготовки сотрудников фирмы к педагогической деятельности, позволяя осмыслить и собственный опыт. Отмеченная выше статья ценна и тем, что в ней поднимается проблема бережливого производства, отмечается возможность ее решения через организацию внутрифирменного обучения. Авторы статьи указывают на необходимость учитывать тот факт, что педагогическая деятельность «для внутрифирменных преподавателей не является основной... что многие из них не имеют психолого-педагогического образования» [16]. В организации собственного эксперимента при осознании данной проблемы были предусмотрены действия в ее решении.

О ценности организации внутреннего обучения для развития сотрудников пишут и иностранные авторы. В частности, Роб Пресс отмечает, что годность существующих навыков с каждым годом быстро устаревает, поэтому необходимо их непрерывное обновление, решение данной задачи становится возможным благодаря организации внутрифирменного обучения [17]. В зарубежных исследованиях отмечается, что внутреннее обучение становится основой для карьерного роста сотрудников [18]. Бесспорно, данное утверждение актуализирует значимость активной организации внутрифирменного обучения на всех российских предприятиях. В некоторых исследованиях поднимаются вопросы организации внутреннего обучения для подготовки специалистов определенных сфер деятельности (например, туризма и гостеприимства) [19]. Обращение к данной статье позволяет выделить общие проблемы для усиления эффективности процесса внутрифирменного обучения.

Анализ работ отечественных и зарубежных ученых показывает, что тема внутрифирменного обучения становится актуальным направлением исследования, привлекая интерес не только педагогов, но и экономистов. Осознание актуальности внутрифирменного обучения для повышения эффективности производства предопределяет актуальность дальнейших исследований в данной области.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Рассматривая проблему организации внутрифирменного обучения, мы опирались на акмеологический подход в работах А. А. Бодалева [20], А. А. Деркача [21], Н. В. Кузьминой

[22]. Акмеологический подход находит отражение и в работах нынешнего десятилетия. С позиции акмеологического подхода рассматривают педагогическую деятельность Б. у. Бай-закова, Н. Кадирова [23]. Настоящая публикация приобретает ценность с точки зрения проблемы подготовки специалистов фирмы для педагогической деятельности. Для проводимого исследования, направленного на изучение условий при подготовке ведущих специалистов фирмы к педагогической деятельности, интересной оказалась точка зрения А. А. Си-роткиной, которая обосновывает значение акмеологического подхода в педагогической деятельности [24]. С позиции данного подхода можно осмыслить процесс овладения уже состоявшимися специалистами знаниями в области педагогической науки для реализации их в практике внутрифирменного обучения сотрудников компании с учетом их степени взрослости.

Концепции образования взрослых в зарубежных источниках включают такие понятия, как '^dutf education" (образование взрослых), "continuing education" (продолженное образование), "recurrent education" (возобновляемое образование). В работе П. Джарвиса дается описание теории и практики образования взрослых [25]. Термин «продолженное образование» указывает на дополнительную профессиональную деятельность, освоение образовательных программ теми, кто уже имеет образовательную подготовку (A. Роджерс) [26]. Этот термин вполне применим к ведущим сотрудникам фирмы, проходящим дополнительную подготовку, в том числе в области педагогической теории и практики. Продолженное образование необходимо в связи с наложенными на них обязанностями организовать обучение всех сотрудников фирмы методам и инструментам бережливого производства.

Поднимая проблему подготовки ведущих специалистов компании к педагогической деятельности и организации образовательных отношений внутри фирмы, нельзя не обратиться к понятию «управление человеческими ресурсами». Именно процесс управления человеческими ресурсами делает востребованной организацию внутрифирменного обучения для повышения готовности сотрудников фирмы решать актуальные проблемы производства. В связи с этим методологически значима для настоящего исследования работа М. Армстронга, обращенная к вопросу управления человеческими ресурсами. В ней автор представляет программы, процессы и стратегии управления человеческими ресурсами, дает определение понятия «внутрифирменное обучение» [27]. Анализ материалов позволяет оценить актуальность идеи развития внутрифирменного обучения как эффективного средства решения образовательных потребностей не только фирмы, но и конкретной личности, готовой, благодаря приобретенным знаниям, к карьерному росту.

Методической базой исследования стали труды по вопросам внутрифирменного обучения, дидактической и организационно-методической основам его организации. На основе методов теоретического исследования (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования) была подготовлена концептуальная база эксперимента. Концептуальные идеи были заложены в основу подготовки ведущих специалистов фирмы к педагогической деятельности. Процесс подготовки специалистов-непедагогов к педагогической деятельности составил основу данного эксперимента. Его осуществление предполагало систему управленческих действий по подготовке и включению выбранных сотрудников в образовательную деятельность внутри компании. В качестве показателей результативности эксперимента были определены: уровень самооценки своей готовности к педагогической деятельности по завершению обучения прошедшими курс специалистами; результаты практического воплощения

приобретенных знаний и навыков в их популяризации в закрепленных за ними подразделениях компании.

В ходе проводимого исследования прошедшим специальную подготовку и включенным в педагогическую деятельность сотрудникам компании было предложено оценить степень сформированности у них ряда педагогических компетенций. С целью диагностики уровня самооценки была использована методика Г. Н. Казанцевой «Изучение общей самооценки», которая построена в форме традиционного опросника [28]. Испытуемым необходимо было выбрать один из предложенных вариантов ответа, который в наибольшей степени соответствовал их собственному поведению в аналогичной ситуации. Общий результат испытуемого по данной методике оценивался в интервале от -10 до +10, где показатель от -10 до -4 свидетельствовал о низкой самооценке; от -3 до +3 -об адекватной самооценке; от +4 до +10 - о высокой самооценке.

Исследование проводилось по итогам экспериментального курса «Особенности преподавания основ бережливого производства» на базе ЧОУ ДПО «Центр работ под напряжением» в г. Заинске для сотрудников АО «Сетевая Компания». В выборку вошли 12 специалистов структуры бережливого производства - будущих преподавателей внутрикорпоративного курса.

В ходе исследования мы получили следующие показатели самооценки готовности к педагогической деятельности у будущих преподавателей курса. Полученные результаты представлены на рисунке.

Распределение испытуемых по уровню самооценки их готовности к преподавательской деятельности

На основе проведенного замера нельзя утверждать, что у всех приступающих к преподавательской деятельности сотрудников сформирована самооценка готовности к ней. Однако наблюдение за их включением в популяризацию знаний в области бережливого производства позволило позитивно оценить постепенное формирование опыта педагогической деятельности. Повысилась их готовность к обучению других специалистов фирмы. Обязательной частью проводимого эксперимента стало консультативное сопровождение осуществляющих педагогическую деятельность сотрудников фирмы со стороны образовательных организаций высшего образования: КФУ, КИУ им. В. Г. Тимирясова.

Результаты исследования / Research results

от -10 до -4 ■ от -3 до +3 от 4 до 10

Организация внутрифирменного обучения связана с подготовкой штатного персонала к решению актуальных задач производства, совершенствованию технических навыков, развитию личностных компетенций сотрудников. Особо востребованным оказывается персонализированный подход в обучении, «способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором обучающийся выступает субъектом учебной деятельности» [29]. Одной из форм персонализированного обучения выступает дифференцированный подход, предполагающий учет интересов, потребностей и способностей обучаемого. Определяя сотрудников фирмы, на которых будет возложена задача обучения других специалистов компании, необходимо учитывать собственные интересы и желания человека выступить в роли транслятора знаний в среде сослуживцев. При этом необходимо вооружить их новыми знаниями, умениями и навыками. Ведь для того, чтобы вовлечь сотрудников компании в образовательный процесс, в котором они выступили бы в роли субъектов образовательных отношений, недостаточно только административных ресурсов, особое значение имеют педагогические умения специалиста, на которого возложено обучение сотрудников компании. В связи с этим особое значение приобретает задача подготовки ведущих специалистов компании к осуществлению педагогической деятельности. Для ее решения возможно привлечение внешних специалистов, представителей высших учебных заведений и научных институтов. Инвестируя средства в повышение готовности отдельных специалистов компании к решению актуальных образовательных задач, компания сможет сделать непрерывным, без отрыва от производства, процесс повышения квалификационных умений всех сотрудников.

Среди актуальных умений, которыми должен овладеть специалист с возложенной на него функцией преподавания, - умение пробудить и поддержать потребность в обучении у закрепленных за ним сотрудников компании.

Формирование навыков эффективной деловой коммуникации имеет огромное значение для реализации педагогической функции, поэтому все сотрудники АО «Сетевая Компания», на которых возложили обязанность повышения знаний работников фирмы в области бережливого производства, прошли обучающий курс на тему «Искусство публичных выступлений» на базе Высшей школы бизнеса Казанского (Приволжского) федерального университета. Повышение уровня владения коммуникативными навыками, навыками публичных выступлений призвано повысить качество внутрифирменного обучения, проводимого специалистами, на которых возложено обучение сотрудников компании в области изучения методов и инструментов бережливого производства. Ценность знаний в области бережливого производства для организации определяет актуальность их освоения всеми сотрудниками фирмы. Использование ими инструментов и методов бережливого производства в трудовой деятельности станет основой эффективности производства.

Однако, кроме экономического эффекта, включение всех работающих в компании в образовательный процесс положительно повлияет и на личностное развитие сотрудников, скажется на установках их сознания, будет способствовать развитию творческого мышления, формированию и дальнейшему развитию корпоративной культуры бережливости. Подготовка отдельных сотрудников к педагогической деятельности в рамках организации внутрифирменного обучения, выстроенная каскадная система охвата обучением всех работников с обязательным контролем освоенных знаний могут стать факторами положительного экономического эффекта.

В таблице представлены затраты на обучение сотрудников Электросетевой организации Республики Татарстан.

№ п/п Затраты на проведение обучения на 1 сотрудника, тыс. р. Потребность в проведении обучения (количество человек) Сумма затрат на обучение всего персонала компании, тыс. р. Сумма затрат на обучение группы из 12 сотрудников для реализации педагогической функции, тыс. р.

1 42,8 7000 299600,0 513,6

Сегодня в организации внутрифирменного обучения активно используется метод проектов. Как отмечают Н. И. Кузьменко и В. И. Москаленко, «многие работодатели отдают предпочтение данному методу как раз за рациональное сочетание теории и практики, так как не готовы уделять большое количество рабочего времени на их изучение по отдельности» [30]. Опыт деятельности АО «Сетевая Компания» доказывает возможность включения метода проектов в обучение специалистов компании при решении актуальных задач, связанных с развитием компании, с применением инструментов и методов бережливого производства. В частности, в процессе организации внутрифирменного обучения методам и инструментам бережливого производства ежегодно в АО «Сетевая Компания» реализуется около 80 проектов как с качественным, так и с экономическим эффектами. Вот некоторые их них: «Реализация на существующем оборудовании АСУТП функций межсетевого экрана и криптографической защиты информации»; «Оказание услуг сторонним организациям по выполнению работ методом РПН»; «Формирование стандарта предприятия по обеспечению ремонтного комплекта в автомобилях ОВБ» и т. д.

В рамках академической и профессиональной подготовки ведущих специалистов фирмы к реализации обучающей деятельности был сделан акцент на развитие у них педагогических компетенций. Компетентностное развитие происходило и по мере включения их в педагогическую деятельность по обучению всех сотрудников методам и инструментам бережливого производства. В реализации данного направления обучения сотрудников электросетевой компании была разработана программа, учитывающая и содержание нормативных документов (ГОСТР ИСО 10015-2021), и современные достижения науки, в том числе в области внутрифирменного обучения [31]. Разработанная программа и планы учебных занятий стали результатом собственной готовности прошедших специальную подготовку сотрудников компании к преподавательской деятельности. В ее реализации потребовались особые умения и способности, которые им необходимо было развивать в себе для обеспечения эффективности обучения других методам и инструментам бережливого производства.

Внутрифирменное обучение, реализуемое в практике АО «Сетевая Компания», ориентировано на формирование и использование конкретных знаний, навыков, умений человека в качестве источников будущих доходов компании, полученных за счет экономии ресурсов. Овладение новыми знаниями, развитие профессиональных навыков и умений - это развитие человеческого капитала компании; вкладывая в этот процесс определенные ресурсы, компания усиливает свою эффективность. Теория человеческого капитала, разработанная лауреатами Нобелевской премии Т. Шуль-цем, Г. Беккером, сторонниками свободной конкуренции и ценообразования, играет

важную роль в развитии экономики всех стран [32]. Осознание ценности того капитала, который образуется сотрудниками компании в процессе их обучения, становится одним из требований для тех, на кого возложена миссия обучения. Несомненно, что при правильном, грамотном, построенном с учетом современных педагогических теорий обучении взрослых можно добиться решения важных экономических и технических задач. В связи с этим особую ценность для осуществляющих педагогическую деятельность сотрудников фирмы представляет знание роли мотивации в деятельности, поэтому так важно при передаче знаний стимулировать мотивационную готовность обучающихся специалистов компании применять их в процессе производственной деятельности.

Любое обучение, в том числе организованное внутри фирмы, должно носить воспитывающий характер. Идеи воспитывающего обучения сформулировал еще немецкий педагог И. Ф. Герберт. Они получили развитие и в трудах отечественных исследователей Б. А. Бенедиктова [33], И. Я. Лернера [34], Х. Лийметс [35] и др. Академик В. М. Коротков отмечал огромное значение содержания обучения для решения задач воспитания [36]. Содержание курса «Методы и инструменты бережливого производства» может быть использовано для воспитания у сотрудников компании таких качеств личности, которые смогут обеспечить сокращение затрат на производстве. Осуществление воспитывающей направленности в обучении членов единого коллектива предъявляет особые требования к тем, кто реализует процесс обучения. Важными в их педагогической деятельности становятся конструктивность общения, коммуникабельность, эмпатийность как умение понять и почувствовать другого человека. Акцент на формировании корпоративной культуры работников компании как залога успешности решения производственных задач становится обязательной частью педагогического взаимодействия между тем, кто выступает в роли обучающего, и тем, кто обучается. Умение установить контакт, убедить в доли ответственности каждого сотрудника за удачи и неудачи производства - это одна из составляющих задач внутрифирменного обучения и воспитания.

Личностное развитие сотрудников компании, проводящих процесс обучения, -одно из условий эффективности их труда в образовательной деятельности. Понимание важности саморазвития, самоорганизации в реализации педагогической деятельности по проблемам бережливого производства - показатель состоятельности того, на кого была возложена функция обучения. А для компании это решение актуальных задач производства. В. В. Тонконогов и П. И. Ананченкова говорят о влиянии корпоративных программ обучения на развитие сотрудников и эффективность самой компании [37]. Опыт АО «Сетевая Компания» позволяет принять данное утверждение, широкий охват сотрудников компании обучением по программе «Методы и инструменты бережливого производства» позволил снизить неоправданные затраты.

Заключение / Conclusion

Концепция бережливого производства - это рационализация бизнес-процессов, выявление скрытых потерь компании. Экономический фактор тесно пересекается здесь с человеческим фактором, что предполагает активность действий любой организации в повышении культуры сотрудников в области бережливого производства. Формируя содержание их обучения с анализом дефиниций понятия «бережливое производство», механизмов, методов, инструментов бережливого производства, учитывая и воспитательный эффект обучения, компания может значительно сократить свои затраты, сделать

производство более эффективным. Успешность развития системы внутрифирменного обучения предполагает специальную подготовку некоторых ее специалистов для реализации ими педагогической деятельности. Подготовленные специалисты компании могут стать проводниками востребованных для экономической эффективности знаний среди всех сотрудников. Постигая методологические, дидактические основы педагогической деятельности, сущность теории воспитания, такие специалисты будут готовы к решению актуальных задач производства. Акмеологический подход внутрифирменного обучения может стать основой организационной культуры предприятия [38]. Обращение к нему при реализации эксперимента по обучению вновь принятых сотрудников АО «Сетевая Компания» способствовало повышению готовности сотрудников к разработке проектов, реализация которых стала основой оптимизации производства. Экспериментальное исследование показало, что включение в подготовку специалистов, на которых возложена преподавательская функция, содержания педагогического образования с ориентацией его на актуальные педагогические компетенции несет большой экономический и качественный эффект. И это напрямую связано с личностными изменениями сотрудников компании.

Ссылки на источники / References

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Трегубова Т. М., Масалимова А. Р. Зарубежные модели дополнительного профессионального образования: теоретико-методологический анализ: науч.-метод. пособие. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2013. - 66 с.

3. Грошева А. А., Егорова О. С. Отечественный и зарубежный опыт организации внутрифирменного обучения персонала // Актуальные аспекты обеспечения конкурентоспособности организаций в условиях перехода к цифровой экономики: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Курск, 2019. - С. 107-110.

4. Новиков П. П. Российский опыт внутрифирменного профессионального обучения персонала // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 5. - С. 3-14.

5. Андриянова М. В. Внутрифирменное обучение персонала России: тенденции и перспективы // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Т. 7. - № 2 (23). - С. 27-30.

6. Поцикалова К. И. Роль внутрифирменных учебных центров в эффективности деятельности организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 2691-2695. - URL: http://e-koncept.ru/2017/970865.htm

7. Татаринов К. А., Белых Е. Р. Рост конкурентоспособности компании через обучение сотрудников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - № 3(36). - С. 271-273.

8. Яруков В. В. Программа адаптации персонала в качестве элемента системы корпоративного обучения // Синергия Наук. - 2020. - № 49. - С. 237-244.

9. Сорочинский М. А., Попов М. В. Дидактический потенциал корпоративного обучения (на примере Сберуни-верситета) // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - Вып. 71. - Ч. 2. - С. 275-277.

10. Черепанов А. В., Рехтина Г. А. Тренинг-технология как фактор успешности внутриорганизационного обучения и развития человеческих ресурсов: методологический аспект // Профессиональное образование в современном мире. - 2020. - Т. 10. - № 2. - С. 3855-3869.

11. Hinrichs J. Personnel training. Chapter 19 // Handbook of organisational and industrial psychology / ed. M. D. Dunnette. - Chicago Rand: McNally, 1976. - Р. 189.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Беляцкий Н. П. Управление персоналом: учеб. - Минск: Современная школа, 2015. - 448 с.

13. Герасимов М. В. Внутрифирменное обучение: теоретический аспект // Молодой ученый. - 2016. - № 5. -С. 319-323.

14. Масалимова А. Р. Внутрифирменная подготовка специалистов технического профиля в интегрированной системе «наука - образование - производство» // Alma-Mater. - 2011. - № 12. - С. 72-75.

15. Тимофеев С. В. Внутрифирменное обучение // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XXXVI Междунар. науч.-практ. конф : в 2 ч. Ч. 1. - Пенза, 2020. - С. 121-123.

16. Колзина А. Г., Шихова О. Ф., Гареева А. А. и др. Структура и содержание профессионально-педагогической компетенции преподавателей сферы внутреннего обучения // Образование и наука. - 2022. - Т. 24. - № 4. - С. 40.

17. Press R. Why In-house employee training and development is critical for sustainable business growth. - 2021. -URL: https://www.togetherplatform.com/blog/employee-training-and-development-in-house

18. How in-house training prepares staff to step up. - URL: https://www.ft.com/content/5b962c22-1db7-4fc5-8696-5ca9efd52772

19. Fuchs K. An interview study to explore the perceived usefulness of in-house training programs in tourism and hospitality education // Heliyon. - 2022. - 8. - e12547. - Р. 3-6.

20. Бодалев А. А., Васина Н. В. Акмиология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? - М.: Речь, 2010. - 224 с.

21. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 752 с.

22. Кузьмина Н. В. Акмеологическая концепция развития продуктивной компетентности специалиста. - СПб.; Ковров, 2008. - 62 с.

23. Байзакова Б. У., Кадирова Н. Становление и развитие будущего преподавателя с точки зрения акмеологиче-ского подхода // Мировая наука. - 2023. - № 5(74). - С. 71-75.

24. Сироткина А. А. Изучение педагогического потенциала в рамках акмеологического подхода // Достижение науки и образования. - 2023. - № 2(89). - С. 38-41.

25. Jarvis P. Adult education and lifelong learning: theory and practice. - London; New York: Routledge Falmer, 2004. -P. 144.

26. Rogers J. Adults Learning. - Milton Keynes, 2008. - 194 р.

27. Армстронг М. Главный учебник HR в мире. Электронный учебник. - 2011. - URL: https://7books.ru/maykl-armstrong-glavnyy-uchebnik-hr

28. Казанцева Г. Н. Изучение общей самооценки. - URL: http://cdk-detstvo.centerstart.ru/sites/cdkdetstvo.centerstart.ru/files/samoocenka_metodika_kazancevoy.pdf

29. Рассказова О. А. Персонализированное обучение как современная тенденция корпоративного обучения // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики, торговли: сб. тр. Всерос. науч. и учеб.-практ. конф.: в 3 ч. Ч. 3. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. - С. 72.

30. Кузьменко Н. И., Москаленко В. В. Использование проектов в корпоративном обучении сотрудников // Территория науки. - 2020. - № 3. - С. 18.

31. ГОСТР ИСО 10015-2021 Системы менеджмента качества, Руководящие указания по менеджменту компетентности и развития персонала. - М.: Российский институт стандартизации. - 2022. - 12 с. - URL: https://files.stroyinf.ru/Data/769/76922.pdf

32. Довбенко М. В., Осик Ю. И. Современные экономические теории в трудах нобелиантов. - М.: Изд-во Академии естествознания, 2011. - 305 с.

33. Бенедиктов Б. А. Психологические основы воспитывающего обучения в вузе. - Минск: МГПИ иностранных языков, 1977. - 89 с.

34. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980. - 96 с.

35. Лийметс Х. Как воспитывает процесс обучения? - М.: Знание, 1982. - 96 с.

36. Коротов В. М. Воспитывающее обучение. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.

37. Тонконогов В. В., Ананченкова П. И. Влияние корпоративных программ обучения на развитие сотрудников и эффективность самой компании // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). -2022. - № 4 (57). - С. 42-49.

38. Дубиненкова Е. Н. Внутрифирменное обучение как фактор формирования организационной культуры предприятия малого бизнеса: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05, 19.00.03. - Ярославль, 2004. - 227 с.

1. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" ot 29.12.2012 № 273-FZ [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated 12/29/2012 No. 273-FL]. Available at: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/ (in Russian).

2. Tregubova, T. M., & Masalimova, A. R. (2013). Zarubezhnye modeli dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya: teoretiko-metodologicheskij analiz [Foreign models of additional professional education: theoretical and methodological analysis]: nauch.-metod. posobie, Izdatel'stvo "Danis" IPP PO RAO, Kazan', 66 p. (in Russian).

3. Grosheva, A. A., & Egorova, O. S. (2019). "Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt organizacii vnutrifirmennogo obucheniya personala" [Domestic and foreign experience in organizing in-house personnel training], Aktual'nye aspekty obespecheniya konkurentosposobnosti organizacij v usloviyah perekhoda k cifrovoj ekonomiki: sb. materi-alov Vseros. nauch.-prakt. konf, Kursk, pp. 107-110 (in Russian).

4. Novikov, P. P. (2011). "Rossijskij opyt vnutrifirmennogo professional'nogo obucheniya personala" [Russian experience of in-house professional training of personnel], Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki, № 5, pp. 3-14 (in Russian).

T. Э. Красно6, T. A. MeAnoKoBa

5. Andriyanova, M. V. (2018). "Vnutrifirmennoe obuchenie personala Rossii: tendencii i perspektivy" [In-house personnel training in Russia: trends and prospects], Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie, t. 7, № 2 (23), pp. 27-30 (in Russian).

6. Pocikalova, K. I. (2017). "Rol' vnutrifirmennyh uchebnyh centrov v effektivnosti deyatel'nosti organizacii" [The role of in-house training centers in the efficiency of the organization], Nauchno-metodicheskij elektronnyjzhurnal "Kon-cept", t. 39, pp. 2691-2695. Available at: http://e-koncept.ru/2017/970865.htm (in Russian).

7. Tatarinov, K. A., & Belyh, E. R. (2021). "Rost konkurentosposobnosti kompanii cherez obuchenie sotrudnikov" [Increasing the company's competitiveness by means of employee training], Azimut nauchnyh issledovanij: pedagog-ika i psihologiya, t. 10, № 3(36), pp. 271-273 (in Russian).

8. Yarukov, V. V. (2020). "Programma adaptacii personala v kachestve elementa sistemy korporativnogo obucheniya" [Personnel adaptation program as an element of the corporate training system], Sinergiya Nauk, № 49, pp. 237244 (in Russian).

9. Sorochinskij, M. A., & Popov, M. V. (2021). "Didakticheskij potencial korporativnogo obucheniya (na primere Sber-universiteta) [Didactic potential of corporate training (the case study of Sber University)], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, vyp. 71, ch. 2, pp. 275-277 (in Russian).

10. Cherepanov, A. V., & Rekhtina, G. A. (2020). "Trening-tekhnologiya kak faktor uspeshnosti vnutriorganizacionnogo obucheniya i razvitiya chelovecheskih resursov: metodologicheskij aspect" [Training technology as a factor in the success of in-house training and human resource development: methodological aspect], Professional'noe obra-zovanie v sovremennom mire, t. 10, № 2, pp. 3855-3869 (in Russian).

11. Hinrichs, J. (1976). "Personnel training. Chapter 19", in Dunnette, M. D. (ed.). Handbook of organisational and industrial psychology, McNally, Chicago Rand, p. 189 (in English).

12. Belyackij, N. P. (2015). Upravlenie personalom [Personnel Management]: ucheb, Sovremennaya shkola, Minsk, 448 p. (in Russian).

13. Gerasimov, M. V. (2016). "Vnutrifirmennoe obuchenie: teoreticheskij aspect" [In-house training: theoretical aspect], Molodoj uchenyj, № 5, pp. 319-323.

14. Masalimova, A. R. (2011). "Vnutrifirmennaya podgotovka specialistov tekhnicheskogo profilya v integrirovannoj sisteme "nauka - obrazovanie - proizvodstvo" [In-house training of technical specialists in the integrated system "science - education - production"], Alma-Mater, № 12, pp. 72-75 (in Russian).

15. Timofeev, S. V. (2020). "Vnutrifirmennoe obuchenie" [In-house training], Fundamental'nye i prikladnye nauchnye issledovaniya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii: sb. st. XXXVI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf: v 2 ch. Ch. 1, Penza, pp. 121-123 (in Russian).

16. Kolzina, A. G., Shihova, O. F., Gareeva, A. A. et al. (2022). "Struktura i soderzhanie professional'no-pedagogicheskoj kompetencii prepodavatelej sfery vnutrennego obucheniya" [Structure and content of professional and pedagogical competence of teachers in the field of in-house training], Obrazovanie i nauka, t. 24, № 4, p. 40 (in Russian).

17. Press, R. (2021). Why In-house employee training and development is critical for sustainable business growth. Available at: https://www.togetherplatform.com/blog/employee-training-and-development-in-house (in English).

18. How in-house training prepares staff to step up. Available at: https://www.ft.com/content/5b962c22-1db7-4fc5-8696-5ca9efd52772 (in English).

19. Fuchs, K. (2022). "An interview study to explore the perceived usefulness of in-house training programs in tourism and hospitality education", Heliyon, 8, e12547, pp. 3-6 (in English).

20. Bodalev, A. A., & Vasina, N. V. (2010). Akmiologiya. Nastoyashchij chelovek. Kakov on i kak im stanovyatsya? [Real man. What is he like and how do you become one?] Rech', Moscow, 224 p. (in Russian).

21. Derkach, A. A. (2004). Akmeologicheskie osnovy razvitiya professionala [Acmeological foundations of professional development], Izd-vo Mosk. psihol.-soc. in-ta, Moscow; NPO "MODEK", Voronezh, 752 p. (in Russian).

22. Kuz'mina, N. V. (2008). Akmeologicheskaya koncepciya razvitiya produktivnoj kompetentnosti specialista [Acmeological concept of developing the productive competence of a specialist], St. Petersburg, Kovrov, 62 p. (in Russian).

23. Bajzakova, B. U., & Kadirova, N. (2023). "Stanovlenie i razvitie budushchego prepodavatelya s tochki zreniya ak-meologicheskogo podhoda" [Formation and development of the pre-service teacher from the point of view of the acmeological approach], Mirovaya nauka, № 5(74), pp. 71-75 (in Russian).

24. Sirotkina, A. A. (2023). "Izuchenie pedagogicheskogo potenciala v ramkah akmeologicheskogo podhoda" [Studying pedagogical potential within the framework of the acmeological approach], Dostizhenie nauki i obrazovaniya, № 2(89), pp. 38-41 (in Russian).

25. Jarvis, P. (2004). Adult education and lifelong learning: theory and practice, London, Routledge Falmer, New York, p. 144 (in English).

26. Rogers, J. (2008). Adults Learning, Milton Keynes, 194 p. (in English).

27. Armstrong, M. (2011). Glavnyj uchebnik HR v mire. Elektronnyj uchebnik [The main HR textbook in the world. Electronic textbook]. Available at: https://7books.ru/maykl-armstrong-glavnyy-uchebnik-hr (in Russian).

28. Kazanceva, G. N. Izuchenie obshchej samoocenki [Study of general self-assessment]. Available at: http://cdk-detstvo.centerstart.ru/sites/cdkdetstvo.centerstart.ru/files/samoocenka_metodika_kazancevoy.pdf (in Russian).

29. Rasskazova, O. A. (2020). "Personalizirovannoe obuchenie kak sovremennaya tendenciya korporativnogo obucheniya" [Personalized training as a modern trend in corporate training], Fundamental'nye i prikladnye issle-dovaniya v oblasti upravleniya, ekonomiki, torgovli: sb. tr. Vseros. nauch. i ucheb.-prakt. konf.: v 3 ch. Ch. 3, POLITEKH-PRESS, St. Petersburg, p. 72 (in Russian).

30. Kuz'menko, N. I., & Moskalenko, V. V. (2020). "Ispol'zovanie proektov v korporativnom obuchenii sotrudnikov" [Using projects in corporate employee training], Territoriya nauki, № 3, p. 18 (in Russian).

31. (2022). GOSTR ISO 10015-2021 Sistemy menedzhmenta kachestva, Rukovodyashchie ukazaniya po menedzhmentu kompetentnosti i razvitiya personala [GOST R ISO 10015-2021 Quality Management Systems, Guidelines for competence management and personnel development], Rossijskij institut standartizacii, Moscow, 12 p. Available at: https://files.stroyinf.ru/Data/769/76922.pdf (in Russian).

32. Dovbenko, M. V., & Osik, Yu. I. (2011). Sovremennye ekonomicheskie teorii v trudah nobeliantov [Modern economic theories in the works of Nobelists], Izd-vo Akademii estestvoznaniya, Moscow, 305 p. (in Russian).

33. Benediktov, B. A. (1977). Psihologicheskie osnovy vospityvayushchego obucheniya v vuze [Psychological foundations of educational training at a university], MGPI inostrannyh yazykov, Minsk, 89 p. (in Russian).

34. Lerner, I. Ya. (1980). Process obucheniya i ego zakonomernosti [The learning process and its patterns], Znanie, Moscow, 96 p. (in Russian).

35. Lijmets, H. (1982). Kak vospityvaet process obucheniya? [How does the learning process educate?] Znanie, Moscow, 96 p. (in Russian).

36. Korotov, V. M. (1980). Vospityvayushchee obuchenie [Educational training], Prosveshchenie, Moscow, 192 p. (in Russian).

37. Tonkonogov, V. V., & Ananchenkova, P. I. (2022). "Vliyanie korporativnyh programm obucheniya na razvitie sotrudnikov i effektivnost' samoj kompanii" [The impact of corporate training programs on employee development and the effectiveness of the company], Vestnik BIST(Bashkirskogo instituta social'nyh tekhnologij), № 4 (57), pp. 4249 (in Russian).

38. Dubinenkova, E. N. (2004). Vnutrifirmennoe obuchenie kak faktor formirovaniya organizacionnoj kul'tury predpri-yatiya malogo biznesa [In-house training as a factor in the formation of the organizational culture of a small business company]: dis.... kand. psihol. nauk: 19.00.05,19.00.03, Yaroslavl', 227 p. (in Russian).

Вклад авторов

Т. Э. Краснов - проведение эксперимента и его описание в результатах исследования, заключение.

Т. А. Челнокова - аннотация, введение, библиографический обзор, методологическая и теоретическая база исследования.

Contribution of the authors

T. E. Krasnov - conducting the experiment and its description in the research results, conclusion.

T. A. Chelnokova - abstract, introduction, bibliographic review, methodological and theoretical basis of the research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.